Мониторинг образовательного процесса
статья на тему

Бялая Любовь Николаевна

Мониторинг образовательного процесса как фактор творческого роста обучающихся (из опыта работы)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг образовательного процесса

как фактор творческого роста обучащихся (из опыта работы)

Я, Бялая Любовь Николаевна, педагог дополнительного образования МБОУДО «ДЮЦ» Юргинского района -  руководитель творческого объединения «Золушка». Нами разработаны 3 дополнительные общеобразовательные программы, «Калейдоскоп», «Креатив» и «Швейное мастерство» по декоративно-прикладному творчеству.

Многие из наших воспитанников являются победителями и призерами конкурсов и выставок различного уровня.

Достижение таких высоких результатов зависит, в первую очередь, от того, насколько эффективно и педагогически целесообразно мы используем приёмы и методы обучения и воспитания в ходе реализации дополнительных общеобразовательных программ.  

Важнейшим средством управления образовательным процессом является объективный и систематический контроль деятельности обучающихся, поэтому неотъемлемой частью педагогической деятельности в учреждении дополнительного образования является мониторинг.

Мониторинг – это непрерывное, систематическое отслеживание состояния и результатов какой-либо деятельности, системы с целью управления их качеством, повышения эффективности. ( Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в УДОД)

Мониторинг дает возможность выявлять изменения в развитии, воспитании, уровне обученности детей и подростков, эффективность педагогической деятельности, что позволяет определить какую корректировку нужно вносить в организацию образовательно-воспитательного  процесса.

За годы работы в творческом объединении «Золушка» нами разработана система контроля в соответствии с содержанием каждой программы.

 Педагогический контроль по образовательным программам направлен на получение информации, которая анализируется и на основании результатов анализа вносятся необходимые коррективы в течение всего учебно-воспитательного процесса. Это может касаться как изменения содержания программы, так и пересмотра выбора форм и методов обучения и воспитания.

То есть в разделы образовательной программы могут быть внесены изменения в связи с внедрением новых технологий (например: аппликация из листьев может быть заменена на мозаику из листьев). Дети с удовольствием занимаются по этой технологии, что, в свою очередь, способствует развитию фантазии, творческого воображения, стимулирует интерес к занятиям.

А обычное занятие может быть проведено в форме «занятие-игра» или занятие-конкурс на лучшую идею.

В своей практике мы используем следующие виды мониторинга:

  1. Мониторинг образовательной деятельности:

Вводный контроль  – это оценка исходного уровня знаний обучающихся перед началом образовательного процесса. Проводится с целью выявления информированности и начальных навыков в определенной сфере деятельности, способностей, задатков и личностных качеств обучающихся. Предполагает коррекцию практической и теоретической деятельности. Вводный контроль может проводиться в форме наблюдения, опроса, викторины.

Текущий контроль – это оценка качества усвоения обучающимися  содержания конкретной образовательной программы в период обучения после вводного контроля до промежуточной аттестации (в начале второго полугодия).  Проводится в форме тестирования, анкетирования с целью выявления уровня овладения обучающимися знаниями, умениями и навыками.

Промежуточная аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися содержания образовательной программы  по итогам 1-го года обучения. Она необходима для выявления уровня освоения разделов образовательной программы, динамики развития личностных качеств обучающихся, выявления недочетов в программе и работе педагога. Проводится в форме тестирования, анкетирования, самостоятельной работы. Предполагает корректировку плана учебно-воспитательной работы.

Итоговая аттестация – это оценка качества усвоения обучающимися знаний, умений и навыков, заявленных в образовательных программах по завершении всего образовательного курса программы. Проводится с целью выявления соответствия реальных результатов образовательного процесса с прогнозируемыми результатами образовательной программы. Предполагает корректировку образовательной программы.

В своей практике мы также используем Тематический контроль, который осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний обучающихся. Проводится в форме опроса, викторины,  а также в форме мастер-класса, который проводит один из обучающихся. Проведение контроля в форме мастер-класса способствует не только закреплению ЗУН, но и развитию таких личностных качеств как инициативность, ответственность, самостоятельность, а также помогает определить лидерские качества обучающихся.

  1. Мониторинг развития качеств личности воспитанников.

В течении всего образовательного курса по программе периодически проводится мониторинг личностных качеств обучающихся с целью коррекции воспитательной работы. В качестве методов диагностики личностных изменений используется наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическая беседа. Целью этого мониторинга является определение межличностных отношений обучающихся и выявление негативных факторов, влияющих на психологический микроклимат в группах. Ведь обучение будет более успешным, если в детском коллективе преобладают дружелюбные взаимоотношения, основанные на взаимопонимании и уважении.

Результаты мониторинга заносятся в личную карточку обучающегося (Приложение 1).

На основе результатов этого мониторинга  разрабатывается программа воспитательных мероприятий с детьми. Это могут быть ролевые и коммуникативные игры, тренинги, воспитательные мероприятия.  

    3. Мониторинг развития творческих способностей.

В настоящее время в дополнительном образовании обучаются дети с 5-ти лет, поэтому для определения их творческого потенциала еще при поступлении в объединение  проводится тестирование  родителей. Это помогает лучше познакомиться с детьми, узнать их интересы и наклонности.

В своей практике для определения развития творческих способностей уже обучающихся в объединении  мы используем форму творческого отчета.

 Творческий отчет. Это форма итогового контроля, направленная на подведение итогов работы детского объединения, на выявление уровня развития творческих способностей обучающихся. Может проводиться по итогам изучения конкретной темы, раздела или после прохождения всего курса обучения. Творческий отчет представляет собой индивидуальные или коллективные творческие формы, например:  выставка, мастер-класс, концерт, творческая работа.

Контроль за развитием творческого потенциала личности и уровня воспитанности обучающихся, как правило, ведется методом наблюдения и отслеживанием результативности участия обучающихся в мероприятиях и конкурсах различных уровней. Результаты наблюдения заносятся в таблицу (Приложение 2).

Так как разработанные нами программы включают разделы по различным видам ДПТ, мониторинг дает нам возможность определить, какому именно виду творчества отдает предпочтение тот или иной воспитанник. И на основании этих результатов  выстраивается система индивидуальных занятий с детьми. Ведь если ребенок занимается тем, что ему нравится, следовательно, он стремится достичь более высоких результатов в данном виде творчества. А это, в свою очередь способствует не только самоопределению и саморазвитию детей, но и самовыражению через участие в различных выставках и конкурсах.

Подводя итог, можно констатировать, что педагогический мониторинг обеспечивает педагогу дополнительного образования качественную и своевременную информацию, необходимую для принятия конструктивного решения в области организации образовательно-воспитательного процесса.

Педагогический мониторинг проводится не только для того, чтобы выявить недостатки и ошибки в работе, определить уровень обученности и развития воспитанников. Его главное предназначение – анализ и устранение причин, накопление и распространение педагогического опыта, стимулирование творчества и педагогического мастерства.

        

Приложение 1

Мониторинг личностного развития ребенка

(в процессе освоения им дополнительной образовательной программы.)

Фамилия, имя                                                                              

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное кол-во баллов

Методы

диагностики

Начало года

Конец года

Организационно – волевые:

- терпение

Способность выдерживать определенные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

-терпения хватает меньше чем, на 1/2занятия

-терпения хватает больше, чем на1/2занятия

-терпения хватает на все занятие

1

5

10

Наблюдения

- воля

Способность активно побуждать себя к практическим действиям, доводить начатое до конца.

-волевые усилия ребенка побуждаются извне

 -иногда - самим ребенком

-всегда - самим ребенком;

1

5

10

Наблюдения

- самоконтроль

Умение контролировать свои поступки

-ребенок постоянно находится под контролем извне

-периодически контролирует себя сам

-постоянно контролирует себя сам

1

5

10

Наблюдения

Толерантность

конфликтность

Умение строить взаимоотношения с окружающими

-испытывает проблемы в общении;

-избирательно взаимодействует с окружающими;

-свободно контактирует с окружающими.

1

5

10

Наблюдения, тестирование

Ориентационные качества

-Самооценка

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям

-завышенная;

-заниженная;

-нормальная;

1

5

10

Наблюдения

Тестирование

Анкетирование

- Интерес к занятиям в творческом объединении

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

-интерес к занятиям продиктован ребенку извне;

-интерес периодически поддерживается ребенком;

-интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно.

1

5

10

Наблюдения

Анкетирование

 

Мониторинг определения развития творческих способностей          Приложение 2

Фамилия, имя                                                                               _        

№п/п

Ф.И. обучающегося

Этап обучения (дата заполнения)

Критерии

Проявляет интерес; активен;

предлагает свои способы выполнения

Пытается творить сам

Прибегает к частой помощи педагога

или членов коллектива

Готов постоянно творить с педагогом

Быстро сдается; теряет интерес

к выполнению задания

Работает всегда в своем темпе (медлителен, быстр, хаотичен, не концентрирует внимание)

культура организации

практической деятельности

культура поведения

Культура общения со сверстниками  

Культура общения со старшими

Участие в мероприятиях

Участие в конкурсах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мониторинг образовательного процесса младшего дошкольного возраста

Одной из приоритетных задач коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития является качественная подготовка воспитанников к школьному обучению. ...

Мониторинг образовательного процесса старшего дошкольного возраста

Одной из приоритетных задач коррекционного дошкольного образовательного учреждения для детей с задержкой психического развития является качественная подготовка воспитанников к школьному обучению. ...

Мониторинг образовательного процесса 2 младшая группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"....

Мониторинг образовательного процесса средняя группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"...

Мониторинг образовательного процесса средняя группа

Таблица составлена на основе программы "От раждения до школы"...

"Роль учителя в ходе мониторинга образовательного процесса"

Чтобы объективно, а не на глазок ответить на вопросы: каковы изме­нения в школе и что надо сделать, чтобы улучшить качество образо­вательного процесса и, как следствие, качества образованности ее восп...

Система мониторинга образовательного процесса как условие достижения высокого качества знаний

Мониторинг образовательного процесса – форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное отслеживание ее сост...