Образовательная программа дополнительного образования детей "ЧТО И КАК В ТЕАТРЕ КУКОЛ"
рабочая программа на тему

          Данная программа составлена на основе программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, опубликованной в журнале «Я вхожу в мир искусств. Театр, где играют куклы», № 9 (25) / 1999 г.  и модифицированной программы Цилициной Татьяны Николаевны от 2009 г.

         Взятая за основу программа, рассчитана на 3 года обучения составлена в соответствие с нормами САНпин: учебный год 144 часа, 4 часа в неделю на группу. Количество учащихся в группе не менее 8 и не более 15 обучающихся, при необходимости в некоторых случаях группа может делится на подгруппы. Содержание занятий, методы и средства обучения, описанные  в программе Т.Кузнецовой, изменены, так как программа рассчитана на  разновозрастных детей от 7 до 18 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chto_i_kak_v_teatre_kukol.doc260 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ   ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ ШАРЫПОВСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ШАРЫПОВСКИЙ РАЙОННЫЙ ДЕТСКО – ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР №  35.

Принят:

Методическим Советом

МБОУ ДОД ШР ДЮЦ № 35

Протокол № 12 от 28.11.2011г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ДОД ШР ДЮЦ №35

 __________Г.Н. Волчкова

«_25_»_____01_____2012г

Образовательная программа дополнительного образования детей

ЧТО И КАК В ТЕАТРЕ КУКОЛ

Тип программы: модифицированная

Срок реализации - 3 года          

Возраст обучающихся -  5 - 18 лет

Педагог дополнительного образования, заместитель директора по учебно-воспитательной работе: 

Е.М. Качаева МБОУ ДОД ШР ДЮЦ №35

   

                

                     

2012 г.

                         ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

          Данная программа составлена на основе программы обучения детей «Театр кукол» Татьяны Кузнецовой, опубликованной в журнале «Я вхожу в мир искусств. Театр, где играют куклы», № 9 (25) / 1999 г.  и модифицированной программы Цилициной Татьяны Николаевны от 2009 г.

         Взятая за основу программа, рассчитана на 3 года обучения составлена в соответствие с нормами САНпин: учебный год 144 часа, 4 часа в неделю на группу. Количество учащихся в группе не менее 8 и не более 15 обучающихся, при необходимости в некоторых случаях группа может делится на подгруппы. Содержание занятий, методы и средства обучения, описанные  в программе Т.Кузнецовой, изменены, так как программа рассчитана на  разновозрастных детей от 7 до 18 лет.

     Предполагается реализовывать программу в 4-х объединениях ДО района, там, где есть специалисты в этой области. Кукольный театр необходим в системе. Это возможность почувствовать себя создателем целого мира, реализовать таланты и фантазии, воспитывать без назидания, постигая добро и зло вместе с героями – куклами.

         Кукла – первое прикосновение ребёнка к искусству театра. Человеческий разум шагнул далеко вперёд, но дети без куклы и игры жить не могут. Кукла  есть «оживление» неживой материи при помощи рук актёра и фантазии. «Ожившие» герои будят у ребёнка воображение, рождают новые образы, которые влияют на ребёнка: в работу включается мыслительный процесс. Прежде чем «оживлять» куклу, рассматривается внешний образ, составляется характеристика, подбирается соответствующая интонация и стиль речи.

         В этом процессе общения проявляется познавательная и предметная деятельность ребёнка. Овладение речью через куклу позволяет ребёнку воспринимать явления более осознанно. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли. Тем шире его возможности в познании действительности, активнее происходит психическое развитие.

         Театр кукол – способ пластического мышления в пространстве. При этом главное внимание уделяется развитию ассоциативного мышления. Программа «Что и как в театре кукол» дает широкую возможность для совместного корректирования учебных занятий педагогом и учащимся за счет изменения программного материала до 30% с условием сохранения общей структуры программы. Это поможет наиболее раскрыться творческому потенциалу каждого объединения работающего в данной программе.

   Цель. Создание условий для того, чтобы учащиеся почувствовали себя  создателями, творцами  кукольных спектаклей от начала его зарождения до полного завершения, это формирование духовного мира ребёнка, развитие его личности.

 ЗАДАЧИ:

 Программа обучения делится на три ступени (3 года обучения).

1 ступень (1 год обучения):

  • познакомить с  историей происхождения куклы, видами кукол;
  • научить детей распределять дыхание во время произношения текста;
  • обучить сочинению историй в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
  • развивать  пластику рук;
  • формировать навыки вождения перчаточной куклы;
  • научить переносить образ героя в рисунок;
  • воспитывать доброжелательность;
  • способствовать развитию чувства ответственности перед коллективом.

2 ступень (2 год обучения):

  • обучать умению анализировать пьесу;
  • научить давать характеристику героям;
  • развивать умение анализировать роль, определять «зерно» характера;
  • обучить переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;
  • научить использовать выразительные возможности куклы;
  • обучить умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа - символа;
  • воспитывать умение сопереживать, чувство коллективизма.

3 ступень (3 год обучения):

  • познакомить с  историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;
  • научить умению определять идею произведения, главную задачу;
  • обучить владению темпо - ритмом, чувством пространства сцены;
  • воспитывать умение общаться со зрителем и партнёром через куклу;
  • обучать владению тембровой и интонационной окраской голоса;
  • научить технике вождения кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, марионеткой;
  • стимулировать стремление учащихся к самостоятельной деятельности.

Ожидаемые РЕЗУЛЬТАТЫ  ОБУЧЕНИЯ  по программе:

учащиеся  должны

1 год

  • получить знания об истории происхождения кукол, о видах кукол;
  • овладеть умением распределять дыхание во время произношения текста;
  • научиться сочинять истории в предлагаемых обстоятельствах и при прослушивании музыки;
  • овладеть навыком  вождения перчаточной куклой;
  • научиться переносить образ героя в рисунок;
  • овладеть культурой общения со сверстниками и  взрослыми;
  • осознать чувство ответственности перед коллективом во время совместной работы по созданию спектакля.

2 год

  • научиться анализировать пьесу, давать характеристику героям;
  • овладеть умением анализировать роль, определять «зерно» характера;
  • обучиться переносу образа с эскиза в скульптуру будущей куклы;
  • научиться использовать выразительные возможности куклы;
  • уметь сочинять сказки и рифмовки;
  • научиться умению использовать метафору и ассоциации для нахождения образа-символа;
  • научиться понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ним.

3 год

  • ознакомиться с историей театра кукол и современными творческими поисками в кукольном мире;
  • научиться умению определять идею произведения, главную задачу;
  • овладеть темпо - ритмом, чувством пространства сцены;
  • научиться общаться со зрителем и партнёром через куклу;
  • овладеть тембровой и интонационной окраской голоса;
  • освоить  технику вождения кукол: перчаточной, тростевой, планшетной, марионеткой;
  • открыть для себя нравственные и эстетические ценности.

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

Наименование разделов, блоков, тем

Всего

часов

Количество часов учебных занятий

Теорети-ческие

Практи-ческие

Выезд-ные

1.

1 год обучения

Происхождение куклы.

Виды кукол.

30

28

2

2.

Что может быть куклой?

28

4

24

3.

Развитие образного мышления.

22

22

4.

Перчаточная кукла.

32

2

30

5

Работа над постановкой голоса.

Актёрское мастерство.

32

28

    4

Итого:

144 ч

34

106

4

1.

2 год обучения

Выбор пьесы.

4

2

2

2.

Работа над ролью.

12

2

10

3.

Изготовление кукол.

30

2

24

4.

Репетиции в «выгородке».

12

2

10

5.

Работа с текстом.

8

2

6

6.

Репетиции на сцене.

30

24

4

7.

Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы.

20

4

8

4

8.

Работа над авторским спектаклем.

20

38

9.

Работа над постановкой голоса.

8

8

Итого:

144 ч

14

130

1.

3 год обучения

История театра кукол.

44

40

4

2.

Работа над эстрадными номерами.

24

14

10

3.

Изготовление кукол.

6

6

4.

Репетиционный период (застольный).

8

8

5.

Репетиционный период (работа с куклой).

20

18

2

6.

Работа над самостоятельным номером.

30

4

22

4

7.

Работа над постановкой голоса.

12

12

Итого:

144 ч

76

64

4

Содержание программы

Первый год обучения

Тема 1.Происхождение куклы. Виды кукол. Изготовление первобытным человеком фигурок духов и поклонение им.

Театр кукол в Древней Греции.

Вифлеемский ящик.

Италия – самая кукольная страна в Европе. Виды кукол.

Перчаточная кукла – история Пуличинеллы, Полишинеля, Панча, Петрушки.

Петр Иванович Уксусов.

Славянские куклы.

Кукла, танцующая на доске – планшетная кукла.

От фигурки Девы Марии к кукле марионетке.

Куклы Востока – Индокитай – тростевая.

Япония, Индия – театр теней.

Столица кукольного царства – Сергиев Посад.

Писатели, поэты и композиторы – кукольному театру.

Самые современные куклы.

Куклы – звёзды телевидения.

Викторина «В мире кукол».

Выставка рисунков «Моя любимая кукла»

Тема 2.Что может быть куклой? Анимация с помощью рук актёра. Понятие символа через цветовую гамму.

Символика цвета (белый – невеста, чёрный – зло, серый – призрак, розовый – мечта и т.д.).

Коллективное сочинительство (что бы было бы, если бы…). Истории с теми героями, которых «оживили».

Игры по ролям.

Разучивание ролевых игр.

Театр динамических декораций. Рука как вид куклы.

Упражнения «Волна». Этюды: «Море», «Лес».

Пластические, гимнастические упражнения и этюды.

Гибнет природа, гибнет человек. Гимнастические упражнения.

Показ этюдов.

Пальчиковые куклы.

Работа с пальчиковыми куклами.

Инструктаж по ТБ.

Изготовление пальчиковых кукол из перчаток, варежек.

Сценки с изготовленными пальчиковыми куклами.

Тема 3. Развитие образного мышления. Слова и эмоции.

Игра в слова.

Образ эмоции.

Форма и содержание, сходство.

Коллективное сочинение (что бы было бы, если бы…).

Показываем новогодние этюды.

Музыка и образ.

Знакомство с классическими произведениями. «Картинки с выставки» Мусорского; «Времена года» Вивальди.

Зарисовка эмоционального впечатления (цветовые пятна, графика и т.д.)

Прослушивание второе: кинолента виденья (мысленно).

Рассказ по рисунку (место действия, герои и их отношения).

Тема 4. Перчаточная кукла. Основное положение перчаточной куклы.

Работа над основным положением перчаточной куклы.

Характер и образ в передаче интонации.

Сравнение образа героя с предметом, издающим звуки.

Упражнения для обработки навыков разговора куклы.

Диалог героев.

Вождение куклы.

Упражнения на ширме, отработка походки.

Оценка происходящего через куклу.

Остановка в движении.

Упражнения с воображаемыми предметами.

Этюды. Отработка походки, жеста, оценки, общения.

Групповые упражнения – этюды.

Закрепление умения работать с перчаточной куклой.

Этюды: «Лиса и заяц», «Заяц – хвастун»  и др.

Показ этюдов.

Тема 5. Работа над постановкой голоса. Актёрское мастерство.

Дыхательные упражнения стоя и сидя. (Автор Э.Чарелли).

Дыхательные упражнения.

Дикция.

Артикуляционная гимнастика.

Упражнения на произношение гласных и согласных.

Произношение скороговорок.

От простого к сложному с определённой интонацией, разным темпом произношения. (Автор Е. Леонарди).

Упражнения по мастерству актёра.

Гимнастика рук, пальцев.

Образные упражнения.

Развивающие игры.

63.

Командные игры.

64.

Показ этюдов.

65.

Подготовка спектакля для показа в классе.

66.

Продолжение работы над спектаклем.

67.

Показ спектакля для 2-х классов.

                                Второй год обучения

Тема 1. Выбор пьесы. Читка пьесы.

1.

Обсуждение пьесы.

2.

Цель и мотивы поведения героев.

3.

Характеры героев пьесы.

Тема 2. Работа над  ролью. Анализ роли.

4.

Ради чего ты будешь играть эту роль?

5.

Похожие ситуации в жизни.

6.

«Зерно» характера.

7.

С чем ассоциируется образ героя?

8.

Работа над ролью.

Тема 3. Изготовление кукол. Эскизы кукол.

9.

Выразительные возможности определенного вида кукол.

Лепка куклы (пластилин).

10.

Изготовление  головы из папье-маше.

11.

Продолжение работы над головой.

12.

Обработка и покрытие  изделия.

13.

Изготовление каркаса туловища.

14.

Приспособления для вождения.

15.

Продолжение работы над каркасом.

16.

Соединение головы с туловищем.

17.

Изготовление парика.

18.

Раскрой и шитьё.

19.

Соединение деталей куклы.

20.

Продолжение соединения деталей куклы.

21.

Раскраска головы.

22.

Завершение работы над куклой.

Тема 4. Репетиции. Образ – символ.

23.

Импровизированный текст.

24.

Авторский текст.

25.

Проверка импровизированного текста с авторским.

26.

Уточнения, используя куклу-символ.

27.

Этюды с импровизированным текстом.

28.

Продолжение работы над этюдами.

29.

Завершение работы над этюдами.

30.

Показ этюдов.

31.

Обсуждение показа этюдов.

Тема 5. Работа с текстом. Главная мысль в предложенном «куске».

32.

Паузы: логическая, психологическая, люфт-пауза.

33.

Главное слово: ударное, сильное, среднее, слабое.

34.

Интонационные знаки (препинания).

35.

Выразительное чтение текста.

36.

Работа с текстом.

37.

Читка по ролям.

38.

Продолжение работы над читкой по ролям.

Тема 6. Репетиции на сцене. Походка, жест, поворот головы, корпуса.

39.

Оценка факта.

40.

Физическое и психологическое самочувствие актёра в роли через куклу.

41.

Что делаю? (действие).

42.

Для чего делаю? (хотение).

43.

Как делаю? (приспособления).

44.

Приспособление к реквизиту, декорации.

45.

Работа с декорациями.

46.

Общение через куклу.

47.

Музыка и движение куклы.

48.

Речь актёра и движения куклы, жесты.

49.

Отношение актёра к происходящему.

50.

Через пластику к сверхзадаче роли, пьесы.

51.

Подготовка к спектаклю.

52.

Работа над спектаклем.

53.

Продолжение работы над спектаклем.

54.

Репетиция спектакля.

55.

Показ спектакля.

56.

Анализ показа спектакля.

Тема 7. Ассоциативное мышление – путь к нестандартному решению сценического образа куклы. Понятие о метафоре.

57.

Художественная образность в народной словесности.

58.

Религиозное верование древнего человека и его отношения к природе.

59.

Живописующее слово о природе.

60.

Язык и образ мышления.

61.

Народные приметы, связанные с земледелием, природой.

62.

Загадка – сохранение старинного мифического языка.

63.

Чтение загадок.

64.

Сочинение загадок.

65.

Народные сказки.

66.

Чтение сказок.

87.

Народные предания.

68.

Басни и сказания о зверях.

69.

Чтение басен.

70.

Сочинение сказок.

71.

Сочинение басен.

72.

Поэтическое слово.

73.

Образы в поэтическом слове.

74.

Чтение стихотворений.

75.

Сочинение собственных стихов.

76.

Конкурс чтецов.

77.

Литературный праздник.

Тема 8. Работа над авторским спектаклем. Подготовительная работа.

78.

Эмоциональное впечатление от музыки (рисунки).

79.

Поиски образного решения спектакля.

80.

Защита эскизов кукол, декораций.

81.

Изготовление кукол.

82.

Продолжение изготовления кукол.

83.

Завершение работы по изготовлению кукол.

84.

Изготовление декораций.

85.

Продолжение работы над декорациями.

86.

Работа над ролью, с текстом.

87.

Репетиционный период.

88.

Продолжение репетиций.

89.

Подготовка к спектаклю.

Тема 9. Работа над постановкой голоса. Работа над постановкой голоса.

90.

Продолжение работы над постановкой голоса.

91.

Подготовка к авторскому спектаклю.

92.

Показ авторского спектакля.

93.

Анализ спектакля. Обобщение за год.

94.

Поездка в кукольный театр.

                          Третий год обучения

Тема 1. История театра кукол. Древний Египет, Древняя Греция, Рим, Древний Китай, (театры)

1.

Кукла в Древнем мире.

2.

Театрализованные шествия.

3.

Вифлеемский ящик – наследство поколения.

4.

Куклы Италии.

5.

Куклы Франции.

6.

Китайские тени во Франции.

7.

Куклы шаманов.

8.

Британская империя в Америке.

9.

Устройство сцены в театре кукол.

10.

Российский театр кукол – Петрушка.

11.

Вертеп.

12.

Рождественский обычай.

13.

Устройство кукол и их пластические возможности.

14.

Марионетки в 18 веке. Репертуар иностранных кукольников.

15.

И.А. Зайцев – народный кукольник (программа «Цирк»).

16.

С. Прокофьев – танцевальные номера с куклами.

17.

Ефимовы – «Макбет».

18.

Становление профессионального театра кукол (1918 год).

19.

Театр кукол в Ленинграде под руководством Е. Деммени.

20.

Театр С. Образцова – школа для всех кукольников.

21.

Драматизация и театр кукол.

Тема 2. Работа над эстрадными номерами. Понятие об эстраде как о форме театрального искусства.

22.

Куклы на эстраде, их возможности.

23.

Номера известных кукольников.

24.

Жанры эстрадных номеров и возможности куклы.

25.

Танцевальная пантомима.

26.

Пародия.

27.

Разговорный жанр (обращение к художественной литературе).

28.

Клоунада.

29.

Выбор сюжета. Чтение литературы.

30.

Определение жанра.

31.

Выбор типа кукол и их выразительные возможности.

32.

Эскизы кукол.

Тема 3. Изготовление кукол. Изготовление кукол.

33.

Продолжение работы над куклой.

34.

Завершение изготовления куклы.

Тема 4. Репетиционный период (застольный). Работа с текстом.

35.

Линия роли.

36.

Работа над ролью.

37.

Продолжение работы над ролью

Тема 5. Репетиционный период (работа с куклой). Изменение маски кукол.

38.

Основной ритм движения куклы.

39.

Точная координация танцевальных движений актёра с куклой.

40.

Общение со зрителем.

41.

Общение с партнёром через куклу.

42.

Тембровая и интонационная окраска голоса.

43.

Работа в жанре.

44.

Работа с куклой.

45.

Репетиции с куклой.

46.

Показ номеров.

Тема 6. Работа над самостоятельным номером. Знакомство с художниками разных эпох в жанре «Портрет».

47.

Характеристика по портрету.

48.

Сочинение истории жизни по портрету.

49.

Эмоциональная память.

50.

Музыка, художественный фильм, книга, спектакль, жизненные наблюдения и т.д.

51.

От чувства к образу.

52.

От образа к рисунку.

53.

От рисунка к теме, проблеме.

54.

Изготовление кукол.

55.

Продолжение работы по изготовлению кукол.

56.

Завершение работы над куклой.

57.

Изготовление декораций.

58.

Продолжение изготовления декораций.

59.

Репетиционный период.

60.

Продолжение репетиций.

Тема 7. Работа над постановкой голоса. Работа над постановкой голоса.

61.

Продолжение работы над постановкой голоса.

62.

Показ самостоятельных работ.

63.

Продолжение показа.

64.

Анализ показа самостоятельных работ.

65.

Обобщение за год. Подведение итогов.

ФОРМЫ  и  ВИДЫ  КОНТРОЛЯ

Наблюдение, диагностика, тестирование, анализ, контрольные упражнения, выступления и зрительская реакция

МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ

      Программа занятий основана на комплексном подходе, который выражается в изучении тем, связанных с историей кукольного театра, актёрским мастерством, постановкой голоса, умением работать с куклой.

     Занятия кукольным театром предполагают контакт с дисциплинами, развивающими мышление и речь (актёрское мастерство, сценическая речь), художественный вкус (рисование, ручной труд), чувства (музыка).

       Учитывая возрастные особенности учащихся (диапазон от 5 до 18 лет) на театральных занятиях путём анализа того, что ученик выполняет хорошо и над чем ему следует поработать, следует строить занятия с распределением групп на возрастные группы, а также подгруппы по способностям с возможным проведением индивидуальных занятий.

       В зависимости от содержания, цели и задач занятия, возрастных особенностей и возможностей учащихся используем следующие типы занятий: урок – рассказ, урок – упражнение, урок – практическая работа, урок – работа над этюдом или спектаклем, урок – обсуждение сценария, урок – проба на роль, урок – репетиция, урок - лаборатория и т.п..

Наиболее  целесообразно использовать комбинированный урок (он легче для восприятия), на котором дети получают новые знания, вырабатывают соответствующие навыки и умения. Такой урок строится следующим образом:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение предыдущего материала.
  3. Изложение нового материала.
  4. Упражнения.
  5. Этюд для выработки умений

        Мышление учащихся опирается на наглядные образы и представления. Отвлечённые словесные объяснения для детей, как правило, недоступны. Своеобразие мышления ребёнка тесно связано с особенностями его личного опыта.

        Целесообразно применять разнообразные наглядные средства на занятиях и опору на личный опыт детей.

                Для  реализации сложных задач театра служит игра. 

        «Игра ребёнка отличается верой в подлинность и правду вымысла. Стоит ребёнку сказать себе «как будто бы», и вымысел уже живёт в нём. При этом у ребёнка замечается ещё одно свойство: дети знают то, чему они могут верить, и то, чего не надо замечать».  (Станиславский К.С.  Работа актёра над собой. М.. 1954. Стр.170).

      Такой характер игры отличает её от всех других видов детской деятельности и роднит с искусством театра, с образным отражением действительности. Играя, дети верят в то, что, оставаясь в кабинете, они вместе с куклами плывут по морю, летят на Луну и т.п.

        Но в развитии и отражении факторов и явлений окружающей жизни огромная роль принадлежит воображению. Именно силой воображения создаются ситуации игры, образы, воспроизводимые в ней, возможность сочетать реальное, обычное с вымышленным, что придаёт игре привлекательность, за что её любят дети.

        На уроках театра лучше использовать в основном два вида игр: сюжетно-ролевые и игры-драматизации. Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказке образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия чётко сменяют друг друга, учащиеся охотно воспроизводят их.

        Помогая детям усвоить содержание игры, войти в образ, педагог использует рассматривание иллюстраций к литературным произведениям, уточняет некоторые черты персонажей, выясняет отношение детей к игре, её персонажам.

        Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа куклы и отражения их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Правильный ритм, разнообразные интонации, паузы, некоторые жесты оживляют образы, делают их близкими детям, возбуждают у них желание работать с куклой и говорить за неё.

       Роль руководителя занятий сводится к тому, что он организует внимание детей, направляет их мысль, воображение, уточняет цели и задачи практических действий. В этих условиях больше всего себя оправдывают игры – драматизации, этюды, составленные по народным сказкам, рассказам и стихам.

       Показателем совместного творчества руководителя и учащихся является спектакль. Перед детьми встаёт необходимость освоения авторского текста, выяснения мыслей, намерений, взаимоотношений и действий персонажей. Дети - кукловоды должны хорошо понимать, для чего, с какой целью они произносят те или иные слова куклы, что, почему и зачем делают в каждый момент пребывания за ширмой. На этой основе у ребят  формируются осознанные требования к своему исполнению и творчеству товарищей, развивается потребность совершенствовать качество своей работы с куклой.

        Непременным условием занятий кукольного театра является участие всех детей объединения в играх, этюдах, спектаклях.

        Кукольный театр – хорошая возможность для застенчивых учеников проявить свои способности, почувствовать себя увереннее.

               Поэтому постановка спектаклей – важный момент в творчестве и педагога, и детей.

        Спектакль – это своеобразная демонстрация моральных качеств коллектива участников спектакля, их собранности, дисциплинированности, ответственности, взаимопонимания, взаимовыручки.

        Спектакль требует напряжения духовных сил ребёнка. Дети, объединённые общими переживаниями, стремятся к согласованным действиям, при этом личное находится в единстве с коллективным.

       Особой формой оценки служит показ достижений учеников за пределами коллектива объединения.

Наглядный материал:

  • иллюстрации разных видов кукол
  • пальчиковые, перчаточные и др. куклы
  • инструкции по изготовлению кукол

Оборудование для организации образовательного процесса:

  • ширма
  • пальчиковые куклы
  • перчаточные куклы и др.
  • сценарии спектаклей, этюдов, сценок
  • материал для самостоятельного изготовления кукол
  • краски, цветные карандаши, фломастеры, бумага для рисунков
  • цветная бумага, картон, клей, ножницы для изготовления несложных  декораций

Список литературы для педагога:

1.И.Н.Жарцова Что и как в театре кукол- М.: Искусство, 1970

2.А.М. Нахимовский Как работать с актёром. Профессия- режиссёр. Как создать в школе театральное действие от А до Я. «Режиссура музейного зрелища».- М.: ВЦХТ, 1999 г.

4.Ю.В.Колчеев, Н.М.Колчеева. Театрализованные игры в школе.- М.: Школьная Пресса, 2003. (Журнал «Воспитание школьников. Библиотека журнала». Вып. 30);

6.Г.В. Генов. Театр для малышей. – М.: Просвещение, 1968.        

8.Рымалов Э.Л. Бумажный кукольный театр. М.: Мнемозина, 1995.        

9.Давыдова М.А., Агапова И.А. Мягкие игрушки своими руками. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

10. Элен и Питер Нивен. Куклы.- Санкт- Петербург, Полигон, 1999.

Список литературы для детей:

Я познаю мир: Детская энциклопедия: Игрушки / Автор-составитель

Н.Г. Юрина. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ЗАО «Изд. Дом   «Семейная библиотека», 1999 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа дополнительного образования "Мир театра"

Образовательная программа «Мир театра» создается для развития средствами искусства гармоничной личности ребенка. Программа предназначена для детей с ослабленным здоровьем, отклонениями в развитии позн...

Авторская образовательная программа дополнительного образования детей "Школьный театр"

Данная программа дополнительного образования  детей имеет Сертификат  участия   в конкурсе авторских образовательных программ на базе Федерального института образования  (2012...

Образовательная программа дополнительного образования детей «Изготовление кукол»

Автор образовательной программыдополнительного образования детей«Изготовление кукол»Педагог дополнительного образованияМартынова Татьяна Станиславовна         Срок реали...

Образовательная программа дополнительного образования «Шоу – театр «Столица». «Современная хореография»

Данная образовательная программа  - модифицированная, углубленного уровня, для детей 12-18 лет, проявляющих интерес к искусству хореографии.   Программа является одной из составляющей компле...

Образовательная программа дополнительного образования "Шоу-театра "Столицы" "Азбука хореографии".

При реализации данной образовательной программы будут использоваться дистанционные образовательные технологии (ДОТ) включающие комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализирован...

Образовательная программа дополнительного образования учащихся "Театр на английском языке"

Здесь я представляю Вашему вниманию программу кружка "Театр на английском языке".Уже несколько лет с учащимися 5-6 классов мы успешно готовим спектакли и сценки на английском языке. Именно д...