Образовательная программа "Мастерская журналистики"
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему

Величко Ольга Андреевна

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Мастерская журналистики»

Направление

Художественно-эстетическое

Классификация

По функциональному предназначению – учебно-познавательная.

По форме организации – групповая.

По времени реализации – среднесрочная.

По возрастным особенностям – для детей среднего и старшего школьного возраста.

Составитель программы

Величко Ольга Андреевна

Рецензент

 

Учредитель

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с. Перегрёбное

Адрес учреждения

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район,  с. Перегрёбное,  ул. Строителей, д. 50

География

Октябрьский район с. Перегрёбное

Целевая группа

Наполняемость: 1 год обучения – 12 чел.; 2 год – 10 чел.

Возраст – 10-18 лет

Обоснование для работы программы

«Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей»;

Устав МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегрёбное;

Программа развития МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2008-2013 г.

Цель программы

Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей детей посредством реализации содержания программы с учётом специфики  работы.

Задачи программы

Ознакомить воспитанников с историей появления СМИ и современным развитием информационной картины мира.

Способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Содействовать формированию всесторонне развитой личности посредством развития умений решать проблемы действительности совместными усилиями, вступая в разные социальные роли.

Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность.

Способствовать развитию коммуникативного и перцептивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Формировать основы этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

Сроки реализации

2 года

Режим занятий

1 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут

2 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут

Ожидаемые результаты

Формирование у воспитанников опыта индивидуальных достижений.

Повышение творческого потенциала каждого ребёнка посредством накопления опыта успеха в реализации своих способностей.

Повышение творческого потенциала каждого обучающегося.

Формирование у воспитанников ряда умений: планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео), писать статьи в газету и сценарии к программам, редактировать тексты, держаться перед видеокамерой, монтировать и создавать собственное видео и др.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnaya_programma.doc148.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дом детского творчества»

с. Перегрёбное

Образовательная программа

«Мастерская журналистики»

для детей 10-18 лет

Срок реализации: 2 года

Величко Ольга Андреевна

педагог дополнительного образования

с. Перегрёбное

Октябрьский район

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы

«Мастерская журналистики»

Направление

Художественно-эстетическое

Классификация

По функциональному предназначению – учебно-познавательная.

По форме организации – групповая.

По времени реализации – среднесрочная.

По возрастным особенностям – для детей среднего и старшего школьного возраста.

Составитель программы

Величко Ольга Андреевна

Рецензент

Учредитель

Управление образования и молодёжной политики Администрации Октябрьского района

Название учреждения

Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» с. Перегрёбное

Адрес учреждения

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Октябрьский район,  с. Перегрёбное,  ул. Строителей, д. 50

География

Октябрьский район с. Перегрёбное

Целевая группа

Наполняемость: 1 год обучения – 12 чел.; 2 год – 10 чел.

Возраст – 10-18 лет

Обоснование для работы программы

«Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей»;

Устав МКОУ ДОД «Дом детского творчества» с. Перегрёбное;

Программа развития МОУ ДОД «Дом детского творчества» на 2008-2013 г.

Цель программы

Создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей детей посредством реализации содержания программы с учётом специфики  работы.

Задачи программы

Ознакомить воспитанников с историей появления СМИ и современным развитием информационной картины мира.

Способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Содействовать формированию всесторонне развитой личности посредством развития умений решать проблемы действительности совместными усилиями, вступая в разные социальные роли.

Развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность.

Способствовать развитию коммуникативного и перцептивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Формировать основы этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни.

Сроки реализации

2 года

Режим занятий

1 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут

2 год обучения – 4 занятия в неделю, 1 занятие – 45 минут

Ожидаемые результаты

Формирование у воспитанников опыта индивидуальных достижений.

Повышение творческого потенциала каждого ребёнка посредством накопления опыта успеха в реализации своих способностей.

Повышение творческого потенциала каждого обучающегося.

Формирование у воспитанников ряда умений: планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео), писать статьи в газету и сценарии к программам, редактировать тексты, держаться перед видеокамерой, монтировать и создавать собственное видео и др.

Оглавление

I. Пояснительная записка        

II. Цели и задачи образовательной программы        

III. Учебно-тематический план        

IV. Содержание образовательной программы        

Первый год обучения        

Второй год обучения        

V. Материально-техническое оснащение        

VI. Воспитательная работа        

VII. Результаты, формы, методы, критерии оценки        

VIII. Cписок  литературы        

Для обучающихся        

Для педагога        

 

I. Пояснительная записка

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

Необходимо одновременно помогать юным в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Мастерская журналистики». Данная программа нацелена на совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.

Настоящая программа  рассчитана на 2 года обучения. Она предполагает овладение навыкам оформления газет, написания отзывов, статей, создание видеороликов, воспитание интересов к журналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей.

Программа предусматривает интенсивное обучение основам журналистики через систему знаний по развитию устной и письменной речи ребёнка.

Новизна данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам журналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.

Благодаря занятиям в объединении «Мастерская журналистики» дети учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры обучающихся.

Обучение строится на творчестве – сотворчестве знаний и умений.

Курс ориентирован на дополнительное образование детей 10-18 лет. Этот возрастной период характеризуется стремлением подростков к признанию их способностей сверстниками и взрослыми, к самореализации, профессиональной ориентации.

Кружок «Мастерская журналистики» основан на общих интересах и увлечениях. Программа работы кружка составлена так, чтобы каждый обучающийся мог свободно выбрать вид, форму, темп и объем работы. Она предусматривает групповые и индивидуальные занятия по теории и практике газетного дела и телевизионного мастерства.

II. Цели и задачи образовательной программы

Цель: создание условий для развития коммуникативных и организаторских способностей детей посредством реализации содержания программы с учётом специфики  работы.

Задачи

Обучающие:

  • ознакомить воспитанников с историей появления СМИ и современным развитием информационной картины мира;
  • обучить детей основам журналистики;
  • способствовать освоению обучающимися знаний, умений и навыков информационно-компьютерных технологий.

Развивающие:

•        развивать умения решать проблемы действительности совместными усилиями, выступая в разных социальных ролях;

•        развивать творческие способности обучающихся, их творческую индивидуальность;

•        развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

  • содействовать формированию всесторонне развитой личности;
  • способствовать формированию собственной точки зрения;
  • формировать умение грамотно (с аргументами и доводами) доказывать свою точку зрения;
  • развивать психические процессы: мышление, воображение, память, восприятие;
  • способствовать развитию коммуникативного и перцептивного взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Воспитывающие:

  • способствовать осознанию значимости изучения основ журналистики;
  • формировать основы этических норм и понятий как условия правильного восприятия, анализа и оценки событий окружающей жизни;
  • формировать личность журналиста как совокупности профессионально-творческих, индивидуально-психологических, духовно-нравственных и гражданских качеств;
  • формировать активную жизненную позицию и потребность в самообразовании;
  • формировать эстетические навыки;
  • воспитывать эмоционально-оценочное отношение на события, происходящие как на занятиях, так и за его пределами;
  • вызывать интерес к сфере журналистского дела в целях реализации профориентации;
  • воспитывать коммуникативную культуру обучающихся.

III. Учебно-тематический план

Первый год обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение

2

2

-

2

Общие сведения

22

1

21

3

Речь профессионала

9

1

8

4

Информация в нашем мире

18

6

12

5

Подготовка и выпуск газеты

13

-

13

6

Телевидение – это здорово!

19

4

15

7

Подготовка и выпуск видеоролика

14

-

14

8

Обогащение речи журналиста и практическая деятельность по выпуску газет и видеоматериалов

45

2

43

9

Заключительный этап работы

6

-

6

Всего часов

148

16

132

Второй год обучения

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

1

Введение и повторение

3

3

-

2

Газетные жанры

29

8

21

3

Профессиональная готовность журналиста к работе

10

4

6

4

Литературное редактирование

15

3

12

5

Маркетинг газеты

7

1

6

6

Телевизионные жанры в современном мире

24

3

21

7

Особенности работы оператора

18

6

12

8

Создание фильма как вид творчества

44

2

42

9

Подведение итогов

2

-

2

Всего часов

152

30

122

IV. Содержание образовательной программы

Первый год обучения

  1. Введение (2)

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Ознакомление с содержанием программы первого года обучения.

  1. Общие сведения (22)

Краткий рассказ о средствах массовой информации. Сведения о том, что такое журналистика и история её появление.

Телевидение сегодня. Определение функциональных обязанностей тележурналиста и оператора, звукорежиссёра и монтажёра, журналиста и редактора, ответственного за печать газеты и её дизайнера. Виды дизайна. Как его создать?

  1. Речь профессионала (9)

Культура речи. В чём разница между культурой и культурой речи? Выразительность речи. Почему она должна быть выразительной? Техника речи. Правильное дыхание. Гимнастика языка, его гибкость. Работа речевого аппарата. Артикуляция и дикция.

  1. Информация в нашем мире (18)

Поток информации, способы её отбора и обработки. Функциональные стили речи: разговорный, художественный, официально-деловой, научный, публицистический. Текст. Основная мысль текста. Публицистические жанры. Статья как один из жанров публицистики. Требования к оформлению газеты.

  1. Подготовка и выпуск газеты (13)

Практическая работа по изданию газеты: сбор информации, её обработка (написание статей), оформление газеты в электронном варианте, выпуск газеты, её презентация.

  1. Телевидение – это здорово! (19)

Программное обеспечение Pinnacle Studio, её возможности (дорожка для работы с видео и фото, дорожка для работы с титрами, редактирование титров,  звуковая дорожка и дорожка для музыкального сопровождения). Тематический фоторепортаж. Анализ деятельности по созданию тематического фоторепортажа. Видеокамера, её функции. Техническое и программное обеспечение для записи звука.

  1. Подготовка и выпуск видео (14)

Практическая работа по созданию видеоролика: съёмка материала, её обработка, написание текста для голосового сопровождения видеоматериала, монтаж продукта деятельности, его презентация.

  1. Обогащение речи журналиста и практическая деятельность по выпуску газет и видеоматериалов (45)

Несловесное общение: голос и его качества, жесты (уместные/неуместные), мимика. Стилистические фигуры речи.

Практическая работа по изданию газеты: сбор информации, её обработка (написание статей), оформление газеты в электронном варианте, выпуск газеты, её презентация.

Практическая работа по созданию видеоролика: съёмка материала, её обработка, написание текста для голосового сопровождения видеоматериала, монтаж продукта деятельности, его презентация.

  1. Заключительный этап работы в кружке «Мастерская журналистики» (6)

Сбор всех статей в общую брошюру, её оформление.  Подведение итогов. Планирование деятельности на следующий учебный год, вручение удостоверений тем, кто прошёл первый год обучения в кружке «Мастерская журналистики».

Второй год обучения

  1. Введение  и повторение (3)

Инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности. Повторение изученного за первый год обучения в кружке «Мастерская журналистики».

  1. Газетные жанры (29)

Рассказ о газетных жанрах, рассмотрение их специфики.

Интервью как разновидность газетных жанров. Цитирование, способы передачи чужого высказывания в письменной речи. Записные книжки как форма литературных заготовок. Особенности путёвых заметок как одной из разновидностей газетных жанров. Репортаж. Аннотация, их разновидность. Отзыв - заметка дискуссионного характера. Особенности портретного очерка. Тесты и анкетирования, правила их составления и обработки. Преломление  особенностей того или иного жанра в  практической деятельности.

  1. Профессиональная готовность журналиста к работе (10)

Профессиональная этика журналиста. Психологическая подготовка и готовность к работе. Нормативно-правовая база работы журналистики. Закон РФ «О печати».

  1. Литературное редактирование (15)

Основные цели редактирования. Правка-обработка. Правка-переделка. Правка-сокращение. Правка-вычитка. Идейная направленность. Четкость формулировок. Точность, простота и ясность языка. Техника литературного редактирования.

  1. Маркетинг газеты (7)

Калькуляция выпуска и тиража газеты. Предварительная, сметная и окончательная калькуляция. Реклама, ее виды и возможности использования в газете.

  1. Телевизионные жанры в современном мире (24)

Рассказ о телевизионных жанрах, рассмотрение их специфики.

Новости как разновидность телевизионных жанров. Специфика телепередачи. Еженедельные и ежедневные программы, их влияние на человека. Роль популярных программ в наше время.

  1. Особенности работы оператора (18)

«Язык экрана»: кадр (пространственный и временной), план (дальний, общий, средний, поясной, крупный, макроплан), ракурс.

  1. Создание фильма как вид творчества (44)

Просмотр и обсуждение зарубежных и отечественных фильмов. Этапы работы над созданием фильма. Идея, сценарий, съёмка, монтаж – составляющие качественного кино. Создание фильма.

  1. Подведение итогов (2)

Подведение итогов за период обучения в кружке «Мастерская журналистики». Посвящение обучающихся в журналисты.

V. Материально-техническое оснащение

  1. Персональный компьютер
  2. Программное обеспечение Pinnacle Studio
  3. Видеокамера
  4. Микрофон
  5. Презентации
  6. Буклеты и бюллетени к занятиям
  7. Материалы для работы по технике «Скрапбуккинг» (ножницы, ватман, клей, журналы, фломастеры, карандаши)
  8. Тексты-ошибки
  9. Карточки с индивидуальными, парными и групповыми заданиями
  10. Психологические тесты
  11. Сборник упражнений для развития и укрепления техники речи детей
  12. Карты оценки
  13. Удостоверения для вручения обучающимся по итогам прохождения обучения в кружке «Мастерская журналистики».

VI. Воспитательная работа

Цель: создание условий для воспитания ребёнка, осознающего общественно-политические, нравственные, патриотические устои общества, развитие эстетического вкуса, инициативы и творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  1. изучение коллектива и индивидуальных особенностей и способностей детей;
  2. вовлечение обучающихся в культурно-массовые мероприятия;
  3. развитие творческих способностей детей, сплочение их в коллективе посредством распределения обязанностей на каждого члена группы в выполнении общего дела;
  4. привлечение родителей к участию в воспитательных мероприятиях, проводимых с обучающимися;
  5. создание условий для самосовершенствования детей (самопознание, самовоспитание, самообразование, самоутверждение, самоопределение, саморегуляция, самоактуализация).

№ п/п

Мероприятие

Сроки проведения

1

Родительское собрание «Здравствуйте, это мы!» (представление деятельности кружка)

сентябрь

2

Игровая программа «Правый суд»

октябрь

3

Культурно-познавательное мероприятие «Фильм, фильм, фильм…» (в рамках празднования всемирного дня телевидения)

ноябрь

4

Конкурсно-развлекательная программа «Ох, уж этот Новый год!»

декабрь

5

Круглый стол «Актуальные вопросы» (обсуждение вопросов, волнующих современную молодёжь в рамках дня российской журналистики)

январь

6

Акция «Мой Валентин!» (изготовление и распространение Валентинок)

февраль

7

Дискуссия «Всегда в курсе событий: да/нет»

март

8

Конкурс «Журналист года»

апрель

9

Культурно-массовое мероприятие «Я – журналист!» (посвящение в журналисты)

май

 

VII. Результаты, формы, методы, критерии оценки

Итоговый контроль производится с целью определения степени достижения результата обучения, закрепления полученных знаний, ориентация обучающихся на дальнейшее использование приобретённых навыков и умений.

В процессе реализации программы итогом обучения должны стать выпуски периодического издания – газеты и видеоролики с участием детей 10-18 лет, подготовленных силами обучающихся.

Система организации занятий предполагает следующие виды и формы работы: беседа, тематические игры, решение практических задач (упражнений, заданий, подготовка и выпуск продукта деятельности), творческие задания и пр.

При организации учебных занятий реализуются принципы доступности, преемственности, последовательности, интерактивности, научности.

В учебном процессе используются диалоговые, интерактивные и деятельностные технологии.

Требования к знаниям и умениям обучающихся, критерии их оценивания:

Критерий успешности освоения программы – количество и качество продуктов деятельности (газет и видеоматериалов). Трехбалльная система оценивания даёт возможность расширить творческий кругозор детей, раскрепостить их творческое воображение, способствовать свободному развитию творческого потенциала каждого обучающегося.

В результате обучения по данной программе воспитанники получат следующие знания: основы журналистики; основы дикторского мастерства; технология создания телепередач и газет.

умения и навыки:

  • планировать деятельность информационных выпусков (как на бумажном носителе, так и на видео);
  • писать статьи в газету и сценарии к программам;
  • редактировать тексты;
  • держаться перед видеокамерой;
  • монтировать и создавать собственное видео/

Критерии оценки (по трехбалльной шкале):

1 балл – минимальный (репродуктивный) уровень освоения программы;

2 балла – средний (продуктивный) уровень освоения программы;

3 балла – максимальный (творческий) уровень освоения программы.

VIII. Cписок  литературы

Для обучающихся

  1. Аргирий, А.Т. Занимательные материалы по русскому языку/А.Т. Аргирий. – М.: Просвещение, 1995. – 145 с.
  2. Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
  3. Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
  4. Ожегов, С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М.: Русский язык, 1992. – 958 с.
  5. Черных, А. Мир современных медиа /А. Черных. – М.: Территория будущего, 2007. – 312 с.

Для педагога

  1. Анастази, А. Психологическое тестирование: в 2-х т.  / А. Анастази. - М., 1982. 240 с.
  2. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества/М.М. Бахтин. – М.: Советская Россия, 1979. – 123 с.
  3. Безрукова В.С. Словарь нового педагогического мышления/В.С.Безрукова. – Екатеринбург, 1992.
  4. Борзова, В.А. Развитие творческих способностей у детей / В.А. Борзова, А.А.Борзов. – Самара: Самар. Дом печати, 1994. -315 c.
  5. Возрастная психология: курс лекций (часть 2)/сост. И. Ю. Устьянцева. - Камышлов: ГОУ СПО КПК, 2008. – 96 с.
  6. Жирмунский, В.М. Теория стиха/В.М. Жирмунский. – М.: Советский писатель. – 1975. – 137 с.
  7. Кашлева, Н.В. Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио/Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.
  8. Кузнецов, В.Г. Телевизионная журналистика/В.Г. Кузнецов, В.Л. Цвик, А.Я. Юровский. – М.: Высшая школа, 2002. – 256 с.
  9. Львов, М.Р. Основы теории речи/М.Р. Львов. – М.: Академия, 2000. – 248 с.
  10. Толмачёва, А.А. Опыт проведения виртуальных экскурсий и телекоммуникационных проектов в средней школе/А.А. Толмачёва// Школьные технологии. – 2006. - № 4. – С. 103-107.
  11. Тришин, В.А. Студийность в системе образования/В.А. Тришин//Мир образования в мире. – 2006. - № 3. – С. 113-120.
  12. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности в учебном процессе / Г. И.Щукина.- М.: Просвещение, 1986-126с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Основы журналистики"

Образовательная программа детского творческого объединения, занимающегося журналистикой...

Образовательная программа дополнительного образования детей основам журналистики

Подробная программа для работы с детьми по изучению основ журналистики и газетно-издательской деятельности в системе дополнительного образования....

Образовательная программа творческого объединения "Журналист" "Игровая журналистика"

Образовательная программа «Игровая журналистика» разработана для детского объединения  «Журналист» и направлена на развитие мотивации личности к познанию творчества, адаптации ребёнка к жизни в с...

Образовательная программа дополнительного образования детей "Азбука журналистики"

Журналистика изначально предполагает универсализм. С помощью журналистского способа творчества можно воспитать в молодых людях способность видеть и слышать мир, в котором мы живем, научить их не быть ...

Образовательная программа дополнительного образования "Журналистика в школе"

Программа составлена на основе программы "Теория и практика сочинений разных жанров", авторы Т.А.Ладыженская,Т.С.Зепалова.Новизна программы состоит в том, что она предусматривает обучение основам журн...

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»

Дополнительная образовательная программа творческого объединения «ЖУРНАЛИСТИКА И ГАЗЕТНОЕ ДЕЛО»  Для детей 11-17 лет. Составитель:  Алексей Геннадьевич ПШЕНИЧНЫЙ, педагог дополни...

Баршевская И.И. Индивидуальная дополнительная образовательная программа дистанционного обучения "Основы журналистики и газетного дела"

В последнее время дистанционное обучение становится очень популярным. Такая форма организации образовательного процесса удобна, эффективна и доступна. Аудитория дистанционного обучения очень широка, д...