Дополнительная общеразвивающая программа
рабочая программа на тему

Погудина Светлана Ивановна

Дополнительная общеразвивающая программа "Природа и фантазия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_priroda_i_fantaziya.doc249 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ДЕВИЗ КРУЖКА: КРАСОТА И ДОСТУПНОСТЬ

Существует счастье щадить и жалеть красоту,

 есть счастье чувствовать красоту,

 есть счастье дарить красоту,

а ещё есть счастье создавать красоту

(из книги «Завещание цветов»,  Софу Тэсигахара)

      Каждый ребёнок рождён творцом. Создание красоты – это творчество. Умение видеть и чувствовать красоту родной природы – большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувство прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве. Общение с природой, знакомство с произведениями искусства положительно влияют на формирование личности.

      Декоративно-прикладное искусство – это искусство, служащее для художественного оформления быта, среды обитания человека, жилого и общественного интерьера.

      Флористика – способ создания художественного произведения с использованием засушенных элементов растительного материала. Это сравнительно молодой вид декоративного искусства. Занятие флористикой основано на использовании пуха, мха, коряг, растений, их цветов.

Дополнительная образовательная программа «Природа и фантазия» разработана на основе нормативно-правовых документов и рекомендаций: письмо Минобразования России от 18.06.03 г. № 28 – 02 – 484 /16 «Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей», письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06 – 1844 «Примерные требования к программам дополнительного образования детей», Закон РФ «Об образовании», Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Устав Учреждения,  Типовая программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1-4 классы одиннадцатилетней школы) М., Просвещение, 1988г.. В основу обновления легли курсы повышения квалификации при Эколого-биологическом Центре г. Кирова.  

В настоящее время возникает необходимость позаботиться об укреплении связи ребенка с природой и культурой, трудом и искусством. Сейчас дети все больше и дальше отдаляются от природы, забывая ее красоту и ценность. Создание поделок из природного материала даёт возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя. Главная задача – научить детей в своём творчестве передавать красоту природы, используя её собственные средства, приобщая к эстетическому восприятию. Работа с природными материалами помогает им развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие, прививает любовь к прекрасному. Занимаясь конструированием из природных материалов, ребенок вовлекается в наблюдение за природными явлениями, ближе знакомится с растительным миром, учится бережно относиться к окружающей среде.

Дополнительная образовательная программа «Природа и фантазия»  модифицированная, относится к художественно-эстетической направленности.

Особенностями программы являются:

  • введение нового материала на основе усложнения уже пройденного, преемственности;
  • содержание программы позволяет разнообразить  творческую деятельность воспитанников, в результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает;
  • программа не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения.
  •  многообразие видов деятельности позволяет максимально раскрыть творческие способности детей, создать для каждого ситуацию успеха. Если у ребёнка не получается один вид деятельности, то на следующей теме его ждёт новое дело, возможно более интересное и результативное.

         

      Цель программы – развитие личности, способной к художественному творчеству и самореализации, средствами декоративно - прикладного искусства.

      Цель достигается путём решения следующих задач:

Обучающие:

  • закрепление и расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства, природоведения, литературы, способствовать их систематизации; обучение приемам работы с инструментами; обучение умению планирования своей работы;
  • обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов; обучение приемам работы с различными материалами; обучение приемам самостоятельной разработки поделок.

Развивающие:

  • развитие созидательных возможностей личности, раскрытие творческих способностей, интуиции;
  • формирование эстетического восприятия;
  • совершенствование интеллекта, развитие рационально-логического мышления.

Воспитательные:

  • развитие интереса к творчеству;
  • воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности и уважительного отношения к человеку-творцу;
  • экологическое воспитание обучающихся.

Ведущими идеями (принципами) работы, на которых базируется программа, являются следующие:

  • личностно-ориентированный подход (обращение к субъектному опыту детей, то есть к опыту его собственной жизнедеятельности; признание самобытности и уникальности каждого обучающегося);
  • природосообразность (учитывается возраст ребёнка, уровень его интеллектуальной подготовки, предполагающей выполнение заданий различной степени сложности)
  • культуросообразность (приобщение обучающихся к современной мировой культуре и их ориентация на общечеловеческие культурные ценности);
  •  свобода выбора решений и самостоятельность;
  •  сотрудничество и ответственность;
  •  сознательное усвоение учебного материала;
  • систематичность, последовательность и наглядность  обучения, связь                                                                   теоретических знаний с практической деятельностью;
  • преемственность: «от простого - к сложному», старшие помогают младшим.

        В ходе реализации программы обучающиеся столкнуться с новыми понятиями, например: флористика, флорист, флоризм, коллаж, панно, бонсай, икебана, европейское дерево, фитодизайн, аранжировка, модификация, карэмоно, плоскозасушенный растительный материал (далее ПЗРМ) скелетизация, глицерирование, десиканты, селикагель, свэг, стилизация, буля,  педигрол, марбулс, сизаль, кензан, и другие.

В результате обучения по данной программе предполагается, что обучающиеся получат следующие знания и умения:

  • знание основных видов и свойств  природного материала,
  • знание основных видов работ с природным материалом,
  • знание основных приёмов работы с природным материалом,
  • знание основных понятий композиции,
  • владение технологией изготовления поделок из природного материала,
  • умение подбирать подходящий природный материал для изготовления поделок,
  • владение приёмами обработки природного материала,
  • расширение кругозора в области биологии, изобразительного искусства,
  • знание и применение правил организации рабочего места,
  • знание и владение инструментами и материалами, правилами безопасности труда,
  • знание и использование разных видов клея,
  • знание перечня критериев, предъявляемых к готовым изделиям.

Также предусмотрены ожидаемые результаты по годам обучения.

К концу первого года обучения обучающиеся

должны знать:

- правила заготовки природного материала

- правила оформления работы

- название семян сорных и культурных растений

- порядок работы с цветным опилом

- шишки разных пород деревьев

- правила подготовки соломки к работе

- способы работы с яичной скорлупой

- правила работы и хранение солёного теста

- правила работы с клеем ПВА, клеем «Титан»

- правила безопасности при работе с распарывателем, маникюрными ножницами, заострённой палочкой, ножницами

должны уметь:

- хранить природный материал

- правильно оформлять работу

- делать мозаику из семян

- делать поделки, используя шишки разных пород деревьев

- делать плоскую аппликацию из соломки

- делать поделки из яичной скорлупы

- делать и правильно хранить поделки из солёного теста

- пользоваться разными видами клея, оборудованием и инструментами

К концу второго года обучения обучающиеся

должны знать:

- гербарный метод засушивания природного материал

- правила работы с ПЗРМ

- технологию работы с опилом разного цвета

- правила обработки свежих овощей и фруктов перед изготовлением поделок из них

- символы Новогодних и Рождественских праздников, новогодние аксессуары

- понятие орнамента

- технологию аппликации из соломки, понятие «вегетативный стиль»

- способы окрашивания солёного теста и работы с ним

- виды растительного пуха, способы обработки и заготовки

- принцип работы «по трафарету» и «по шаблону»

- правила засушивания овощей и фруктов

- правила работы со стеклом

- правила безопасности при использовании утюга и клеевого пистолета

должны уметь:

- правильно хранить ПЗРМ

- делать аппликации с использованием цельных листьев и цветов

- делать аппликации с использованием опила разных цветов

- делать поделки из овощей и фруктов

- делать Новогодние и Рождественские композиции с использованием новогодних аксессуаров

- делать из соломки элементы растений: лист, стебель, цветок

- делать поделки из окрашенного солёного теста

- подготовить растительный пух к работе

- делать аппликацию из растительного пуха, используя шаблон и трафарет

- делать поделки, используя кожуру овощей и фруктов

К концу третьего года обучения обучающиеся

должны знать:

- термины «флористика», «флорист», «флоризм»

- правила оформления флористической картины

- основы цветоведения

- базовые принципы построения композиции

- порядок составления композиции из ПЗРМ

- историю Новогодних и Рождественских композиций, основные принципы

- особенности работы с соломкой в анималистическом жанре

- способ работы с соломкой способом «крошка»

- принцип работы с растительным пухом в анималистическом жанре способом «накладка» и «жгут»

- порядок работы в создании  Европейского дерева

должны уметь:

- применять изученную терминологию

- оформлять флористическую работу, используя паспарту, окантовку, подвесные петли

- применять на практике полученные знания в области цветоведения

- делать аппликацию «Натюрморт» с использование ПЗРМ

- делать Новогодние и Рождественские композиции, используя основные принципы

- подобрать семена для изображения животного

- делать аппликацию из соломки в анималистическом жанре

- делать аппликацию из растительного пуха в анималистическом жанре

- делать Европейское дерево

К концу четвёртого года обучения обучающиеся

должны знать:

- символику и разнообразие оберегов

- порядок работы при изготовлении коллажа

- способы работы в плоскотональной аппликации из соломки в жанре «пейзаж»

- основные принципы работы с растительным пухом способом» крошка» в жанре «пейзаж»

- принципы изготовления стилизованных Новогодних и Рождественских композиций

- понятия «сюжетно-тематический жанр», «стилизация», «абстракция», «плоскотональная аппликация», «оберег», «коллаж», «пейзаж»

должны уметь:

- изготавливать обереги

- изготавливать флористический коллаж

- делать плоскотональную аппликацию из соломки в жанре «пейзаж»

- делать стилизованные Новогодние и Рождественские композиции

К концу пятого года обучения обучающиеся

должны знать:

- понятия «модификация», «аранжировка», «корэмоно», «скелетизация»,

«глицерирование», «десиканты», «СВЭГ», «бонсай»

- модификацию растений

- виды ваз

- порядок работы изготовления бонсая, стили бонсая

- особенности работы в аппликации из растительного пуха в жанре «портрет»

- способ работы с плоскотональной аппликацией из соломки в жанре «портрет», «графика», «стилизация»

- типы СВЭГа, способ выполнения

- порядок работы коллажа Ф.Раффела «Спрей-техника»

- принцип работы с аппликацией из смешанного растительного материала

- назначение тейп-ленты

- правила безопасности при работе с кусачками, иглой медицинской, шилом

должны уметь:

- применять изученную терминологию

- изготавливать фантазийные цветы, ветки, «корэмоно»

- аппликации из растительного пуха в жанре «портрет»

- делать плоскотональную аппликацию из соломки в жанре «портрет», «графика», «стилизация»

- изготавливать контейнеры для аранжировки и украшать их

- изготавливать бонсай

- выполнять СВЭГ

- делать коллаж Ф.Раффела в «Спрей-технике»

- делать аппликацию из смешанного растительного материала

- работать с тейп-лентой, кусачками, иглой медицинской, шилом

К концу шестого года обучения обучающиеся

должны знать:

- понятия «пейзажная композиция», «декупаж», «Клястер-техника», «свит-дизайн»

- классификацию комнатных растений

- назначение инструмента «буля»

- клей обойный

- порядок работы коллажа Ф.Раффела «Клястер-техника»

- европейскую аранжировку, пейзажный стиль

- материалы и инструменты для работы в технику «декупаж»

- материалы для свит-дизайна

- объёмно-выпуклый способ изображения в аппликации из соломки

должны уметь:

- применять изученную терминологию

- делать пейзажную композицию

- делать объёмно-выпуклую аппликацию из соломки в жанре «натюрморт»

- делать декупаж с элементами флористики

- делать коллаж Ф.Раффела «Клястер-техника», пользоваться бумажным шпателем

- делать композиции в свит-дизайне

Программа составлена с учётом возрастных особенностей детей.

Вид творческого объединения – профильное (художественно-эстетическая направленность).

Набор детей в объединение свободный.

       Программа рассчитана на детей 7 – 18 лет.

       Срок реализации программы – 6 лет.

       В течение 1-го года обучения занятия проходят 1 раз в неделю продолжительностью 2 часа (72 часа в год).

      Дети первого года обучения получают первоначальные знания в области флористики и декоративно-прикладного искусства.

      В течение 2-го года обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа (144 часов в год).

      Второй год обучения предусматривает расширение и углубление знаний первого года обучения.

      В течение  3-го, 4-го и 5-ого, 6-ого годов обучения занятия проходят 2 раза в неделю по 3 часа (216 часов в год).

      Возможна реализация программы 3-ого и 4-ого года обучения с нагрузкой в 144 часа в зависимости от контингента учащихся.    

      С шестого года обучения воспитанники выходят на путь самостоятельного творческого самовыражения.

        Вид деятельности детей – художественное творчество. Следовательно, основными формами ведения занятий являются:

- занятие – практикум

- занятие – показ

- посещение музея

-  занятие – беседа

- занятие мини – выставка

- выставка

      Программой предусмотрено использование цифровых образовательных ресурсов.

Формой подведения итогов реализации образовательной программы является индивидуальная выставка воспитанника, участие в районных и областных выставках декоративно- прикладного творчества. Обучающие могут давать консультации и проводить творческие мастерские.

        Приёмы диагностики:

-анкетирование,

-диагностика развития обучающегося (овладение основными знаниями и  умениями в работе).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I года обучения

№ п/п

Название разделов, подразделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Экскурсия на природу

2

0,5

1,5

3.

Знакомства с правилами оформления работы

2

1

1

4.

Аппликация из семян растений. Мозаика

8

2,5

5,5

5.

Аппликация из цветного опила

12

1,5

10,5

6.

Новогодние  и рождественские сувениры          

8

0,5

7,5

7.

Поделки из шишек разных пород

6

0,5

5,5

8.

Аппликация из соломки.

Знакомство с  понятием орнамент, узор

10

1,5

8,5

10.

Поделки из скорлупы яиц

8

1,5

6,5

11.

Солёное тесто

10

1,5

8,5

12.

Мини-выставка

2

2

-

13.

Подведение итогов за год

2

2

-

ИТОГО:

72

17

55

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

II года обучения

№ п/п

Название разделов, подразделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

2

2

-

2.

Заготовка природного материала

4

1

3

3.

Аппликация из цельнозасушенных цветов и листьев.  Правила работы с цельнозасушенными цветами  и листьями

10

1

9

4.

Изготовление поделок из овощей и фруктов. Правила обработки свежих овощей и фруктов перед изготовлением поделок из них

8

0,5

7,5

5.

Аппликация из цветного опила. Животные

18

1

17

6.

Новогодние и рождественские композиции.

Символика праздника. Новогодние аксессуары

18

2,5

15,5

7.

Аппликация из семян сорных и культурных растений. Изготовление декоративной тарелки. Орнамент. Узор

18

1,5

16,5

8.

Аппликация из соломки.  Тонирование соломки. Вегетативный стиль

20

4

16

9.

Окрашенное солёное тесто

16

3,5

12,5

10.

Аппликация из растительного пуха.

Способ работы: по трафарету, по шаблону

16

2

14

11.

Аппликация из кожуры фруктов и овощей

10

1,5

8,5

12.

Мини-выставка

2

2

-

13.

Подведение итогов за год

2

2

-

                                 ИТОГО:

144

24,5

119,5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

III года обучения

№ п/п

Название разделов, подразделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Введение во флористику

3

3

-

2.

Заготовка флористического материала

3

0,5

2,5

3.

Оформление флористической картины

6

2

4

4.

Основы цветоведения

3

3

-

5.

Основы изобразительного искусства. Базовые принципы построения композиции

3

3

-

6.

Аппликация из плоско-засушенного растительного материала.

Натюрморт

27

2,5

24,5

7.

Аппликация из цветного опила. Натюрморт

21

1,5

19,5

8.

Новогодние и рождественские композиции.

История новогодних и рождественских сувениров. Основные принципы

24

3

21

9.

Аппликация из семян сорных и культурных растений.

Анималистический жанр

24

2,5

21,5

10.

Аппликация из соломки. Способ «Крошка»

Анималистический жанр

24

2,5

21,5

11.

Аппликация из растительного пуха. Способы «накладка», «жгут». Анималистический жанр

27

2,5

24,5

12.

Солёное тесто. Объёмные поделки

24

1

23

13.

Европейское дерево

21

3,5

17,5

14.

Мини-выставка

3

3

-

15.

Подведение итогов за год

3

3

-

ИТОГО:

216

36,5

179,5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

IY года обучения

№ п/п

Название разделов, подразделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Заготовка флористического материала

3

0,5

2,5

3.

Изготовление оберега

18

3

15

4.

Цветной опил. Пейзаж

24

2,5

21,5

5.

Европейское дерево.  Нетрадиционные формы кроны Европейского дерева

15

1,5

13,5

6.

Новогодние и рождественские композиции

24

2,5

21,5

7.

Аппликация из семян сорных и культурных растений.

Сюжетно – тематический жанр. Стилизация

24

1,5

22,5

8.

Аппликация из плоскозасушенного растительного материала. Пейзаж

21

1,5

19,5

9.

Коллаж. Строение коллажа.  

Технологи изготовления.  

Виды сюжетов

18

4

14

10.

Плоскотональная аппликация из соломки. Пейзаж

30

1,5

28,5

11.

Аппликация из растительного пуха. Пейзаж. Способ «Крошка»

30

2,5

27,5

12.

Мини-выставка

3

3

-

13.

Подведение итогов за год

3

3

-

ИТОГО:

216

30

186

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Y года обучения

   

№ п/п

Название разделов, подразделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Заготовка флористического материала

3

0,5

2,5

3.

Модификация растений. Корэмоно. Аксессуары для аранжировки.

12

2,5

9,5

4.

Контейнеры для аранжировки

12

5

7

5.

Семена сорных и культурных растений. Декорирование предметов

15

2

13

6.

Цветной опил. Абстракция. Стилизация

15

1

14

7.

Новогодние и Рождественские композиции

24

1

23

8.

Бонсай. Символика. Классификация. Стиль бонсая. Основные принципы. Искусственный  бонсай.

18

4,5

13,5

9.

Коллаж Ф.Раффела.  « Спрей - техника»

15

2,5

12,5

10.

Соломка. Плоскотональная аппликация из соломки. Портрет. Графика. Стилизация

30

2,5

27,5

11.

Аппликация из растительного пуха. Портрет

30

1,5

28,5

12.

СВЭГ

15

3

12

13.

Аппликация из смешанного растительного материала

18

2,5

15,5

14.

Мини-выставка

3

3

-

15.

Подведение итогов за год

3

3

-

ИТОГО:

216

37,5

178,5

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

YI года обучения

   

№ п/п

Название разделов, подразделов

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие

3

3

-

2.

Заготовка флористического материала

3

0,5

2,5

3.

Европейская аранжировка. Пейзажная композиция

12

3

9

4.

Соломка. Объёмно-выпуклый способ изготовления. Натюрморт.

36

2,5

33,5

5.

Декупаж с элементами флористики

12

3

9

6.

Новогодние и Рождественские композиции

24

1,5

22,5

7.

Коллаж Ф.Раффела.  «Клястер-техника»

24

2,5

21,5

8.

Аппликация из растительного пуха

36

1

35

9.

 Свит-дизайн

21

2,5

18,5

10.

Аппликация из смешанного растительного материала

36

1

35

11.

Комнатные растения. Классификация. Уход за ними

3

3

-

12.

Мини-выставка

3

3

-

13.

Подведение итогов за год

3

3

-

ИТОГО:

216

29,5

186,5

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

        В реализации программы используются технологии:

 - развивающего обучения,

 - дифференцированного обучения,

 - личностно-ориентированного обучения.

        Основной формой усвоения программного материала являются учебные занятия. Теоретическая часть даётся в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и образцов.  Теория подкрепляется практической работой. Все задания располагаются в порядке возрастающей трудности с учётом возраста воспитанников. Освоение темы начинается с формирования элементарных учебных умений и навыков.

        

      Формы занятий:

 - групповая

 - подгрупповая

 - индивидуальная

 - индивидуально-групповая

                 В реализации программы используются различные методы (приёмы):

 - копирование образца педагога детьми

 - беседа

 - работа над композицией

 - работа над сюжетом

 - отбор необходимых материалов и оборудования

 - обработка и подготовка природного материала к работе

 - инструктаж по технике безопасности

 -  работа с технологической картой

 - работа с книгой, ноутбуком

 - метод практической работы

 - рассматривание образцов

 - использование на занятиях средств искусства

 - игра

                В работе используется учебно-дидактический материал:

 - иллюстрации журналов, книг для просмотра изделий

 - демонстрация выполненных работ

 - раздаточный материал

 - фото и видео материал

 - технологические карты

 - образцы, выполненные педагогом

Перечень инструментов и материалов для реализации программы:

- Столярные, слесарные инструменты: шило, пилка, ножовка, молоток, напильник

- Гладкая деревянная доска для обработки растительного материала

- Толстое   стекло   для   выполнения   аппликаций   из   соломы   и растительного пуха

- Скальпель или резак

- Пинцет

- Ножницы

- Металлическая линейка

- Материал для основы флористических композиций: плотный картон, тонкая фанера

- Материал для фона: серная бумага, бархатная бумага, однотонная ткань, кора сосны, берёзы

- Материал для окантовки картин: чёрная бумага, бумага серого, тёмно-коричневого цвета, декоративная бумага, тонкая кожа

- Калька, копировальная бумага, плотная белая бумага

- Креперовальная игла

- Клей ПВА

- Клей «Момент»

- Клей КМЦ

- Клеевой  пистолет

- Кисти для клея.
- Краски, гуашь

- Кисточки для красок
- Карандаши  
- Мука
- Соль
- Растительный материал: соломка, растительный  пух, семена растений, опил, шишки разных пород, засушенный растительный материал.

информационные ресурсы:

  • ноутбук
  • телевизор
  • видеокамера
  • фотоаппарат
  • DVD-плеер
  • экран
  • проектор
  • сайт учреждения ddtmurashi.ucoz.ru
  • интернет-ресурсы: КОГОБУ ДОД «Эколого-биологический центр»: http://ecobio-center.ucoz.ru/;  Страна мастеров: http://stranamasterov.ru/, КОГОБУ ДОД – Дворец творчества детей и молодёжи: http://dvorecmemorial.ru/, форум работников детского образования и культуры: http://forum.numi.ru/index.php?showforum=183.

     

ЛИТЕРАТУРА, ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ПЕДАГОГОМ

ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ И

ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:

1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. Под общей редакцией В.И. Лейбсона. - М., Просвещение,1981

2. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Внеурочные занятия с учащимися начальных классов (1 -4 классы одиннадцатилетней школы). Авторы программ: С.Ф. Абдуллаев, М.С. Боголюбская, М.А. Галагузова, И.Г. Димова, Т.К. Жикалкина, А.П. Журавлёва, А.Е. Кулаков, Н.Н. Касьяненко, А.М. Кадыров, В.С. Кузин, Г.С. Листова, В.В. Мацкевич, В.Г. Машинистов, О.С. Молотоборова, Л.С. Нерсисян, И.О. Новозонов, А.А. Остапец, А.А. Плешаков, Т.М. Пахнова, Г.А. Торопова, Л.И. Феоктистова. – М., Просвещение, 1988.

3. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. Авторы программ: Воропаева Н.В., Гришин В.К., Голубова М.Б., Ерёменко Т.И., Желудков А.С., Листова Г.С., Новиков С.Н., Пахомов В.А., Пахомова С.А., Пучкова Л.С., Руб М.А., Сапонова Л.Н., Сафонова Н.С., Тазова Н.А., Хворостов А. С., Шрейтер Э.Р. – М., Просвещение, 1986.

Федотов Г. Сухие травы. - М, 1997.

4. Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов. Ярославль, 2000.

5. Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1997.

6. Маракаев О. Первый букет. Ярославль, 1999.

7. Хессайон Д.Г. Всё об аранжировке цветов, М., 1998.

8. Голубева Н. Аппликации из природных материалов, М., 2002.

9. Фоминых Ю. Сухие и искусственные цветы, 2003.

10. Кискальд И. Солёное тесто, М., 2004.

11. Витвицкая М.Э. Икебана. Аранжировка. Флористика. 2005, 2007.
12. Ю.Захарюк П. Картины из цветов и листьев.

13. Зубков Р. Картины из цветов и листьев. 2005.

14. Белецкая Л.Б. Прессованная флористика. М., 2006.        

15. Дороти Вуд. Украшения для дома из природных материалов. Харьков, Белгород, 2008.

16. Гир А., Фристоун Б.. Новый год и Рождество. Подарки, украшения, рецепты. М., 2007.

17. КОГОБУ ДОД «Эколого-биологический центр»: http://ecobio-center.ucoz.ru/

18. Страна мастеров: http://stranamasterov.ru/,

19. КОГОБУ ДОД – Дворец творчества детей и молодёжи: http://dvorecmemorial.ru/, 

20. форум работников детского образования и культуры: http://forum.numi.ru/index.php?showforum=183.

ГЛОССАРИЙ

ДЕКУПАЖ (фр. decouper — вырезать) — декоративная техника по ткани, посуде, мебели и пр., заключающаяся в скрупулёзном вырезании изображений из бумаги, которые затем наклеиваются или прикрепляются иным способом на различные поверхности для декорирования.

МОЗАИКА (фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum — (произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное и монументальное искусство разных жанров, произведения которого подразумевают формирование изображения посредством компоновки, набора и закрепления на поверхности (как правило — на плоскости) разноцветных камней, смальты, керамических плиток и других материалов.

Мозаика – это один из видов декоративно-прикладного и монументального искусства. Искусство мозаики представлено различными жанрами и является изображением, созданным с помощью компоновки, набора и закрепления на поверхности разноцветных камней, керамических плиток, смальты и других материалов.

Мозаика (от франц. mosaique, итал. mosaico или лат. musinum — буквально «посвящённое музам») представляет собой изображение или орнамент, выполненный из однородных или различных по материалу частиц.

АППЛИКАЦИЯ – это художественная техника создания произведений ДПИ способом наклеивания кусочков бумаги, картона, ткани, соломки и дорогого материала на лист бумаги, картона по заранее подготовленному рисунку (композиции). В переводе с латинского «прикладывание».

УЗОР – украшение, сочетание линий, форм и цвета в определённой последовательности.

ОРНАМЕНТ – ритмически повторяющийся узор.

ОРНАМЕНТ – узор, построенный на ритмическом чередовании и сочетании геометрических элементов или элементов растительного или животного мира.

КОМПОЗИЦИЯ – составление, соединение, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с какой-либо идеей.

ПАННО – это поверхность на стене или потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными скульптурными изображениями.

НАТЮРМОРТ – с немецкого «тихая жизнь», с французского «мёртвая натура».

ПОРТРЕТ – произведения, в которых запечатлён внешний облик конкретного человека (ли группы людей), с французского «воспроизводить что-либо черта в черту».

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА отображает события жизни.

ПЕЙЗАЖ – «Совокупность растений, животных, камней и других составных частей природы, отнесённых к личности человека», - по определению М.Пришвина  

ГРАФИКА – с греческого «пишу, черчу, рисую» - рисунок, искусство линейное, строгое, основанное на сочетании чёрного и белого. Основным видом графики является гравюра.

ФЛОРА – в древнегреческой мифологии богиня цветов и весны.

ФЛОРИСТИКА – смысл создания художественного произведения с использованием засушенных элементов растительного материала, вид ДПИ.

ФЛОРИЗМ – способ создания художественного произведения с использование какого-либо растительного материала.

ФИТОДИЗАЙН – жанр ДПИ, связанный с растительным материалом и композициями из него.

АРАНЖИРОВКА – искусство составлять, распределять, переставлять в композицию растения открытого грунта, комнатные, срезочные, засушенные и искусственные.

ФЛОРИСТ – профессиональный аранжировщик цветов в коммерческой сфере.

ФЛОРИСТ – художники, использующие для своих картин вместо красок листья и лепестки цветов, соломку, пух и любой другой отживший растительный материал.

МОДИФИКАЦИЯ – изменение структуры, формы или цвета растительного материала.

КАРЭМОНО – изогнутые ветки растений.

СКЕЛЕТИЗАЦИЯ – приём модификации, вымачивание листьев в растворе каустической соды и разбивание щёткой.

ГЛИЦЕРИРОВАНИЕ – приём модификации, консервация в растворе глицерина.

ДЕСИКАНТЫ – вещества, которые изымают и удерживают воду. Этот метод высушивания применяется для растительного материала, который неудобно высушивать под прессом, при этом методе сохраняются цвет и форма.

СЕЛИКАГЕЛЬ – быстродействующий десикант.

БОНСАЙ – дерево в плошке.

ЕВРОПЕЙСКОЕ ДЕРЕВО – дерево условное, оно имеет ствол, крону округлой или другой геометрической формы, а также основание – горшок.

ПЕЙЗАЖНАЯ КОМПОЗИЦИЯ – имитация природного уголка.

СВЭГ – это подвесная или настенная аранжировка со всеми собранными вместе материалами, но без видимого фона.

КОЛЛАЖ – технический приём, предполагающий наклеивание на какую-либо основу материалов, отличающихся от неё по цвету и фактуре.

ПАСПАРТУ – рамка из плотного материала с вырезом (с окошечком) для картины.

БУЛЯ – тяжёлый металлический шарик, укреплённый на стержне с деревянной ручкой.

КЕНЗАН -  тысяча мечей, свинцовое основание с длинными, часто посаженными иглами.

ОАЗИС (ПИАФЛОР) – специальный синтетический, пористый, влагоёмкий материал.

ТРАФАРЕТ - вырезной образец узора и вообще гнутых обводов. Пластина с профилем, контуром предмета или иное приспособление, являющееся образцом при изготовлении изделий

ТРАФАРЕТ – это приспособление для быстрого нанесения одинаковых рисунков или надписей на различных поверхностях.

СИЗАЛЬ — жёсткое, грубое натуральное волокно, получаемое из листьев растения субтропического травянистого кустарника — мексиканской агавы

МАРБУЛС -  овальный или круглый шарик из стекла.

ЖАНР – это совокупность произведений какого-либо направления художественного творчества.

 ЖАНР (франц. genre) (в искусстве), исторически сложившееся внутреннее подразделение во всех видах искусства; тип художественного произведения в единстве специфических свойств его формы и содержания. Понятие "жанр" обобщает черты, свойственные обширной группе произведений какой-либо эпохи, нации или мирового искусства вообще. В каждом виде искусства система жанров слагается по-своему. В литературе жанр определяется на основе принадлежности произведения к роду литературному, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения - сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпический жанр (героическая поэма, роман, рассказ), лирический (ода, элегия, стихотворение, песня), драматический (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический). В изобразительном искусстве - на основе предмета изображения (портрет, натюрморт, пейзаж, историческая или батальная картина), а иногда и характера изображения (карикатура, шарж). В музыке жанры различаются по способу исполнения (вокальные - сольные, ансамблевые, хоровые; вокально-инструментальные; инструментальные - сольные, ансамблевые и оркестровые), по назначению (прикладные жанры - марш, танец, колыбельная песня и др.), по содержанию (лирические, эпические и драматические), по месту и условиям исполнения (театральные, концертные, камерные, киномузыка и др.). В 20 в. происходит интенсивный процесс взаимодействия и модификации жанров.

ЖАНРЫ ЖИВОПИСИ (фр. genre – род, вид) – исторически сложившееся деление произведений живописи в соответствии с темами и объектами изображения.

НАТЮРМОРТ — жанр изобразительного искусства, изображения неодушевленных предметов, размещенных в реальной бытовой среде и организованных в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, дичи, выловленной рыбы и т. д.

ПЕЙЗАЖ (франц. paysage, от pays — страна, местность), — жанр посвящённый изображению какой-либо местности: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта

ПОРТРЕТ (фр. portrait, «воспроизводить что-либо черта в черту») — жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей; разновидности — автопортрет, групповой портрет, парадный, камерный, костюмированный портрет, миниатюра портретная.

СЮЖЕТНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА — определение своеобразного скрещения традиционных жанров живописи, которое способствовало созданию крупномасштабных произведений на социально значимые темы с четко выраженной фабулой, сюжетным действием, многофигурной композицией. Кратко: — смешивание традиционных жанров живописи бытового, исторического, батального, композиционного портрета, пейзажа и др

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ (от лат. animal – животное) — жанр связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике.

ВЕГЕТАТИВНЫМ СТИЛЕМ   флористики  называют наиболее естественное представление цветов и растений в композиции. Композиции  вегетативного стиля напоминают кусочек природы, где могут быть использованы камни, ветки, мох...

СТИЛИЗАЦИЯ

 1) намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определенной социальной среды, народности, эпохи. Нередко связана с переосмыслением художественного содержания, составляющего основу имитируемого стиля.

 2) В изобразительном искусстве и преимущественно в декоративном искусстве, дизайне - обобщение изображаемых фигур и предметов с помощью условных приемов; особенно характерна для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

СВИТ-ДИЗАЙН (от англ. sweet – сладкий, сласти) – это искусство составления конфетных букетов. Цветы для подобного рода композиций выполняются из конфетной и гофрированной или обёрточной бумаги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Фольклор в школе» объединения Фольклорный ансамбль «Коляда» и «Девичье поле»

Программа «Фольклор в школе», является модифицированной общеразвивающей программой, которая составлена на основе типовых программ дополнительного образования детей по фольклору: «Народное пение» Науме...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей на курс « Изучение английского языка в образовательной области « Филология» сверх часов и сверх программ, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандарта

Программа обеспечивает  развитие  интеллектуальных общеучебных умений, творческих способностей у учащихся, необходимых для дальнейшей самореализации и формирования личности ребенка, по...