Организация развивающей образовательной среды при обучении дошкольников английскому языку
статья по теме

Морозова Людмила Вячеславовна

     Представленная статья посвящена вопросам организации развивающей образовательной среды в объединении "Начальное обучение английскому языку" как способу решения одной из первостепенных задач, стоящих перед педагогом: научить ребёнка учиться, причём учиться обязательно с удовольствием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Л.В. Морозова

педагог дополнительного образования

МУ ДО «Центр детского творчества» Ленинского район г. Саратова

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

     Происходящие на современном этапе развития изменения в общественных отношениях, процессы глобализации и использование новых средств коммуникации, в том числе информационных технологий, требуют повышения коммуникативной компетенции обучающихся. В настоящее время, одно их требований к образовательному учреждению – как можно раньше начать изучать английский язык. И здесь необходим особый подход, цель которого – научить ребёнка учиться: научить его организовывать свой труд и работать с информацией; важно также развивать у него умение сотрудничать с другими участниками учебного процесса. Наиболее оптимальным возрастом для начала освоения иностранного языка в рамках поставленной задачи является дошкольный.

     Я работаю по авторской образовательной программе “Hallo, the Fairyland of English!” («Здравствуй, Сказочная страна английского языка!»), которая предполагает использование современных эффективных технологий обучения, направленных на достижение позитивного результата в развитии ребенка в настоящих социокультурных условиях. Срок реализации программы 3 года:

     Стартовый уровень.

  • Первый год обучения (возраст: 5 – 6 лет) – устный игровой курс.

     Базовый уровень.

  • Второй год обучения (возраст: 6 – 7 лет) – смешанный курс, включающий обучение письму и чтению;
  • Третий год обучения (возраст: 7 – 8 лет) – интенсивный курс, основанный на изучении грамматики английского языка.

      Каждый этап является очередной ступенью в овладении учащимися основами коммуникативной компетенции и познания иноязычной культуры. Кроме того, в содержании  программы заложена идея непрерывности и преемственности обучения, предполагающая дальнейшее изучение детьми английского языка.  

     В программе основной упор делается на личностно-ориентированный подход, то есть учитываются психологические и возрастные особенности детей и весь учебный материал соответствует интересам учащихся этого возраста, повышает  их мотивацию к изучению предмета, способствует их личностному и социальному развитию. А также формирует их навыки общения в коллективе и творческую инициативу. Одним из базовых направлений при организации развивающей образовательной среды при изучении английского языка – умение общаться. Реализуя принципы коммуникативного подхода, в ход каждого занятия я включаю большое количество коммуникативно-направленных заданий: различных игр, коммуникативных ситуаций, основанных на песнях, рифмовках, занимательных историях и сказках. Успешность процесса обучения каждого ребенка зависит от разнообразия методов и техник, которые используются на занятии.

     Расширяя возможности образовательной среды, я включаю в ее структуру элементы социокультурной направленности, которая обеспечивается за счет включения лингвострановедческих материалов, знание которых необходимо для расширения представлений учащихся о мире, формирования доброжелательного отношения к другим нациям и народам и, как следствие, воспитания позитивного отношения к своей собственной культуре.

     Всё вышеперечисленное нашло отражение в одном из самых серьезный структурных элементов развивающей образовательной среды – комплекте учебных пособий, являющихся авторской разработкой, и дидактическом материале к ним. Концепция данных пособий основывается на принципе овладения языком вследствие погружения обучающихся  в языковую среду. Дети дошкольного возраста овладевают новым языком без специальных усилий. С одной стороны, они постоянно слышат иноязычную речь учителя, дикторов на дисках, персонажей мультфильмов и окружены примерами письменной речи в пособиях и наглядных материалах, а с другой стороны, эмоционально вовлечены в процесс обучения. Таким образом, отличительной чертой программы является реализация принципов мультисенсорного подхода, в основе которого лежит задействование в образовательном процессе органов чувств. Данный принцип реализуется через задания, включающие различные звуки, шумы, музыку, изображения, реальные объекты (игрушки, поделки, выполненные самими детьми), мимику, жесты, движения и т.д. Цель этих заданий – активизировать все каналы восприятия информации. Применение информационных технологий открывает здесь большие возможности. Использование мультимедийных презентаций, видеофрагментов, развивающих компьютерных заданий и игр делает занятия с дошкольниками более интересными и познавательными.

     Для создания единой языковой среды используемые пособия с первых занятий дают детям возможность погрузиться в живой, полноценный язык, не ограниченный только активными структурами и словарем. Наличие пассивного языка дает возможность наиболее способным обучающимся расширить свои знания, что отражает индивидуальный подход к обучению. Творческий характер заданий, различные игры, конкурсы и соревнования, способствуют не только лучшему запоминанию и усвоению различных грамматических явлений, расширению лексического запаса, развитию монологической и диалогической речи, но и вовлечению детей с невысоким уровнем владения языком, что, на мой взгляд, наиболее важно. Общение с ребятами, которые хорошо владеют английским языком, общение длительное, неформальное, развивает интерес менее подготовленных учащихся к языковой деятельности. Творческий подход к организации работы объединения «Начальное обучение английскому языку», активизация знаний обучающихся  и опора на их возрастные и индивидуальные особенности, умения и навыки способствуют тому, что даже те, кто раньше не проявлял особого интереса к изучению иностранного языка, становятся активными «соавторами» в проведении интересных и познавательных занятий.

     Овладение общими умениями, навыками и способами деятельности является необходимым условием развития и социализации дошкольников. За годы обучения в объединении «Начальное обучение английскому языку» игровая деятельность дошкольников трансформируется в учебно-познавательную деятельность младшего школьника.