рабочая программа
рабочая программа на тему

Кушнер Мария Николаевна

Дополнительная программа для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_raznotsvetnye_ladoshki.docx28.25 КБ
Файл programma_fantaziya.docx29.4 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ У ДЕТЕЙ 3-8 ЛЕТ С ОСОБЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕХНИК «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»

Срок реализации программы: учебный год

Форма занятий: индивидуальные занятия для дошкольников и младших школьников

Периодичность: 1 раз в неделю по 30 минут

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

Кушнер Мария Николаевна

Москва 2015 г.

  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  Данная программа нацелена на развитие эмоционально-волевой сферы детей средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник.

  Программа направленна на работу с детьми с особыми потребностями в развитии, для детей с речевыми нарушениями и призвана решать задачи коррекции эмоционально-волевой и сенсорной сфер средствами изобразительной деятельности, а также задачи развития художественно-творческих задатков данной категории детей.

  Разработанная программа  опирается на обучение нетрадиционным техникам рисования и рассчитана на один год обучения и представляет собой обобщенный опыт работы по изобразительной деятельности с детьми дошкольного и младшего школьного возраста  в соответствии с условиями современной системы образования,  а также с учетом психологических особенностей развития ребенка. 

Методологическая основа

  Детская изобразительная деятельность, а именно рисование наряду с игровой деятельностью – является ведущей на протяжении всего детства. Она помогает координировать зрение и движение, овладеть формами, развивать чувственно-двигательную координацию. Кроме того, определенное достоинство рисования по сравнению с другими видами деятельности, в том, что этот вид творчества требует согласованного участия многих психических функций. Известный педагог И.Дистерверг считал: «Тот кто рисует, получает в течении одного часа больше, чем тот, кто девять часов смотрит».

  По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку во время рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов. Большинство специалистов – и психологов и педагогов – сходятся во мнении: детское рисование – один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку также необходимо, как разговаривать. Неслучайно Л.С.Выготский называл рисование «графической речью».

  Будучи напрямую связанным с важнейшими психическими функциями – зрением, двигательной координацией,  речью, мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой, помогая ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование – это важный информационный и коммуникативный канал.

  Также в структуре личности  ребенка  особое место занимают эмоции.  Одним из средств коррекции недостатков эмоционального развития может являться изобразительная деятельность.

  Работая с детьми с трудностями в развитии, следует учитывать, недоразвитие эмоционально-чувственной сферы, что приводит к трудностям в игровой, трудовой и учебной деятельности.

   Одной из методик в работе с детьми в направлении развития эмоциональной сферы является изотерапия - одно из самых развитых направления современной арттерапии.

  Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами. Таким образом, рисование выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования взаимоотношений и выражения различного рода эмоций, в том числе и отрицательных, негативных. Поэтому рисование широко используют для снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

  Актуальность данной программы в том, что изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для детей с особыми потребностями в развитии.

  Традиционные техники и способы рисования подразумевают владение изображения предметов тонкими линиями при помощи кисти и карандаша, что требует от ребенка высокого уровня владения техникой, сформированных графических навыков и умений. Для  многих детей  эти навыки сложны, и в силу специфики развития овладение ими затрудняется. Такие психофизические особенности как незрелость ЭВС, низкая работоспособность, сниженная произвольность психических функций и познавательной активности, зачастую отсутствие мотивации к деятельности, слабые моторные навыки, снижение зрительно-двигательной координации на практике неизбежно оказывают влияние на формирование всех видов деятельности, в том числе и изобразительной.

  Выбор нетрадиционных техник рисования неслучаен, так как дает возможность совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений и отставаний в развитии с овладением и совершенствованием изобразительных умений и навыков. Работа в нетрадиционных техниках позволяет развивать сенсорную и эмоциональную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разнообразными изобразительными материалами.

  Нетрадиционные техники рисования выступают и как средство коррекции эмоционально-волевой сферы, позволяющее преодолеть чувство страха, так как позволяют выразить свои эмоции и чувства, вселяют уверенность в своих силах. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, доверия, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности, создают эмоционально-положительное отношение к деятельности. Результат рисования не может быть «плохим» или «хорошим», полученная работа неповторима и уникальна, созданная таким образом ситуация успеха для ребенка, корректирует его эмоционально-волевую сферу. Приобретенный опыт рисования в нетрадиционных техниках, помогает преодолеть страх работы с красками в традиционных техниках.

Цель программы:

Развитие эмоционально-волевой сферы средствами изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных художественных техник.

Задачи программы:

  • Формирование  интереса к изобразительной деятельности.
  • Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе знакомства с нетрадиционными техниками рисования.
  • Воспитывать эмоциональную отзывчивость на процесс изображения и полученный результат.
  • Учить наблюдать окружающие предметы и явления, лежащие в основе изображения.
  • Уточнение  и расширение представления о сенсорных качествах предмета.
  • Развитие произвольности психических процессов.
  • Развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, активизация самостоятельной мыслительной деятельности.
  • Повышение умственной и физической работоспособности.
  • Повышение самооценки и развитие самоконтроля.
  • Учить создавать простые графические образы, используя наиболее выразительные средства.
  • Формировать представление о многообразии изобразительных материалов и орудий.
  • Обучать приемам нетрадиционных техник рисования и способам изображения используя различные материалы.
  • Развитие тонкой и точной моторики рук, ловких и координированных движений пальцев.  
  • Создавать условия для свободного экспериментирования, творчества, фантазии.

 

Содержание программы:

  Учебный материал подбирается с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и темой занятия. Постепенно происходит его усложнение. В работе используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, игры, пальчиковая гимнастика, рассматривание иллюстраций, совместная работа.

Структура занятия:

  Занятия имеют форму совместной деятельности, педагог показывает, объясняет, и трудиться вместе с детьми, постепенно добиваясь самостоятельности детей в работе. В процессе рисования или изготовления поделки, в форме диалога обсуждаются и предварительный замысел, и возможность исполнения и достижения наилучшего материала, а также и заключительный этап, обсуждение полученного результата.

Условия реализации программы:

Программа может быть успешно реализована при наличии следующих материалов и оборудования.

  • Художественно-изобразительного материала.
  • Нетрадиционных инструментов для художественного  творчества.
  • Образцов работ и рисунков в различных художественных техниках.
  • Демонстрационного наглядного материала.
  • Дополнительного материала (природного, бытового, бросового).
  • Наборов разнофактурной бумаги.

В программе используются различные методы и приемы:

  • Метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций, альбомов, готовых работ и пр.)
  • Словесный  (беседа, указания, пояснения)
  • Практический  (использование различных инструментов и материалов для изображения)
  • Эвристический (развитие находчивости и активности)
  • Мотивационный ( словесное поощрение, убеждение, похвала)
  • Проблемно-мотивационный ( стимуляция активности, включение проблемной ситуации)
  • Метод «подмастерья» (сотворчество с педагогом) 

Виды деятельности:

Нетрадиционные техники рисования

  • Пластилинография . Создание изображения (объемного ,плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.)
  • Печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка.
  • Создание изображений с помощью штампов, клише.
  • Рисование с помощью трафаретов,  шаблонов, природного материала.
  • Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки. Дорисование до узнаваемого образа.
  • Рисование сухой  кистью методом тычка.
  • Сырая акварель. Создание изображения на мокром листе бумаги.
  • Изображение восковыми мелками и акварелью.
  • Обрывная  аппликация.
  • Конструирование из бумаги с элементами оригами.
  • Объемная аппликация. Комбинирование с рисованием.
  • Изображение в виде коллажа.
  • Техника штриха.
  • Комбинирование техник. Сотворчество.

Программа ориентирована на детей дошкольного и младшего школьного возраста (3-8 лет). Срок реализации программы 1 учебный год (9мес).

Занятия проходят индивидуально. Продолжительность 30 мин.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ

(30 МИНУТ/1 РАЗ В НЕДЕЛЮ)

Тематические блоки

Количество

Занятий/часов

1

Знакомство. Выявление уровня владения изобразительными навыками.

1/30

2

Пальчиковая гимнастика

В начале каждого занятия

3

Пластилиногафия

4

Кляксография

5

Восковые мелки и акварель

6

Аппликация

7

Рисование пальцами

8

Коллаж

9

Комбинированные техники

10

Подведение итогов. Выставка любимых работ

1

Всего

32 занятия

12 часов

Литература

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989г

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

3. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.

4.Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. Эмоционально развивающие игры и задания - М., Искатель, 1998.

5.Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998.

6.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности - М. ТЦ Сфера, 2002 .

7.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.

8. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс,1991.

9. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ 3-8 ЛЕТ «ФАНТАЗИЯ»

Срок реализации программы: учебный год

Форма занятий: групповые занятия для дошкольников и младших школьников

Периодичность: 1 раз в неделю по 45 минут

Разработчик программы:

педагог дополнительного образования

Кушнер Мария Николаевна

Москва 2014 г.

Пояснительная записка

     «Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». (В. А. Сухомлинский).

   Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

  Данная программа направлена на развитие творческого мышления и воображения у младших и старших дошкольников средствами нетрадиционных техник и приемов рисования.

  Воображение дошкольников — это необходимая ступень в развитии творческого мышления. Поэтому необходимо поддерживать и поощрять его развитие путем создания специально организованных занятий.

   Современная система образования встала перед необходимостью раскрытия творческого потенциала личности ребенка, чтобы в дальнейшем это могло стать основой для определения им своей жизненной стратегии.

    Поэтому необходимо вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

  Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

   Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Актуальность программы:

   С помощью нетрадиционных техник рисования можно развить у детей интеллект, научить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность. По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

   Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

  Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

    Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

    Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

   В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

   На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

    Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

    Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

   Цель работы по программе развития творческих способностей средствами нетрадиционных техник и приемов рисования: сформировать у детей способность выражать в художественно-эстетической деятельности чувственное восприятие окружающего мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности, развитие у детей познавательной активности, креативного мышления, воображения, фантазии.

    Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования  приводят к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у детей, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

    Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Задачи программы:

1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и техники, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.

2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать.

3. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.

4. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.

5. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

6. Обеспечить яркий и положительный эмоциональный отклик ребенка

7. Воспитывать настойчивость, усидчивость, аккуратность, развить самостоятельность, коммуникативные навыки.

8. Развитие тонкой моторики рук.

   Программа рассчитана на детей 3-8 лет, продолжительность 9 мес. Занятия проходят в группах. Продолжительность занятия 45 мин.

Формы и методы работы:

- личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);

- коммуникативные ( беседа и диалог, расширение и активизация словаря);

- игровые (оригинальность сюжета, мотивация);

-педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Принципы построения работы по рисованию:

1. От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.

2. Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.

3. Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.

4. Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Виды деятельности:

Нетрадиционные техники рисования

  • Пластилинография . Создание изображения (объемного ,плоского) с помощью пластилина и дополнительного материала (природного, бросового и пр.)
  • Печать от руки. Прием рисования ладонью: обмакивание всей ладони или ее части в краску и оставление отпечатка.
  • Создание изображений с помощью штампов, клише.
  • Рисование с помощью трафаретов,  шаблонов, природного материала.
  • Кляксография. Игры с кляксой: раздувание краски, растягивание краски наклоном листа, создание клякс с помощи соломинки. Дорисование до узнаваемого образа.
  • Монотипия на стекле, на пленке, бумаге.
  • Рисование сухой  кистью методом тычка.
  • Сырая акварель. Создание изображения на мокром листе бумаги.
  • Изображение восковыми мелками и акварелью.
  • Обрывная  аппликация.
  • Конструирование из бумаги с элементами оригами.
  • Объемная аппликация. Комбинирование с рисованием.
  • Изображение в виде коллажа.
  • Граттаж.  Процарапывание изображения по красочному слою.
  • Техника штриха.
  • Комбинирование техник. Сотворчество.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЗАНЯТИЙ (45 МИНУТ)

Тематические блоки

Количество

Занятий/часов

1

Знакомство. Выявление уровня владения изобразительными навыками.

1

2

Монотипия

На протяжении курса занятий

3

Печатная техника

4

Техника штриха

5

Акварель по сырой бумаге

6

Пластилиногафия

7

Кляксография

8

Восковые мелки и акварель

9

Аппликация

10

Граттаж

11

Коллаж

12

Комбинированные техники

13

Подведение итогов. Выставка любимых работ

1

Всего

32 занятия

24 часа

Литература

1. Бурно М.Е. Терапия творческим самовыражением. М., 1989г

2.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1991.

3. Лук А.Н. Теоретические основы выявления творческих способностей.

4.Дрезнина М.Г. Игры на листе бумаги. Открой в себе художника. Эмоционально развивающие игры и задания - М., Искатель, 1998.

5.Комарова Т.С. «Как научить ребенка рисовать» - М.: «Столетие»,1998.

6.Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства. Программа развития детей дошкольного и младшего возраста на основе изодеятельности - М. ТЦ Сфера, 2002 .

7.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисование в детском саду.

8. Одаренные дети. /Под ред. М. Карне. М.: Прогресс,1991.

9. Художественное творчество и ребенок / Под ред. Н.А. Ветлугиной - М. Педагогика, 1972 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...