Программа по внеурочной деятельности "Основы журналистики" 5 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Березина Юлия Сергеевна

Цели:

1.                 развивать коммуникативные качества личности ребенка;

2.                 предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;

3.                 выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.

 

Задачи:

1.                 предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;

2.                 отрабатывать умения создавать собственные тексты в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;

3.                 способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;

4.                 предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhurnalistika_16.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия  № 49

Приморского района Санкт-Петербурга

«ПРИНЯТО »

«УТВЕРЖДАЮ»

 Педагогическим советом

ГБОУ гимназии №49

Директор гимназии

_______________/Ф.Ф.Семочкина/

Протокол №___

от «___»__________2015г.

Приказ от «____»_______________2015г. №____________

Рабочая программа

по дополнительной образовательной услуге «Основы журналистики»

                                                                                                                    Автор программы:

Учитель русского языка и литературы

Березина Юлия Сергеевна

                                                 Срок реализации рабочей программы:

                                                 2015 -2016 уч.год                                                                                                                                             .

2015  год

                                            Санкт-Петербург

Содержание рабочей программы

Пояснительная записка:

Цели

Задачи

Требования к уровню подготовки учащихся.

Материально – техническое  обеспечение

Литература для учителя

Литература для ученика

Планируемые результаты освоения курса

Основные виды деятельности учащихся

Тематическое планирование

I Пояснительная записка

Рабочая программа по дополнительной платной образовательной услуге  «основы журналистики»     для __5 __ класса разработана с учетом требований следующих нормативных документов:

-Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской  Федерации»;

-Закона Санкт-Петербурга № 461-83 от 17.07.2013 «Об образовании в Санкт-Петербурге»;

 -Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

-Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 24.03.2010 № 307 «О Порядке организации антикоррупционной пропаганды в Санкт-Петербурге»;

-Постановление Правительства Российской Федерации  от 15. 08. 2013 № 706 « Об утверждении Правил оказания платных образовательных  услуг»)

-Распоряжение Комитета по образованию Санкт –Петербурга от 30.10.2-13 №2524-р «Об утверждении методических рекомендаций «О порядке привлечения и использования средств физических и (или) юридических лиц и мерах по предупреждению незаконного сбора средств с родителей ( законных представителей) обучающихся, воспитанников государственных образовательных организаций Санкт –Петербурга»

-Устава ГБОУ гимназии № 49 Приморского района Санкт – Петербурга

Данная программа дополнительной образовательной услуги разработана составлена на основе негосударственной примерной программы: Европейская школа корреспондентского обучения. Журналистика. – Белгород, 2007.

В соответствии с учебным планом по дополнительным образовательным услугам гимназии на 2015 – 2016 учебный год программа рассчитана на 33 часа по 1 часу в неделю.

Цели:

  1. развивать коммуникативные качества личности ребенка;
  2. предоставлять возможность индивидуального выбора, связанного с особенностью деятельности журналиста;
  3. выйти на создание школьной газеты в рукописном и компьютерном варианте.

Задачи:

  1. предоставить возможность учащимся познакомиться со спецификой профессии корреспондента;
  2. отрабатывать умения создавать собственные тексты в направлениях таких, как: портретный очерк, газетная статья, репортаж, интервью;
  3. способствовать формированию у учащихся эстетического вкуса и оформительских навыков;
  4. предоставить возможность учащимся увидеть особенности газетного листа, полосы, собственно газеты.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Знать:

  1. стилистические особенности газетных жанров;
  2. специфику профессии журналиста;
  3. основы редактирования;
  4. структуру газеты.

Уметь:

  1. создавать творческие работы  публицистического стиля;
  2. моделировать газету;
  3. редактировать текст.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Материально – техническое  обеспечение

Мультимедийный проектор.

- Интерактивная доска.

- Мультимедийные презентации (программы: SMART, Power Point).

- Компьютер

- Учебно - наглядные пособия:

- Серия сюжетных картинок.

- Предметные картинки.

Литература для учителя

- Европейская школа корреспондентского обучения. Полный курс лекций. «Журналистика». – Белгород, 2007.

- Кузнецов М. А., Цыкунов И. В. Практическая психология PR и журналистики. Позволить другим делать по-вашему. Учебно-практическое пособие. – М., 2002. 

- Мельник Г.С. Общение в журналистике: секреты мастерства. – СПб., 2002.

- Павлов В. Очерки истории журналистики Урала в 2 т. – Екатеринбург: УрГУ, 1992.

- Андреева А.А. Журналистика. – Тюмень, 2004.

- Кройчик Л. Система журналистских жанров // Основы творческой деятельности журналиста / Под ред. С. Корконосенко. – СПб., 2000.

- Тертычный А. Аналитическая журналистика. – М.,1998.

- Тертычный А. Жанры периодической печати. – М., 2008.

- Алексеев В. Русский советский очерк. – Ленинград, 1980.

- Беневоленская Т. О языке и стиле газетного очерка. – М., 1973.

- Васильева Н. Делаем новости! – М., 2003.

- Ворошилов В. Журналистика. – М., 2000.

- Коновалова О. Основы журналистики. М.-Ростов-на-Дону. 2005.

- Лазарева Э. Заголовок в газете. – Свердловск, 1989.

- Мельник Г. Общение в журналистике. Секреты мастерства. – СПб., 2005.

- Мельник Г., Тепляшина А. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб., 2004.

- Михайлов С. Колумнистика // Журналист. – 1998. № 11–12.

- Рэндалл Д. Универсальный журналист. – М., 2000.

- Смелкова З., Ассуирова Л. и др. Риторические основы журналистики. Работа над жанрами газеты. – М. 2002.

- Ученова В. У истоков публицистики.  – М., 1989.  

- Шостак М. Репортер: профессионализм и этика. – М., 2002.

- Эпштейн М. Парадоксы новизны. – М., 1987. 

Литература для учащихся

- Виленский М. Как написать фельетон. – М., 1982.

- Грабельников А. Работа журналиста в прессе. – М., 2001.

- Дмитровский  А. Особенности формы и композиции  эссе  // Акценты. Новое в массовой коммуникации. – 2003. № 1 – 2. 

- Елинек Э.  Досужими   путями   мышления //  Иностранная   литература. – 2005. № 7. – С. 228–231.

- Журбина Е. Искусство фельетона. – М., 1965.

- Канторович В. Заметки писателя о современном очерке. – М., 1973.

- Литературный энциклопедический словарь. – М., 1987.

- Лямзина Т. Жанр эссе. К проблеме формирования теории // http://psujourn.narod.ru/lib/liamzina_essay.htm.

- Лукина М. Технология интервью. – М.,  2003.

- Стилистика газетных жанров / Под ред. Д.Э. Розенталя. – М., 1981.

- Тепляшина А. Сатирические жанры современной публицистики. –СПб., 2000.

- Черепахов М. Работа над очерком. – М., 1966.

- Черникова Е. Основы творческой деятельности журналистам. – М., 2005.

- Шибаева Л. Жанры в теории и практике журналистики // http://www.relga.rsu.ru/n47/jur47.htm

Планируемые результаты освоения курса: 

  • становление основ гражданской российской идентичности, уважения к своей семье и другим людям, своему Отечеству, развитие морально- этических качеств;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся мире на основе метода рефлексивной самоорганизации;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, способность к рефлексивной самооценке собственных действий и волевая саморегуляция;
  • освоение норм общения и коммуникативных взаимодействий, умение находить выходы из спорных ситуаций
  • Вырабатывает критерии оценки в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно;
  • Осознаёт уровень и качество выполнения работы;
  • Использует сравнение для установления общих и специфических свойств объектов, высказывает суждения по результатам сравнения;
  • Делает выводы на основе обобщения знаний;
  • Понимает цель и осмысливает прочитанное;
  • Определяет последовательность действий для решения предметной задачи, осуществляет простейшее планирование своей работы;
  • Участвует в учебном диалоге;
  • Строит монологическую речь;
  •  Соблюдает нормы речевого взаимодействия.
  • Сотрудничает с одноклассниками при работе в группе.

Предполагаемые результаты.

В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать формирование индивидуальной системы самовоспитания школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры и т.д.) повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для подростка моментов  - осознать, что восприятие мира тоже творчество, что каждую минуту происходит формирование личности: необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии.

Журналистика - один из  эффективных средств познания мира и осознания своего места в нем... Выпуск газет, публикации на сайте и т.д. планируются  один  раз в четверть. Тематика касается всех аспектов школьной жизни и  определяется общим планом работы кружка, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.

Новизна для учащихся заключается в материале, не содержащемся в достаточной мере в базовых программах, и в новых формах учебной деятельности. Занятия помогут  членам кружка создавать  собственные публицистические тексты, в которых учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного языка, основами культуры устной и письменной речи.

Результаты обучения.

Учащиеся должны уметь:

  • в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
  • совершенствовать содержание и языковое оформление собственного текста;
  • пользоваться разнообразными языковыми средствами
  • строить связные высказывания, используя различные газетные жанры; фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
  • проводить литературное редактирование и литературную правку текста.

Основные виды деятельности учащихся:

поиск  в газете 10-15 слов общественно-публицистической тематики, фразеологизмов, характерных для публицистического стиля;

-анализ  языка статьи из газеты, поиск специфических средств публицистического стиля, общекнижных слов, слов и выражений, характерных другим книжным стилям, разговорные слова и выражения;

-написание  хроникальной заметки  в школьную газету;

-статья или портретный очерк (о ветеране Великой Отечественной войны, о друге семьи, враче, учителе и др.), используя точность в датах, географических названиях, собственных именах, пользуясь разнообразными средствами публицистического стиля;
-анализ  заголовков из газет; особенностей публицистического стиля речи, желание заинтересовать читателя.

Виды контроля знаний

В данном случае для проверки уровня усвоения знаний учащимися могут быть использованы нестандартные виды контроля:

  • Участие в диспутах
  • Выпуск газет
  • Написание статей
  • Творческие работы
  • Презентации

Тематическое планирование

№ п/п

Название раздела, темы

Количество

часов

Дата

предполагаемая

Дата фактическая

1

Микромир редакции

1

2

Защита данных и изображения

1

3

Официальные лица. Права и обязанности журналиста

1

4

Источники информации – человек, документы, архивы, Интернет, объявления, реклама.

1

5

Как находить нужную информацию.

1

6

Чем является информация. Типы информации.

1

7

Что такое лид? Способы написания лидов.

1

8

Подготовка к интервью – сбор информации о личности, с которой хотим побеседовать, о проблеме, которую хотим обсудить. Составление списка вопросов.

1

9

Тема для репортажа – актуальное событие, заметка, интересные люди, по следам исторического события, собственное участие.

1

10

Техника работы.

1

11

Группирование данных. Тематический центр, формулировка вспомогательных тезисов в четкой последовательности.

1

12

Заглавие в тексте.

1

13

Графическое оформление текста.

1

14

Фотоинвентарь и его использование.

1

15

Снимок – символ.

1

16

Фоторепортаж.

1

17

Авторские и смежные права.

1

18

Как планировать номер.

1

19

Правка и редактирование текстов.

1

20

Рекламный текст в печати.

1

21

Как избежать крипторекламы, как ее нейтрализовать.

1

22

Спонсоринг, бартерная договорённость.

1

23

Язык рекламных текстов.

1

24

Как основать свою газету.

1

25

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов.

1

26

Репортаж. Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов.

1

27

Проба пера: репортаж со дня здоровья

1

28

Рецензия. Предмет рецензии.

1

29

Корреспонденция

1

30

Статья.

1

31

Проба пера:

1

32

Обозрение. Метод обозрения, стиль.

1

33

Проба пера:  общий

обзор местных печатных СМИ за неделю;

общий обзор местных телевизионных каналов за неделю.

1

Итого

33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности 2 класс "Волшебный Компьютер"

Основной целью программы  «Волшебный  компьютер» является:Осуществление индивидуально-личностного подхода к обучению школьников;Начальное формирование и развитие логического мышления и прост...

Программа по внеурочной деятельности 7 класс

Программа кружка «Задачи прикладной направленности» 7 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (5 класс) "АНГЛИЙСКИЙ ТЕАТР"

Театральная деятельность или драматизация в наибольшей степени способствует снятию языкового барьера у школьников. Она способствует увеличению словарного запаса, развивает навыки говорения, доставляет...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Оригами"

Программа по внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Оригами»  разработана с целью формирования художественно-творческих способностей,  развития эстетических чувств и предста...

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности, 5 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности 5 класс "Мы - славяне!"

Данный курс направлен на освоение исторического, фольклорного, литературного материалов и даёт  возможность познакомиться с духовной жизнью и художественной культурой русского народа....