Методическая разработка проведения занятий на уроках вокала по теме: «Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.»
методическая разработка ( класс) на тему

Жбанова Юлия Константиновна

Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.

 

 

Тема в образовательной программе ДМТ «Вдохновение» , раздел «Вокал» – тема «Интервалы». 5 год обучения

Цель изучения темы:  Формирование знаний об  интервалах, развитие вокального слуха, развитие музыкальных способностей детей

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление образования администрации

 Павловского муниципального района

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

Методическая разработка проведения занятий на уроках вокала по теме:

«Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.»

                              Автор :

                                                           Жбанова Ю.К.,педагог

                                                                           дополнительного образования

г. Павлово

2016 г.

Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста.

Тема в образовательной программе ДМТ «Вдохновение» , раздел «Вокал» – тема «Интервалы». 5 год обучения

Цель изучения темы:  Формирование знаний об  интервалах, развитие вокального слуха, развитие музыкальных способностей детей

К. Б. Птица указывает, что невозможно достичь чистоты звучания только пониманием певцами образной сущности произведения, увлеченностью музыкой. Передать внутренний мир композитора в произведении - задача большой сложности, и для решения этой задачи важна профессиональная развитость музыканта. Важно, чтобы они умели не только точно повторить заданную мелодию, но и услышать, оценить правильность звукообразования, высоту позиции звука, тембровую окрашенность голоса. Это возможно лишь при наличии вокального слуха

Работа над вокалом – один из самых активных видов музыкально-практической деятельности учащихся, а в эстетическом воспитании детей всегда имеет позитивное начало. Это отмечалось видными деятелями культуры, философии всех времён и стран.

В методике работы развития вокального слуха  необходимо добиться осознанного ощущения чистой интонации.

Чистое интонирование – это попадание в ноты. Чаще всего проблемы возникают из-за отсутствия синхронизации между слухом и голосом. Почему так важно чисто петь? Любая нота обладает своей частотой, может быть, вы это помните еще из курса школьной физики. Так вот когда человек не попадает в ноту – он не попадает в конкретную частоту, и излучает, можно сказать, частоту, находящуюся рядом, вследствие этого возникает диссонанс и то, что мы слышим, улавливается нашим ухом как что-то неправильное, негармоничное.

Интонирование - ключевая задача воспитания навыков исполнительства. Чтобы чисто петь - нужно слышать, поэтому развитие  вокального слуха и чистого интонирования должно происходить  параллельно на любимом еще из детства  занятии (кто в детстве посещал музыкальную школу) – это сольфеджио. В  разделе «Вокал» образовательной программы ДМТ «Вдохновение»  очень хорошо развивает вокальный и интонационный слух знания  об  интервалах.

В результате совместного творчества с учениками родилась игра – «Интервалия». Сухие, порой даже скучные, упражнения, превратились в увлекательные театральные игры, в процессе которых ученики, незаметно для себя, овладевают необходимыми навыками.

«Увлечение детей музыкой…» - пишет Л.А.Баренбойм, - «воспитывается содержательными практическими музыкальными действиями, куда входит и тот раздел работы, который принято называть тренировочными упражнениями.»

Роль игры, как форма обучения.

Игра, как форма обучения не только детей, но и взрослых, привлекала издавна пристальное внимание педагогов. История мысли об игре уходит своими корнями в глубокую древность – в «игровой космос» Платона. Концепции игры развиваются у Канта (эстетическое состояние игры), у Шиллера, утверждающего, что человек, собственно, только тогда является человеком, когда играет. Культуролог Иохан Хейзинги противопоставляет человека разумного человеку играющему. Талантливые педагоги Ш.А.Амонашвили, Б.П.Никитин, М.П.Щетинин, В.Ф.Шаталов и другие на одно из первых мест ставят игровые формы общения с детьми.

Значительное место в культуре занимает игра, что зафиксировано в игровой культурологической теории. Платон говорил об игровом космосе, И.Кант - о эстетичности «состояния игры», Шиллер подчеркивал, что человек только тогда «является человеком, когда играет» и т.д. Голландский исследователь Йохан Хейзинга выдвинул положение, что культура - продукт заложенного в человеке стремления к воспроизведению форм реального мира с помощью игровых приемов, что особенно характерно для ранних форм культуры. В своей книге «Человек играющий» он показывает, как проявляется игровая природа во многих сферах культуры, прежде всего в поэзии, обрядах, театрализованных действах. http://www.studd.ru/lib/2/10/1/

Исследователи повсюду в педагогике, культуре, искусстве – обнаруживают связи между игрой и творчеством, игрой и формированием человека. Игра становится способом преодаления стандарта, рутинного мышления. Многие исследователи игры отмечают, что в игре, как и в поэзии, вещи, люди, явления связаны иными, нелогическими связями.

В музыкальной педагогической практике многие педагоги основывают свою работу на приёмах игры.

На память приходит эпизод из моей личной практики воспитания детей.

Когда моему старшему сыну было 7 лет, его младшему брату было 5 лет. Лев учился в первом классе, а Лёша играл в игрушки у него под столом, когда я с Львом занималась выполнением домашнего задания. Играл Лёша «в школу». Когда прошло два года и Лёше надо было идти в первый класс, он заявил, что в первом и втором классе ему учиться будет неинтересно, потому что он уже всё знает и все его игрушечные друзья знают правила, умеют считать, писать, читать. И это действительно было так – играя, Лёша освоил программу первого класса.

Правда, это обстоятельство имело и отрицательную сторону.  Алексей посещал школу без интереса и в результате школьный период прошёл для него серым пятном.

Но вернёмся к нашей теме о пользе игры во время обучения детей и познакомимся с одним из лучших примеров детского творчества, музыкальной сказкой «В стране Интервалии». Предлагаемая сказка является плодом коллективного творчества моих учащихся. Я использую эту сказку, как вспомогательный материал на уроках музыкальной грамоты и сольфеджио. Основная цель данной разработки – в игровой форме закрепить изучение темы «Интервалы». Данную сказку можно показать детям перед изучением темы «Интервалы». Это сразу вызовет интерес к предстоящей теме.

К изучению темы «Интервалы» я ввела ещё один новый раздел – «Сочинение сценария на заданную музыку». Дети должны сочинить сценарий к моим «Песенкам об интервалах».

Мне всегда было интересно узнать, как дети воспринимают интервалы? Есть традиционные методы «подсказки», как звучит тот или иной интервал: расположение интервалов на ступеньках гаммы в аккордах в популярных песнях. Но этим приёмам – «подсказкам» ребят учит педагог. А может дети по0своему слышат интервалы? И я пришла к выводу, что узнать об этом можно в детских сценариях – сказках об интервалах.

Сначала я сомневалась, что ученики справятся с этой задачей, но результат оказался неожиданно интересным. Ребята увидели своих героев. И некоторые ассоциации остались у них на все годы обучения.

Свой эксперимент я начала до показа собственного сценария. Ученики получили только сочинённые мной «Песенки интервалов». Я не давала им подсказок для содержания сценария, не ограничивала их фантазию. Просто предложила стать драматургами – сценаристами. Одна из учениц предложила иллюстрировать сказку – сценарий. Мы все (и я, и ученики) единодушно её поддержали. Мои юные сценаристы стали одновременно и художниками – иллюстраторами. Таким образом у нас появился творческий союз: Композитор – сценарист – художник – исполнитель.

С результатами работы нашего творческого союза мы знакомимся на уроках. Устраиваем конкурсы: «Лучший сценарист», «Лучший художник», «Лучший исполнитель песенок - интервалов», «Лучший чтец». В одной группе был даже конкурс на лучший эскиз костюмов героев сказки.

Таким образом тема «Интервалы» превратилась в интересное музыкально-театральное действие.

Пример проведения урока по теме «Игровые формы и приемы изучения темы «Интервалы» как один из способов развития вокального слуха ребенка школьного возраста».

Цель :  Формирование знаний об  интервалах, развитие вокального слуха, развитие музыкальных способностей детей

Вид урока: изучение и закрепление нового материала.

Тип урока: комбинированный.

Степень сложности: средняя.

Форма урока: групповая.

Задачи

Образовательные:

введение новой терминологии;

изучение и первичное закрепление нового учебного материала;

познакомить с простыми интервалами;

Развивающие:

развитие музыкального мышления;

развить образного мышления

развитие познавательного интереса и творческих способностей;

развитие памяти, дикции, эмоционального состояния, импровизации  в движениях;

умение применять знания на практике;

Воспитательные:

воспитание творческой активности;

воспитание волевых качеств;

воспитание умения работать в группе.

Обучающиеся должны знать:

что такое интервал;

название интервалов;

обозначения интервалов;

уметь: анализировать интервалы в гармоническом и мелодическом звучании;

           строить интервалы  вверх и вниз;

иметь представление: о ширине простых интервалов;

                                     о консонансах и диссонансах (как фонических                  характеристиках созвучий);

Методы обучения

Объяснительно-иллюстративный

Эвристический (частично-поисковый)

Репродуктивный

Оборудование

Фортепиано

Проектор

Экран

Ноутбук

Место учебного занятия:  занятие проводится по разделу  образовательной программы ДМТ «Вдохновение». Блок программы «Вокал», тема «Интервалы» на базе ЦРТДЮ г.Павлово

Структура  урока

Организационный момент

Вхождение в тему

Основная часть

Закрепление знаний

Подведение итогов

Ход урока.

Педагог: Здравствуйте, дети!   Распевка «Прозвенел урок!»


Сегодня мы познакомимся с новыми музыкальными понятиями, которые очень нам пригодятся. Мы начинаем изучать тему интервалы.

Интервалы – это те кирпичики, из которых состоит любое музыкальное произведение, как дом складывается из маленьких кирпичиков, так и любая мелодия состоит из интервалов.

Вы, наверное, слышали это слово и раньше. Оно используется не только в музыке. Фонари расположены на определенном расстоянии друг от друга, то есть, расположены с определенным интервалом, между опорами моста находится определенное расстояние – интервал. Продолжите дальше…

Ученики: дают свои ответы. 

Педагог: Молодцы! Интервал – это расстояние . А в музыке интервал — это расстояние между двумя звуками. В интервале  звуки могут идти последовательно, друг за другом, как в мелодии – тогда такой интервал будет называться мелодическим. А если звуки в интервале звучат вместе – то такой интервал будет называться гармоническим. То есть мы также можем сказать, что интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно . Давайте попробуем вместе повторить:

определения интервалов .

1) интервал — это расстояние между двумя звуками
2) интервал – это два звука, взятые вместе или последовательно

Педагог: А теперь послушайте и определите, какой интервал звучит – гармонический (ноты звучат вместе) или мелодический (ноты звучат последовательно).

(Дети слушают и дают ответы)

Педагог: Правильно, молодцы!

Интервалы могут быть узкими, когда звуки близко расположены друг к другу (показ на инструменте) и широкими, когда звуки находятся далеко друг от друга (показ на фортепиано).

Нам пока хватит восьми простых интервалов.  У каждого из вас есть имя, и у каждого интервала тоже есть собственное название. Но имена у них необычные – звучат загадочно, пришли они к нам из древнего  языка – латыни. Прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава.
Прима переводится с латыни как первая, секунда – вторая, терция – третья и так далее.

Так как интервал – это расстояние, значит, мы его можем измерить. Но чем? Расстояние между странами измеряется километрами, между рядом стоящими людьми можно измерить сантиметрами, а интервалы измеряются ступенями .

Каждый интервал сокращенно записывается цифрой от 1 до 8. И эта цифра обозначает количество ступеней в интервале. В приме – одна, в секунде – 2, в терции – 3 и так далее.
Как называется ансамбль музыкантов, в котором играет 4 человека?

Ученики: квартет.

Педагог: Правильно. А интервал, в котором 4 ступени – кварта. А если вместе играют 5 человек?

Ученики: квинтет.

Педагог: Правильно, молодцы! А интервал, в котором 5 ступеней называется квинта. Давайте будем называть по порядку названия интервалов и  показывать столько пальцев, сколько ступеней в интервале. Прима – один пальчик, секунда – 2 и т.д.

Проговариваем вместе названия интервалов с показом количества ступеней.

А теперь, чтобы лучше запомнить названия интервалов и научиться их петь – разучим песню про интервалы.

Разучиваем песню.

Педагог: А теперь послушайте музыкальную загадку. Чем отличаются эти 2 интервала?

Играю диссонанс и консонанс.

Ученики: Первый звучит – неприятно, некрасиво, а второй – красиво, ласково.

Педагог: Правильно! Некоторые интервалы могут звучать резко, напряженно – они называются диссонансы. А интервалы, которые звучат слитно, благозвучно – называются консонансы .


2) Словно ёжики с колючками,
Бывают интервалы злючками,
Это септимы с секундами,
Их называют диссонанс.

3) А другие - очень милые,
Благозвучные, красивые,
Примы, терции, октавы, кварты, 
Квинты, сексты называют консонанс.

Далее определяем на слух консонансы и диссонансы .

Интервал – это не только определенное количество ступеней, но и определенный образ, характер, настроение. На наших последующих занятиях мы будем учиться определять интервалы на слух.

Как  научится определять интервалы на слух?

И чтобы нам было легче научиться определять на слух мы с вами сочиним сказку про «Интервалы», слушайте внимательно и запоминайте, ведь каждому интервалу соответствует своё музыкальное звучание.

Приложение: Музыкальная сказка «В стране интервалии»

Педагог: Итак, давайте подведем итог, всего того, что мы с вами сегодня узнали. Мы узнали, что такое интервал

Ученики: Интервал – это расстояние между двумя звуками.

Педагог: Мы узнали, что интервалы бывают мелодическими и гармоническими. Что это означает?

Ученики: гармонический - два звука, взятые вместе, а мелодический -  последовательно.

Педагог: Мы с вами теперь знаем, что интервалы могут звучать приятно, благозвучно, или резко, напряженно. Как  называются такие типы интервалов?

Ученики: диссонансы и консонансы.

Педагог: А также мы узнали, что интервал - это не только подсчет ступеней, а очень важный элемент музыкального языка, каждый интервал имеет свой образ и своё настроение.

Педагог: Вашим домашним заданием будет сочинить свою сказку про интервалы.

Наш урок закончен. Спасибо всем за работу

Список использованной литературы

  1. Котляревская – Крафт М., Москалькова И. Батхан Л. – Сольфеджио. Л. «Музыка» 1984 г.
  2. Островский А. Очерки по методике теории музыки и сольфеджио. – Л.Музгиз 1954 г.
  3. Теплов Б. Проблемы индивидуальных различий  М.Музыка
  4. Давыдова  Е. Методика преподавания сольфеджио. – М. Музыка, 1986 г.
  5. Самойлова Л. Автореф. Развитие гармонического слуха на начальном этапе обучения музыке.
  6. Старчеус В. Слух музыканта. – М. Москва 2004 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Фонопедический метод развития голоса-как один из способов развития вокального музицирования младших и средних школьников"

В. Емельянов, фонопедия, развитие голоса, музицирование, постановка голоса, вокальное музицирование, пение, упражнения, попевки....

Методическая разработка "Проведение занятия по теме "Историко-бытовой танец"

Методический материал будет интересен педагогам по хореографии, концертмейстерам при подготовке к тематическим занятиям....

Выполнение норматива ВФСК «ГТО» «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами». Техника выполнения, судейство этапа, способы развития гибкости у детей школьного возраста

Выполнение норматива ВФСК «ГТО» «Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами».Техника выполнения, судейство этапа,способы развития гибкости у детей школьного возраста Захарова Татьяна С...

Методическая разработка проведения занятия для старшеклассников на тему: «Составление трех вариантов маршрутов экскурсии по Санкт-Петербургу на тему: «И вновь по Ленинским местам»

Данная методическая разработка поможет учителям истории и истории Санкт-Петербурга провести аналогичное занятие по составлению маршрутов экскурсии по городу на примере темы: «И вновь по Ле...

Методическая разработка проведения занятия по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Зарница» по теме «Герой в моей жизни!».

Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся 6-8 классов.Целью проведения данного занятия является формирование и развитие представления о героизме в концепции базовых национальных...

Методическая разработка "Здоровьесберегающие технологии на уроках вокала т.о. "Эдельвейс"

Здоровьесбережение на уроках творческого объединения "Эдельвейс"...

Методическая разработка проведения занятия на тему "Создание презентации, в частности фотоальбома в программе MS Power Point"

В ходе занятия предполагается рассмотреть способы создания презентации, методы работы со слайдами на примере создания фотоальбома. Материал предназначен для людей трудоспособного возраста с ОВЗ, с цел...