Учебная программа
рабочая программа на тему

Прудникова Татьяна Николаевна

Любовь к Родине надо начинать воспитывать с любви к родной природе.

Поскольку изменения в современном обществе наряду с очевидным прогрессом таят в себе серьезность экологических последствий, тесное общение человека с природой является необходимостью. Чем раньше включить ребенка в активное познание своей малой родины, тем прочнее будет заложена в его сердце доброта, любовь к природе и бережное отношение к ней – прочная основа будущей жизни.

Формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целе­сообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окру­жающей природе невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Необ­ходимо изучать природу своего края, оценивать ее состояние и проводить практическую работу по ее сохранению.

Жизнь требует не на словах, а на деле создания условий для форми­рования Человека, Личности, Гражданина.

     Становление экологической культуры личности становится стержнем нового образования.

При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования, ФГОС общего образования второго поколения к организации внеурочной деятельности, анализ социального заказа, рекомендации специалистов в данной области. Программа разработана в соответствии с планом работы образовательной организации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_prudnikovoy_t.n.doc303.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленское областное государственное бюджетное                                                      учреждение дополнительного образования

«Станция юных натуралистов»

                                                                                                 

                                                                 

Принято на заседании                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета  СОГБОУ ДОД                                          Директор СОГБОУ ДОД  

«Станция  юннатов»                                                                            «Станция юннатов»                                                                                                                                                         Протокол от 27.08.2015 г. № 7                                                              __________В.Д. Ивин

                                                                                                                  Приказ от «27» августа 2015 г.  

                                                                                                                  № 32 – Осн.                          

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

 «Тропинками природы»

Разработана: педагогом ДО

Прудниковой Т.Н.

                              Срок реализации: 1 год

                                                             Возрастной состав учащихся: 7-9 лет

                                                             

Смоленск, 2015 г.                                                    

                                                                                                                                                                                       

Оглавление

1.Пояснительная записка

  1. Актуальность программы
  2. Новизна программы
  3. Цель и задачи программы
  4. Нормативная база программы
  5. Критерии отбора содержания программы
  6. Структура программы
  7. Ожидаемые результаты программы
  8. Возраст учащихся и режим занятий
  9. Формы и методы обучения
  10. Контроль результатов обучения. Формы и критерии оценки результатов.
  11. Условия реализации программы.

2.Учебно – тематический план

2.1. Учебный план 1-го года обучения

2.2. Учебно – тематический план 1-го года обучения

3. Содержание программы

3.1.Содержание 1-го года занятий

4. Диагностика достижений

5. Охрана жизни и здоровья учащихся

6. Методическое обеспечение программы

7. Материально – техническое обеспечение

8. Литература

9. Приложения

Введение

Любовь к Родине надо начинать воспитывать с любви к родной природе.

Поскольку изменения в современном обществе наряду с очевидным прогрессом таят в себе серьезность экологических последствий, тесное общение человека с природой является необходимостью. Чем раньше включить ребенка в активное познание своей малой родины, тем прочнее будет заложена в его сердце доброта, любовь к природе и бережное отношение к ней – прочная основа будущей жизни.

Формирование прочных знаний, умений, навыков экологически целесообразного поведения, этических норм и принципов отношения к окружающей природе невозможно в рамках только классно-урочной системы. Необходимо расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Необходимо изучать природу своего края, оценивать ее состояние и проводить практическую работу по ее сохранению.

Жизнь требует не на словах, а на деле создания условий для формирования Человека, Личности, Гражданина.

     Становление экологической культуры личности становится стержнем нового образования.

При разработке программы учитывались все современные требования к программам дополнительного образования, ФГОС общего образования второго поколения к организации внеурочной деятельности, анализ социального заказа, рекомендации специалистов в данной области. Программа разработана в соответствии с планом работы образовательной организации.

                                             Пояснительная записка

      Актуальность программы обусловлена тем, что она предусматривает не только экологическое просвещение учащихся, но и формирование мотивации у детей оказывать посильную помощь природе. Занимаясь по данной программе, дети научатся бережно относиться к главному природному богатству – лесу.

Предлагаемая образовательная программа представляет собой систему занятий по изучению природы родного края.

Следовательно, содержание программы построено на базе багажа знаний  детей, полученного ими в дошкольной образовательной организации и полностью удовлетворяет образовательные потребности учащихся. Это происходит за счет разработки индивидуального образовательного плана, нацеленного на формирование совокупности образовательных запросов, значимых для учащегося, его родителей и соответствующих социальным ожиданиям, а также средств, форм и последовательности их реализации.

 Процесс обучения основывается на совместной деятельности педагога и ребенка по освоению комплекса знаний, умений и навыков. Кроме того, в программе предусмотрена совместная практическая работа учащихся и руководителя с первых тем. Объяснение, совмещенное с практикой, дает лучшие результаты. Сочетаются индивидуальная и групповая формы работы, что создает максимальную занятость всех учащихся.

В основу содержания программы положены теоретические занятия, практические работы, наблюдения, опыты, тематика которых составлена по периодам в соответствии с сезонностью выполнения работ. Теоретическая основа дается как в процессе наблюдений, опытов, практических работ, так и вне их.

Экскурсии в природу дают возможность расширить и углубить интересы учащихся.

В программе предусмотрены занятия по фенологии; приобщение членов объединения к ведению фенологического дневника наблюдений за изменениями в природе.

Педагогическая целесообразность программы заключается во введении нового теоретического материала, которое вызвано требованиями творческой практики, что является эффективным для индивидуального творческого развития детей – ребенок сам учится формулировать задачу, новые знания теории помогают ему в процессе решения этой задачи, что позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус и ведет к более глубокому усвоению теоретического материала.

Аналитическая деятельность учащихся является немаловажной для необходимости делать выводы по окончании работ и определения дальнейших целей и задач.        

Разнообразие изучаемых объектов и тем работы способствует выявлению наклонностей и интересов учащихся. Наиболее заинтересованные учащиеся могут получить индивидуальные, самостоятельные работы, направленные на подготовку и защиту творческих проектов и  работ.           

        Приобщение учащихся к учебно-исследовательской деятельности в естественных природных системах является необходимым и, тем не менее, достаточно редким явлением в современном экологическом образовании. Не имея возможности общаться с природой напрямую, не присутствуя в ней хотя бы раз в неделю, городской школьник быстро перестаёт ориентироваться в тех теоретических знаниях, которые он получает из учебной литературы.

Программа "Тропинками природы" имеет естественнонаучную направленность. По мере освоения программы воспитанники подключаются к проведению систематической мониторинговой научной работы, начинают самостоятельно анализировать собранный материал. В результате они приобретают знания о природном разнообразии жизненных форм и видов живых организмов, ориентируются в причинах и следствиях наблюдаемых явлений. Помимо этого, воспитанники овладевают принципами экологической этики, являющейся основой для формирования экологической культуры и мировоззрения личности ХХI века.

Новизна программы

      Новизна программы определяется ее содержанием и состоит в том, что впервые разработана дополнительная образовательная программа данной тематики – «Тропинками природы». Содержание программы конкретизировано по темам и модулям, носит углубленный характер (представлено несколько взаимосвязанных между собой тематических блоков, позволяющих наиболее полно достигать поставленных в программе задач). В программе четко виден новый подход к содержанию образования, который заключается в переходе от информационной педагогики к ценностной, и в связи с этим, мы посредством знаний, творческих и практических заданий, создаем вокруг ребенка любознательно – познавательную среду, которая рождает самый высокий мотив личности – мотив учиться.

Программа «Тропинками природы» формирует у детей основы экологической культуры и грамотности, воспитывает и экологическую культуру и ответственность, и культуру здорового и безопасного образа жизни, формирует высокие этические нормы в отношениях между людьми и в отношении человека к природе.

 Большое внимание уделяется вовлечению младших школьников в деятельность по изучению природы родного края, привлечению их к природоохранной деятельности.

Исходя из содержания программы «Тропинками природы», определены ее  цель и задачи.

Цель программы:

- создать условия для формирования представлений  и знаний о видовом разнообразии древесно – кустарниковой растительности; воспитывать экологическую культуру и правила безопасного поведения в природе; развивать проектную и исследовательскую деятельность учащихся начальной школы

 Достижение цели возможно путем решения следующих задач:

        

Образовательных:

- формировать представления и знания о видовом разнообразии древесно – кустарниковой растительности;

- систематизировать и закрепить имеющиеся знания, ввести новые понятия;  

  • применять полученные знания в творческой, практической и исследовательской  деятельности;

- формировать коммуникативные навыки и умения работать в коллективе;

Воспитательных:

  • создать необходимые условия для развития личности и получения умений и навыков при обучении;        
  • воспитывать любовь и бережное экологически грамотное отношение к природе родного края (навыки экологической культуры) ;
  • формировать духовную культуру  и нравственность;
  • вовлекать  в творческую деятельность по охране и защите природы;
  • воспитывать уважение к труду;

Развивающих:

 

- формировать потребности в обучении и саморазвитии;

  • развивать у учащихся творческие способности личности;
  • развивать осознанную потребность в здоровом образе жизни;
  • развивать умение адаптироваться к социальным условиям и быть активной личностью;
  • развивать внимание, память, логическое и образное мышление, воображение, волевые качества (активность, целеустремленность и т.п.).

Нормативная база программы

     Программа «Тропинками природы» разработана с учетом положений и нормативных документов:

     - Федеральный закон от 29.12.2012.  №  273 – ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»;

     - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г.  № 1008 «Об утверждении Порядка  организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам»;

     - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;

     - Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09. 2014 г. № 1726 – р «Концепция развития дополнительного образования детей»;

     - Санитарно – эпидемиологических правила и нормативы СанПиН 2.4.4. 3172 – 14 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» от 4 июля 2014 года № 41.

   (  - Требования санитарно – эпидемиологических правил к учреждениям дополнительного образования детей 2.4.4. 1251 – 03);

     - Устав СОГБУ ДО «Станция юннатов»;

     - Конвенция ООН о правах ребенка, 1989 г.

     - Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», 1998 г.;

     - Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», 2010 г.;

     - Федеральная целева программа развития образования на 2011 – 2015 годы;

     - Национальная стратегия действия в интересах детей на 2012 – 2017 годы4

     - Концепция развития дополнительного образования Смоленской области    «Стратегия воспитания».

 

Критерии отбора содержания программы

  1. Занятие является завершенным, логически связанным с предыдущим и последующим занятиями.
  2. Доступность содержания занятия.
  3. Разностороннее влияние на обучающихся.
  4. Цикличность программы по принципу от простого к сложному.
  5. Учет психолого – физиологических особенностей обучающихся.
  6. Разнообразие и непрерывность деятельности обучающихся по содержанию и по характеру.
  7. Занятие строится на основе деятельностного подхода в обучении, воспитании и развитии. Формирует адекватную самооценку обучающихся.

Структура программы

Программа «Тропинками природы» и является тем документом, который координирует учебную деятельность с практической. Но осуществить это можно только при планомерной систематической работе. А это, в свою очередь, дает не только знания, но и воспитывает учащихся, формируя у них навыки природоохранной и опытнической деятельности.

Программа творческого объединения «Тропинками природы» составлена для учащихся 7-9 лет, которые интересуются окружающим миром.

Программа рассчитана на 1 год обучения для учащихся начальных классов на 144 часа в год с теоретическим курсом, практическими, игровыми, итоговыми занятиями и экскурсиями.

Педагогический процесс по данной образовательной программе строится на основе следующих принципов:

  • целостности в восприятии детьми материала;
  • включения детей в активную познавательную деятельность;
  • опоры на чувственно-эмоциональную сферу ребенка;
  • многообразие форм учебно-воспитательного процесса;

 - добровольности;

 - доступности;

 - системности;

 - последовательности;

 - связи теории с практикой;

 - наглядности;

 - сочетание коллективных и индивидуальных форм деятельности.  

В программе предусмотрено участие в областных мероприятиях, что позволяет еще больше активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Ожидаемые результаты реализации программы

Программа объединяет теоретический, практический, творческий и контрольно – итоговый учебный материал. Программа предусматривает три уровня усвоения учебного материала: 1 – ученический –репродуктивное действие с подсказкой; 2 – алгоритмический – репродуктивное действие по памяти; 3 – творческий.

Ожидаемыми результатами реализации данной программы являются определенные знания и умения учащихся.

Результаты первого уровня:

Приобретение обучающимися основ биологических и дендрологических знаний, основных биологических связей в природе, правил охраны и безопасности труда; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки проектов по  дендрологии и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, формирование адекватной самооценки, развитие навыков регуляции своего поведения, эмоционального состояния; формирование творческих, интеллектуальных способностей, возможности самореализации, достижения социального успеха, развитие коммуникативных навыков детей, умений эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в повседневной жизни в разных ситуациях.

К концу 1-го года обучения учащиеся будут знать:

- отличие живой природы от неживой;

- сезоны года в природе;

- основной видовой состав растительности дендропарка;

- хвойные и лиственные породы по морфологическим признакам;

- зимующих птиц;

- перелетных птиц;

- понятие о «лесе»;

- значение лесонасаждений;

 

Уметь:

- распознавать деревья и кустарники;        

- определять хвойные и лиственные породы по морфологическим признакам;

- собирать семена, плоды, листья деревьев и кустарников;

- подкармливать зимующих птиц;

- собирать и высевать семена деревьев и кустарников;

- собирать природные материалы;

- наблюдать за муравьями;

- ухаживать за питомником.

Результаты второго уровня:

    Развитие ценностных отношений обучающихся К России, ее истории, культуре, природе и биологическому разнообразию жизни; знаниям, науке и исследовательской деятельности и сотрудничеству.

Результаты третьего уровня:

- формирование навыков исследовательской деятельности;

-  формирование опыта деятельности дендролога и лесовода;

- формирование умений и навыков работы в области дендрологии;

- формирование активной гражданской позиции и участие в различных мероприятиях дендрологической направленности.

Возраст обучающихся и режим занятий

     Набор детей в объединения свободный, форма занятий групповая и по подгруппам. По каждому году обучения в программе предусмотрены занятия в группе по 10 - 15 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа  по группам  и по 2 часа по подгруппам с сентября по май включительно.

Формы и методы обучения.

      Основными формами деятельности является проведение очных занятий с учащимися начальных классов; проведение экскурсий в природу, на станцию юных натуралистов, выполнение значительного объема творческих, практических работ, акций проектов.

 Для достижения поставленных в программе задач предполагается использовать следующие формы обучения:

кружковые занятия, практические работы, экскурсии, проекты, презентации, конкурсы, конференции, лабораторные занятия, исследовательская деятельность и др.

Теоретические занятия включают беседы, лекции, диалоги, дискуссии, круглые столы и т.п.

Практические занятия включают творческие задания, карточки по выбору, коллективное моделирование экологических ситуаций, мастер – классы, демонстрацию наглядных пособий, оформление альбомов, демонстрацию опыта, эксперимент, работу с литературой.

Комбинированное занятие позволяет сочетать в течение одного занятия элементы теоретического и практического занятия, которые позволяют наглядно продемонстрировать полученную информацию.

Контроль результатов обучения.

Формы и критерии оценки результатов.

     Для оценки результативности учебных занятий в творческом объединении применяется входной, текущий и итоговый контроль.

     Цель входного контроля – диагностика имеющихся знаний и умений обучающихся.

     Формы оценки: диагностическое анкетирование, устный и письменный опрос, творческие задания, собеседование с обучающимися и родителями.

     Текущий контроль применяется для оценки качества усвоения материала и для выявления трудностей изучаемого материала.

    Формы оценки: текущие тестовые задания, творческие задания, диагностическое анкетирование, собеседование.

    В практической деятельности результативность оценивается количеством и качеством посадочного материала, выполнения наглядных пособий, поделок.

     Итоговый контроль может принимать различные формы: итоговые тестовые задания, диагностическое анкетирование, выставка творческих работ обучающихся, оформление альбома с лучшими работами, проектно – исследовательские конференции и др.

В программе предусмотрено участие в областных мероприятиях, что позволяет еще больше активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.

Формой итогового контроля является подготовка материалов по исследованиям, сведения данных мониторингов, изготовление наглядных пособий, участие в мероприятиях. Результаты - основные критерии работы.

Результаты обучения определяются по трем уровням сформированности коммуникативной компетентности личности:

- низкий уровень – репродуктивная компетентность (наличие знаний при недостаточном умении их применить);

- средний уровень – деятельностная компетентность;

- высокий уровень – творческая компетентность.

Условия, необходимые для реализации программы.

     Программа рассчитана на обучение учащихся 1 -2 классов, заинтересованных в изучении природы родного края.

    Реализация программы «Тропинками природы» возможна при наличии кабинета, учебно – методических и дидактических материалов, научной литературы, компьютера, мультимедийного сопровождения, цифрового фотоаппарата и видеокамеры.


Тематический план 1-й год обучения

Общеразвивающей  программы дополнительного образования

«Тропинками природы

Тема

Всего

В том числе

теория

практика

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Вводное занятие

Многообразие природы

Сезоны года в природе. Осень

Сезоны года в природе. Зима

Сезоны года в природе. Весна

Охрана природы

Вторая жизнь дерева

   Итоговое занятие

2

18

22

62

26

2

8

4

2

8

10

26

10

2

4

       2

-

10

12

36

16

-

4

2

Итого

144

64

80

Учебно-тематический план 1-й год обучения

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей  программы

«Тропинками природы»

Тема

Всего

В том числе

часов

теория

практика

   

 1.

  Вводное занятие

   

2

   

2

   

   

 Ознакомление учащихся с целями, задачами, планом работы объединения. Предмет изучения. Знакомство с программой «Тропинками природы». Правила работы в объединении и ОТ (правила техники безопасности при работе объединения, правила безопасности труда, правила личной гигиены, правила дорожного движения). Расписание занятий. Планируемые результаты. Организационные вопросы.

2

     Личностные результаты:

 - формирование коммуникативной компетентности в общении исотрудничестве со сверстниками

       Метапредметные результаты:

 - построение индивидуальной образовательной траектории ;

 - соответствие полученного результата поставленной задаче;

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию

     Предметные результаты:

 - приобретение учащимися основ природоведческих, биологических, экологических знаний; взаимосвязей в природе; о правилах конструктивной групповой работы и организации коллективной творческой деятельности; правил охраны и безопасности труда

   

   2.

 

Многообразие природы

 

18

8

10

   

  Живая и неживая природа. Их взаимосвязь. Отличие живой природы от неживой.

2

   

     Изучение предметов и явлений неживой природы.

    Экскурсия в   городской парк с целью ознакомления.

 

4

   

     Вода в природе. Распределение влаги в течение сезонов. Значение воды для растений. Проблемы пресной воды. Охрана вод и борьба с загрязнением.

   

2

2

     

     Воздух. Значение чистоты воздуха для растений, животных, человека.

     

2

     

   Почва - источник питательных веществ для растений. Отличие почвы от горной породы –

2

 Древесно – кустарниковая растительность: видовое разнообразие.

4

     Личностные результаты:

 -формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

 - усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в различных ситуациях;

     Метапредметные результаты:

 - освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

 - построение индивидуальной образовательной территории

    Предметные результаты:

 - приобретение учащимися основ природоведческих знаний

3.

Сезоны года в природе. Осень.

22

10

12

     

     Характеристика осеннего периода. Характерные свойства предметов и явлений природы.  Разнообразие погоды. Влияние солнца на погоду. Осенние дожди.

4

 

    Сбор листьев, семян, плодов деревьев, кустарников для сравнения и составления коллекций и зимней подкормки птиц.

2

   

    Красота осеннего сезона. Желтый цвет - символ осени. Листопадный карнавал.

      Наблюдение золотых прядей в листве деревьев; составление букетов из сухих листьев, веток, коряг: экскурсия в городской и школьный' парк - «Сезонные явления в природе осенью».

2

2

Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень.

Прослушивание музыки, просмотр картин, рисунков.

2

 

 Ноябрь: «праздник синиц». Акция "Покормите птиц зимой". Участие в  экологическом празднике «Синичкин день».

Сбор семян и плодов деревьев и кустарников для зимней подкормки птиц. Подкормка зимующих птиц, наблюдение за ними.

   

2

8

     Личностные результаты:

 - формирование мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору;

 - построение дальнейшей индивидуальной траектории образования с учетом устойчивых познавательных интересов;

     Метапредметные результаты:

 - формирование ответственного отношения к учению;

 - освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

 - построение индивидуальной образовательной территории

    Предметные результаты:

 - формирование понятий: «сезоны года», «времена года», «фенология», «осень»

 - приобретение учащимися основ фенологических  знаний :  о сезонах года, их смене и характерных особенностях;

- приобретение учащимися знаний об осеннем периоде времени года и характерных свойствах и явлениях осени;

    4.

   

Сезоны года в природе. Зима.

62

26

36

   

      В воздухе запорхали снежинки. Когда кончается осень? Природа зимой.

 

2

     

     Экскурсия в дендропарк «Сезонные изменения в природе зимой»

     

4

     

     Зимние портреты деревьев: ель, сосна, лиственница, береза, осина, дуб, клен, липа, тополь, ясень, ольха, рябина и т.д.

6

6

     

     Где зимуют почки. Долгота дня и ночи.

2

     

     Значение снегового покрова для растения. Свойства снега. Белая тропинка - следы на снегу.

   

2

   

      Распознавание следов на снегу.  Измерение снегового покрова.

2

   

      Знакомство по картинкам с деревьями, кустарниками.

 

2

     Распознание деревьев и кустарников в безлиственном состоянии.

2

     Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии, подкормка

 

6

     Маленький лесовод. Птицы соседи. Птицы-гости.

2

   

     Знакомство по картинкам с зимующими птицами.

2

     Подкормка зимующих птиц.

   

2

   

10

 

     Зарисовка птиц, деревьев, кустарников, выполнение аппликаций, изготовление поделок.

   

4

     Лес в наших ощущениях: рассказы, стихи, загадки, музыка, зарисовка, поделки.

 

4

 

     Зарисовка птиц, деревьев, кустарников, выполнение аппликаций, изготовление поделок.

   

     

4

     Личностные результаты:

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству и «малой Родине»; бережному отношению к природе родного края;

 -     Метапредметные результаты:

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию;

 - освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

 - построение индивидуальной образовательной территории

    Предметные результаты:

 - формирование понятий: «сезоны года», «времена года», «фенология», «зима»

 - приобретение учащимися основ фенологических знаний :  о сезонах года, их смене и характерных особенностях;

- приобретение учащимися знаний о зимнем периоде времени года и характерных свойствах и явлениях зимы; необходимости подкормки зимующих птиц;

 - формирование умений распознавать представителей древесно – кустарниковой растительности на основе полученных знаний;

 

    5.

     Сезоны года в природе. Весна.

26

10

16

   

      Начало весны. Весеннее равноденствие. Признаки наступления весны.

2

   

  Связь между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных.

2

   

  Привлечение птиц. Перелетные птицы Весенние голоса. Наблюдение за прилетом птиц.

 

       2

2

     

     Весна света. Капельные часы. В лесу ранней весной.

     2

 

     Требования к скворечникам, дуплянкам.

Изготовление и развешивание скворечников и дуплянок.

4

     Странное цветение. Ранние цветы. Малахитовая зелень.  Ожил муравейник.

 

2

     Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений, сезонных изменений в природе весной.

   

2

  Знакомство по картинкам с изображением деревьев, кустарников, перелетных  птиц.

2

   Наблюдение за  цветением деревьев и кустарников, распусканием листьев.

2

     Лес в наших ощущениях.

  Прослушивание музыкальной композиции П.И. Чайковского «Времена года».

 

2

Изготовление поделок из природного материала.

2

     Личностные результаты:

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству и «малой Родине»; бережному отношению к природе родного края;

 -     Метапредметные результаты:

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию;

 - освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике;

 - построение индивидуальной образовательной территории

    Предметные результаты:

 - формирование понятий: «сезоны года», «времена года», «фенология», «весна»

 - приобретение учащимися основ фенологических  знаний :  о сезонах года, их смене и характерных особенностях;

- приобретение учащимися знаний о весеннем периоде времени года и характерных свойствах и явлениях весны;

   

    6.

    Охрана природы

2

     Природа, ее значение в жизни людей. Охрана природы как государственная задача. (Выступление работника леса).

2

     Личностные результаты:

 - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к своему Отечеству и «малой Родине»; бережному отношению к природе родного края;

 - формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

 -  Метапредметные результаты:

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию;

    Предметные результаты:

 - формирование понятий: «охрана природы», «закон», «законодательство», «гражданская ответственность»; «государство».

7.

Вторая жизнь дерева

8

      4

      4

     Лес - источник природных богатств. Деревянные постройки. Природные красители. Традиционные народные промыслы: резьба по дерезу, береста, плетение из луба и лыка, из ивового прута.

4

       

     

     

   

      Изготовление поделок из природного материала.

4

     Личностные результаты:

 - воспитание  бережного отношения к природе родного края;

 -  Метапредметные результаты:

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию;

    Предметные результаты: 

- приобретение учащимися краеведческих знаний о природе родного края

   

   8.

   

     Итоговое занятие.

4

     Анализ проделанной работы. Результаты и выводы. Задачи и перспективы на следующий год.

2

   

     Организация выставки творческих работ учащихся.

  2

     Личностные результаты:

- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, духовное развитие и многообразие современного мира;

 -  Метапредметные результаты:

 - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию;

    Предметные результаты: 

- закрепление сформированных понятий, знаний, умений и навыков

Содержание дополнительной общеобразовательной                                общеразвивающей программы

1-ый год обучения

ТЕМА 1. ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ. – 2 ч.

Теория. Ознакомление учащихся с целями, задачами, планом работы объединения. Предмет изучения. Правила работы в объединении и ТБ. Правила дорожного движения. Расписание занятий. Знакомство с программой «Тропинками природы». Планируемые результаты.

Оборудование: плакаты или карточки по правилам дорожного движения и охране труда  при работе объединения; дидактические материалы.

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий.

Виды и способы работы с детьми: познавательная деятельность. Комбинированное занятие.

Форма контроля: викторина, тест.

Место проведения занятия: учебный кабинет.

ТЕМА 2. МНОГООБРАЗИЕ ПРИРОДЫ. – 18 ч.

Теория. Живая и неживая природа. Их взаимосвязь. Отличие живой природы от неживой. Изучение предметов и явлений неживой природы. Понятие о лесе.

Вода в природе. Распределение влаги в течение сезонов. Значение воды для растений. Проблемы пресной  воды. Охрана вод и борьба с загрязнением.

Воздух. Значение чистоты воздуха для растений, животных, человека.

Почва - источник питательных веществ для растений. Отличие почвы от горной породы.

Экскурсия в  городской парк с целью ознакомления.

Оборудование и оснащение: учебник природоведения, школьные принадлежности, детская литература, таблицы по природоведению "Вода в природе", "Воздух", "Почва", коллекция горных пород и минералов, определители; плакаты; фотоаппарат.

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий.

Виды и способы работы с детьми: познавательная деятельность. Комбинированное занятие. Экскурсия.

Форма контроля: викторина, тест, обсуждение изученного материала.

Место проведения занятия: учебный кабинет, городской парк, дендропарк.

ТЕМА  3. СЕЗОНЫ ГОДА В ПРИРОДЕ. ОСЕНЬ.  – 22 ч.

Теория. Характеристика осеннего периода. Характерные свойства предметов и явлений природы. Разнообразие погоды. Влияние солнца на погоду. Красота осеннего сезона. Желтый цвет - символ осени. Листопадный карнавал. Осенние дожди. Ранняя осень. Золотая осень. Поздняя осень. Ноябрь. Праздник синиц. Акция "Покормите птиц зимой". Участие в экологическом празднике «Синичкин день».

Практика. Сбор листьев, семян, плодов деревьев, кустарников для сравнения и составления коллекций и зимней подкормки птиц; ориентирование по местным признакам; наблюдение золотых прядей в листве деревьев; составление букетов из сухих листьев, веток, коряг; прослушивание музыки, просмотр картин, рисунков.

Экскурсия в городской и школьный парк. «Сезонные явления в природе осенью».

Оборудование и оснащение: школьные принадлежности, репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", запись музыки П.И.Чайковского "Времена года", рисунки зимующих птиц, листья, плоды, ветви деревьев и кустарников.

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий. Практическая работа.

Виды и способы работы с детьми: ценностно – ориентированная и познавательная деятельность. Комбинированное занятие. Экскурсия.

Форма контроля:  беседа, викторина, обсуждение изученного материала.

Место проведения занятия: учебный кабинет, дендропарк, городской парк, школьный парк.

ТЕМА 4. СЕЗОНЫ ГОДА В ПРИРОДЕ. ЗИМА. - 62 ч.

Теория. В воздухе запорхали снежинки. Когда кончается осень? Природа зимой. Деревья и травы зимой. Зимние портреты деревьев: ель, сосна, лиственница, береза, осина, дуб, клен, липа, тополь, ясень, ольха, рябина и т.д.

Где зимуют почки? Долгота дня и ночи. Маленький лесовод. Птицы соседи. Птицы-гости. Значение снегового покрова для растения. Свойства снега. Белая тропинка - следы на снегу. Распознавание деревьев и кустарников. в безлиственном состоянии. Подкормка зимующих птиц.

Лес в наших ощущениях: рассказы, стихи, загадки, музыка, зарисовка, поделки.

Практика. Определение деревьев и кустарников в безлиственном состоянии, подкормка зимующих птиц, наблюдение за появлением сосулек, снежных воронок, распознавание следов на снегу, знакомство по картинкам с деревьями, кустарниками, зимующими птицами, измерение снегового покрова, зарисовка птиц, деревьев, кустарников, выполнение аппликаций, изготовление поделок.

Экскурсия в дендропарк «Сезонные изменения в природе зимой»

Оборудование и оснащение: школьные принадлежности, картинки с изображением деревьев, кустарников, зимующих птиц, образцы кормушек,  запись музыки П.И. Чайковского "Времена года", природный материал, фотоаппарат, детская литература.

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий. Практическая работа. Диспуты.

Виды и способы работы с детьми: ценностно – ориентированная и познавательная деятельность. Комбинированное занятие. Экскурсия.

Форма контроля:  беседа, викторина, обсуждение изученного материала, игра «Умники и умницы», выпуск стенгазеты.

Место проведения занятия: учебный кабинет, дендропарк, городской парк, школьный парк.

ТЕМА 5. СЕЗОНЫ ГОДА В ПРИРОДЕ. ВЕСНА. – 26 ч.

Теория. Начало весны. Весеннее равноденствие. Признаки наступления весны. Связь между изменением в неживой природе и изменениями в жизни растений и животных. Привлечение птиц. Перелетные птицы Весенние голоса. Требования к скворечникам, дуплянкам. Весна света. Капельные часы. В лесу ранней весной. Странное цветение. Ранние цветы. Малахитовая зелень. Ожил муравейник. Лес в наших ощущениях.

Практика. Наблюдение за прилетом птиц, цветением деревьев и кустарников, распусканием листьев, изготовление и развешивание скворечников и дуплянок, знакомство с картинками с изображением деревьев, кустарников, перелетными птицами, прослушивание музыкальной композиции, изготовление поделок. Экскурсия в природу с целью изучения весенних явлений, сезонных изменений в природе весной.

Оборудование и оснащение: школьные принадлежности, картинки с изображением деревьев, кустарников, перелетных птиц, запись музыки П.И.Чайковского "Времена года", природный материал, детская литература, фотоаппарат .

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий. Практическая работа. Диспуты.

Виды и способы работы с детьми: ценностно – ориентированная и познавательная деятельность. Комбинированное занятие. Экскурсия.

Форма контроля: беседа, викторина, обсуждение изученного материала, игра «Умники и умницы», выпуск стенгазеты, кроссворд.

Место проведения занятия: учебный кабинет, дендропарк, городской парк, школьный парк.

ТЕМА 6. ОХРАНА ПРИРОДЫ. – 2 ч.

Теория. Природа, ее значение в жизни людей. Охрана природы как государственная задача. (Выступление работника леса).

Оборудование и оснащение: Лесной кодекс РФ, таблицы, Красная книга Смоленской области.

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий.

Виды и способы работы с детьми: ценностно – ориентированная и познавательная деятельность. Комбинированное занятие.

Форма контроля: беседа, викторина, обсуждение изученного материала, кроссворд.

Место проведения занятия: учебный кабинет, школьный парк.

ТЕМА 7. ВТОРАЯ ЖИЗНЬ ДЕРЕВА. – 8 ч.

Теория. Лес - источник природных богатств. Деревянные постройки. Природные красители. Традиционные народные промыслы: резьба по дерезу, береста, плетение из луба и лыка, из ивового прута. Изготовление поделок из природного материала.

Оборудование и оснащение: природный материал, поделки.

Методы и формы подачи материала: коллективная работа, беседа. Демонстрация наглядных пособий и поделок из природного материла.

Виды и способы работы с детьми: познавательная деятельность. Комбинированное занятие.

Форма контроля: беседа, обсуждение изученного материала.

Место проведения занятия: учебный кабинет,

ТЕМА 10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ. - 4 ч.

Теория. Анализ проделанной работы. Результаты и выводы. Задачи и перспективы на следующий год. Организация выставки творческих работ учащихся.

Практика. Оформление выставки творческих работ обучающихся. Проведение  экологического праздника «Лесной лабиринт», «День леса». Экскурсия на станцию юных натуралистов.

Оборудование и оснащение: творческие работы учащихся, фотоаппарат.

Методы и формы подачи материала: словесно – логические: беседа. Демонстрация наглядных пособий.

Виды и способы работы с детьми: ценностно – ориентированная, познавательная и общественная  деятельность. Комбинированное занятие.

Форма контроля: беседа, викторина «Что мы узнали за год», обсуждение изученного материала,

Место проведения занятия: учебный кабинет, школьный парк.

Методическое обеспечение программы

  1. Методические разработки:

беседы: - значение леса в природе и жизни человека;

                  -  многообразие природы;

                  - покормите птиц зимой;

                  - сезонные изменения в природе;

                  - времена года;

                  - птицы – наши друзья;

                  - лес в наших ощущениях;

                  - живая и неживая природа;

                  - охрана природы.

игры: -  четвертый лишний

           - узнай по описанию

           - биологический аукцион

           -  колесо

           -  коровы летают

праздники: - праздник леса

                     - синичкин день

                     - лесной лабиринт

                     - новогодняя экология

                     - сороки

                     - встречаем пернатых друзей

открытые занятия: - ранняя осень- золотая осень- поздняя осень

                                  - праздник синиц

                                  - лес в наших ощущениях

                                  - малахитовая зелень

                                  - охрана леса

                                  - леса нашего края

экскурсии: - знакомство с древесно – кустарниковой растительностью

                    - сезонные изменения в природе осенью

                    - сезонные изменения в природе зимой

                    - сезонные изменения в природе весной

                   

викторины: - лес

                     - зимующие птицы

                     - перелетные птицы

                     - растения леса

                     - животные леса

2.Дидактические и лекционные материалы: карточки с изображением деревьев и кустарников, карточки – задания по темам, карточки с вопросами для самостоятельного изучения, конкурсные задания, загадки, анаграммы. ребусы, лото.

Первый год обучения

№ п.п.

Раздел программы

Формы организации учебного процесса

Методы обучения

Дидактический материал, наглядные пособия, оборудование-е, инвентарь

Формы п- я итогов по р-м пр-мы

1.

Вводное занятие

Вводное занятие комбинированного типа, коллективная работа.

Рассказ, беседа, диалог.

Ноутбук. Видеопрезентация целей и задач творческого объединения, техника безопасности.

Рефлексия»Настроение смайлика»

2.

Многообразие природы

Занятие комбинированного типа, коллективная, групповая, индивидуальная работа; экскурсия с элементами исследования.

Рассказ, беседа, демонстрация наглядности, наблюдена за природными объектами, работа с литературой.

Демонстрационный материал: таблицы по природоведению, коллекция горных пород и минералов, плакаты по экологии, раздаточный материал.

Сочинение на тему «Лес»

3.

Сезоны года в природе.Осень

Занятие комбинированного типа, коллективная, групповая, индивидуальная работа; экскурсия с элементами исследования, практическое занятие, видеопрезентация.

Рассказ, беседа, демонстрация наглядности, наблюдена за природными объектами, работа с литературой, зарисовка, наблюдение. Прослушивание музыки.

Репродукции картин, записи музыкальных произведений, рисунки, природный материал.

Подготовка и проведение экологического праздника «Синичкин день»

4.

Сезоны года в природе. Зима.

Занятие комбинированного типа, коллективная, групповая, индивидуальная работа; экскурсия с элементами исследования, практическое занятие, видеопрезентация.

Рассказ, беседа, демонстрация наглядности, наблюдена за природными объектами, работа с литературой, зарисовка, наблюдение, прослушивание музыки, зарисовка, сравнение, фотофиксация.

Репродукции картин, записи музыкальных произведений, рисунки, природный материал, карточки–задания, карточки-загадки, раздаточный материал.

Викторина «Из жизни леса»

5.

Сезоны года в природы. Весна.

Занятие комбинированного типа, коллективная, групповая, индивидуальная работа; экскурсия с элементами исследования, практическое занятие, видеопрезентация.

Рассказ, беседа, демонстрация наглядности, наблюдена за природными объектами, работа с литературой, зарисовка, наблюдение. Прослушивание музыки, зарисовка, сравнение, фотофиксация.

Репродукции картин, записи музыкальных произведений, рисунки, природный материал, карточки-задания, карточки-загадки, раздаточный материал.

Викторина «Из жизни леса»

6.

Охрана природы.

Занятие комбинированного типа, коллективная, групповая, индивидуальная работа.

Рассказ, беседа, диалог, демонстрация наглядности.

Лесной Кодекс РФ, таблицы, Красная Книга Смоленской области.

Беседа «Охрана природы»

7.

Вторая жизнь дерева.

Занятие комбинированного типа, коллективная, групповая, индивидуальная работа.

Рассказ, беседа, диалог, демонстрация наглядности.

Природный материал

Изготовление поделок из дерева и природного материала

8.

Подведение итогов

Комбинированное занятие, практическое занятие.

Выставка творческих работ обучающихся

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

  1. Алексеев В.А., 300 вопросов и ответов по экологии. - Ярославль: Академия развития, 1998.
  2. Акимушкин И., Занимательная биология. - Смоленск: Русич, 1999.
  3. Баринов И.И., География России, 8 класс. - Дрофа,  1997.
  4. Веретенникова С.А., Ознакомление дошкольников с природой. - М.: Просвещение, 1980.
  5. Журнал "Школа и производство" №6, 1995. - М.: Школа-  Пресс, 1995.
  6. Заровный Г.М., Опытно-практическая работа учащихся по лесоводству и лесоразведению. - М.: Просвещение, 1969.
  7. Ивченко С., Занимательная ботаника.- Смоленск: Русич, 2001.
  8. Ливенцев В.П., Атрохин В.Г., Практикум по лесоводству. - М.: Просвещение, 1981.
  9. Магидова Т.П., Выращивание и работа с лекарственными растениями в условиях сельской школы, метод. пособие. - Смоленск, 2001.
  10.  Мулкиджанян Я.И., Соколова Т.А., Древесно-кустарниковые питомники и основы дендрологии. - М.:Агропромиздат, 1989.
  11. Новосельцев В.Д. и др., Справочник лесничего. - М.: Лесная промышленность, 1980.
  12. Петров В.В., Растительный мир нашей Родины. - М.: Просвещение, 1991.
  13. Раковская Э.М., География: природа России, уч.8 класс. - М.: Просвещение, 1997.
  14. Сосновский И.П., Корнеева В.И., Уголок природы в школе. - М.: Просвещение , 1986.
  15. Стерин Л.Справочная книга лесника. - Минск: Ураджай, 1989
  16. «Птицы», серия «Удивительный мир», М.: РОСМЭН, 2010
  17. Энциклопедия «В мире птиц», М.: «Махаон», 2010

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

  1. Алексеева А.А. и др., Друзья природы.- М.: Московский рабочий, 1970.
  2. Атлас природы. - Смоленск: Русич, 2000.
  3. Детская энциклопедия "Мир растений". - Смоленск: Русич, 2000.
  4. Дмитриев Ю., Кто в лесу живет и что в лесу растет. - Смоленск: Русич, 2002.
  5. Евдокимов М.Ю., и др., Земля Смоленская родная. - Смоленск: СОИИУ 1997.
  6. Журналы "Экос", "Муравейник", "Свирель", "Мурзилка", "Юный натуралист" .
  7. Корабельников В.А., Краски природы. - М.: Просвещение, 1989.
  8. Морозов Вл., Рассказы о русском лесе. - М.: Малыш, 1991.
  9. Суворова Г.Т., Лес и жизнь человека. - М.: Просвещение, 1968.
  10. Шорыгина Т.А., Деревья Какие они?. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  11. Шорыгина Т.А., Какие месяцы в году?. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  12. Шорыгина Т.А., Птицы. Какие они?. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы. Подготовка к ЕГЭ Учебная программа по русскому языку специального курса для 11 класса средней школы

Настоящая программа специального курса по русскому языку для  XI классов создана на основе примерной базовой программы  государственного стандарта среднего общего образования.  Пр...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...