Доклад "Использование позиционной аппликатуры на баяне"
методическая разработка по теме

Долматов Александр Юрьевич
Применение позиционной аппликатурной техники для баяна.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_pozitsionnoy_applikatury_na_bayane.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад преподавателя ДШИ

Долматова А.Ю.

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОЗИЦИОННОЙ АППЛИКАТУРЫ НА  БАЯНЕ»

ВВЕДЕНИЕ

     Во второй половине XX века началось становление баяна и аккордеона как профессионального инструмента во многих странах мира и, прежде всего, в бывшем СССР. Баян встал в один ряд с другими инструментами.

     Подтверждением тому является стройная система образования и, как результат, многочисленная плеяда исполнителей, которые постоянно показывают высокое мастерство на национальных и международных конкурсах.

     Появились высококвалифицированные педагоги на всех уровнях обучения, была сконструирована модель баяна «Юпитер» мастера Ю. Волковича, которая пользуется большой популярностью во всём мире.

     Интересные и оригинальные произведения для баяна написали такие известные композиторы, как Н. Чайкин, Ю. Шишаков, А. Репников, В. Золотарёв, В. Зубицкий, А. Пушкаренко, С. Губайдулина, В. Семёнов и другие.

     На сегодняшний день накоплен богатый педагогический опыт, сформировалась методическая база.

     Конструктивное усовершенствование баяна, расширение и неизменное усложнение баянного репертуара ставят перед исполнителями и педагогами всё новые и новые задачи.    

     Поэтому одной из важнейших задач детских музыкальных школ является развитие активности, инициативы и творческой самостоятельности юных музыкантов. И из наиболее доступных и действенных форм воспитания этих качеств у учащихся классов баяна и аккордеона – планомерное формирование аппликатурных навыков.

     Уникальность баяна и аккордеона в том, что они состоят из двух абсолютно разных клавиатур. Мы рассмотрим аппликатурные принципы только для правой клавиатуры.

     Аппликатура – способ расположения и порядок чередования пальцев в процессе игры на музыкальном инструменте, а также обозначение этого способа в нотах.

     От умения выбрать лучший вариант аппликатуры во многом зависит не только успешность исполнения конкретного музыкального произведения, но и общее развитие исполнительского мастерства музыканта-инструменталиста. Хорошо подобранная аппликатура способствует выразительности исполнения, облегчает преодоление технических сложностей, укрепляет свободу ориентировки на клавиатуре.

     Практика между тем показывает, что большинство учащихся, окончивших класс баяна или аккордеона музыкальной школы, не может быстро и чётко определить рациональную аппликатуру. Это служит определённым «тормозом» в их будущей исполнительской деятельности.

     По меткому определению А. Щапова, «аппликатурная точность состоит в способности точно выполнять сознательно задуманную, или сознательно выбранную, или бессознательно найденную, но утверждённую сознанием аппликатуру». Рациональная аппликатура та, которая позволяет исполнителю с наименьшими усилиями и в наиболее короткие сроки добиться наивысшего художественного эффекта: необходимой фразировки, динамики, агогики и ритмической чёткости. Рациональность аппликатуры предполагает естественность, удобство, плавность и свободу движений. Достигается она наиболее полным использованием всех возможностей пальцевого аппарата.

     В традиционном виде аппликатуры эпизодическое применение и нахождение первого пальца за грифом ведёт к зажатию и сковыванию  правой руки. Метонахождение первого пальца за грифом досталось нам в наследство от гармоник, у которых был сделан на правой клавиатуре ремень для первого пальца, чтобы удерживать инструмент. При игре на современном инструменте с двумя плечевыми ремнями эта необходимость отпала. При занесении первого пальца за гриф, ещё не приступая  игре, он вызывает напряжение всей кисти, так как отходит от своего естественного положения для охвата грифа. Как показывает практика, тенденция некоторых педагогов, делающих ставку на начальное обучение традиционной аппликатуре с эпизодическим применением первого пальца, не оправдывает себя.

     Важнейшие положения по выбору рациональной аппликатуры основываются на общих закономерностях строения двигательного аппарата и типичности конструкций инструментов.

     Действительно, какая аппликатура является наиболее удобной и рациональной? Чтобы ответить на этот вопрос, важно найти закономерности в организации аппликатурного движения, закономерности в выборе рациональных, удобных аппликатур, помогающих легко преодолевать технические трудности в музыкальных произведениях. Это одна из важнейших задач всей баянной педагогики.

     В этой связи уместно вспомнить о формировании таких зрелых инструментальных школ, как фортепианная и скрипичная. Историческое развитие их показывает, что наиболее рациональной в исполнении этих школ является позиционная аппликатура.

     Под позиционной аппликатурой следует подразумевать аппликатуру с последовательным движением пальцев (не менее трёх) подряд. Смена позиции происходит после окончания их последовательного движения.                                          Позиционные принципы аппликатуры точно также дают исполнителям, играющим на баянах и аккордеонах всех систем, большие возможности, являются универсальным средством в развитии действительно профессиональных методов обучения, систематизируют опыт всех предыдущих поколений, поднимают уровень технического оснащения музыканта на более высокую ступень.

     Под техникой баяниста принято понимать быстроту движения пальцев по клавишам, совершенное владение мехом, тонкость и яркость нюансировки, точность и ясность штрихов, умение рационально расходовать мышечную энергию.

ОСНОВЫ ПОЗИЦИОННОЙ ТЕХНИКИ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ

     Начинать работу с учащимися, следует не с гамм и арпеджио, а с простейших мелодий, строящихся из элементов гамм и арпеджио. Для пьес, состоящих из трёх-четырёх ступеней, важно подобрать удобную тональность для овладения основами позиционной аппликатуры, построенной на последовательном движении пальцев. Далее необходимо эти аппликатурные принципы переносить на более сложные музыкальные произведения.

     Также важно ознакомить ученика с несколькими аппликатурными вариантами гамм и арпеджио (в зависимости от конструкции инструмента).

     В пьесах аппликатуру следует определять сразу же после того, как учащийся получил музыкальное произведение от педагога. Пьесу проиграли, прослушали, обсудили и решили разучивать. Кто должен определять аппликатуру? Сам учащийся. И чем раньше он начнёт в этом вопросе проявлять самостоятельность, тем активнее будут формироваться его исполнительские навыки.

     Умение учащегося самостоятельно определять аппликатуру воспитывается под непосредственным контролем педагога, в задачи которого входит:

- с первых же уроков требовать чёткого соблюдения аппликатурной дисциплины;

- по мере последовательного освоения учащегося конкретного вида фактуры знакомить его с соответствующими аппликатурными принципами;

- иллюстрировать и объяснять преимущества и недостатки того или иного варианта аппликатуры;

- требовать не только чёткого знания основных технических формул (гамм, арпеджио, аккордовых последовательностей), но и широкого использования их аппликатуры в художественных произведениях;

- составлять классные и домашние задания по самостоятельному определению аппликатуры в пьесах со знакомой ученику фактурой изложения музыкального материала, используя при этом различные виды музицирования – подбор по слуху, чтение нот с листа и транспонирование.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПОЗИЦИОННОЙ АППЛИКАТУРЫ

     Принцип последовательного применения наибольшего количества пальцев в игре даёт равномерное распределение мышечной энергии на все пальцы. Отсюда:

     а) большая свобода исполнительского аппарата;

     б) возможность увеличить темп (по необходимости)

     в) стабильность в игре

     Способность мыслить позициями, а не отдельными звуками, даёт исполнителю видеть и слышать перспективу игры, помогает быстрому и качественному запоминанию наизусть, оснащает его большей психологической свободой, позволяет быстро восстанавливать исполнительскую форму и не игравшиеся долгое время произведения.

     Овладение вариантами позиционной аппликатуры в значительной степени обогащает и техническую базу исполнителя-баяниста, даёт ему своеобразные «ключи» от старых произведений к новым.

     Позиционная аппликатура позволяет экономить мышечную энергию за счёт установки пальцев сразу на позицию, что также служит стимулом для увеличения темпа, скоростной выносливости и стабильности в игре.

     Позиционная игра помогает более свободному и точному интонированию в музыкальных произведениях, особенно в быстром темпе. Экономится и уменьшается время работы исполнителя над технически сложными местами, что способствует более продуктивной работе над произведениями с меньшими физическими затратами. На пятирядном баяне позиционная аппликатура даёт широкие возможности приобрести навыки удобных и естественных игровых движений.

     При выборе вариантов позиционной аппликатуры следует исходить из:

     - конкретных художественно-исполнительских задач. Г. Нейгауз писал:

«Важно установить главный верховный принцип художественно верной аппликатуры, всё остальное тогда естественно из неё вытекает»;

     - строения руки исполнителя;

     - простоты её запоминания (аппликатура должна легко запоминаться и логично выстраиваться), для этого начало ритмической группы, желательно ночинать при движении вверх с первого или второго пальцев, а вниз – с четвёртого или пятого пальцев;

     - возможности создания единого стиля аппликатуры в произведении для того, чтобы избежать лишних поворотов кисти;

     - задачи «загрузить» наибольшее количество пальцев (желательно по четыре – пять сразу). Целесообразными сочетаниями позиционной аппликатуры являются: 12345//1234//2345//234//123//345.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Выработка аппликатурной дисциплины должна быть предметом постоянной планомерной работы на всех этапах обучения, особенно в начальный период. Обучение надо начинать сразу же с игры всеми пальцами при постоянном присутствии их всех на правой клавиатуре инструмента.

     При обучении системой позиционной аппликатуры сразу же закрепляется система удобных игровых движений.

     При переходе с традиционной аппликатуры на позиционную приходится затрачивать массу лишнего времени на перестройку теперь уже не нужных рефлексов, полученных ранее при нерациональном обучении.

     Некоторые педагоги-баянисты не решаются использовать позиционные варианты аппликатур, так как стыки между позициями, по их мнению, вызывают неровность в звуковом «туше», забывая при этом, что над этим надо работать с первых шагов обучения, как работают пианисты, органисты и другие инструменталисты. Эта трудность, т.е. соединение позиций в неделимое целое, решается путём тренировки подкладывания и перекладывания пальцев. Перенос кисти из одной позиции в другую осуществляется, в основном, за счёт первого пальца, поэтому его природные недостатки должны преодолеваться путём планомерной загруженности первого пальца, а не путём замены его другими пальцами. Необходимо учитывать тот факт, что аппликатура, удобная в медленном темпе, может быть неудобной  в быстром. Поэтому её нужно опробовать сразу в быстром темпе, хотя бы небольшими фрагментами. Для того чтобы скорость и ровность игры сильных и слабых пальцев была одинакова необходимо умело пользоваться наклоном кисти, который сообщает пальцам наибольшее удобство, максимальную свободу, активность и высвобождает мышечную энергию.

     Важным средством освобождения рук в технически сложных местах музыкальных произведений является замах пальцев или кисти с последующим нажатием клавиши или ударом по ней – избранный в соответствии со штрихами и динамическими оттенками произведения. Важно также понять, что позиционная аппликатура и связанные с ней вопросы её применения следует рассматривать как средство воплощения художественного содержания, а не как самоцель.

     Наличие в практике баянов с пятирядной клавиатурой даёт возможность исполнителям избежать неудобных положений руки. Позиционная аппликатура должна быть базовой, а традиционная, т.е. непозиционная аппликатура, должна употребляться лишь эпизодически.

     Рациональная позиционная аппликатура в сочетании с умелым освобождением рук и максимальным удобством нажатия клавиш даёт исполнителю возможность раскрытия новых вершин технического мастерства.

 

     

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дмитриев А. И. Позиционная аппликатура на баяне. С.-П.: Союз                                        художников, 1998.

2. Семёнов В. А. Современная школа игры на баяне. – М.: Музыка, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликатура и критерии её правильности

Работа адресована педагогам по классу фортепиано. В ней рассматривается влияние аппликатуры  на конечный творческий результат исполнения, и определяются критерии её правильности....

«Основные функции аппликатуры. Смена позиций при игре на домре».

Разработка открытого урока в классе домры. Дается подробное описание цели и задач урока, его структуры....

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО АППЛИКАТУРЕ ДЛЯ ОСВОЕНИЯ РУССКИХ НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В НАЧАЛЬНОЙ СТАДИИ ОБУЧЕНИЯ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРОВ ОРКЕСТРОВЫХ ПОДГРУПП, НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА РАБОТЫ»

В данной работе рассматривется многолетний опыт работы по обучению концертмейстеров оркестровых подгрупп в ансамбле РНИ.Работа может быть полезна руководителям оркестров и ансамблей при обучении игре ...

Методическая разработка "Об аппликатуре на домре"

В данной методической разработке рассматриваются вопросы, связанные с аппликатурными особенностями игры на домре....

Аппликатура пальцев правой руки гитариста в гамме.

Варианты и принципы применения аппликатуры пальцев правой руки гитариста в гамме....

Конспект открытого урока "Аппликатура на начальном этапе обучения домриста"

Конспект урока проведенный с учащейся 1 класса Каневой Юлией...

Конспект открытого урока по классу баян/аккордеон на тему «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ»

Тема урока: «Развитие технических навыков игры на баяне на материале гамм, упражнений и этюдов в младших классах ДШИ».Цель урока: развитие технических навыков. Освоение техники игровых дви...