Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей младшего школьного возраста
проект ( класс) по теме

Проект «Я родом из Томска и этим горжусь»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация проектной деятельности в образовательном процессе детей младшего школьного возраста

Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. Важнейшим становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принятые решения, четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов и культурных связей.

Ориентируясь на формирование целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, модернизация настаивает на создании таких условий обучения, при которых ученики уже в стенах школы приобретут «опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности». Следовательно, уже в стенах школы человек должен овладеть суммой современных универсальных умений, научиться применять их в повседневной жизни.

Самостоятельность учащихся лежит в основе проектной деятельности. Проектная деятельность влияет на формирование организационно-деятельностных качеств учащихся (способность осознания целей учебной и проектной деятельности, умения поставить цель и организовать ее достижение), а также креативных качеств (вдохновение, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативные качества, обусловленные необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира, воспринимать его информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе). Следует отметить, что проблема использования проектной деятельности является одной из самых актуальных проблем в воспитательной работе в начальной школе.

Актуальность проектной деятельности в наши дни обуславливается, прежде всего, необходимостью понимать смысл и предназначение своей работы, самостоятельно ставить цели и задачи, продумывать способы их осуществления и многое другое, что входит в содержание проекта.

Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект «Я родом из Томска и этим горжусь»

Актуальность темы

По планете огромными шагами идет научно-технический прогресс, облегчая человеческую жизнь, развивая цивилизацию и открывая путь к новым вершинам культуры. Данный процесс создает новые человеческие ценности, расставляет иначе жизненные приоритеты. Однако по пути, к сожалению, часто теряются старые, как кому-то покажется, ненужные вещи, мысли,  чувства. Житель современного мегаполиса, скорее всего,  с трудом  вспомнит что-то из истории родного края, вряд ли расскажет хоть одну старинную легенду, с сомнением опишет местонахождение памятных и ценных мест. Нельзя сказать, что люди перестали интересоваться историей и не любят тот край, где они живут. Слишком быстрый темп жизни не дает нам задуматься о вечных ценностях и о необходимости любить и оберегать ту землю, где мы живем. Но для того, чтобы любить, нужно еще в детстве учить этому многогранному чувству. «Нельзя любить то, чего ты не знаешь» - слова великого писателя Ф.М.Достоевского подсказывают нам  метод работы с подрастающим поколением. Именно знание истории и развития родного края способно развить в душе человека привязанность и любовь сначала к малой родине, чтобы перерасти в чувство патриотизма и любви к Родине большой. Малая Родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека, но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее. На протяжении трех лет мы изучаем историю родного края по программе «Моя малая родина – Томск»  для учащихся начальных классов. Данная программа имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Особое место в работе по патриотическому воспитанию младших школьников занимает проектная деятельность.  Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности учащихся начальных классов, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

Проект «Я родом из Томска и этим горжусь» был реализован в рамках программы внеурочной деятельности «Моя малая родина – Томск»   и носит ярко выраженную патриотическую направленность, нацелен на формирование интереса к своей малой родине.

Объект исследования:  Патриотическое воспитание обучающихся начальных классов.

Предмет исследования: Использование метода проекта в развитии патриотических качеств у обучающихся начальных классов.

Проблема: Сегодня наиболее актуальной темой является патриотическое воспитание подрастающего поколения, знающего и любящего свою родину, духовные богатства своего народа. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатства своего края, своей страны. Анализируя свою деятельность,  я и мои коллеги сталкиваемся с рядом проблем:  

низкий уровень самостоятельности учащихся;

неспособность учащихся самостоятельно находить информацию внимательно изучить и определить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;

разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практической деятельностью.

Для решения этих проблем как нельзя лучше подходит метод проекта, который  позволяет индивидуализировать обучающий процесс и сделать его более интенсивным, предоставляя возможность каждому  выбрать свой темп продвижения к конечным результатам деятельности.

Гипотеза: Метод проекта способствует развитию патриотического воспитания и формированию у младших школьников компетенций необходимых для использования информационных технологий.

Цель проекта: Создание условий для  расширение знаний и представлений детей о своей малой родине используя информационные технологии.

Задачи:

развивать умение самостоятельно мыслить;

научить принимать решения, брать ответственность за их последствия на себя;

научить определять цель деятельности; планировать ее решение;

научить собирать информацию, анализировать её, делать выводы, представлять результаты    работы;

развивать умения применять информационные технологии при решении поставленных задач;

Участники проекта:

Обучающиеся 1-4 классов Томского областного государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат №33 для обучающихся воспитанников с ограниченными   возможностями здоровья III-IV вида».

Заместитель директора по ВР Хакимова Г.М., воспитатели 1- 5 классов Томского областного государственного образовательного учреждения «Специальная (коррекционная ) общеобразовательная школа-интернат №33 для обучающихся воспитанников с ограниченными   возможностями здоровья III-IV вида».

Родители воспитанников.

Планируемые результаты: 

Личностные:

  • готовность и способность к самостоятельной, творческой деятельности;
  • умение продуктивно работать в команде, выполнять разные роли и обязанности, умение признавать различные мнения;
  • умение действовать в интересах группы;
  • умение отвечать за свой выбор перед другими людьми;
  • умение осознанно уточнять и корректировать свои взгляды

Метапредметные (коммуникативные, регулятивные, познавательные)

  • умение работать с информацией и медиасредствами;
  • умение находить, отбирать, анализировать оценивать и создавать информацию в разных формах и различными способами;
  • умение оценить степень успешности своей деятельности;
  • умение понимать причины возникающих затруднений и вести поиск способов выхода из ситуации;
  • умение организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)
  • умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, в том числе с применением средств ИКТ,
  • умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения

Предметные:

  • умение использовать полученные знания, умения и навыки в повседневной жизни;
  • кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу, интернет  и другие источники информации;
  • привлекать внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края

Типология проекта:

По доминирующей в проекте деятельности –

ознакомительно – ориентировочный (информационный)

По предметно-содержательной области – межпредметный

По характеру координации проекта – с открытой, явной координацией

По количеству участников –  групповой

По продолжительности – долгосрочный

Методы работы над проектом:

  • Беседы.
  • Виртуальные путешествие по г. Томску.
  • Пешие прогулки по городу. Улицы нашего города.
  • Экскурсии.
  • Факультативные занятия по информатике.

Содержание проекта

  1. Беседа  «Знаешь ли ты свой город?»  (выявление знаний детей по теме).

Примерные вопросы:

  • Как называется город, в котором ты живешь?
  • Почему он так называется?
  • Что является центром нашего города?
  • Почему город Томск называют Сибирскими Афинами?
  • Что является визитной карточкой нашего города?
  • Сколько университетов в Томске? И другие

  1. Виртуальное путешествие по г. Томску. «Мой Томск».

http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43007886907/Moy-Tomsk.-Virtualnoe-puteshestvie

  1. Символы нашего города (приложение 1)

История томского герба. http://www.diletant.ru/blogs/2226/625/

  1. Рисование герба Томска (самостоятельная творческая деятельность)
  2. Жители нашего города. Экскурсия в центр татарской культуры «Воронья каша» Знакомство с культурой татарского народа,  национальными традициями, костюмами (беседы, игры, рисование и др.
  3. Викторина «Мой город Томск» (приложение 2)
  4. Экскурсия в  Центр еврейской культуры
  5. Центр польской культуры
  6. Конкурс рисунков и плакатов «Берегите природу родного города!» (самостоятельная и групповая творческая деятельность). Организация выставки.
  7. Экскурсия в краеведческий музей. Культурно-образовательная программа по этнографии «Что нам стоит дом построить». 
  8. Групповая игровая деятельность. Легоконструирование «Мы – строители города» (создать макет дома, городской инфраструктуры)
  9. Улицы нашего города. Пешие прогулки по городу.
  10. Работа с электронным справочником 2 ГИС (виртуальное путешествие по городу, исследование маршрутов, работа с картой)
  11. Экскурсия в библиотеку «Сибирская». Виртуальное путешествие по городу Томску «100 лет тому назад»
  12. Игра «Старое-новое». По названию улиц, н-р: проспект Ленина раньше имел названия  Садовая, Университетская, Почтамтская, Миллионная (индивидуальная поисковая деятельность).
  13. Конкурс рисунков «Мы вместе». Народы, проживающие в Томске. (самостоятельная творческая деятельность). Организация выставки.                
  14. Экскурсия в краеведческий музей. Культурно-образовательная программа по этнографии «Как рубашка в поле выросла»
  15. Томские предприятия. Беседа, электронная презентация (приложение 3).
  16. Настольные игры. Сборка пазлов с видами Томска (групповая интеллектуальная деятельность)
  17. Экскурсия «Путешествие в старинное село Коларово». Достопримечательности окрестностей города
  18. Викторина «Наша дружная семья» и концерт, посвященный национальностям, живущим на территории России.
  19. Экскурсия в музей пожарной охраны.
  20. Культурно-просветительные учреждения нашего города. Томские музеи (обзорная беседа)  http://museumstomsk.ru/
  21. Экскурсия в библиотеку «Сибирская». Деревянная архитектура Томска.
  22. Знакомство с народным творчеством «Томские сказки».
  23. Создание настольных игр «Путешествие по моему городу» (коллективная творческая деятельность, развивающие игры).
  24. Экскурсия в Центр татарской культуры «Детский сабантуй».
  25. Пешая экскурсия по улице Дзержинского. Обзорная экскурсия. Достопримечательности.
  26. Аппликация «Томские узоры» (самостоятельная практическая творческая деятельность).
  27. Экскурсия в библиотеку «Сибирская». Памятники Томска. Заочное путешествие по городу.
  28. Викторина «Новые памятники старого города» (приложение 4).
  29. Конкурс рисунков «Мой любимый город» (самостоятельная творческая деятельность). Организация выставки
  30. Удивительное рядом. Экскурсия в ботанический сад
  31. Пешая экскурсия по улице Кузнецова «Деревянные кружева». Обзорная экскурсия.  
  32. Сочинение-размышление «Мой любимый город Томск» (развитие речи).
  33.   Экскурсия в ОЦДОД «Импульс»:  «Оранжерея»
  34. Защита проекта. Оценка деятельности. Рефлексия.

Результатом работы была подготовка презентации и защита на школьном мероприятии посвященном 410 летию города Томска. В процессе работы большинство детей получило глубокое удовлетворение от проделанного. Они смогли реализовать свои возможности в проектной деятельности, что очень важно для самоутверждения личности.

Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий дифференцированный подход к каждому ребенку. Знания, полученные во время работы над проектом, помогли повысить значимость патриотического воспитания, эстетического отношения к окружающему миру, любви к своей малой Родине.

        Изучая историю родного города, памятники архитектуры и другие аспекты почти все дети сказали «Я люблю Томск!» и  определили для себя дальнейшую траекторию в краеведении.

Список используемой литературы

  1. Богданова О. В. Архитектурный облик Томска. — Томск: «Красное Знамя», 2005. — 144 с.
  2. Зайцева З. А. Деревянная архитектура Томска. Томск: Издательский дом: D-Print, 2004. — 370 стр.
  3. История названий Томских улиц / отв. Ред. Г. Н. Старикова. – 2-е изд-е, доп. и испр. – Томск: D. Print, 2004. – 401 с.: ил.
  4. Легенды и мифы старого Томска (книга-альбом) — Томск, сост. С. В. Хорев, 2004. — 250 с.
  5. София Привалихина. Мой Томск. Томск: изд-во Томского университета, 2000
  6. Томск. История города от основания до наших дней / Под ред. канд. ист. наук Н.М.Дмитриенко. - Томск: изд-во Томского университета, 1999
  7. Томск. Прогулки по знакомым местам. Томск:  изд-во "Гала-пресс", 2003
  8. Томск: история города в иллюстрациях. 1604—2004. — Томск: Изд-во Томского университета, 2004. — 600 с.
  9. Томск от А до Я. Краткая энциклопедия города / Под ред. д-ра ист. наук Н. М. Дмитриенко. — Томск: Изд-во НТЛ, 2004. — 440 с.: ил.
  10. Фотоальбом "Прогулка по старому Томску". Томск: томское книжное изд-во, 1992

Интернет ресурсы

  1. http://s30893898787.mirtesen.ru/blog/43007886907/Moy-Tomsk.-Virtualnoe-puteshestvie
  2. http://www.diletant.ru/blogs/2226/625/
  3. http://museumstomsk.ru/
  4. http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=3370
  5. http://tomsk-da.livejournal.com/103727.html
  6. http://tom3.ru/istorii-ulits-tomska.html?limitstart=0
  7. Памятники Томска - товики
  8. Поисковый справочник 2 ГИС


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Я родом из Томска и этим горжусь! Томское областное государственное казенное образовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 33 для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья III - IV вида»

Слайд 2

На трех холмах На четырех ветрах В краю таежном Посреди Сибири Восходит город Над рекою синей. Стоит и отражается В веках. От белых рощ, От гордых теремов, Одеты в многоцветные узоры, Родные начинаются просторы. Дороги в мир, И зрелость, И любовь. С.Заплавный

Слайд 3

Герб Томска. В щите, имеющем зелёное поле, изображена белая лошадь, бегущая в правую сторону. Герб утверждён 12 марта 1804 года.

Слайд 4

Расположен на юго-востоке Западно - Сибирской равнины, на правом берегу реки Томи, в 60 км от её впадения в реку Обь, и на берегах реки Ушайки .

Слайд 5

В Томске проживает почти половина всех жителей области. Деловая и культурная жизнь сосредоточена в центральной его части, там, где Ушайка впадает в Томь.

Слайд 6

Томск- один из старейших городов Сибири. Был основан в 1604 г. по указу Бориса Годунова. День города празднуется 7 октября. Первыми строителями и жителями Томска были русские казаки.

Слайд 7

На высоком холме возвели острог, деревянную крепость, огороженную вкопанными в землю, заострёнными брёвнами (обрубом), поставили сторожевые башни, небольшую деревянную церковь. Прошло несколько лет, и острог, поставленный на Томи, вырос, начал именоваться «Томским городом».

Слайд 8

На Воскресенской горе стоит камень-памятник с прикреплённой к нему табличкой с надписью: «На этом месте в 1604 году был основан город Томск». Пожалуй, нет томича , который хоть однажды не побывал бы возле этого камня.

Слайд 9

Улица Бакунина (бывшая Ефремовская улица), окончательно сформировавшаяся в 19 веке, сегодня выглядит как настоящий музейный комплекс. Старинные постройки, булыжная мостовая придают неповторимый облик улице.

Слайд 10

Так улица Бакунина выглядела на старых фотографиях

Слайд 11

Одна из главных примет улицы - костел. Поляки, белорусы, прибалты жили в Томске уже с первых десятилетий его существования.

Слайд 13

Одна из старинных и самых красивых томских церквей - Воскресения Христова. Семиглавая Воскресенская церковь.

Слайд 14

Белое озеро Сейчас трудно себе представить, что еще 100 - 150 лет назад Белое озеро находилось на самой окраине Томска. Существует множество легенд относительно происхождения названия озера, а также его появления. И вода в этом озере ценилась на вес золота. Озеро было лечебным, исцеляло оно от глазных болезней за счет своих родников.

Слайд 15

Главное достояние Томска, его гордость, его сокровище - деревянная архитектура. Нет ничего удивительного в том, что в лесном краю умели строить из дерева, но так красиво, разнообразно и много строили только в Томске.

Слайд 16

Дом Голованова (ул. Красноармейская, 71). На пересечении улиц Солдатской (Красноармейской) и Ярлыковской (Карташова)

Слайд 17

Дом Хомича (ул. Белинского, 19) Архитектор С. В. Хомич выстроил этот дом для себя и своей семьи и проживал в нем до отъезда из Томска в 1914 г.

Слайд 18

Самым первым каменным зданием в городе, сохранившимся до наших дней, по праву считается Богоявленский собор (построен в 1630 г., перестроен в камне в 1777 - 1784 гг.). В 1804 г. здесь была провозглашена Томская губерния.

Слайд 19

в 1858 г. купцом С. Петровым была возведена Иверская часовня, точная копия московской часовни. В часовне находился список с иконы Иверской часовни Божьей Матери. Разрушенная в начале тридцатых годов 20 в. часовня была восстановлена в 2002 г.

Слайд 20

В 1864 г. был построен Базарный мост через Ушайку . А в 1916 г. открыто движение по Аптекарскому мосту, названного в простонародье Каменным.

Слайд 21

здание Областной Администрации. Все они возведены в 70-80 -е года 20 века. Это бывшая Базарная площадь, ныне площадь им. Ленина, на протяжении трех веков сосредоточившая городскую торговлю, за последние десятилетия превратилась в административно-культурный центр.

Слайд 22

Новособорная площадь начала формироваться как административный центр города в 30-е годы прошлого века, и тогда же была разрушена главная ее достопримечательность - Троицкий собор.

Слайд 23

Так она выглядит сейчас

Слайд 24

Значимым событием для Томска стало открытием в 1888 г. Томского университета - первого университета в Сибири и во всей азиатской части России. Главный корпус университета был построен инженером Нарановичем по проекту архитектора А. Бруни . Сейчас в Томске 6 университетов

Слайд 25

Томский политехнический университет. Главный корпус.

Слайд 26

Томский университет систем управления и радиоэлектроники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческого воображения детей младшего школьного возраста в процессе театрализованной деятельности.

Воображение и фантазия - выжнейшая сторона жизни для полноценного развития творческой личности. В статье рассматривается значимость и нелбходимость развития этой психической функции средствами театрал...

Организация коррекционной работы по речевому развитию детей младшего школьного возраста с дизартрией, средствами художественной литературы.

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос коррекции речевого развития детей младшего школьного возраст с дизартрией. Для реализации поставленной цели используются средства художественной литер...

Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста.

Выступление на семинаре учителей начальных классов " Исследовательская деятельность младших школьников"....

«Организация исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста»

Одной из актуальных проблем современной системы образования является формирование творческого потенциала личности. Творчество предполагает способность каждого ребенка преобразовать имеющиеся знания, и...

Проектная деятельность с детьми дошкольного и младшего школьного возраста

Представлен проект технической направленности (в приложении инструкция сборки))...

Образовательный проект для конкурса "Педагогический дебют - 2019" на тему: "Формирование коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью".

Актуальность исследования связана с формированием коммуникативной деятельности у слабовидящих детей младшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, как внутри детского коллектива, так...

Картотека игр и упражнений для детей младшего школьного возраста для развития наглядно – образного мышления детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.

В основе коррекционной работы дефектолога с детьми, имеющими отклонения в развитии, должно быть реализовано фундаментальное положение отечественной психологии о генетической связи разных форм мышления...