Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Бенефис"
рабочая программа на тему

Богданова Злата Михайловна

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы «Бенефис» относится к культурологической направленности. Образовательный процесс  построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями подростков, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий. Продвигаясь от простого к сложному, учащиеся смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. .

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Целью образовательной программы «Бенефис» является приобщение детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, инсценировки, мини-спектакли).

Программа «Бенефис» предназначена для учащихся любого школьного возраста  (8-16лет) и рассчитана на три года обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа "Бенефис"102.82 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Театр — искусство синтетическое, объединяющее искусство слова и действия с  изобразительным искусством, музыкой и т. д. Привлечение воспитанников к многообразной деятельности, обусловленной спецификой театра, открывает большие возможности для многостороннего развития их способностей. Стремление к актерству, к игре присуще всем детям. Потребность личности в игровом поведении, способность «входить» в игровой режим обусловлены особым видением мира и связаны с силой творчески-преобразующей деятельности. Поэтому умение играть, исполнять роль – это показатель культуры, как личности, так и общества в целом.

Играющий человек стремится к творчеству, к раскрытию собственного социокультурного потенциала, развивает игровое самосознание. Это становится возможным при обеспечении условий для развития личности.

Дополнительные занятия в атмосфере творчества, тесного общения с театральным искусством способствуют развитию не только творческих способностей, но формируют и развивают коммуникативную культуру личности каждого участника, его игровую культуру, формируют его систему ценностей в человеческом общении. Работа в группе укрепляет «чувство локтя», ребенок осознает свою значимость в общем деле, свою индивидуальность в исполняемой роли, воспитывает в себе чувство ответственности в выполнении каких-либо поручений, обязанностей.

Наряду с этими неоспоримо важными функциями дополнительные занятия в театральном объединение, формируют устную речь, развивают ее выразительные и интонационные возможности – в общем, формируют культуру устной и сценической речи; развивают память, формируют художественный вкус ребенка, в целом обогащают его жизнь новыми яркими ощущениями.

 Театр — искусство коллективное. Спектакль — результат творческих усилий коллектива. Театральные занятия могут и должны воспитывать у воспитанников такие ценные качества, как коллективизм, способность чувствовать и ценить красоту настоящей дружбы и товарищества, требовательность к себе и другим.

 Вся организация работы в самодеятельном театральном коллективе должна помогать, детям осознать, что занятия искусством — это не только удовольствие, но и труд, труд творческий, требующий настойчивости, готовности постоянно расширять свои знания и совершенствовать умения. Одновременно надо воспитывать у кружковцев стремление к творческой отдаче полученных знаний, общественную активность.

Важно развивать у учеников интерес к таким сопоставлениям, помогать им, осознавать, что критерием правдивости, подлинности поведения на сцене является жизнь. Особое внимание следует обращать на умение действовать словом, так как, прежде всего через слово раскрываются мысли, чувства, отношения, стремления персонажей пьесы. Слово на сцене, как и в жизни, является средством общения и воздействия. «Говорить — значит действовать» (К. С. Станиславский).

Театральное объединение «Бенефис» - это дружный, сплочённый коллектив единомышленников, которых объединяет стремление к творчеству, к общению, познанию интересного.

           Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программы «Бенефис» относится к культурологической направленности. Образовательный процесс  построен в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями подростков, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

       Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических и креативных качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности  возможно  формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творчеству, сочинительству, фантазированию. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребёнок, оказавшийся в позиции актёра-исполнителя, может пройти все этапы художественно-творческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.

Педагогическая целесообразность данного курса для  школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал подростка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно-эстетические чувства, эстетический  художественный вкус, культуру общения.

Продвигаясь от простого к сложному, учащиеся смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Посещая творческое объединение, учащиеся учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работать над характерами персонажа, обсуждают мотивы их действий и поступков. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, выражают характер персонажа через жесты, эмоции, мимику, пластику тела. Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий, оформление спектакля.

Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность учащихся.

Новизна образовательной программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у воспитанников объединения.

Целью образовательной программы «Бенефис» является приобщение детей к театральному и музыкальному искусству посредством малых форм театрализации с музыкальным оформлением (литературно-музыкальные композиции, инсценировки, мини-спектакли).

Цель направлена:

  • на развитие активного интереса к различным видам искусства, на формирование умений и навыков: сценического движения, речи, работы над художественным образом;
  • на формирование творческого коллектива, направленного на воплощение единой цели.
  • на ценностное развитие личности в условиях сотворчества и сотрудничества.
  •  на воспитание художественно-образованного человека, знающего основные законы театрального искусства, стремящегося к развитию своих способностей через труд, имеющего духовно - нравственные ориентиры.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

       обучающие:

  • формировать сценическую, исполнительскую культуру у учащихся;
  • сформировать навыки и умения в области актерского мастерства;
  • познакомить с  элементами сценической грамоты;
  • познакомить учащихся с историей театра, видами театрального искусства;  
  • обучить воспитанников основам театральной деятельности;

         развивающие:

  • развивать психические процессы(творческие способности, память, речь, воображение,  логическое и творческое мышление);
  • развивать у учащихся  интерес к театральному искусству, к музыке, к поэзии;
  • развивать коммуникативные способности (умение выступать на публике, коллективизм, умение  строить диалог);
  • развивать чувство ритма и координацию движения;

воспитательные:

  • способствовать формированию нравственных качеств учащихся (доброта, внимание к людям, родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру);
  • способствовать формированию  контактности и толерантности  в отношениях со сверстниками.
  •  способствовать воспитанию социальной активности личности воспитанника.

Программа «Бенефис» предназначена для учащихся любого школьного возраста  (8-16лет) и рассчитана на три года обучения.

По возрасту, воспитанники распределяются следующим образом:

1 уровень обучения - воспитанники 8-11лет;

2 уровень обучения - воспитанники 9-12лет;

3 уровень обучения - воспитанники 10-13лет;

4 уровень обучения - воспитанники 11- 14лет;

5 уровень обучения - воспитанники 12-16лет.

В творческое объединение принимаются все желающие без предварительного отбора. Учащиеся организуются в учебную группу постоянного состава в количестве 12- 15 человек.

Занятия проводятся:

2 раза в неделю по 2 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут в рамках каждого часа – первый год обучения;

2 раза в неделю по 3 академических часа с перерывом на 10 – 15 минут в рамках каждого часа – второй и третий года обучения.

Общая продолжительность обучения детей в объединении равна 576 часов, в том числе:

  • первый год обучения –144 часа;
  • второй год обучения – 216 часов;
  • третий год обучения – 216 часов.

На занятиях используется индивидуальные и групповые формы работы. Структура каждого занятия зависит от конкретной темы и решаемых в ней задач. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, праздники.

Постановка мероприятий, инсценировка праздников, театральные постановок, сказок, эпизодов из литературных произведений - все это направлено на приобщение учащихся к театральному искусству и мастерству.

В результате прохождения программного материала воспитанники, как правило

знают:

  • историю становления  театрального искусства;
  • теоретические основы актёрского мастерства;
  • отличие театрального искусства от других видов искусств;
  • виды театров, их особенности и отличия;
  • историю и виды грима;
  • основные приёмы гримирования;
  • теоретические основы сценической речи;
  • приёмы сценического боя.
  • структуру постановки спектакля;

имеют представление о:

  • технических средствах сцены;
  • оформлении сцены, возможностях сценических декораций;
  • нормах поведения на сцене и в зрительном зале;

          умеют:

  • составлять сценарий мероприятия, спектакля, выступлений;
  • перевоплощаться, используя выразительные средства голоса, мимики, жестов, пантомимы, интонации, пластики, танца;
  • держаться на сцене, публике, обществе;
  • представлять движения в воображении и мыслить образами;
  • самостоятельно работать над сценическим образом и ролью;
  • самостоятельно анализировать постановочный план;
  • самостоятельно накладывать грим согласно образа;
  • выполнять упражнения артикуляционной и дыхательной гимнастики;
  • осуществлять сценические падения.

владеют:

  • элементами актёрского мастерства;
  • приемами нанесения сценического грима, изготовлением декораций и  сценических костюмов;
  • элементами внутренней и внешней техники актёра;
  • словесным действием в спектакле;
  • сценической пластикой;
  • речевым общением.

Оценка эффективности усвоения программы обучения проводится на основании анализа творческой работы учащихся, их выступлений, способности перевоплощаться, желанию творить.

Учебно-тематический план первого года обучения (216часов)

для детей театральной студии «Бенефис»

Названия темы

Всего часов

Теория

Практика

    Раздел №1. Основы театральной культуры

1.1

Введение в образовательную программу.

Игры на знакомство: «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.

9

3

6

1.2

Введение в театральное искусство

6

2

4

1.3

Структура театра, профессии, связь

6

3

3

Всего часов по разделу:

21

8

13

                                            Раздел№ 2 Театральная игра

2.1

Техника грима

6

2

4

2.2

Декорации

9

3

6

2.3

Роли

9

4

5

2.4

Костюмы

6

2

4

2.5

сценические эффекты

3

1

2

2.6

Музыкальное сопровождение спектакля

3

1

2

2.7

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)

12

2

10

Всего часов по разделу:

48

15

33

                                                              Раздел№3 Ритмопластика

3.1

Общеразвивающие игры

15

5

10

3.2

Игры на развитие двигательных способностей

15

5

10

3.3

Психофизические тренинги

12

4

8

Всего часов по разделу:

42

14

28

Раздел №4 Культура и техника речи

4.1

Игры на развития внимания

15

4

11

4.2

Работа со скороговорками

12

5

7

4.3

Игры на развития правильного дыхания

9

2

7

4.4

Игры на развитие языковой догадки

12

3

9

Всего часов по разделу:

48

14

34

Раздел№5 Этика и этикет

5.1

Связь этики с общей культурой человека

6

2

4

5.2

Понятия такта

6

2

4

5.3

Нормы общения и поведения

9

3

6

Всего часов по разделу:

21

7

14

Раздел№6 Сценическое мастерство

6.1

Поиск творческого проекта. Распределение ролей, выбор костюмов

12

4

8

6.2

Индивидуальные консультации, репетиции, постановки, работа над образом

12

4

8

6.3

Показательное выступление

12

4

8

Всего часов по разделу:

36

12

24

Итого:

216

70

146

Содержание программы « Бенефис»

Первый год обучения 216 часов

I раздел  «Основы театральной культуры» 21 час

Тема1.1. Введение.(9 часов)

Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Первичный инструктаж по технике безопасности.

Правила работы с инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с микрофоном. Тестирование на выявление актерских способностей.

Практические занятия

Игры на знакомство: «Представься по-доброму », «Автограф» и т.д.

Тема 1.2. «Введение в театральное искусство» (6 часов)

История театра. Виды театральных искусств и отличие от других видов творчества. Театральные профессии.

Практические занятия

Просмотр слайдовых презентаций; «Виды театров», «Знаменитые театральные актеры». Игра «Экскурсия за кулисы». Работа с театральным словарем.

Тема1.3.Структура театра, профессия и связь (6 часов)

Виды театров, их сходства и различия. Знакомство со структурой театра, его основными профессиями: актер, режиссер, сценарист, художник, гример.

Практические занятия

Игры по развитию внимания («Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Айболит», «Адвокаты», «Глухие и немые», «Эхо», «Чепуха, или нелепица»).Работа с театральным словарем.

II раздел «Театральная игра» 48 часов

Тема 2.1.Техника грима (6 часов)

Грим. Гигиена грима и технических возможности. Виды гримерного искусства.

Практические занятия

Обучение техническим приемам нанесения грима.

Тема 2.2.Декорации (9 часов)

Декорации и их художественные возможности. Устройство зрительного зала и сцены. Виды декораций.

Практические занятия

Подготовка  макета декораций к  спектаклю «Новые приключения Буратино»

Тема 2.3. Роли (9 часов)

Система отбора. Прослушивание, как основной способ подбора актеров. Распределение ролей. Образ персонажей.

Практические занятия

Разучивание текста сценария. Отработка мимической выразительности персонажей. Выразительность чтения по ролям.

Тема 2.4. Костюмы (6 часов)

Костюм, как средство выразительности образа. Подбор костюмов для  каждого персонажа спектакля.

Практические занятия

Знакомство с работой костюмера. Подгон костюма по размеру.

Тема 2.6. Музыкальное сопровождение спектакля (3 часа)

Подбор музыкального сопровождения  для спектакля.

Практические занятия

Отрабатывать интонационную выразительность речи и пения, создавать цельные, полные образы персонажей сказки.

Тема 2.7.Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)(12 часов)

Театральная игра.  «С чего начинается театр?».Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.)

Практические занятия

Отрабатывать умения сценического мастерства в игровой форме.

Раздел III раздел  «Ритмопластика» 42 часа

Тема 3.1. Общеразвивающие игры (15 часов)

Игры на развитие ритмичности, музыкальности, пластики тела.

Практические занятия

Отрабатывать умения сценического мастерства в игровой форме.

Тема 3.2.Игры на развитие двигательных способностей (15 часов)

Игры на развитие координации, равновесия, осанки, походки, быстроту реакции.

Практические занятия

Отрабатывать умения сценического мастерства в игровой форме.

Тема 3.3.Психофизические тренинги (12 часов)

Вводное занятие. Беседа о сценическом движении как о средстве выразительности и его особенностях.

Практические занятия

Тренинги на развитие естественных психомоторных способностей учащихся, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Раздел 4 «Культура и техника речи» 48 часов

Тема 4.1Игры на развития внимания (15 часов)

Игры по развитию внимания: «Имена», «Цвета», «Краски», «Садовник и цветы», «Глухие и немые», «Эхо».

Практические занятия

Отрабатывать умения сценического мастерства в игровой форме.

Тема 4.2Работа со скороговорками (12 часов)

Красота и правильность речи. Беседа о словах паразитах речи. Ударения в словах. Сила слова и интонации.

Практические занятия:

Работа со скороговорками: «испорченный телефон», «ручеек», фраза по кругу, «главное слово».

Тема 4.3.Игры на развития правильного дыхания (9 часов)

Речевое дыхание, его особенности.

Практические занятия

Развиваем правильное дыхание: игры со свечой, «мыльные пузыри».

Тема 4.4.Игры на развитие языковой догадки (12 часов)

Рифма. Виды рифм. Языковые ударения.

Практические занятия

Игры по развитию языковой догадки («Рифма», «Снова ищем начало», «Наборщик», «Ищем вторую половину», «Творческий подход», «По первой букве», «Литературное домино или домино изречений», «Из нескольких - одна».

V раздел «Этика и этикет» 21 час

Тема 5.1. Связь этики с общей культурой человека (6 часов)

Культура сценического общения. Правила поведения в театре, на сцене, зрительном зале. Культура поведения и общения со зрителями.

Практические занятия

Отрабатывать умение общаться в разных сценических  образах.

Тема 5.2.Понятия такта (6 часов)

«Мувитон». Понятие такта.

Практические занятия

Игры на развитие тактичности, сдержанности, культуры поведения.

Тема 5.3.Нормы общения и поведения (9 часов)

Принципы и нормы нравственного поведения. Культура поведения дома, на сцене, в общественных местах.

Практические занятия

Практическое занятие по теме «Мое поведение в конфликте»

Раздел 6 «Сценическое мастерство» 36 часов

Раздел 6.1. Поиск творческого проекта. Распределение ролей, выбор костюмов(12 часов)

Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта, его содержание, оформление и выполнение. Распределение ролей. Образность  персонажей. Выразительности образа через костюм.

Практические занятия

Выполнение творческой проектной работы. Разучивание текста сценария. Отработка мимической выразительности персонажей. Выразительность чтения по ролям. Подбор костюмов для  каждого персонажа. Подгон костюма по размеру.

Раздел 6.2.Индивидуальные консультации, репетиции, постановки, работа над образом.

Индивидуальные и сводные репетиции. Образность персонажей.

Практические занятия

Разучивание текста сценария. Отработка мимической выразительности персонажей. Выразительность чтения по ролям.

Раздел 6.3.Показательные выступления(12 часов)

Подготовка к выступлению.

Практические занятия

Демонстрация спектакля.

Учебно-тематический план второго года обучения (216часов)

для детей театральной студии «Бенефис»

Названия темы

Всего часов

Теория

Практика

Раздел №1. История театра. Театр как вид искусства.

1.1

Вводное занятие. Введение в образовательную программу.  Техника безопасности «Театральные правила»

3

2

1

1.2

Первоначальные представления о театре как виде искусства.

9

3

6

1.3

Страницы истории театра: театр Древнего Востока

6

2

4

1.4

Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр.

9

3

6

1.5

Театр в ряду других искусств. Общее и особенное

6

2

4

1.6

Особенности театрального искусства

6

2

4

Всего часов по разделу:

39

       14

25

Раздел№ 2 Введение в актерское мастерство

2.1

Специфика театрального (актерского) искусства

9

3

6

2.2

Работа актера над собой. Тренинг.

6

2

4

2.3

Многообразие выразительных средств в театре

6

2

4

2.4

Творческое оправдание и фантазия

9

3

6

2.5

Сценическое отношение и оценка факта

6

2

4

2.6

Мысль и подтекст

6

2

4

Всего часов по разделу:

42

14

28

Раздел№3  Пластика

3.1

Пластика,координация движений

9

3

6

3.2

Освоение пространства

6

2

4

3.3

Движения и музыка

9

3

6

Всего часов по разделу:

24

8

16

Раздел№4 Сценическая речь

4.1

Дыхание, голос, дикция

15

5

10

4.2

Работа над текстом

12

3

9

4.3

Постановка звуков

12

4

8

Всего часов по разделу:

39

12

27

Раздел№ 5 Театральная игра

5.1

Основы театральной игры

6

2

4

5.2

Знакомство с понятием «сценический этюд»

9

3

6

5.3

Театр - экспромт

9

4

5

Всего часов по разделу:

24

9

15

Раздел№6 Работа над спектаклем

6.1

Рождение спектакля

6

2

4

6.2

Знакомство с пьесой

6

3

3

6.3

Сцендвижение

6

3

3

6.4.

Создание образа

6

2

4

6.5.

Работа над ролью

6

2

4

Всего часов по разделу:

30

12

18

Раздел №7 Репетиционно- постановочная работа

7.1

Знакомство со сценарием

6

2

4

7.2

Изготовление костюмов и реквизита

9

3

6

7.3

Заключительное занятие

3

1

2

Всего часов по разделу:

18

6

12

Итого:

216

Содержание программы « Бенефис»

Второй год обучения 216 часов

I раздел  «История театра. Театр как вид искусства» (39 часов).

Тема1.1. Введение.( 3 часа)

Вводное занятие. Знакомство с программой, ее целями, задачами. Повторный инструктаж по технике безопасности «Театральные правила».

Правила работы с инструментами, декорациями, видеотехникой. Поведение на сцене. Правила работы с микрофоном. Тестирование на выявление актерских способностей.

Практические занятия

Игра «Разрешите представиться», «Визитная карточка». Просмотр творческих работ, видеофильмов со спектаклями, мероприятиями воспитанников.

Тема 1.2. «Первоначальные представления о театре как виде искусства». (9часов)

 Знакомство с особенностями современного театра как вида искусства. Место театра в жизни общества. Виды и жанры театрального искусства: драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл), театр кукол, радио- и телетеатр. Профессиональный театр для детей. Зачем люди ходят в театр?».

Практические занятия

Игры:  «Театр в твоей жизни», «Что такое театр?», «Театр в твоем доме», «Театр на улице», «Школьный театр». Упражнения-тренинги «Так и не так в театре (готовимся, приходим, смотрим))». Занятие-тренинг по культуре поведения «Как себя вести в театре».

Тема1. 3. «Страницы истории театра: театр Древнего Востока» (6часов)

Культура и искусство Древнего Востока. Мистерии -  праздники в храмах Древнего Востока.

Практические занятия

Драматургический анализ мифа об Осирисе: завязка, кульминация, промежуточные события, главные герои-противники. Реконструкция мистерии «Песнь семи Хатхор».

Тема 1. 4.  «Развитие представлений о видах театрального искусства: музыкальный театр» (9ч)

Опера, балет, оперетта, мюзикл. Общее и специфическое в каждом жанре. Работа композитора. Либретто. Значение сценографии. Хореография.

Практические занятия

Просмотр спектакля (телеспектакля) музыкального театра. Прослушивание отрывка из мюзикла «Юнона и  Авось».

Тема 1.5. «Театр в ряду других искусств. Общее и особенное» (6часов)

Театр и литература. Театр и кино – «друзья и соперники». Изобразительное искусство и театр. Театр и музыка. Взаимосвязь театра с другими видами искусства.

Практические занятия

Просмотр театральных постановок  драматического театра им.Щепкина. Закрепление представлений и зрительского опыта воспитанников в рассказах, сочинениях, рисунках. Практическая работа по составлению произведений различных видов искусства (воплощение одного сюжета художественными средствами разных искусств). Упражнения «Вихрь», «Выбор» (литературный этюд).

Тема 1.6.  «Особенности театрального искусства» (6часов)

Определение понятия «театральное искусство», что является составляющими театрального искусства: архитектура, скульптура и живопись (в качестве декорации), музыка (которая звучит как в музыкальных, так и в драматических спектаклях), хореография, литература (текст, который является основой драматического представления), искусство актерской игры и так далее.

Практические занятия

Выполнение упражнений  «Театральное время», «Лента времени».

2 раздел «Введение в актерское мастерство» (42часа)

Тема 2. 1. «Специфика театрального (актерского) искусства» (9 часов)

Возникновение и значение театра. Театр как искусство коллективное, объединяющее ряд искусств. Спектакль как объединение, синтез творческой деятельности многих работников искусства. Актер. Его роль в театре.

Практические занятия

Просмотр слайдовых презентаций; «Виды театров», «Знаменитые театральные актеры». Игра «Экскурсия за кулисы». Работа с театральным словарем.

Тема 2.2. «Работа актера над собой». Тренинг (6часов)

Дать понятие о внимании, объекте внимания. Особенности сценического внимания. Значение дыхания в актерской работе. Дать понятие о мускульной свободе. Снятие мышечных зажимов. Мускульная свобода как целесообразное распределение и расходование мышечной энергии. Законы внутренней техники актерского искусства. Явление «Зажим».

Практические занятия

Тренинги и упражнения с приемами релаксации. Практические упражнения на развитие сценического внимания. Практические занятия по работе над дыханием. Упражнения: «Сосулька», «Снежинки», «Холодно жарко», «Тряпичная кукла – солдат», «Шалтай-болтай», «Штанга», «Муравей», «Спящий котенок», «Насос и мяч», «Зернышко», «Пишущая машинка» и др.

Практические упражнения, направленные на снятие мышечных зажимов. Упражнения: «Сон-пробуждение», «Расслабление по счету до10», «Расслабление и зажим», «Расслабление тела кроме одной части тела», «Выполнить определенные действия по счету» и др.

Тема 2.3. «Многообразие выразительных средств в театре» (6часов)

Дать  определение понятия «Значение поведения в актерском искусстве»

Практические занятия

Презентация. Просмотр отрывков из спектаклей. Разбор этюдов. Одиночные этюды. Конкурс чтецов внутри объединения.

Тема 2.4. «Творческое оправдание и фантазия» (9часов)

Дать понятие о сценическом оправдании. Сценическое оправдание как мотивировка сценического поведения актера. Понятие о прилагаемых обстоятельствах (обстоятельствах, которые создает сам актер для оправдания намеченных действий). Путь к оправданию через творческую фантазию актера. Значение фантазии в работе актера.

Практические занятия

Упражнения: «Рассказ по фотографии», «Путешествие», «Сочинить сказку», Фантастическое существо» и др.

Тема 2.5. «Сценическое отношение и оценка факта» (6часов)

Объяснение темы. Сценическое отношение – путь к образу. Отношение – основа действия. Виды сценического отношения. Зарождение сценического действия. Сценическая вера как серьезное отношение к сценической неправде, заданной ролью.

Практические занятия

Упражнения «Не растеряйся», «Предмет – животное», «Мячи и слова», «Семафор» и др.

Тема 2.6. «Мысль и подтекст» (6часов)

Дать представление понятия о подтексте (том смысле, который хочет вложить в ту или иную фразу актер).

Практические занятия

Упражнения: «Слова, фразы в разных интонациях», «Читать стихотворение (грустно, радостно, удивленно, обиженно, торжественно и др.) и др.

3раздел «Пластика» (18часов)

Тема 3.1. «Пластика, координация движений» (6часов)

Дать определение «Вестибулярный аппарат». Как научиться координировать свои движения.

Практические занятия

Исполнение элементарных танцевальных движений под музыку. Пластическая импровизация «Прыжок на столбике», «Горная река», «Веревка», «Прыжок в точку», «Бросок камня».

Тема 3.2. «Освоение пространства» (9часов)

Определение понятия « театральное пространство», «пространство театра», характеристики пространства театра.

Практические занятия

Тренинг: Скульптор и материал. Повтори позу. Я – воздушный шар. Упражнения: «Клякса», « Обезьянки», «Цирк», «Дополни меня».

Тема 3.4. «Движение и музыка» (3часа)

Как музыка помогает создавать тот  или иной образ на сцене. Для чего нужна музыка в театре.

Практические занятия

Музыкальные этюды. Импровизации на музыкальную тему. Игры: Ветреная мельница. Миксер. Тележка. Кенгуру.

Раздел 4 «Сценическая речь» (39часов)

Тема 4.1.  «Дыхание, голос, дикция» (15часов)

Дать определения понятия «Сценическая речь» и что в нее входит: голос, дикция, дыхание.

Практические занятия

Упражнение: «Учимся говорить по-разному», Упражнения для постановки дыхания. Упражнения для звучания. Упражнения для дикции.

 Тема 4. 2.  «Работа над текстом»  (12часов)

Дать понятие и определение текста и его работы над ним. Ритмическая основа стихотворения. Требование к сценической речи. Чтецкая выразительность. Скороговорки: сложные – простые.

Практические занятия

Упражнения на дыхание, дикцию и артикуляцию. Скороговорки. Речевой тренинг. Артикуляционная гимнастика (язык, губы, глотка, щеки). Упражнения: «Шпага», «Жало», «Чашечка», «Качели», «Горка», «Пулемет», «Цоканье». Дыхательные упражнения (резонаторный массаж). Освобождение челюстей от зажимов. Упражнения: «Ямки», «Ленивый алфавит», «Кивающая голова».

Тема 4.3. «Постановка звуков» (12часов)

Гласные звуки и их классификация по месту и способу образования.

Согласные звуки. Классификация согласных звуков в сочетании с гласными в словах, фразах, текстах.

Практические занятия

Тренировка гласных и согласных звуков в словах изолированно. Работа над речевыми недостатками у обучающихся и их исправлением.

Раздел 5 «Театральная игра» (24часа)

Тема 5.1. «Основы театральной игры. Формы и виды игр» (6часов)

Беседа о практике игр в жизни каждого ребенка группы. Виды театральных игр: общеразвивающие и специальные театральные игры. Формы театральных игр.

Практические занятия

Игры-разминки. Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии («Звуки улицы», «Звуки внутри нас» и т.д.).

Тема 5.2. «Знакомство с понятием «сценический этюд»» (9часов)

Определение понятий «этюд» и «сценический этюд».

Практические занятия

Отработка этюдов с заданными обстоятельствами на эмоции и вежливое поведение. Сочинение этюдов с нафантазированными обстоятельствами.

Уметь сочинять этюды по сказкам и импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок. Этюды: «Клей», «К нам приехал цирк», «В дет.саду», «На уроке» и др.

Тема 5. 3. «Театр-экспромт» (9часов)

Беседа о детских театрах – экспромт.

Практические занятия

Игры на развитие умения обыгрывать воображаемые предметы и согласовывать свои действия с партнерами.        

Раздел 6 « Работа над спектаклем» (30 часов)

Тема 6.1. «Рождение спектакля» 6часов

Рассказ о том, как рождается спектакль.

Практические занятия

Тренинг: - мы актеры;

                - мы создатели театра;

                -спектакль, зритель, актер.

Тема 6.2. «Знакомство с пьесой» 6часов

Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

Практические занятия

Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций, афиши «Сами придумываем, рисуем, клеим! Репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком. 

Тема 6.3. «Сцендвижения» (6часов)

Определение понятия «сцендвижения». Актер на сцене.

Практические занятия

Этюд: Зеркало, Морской художник, Я – круглый. Полет.

Импровизация: «Полет в страну фантазий», «Опаздывающее движение», «Бело – черное».

Тема 6.4. «Создание образа» 6часов

Костюм для актера. Грим. Виды грима: Обычный, эстрадный, характерный, абстрактный.

Практические занятия

Тренинг: «Ожившая картина», « Мастерская чувств», «Если бы я был…».

Тема 6.5. «Работа над ролью» (6часов)

Объяснение темы. К. С.Станиславский о работе актера над ролью.

Практические занятия

Накопление запасов творческой пищи для последующей работы актерской фантазии. Наблюдение жизни, обобщение своих наблюдений. Изучение жизни персонажа. Ознакомление с эпохой, в которой жил персонаж.

 Раздел 7 «Репетиционно- постановочная работа» (18часов)

Тема 7.1. «Знакомство со сценарием» (6часов)

Читка сценария. Распределение ролей.

Практические занятия

Репетиции отчетно-показательной программы.

Тема 7.2. «Изготовление костюмов и реквизита» (9часов)

Как правильно изготовить костюмы и декорации к тому, или иному спектаклю.

Практические занятия

Примерка костюмов и установка декораций

Тема 7.3. «Заключительное занятие» (3часа)

Подготовка к выступлению.

Практические занятия

Показательное выступление, игровая программа, инсценировка стихотворений, этюдов и др.

Учебно – тематический план 3 год обучения 216 часов

театрального объединения «Бенефис»

Темы

Количество часов

Теория

Практика

Раздел 1. История театрального искусства

1.1

Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.

3

1

2

1.2

История театра. Средневековый площадной театр.

6

2

4

1.3

Средневековый и современный театр.

6

2

4

1.4

Становление профессионального современного театра.

3

1

2

1.5

Итоговая  работа по разделу

3

3

Итого по разделу

21

6

15

Раздел 2. Сценическая речь (45 часов)

2.1

Выразительные возможности речи.

12

4

8

2.2

Работа с текстом.

12

4

8

2.3

Постановка звуков

9

3

6

2.4

Художественное чтение.

9

3

6

2.5

Итоговая  работа по разделу

3

3

Итого по разделу

45

14

31

Раздел 3. Актерское мастерство (72 часа)

3.1

Многообразие выразительных средств актерского мастерства.

6

3

3

3.2

Сценические движения

15

5

10

3.3

Пантомима. Театр пантомимы.

18

6

12

3.4

Сценический бой. Сценическое падение.

18

6

12

3.5

Виды грима и технология  нанесения

12

4

8

3.6

Итоговая  работа по разделу

3

3

Итого по разделу

72

24

48

Раздел 4. Репетиционно- постановочная работа (78 часов)

4.1

Прочтение пьесы

9

2

7

4.2

Работа над ролью

27

6

21

4.3

Работа над спектаклем

27

6

21

4.4

Итоговое выступление

15

3

12

Итого по разделу

78

17

61

Итого

216

61

155

Содержание образовательной программы «Бенефис»

 3 год обучения 216 часов

Раздел 1. История театрального искусства

  1. Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях (3 часа)

Знакомство с целями, задачами и содержанием программы 3 года обучения. Повторение техники безопасности.

Практические занятия.

Просмотр слайдовой презентации «Программа «Бенефис» 3 год обучения».

Повторение изученного ранее.

1.2 История театра. Средневековый площадной театр (6 часов)

Этапы развития. Понятия «Гистрионы», «Мистерия», «Моралите», «Соти», «Трубадур», «Фарс», «Патетика», «Гротеск», «Буффонада» и др.. Карнавальные шествия. Персонажи средневекового театра.

Практические занятия.

Отработка темповых упражнений на развитие речи. Отработка навыков публичных выступлений. Отработка навыка импровизационной игры в роли средневековых актеров.

1.3 Средневековый  и  современный театр (6 часов)

Знакомство с творчеством средневековых и современных авторов. Особенности организации средневековых и современных театров. Народные гуляния.

Практические занятия.

Чтение произведений. Интонационный разбор произведений. Отработка приемов театральной игры средневекового театра. Разучивание народных праздничных игр.

1.4 Становление профессионального современного театра (3 часа)

Знакомство с творчеством М. Щепкина, П. Мочалова. Театральные жанры. Школьные театры.

Практические занятия.

Отработка разно жанровых текстов. Выполнение тренировочных упражнений на эмоциональное развитие.

1.5 Итоговая работа по разделу (3 часа)

Объяснение правил выполнения задание. Викторина «Театральное искусство».

 

Раздел 2. Сценическая речь (45 часов)

2.1 Выразительные возможности речи (12 часов)

Звуковая выразительность голоса как основа актерского мастерства. Ораторское искусство. Отличия бытовой и актерской речи. Техника сценической речи (гибкость, объём голоса, интонационная  выразительность, правильное дыхание, четкость произношения,  звучность,  эмоциональная   заразительность).

Практические занятия.

Отработка упражнений на развитие дикции («Язык без костей», «Звуковое пение», «Пробка», «Шарик», «Почувствуй вибрацию» и др). Выполнение дыхательной гимнастики, артикуляционных упражнений. Формирование ораторских навыков . отрабатывать умение публичных выступлений.

2.2 Работа с текстом (12 часов)

Речевая и голосовая выразительность. Понятия «Речевой такт», «Логическая пауза», «Знаки препинания», «Логическое ударение», «Смысловой отрезок». Интонационный смысл текста. Расстановка смысловых ударений в тексте (главные и второстепенные ударения).

Практические занятия.

Отработка упражнений на дыхание, дикцию и артикуляцию. Формирование умения прочтение незнакомого текста «с листа». Интонационный разбор текста. Отработка умения выразительного чтения, чтения по ролям. Формирование умения расставлять логические паузы в тексте, смысловые ударения. Формирование навыков прочтения разных интонационных текстов.

Ленивый алфавит», «Кивающая голова».

2.3 Постановка звуков (9 часов)

Артикуляционные правила произношения звуков. Речевая мимика. Чистота речи.  Ясность и четкость звучания голоса как основа актерского мастерства.

Практические занятия.

Формирование умения произносить скороговорки. Отработка упражнений на артикуляцию (язык, губы, глотка, щеки). Выполнение упражнения: «Шпага», «Жало», «Чашечка», «Качели», «Горка», «Пулемет», «Цоканье». Дыхательные упражнения (резонаторный массаж).  Выполнение упражнений на развитие и укрепление голоса.

2.4 Художественное чтение (9 часов)

Художественное чтение — жанр эстрадного искусства. Многообразие индивидуальных форм выступления. Чтение как  концертный номер. Разнообразие художественных приёмов литературы. Техника заучивания текста.

Практические занятия.

Отработка темповых упражнений. Формирование умения выразительного чтения произведений. Формирование навыка публичных выступлений. Формирование навыков правильной и четкой речи. Применение умения делать логические паузы и смысловые ударения при прочтении произведений.  Заучивание текстов наизусть.

2.5 Итоговая  работа по разделу (3 часа)

Объяснение правил выполнения задания   «Батл скороговорок».

Раздел 3. Актерское мастерство (72 часа)

3.1  Многообразие выразительных средств актерского мастерства (6 часов) 

Многообразие выразительных средств театра (драматургия, декорации, костюмы, грим, шумовое и музыкальное оформление). Актерское мастерство (речевая выразительность, мимика, движение, ритмопластика, владение пространством, жестикуляция, пантомима). Значение поведения в актерском искусстве. Связь предлагаемых обстоятельств с движением.

Практические занятия.

Отработка упражнения на внимание, развитие органов чувственного восприятия. Формирование умения взаимодействия на сцене. Отработка тренинговых упражнений на освобождение мышц, эмоционального раскрепощения, открытости.

3.2 Сценические движения (15 часов) 

Двигательная свобода (раскрепощенность, ритм, пластика, гибкость, амплитуда, скорость, четкость, сила, жест, цент тяжести, статистика, динамика, энергия, иллюзия, баланс, координация). Чувство движения. Проблема тела и сознания актера. Гармония движения и сознания. Мышечная память. Действия с воображаемыми предметами.

Практические занятия.

Повторение техники безопасности на занятиях. Выполнение упражнений на развитие чувства ритма, координации в пространстве, равновесия. Импровизация под музыку и без музыки. Работа над этюдами на действие в предлагаемых обстоятельствах. Отработка упражнений на действия с реальными и воображаемыми предметами. Игры на развитие ассоциативного и образного мышления. Формирование навыка эмоционального раскрепощения и открытости. Обучение танцу и искусству танцевальной импровизации, основам  акробатических движений.

3.3 Пантомима. Театр пантомимы (18 часов) 

Понятие «Пантомима». Пантомима как вид театрального искусства. История становления и развития. Возможности пантомимы. Значение  грима и костюма в спектакле пантомимы.

Практические занятия.

Отработка упражнения на развитие двигательной координации, пластики, мимики. Формирование навыков музыкально – пластической импровизации. Выполнение упражнений на подражание животным. Отработка этюдов с помощью пантомимы.

3.4 Сценический бой. Сценическое падение (18 часов)

Понятия «Сценический бой», «Сценическое падение». Виды сценического боя и сценического падения. Линия видимости зрителя. Основные приемы сценического боя (последовательность, направление движений, боевая стойка). Понятия «Трюк», «Условный удар», «кулачный бой», «Борьба».  Техника сценического падения. Техника безопасности на занятиях.

Практические занятия.

Повторение техники безопасности на занятиях. Выполнение тренинговых упражнений на доверие. Отработка упражнений на формирование баланса и чувства партнерства. Отработка умения вести сценический бой (без реквизита, с использованием реквизита). Отработка умения сценического падения. Формирование умения работать парами и группой. Отработка сценических этюдов.

3.5 Виды грима. Технология нанесения (12 часов) 

Театральный грим и его особенности. Виды грима. Методы нанесения грима.

Гримерные материалы. Гигиена и уход за лицом.

Практические занятия.

Формирование навыков нанесения разных видов театрального грима.

3.6 Итоговая  работа по разделу (3 часа)

Объяснение правил выполнения задания   «Групповой этюд».

Раздел 4. Репетиционно - постановочная работа (78 часов)

4.1 Прочтение пьесы (9 часов)

Повествовательный и драматический текст. Чтение, обсуждение и анализ пьесы. Речевая характеристика персонажа. Образы героев. Распределение ролей. Определение задач автора, персонажей.

Практическая работа

Отработка упражнений на развитие речевого аппарата. Прочтение пьесы по ролям. Формирование навыка работы над пьесой группами (игра «Исполнитель – зритель»). Формирование умения анализировать пьесу.

4.2 Работа над ролью (27 часов)

Работа над текстом роли. Первые впечатления.  Логическая выразительность речи. Анализ характера героя. Этюдные пробы.

Практическая работа

 Этюдные пробы на разнохарактерные роли. Смена ролей. Показ своей роли. Анализ показа. Применение навыков работы над ролью и  созданию характера героя. Применение навыков актерского мастерства по созданию поведенческого образа персонажа. Разучивание реплик ( индивидуально, парами, группой).

4.3 Работа над спектаклем (27 часов) 

Репетиция спектакля. Работа над отдельными эпизодами.  Расстановка мизансцен, пластика персонажей, постановка выхода и ухода актеров. Хронометраж спектакля. Декорации и костюмы, музыкальное и звуковое сопровождение, освещение спектакля, необходимый реквизит.

Практическая работа 

Отработка  этюдов с  текстом спектакля. Создание эскизов и декораций к пьесе. Репетиция отдельных сцен пьесы, сводная репетиция. Работа над финалом пьесы.

4.4 Итоговое выступление (15 часов) 

Подготовка сцены. Генеральная репетиция.

Практическая работа

Оформление сцены декорациями. Подготовка реквизита. Премьера спектакля.

 

Программно – методическое обеспечение программы.

Проведение занятий в театральном объединение «Бенефис» направлено на раскрытие творческих способностей учащихся.

В основном, проводятся практические занятия, которые строятся в форме театральных постановок, вокальных и танцевальных номеров, подготовки к различным праздникам, литературно-музыкальных композиций.

Вместе с детьми разрабатываются сценарии новогодних сказок-спектаклей, концертов, праздников.

В процессе занятий учащиеся приобретают знания о театральном и музыкальном искусстве; учатся правильно и красиво говорить, читать стихотворные тексты, уметь читать и создавать сценарии различных сценок.

В ходе репетиционной деятельности учащиеся получают навыки работы на сцене, познают культуру выступления, поведения на сцене, в ходе выступлений учатся импровизации.

В ходе индивидуальных занятий в малых группах ребята получают навыки работы над художественным образом, учатся улавливать особенности той или иной роли. Учатся искусству перевоплощения с помощью участия в создании элементов декораций и костюмов.

В ходе общения и целенаправленной совместной деятельности ребята получают и развивают в себе навыки делового и неформального общения как в малых группах, так и в коллективе в целом, получают опыт общения в разных социальных ролях, опыт публичных выступлений перед различной аудиторией.

Основными методами реализации данной программы можно считать:

- метод театрализации;

- метод эмоциональной драматургии;

- метод работы «от простого к сложному»;

- игру.

Суть метода театрализации состоит в соединении звуков, цвета, мелодий, интонаций в пространстве и времени, раскрывающих образ в разных вариациях. Благодаря своей социально-педагогической и художественной направленности театрализация выступает одновременно как социально-художественная обработка жизненного материала и особая организация поведения и действия личности в условиях досуга.

 Основные формы работы :

1.  Мастер – класс – это занятия в игровой форме, где с помощью различных средств метода театрализации будет проходить изучение основ театрального искусства:

-культуры речи;

-сценического движения;

-работы над художественным образом;

-вокальное исполнение.

2. Репетиция – разбор сюжетной линии. Определение ряда сцен, работа над исполнительским планом, работа над сценическим движением – «разводка» сцен.

3. Индивидуальные занятия – работа над художественным воплощением образа, вокальным исполнением или танцевальным номером.

4. Показ спектакля (других форм театрализации) – публичное выступление.

5. Воспитательные формы работы – беседы, посещение театров, совместные праздники, вечера отдыха. Индивидуальная работа с родителями – беседы, консультации, приглашения на выступления.

Различные формы работы направлены на сплочение ребят в один дружный, работоспособный творческий состав, что предполагает разноуровневое общение в атмосфере творчества.

Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Бенефис»

Формы занятий

Приемы и методы организации занятий

Дидактический материал

Техническое оснащение

Формы

контроля

1 год обучения 216 часов

1

Раздел №1. Основы театральной культуры  (21 час)

Цель: ознакомление с образовательной программой «Бенефис»

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра; Традиционная форма; Комбинированная форма.

Беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, использование технических средств, практические задания, показ приемов исполнения

Слайдовые презентации: «Моя образовательная программа», «Техника безопасности на занятиях»;

Тексты  скороговорок.

 Сборник игр на знакомство;

Фотоальбом  «Театральное искусство»

Наблюдение.

2

Раздел № 2 Театральная игра (48 часов)

Цель: ознакомление с основами театрального искусства

Традиционная форма;

Комбинированная форма;

Ролевая игра;

Беседа, рассказ, упражнения, тренинги, объяснение, показ приемов работы с гримом.

Фотоальбом «Закулисье»;

 Слайдовая  презентация «Декорации к спектаклям»; раздаточный материал «Закулисье»;

Сборник игр на развитие творческих способностей.

Наблюдение

3

Раздел  №3 Ритмопластика (42 часа)

Цель: развитие  двигательных способностей

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра;

Комбинированная форма.

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение, повторение движений, этюды

Сборник игр на  развитие психомоторных способностей ;

Слайдовая презентация «Путешествие в мир театра»

Наблюдение.

Выполнение театральных этюдов.

4

Раздел  №4 Культура и техника речи (48 часов)

Цель: развитие  и постановка сценической речи.

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Театральная игра
Литературные чтения

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги,

этюды

Тексты произведений;

Сборник скороговорок ;

Методическая разработка «Дыхание и дикция»

Наблюдение.

Литературное чтение произведений.

5

Раздел  №5 Этика и этикет (21 час)

Цель: знакомство и отработка правил поведения на сцене.

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра;

Комбинированная форма.

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

Сборник игр на развитие коммуникативных способностей;

Презентация «Путешествие в мир театра»;

Наблюдение.

Выполнение сюжетных упражнений.

6

Раздел  №6 Сценическое мастерство (36 часов)

Цель: отработка и применение знаний на практике.

Беседа;

Театральная игра;
Литературные чтения;

Театральный проект

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

игра

Тексты произведений;

Видеофильм «Театральная игра»;

Слайдовые презентации

«Путешествие в мир театра»;

 «Декорации к спектаклям»;

Наблюдение.

Репетиции.

Показ спектакля.

2 год обучения 216 часов

1

Раздел №1. История театра. Театр как вид искусства  (39 часов)

Цель: ознакомление с театральными видами искусства

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра; Традиционная форма; Комбинированная форма.

Беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, использование технических средств, практические задания

Слайдовые презентации: «Театр древнего востока», «Виды театра»;

Фотоальбом  «Театральное искусство»;

Наглядный материал  «Путешествие в мир театра»;

Наблюдение.

Выполнение сюжетных упражнений.

2

Раздел № 2 Введение в актерское мастерство (42 часов)

Цель: ознакомление с основами актерского мастерства

Традиционная форма;

Комбинированная форма;

Ролевая игра;

Беседа, рассказ, упражнения, тренинги, объяснение,

Фотоальбом «Закулисье»;

 Раздаточный материал «Закулисье»;

Сборник игр на развитие творческих способностей;

Видеофильм

«Театральная игра»; «Путешествие за кулисы»;

Наблюдение.

Воплощение театральных образов.

3

Раздел  №3 Пластика (18 часов)

Цель: развитие  двигательных способностей

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра;

Комбинированная форма.

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение, повторение движений, этюды

Сборник игр на  развитие психомоторных способностей ;

Слайдовая презентация «Путешествие в мир театра»

Наблюдение.

Выполнение театральных этюдов.

4

Раздел  №4 Сценическая речь (39 часов)

Цель: развитие  и постановка сценической речи.

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Театральная игра
Литературные чтения

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги,

этюды

Тексты произведений;

Сборник скороговорок ;

Методическая разработка «Дыхание и дикция»

Наблюдение.

Литературное чтение произведений.

5

Раздел  №5 Театральная игра (24 час)

Цель: знакомство и отработка правил поведения на сцене.

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра;

Комбинированная форма.

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

Сборник игр на развитие коммуникативных способностей;

Презентация «Путешествие в мир театра»;

Презентация «Викторина «Театральная солянка»;

Карточки – задания «Театральная солянка»;

Наблюдение.

Выполнение сюжетных упражнений.

Викторина.

6

Раздел  №6 Работа над спектаклем (30 часов)

Цель: отработка и применение знаний на практике.

Беседа;

Театральная игра;
Литературные чтения;

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

игра

Тексты произведений;

Видеофильм «Театральная игра»;

Слайдовые презентации

«Путешествие в мир театра»;

 «Декорации к спектаклям»;

Тексты произведений;

Сборники игр на развитие сценического мастерства и культуры

Наблюдение.

Репетиции.

Отработка ролей.

7

Раздел  №7 Репетиционно – постановочная работа (18 часов)                                                                                              

Цель: отработка и применение знаний на практике.

Беседа;

Театральная игра;
Литературные чтения;

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

игра

Тексты произведений;

Сборники игр на развитие сценического мастерства и культуры

Демонстрация спектакля

3 год обучения 216 часов

1

Раздел №1. История театрального  искусства  (21 час)

Цель: ознакомление с театральными видами искусства

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Учебная игра; Традиционная форма; Комбинированная форма.

Беседа, рассказ, инструктаж, демонстрация, использование технических средств, практические задания

Слайдовые презентации: «Средневековый площадной театр», «Виды театра»;

Фотоальбом  «Театральное искусство»;

Наглядный материал  «Путешествие в мир театра»;

Наблюдение.

Выполнение сюжетных упражнений.

2

Раздел  №2 Сценическая речь (45 часов)

Цель: развитие  и постановка сценической речи.

Беседа;

Сюжетно-ролевая игра;

Театральная игра
Художественное  чтение

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги,

этюды

Тексты произведений;

Сборник скороговорок ;

Методическая разработка «Дыхание и дикция»

Наблюдение.

Художественное чтение произведений.

3

Раздел  №6 Актерское  мастерство (72 часов)

Цель: отработка и применение знаний на практике.

Беседа;

Театральная игра;
Литературные чтения;

Театральный проект

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

игра

Тексты произведений;

Видеофильм «Театральная игра»;

Слайдовые презентации

«Путешествие в мир театра»;

Наблюдение.

Отработка актерских приемов мастерства.

4

Раздел  №4 Репетиционно – постановочная работа (78 часов)                                                                                              

Цель: отработка и применение знаний на практике.

Беседа;

Театральная игра;
Литературные чтения;

Беседа,

показ,

упражнения, тренинги, объяснение,

игра

Тексты произведений;

Сборники игр на развитие сценического мастерства и культуры

Демонстрация спектакля

Учебно-методический комплекс

I. Учебные и методические пособия:

  • Научная, специальная, методическая литература.  (См. список литературы).
  • Тексты произведений;
  • Сборники игр на развитие сценического мастерства и культуры

II. Материалы из опыта работы педагога:

Дидактические материалы:

  • Видеофильм

 -   «Театральная игра»;

 -   «Путешествие за кулисы»

  • Фотоальбомы

-   «Закулисье»;

Методические разработки:

  • Компьютерные презентации:

         -   презентация «Техника безопасности на занятиях»

         -   презентация «Моя образовательная программа»;

         -   презентация «Викторина «Театральная солянка»;

         -   презентация «Путешествие в мир театра»;

        -  презентация «Декорации к спектаклям»;

        -  презентация «Театр древнего Востока»;

        -  перзентация «Средневековый площадной театр»;

  • Дидактические материалы:

   -   карточки – задания «Театральная солянка»;

   -  наглядный материал  «Путешествие в мир театра»;

   -   раздаточный материал «Закулисье»;

   -   сборник упражнений «Дыхание и дикция»,

  • Декорации к спектаклям
  • Сценарии;

 -   к Дню Матери «Любимая мамочка;

 -   к Дню учителя «Учитель самый лучший мой»;

 -   игровая театральная программа «Приключения Буратино»;

 -   постановка «Ромео и Джульетта»;

 -   к Дню инвалида «Возьмемся за руки друзья»;

 -   игровая театральная программа «Радужная страна»;

 -   шоу – программы «Праздничные дискотеки»;

Конспекты открытых занятий:

  • Вводное занятие « Введение в образовательную программу» 1 год обучения;

Тексты выступлений:

  • Презентации «Моя образовательная программа»;

III. Список оборудования и материалов, необходимых для занятий:

  • Актовый зал
  • Ноутбук с программным обеспечением
  • Звуковая аппаратура, микрофоны
  • Магнитофон
  • Музыкальный центр
  • Мультимедийная установка, экран
  • Декорации
  • Театральные костюм.

Литература для педагога:

1. Александрова 3. Люблю театр. М., 1971

2. Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров. М., 1969. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве (изд. любое).

3. Гиацинтова С. Жизнь театра. М , 1963 (серия «В мире прекрасного»).

4. Ершов П. Режиссура как практическая психология. М., 1976.

5. Завадский Ю. Об искусстве театра. М., 1965.

6. Ильинский И. Со зрителем наедине. Беседы о театральном искусстве. М., 1964.

7. Кнебель М. Слово в творчестве актера. М., 1970; Она же. Поэзия педагогики. М.,  1976.

8. Немирович-Данченко В. И. О творчестве актера. Хрестоматия. М.,  1973.

9. Плучек В. На сцене Маяковский. М., 1964.Станиславский К. С. Работа актера над собой. Работа актера над ролью (изд. любое).

10. Ракитина Е. В зеркале сцены (о художнике в театре). М., 1975.

11. Рубина Ю., Завадская Т., Шевелев Н. Основы педагогического руководства школьной театральной самодеятельности. М., 1974.

12. Сац Н. Дети приходят в театр. Страницы воспоминаний. М., 1961.

13. Слижикова Л.  На подступах к образности. М., 1969.

14. Солодовников А. Три часа радости. О художественном театре. М., 1969. 15. Спектакли и годы. М., 1969.

16. Товстоногов Г. О профессии режиссера. М., 1967.

17. Театр и школа (из опыта работы). Сборник /Под ред. Ю. Рубимой, Н.

18.  Труд актера. Сб. статей. М. 1957—1972.

19. Шевелева. М, 1969, 1970, 1974, вып. IV—VI.

20. Щепкин М. С. Записки. Письма. Современники о Щепкине. М., 1952.    

Вып. .1. Ермолова. Шаляпин. Качалов. Щукин. Уланова.

Вып.  2. Остужев. Добронравов. Бабанова. Хмелев.

Вып.  3. Щепкин. Давыдов. Москвин. Ильинский. Марецкая.

Вып.  4. Кин. Сальвини. Коклен. Моисеи. Чаплин.

Вып.  5. Бучма. Хорава. Платонов. Берзинь.

Вып.  6. Ужвий. Вакаршян. Тхапсаев. Рыскулов.

Вып.  7. Владимир Яхонтов. Сергей Бондарчук. Олег Попов.

Вып.  9. Орлова. Чирков. Бабочкин. Андреев.

Вып. 11. Фетисова. Ульянов. Ефремов. Баталов.

Вып. 12. Симонов. Смоктуновский. Шелест. Тихонов. Табаков.

Вып. 13 Добржанская. Борисов. Толубеев. Сперантова. Попов.

Вып. 18. Закариадзе. Мурадова. Дальский. Ильская.

Вып. 20. Лавров. Каюров. Борисов. Никулин.    

Литература, рекомендуемая обучающимся:

1.  Игровые праздники и тематические вечера. Скоркина Н. М.

2.  Нескучный досуг. Серия «Праздник в школе». М.:Сфера, 2003.

3.  Праздник в подарок. Автор-составитель Лакалова М. С.

4.  Праздник в школе. Давыдова М. А., Агапова И. А.

5.  Театральная мастерская. Журнал для юношества. М.: Издательство Московского педагогического университета, 2002.

Приложение 1

Упражнения на развитие речевого аппарата. 

Эти простые упражнения используется политиками, актерами, дикторами и людьми всех публичных профессий уже много десятилетий. Они знают - занятия сценической речью помогают раскрыть природный голос и расширить его диапазон, сделать голос более привлекательным, звучным для слушателя. Благодаря артикуляционной гимнастике начинает работать даже самый «вялый язык», пропадет ощущение «каши во рту», звуки становятся более четкими. Для работы можно использовать зеркало

Упражнение 1. «Язык без костей»

Приоткрываем рот. Кончиком узкого языка попеременно двигаем вверх-вниз, вправо-влево. Через минуту переходим к круговым движениям по часовой стрелке, а затем в обратную сторону.

Открываем рот по шире, высовываем широкий язык и загибаем его боковые края вверх. (в трубочку). Дуем. Попробуем двигать вперед – назад.

Кончиком языка «чистим» верхние и нижние зубы, проводим языком с внешней стороны зубов. Сначала выполняем упражнение с закрытым ртом, затем с открытым.

Для расслабления языка в перерывах покусываем его зубами.

Упражнение 2. «Звуковое пение»

Можно использовать любой текст. Например, «А вы знаете, что «Упражнения на развитие речи помогают мне в жизни и в карьере! Меня слышат, меня слушают, меня понимают. Я нравлюсь коллегам, увлекаю друзей и строю свою жизнь!»?

Начинаем читать, убрав все согласные звуки, потом гласные. Это будет звучать как: «У-А-Е-И-Я А А-И-И-Е Е-И О-О-А-Ю Е И-И И А-Е-Е! и так далее».  Прочитайте тот же текст, но только уже без гласных.

Упражнение 3. «Пробка»

Благодаря этому упражнению укрепляются мышцы губ, щек, верхнего неба; мышцы лица подтягиваются, сглаживаются носогубные складки; улучшается дикция.

Для работы потребуется любая круглая пробка.

Берем пробку и зажимаем ее между зубами. Начинаем читать подготовленные скороговорки. Каждую – несколько раз. Сначала медленно, замечая свои «проблемные места». Работаем над четкостью произношения, проговариваем звуки за счет артикуляции. Увеличиваем темп.

Скорее всего, Вы не сможете слышать без смеха свою же собственную речь. Но уже через пять минут веселой тренировки мышцы рта начнут работать правильно. И даже с пробкой во рту Вы сможете отчетливо произносить самые трудно проговариваемые выражения!

Затем убираем пробку и снова беремся за скороговорки. Не забываем удивляться, как вдруг наша речь «льется рекой»  

Упражнение 4. «Шарик»

Данное упражнение можно и нужно выполнять, когда угодно и где угодно! Оно научит дышать с помощью диафрагмы (правильно дышать). Речь станет более певучей. Сможете долго говорить не вдыхая. Прокачаете пресс.

Надуваем живот. Чтобы вы поняли, что живот действительно наполняется воздухом, желательно положить руки на него. Вдыхаем воздух через нос, выдыхаем через приоткрытый рот. Важно не поднимать плечи и грудную клетку, следите за этим.

    Упражнение 5. «Почувствуй вибрацию»

Произносим звук «M» с ЗАКРЫТЫМ ртом. Получится «MMMMMMMM». Таким образом, мы активизируем область груди и живота. Вы точно делаете все правильно, если почувствуете легкие вибрации в теле. Для проверки своих ощущений приложите руки к животу и груди. Продолжая «мычать» постукивайте себя кулачками по всему телу. Так вы еще больше расшевелите свои резонаторы.

Приложение 2

Упражнения на развитие двигательных навыков.

1. «Манекены» - упражнение на полное напряжение тела. Один ученик - «манекен». Другой «командует манекеном», меняя позы «манекена» или передвигая его на другое место легкими прикосновениями в нужном направлении. Упражнение выполняется до тех пор пока «Маникен» и «управляющий не начнут делать движения практически одновременно..

2. «Тряпичные куклы». Полное расслабление тела детей. Куклы «вешаются» на воображаемые гвоздики по команде - «правая рука - вверх», левый локоть - в сторону, правое ухо - вверх и т.д.

3. «Кошечка». Кошка лезет под забор, выгибая спину. По команде «собака!» принимает прежнее положение.

4. «Воображаемый забор». Надо залезть под забором в сад, чтобы не спугнуть возможно стоящего рядом сторожа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Новогодняя игрушка-открытка» (мастер-класс для детей и родителей) к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе дополнительного образования детей "Декоративно-прикладное творчество" для детей 7-10 лет

В основу данной  методической разработки положен собственный  практический  опыт  применения  различных материалов и техник декорирования на занятиях по декоративно-прикладном...

РЕЦЕНЗИЯ на дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Школа молодого журналиста» (автор-разработчик – педагог дополнительного образования Анна Сергеевна Головлева)

Представленная к рецензированию общеобразовательная программа направлена на популяризацию в детско-юношеской и молодежной среде профессии журналиста. В настоящее время в обществе к сфере деятельности ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Сюрприз" педагога дополнительного образования высшей квалификационной категории Лисовой Веры Витальевны

Программа деятельности творческого объединения "Сюрприз", которая заняла 3 место во Всероссийском заочном конкурсе дополнительных общеразвивающих программ для организации отдыха детей и их оздоровлени...

Методические рекомендации к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для педагогов дополнительного образования 2017 год (Грисюк В.В.)

Предложенные рекомендации направленны на коррекцию ДООП педагогов дополнительного образования в соответствии с требованиями 2017 года....

Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»

Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...

Сведения о качестве дополнительного образования в наглядных формах представления результативности реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности «Декоративно-прикладное творчество"

         Главным результатом реализации программы является создание каждым ребенком своего оригинального продукта, а главным критерием оценки учащегося является не стол...