Конспект занятия «Путешествие на остров. Изучаем мир природы».
план-конспект на тему

Ионова Ольга Валерьевна

Конспект исследовательского занятияпо экологическому развитию детей «Путешествие на остров. Изучаем мир природы». Основная цель занятия: расширять представления детей о знании растений в жизни человека; о природных красителях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект исследовательского занятия

по экологическому развитию детей.

«Путешествие на остров. Изучаем мир природы».

Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.

                                                                              Академик Колмогоров А.Н.

Тема:   «Путешествие на остров. Изучаем мир природы».           

 Программное содержание:

  • Расширять представления детей о знании растений в жизни человека; о природных красителях.
  • Учить детей исследовательской работе: опытным путем получать краски и окрашивать белую ткань.
  • Воспитывать у детей бережное отношение ко всему, что их окружает, эстетическое отношение к природе и к своей деятельности.
  •  Расширять у детей словарный запас: "хлопок", "красители".
  • Развивать фантазию, творчество.
  • Учить в проблемной ситуации находить позитивное решение.

Методы обучения: наглядный, вариативный, продуктивный (познавательная деятельность, мыслительная деятельность и активное высказывание детьми самостоятельных суждений), словесный (беседа), практический, художественно-творческий, групповой (работа в группах), проблемный.

Здоровьесберегающие технологии: - смена форм деятельности, физминутка-разминка, физминутка-танец.

Материалы к занятию:

 Бутылка с письмом, аудиозапись "шум моря", аудиозапись песни "Чунга-Чанга", презентация Слайд-фильм, ветка хлопка, вата, сундук: старинная книга рецептов, х/б белые лоскутки ткани, лупы, лавочки, емкости с натуральными красителями, терка, марля, прищепки, фартуки, влажные салфетки, доски (для пластилина), блюдца; овощи: свекла, морковь, лук, сухая крапива; термос с травяным отваром, чашечки.

МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ: музыкальный зал.

                                      Ход занятия. 

Организационный момент. Эмоциональный настрой на занятие .

Слайд№1

Педагог: 

Громко прозвенел звонок

Время начинать урок

Любознательные дети,

 обо всем на свете, вы хотите знать?  ДА!!

Мы сегодня будем наблюдать,

Выводы делать и рассуждать

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно в работу включайся, дружок!

Педагог: Сегодня, ребята, у нас с вами необычное занятие, а увлекательная прогулка по морю. Как вы думаете, какой водный вид транспорта мы с вами выбирем?

                                                                                       

Дети: корабль, лодка, пароход, парусник. 

Педагог: Я предлагаю вам построить кораблик самим и отправиться на нем в море.

(Дети выстраиваются  и изображают кораблик, который плывет и покачивается на волнах.) Слайд№2

Педагог: Ребята, я вижу вдалеке какой-то остров Слайд №3

-Давайте подплывем к нему и  сойдем на землю, мне кажется, что мы обязательно найдем там что-то очень интересное, а может быть и встретим кого-нибудь.

(Дети разбегаются и садятся стульчики.)

Педагог: И, так, вы на берегу моря. Слайд№4. Расположитесь поудобнее, закройте глаза, послушайте, как шумит море, плещутся волны, дует теплый ветер: (прослушивание аудиозаписи).

 А теперь откройте глаза и осмотритесь (находят бутылку). Слайд№5.

 Какая-то бутылка. Как вы думаете, откуда она взялась? (ответы детей).

 Верно, море выбросило на берег, а в ней что-то есть (достают письмо).

Текст письма:

"S.O.S. Помогите, я на необитаемом острове, замерзаю.

Вот вам мои координаты: 70° ю.ш. и 10° в.д. Чунга - Чанга."

Педагог: В письме написано SOS - что это значит? (ответы детей).

 Верно, кому-то нужна помощь.

 Что будем делать? Что ж, оправимся на помощь, придется искать нашего друга Чунга - Чангу  на острове. Но хочу вас предупредить, что остров нам незнаком, поэтому мы должны быть осторжными. Друг от друга не отходить, под ноги смотреть, в рот ничего небрать.

(Дети встают цепочкой друг за другом и проходят препятствия под руководством педагога.)

Дети рассаживаются по местам. Слайд №6…

Педагог: Ребята, вот и наш друг Чунга Чанга. Слай№7.  Поздороваемся с ним, и спросим, чем мы можем ему помочь. (Дети здороваются). Чунга Чанга поведал мне очень грустную историю. Вот послушайте. Он уже давно живёт на этом удивительном острове.  Здесь растут и овощи, и фрукты, но Чунга Чанга не придумал из чего  сделать одежду. Его одежда из листьев плохо греет и она не такая яркая как у нас. Что же делать? Ребята, может быть, вы предложите, как помочь Чунга Чанге. Давайте, оглядимся, возможно, мы что-нибудь и найдём.

Смотрите, ребята, я нашла интересное растение. Кто из вас знает, как называется? (ответы детей).Слайд №8

Дети: Это хлопок - растение, которое нас одевает.

Педагог: Как оно может нас одеть? Ответы детей.

Педагог: Это растение растет в теплых странах. Растет кустиком, на веточках растут коробочки, внутри которых есть семена, покрытые мелким, белым пушком, пушок растет из коробочки, мы видим пух (вата).

Педагог: Рассмотрите вату, пощупайте какая она. Этот пух и используют для изготовления материи.(Дети щупают вату)     Давайте еще походим, может еще что-нибудь найдем. Что это? Сундук! Посмотрим, что там? Старинная книга рецептов. Может эта книга подтолкнет нас на мысль как помочь Чунга Чанге (достаем кусочки материи - белые лоскутки х/б ткани). Вот такую ткань изготавливают из хлопка, называется хлопчатобумажная ткань. Здесь есть еще какие-то стеклышки. Как они называются? (увеличительные стекла).

 Давайте рассмотрим ткань с помощью луп. Что вы видите? Переплетения ниток: продольные и поперечные. Сравните с ватой: вата мягкая, а нитки из хлопка толстые. Это натуральная ткань, она изготовлена из растений. То, что на вас одето, все сшито из ткани, попробуйте найти одежду из хлопка (дети исследуют одежду, надетую на них, сравнивая с образцом).

Педагог: Вы устали? Немного потанцуем (под песню «Манана-банана» дети выполняют движения). ФИЗМИНУТКА Слайд №9

Педагог: Присядем на камни. Почему одежда такая яркая? А наша ткань белая? Чем ее можно покрасить?

 (предположения детей).

 -Я думаю, в старой книге мы сможем найти ответ. Как вы думаете, откуда появились краски?

(Ответы детей)

-Современные краски изготавливают из нефти и минералов. А давным-давно, так написано в книге, люди стали окрашивать ткани, пользуясь растительными красками.

 По пути на поляну мы видели овощи, вернитесь, пожалуйста, и соберите их, и не забудьте прихватить веточку сухой крапивы. И еще достаньте все из сундука. А я пока загляну в книгу (дети принесли овощи, крапиву, 4 бутылки с краской, терку, марлю, черепки). Ребята, в старой книге написано, что из этих овощей можно приготовить краски. Посмотрите, как вы думаете, что налито в бутылках. В бутылках - жидкость разных цветов. Каких?

 (красный, оранжевый, коричневый, зеленый).

-Это краски. А теперь посмотрите на овощи. В книге рецептов написано, что из них-то эти краски и приготовлены, но как?

-Из какого овоща получилась темно-красная краска?

Правильно, из свеклы. А как? Ведь свекла твердая, а краска - жидкая. С помощью терки. Что можно сделать со свеклой с помощью терки? Можно натереть, а затем взять марлю и выжать сок.

(демонстрируют 2-е детей).

 А теперь догадайтесь, как получилась оранжевая краска? (ответы детей). Из моркови. А как? (ответы детей).

 А коричневую? (ответы детей). Для того чтобы сделать краску из лука, снимают с луковицы шелуху, кипятят ее, процеживают.

 А как получить зеленую? (ответы детей). Рвётся жгучая крапива. Потом ее сушат. Сухую крапиву заливают водой и также кипятят, как луковую шелуху. Крапива окрашивает воду в зеленый цвет.

 А теперь и вы можете, как люди в древние времена окрасить ткань в разные цвета. Вместе со мной берем лоскут белой ткани прищепками и опускаем в черепок с растительной краской, даем стечь, и кладем на досточку для высыхания (дети окрашивают ткань).

 Вот мы и помогли нашему другу .Слайд№10

Педагог: - Мы оставляем тебе разноцветные кусочки ткани, теперь ты сможешь сшить себе одежду и даже одеяло, сшивая все лоскутки вместе.

Чунга Чанга: - Я благодарен вам. Спасибо. До свидания!

Педагог: Теперь мы знаем: Растения дают нам краску, и они же дают нам лекарства. Как? Вот, например, алоэ лечит насморк, можно приложить лист подорожника к ранке и она заживет, а вот ромашка, шиповник, мята - от простуды.

В заключении: - Предлагаю вам испить ароматного травяного чая.

Что интересного, нового вы узнали? (ответы детей).

Нам пора в Дошколёнок. Садитесь в лодку и прощайтесь с островом.

 Слайд№11

(Дети выстраиваются  и изображают кораблик, который плывет и покачивается на волнах. Дети исполняют песню «Чунга Чанга») Слайд№12.

 

Использованные источники

Картинки:

https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http

https://yandex.ru/images/search?source=wiz&img_url=http

https://yandex.ru/images/search?p=16&text=

https://yandex.ru/images/search?p=21&text=

http://boombob.ru/img/picture/Jul/03/f6d8ecbb815473ab35fef156b96771c6/1.jpg

http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/fgfgjhjuiui/380746.html#play


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Путешествие в Мастерскую Природы"

Методическая разработка направлена на привлечение ребят младшего школьного возраста к работе с природным материалом, на развитие интереса к природе....

Конспект занятия "Путешествие в Здраволюбию"

Цель занятия: Сформировать и развивать навыки безопасности поведения в ситуациях, связанных с возможностью неблагоприятного воздействия ПАВ на здоровье человека....

Конспект занятия "Путешествие в весенний лес"

Развитие речи и творческих способностей....

Конспект занятия "Путешествие в страну Берендея", сценарий праздника "Масленица"

Конспект занятия: «Путешествие в страну Берендея».    Цель занятия:  закрепить знания о народных промыслах Руси, народных праздниках и традициях;  совершенс...

Конспект занятия «Путешествие по городу»

Лексическая тема: «Наш город»Логопедическая тема: «Звук С»Цель: коррекция речевых нарушений путем развития двигательной сферы в сочетании с музыкой и словом.Образовательные задачи:активизировать слова...

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок". Внеурочная деятельностьв 1 классе.

Конспект занятия "Путешествие в страну сказок" в 1 классе составлен к программе "Смотрю на мир глазами художника"....

Конспект занятия «Путешествие по океану друзья природы»

Конспект занятия «Путешествие по океану друзья природы» для обучающихся 8 - 9 лет. Форма учебного занятия игра - путешествие. Карта с обозначенными на ней островами "Угадайка", "Таинственный", "Загадо...