Алгоритм взаимодействия с родителями детей, занимающихся хоровым пением
консультация ( класс) на тему

Леонтьева Светлана Владимировна

В статье обсуждаются вопросы взаимодействия с родителями, чьи дети занимаются хоровым пением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leonteva_04.03.16.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Алгоритм взаимодействия с родителями детей,

занимающихся хоровым пением

Леонтьева  С.В.

В статье обсуждаются вопросы взаимодействия с родителями, чьи дети занимаются хоровым пением. Обобщен многолетний опыт общения с родителями начинающих заниматься и продолжающих занятия в течение нескольких лет.  Раскрыта специфика и особенности взаимодействия – хоровое пение предполагает определенное внимание и поддержку детей со стороны родителей.

Материал изложен в следующей логике:

        1.Общение с родителями при приеме детей на общеобразовательную программу дополнительного образования "Хоровое пение»

        2. Взаимодействие с родителями  на начальном этапе занятий детей

        3. Необходимость систематичности и системности занятий  в хоровом коллективе, роль родителей в  поддержании регулярности посещения занятий детьми

        4. Особенности взаимодействия в системе педагог – дети - родители на протяжении нескольких лет

        5. Проблемы, с которыми обращаются родители к педагогу

        6. Советы родителям

 Хоровой коллектив – это живой, постоянно развивающийся и растущий организм. Жизнедеятельность  такого организма связана с определенными законами и закономерностями,  технологиями и циклами,  о которых необходимо знать и  их поддерживать. Это весьма важная проблема. Ее можно и нужно  обсудить в отдельном материале.

Сейчас в центре обсуждения иной вопрос. Хоровой коллектив, в котором занимаются дети от 6 лет до 17  многие годы,  это, несомненно, система педагог – дети – родители. В этой системе, с одной стороны, взаимодействует педагог и дети, с другой, педагог и родители, с третьей – они все вместе.

В предлагаемом материале достаточно подробно рассматривается вопрос взаимодействия педагога с родителями,  вопрос  тонкий и сложный, но во многом определяющий успех занятий, рост и развитие хористов.

 

1. Общение с родителями при приеме детей на общеобразовательную программу дополнительного образования "Хоровое пение»

Программа  "Хоровое пение" адресована самому обычному, среднему ребенку, не обладающему  особенными музыкальными способностями. Программа  дает возможность объединить  в хоровом творчестве детей с разным уровнем развития голосовых и слуховых данных. Это позволяет привлекать в коллектив  разных детей, смелых и  робких, открытых и замкнутых, уверенных  и неуверенных в себе.

Прием детей в хоровой коллектив "ДО-МИ-СОЛЬ" осуществляется без конкурсного прослушивания, на основании того, что основной принцип, заложенный в  программу Хоровое пение, - принцип общедоступности.

При первой встрече педагогом проводится собеседование с родителями и с ребенком, которое носит диагностический характер. В ходе  встречи  педагоги раскрывают суть программы: по какой методике занимается коллектив, какие технологии применяются в процессе занятий (например, дыхательная гимнастика и пр.), что составляет базовый репертуар (какие произведения, каких композиторов), ожидаемые результаты занятий для разных  возрастных групп.

В свою очередь,  родителей просят рассказать о характере ребенка, особенностях его поведения, внимания, коммуникабельности. Выясняются вопросы,   касающиеся здоровья ребенка. Это необходимо знать педагогам, чтобы в процессе занятий  обратить большее  внимание на  систему и  аспекты применяемых упражнений.

В ходе собеседования педагог устанавливает с  ребенком первый контакт. Это очень важный момент. Если общаться только с родителями, ребенок остается в стороне, он чувствует, что на него не обращают внимания и решают за него и без него вопрос "петь в хоре или не петь".  Безусловно, решают родители, хотя бывают случаи, когда желание петь в хоре - это желание ребенка. Но в большинстве своем дети не знают, чего  они хотят. Их интересуют разные области и сделать выбор им сложно. Однако оставлять ребенка вне внимания, пассивным присутствующим, педагог ни в коем случае не должен.

Если на собеседовании, при первой встрече, установить контакт с ребенком (поздороваться, спросить имя, узнать, ходит ли он в детский сад или школу, любит ли он петь, рисовать, есть ли дома животные - вопросы могут быть разные, но адресованные конкретно ребенку), то маленький человек почувствует себя уверенней. Он будет знать, что взрослые "тети" (педагоги) интересуются именно им. Для ребенка в  любом возрасте   важно, что он замечен и интересен как человек, как личность.

Как правило, после такой беседы дети спокойно и достаточно раскрепощенно  ведут себя на первом занятии - они приходят к знакомому взрослому человеку, с которым уже общались.

Собеседование с родителями  и его результаты могут быть разными. Многие  родители достаточно честно говорят об особенностях ребенка и его здоровья. Другие  родители не раскрывают   особенности  ребенка, и они  выясняются уже в процессе занятий. Обнаруживаются разные виды отклонений в поведении, случаи задержки развития, неадекватности общения со сверстниками, выявляются некоторые  особенности здоровья. Все это осложняет процесс занятий, а в отдельных случаях может привести к конфликтной ситуации.

Есть категория родителей, которые считают, что они привели ребенка на занятия (или отдали в школу), а педагоги должны воспитывать их детей. С такими детьми и родителями работать сложно,  у  таких родителей всегда множество претензий и  непонимания.  Конечно, педагог дополнительного образования (и школьный учитель) определенным образом влияют на воспитание посредством того предмета, который преподает. Но основная задача - дать знания, научить применять на практике. А воспитание - это задача родителей.

2. Взаимодействие с родителями  на начальном этапе занятий детей

В первый (начальный) период занятий систематически проводятся родительские собрания - организационные и тематические. На них  предлагается информация, рассматриваются крупные и мелкие вопросы по репетиционному процессу. Например, почему во время распевки хор стоит; что такое певческая позиция и певческое дыхание; какие  задачи ставятся перед хористами,  как  они решаются; каковы  достижения хора. Отдельно  решаются организационные вопросы.

 Помимо родительских собраний,  педагог систематически общается с родителями после занятий, даются консультации по телефону или через Интернет.         

        3. Систематичность и системность занятий  в хоровом коллективе и роль родителей в их поддержании

Как правило, занятия в коллективе начинаются в сентябре. Обычно к ноябрю-декабрю дети постепенно привыкают к режиму занятий, начинают понимать требования педагога, появляются первые успехи. И именно в это время с младшими детьми могут возникнуть  новые проблемы. Наступающий зимний период, преобладание темного времени суток, возможно, недостаток витаминов, значительно снижают уровень работоспособности не только у взрослых, но, в первую очередь, у детей. Дети пропускают занятия по болезни, другие - по усталости. Те, которые приходят на занятия, хуже занимаются. Рассеянность внимания, быстрая утомляемость, нежелание куда-либо ходить, в том числе и на занятия, не потому, что не нравиться, а потому, что общее вялое состояние.

Плохо, когда   состояние  вялости наблюдается у родителей.  В моей практике был случай, когда мама не приводила ребенка на занятия потому, что на улице шел дождь, и ей было лень вести ребенка. А дождливая погода простояла примерно месяц.  

Суть проблемы в том, что когда младшие дети пропускают занятия и отсутствуют длительное время, они отвыкают от педагога, от детей в коллективе, от режима занятий. Вернуться в этот режим, вернуться в "прежнее русло" бывает очень сложно.   Как раз в это время важно общение с родителями. Необходимо настроить их на то, что процесс обучения не должен прерываться, что в любом деле для достижения результата обязательна  система и системность. В этот период особенно важно прививать ребенку такие качества, как умение преодолевать трудности, трудолюбие, ответственность, стойкость.

По личному педагогическому опыту знаю, что чаще всего приходится воспитывать родителей, особенно молодых, т.к. именно у них возникает нежелание вести ребенка на занятия, именно они считают, что не страшно пропустить месяц-другой (потом наверстаем!), именно у них возникает масса отговорок о занятости, масса "уважительных" причин. В конечном итоге страдают дети.

Когда родители это понимают, проблема преодолевается сама собой. Несомненно, в этих ситуациях от педагога требуется терпение, искусство убеждения, последовательность в рекомендациях и требованиях.

4.. Особенности взаимодействия в системе педагог - дети - родители на протяжении нескольких лет 

Программа занятий в хоровом коллективе "ДО-МИ-СОЛЬ" рассчитана на 5-7 лет. Это предполагает долгосрочные отношения с хористами и их родителями. На каждом этапе обучения свои цели, задачи, и, соответственно свои проблемы. Работа с родителями ведется постоянно.

В период адаптации  (первый период занятий) для начинающих хористов и их родителей возникает много нового и, может быть, непонятного. Практически после каждой репетиции происходит встреча с родителями. Всех интересуют успехи  детей, задаются вопросы о поведении, о процессе занятия, что выучить, на что обратить внимание. Многие родители с первых занятий активно включаются в процесс изучения нотной грамоты, выучивание текстов произведений с целью помочь своим детям. Детей также  интересует вопрос - все ли у них получается.

В этот начальный период важно объяснить родителям, что не может быть значительного  результата  после непродолжительного периода занятий (в постановке певческого дыхания, голоса, в освоении нотной грамоты). Однако, маленькие успехи на каждом занятии - это маленькие шажки к достижению намеченной цели. И родители, и, особенно, дети должны это понимать. Именно поэтому, в период адаптации и на начальном этапе обучения, общение с родителями должно происходить постоянно, практически после каждого занятия.

С детьми, несомненно, педагог общается более тесно, глубоко, профессионально. На каждом занятии, на репетиции мы подводим  маленькие итоги - что получилось, что нет. Отмечаем,  мы  будем стараться в следующий раз и я (как педагог) буду им очень помогать. Для ребенка это важно - он молодец, он старался, но не все получилось, и, главное, что ему дальше будут помогать.  Так выстраиваются и развиваются отношения педагог - дети и педагог - родители.

В любом развитии есть определенные циклы. Также и в развитии и становлении  коллектива,  в развитии отношений с хористами и их родителями. И здесь почти невозможно  установить, с кем  важнее общаться   на каждом  этапе формирования коллектива - с родителями или с детьми.

Контакт, развитие отношений и постоянное общение с родителями налаживается достаточно быстро: обычно уже в  первые  три  года  отношения становятся доверительными, теплыми. На этом этапе с родителями обсуждаются  в основном  вопросы, связанные с репертуаром, концертами, репетиционным процессом, т.е. довольно узкие.

Поскольку хоровой коллектив ведет активную концертную деятельность, большинство  родителей постоянно присутствуют на концертах, наблюдая за творческим ростом,   изменениями   детей. Они видят, что под влиянием занятий  дети становятся более собранными, серьезными, ответственными, эмоциональными – об этом говорит то приподнятое настроение, с которым дети выходят на сцену.

Родители, дети которых достаточно длительно занимаются в хоре, наблюдают и иные позитивные  изменения: улучшаются учебные результаты, позитивнее становится  общение со сверстниками. Несомненно, родители понимают,  что изменения в детях происходят под влиянием  педагога, творческой атмосферы на занятиях, общности цели, к которой идет коллектив, организованной командной работы.

Отношения  непосредственно с детьми, без включения в них родителей, -  важная и деликатная область деятельности педагога. От того, как сложатся отношения с ребенком, будет зависеть дальнейшее его пребывание  в коллективе. Начиная с первого занятия (мое мнение) надо так общаться с подопечными, чтобы они понимали,  что педагог - это учитель, товарищ, друг. Причем, на первом этапе - это в большей степени учитель. Далее, по мере роста ребенка, - это учитель и товарищ. Когда дети вырастают, они находят в лице педагога друга. А это совсем иной уровень взаимоотношений, предполагающий высокий и глубокий смысл слова ДРУГ.

Возвратимся к вопросу взаимодействия с родителями. В своей педагогической практике, в общении с ними на любом этапе,  вопросы дисциплины затрагиваю крайне редко, только в экстренных случаях. Вопросы, касающиеся поведения,  решаю с ребятами лично, без участия родителей. Детям надо доверять, им  можно и нужно объяснять как взрослым, призывая их к осознанию того, что им доверяют, на них рассчитывают, полагаются.  Если  такие беседы проводить  систематически, то рано или поздно они сработают, результат будет достигнут.

Доверительные отношения – особенно важная основа взаимодействия в сложный период подросткового взросления. При этом  надо помнить: если ребенку интересно, если он занят делом, перед ним ставят задачи, оценивают и одобряют результаты их выполнение, то ему некогда будет плохо себя вести.  

Обучаясь по программе "Хоровое пение", дети (хор) принимают участие в концертах. Систематические выступления   позитивно  влияют на отношения в семье, отношения педагогов и родителей. При этом формируется и    выстраивается  цепочка отношений: педагог - дети - родители.

Надо отметить, что подготовка  к концертным выступлениям начинается с первых занятий. При этом подготовка не только профессиональная (знание музыкального материала), но и человеческая, личностная.  Коллектив – это, прежде всего, дисциплина, и особая дисциплина на сцене. Этот момент разъясняется не только детям, но и их родителям. Также оговариваются время сбора, концертная форма и пр.

Социально направленная деятельность (выступления в  различных социальных учреждениях и организациях), благотворно влияет на духовное и нравственное развитие ребенка.  Со временем, через ребенка, в семью приходит понимание многих аспектов человеческого общения: взаимопомощи, взаимоуважения, осознается значимость ценностей - духовных и общечеловеческих. 

Более того, каждое выступление хора  рассматривается и педагогом, и семьями  как   праздник; а с другой стороны - это экзамен на знание музыкального материала, на выдержку, преодоление волнения, проявление профессионализма.

Большинство родителей, присутствуя на выступлениях,  замечают все большее сплочение коллектива, единение  интересов, которое проявляется и во  взаимопонимании в семье. Не это ли одна из наших задач – сплочение семей, изменение атмосферы в них, формирование позитивности в целях и настрое?

5 Проблемы, с которыми обращаются родители к педагогу

Работа  с хоровым коллективом не ограничивается пением в классе и на концертах. Общение, взаимодействие с родителями хористов носит постоянный, систематический характер.  Родители, чьи дети поют в хоре десять и более лет, стали друзьями и единомышленниками  педагога в вопросах эстетического  воспитания и хорового образования.  К периоду, когда дети достигают переходного возраста, естественно возникает проблема  взросления ребенка, со всеми вытекающими последствиями. Тогда вопросы, обсуждаемые с родителями,  сводятся к одному - как справиться, как повлиять, как поступить, в том или ином случае, как быть, что делать.

С моим мальчишеским и юношеским хоровым коллективом  с первых занятий выстраиваю долгосрочно-дружеские, доверительные отношения. Видимо поэтому многие юноши поют в хоре 12 лет. Отношения "учитель-ученик" со временем перерастают  в отношения "друг, соратник,  коллега по творчеству".

Видимо, именно этой позиции "друга, коллеги" не хватает многим родителям, и проблемы переходного возраста усугубляются от взаимного  непонимания.  Проявляется вечная тема - отцы и дети.  Родители ждут ответов на свои вопросы  и помощи в их решении, а подростки ожидают  понимания и помощи в разрешении своих проблем.

Именно в этот период дают свои плоды те семена, которые были посеяны в самом начале обучения - первая встреча с ребенком, общение с ним как со взрослым, т.е. общение на равных, выстраивание дружеских отношений, решение дисциплинарных вопросов без участия родителей и т.д. Таким образом, многие домашние и школьные проблемы своих хористов  решаю с ними  непосредственно в нашем классе, как когда-то в их детстве, общаясь на равных, взывая к сознанию и пониманию того, что им доверяют, на них рассчитывают.

За 12 лет работы с мальчишеско –подростково - юношеским коллективом было немало случаев, когда подростки бросали школу. Т.е. просто не ходили на уроки. В течение недели, двух, четверти, полугода.  Вставал вопрос о  повторении программы пропущенного класса, т.е.   второгодничества. При этом на хоровые занятия ребята ходили добросовестно, не пропуская их.

Второгодник! Клеймо. Мамы увещевали, папы брали ремень или употребляли крепкие мужские слова.

В таких ситуациях приходили на беседу ко мне только родители, без детей. Практически все в один голос: «Светлана Владимировна! Помогите, повлияйте на него, он нас ни во что не ставит, а Вы для него -  авторитет». Что значит – авторитет? Это, когда хотят быть на кого-то, в чем-то похожими. Вопрос: почему не хотят быть похожим на маму или на папу? Может быть, проблема в родителях, а не в детях-подростках?

Почти все эти случаи разрешились положительно, ребята возвращались к учебе. Чаще всего помогали доверительно-дружеские отношения – педагог – дети, педагог - учитель и друг.

6. Советы родителям

Не знаю! Какие можно дать   советы родителям? Ребенка своего надо любить, но не баловать; уважать, но не позволять лишнего, не распускать его; быть с ним честным, всем свойственно ошибаться, любой человек может быть прав и не прав. Неважно - ребенок или родитель. Не прав - признай, что ты не прав, извинись. Прав - отстаивай свою правоту, дай совет, но не навязывай своего мнения в категоричной форме (хотя иногда это тоже бывает необходимо). Важно выслушать, при этом УСЛЫШАТЬ, понять, предложить выбор и, главное, помочь сделать его правильно.

Система отношений педагог – хористы – родители сложна и разнообразна. Рассмотренный в статье материал, лишь кратко затрагивает многообразие и богатство реального взаимодействия. Проблемы и сложности, возникающие и преодолеваемые, затронуты лишь слегка…

Описанная система  постоянно меняется, развиваясь и преобразуясь, меняются дети, меняются родителя. Этим изменениям должен соответствовать педагог – это одна из важнейших его личностных и  профессиональных задач.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение.

Приобщение детей к музыкальному искусству через хоровое пение....

Особенности хорового пения детей младшего школьного возраста

Хоровое пение является наиболее массовой и наиболее доступной формой активного приобщения детей к музыке. Пение для ребенка является естественным и доступным способом выражения эстетических потребност...

Рекомендации родителям детей занимающихся хореографией

Одежда и обувь для занятий хореографией....

Дистанционные формы взаимодействия с родителями детей, имеющих ограниченные возможности здоровья

Статья об используемых в нашем детском саду дистанционных форм взаимодействий с родителями....

2016 г.- ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи

ИКТ-компетентность педагога при обеспечении продуктивного взаимодействия с родителями детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Д.С. ДихтяренкоМБОУ  № 16учитель-дефектолог Липецк (Россия) ОРГАНИЗАЦИЯ  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИВ КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ...

Духовно - нравственное воспитание и развитие творческих способностей детей и родителей средствами хорового пения.

Триединство «Ребенок – Педагог – Родитель» - главный принцип  учебно-воспитательной работе в МХС "Крещендо"....