Программа кружка " Рукодельница "
рабочая программа (5, 6, 7 класс) на тему

Рабочая программа на 3 года и основана на разновидности вышивки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rukodelnitsa_novaya.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Усинска

                                                              УТВЕРЖДАЮ

                                                                                       

                                                                                               директор школы                                                          ________________ Е.В. Поливьянова

                                                                             

                                                                                                    «____» ____________ 2015

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка  «Рукодельница»

Возраст детей  11-14 лет

Срок реализации – 3 года

Составитель: Мартынова Г.М.,

учитель технологии

Усинск

2015

I. Пояснительная записка

Данная дополнительная  общеразвивающая программа «Рукоделие» была разработана в соответствии с федеральным законом «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ, на основе Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения; положения о разработке и использовании дополнительных общеразвивающих программ от 02.09.2013 №360, примерной рабочей программы  по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов  5 – 11 классов (Москва «Просвещение» 1992 г.). Авторы: Н. Т. Климова (Русская народная вышивка), Н. М. Ведерникова (Художественная обработка меха и кожи).

Программа «Рукоделие» разработана для занятий с учащимися 6-8 классов  в соответствии с новыми требованиями ФГОС общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке.

Актуальность программы 

Известные исследователи народного декоративного искусства (В. С. Воронов, А. В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В. А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220).

Новизна программы состоит в том, что  на занятиях различными видами рукодедия учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки,    т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

Приемы  и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т. д. Доступность этих технических приемов детям 11-14  лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир.

Педагогическая целесообразность состоит в том, что в процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. 

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой  частью национальной культуры. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов. Основу декоративно – прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера.

  Основные направления, которые ставила перед собой при разработке программы:

  • Организация полноценного отдыха;
  • Поддержка и развитие талантов.

Цель и задачи программы

-раскрытие истоков народного творчества и роли рукоделии  в жизни общества;

-привитие любви к традиционному народному искусству;

-создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта;

-усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация);

-овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов рукоделия;

-развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества;

-обучение навыкам и приемам в работе с материалом (коллаж, аппликация, плетение, вышивка и т. д.).

Отличительными особенностями данной программы от уже существующих образовательных программ является то, что данная программа призвана помочь учащимся, имеющим склонность к рукоделию, реализовать свои природные задатки. Занятия творчеством будут способствовать развитию художественного вкуса.

Творческое начало рождает в ребенке живую фантазию, живое воображение. Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще никем не было сделано, или, хотя то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше. Иначе говоря, творческое начало в ребенке - это всегда стремление вперед, к лучшему, к прогрессу, к совершенству и, конечно, к прекрасному. Вот такое творческое начало и воспитывается в ребенке.

На занятиях различными видами рукоделия учащиеся учатся создавать красоту своими руками. Эти занятия не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые технические знания, развивают трудовые умения и навыки,    т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

     Характеристика программы:

тип – дополнительная общеразвивающая программа;

направленность – художественная;

вид – модифицированная, на основе примерной программы по обучению учащихся изготовлению изделий народных художественных промыслов  5 – 11 классов (Москва «Просвещение» 1992 г.). Авторы: Н. Т. Климова (Русская народная вышивка), Н. М. Ведерникова (Художественная обработка меха и кожи);

классификация: по признаку «общее профессиональное» - профессионально – ориентированная; по характеру деятельности – развивающая художественную одаренность;

по возрастному принципу – разновозрастная ;

по масштабу действий – учрежденческая;

по срокам реализации – 3 года.

      Организационно – педагогические основы обучения

Данная программа предназначена для девочек  среднего школьного возраста

(11 – 14 лет) без специальной подготовки;

состав группы – постоянный;

форма занятий – групповая;

сроки реализации программы – 3 года (210 часов);

- первый год обучения – одно занятие в неделю (2 часа). Всего за год – 70 ч. 

- второй год обучения – одно занятие в неделю (2 часа). Всего за год – 70 ч. 

- третий год обучения – одно занятие в неделю (2 часа). Всего за год – 70 ч. 

   

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны знать:

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими, режущими инструментами, применяемые при обработке различных материалов, предусмотренных программой;
  • правила планирования и организации труда;
  • способы и приемы обработки материалов предусмотренных программой;
  • о народных художественных промыслах; расположенных на территории России;
  • общие сведения о профессиях прядильщицы, ткачихи, швеи, вышивальщицы, утюжильщицы.

 К окончанию срока реализации программы обучающиеся должны уметь:

  • владеть инструментами для работы с  нитками, тканью, мехом, кожей, пряжей;
  • делать зарисовки на бумаге и кальке, увеличивать и уменьшать выкройку;
  • определять расход ткани для различных изделий, место расположения декоративного оформления, пропорции и характер рисунка;
  • разрабатывать и выполнять несложные изделия и композиции декоративного оформления с применением различных материалов.

Этапы педагогического контроля:

  • начальная диагностика – владение инструментами по ручной обработке ткани (игла, ножницы);
  • срезовая практическая работа;
  • итоговая практическая работа.

 Критерии оценивания:

  • низкий уровень, если самостоятельность в работе отсутствовала, допущены нарушения трудовой и технологической дисциплины;
  • средний уровень, если работа выполнялась самостоятельно, допущены незначительные ошибки в планировании труда, организации рабочего места, полностью соблюдались  правила трудовой и технологической дисциплины, правила техники безопасности;
  • высокий уровень, если работа выполнялась самостоятельно, соблюдался план работы, рационально организовано рабочее место, полностью соблюдались правила трудовой и технологической дисциплины, общие правила техники безопасности, отношение к труду добросовестное, к инструментам – бережное, экономное.

Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы, анализ и оценка ее. Наиболее подходящая форма оценки – это организованный просмотр выполненных изделий. Выставки приучают школьников справедливо и объективно оценивать работу свою и других, радоваться не только своей, но и общей удаче. Наиболее интересные и качественные работы участвуют в выставках, конкурсах, фестивалях детского творчества разного уровня.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Т.Е.Еременко, Е.С.Забалуева.    Художественная обработка материалов. Технология ручной вышивки. – М.: Изд. «Просвещение», 2000

2. М.Максимова, М.Кузьмина.  Вышивка. Первые шаги. - М.: Изд. «ЭКСМО», 1997

3. Сюзи О Рейми. Шитье и вышивка. - М.: Изд. «Полигон», 1997

4.Энциклопедия по рукоделию. - М.: Изд.»Просвещение», 1997

5. Журналы по рукоделию. – М.: Изд. «Просвещение», 1997

  • «Вышитые картины»
  • «Лена»
  • «Чудесные мгновения»
  • «Сюзанна»
  • «Диана – креатив»
  • «Цветочная ниточка»
  • «Анна»
  • «Валентина»
  • «Вышиваю  крестиком»
  • «БУРДА»
  • «Рукаделие»

Методическое обеспечение

1. Дидактический материал по темам программы (рисунки, шаблоны, схемы, инструкционные карты).
2. Демонстрационный материал (иллюстрации, готовые изделия).

Материально - техническая база:

1. Иглы, ножницы, утюг с подставкой, карандаши, линейки, сантиметровые ленты, бумага, картон..

2. Нитки (х/б, шерстяные, мулине), ткань (х/б, трикотаж, шерсть, шелк), кожа, мех, синтепон, пуговицы, бусины, бисер, стеклярус.

3. Проволока, леска.

4. Оборудование: столы, стулья, гладильные доски, электроутюги,  швейные машины, оверлок.

II Краткое содержание программы 1 года.

  1. вводное занятие. Задачи и планы работы кружка. История и быт различных народов. Понятие о городской и сельской вышивке. Знакомство с видами декоративно-прикладного искусства.
  2. Принадлежности, инструменты и материалы для вышивки. Оборудование рабочего места. Правила безопасности труда при работе с утюгом, ножницами, иголками.
  3. Выполнение простейших швов: шов вперед иголку, шов за иголку, шов шнурок, тамбурный шов узелки. Все швы выполняются на образцах или на небольших рисунках.
  4. Выполнение счетных швов: крест простой, нов полу-крест, гобеленовые швы, шов роспись, шов козлик и косичка. Все швы выполняются на образцах или на небольших изделиях (салфетки, носовые платки, прихватки и  другие).
  5. Домашний уют и как его достичь.  Вышивка в интерьере. Картины, диванные подушки, шторы, салфетки, скатерти, полотенца и  многое другое. Оформление готовых изделий.
  6. Знакомство с основными свойствами и взаимодействием цветов – цветовой гармонии, цветовой круг, спектр, яркость, дополнительные цвета, теплые и холодные цвета, теплые и холодные цвета. Использование цветных таблиц фирм по выпуску ниток («ДМС», «АНКОР», «ГАММА» и другие).
  7. Понятия «рисунок», «орнамент», «композиция», «ритм», «рапорт», «симметрия». Создание орнаментальной композиции. Характерная зависимость орнамента от фактуры ткани, техники выполнения. Увеличение и уменьшение рисунка.  Характерные узоры и орнаменты для различных областей России.
  8. Вышивка лентами, шнуром, тесьмой, рококо. Выполнение образцов или небольших рисунков в этой технике. Оформление готовых изделий.
  9. Использование вышивки на предметах домашнего обихода. Изготовление прихваток, полотенец, подушек для иголок, чехлов для очков, ключей, салфеток и многое другое по выбору.
  10. Подготовка и участие в школьных ярмарках и выставках.
  11. Экскурсия в музей на выставку ДПИ. Встреча с мастерами ДПИ.
  12. Организация и проведение выставки лучших работ учащихся.
  13. Подведение итогов работы за год. анализ выполненной работы.

Учебно-тематический план 1–го года.

Название тем

Кол – во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Материалы и инструменты. ПБ

2

1

1

3

Простейшие швы

6

1

5

4

Счетные швы

8

1

7

5

Предметы домашнего уюта

14

2

12

6

Цвет в ДПИ. Цветоведение

2

1

1

7

Орнамент и рисунок в ДПИ

2

1

1

8

Различные виды вышивки

10

2

8

9

Подарки близким

12

2

10

10

Школьная ярмарка

4

1

3

11

Занятие – экскурсия

4

4

12

Участие и проведение выставок

2

2

13

Итоговое занятие

2

2

14

Итого

70

20

50

Краткое содержание программы 2 года.

  1. Вводное занятие. Традиционная русская вышивка и её исторические корни. И история развития. Специфика русской национальной вышивки, её отличие от вышивки других народов.
  2. Материалы, инструменты, принадлежности для вышивки. Расчёт количества ткани для выбранного рисунка. Перевод рисунка на ткань разными способами. Оформление готовой работы. Техника безопасности при выполнении ручных работ.
  3. Аппликация. Техника её выполнения. Ткани и её материалы для выполнения аппликации. Использование для аппликации ваты, поролона, синтепона. Выполнение образцов или несложных рисунков.
  4. Счётные швы. Шов простой крест, болгарский крест, шов полу-крест или роспись. Счётная гладь. Особенности её выполнения. Понятия «каймы», и техника её выполнения.
  5. Выполнение образцов и изделий в технике счётных швов. Оформление выполненных изделий (стирка, утюжка, оформление в рамку и др.)
  6. Мережка. Ткани для выполнения мережки. Мережка, как самостоятельный вид вышивки и как элемент и дополнение других вышивок. Мережка, столбик, жучок. Выполнение образцов.
  7. Использование вышивки в интерьере, на женской и детской одежде. Выполнение диванных подушек, салфеток, скатерти, сумок и многое другое, по выбору.
  8. Подготовка и участие в школьных ярмарках и выставках.
  9. Экскурсия в музей на выставку ДПИ. Встреча с мастерами ДПИ.
  10. Подведение итогов работы за год. Анализ выполненной работы.

Учебно-тематический план 2-го года.

Название тем

Кол-во часов

Теория

Практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Материалы и инструменты. ПТБ

2

1

1

3

Аппликация

10

2

8

4

Счетные швы. Счетная гладь

6

1

5

5

Изготовление изделий в технике счетных швов

20

2

18

6

Мережка

8

1

7

7

Декоративное оформление одежды или интерьера

12

2

10

8

Подготовка и участие в школьной ярмарке, выставке

6

1

5

9

Экскурсия

4

4

10

Итоговое занятие

2

2

11

Итого

70

18

52

Краткое содержание программы 3 года.

  1. Вводное занятие. Характерные приёмы и швы русской вышивки в северной и среднерусской полосах России. Характерные узоры и цветовые сочетания для различных областей России. Художественная вышивка в интерьере квартиры. Предметы быта и одежды, традиционно украшаемые вышивкой. Современная литература по рукоделию и ДПИ.
  2. Материалы, инструменты и принадлежности для вышивки. Их выбор для данного рисунка и изделия. Организация рабочего места, ПТБ при работе с ручными инструментами.
  3. Бельевая и атласная гладь. Односторонняя гладь. Двусторонняя гладь. Бельевая (выпуклая) гладь. Освоение техники вышивки на образцах. Выполнение данной вышивки на изделиях.
  4. Цветная художественная гладь. Двухсторонняя цветная гладь для мелких композиций. Её использование в орнаментах, выполнение инициалов. Неполная двухсторонняя цветная гладь. Техника её выполнения.
  5. Ажурные вышивки. Вышивка ришелье, прорезная гладь. Ткани и нитки для выполнения ришелье. Работа по обшиванию контура рисунка швом вперёд иголку или за иглу. Прокладывание перемычек (брид). «Паучок».Фестоны. Выполнение вышивки на образцах и небольших изделиях.
  6. Декоративное оформление одежды, интерьера, предметов быта. Вышивка шнуром, бусинками, блёстками, стразами, бисером. Выполнение вышивки на изделиях
  7. Экскурсия в музей на выставку ДПИ. Встреча с мастерами ДПИ.
  8. Подготовка и участие в школьных ярмарках и выставках.
  9. Подведение итогов работы за год. Анализ выполненной работы.

Учебно-тематический план 3-го года.

Название тем

Кол-во часов

Теория  

практика

1

Вводное занятие

2

2

2

Материалы и инструменты. ПТБ

2

1

1

3

Бельевая и атласная гладь

10

2

8

4

Цветная и художественная гладь

12

2

10

5

Вышивка ришелье

10

1

9

6

Декоративное оформление одежды, интерьера, предметов быта

24

2

22

7

Экскурсия

4

4

8

Организация и проведение тематических выставок, ярмарок

4

1

3

9

Итоговое занятие

2

2

10

Итого

70

17

53


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа кружка "Рукодельница"

Программа расчитана на учащихся 5-11 класса, срок её реализации - 1год....

программа кружка "Рукодельница"

авторская программа "Рукодельница"...

ПРОГРАММА КРУЖКА "Рукодельница"

Содержание программы,тематическое планирование....

Авторская программа кружка "Рукодельница"

Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:историю возникновения и развития рукоделий;изучение основы композиции, цветоведения, дизайна и художественного оформления изделий;способы определе...

программа кружка "Рукодельница"

программа кружка рукодельница 5-8 классов расчитана на детей любящих творить своими руками в разных методиках....

Программа кружка "Рукодельница". 5-6 кл.

Программа кружка по технологии (обслуживающий труд) для обучающихся 5-6 классов расчитана на 70 часов в год, 2 часа в неделю....

Программа кружка "Рукодельница"

Данная программа кружка «Рукодельница» разработана для организации внеурочной деятельности учащихся 5 классов (ФГОС). Программа рассчитана на 1 год,  может  реализовываться как в отдельно вз...