Отчет по социально-реабилитационной программе «Зелёный СЛОН»
проект по теме

РазаковаТатьяна Викторовна

Анализ работы по данной программе,  полученные результаты. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otchyot_po_programme_zelyonnyy_slon.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение   Ханты-Мансийского автономного округа –Югры  

«Комплексный  центр  социального обслуживания населения «Импульс»

(БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения «Импульс»)

 Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными

возможностями

 Отчет

 о реализации социально-реабилитационной программы

«Зелёный  СЛОН»

(Союз Любителей Овощей Натуральных)

   

Разработчик: Т.В.Разакова, воспитатель

реабилитационного  отделения

для детей и подростков

с ограниченными возможностями

г. Урай, 2016

Актуальность

Воспитание экологической культуры - актуальнейшая задача современной социально-культурной ситуации. 
  Важной составной частью экологической культуры старшего школьника является формирование осознанного экологически сообразного поведения и здорового образа жизни ребенка, умения адекватно взаимодействовать с миром природы и людей, 
дети дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Цель: формирование у детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья социально-адаптивных навыков посредством специально организованного экологического воспитания.

Задачи:

-   Коррекция познавательной и эмоционально-волевой сферы детей – инвалидов, детей и подростков с ОВ через общение с объектами природы; развитие у детей положительного эмоционального реагирования, интереса к объектам природы;

-    Формирование элементарных знаний и представлений об окружающем природном мире; формирование первичных обобщающих понятий;

-   Расширение практического опыта детей; формирование умений в игровой и трудовой деятельности ребенка с природным материалом;

-   Развитие умения наблюдать за окружающим миром; показ простых причинно-следственных связей в мире природы;

-   Формирование доступных этических представлений и выработка навыков адекватного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста; воспитание привычек нравственного и эстетического характера.

Целевая группа:

Программа ориентирована на получателей социальных услуг учреждения:

 -  детей – инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья (от 6 до 18 лет), состоящих на учёте в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями,

 -  родителей,

 -  инвалидов молодого возраста  (от 18 до 35 лет),

 - неработающих пенсионеров и инвалидов, посещающих занятия факультета «Растениеводство» «Университета третьего возраста».

Востребованность  программы

Решая вопрос формирования навыков социально-адаптивного поведения у 135 детей и подростков - получателей социальных услуг реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями учреждения, мы считаем, что окружающие объекты природного мира являются наиболее близкой, доступной пониманию детей, необходимой для адаптации областью окружающей действительности.

Воздействие природы на чувства детей, их поведение, их умственное развитие многие известные педагоги оценивали как весьма позитивное и использовали в целях воспитания и обучения (Ж.-Ж.Руссо, Монтессори, В. А. Сухомлинский, Е. А. Стребелева и другие).

Однако, вопросы развития представлений об окружающем природном мире у детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также коррекционная направленность воздействия природы на личностную, поведенческую и эмоциональную сферы детей и подростков на настоящий момент  остаются мало разработанными в специальной педагогике.

Учреждением накоплен опыт экологического воспитания  через организацию доступной исследовательской, поисковой активности через формирование конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, входящих в круг жизнедеятельности детей, через формирование умений приобретать и применять новые знания в жизни, приобщение к посильному труду через наблюдение за работой взрослых и здоровых сверстников, желание им помогать, что доказывает необходимость развития данного направления  по работе с детьми-инвалидами.

Количественные и качественные показатели

Количественные  результаты:

После реализации программы  мы получили  количественные результаты:

1.Программными мероприятиями охвачено 60 детей и подростков, 17 инвалидов молодого возраста, 20 родителей и  3 граждан старшего поколения.

2. В практических  занятиях  приняли участие  25 детей и подростков, 17 инвалидов молодого возраста, 25 родителей и 3  граждан старшего поколения

Качественные результаты:

-   у 65% детей и подростков отмечается повышение уровня познавательной активности и эмоционально-волевой сферы;

 - у 82% детей сформировалось положительное эмоциональное реагирование и интерес к объектам природы;

-   на 60% произошло повышение элементарных знаний и представлений об окружающем природном мире и формирование первичных обобщающих понятий;

-   у 98% участников программных мероприятий расширился практический опыт;

 - у 52% детей состоялось формирование умений в игровой и трудовой деятельности с природным материалом;

- в 98% случаях из 100 участников проекта продемонстрировали навыки адекватного нравственного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста.

Выполнение рабочего плана реализации программы

Календарно-тематический план мероприятий по работе с детьми и родителями выполнен на 100%.

Уровень методического обеспечения программы

Выпущены и распространены памятки для родителей и детей  «Зима», «Весна», «Лето», «Осень», «Покормите птиц зимой», «Игры природного содержания», «Правила  поведения в природе», «Знакомим детей с птицами».

Практические рекомендации родителям     «Роль литературы в ознакомлении детей с природой».

Приобретены дидактические игры экологической направленности «Кто, где живёт», «Деревья», 2 набора муляжей «Овощи, фрукты».

Собраны и оформлены иллюстрации с животными и птицами.

Информирование (в рамках реализации программы)

Июль 2015г. Встреча с родителями «Круглый стол».  Представление опыта работы по программе «Зелёный СЛОН», презентация.  

Статья по второй летней оздоровительной смене «Ромашковая страна» - сайт  учреждения август 2015г.

13.08.15г.  – съёмка, интервью на телевидение Спектр  теплица, работа по программе «Зелёный СЛОН»

13.11.2015г. ТРК-Югра Программа «Мамино счастье»

Съёмка индивидуального занятия по познавательному развитию.

интервью «Развитие познавательных способностей у  детей с ограниченными возможностями»

Использование инновационных подходов в реализации программы

Данная форма интегративного взаимодействия инвалидов разного возраста и граждан старшего поколения в рамках работы экологической программы ранее не использовалась в практике формирования навыков социально-адаптивного поведения детей и подростков с ограниченными возможностями на базе реабилитационных отделений учреждений социального обслуживания.

Полнота использования ресурсов отделения/учреждения (кадровых, материально – технических)

Кадровые ресурсы

Реализатор  программы – воспитатель реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями - Т.В. Разакова, высшая квалификационная категория, стаж работы в учреждении – 13 лет.

Программа реализовывалась в тесном сотрудничестве с педагогами реабилитационного отделения (инструктором по труду, воспитателем) и родителями, воспитывающими детей – инвалидов, детей с ОВ, а так же с гражданами старшего поколения, посещающими факультет «Растениеводство» «Университета третьего возраста», инвалидами  молодого возраста.      

Материально-технические ресурсы

Реабилитационное отделение для детей и подростков с ограниченными возможностями  занимает площадь 712 кв.м., где расположены 35 кабинетов. Имеется фитокомната для приема кислородного коктейля (оксигенотерапии)  и фито чая.

1.Площадка природы (естественный уголок нетронутой природы с дикорастущими растениями на маршрутах походов по окрестным местам)

2.Заложены цветники для наблюдения и ухода за растениями.

3.Игровая площадка с зелёными насаждениями, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой, для организации систематических наблюдений за природными явлениями и объектами.

4.Теплица (оснащение было приобретено на средства, полученные по гранту выигранному в конкурсе социальных грантов «Стратегия успеха» ООО «ЛУКОЙЛ – Западная Сибирь»  2010г.)

5.Комната природы «Зелёная комната» с подбором комнатных растений.

6.Живой уголок (аквариумы с подбором декоративных рыбок, диндрариум  с сухопутными улитками)

Все эксплуатируемые помещения соответствуют требованиям СанПиН, охраны труда, пожарной безопасности, защиты от чрезвычайных ситуаций, антитеррористической безопасности учреждения

Социальный эффект программы для профессионального сообщества

Информирование профессионального сообщества о реализации программы путем обобщения опыта работы на сайте института развития современного образования «Сократ» I Всероссийский педагогический конкурс «Профессиональный рост»  2015г.

На сайте учреждения «Создание условий для социальной адаптации детей с ограниченными возможностями через мероприятия по экологическому воспитанию», а так же занесен в банк данных,  в соответствии с пунктом 4 приказа Департамента социального развития Ханты-Мансийского округа – Югры от 13 января 2014 года №13 – р «Об актуализации перечня инновационных   региональных программ, методов и технологий работы в сфере защиты прав детей.(29.06.2015г.)

Выводы, перспективы реализации

Анализ  результатов   реализации программы показал, что  программными мероприятиями охвачены 60 детей и подростков, 17 инвалидов молодого возраста, 20 родителей и трое граждан старшего поколения.

В результате:

-   у 65% детей и подростков отмечается повышение уровня познавательной активности и укрепление  эмоционально-волевой сферы;

 - у 82% детей сформировалось положительное эмоциональное реагирование и интерес к объектам природы;

-   у 60% произошло повышение элементарных знаний и представлений об окружающем природном мире и первичных обобщающих понятиях;

-   у 98% участников программных мероприятий расширился практический опыт;

- у 52% детей сформировались умения в игровой и трудовой деятельности с природным материалом.

- в 98% случаях из 100 участников проекта продемонстрировали навыки адекватного нравственного социального поведения по отношению к окружающим людям разного возраста.

Таким образом, создание  экологической развивающей среды и процесс развития познавательного интереса к природе стало важным фактором  экологического воспитания. У детей  сформированы умения в сфере построения отношений с окружающими, способность к самообслуживанию и  выполнению целенаправленных действий, освоены  элементарные нормы  социального поведения, появились отчётливые представления о закономерности изменений природных объектов.  

Педагогическая организация экологического воспитания в реабилитационном отделении позволила детям с ограниченными возможностями  понять  свойства живого организма, что послужило основой правильного отношения к растениям и животным, к способности самостоятельно анализировать своё поведение по отношению к природе. Понятность, доступность и практичность организованной работы помогли детям с ОВ адаптироваться в социальную среду.

В заключении мы хотели бы привести отзывы участников программы «Зелёный СЛОН»:

«Я первый раз посадил огурцы, и наконец-то через первые пять дней появились листочки. Если бы я их не поливал, не рыхлил землю – огурцы бы не выросли. А какой вкусный получился салат!...» (Данила Н., 10 лет)

«Мы вырастили экологически чистые огурцы, использовали для удобрения только навоз, поэтому в них нет нитратов.»  (Леонид Ц., 10 лет)

«Я очень довольна, что существует такое направление деятельности «Зелёный СЛОН». Моя дочь научилась ухаживать за культурными растениями на грядке. Всегда рассказывает, что изменилось в теплице.  А с каким восторгом собирала первый урожай, радости и гордости не было предела…». (Т.В.Носкова, мама ребёнка)

Проводимая работа показала свою эффективность, что позволило достигнуть положительных результатов и наметить основные направления в дальнейшей работе.

Мы считаем, что работу по экологическому воспитанию и формированию трудовой деятельности с детьми посещающими реабилитационное отделение целесообразно  продолжать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа экологического воспитания детей в социально-реабилитационном центре

Модифицированная программа экологического воспитания детей социально-реабилитационного центраI. Аналитическая запискаСоциально-политические и экономические проблемы современного общества п...

Игра "Гостевание" в рамках программы психологического сопровождения детей и подростков в социально-реабилитационном центре в каникулярный период.

Эта игра занимает особое место в структуре организационного периода и призвана помочь каждому  ребенку почувствовать причастность к новой общности (группе), стать соучастником ее успеха, пережить...

Программа «Шанс» по профилактике и коррекции семейного неблагополучия в условиях социально- реабилитационного центра.

Поиск новых подходов в работе с неблагополучной семьей, оптимальных форм и методов психолого- педагогического воздействия для коррекции и оздоровления детско- родительских отношений....

Программа летней занятости и оздоровления несовершеннолетних в условиях социально - реабилитационного центра.

Создание   благоприятных   условий   для укрепления здоровья и организации досуга воспитанников   во время летних каникул, развития творческого и интеллектуальн...

Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"

Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...

Статья "О КАЧЕСТВЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛУГ В СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОМ ЦЕНТРЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ"

Статья рассказывает об оказании социално-медицинских и социально-педагогических услуг в социально-реабилитационном центре....