Программа студии декоративно-прикладного творчества "Разноцветная страна"
рабочая программа на тему

Макарова Юлия Валентиновна

Человек - часть мира. В каждом из нас золожены огромные возможности. Развить способности и реализовать их легче всего в интересном занятии, в деле, в творчестве.

Творчество сегодня - надёжный резерв жизненной активности, увлечённости, свобода знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_mmg.doc323 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ города МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ББЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города МОСКВЫ

МОСКОВСКАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ ГИМНАЗИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Творчество

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

СТУДИИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

«Разноцветная страна»

Педагог – Макарова Юлия Валентиновна

Возраст детей 6-14 лет

Срок реализации 4 года

        МОСКВА 2015год


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка________________________________________2

Актуальность программы___________________________________3

Педагогическая целесообразность ______________________________4

Социальная значимость_____________________________________4

Новизна__________________________________________________5

Прогнозируемый результат_________________________________11

Механизм оценки получаемых результатов____________________17

Условия реализации образовательной программы______________19

  1.  Учебно-тематический план___________________________________20
  2.  Содержание и основные направления образовательной программы___22
  3. Методическое обеспечение программы___________________________31

Список литературы для педагога____________________________________35

Список литературы для детей_______________________________________37


I. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Творчество» студии декоративно-прикладного творчества «Разноцветная страна» - модернизированная, уровень усвоения программы:

1-й и 2-й годы обучения – ознакомительный,

3-й и 4-й годы обучения – базовый. Направленность – художественная. Вид деятельности – художественное творчество: изонить, бисероплетение, аппликация из ткани и пуговиц. Срок реализации – 4 года. Возраст детей – 6-14 лет.

Человек – часть мира, а мир интересен и привлекателен своей разносторонностью, неповторимостью. В каждом человеке от природы заложены огромные возможности. Помочь реализовать их, преодолеть психологический барьер боязни нового, увлечь, развить способности, воспитать детей в духе любви к нашей многонациональной Родине, уважения к национальной культуре легче всего в интересном занятии, в деле, в творчестве.

Творчество сегодня — надежный резерв жизненной активности, увлеченности. Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Решая проблемы воспитания поколения, не трудно понять значение творчества в процессах воспитания, т.к. детское творчество — это своеобразный и более чем реальный потенциал общества завтрашнего дня. Мир не стоит на месте. Его прогрессивное развитие происходит на основе освоения опыта поколений, но дети способны не только освоить наш опыт. Они привносят в него свое, неповторимое, новое, своеобразное: новые идеи, новые предназначения, новые сочетания и созидающие противоречия.

Москва – столица России, является многонациональным городом. Она стала центром притяжения и взаимодействия представителей разных этносов, культур и конфессий. Люди, принадлежащие к разным народам этническим группам, отличаются друг от друга своим поведением, культурой, нравами, традициями.

Народное искусство в многонациональной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность народа: его поэтичность, его фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера – смелость, гуманность, преданность Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм. Народ веками стремился в художественной форме выразить отношение к жизни, любовь к природе, своё понимание красоты. Шедевры мастеров декоративно-прикладного искусства раскрывают перед нами богатство культуры народа, помогают усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Народное декоративно-прикладное искусство вводит детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями, что вызывает эмоциональный отклик и активизирует творческую деятельность обучающихся, содействует формированию личности, воспитанию у них трудолюбия, интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей.

Освоение мастерства — это путешествие, не всегда, только романтическое, легкое, но такое желанное для натур творческих, энергичных, ищущих в этом мире себя и красоту.

Успешно строить и осуществлять систему обучения творчеству возможно на основе развития как логического так и образного мышления. Научить детей замечать прекрасное в окружающей жизни — один из основных путей активизации образного мышления.

Изучение и сохранение древних традиций декоративно-прикладных видов искусства воспитывает у детей уважение к национальной культуре, чувство гордости и любви к своей Родине. Они изучают историю, познают и сохраняют традиции своего народа, своих предков.

Актуальность программы

Одна из наиболее актуальных и сложных в современном обществе проблема межнациональных отношений, этнической толерантности (осознание, принятие, уважение и интерес к чужой культуре, религии и истории). Воспитание культуры толерантности у детей, воспитание толерантной личности, приобщение обучающихся к народному искусству – является в настоящее время одной из важнейших проблем обществах. Трудности взаимопонимания, которые возникают у людей вследствие национальных и других различий в ситуации их постоянного взаимодействия, ведут к росту конфликтов, межэтнической агрессии, религиозного экстремизма. Проявление нетерпимости отражается на детских взаимоотношениях. Система образования наряду с воспитанием у ребёнка чувства национального достоинства, единства, патриотизма воспитывает у детей толерантность как качество личности (предотвращать в человеке какие бы то ни было националистические неприязни, идеи превосходства своей нации, религии, личности над другими, которые ведут в конечном итоге к национальной, межрелигиозной, межличностной вражде).

Необходимо воспитывать толерантность у детей с малых лет. Именно в младшем школьном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для формирования социально-значимых качеств личности, в том числе и толерантности.

Декоративно-прикладное искусство многонационально. Так использование бисера и аппликации в украшении одежды, применение их в быту встречается практически у всех народов. Поэтому, развитие у обучающихся творческих качеств, коммуникативных способностей, понимания и уважения других народов, их традиций и жизненных ценностей, на мой взгляд, возможно на основе формирования представлений о многообразии культур и их взаимосвязи.

В процессе формирования и развития этнической толерантности, которое направленно на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому многообразию, у обучающихся расширяется круг знаний, через знакомство их с культурой и традициями народов РФ, ближнего и дальнего зарубежья (язык, литература, костюмы, кухня, музыка, песни и т.д.).

Педагогическая целесообразность 

Программа позволит обучающимся познать и раскрыть свои способности, получить знания, умения, навыки в бисероплетении, вышивании изонитью и выполнении аппликации из ткани, они получат возможность реализовать себя, быть уверенным в своих силах, стать более культурным. Научится решать возникшие проблемы в обучении и жизни. Используемые в реализации программы методики и технологии помогут осуществлять связь теории и практики, объединить проводимые в студии социально значимые мероприятия с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием.

Нравственное формирование личности, происходит, прежде всего, в процессе деятельности, в результате которой возникают коллективные отношения между детьми. В процессе художественно – трудовой деятельности учащиеся приобщаются к общечеловеческим ценностям, создаются условия для всестороннего развития личности, дети приобщаются к коллективному творчеству, а также выражая свои индивидуальные художественные способности, делают свою жизнь более яркой, самобытной.

Социальная значимость

Каждый человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых призваны удовлетворить его потребности. Ценность выражает способ существования личности. Причем разные ценности имеют для нее различное значение и с этим связана иерархия ценностей. Как и сами ценности, их иерархическая структура носит конкретно-исторический и личностный характер. Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность, так же как и в различное время у одного и того же человека. Воспитание и социализация личности делается не на изменение мира, а на изменение себя, на основе своей собственной культуры и традициях. На основе знакомства обучающихся с декоративно-прикладным искусством того или иного народа, связи народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями, ознакомления с особенностями украшения различных изделий быта, народного костюма, находя общие черты и признаки в предметах социально-бытовой среды, у обучающихся воспитывается понимание и уважение иных народов, культур, жизненных ценностей, включая культуру быта; коммуникативные способности; стремление к достижению взаимодействия и взаимообмена.

Приобщение к ручному труду формирует у обучающихся:

  • представление о необходимости труда в жизни, об отношении взрослых к труду;
  • трудовые навыки и их дальнейшее совершенствование, постепенное расширение содержания трудовой деятельности, овладение умениями работать аккуратно, ловко;
  • положительные взаимоотношения между детьми в процессе труда  умение работать согласовано.

И воспитывает:

  • положительное отношение к труду взрослых, стремление оказывать им посильную помощь, заинтересованность в результатах труда;
  • личностные качества, такие как: усидчивость, ответственность, заботливость, бережливость, готовность принять участие в труде;
  • навыки организации своей и общей работы;
  • желание дарить подарки родным и друзьям, сделанные своими руками.

Выполняя творческую работу, обучающиеся учатся ставить цель, находить пути для ее достижения, получать результат, соответствующий цели.

На занятиях обучающиеся приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы во взрослой жизни и профессиональной деятельности.

На первом году обучения занятия бисероплетением, изонитью, аппликацией способствуют развитию:

  • мелкой моторики пальцев и координации движений рук, что оказывает положительное влияние на речевые зоны коры головного мозга. Занимаясь с мелкими предметами, разнообразным материалом, у ребёнка развивается мелкая психомоторика, а это напрямую влияет на развитие интеллекта, улучшение памяти, внимания;
  • сенсорного восприятия;
  • глазомера; абстрактного и логического мышления, умения концентрировать внимание; воображения;
  • волевых качеств (усидчивости, терпения, умения доводить работу до конца, аккуратности и т. п.);
  • художественных способностей и эстетического вкуса.

Что способствует развитию познавательной активности, положительно влияет на результативность обучения в школе.

Новизна

  1. Включение в программу этнического компонента: изучение и сохранение обычаев и традиций своего народа имеет прикладное значение, так как способствует развитию преемственности поколений, укреплению семьи, уважительному отношению к своей и другим культурам, сплочение полиэтнического коллектива обучающихся в совместной творческой деятельности. На I году обучения используется литература народов мира направленные на формирование у обучающихся нравственных понятий, воспитание нравственных качеств (доброго и заботливого отношения, желание оказывать друг другу помощь), программа предполагает «уроки доброты», где вводятся такие понятия, как: верность, преданность, единство, жертва, жертвенность, закрепляет знания детей о дружбе и заботе. На III году обучения, в проектной деятельности обучающиеся используют полученные знания и умения в создании изделий. Проект – соединение различных видов техники, цветовой гаммы декоративно-прикладного искусства в творческой работе, даёт возможность развивать творческие способности обучающихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Они активно используют компьютерные программы, интернет-ресурсы для проектирования, это позволяет улучшить качество работы.
  2. Образовательный процесс предполагает использование интегративных форм обучения:

Проектная деятельность и информационно-коммуникационная технологии являются наиболее популярными из всех современных технологий на данном этапе. Педагогическая целесообразность использования ИКТ – применение компьютера позволяет значительно расширить границы учебного занятия. Создаётся новая система работы с иллюстративным материалом (показ слайдов и презентаций), возможность его сведения к единому формату, появляются новые варианты использования традиционных форм.


Цель:

Цель – воспитание творчески активной личности, посредством приобщения к декоративно-прикладному творчеству, к трудовой деятельности как средству познания окружающего мира и своей роли в нём как преобразователя.

Цель обучения будет достигнута, если ребенок займет позицию: «Я хочу это сделать Сам. Я уже делал что-то похожее, не надо мне помогать.

Задачи

Образовательные:

  • Формировать у обучающегося высокий эстетический уровень интерес к искусству через приобщение к народному творчеству, знакомство с его традициями.
  • Формировать технические навыки и приёмы в выполнении изделий декоративно прикладного искусства.
  • Знакомить с инструментами и используемыми материалами и о их свойствах.
  • Формировать знания о гармоничном сочетании цветов, о законах композиции.
  • Формировать знания о народных обычаях и традициях.
  • Знакомить с техникой бисероплетения, изонити, аппликации.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность и стремление достигать профессионального уровня.
  • Развивать созидательные возможности личности, её творческие способности, способности к построению собственных замыслов, чувство прекрасного, интуицию, художественный вкус и фантазию, творческую активность, умение ощущать гармонию цветов, красок, форм, контуров, замечать необычное, наиболее выразительное, характерное.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброе отношение, прививать желание оказывать друг другу помощь, уважение к уникальности культуры каждого народа.
  • Воспитывать уверенность в себе, своих силах, а также развивать потребность в самостоятельности («Я сам!»).

Программа опирается на социально-полезный опыт ребенка, который расширяется за счет пополнения и накопления новых знаний и приобретения новых умений. Учитываются индивидуально-познавательные и реактивные особенности учащихся. Используются доверительные, гуманные формы и методы общения в процессе обучения, воспитания и развития детей.

Содержание образовательной программы включает следующие разделы:

  1. История видов декоративно-прикладного искусства.
  2. Материаловедение.
  3. Цветоведение.
  4. Бисероплетение.
  5. Изонить.
  6. Дизайн и основы композиции.
  7. Аппликация.

Изучая техники бисероплетения, аппликации и изонити, обучающиеся знакомятся с их историей, приобщаются к непроходящим ценностям. Именно к таким ценностям относится народное декоративно-прикладное искусство. Народ всегда славился своим мастерством. Оно передавалось из поколения к поколению. Обучающиеся приобретут знания о свойствах материалов и практические навыки работы с различными материалами и инструментами (раздел «Материаловедение»). Познакомятся с законами композиции и гармонией цвета – разделы «Дизайн и основы композиции», «Цветоведение». Обучающиеся освоят технологию плетения изделий из бусин и бисера, вышивки в техники изонити, аппликации из ткани.

Программа предназначена для освоения учебного материала в течение 4-х лет – 1-й и 2-й годы обучения – ознакомительный уровень и 3-й и 4-й годы обучения базовый уровень.  В зависимости от подготовки детей, группы могут быть разновозрастные (7-14 лет), что позволяет организовать взаимообучение и обмен опытом на достигнутом уровне во время занятий. В зависимости от способностей и уровня подготовки обучающийся может быть зачислен в группу независимо от возрастных рамок.

Режим занятия:

I год обучения – 2раза в неделю по 1 часу – 72 часа в год; 

II год обучения – 2 раза в неделю по 1 часу – 72 часа в год;

III год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу или 2 раза в неделю по 1 часу 30 минут – 108 часов в год;

IV год обучения – 3 раза в неделю по 1 часу или 2 раза в неделю по 1 часу 30 минут – 108 часов в год.

В соответствии с возрастом в программе предусмотрено упрощение программного содержания.

Для детей увлечённых, на IV году обучения преобладает проектная деятельность – творчество обучающихся.

Основная форма организации учебного процесса – учебное занятие. Форма занятий: вводное, тематические, итоговые, выездные и проектные (работа над проектом), а так же проводятся воспитательные мероприятия.

Для реализации программы «Разноцветная страна» используются групповые занятия:

  • на I-м году обучения – 15-18 человек;
  • на II и III годах обучения усложняется технология выполнения творческих работ, появляется проектная деятельность, что включает в себя работу с литературой, справочными материалами и интернетом, поэтому на занятиях от обучающихся требуется большей концентрации внимания, терпение, зрительной нагрузки, От педагога же требуется – постоянное наблюдение и практическая помощь каждому. Учитывая эти сложности работы, для эффективности обучения в группе занимается не более 12-15 человек.
  • на IV обучения в группе может быть 12-15 человек.

В зависимости от индивидуальных особенностей детей, их интересов, темпа усвоения материал образовательной программы, общее количество занятий по разделам, темам может увеличиваться или сокращаться количество времени на теорию и увеличиваться при этом на практическую часть, или наоборот. Но при этом общее количество часов по годам обучения остаётся неизменным.

Личностно-ориентированный подход в обучении даёт возможность ребёнку достичь высокого результата.

Так же поощряется присутствие родителей на занятиях.

Содержание и формы занятий строятся с учётом эмоционально-психологического климата. Благоприятный психологический климат в коллективе, индивидуальный подход, ориентированный на уровень подготовленности и развития каждого (в связи с психическими и возрастными особенностями), способствует полноценному развитию личности обучающихся, и лучшему усвоению учебного материала. Преобладающими качествами характера у обучающихся, находящихся в благоприятном психологическом климате, являются: доброжелательность, защищенность, креативность, оптимизм, инициативность, работоспособность, свобода внутреннего «я». При неблагоприятном – они испытывают чувство незащищенности, леность, становятся агрессивными, пессимистичными, пассивными. Поэтому на занятии создаётся атмосфера успешности каждого обучающегося. Создаются условия для психологической разгрузки (по желанию смена группы или вида деятельности).

Занятия строятся на основе здоровьесберегающих технологий обучения, направленное на рациональную организацию учебного процесса, обеспечение условий успешного обучения, сохранение и укрепление здоровья каждого обучающегося. Для решения этих проблем используются: методы и технология обучения, адекватные возрастным и индивидуальным особенностям обучающихся, максимальные величины недельной образовательной нагрузки не превышают допустимые нормы, расписание учебных занятий составлено в соответствии с существующими требованиями, длительность занятий не превышает допустимых норм соответствующих возрастным особенностям обучающихся. Для проведения занятий отбирается материал (в том числе и наглядный – компьютерные презентации, раздаточный материал), позволяющий активизировать внимание учащихся, формировать их интерес к предмету, использовать возможности всех видов памяти (образно-слуховой, зрительной, моторной, словесно-логической, эмоциональной). Используется смена видов деятельности с целью поддержания интереса к изучаемому материалу и предупреждения утомляемости; проводятся минутки отдыха, игровые паузы, физкультминутки, гимнастика для глаз; поддерживается спокойная деловая обстановка; даются задания достаточные по объёму и сложности с необходимыми пояснениям; технические средства обучения применяются в соответствии с гигиеническими нормами.

В современной педагогике используются разные формы и методы развития детского творчества. Большая роль в этой работе принадлежит внедрению проектной деятельности. Проект способствует развитию у детей творческих способностей, инициативы, дает прекрасную возможность для выражения вкуса и фантазии. Умение мыслить, искать новые, нестандартные решения – это качества, без которых невозможен эффективный труд.

Важной задачей учебных занятий является формирование у обучающихся творческого отношения к работе.

Содержание программы предусматривает постепенный переход от одной техники к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной). Используются такие средства как рассказ, объяснение, беседа, задание, упражнение, используются наглядно-иллюстративные: показ презентаций, иллюстраций, демонстрация наглядных пособий, образцов, фотографий, схем.

Все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Для создания положительного эмоционального настроя в группе во время работы прослушиваются: классическая музыка, детские, народные песни, сказки народов мира.

Для успешной реализации программы педагог привлекает родителей, используя формы работы: родительские собрания, индивидуальные и групповые консультации, организация семейного досуга детей и родителей.

В процессе работы по программе педагог оставляет за собой право использовать и другие формы, методы проведения занятий, руководствуясь принципами целесообразности, мобильности и результативности.


Прогнозируемый результат

Результаты обучения детей дифференцируются по годам обучения:

К концу 1-го года обучения воспитанники будут

знать:

  • что такое «декоративно-прикладное искусство», дизайн, виды декоративно-прикладного искусства: бисероплетение, изонить, аппликация; историю их развития;
  • о роли народных промыслов в современной жизни;
  • инструкцию по технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и клеем, правила поведения и личной гигиены во время работ;
  • основные свойства материалов для бисероплетения, изонити и аппликации; основные свойства и качества тканей растительного происхождения (лён, хлопок);
  • ахроматические и хроматические группы цветов; основные и составные цвета; дополнительные цвета (контрастные и промежуточные);
  • особенности техники: параллельного, игольчатого, петельного крестообразного плетений; выполнения углов, окружностей, дуг, овалов, завитков в изонити; пришивания бусин;
  • виды ниток: швейные, для вышивания, вязания;
  • правила и приёмы: разметки и по шаблону, обработки материалов и правила наклеивания деталей аппликации; пришивания пуговиц;
  • музыкально-поэтический фольклор народов мира.

уметь:

  • узнавать и правильно называть виды декоративно-прикладного искусства: бисероплетение, изонить, аппликацию;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, правильно и безопасно пользоваться инструментами; рационально использовать рабочее пространство;
  • определять номер бусины, лицевую и изнаночную сторону ткани;
  • определять ахроматические и хроматические группы цветов, находить цветовой контраст;
  • читать схемы;
  • отличать по схемам технику исполнения;
  • выполнять: работы из бусин в разных техниках: параллельного, игольчатого, петельного, крестообразного плетений; углы, окружности, дуги, овалы, завитки в техники изонити;
  • отмерять нитки заданной длины, вдевать нитку в иголку, завязывать узелок;
  • экономно размечать материал с помощью шаблонов;
  • резать ткань ножницами;
  • раскладывать на листе бумаги изображения предмета из отдельных частей, затем аккуратно наклеить их;
  • пришивать пуговиц, составлять из них узор;
  • доводить начатое до конца, убирать за собой рабочее место;
  • наблюдать, находить интересное, познавательное в окружающем мире;
  • оказывать друг другу помощь: уметь показать и объяснить задание;
  •  доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать.

владеть:

  • навыками работы с бусинами, инструментами, пришивания пуговиц и бусин;
  • техникой параллельного, игольчатого, петельного и крестообразного плетения, техникой изонити изображения углов, окружностей, дуг, овалов, завитков;
  •  способностью образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующих чуткость и активность восприятия реальности.

будет воспитано:

  • интерес к бисероплетению, изонити и аппликации – видам декоративно-прикладного искусства;
  • интерес к истории, к культуре и обычаям народов мира;
  • уважительное отношение к людям, к их труду;
  • привычку к соблюдению правил безопасности и личной гигиены;
  • желание сделать людям приятный сюрприз, внимательное отношение к родным и близким;
  • усидчивость, терпение, аккуратность в выполнении заданий;
  • потребность помогать друг другу.

К концу 3-го года обучения воспитанник будет

знать:

  • истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства, основы художественных ремесел;
  • виды декоративно-прикладного искусства: вязание, плетение и ткачество, вышивание; деревообработку и роспись по дереву: матрёшки, Хохлома, писанки; глиняный промысел: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки, Гжель; взаимосвязь различных видов ДПИ;
  • инструкцию по технике безопасности при работе с новыми инструментами – булавками, плоскогубцами, утюгом, правила личной гигиены;
  • основные свойства и качества бисера, рубки, стекляруса, мононити, устройство и работу ткацкого станка, простые переплетения, ткани животного происхождения – шерсть, шёлк.
  • теплые и холодные цвета, их основные характеристики: тон, насыщенность, светлота;
  • законы композиции; свойства и качества композиции: композиционное равновесие, симметрия, асимметрия;
  • особенности техники: объёмного параллельного плетения, плетения сетки, оплетения; приемы оплетения; плетения в технике «Бисерный мех»;
  • как выполнить расчет нитей для плетения бисером на станке;
  • особенности составления рисунков для вышивания изонитью;
  • виды отделочных материалов: тесьму, ленты, кружево, шнур;
  • приёмы обработки и возможности тканей в драпировке;
  • правила использования тесьмы, лент в аппликации, пуговиц, бусин;

уметь:

  • узнавать и правильно называть виды декоративно-прикладного искусства: вязание, плетение и ткачество, вышивание; деревообработку и роспись по дереву: матрёшки, Хохлома, писанки; глиняный промысел: Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки, Гжель;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, правильно и безопасно пользоваться инструментами – булавками, плоскогубцами, утюгом;
  • различать бисер, бусины, рубку, стеклярус;
  • определять тёплые и холодные цвета, тон, насыщенность, светлоту.
  • выполнять: работы из бусин в техниках объёмного параллельного плетения, «Бисерный мех», на станке;
  • оплетать небольшие объемы – новогодний шар, деревянное яйцо;
  • обрабатывать нить воском;
  • натягивать нити для плетения на станке;
  • выстраивать орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе повтора (ритмического) изобразительных или геометрических элементов;
  • составлять композиции, схемы для вышивания изонитью и бисероплетения;
  • подбирать ткань разной фактуры  и отделочные материалы для аппликации;
  • драпировать, делать складки для аппликаций;

владеть:

  • техникой моделирования образов в технике изонити; изображение углов, окружностей, дуг, овалов, завитков;
  • навыками оплетать небольшие объемы; вышивкой бисером «Бисерный мех» на основе сетки;
  • ткачеством;
  • навыками составления композиций и схем;
  • навыками драпировки ткани, моделирования простых рисунков, выбирать основу и нитки для изделий
  • навыком коллективной работы.

будет воспитано:

  • интерес к декоративно-прикладным видам искусства, к изучению русских традиционных народных промыслов, их истории; уважительное отношение к древней культуре;
  • потребность бережного отношения к культурному наследию, интерес к искусству, потребность бережного отношения к памятникам старины;
  • познавательные интересы;
  • интерес к учебному процессу и содержанию учебной деятельности; трудолюбие,  упорство в достижении цели;
  • потребность помогать друг другу;
  • чувство ответственности;
  • навыки взаимодействия в коллективе.

К концу 4-го года обучения воспитанник будет

знать:

  • о народных обычаях, костюмах и традициях народов России (северных; южных; народов европейской части; Сибири и Алтая); особенности мотивов народных орнаментов в оформлении одежды и предметов домашнего обихода;
  • инструкцию по технике безопасности при работе, правила личной гигиены;
  • гармонию цвета, гармоничные сочетания цветов;
  • законы композиции;
  • особенности техники: косого плетения, закрепления нитей и замочков;
  • правила плетения жгутов;
  • как работать над проектом;
  • последовательность проведения исследовательской работы;
  • способы активного общения;

уметь:

  • различать традиционные костюмы народов России (северных; южных; народов европейской части; Сибири и Алтая), особенности мотивов народных орнаментов в оформлении одежды и предметов домашнего обихода;
  • понимать и уважать различные национальные культуры;
  • соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены, правильно и безопасно пользоваться инструментами;
  • подбирать материалы, гармоничные сочетания цветов, составлять композицию творческих работ;
  • использовать навыки плетения косого, мозаичного плетения и плетения кирпичным стежком в выполнении работ из бусин, бисера;
  • самостоятельно выбирать тему для проектной деятельности, выдвигать идеи формулировать задачи;
  • планировать свою деятельность;
  • работать с различными источниками информации;
  • самостоятельно воплощать творческие замыслы с помощью изученных техник;
  • видеть достоинства и недостатки своих работ; 
  • высказывать и аргументировать свое мнение;
  • работать и принимать решения индивидуально и в группах, слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы;

владеть:

  • техникой косого, мозаичного плетения и плетения кирпичным стежком;
  • техникой составления и выполнения картин в технике изонити;
  • способами самостоятельной работы;

будет воспитано:

  • интерес к обычаям, традициям и культуре разных народов России, к родной истории;
  • уважительное отношение к уникальности культуры каждого народа; уважение к национальной культуре;
  • высокий уровень познавательной активности и стремление к творческому самовыражению;
  • желания передавать красоту природы в своем творчестве;
  • высокий художественно-эстетический уровень культуры, вкуса;
  • творческую активность; творческий подход к работе;
  • потребность украсить окружающую среду.
  • культуру поведения;
  • потребность в самообразовании;
  • позитивную самооценку.

Механизм оценки получаемых результатов

При оценке знаний, умений и навыков педагог обращает внимание на уровень освоения теоретического материала, на правильность и качество выполненных работ, поощряет творческую активность детей, учитывая индивидуальные особенности, психофизические качества каждого ребенка. А так же на проявления инициативы, самостоятельности и творческого мышления каждого воспитанника. При индивидуальной оценке работ делается акцент на те моменты, которые давались ребенку с трудом, но он смог выполнить задание.

Критерии оценки:

Высокий уровень – эмоциональная увлеченность обучающегося в процессе работы, инициативность; знание теоретического материала, осознанное употребление специальных терминов в соответствии с содержанием; правильная, сбалансированная композиция; умение анализировать структуру орнамента, изображения и воспроизводить его; яркое проявление творчества – образы отличаются индивидуальностью, неповторимостью, работы содержат множество оригинальных интересных деталей в композиции и цветовом решении; задание выполняет самостоятельно, без помощи педагога; подбор всех имеющихся контрастных цветов, гармонично сочетающихся в работах и множество оттенков, выполняет работу сам и помогает другим; активно участвует в общественной жизни.

Средний уровень – неустойчивый интерес к работе, отсутствие инициативы, знание теоретического материала, специальных терминов в объёме более 1/2,; нечётко выстроенная композиция – в соотношении по величине разных предметов, составляющих картину; частичная характеристика воспринимаемых изображений; частичное проявление творчества – подражательность, но иногда встречаются интересные элементы в работе; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; использование контрастных цветов, но предпочтение отдается любимым цветам, выполняет работу сам, участвует в общественной жизни.

Низкий уровень – отсутствие интереса к определённым видам работы; знание теоретического материала менее чем 1/2  объёма знаний предусмотренных программой, избегание называния специальных терминов; отсутствие композиции – не прослеживается связь между предметами, нет выделения главного образа, композиция хаотичная, случайная; поверхностное восприятие (без выделения характерных признаков); частичное проявление творчества – подражательность, но иногда встречаются интересные элементы в работе; требуется незначительная помощь, с вопросами к взрослому обращается редко; использование контрастных цветов, но предпочтение отдается любимым цветам, выполняет работу с помощью; участвует в общественной жизни не активно.

Показатель «Участие в общественной жизни» помогает оценить, наряду с «профессиональными» знаниями, умениями и навыками, личностные качества обучающихся: активность, коммуникабельность, доброту, взаимопомощь, дисциплину и т.д. Эти качества формируются не только на учебных занятиях, но и во внеурочных мероприятиях (празднование Нового года, 23февраля –

8 марта, проведение этнических дней, День города, масленица; посещение музеев, выставок декоративно-прикладного искусства).

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней, с использованием разнообразных форм:

Вводный контроль

Текущий (промежуточный) контроль

Итоговый контроль

Итоги реализации Образовательной программы

  •  собеседование при приёме в группу;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Диагностический тест;
  • Кроссворды.
  • Итоговое занятие;
  • Индивидуальные собеседования;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Самооценка воспитанников;
  • Просмотр и обсуждение творческих работ;
  • Выставка;
  • Защита творческих проектов;
  • Викторины;
  • Проектная деятельность;
  • Тестовые задания;
  • Кроссворды;
  • Заочное путешествие.
  • Итоговое занятие;
  • Собеседование;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Самооценка воспитанников;
  • Выставки творческих работ;
  • Участие в конкурсах;
  • Проектная деятельность;
  • Викторины;
  • Защита творческих работ.
  • Итоговое занятие;
  • Собеседование;
  • Выставки;
  • Тестирование;
  • Участие в конкурсах;
  • Защита творческих проектов;
  • Педагогическое наблюдение;
  • Самооценка воспитанников.

Итоговое занятие проводится 2 раза в год – в конце I-го полугодия и в конце учебного года.

По окончании учебного года с учётом достижений обучающихся им вручаются значки с различной символикой.

Лучшие изделия представляются на выставках, конкурсах, фестивалях разного уровня. Это повышает самооценку и заинтересованность обучающихся. В конце года вручаются дипломы.


Условия реализации образовательной программы

Для организации работы необходимо иметь оборудованное помещение, наглядно-информационные материалы, наличие необходимых инструментов и материалов. Специфика работы детей с колющими и режущими инструментами, требует наличия инструкции по технике безопасности по всем видам рукоделия, предусмотренным в программе; и отдельного рабочего места для каждого ребенка.

  • помещение (учебный кабинет);
  • раковина с подводкой холодной и горячей воды;
  • качественное электроосвещение.

В соответствии с нормативами СанПиНа.

Оборудование:

  • столы и стулья не менее 15 шт., конструкция и размеры их соответствуют росту детей;
  • доска для образцов и наглядных пособий;
  • технические средства (видео и аудиотехника): экран, мультимедийная установка, ноутбук (компьютер).

Инструменты и материалы для рукоделия:

  • проволока;
  • бусины разных размеров, стеклярус, бисер;
  • нитки для бисера – капрон;
  • воск;
  • лоскутки ткани, наклеенных на бумажную основу;
  • клей ПВА и клей-карандаш по количеству учащихся, не менее 15 шт.;
  • иглы металлические гобеленовые для изонити не менее 15 шт.;
  • бисерные для бисероплетения не менее 15 шт.;
  • игольницы не менее 15 шт.;
  • подставка для ниток, нитки №20-40 цветные, мулине, «ирис»,
  • ножницы не менее 15 шт.;
  • поднос для отходов не менее 15 шт.;
  • папки по количеству учащихся, не менее 15 шт.;
  • тетради для схем по количеству учащихся, не менее 15 шт.;
  • шаблоны выкроек не менее 15 шт.,
  • схемы, образцы.
  • канцелярские принадлежности: карандаши, линейки не менее 15 шт.

II. Учебно-тематический план 

Ознакомительный уровень

I год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Кол-во часов

теория

практика

I

Вводное занятие. Техника безопасности

2

1

1

II

История развития видов декоративно-прикладного искусства

1

1

--

III

Основы материаловедения

1

30мин

30мин

IV

Основы цветоведения

1

30мин

30мин

V

Бисероплетение

34

9

25

VI

Изонить

16

3

13

VII

Основы дизайна

5

1

4

VIII

Аппликация

8

2

6

IX

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

72

20

52

II год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во часов

Кол-во часов

теория

практика

I

Вводное занятие. Техника безопасности

2

1

1

II

История развития видов декоративно-прикладного искусства

1

1

--

III

Основы материаловедения

1

30мин

30мин

IV

Основы цветоведения

1

30мин

30мин

V

Бисероплетение

34

9

25

VI

Изонить

16

3

13

VII

Основы дизайна

5

1

4

VIII

Аппликация

8

2

6

IX

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

72

20

52


Базовый уровень

III год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Кол-во часов

теория

практика

I

Вводное занятие. Техника безопасности

2

1

1

II

Виды декоративно-прикладного искусства

4

2

2

III

Материаловедение

2

1

1

IV

Цветоведение

2

1

1

V

Бисероплетение

64

10

50

VI

Изонить

12

4

12

VII

Дизайн и основы композиции

6

1

5

VIII

Аппликация

12

3

9

IX

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

108 ч.

25

83

IV год обучения

№ п/п

Раздел, тема

Кол-во

часов

Кол-во часов

теория

практика

I

Вводное занятие. Техника безопасности

2

2

--

II

Особенности и различия традиций народов России

12

4

8

III

Материаловедение

2

1

1

IV

Гармония цвета

4

1

3

V

Бисероплетение

68

14

54

VI

Проектная деятельность

16

4

12

VII

Итоговое занятие

4

2

2

Итого:

108 ч.

28

80


III. Содержание и основные направления образовательной программы

Ознакомительный уровень

Первый год обучения

Раздел I. Вводное занятие. Техника безопасности:

Теоретические сведения: Введение в образовательную программу. Правила техники безопасности. Материалы и инструменты.

Практическая работа: Подбор инструментов и принадлежностей. Рациональная организация рабочего места, вырезывание цветка, выполнение не сложной аппликации для закладки.

Зрительный ряд: мультимедийные презентации «Истории рассказанные инструментами», иглы, игольница, ножницы, напёрсток.

Материалы: бумага, карточки (открытки) для вырезывания.

Инструменты: ножницы, карандаш.

Приспособления: крышка, клей, коробочки для инструментов, папки.

Раздел II. История развития видов декоративно-прикладного искусства.

Теоретические сведения: история развития видов декоративно-прикладного искусства: бисероплетения, изонити и аппликации.

Зрительный ряд: мультимедийные презентации «Чудесный мир бусинок», «Аппликация», «Изонить или нитяная графика», «Превращение пуговки»; картины, вышитые в технике изонити, аппликация, работы детей из бисера, бусинок.

Раздел III. Основы материаловедения.

Теоретические сведения: Бусины разного размера, проволока для плетения; нитки и иголки для изонити; ножницы. Основные свойства и качества. Ткани растительного происхождения (лён, хлопок). Основное назначение тканей (изготовление одежды, предметов быта).

Практическая работа: разбор бусин по номерам (диаметру), подбор ниток и игл для выполнения изонити, определение изнаночной и лицевой стороны.

Зрительный ряд: мультимедийные презентации: «Процесс получения льняного волокна и ткани», «Хлопчатобумажные ткани».

Материалы: бусины, пуговицы, ткани, нитки.

Инструменты: иглы, ножницы.

Приспособления: игольница.

Раздел IV. Основы цветоведения.

Теоретические сведения: Понятие о цвете. Ахроматические и Хроматические группы цветов. Основные и составные цвета. Дополнительные цвета (контрастные и промежуточные). Цветовой круг.

Практическая работа: создание дополнительных цветов.

Зрительный ряд: презентация «Цветоведение», цветовой круг, цветовые слайды и таблицы.

Материалы: краски, кисти, палитры, листы бумаги.

Раздел V. Бисероплетение.

  1. Параллельное плетение. Формирование навыков плетения в технике параллельного плетения (выполнение 15 – 19 работ).
  2. Игольчатое плетение. Формирование навыков плетения в технике игольчатого плетения (выполнение 6 – 10 работ).
  3. Плетение петельным плетением. Формирование навыков плетения в технике петельного плетения (выполнение 3 – 5 работ).
  4. Плетение техникой «Крест». Формирование навыков плетения в технике «Крест» (выполнение 2-3х работ).

Теоретические сведения:  Основные приёмы бисероплетения на твёрдой основе: параллельное, петельное, игольчатое и в технике «крест». Комбинирование приёмов. Анализ моделей.

Практическая работа: Выполнение изделий. Зарисовка схем.

Зрительный ряд: образцы, схемы, иллюстрации, слайды,  технологические инструкции.

Материалы: бусины, проволока.

Инструменты: ножницы.

Приспособления: крышка-салфетка под бусины.

Раздел VI. Изонить.

Техника изонить или нитяная графика.

  1. Углы – овладение техникой изонити.
  2. Окружности – изображение окружностей, дуг, овалов, завитков в технике изонити.

Теоретические сведения: Технология отмеривания нитки заданной длины, изображение углов, закрепления нити.

Практическая работа: вдевания нитки в иголку, завязывание узелка. Выполнение углов, окружностей разной формы в технике изонити. Закрепление нити. Вышивание картин с использованием углов и окружностей.

Зрительный ряд: образцы, схемы, иллюстрации, презентация «Изонить или нитяная графика».

Материалы: картон, нитки.

Инструменты: ножницы, иглы.

Приспособления: игольница, крышка для обрезков.

Раздел VII. Основы дизайна.

Теоретические сведения: Понятие о дизайне.

Практическая работа: Декорирование творческих работ.

Зрительный ряд: образцы.

Материалы: бусины, нитки, вышитые изонитью рисунки, цветная бумага, клей.

Инструменты: иглы, ножницы.

Раздел VIII. Аппликация.

Теоретические сведения: Правила составления изображений предметов из отдельных частей и последовательность их наклеивания. Правила и приемы пришивания пуговиц.

Практическая работа: Разметка и раскрой ткани наклеенной на бумажную основу по шаблонам, соединение деталей изделия с основой, выбор пуговиц: цвет, размер; пришивание пуговиц.

Зрительный ряд: образцы, схемы, технологические карты.

Материалы: ткань, наклеенная на бумажную основу, картон, листы бумаги, пуговицы, кисть, клей, клеёнка.

Инструменты: ножницы, иглы, карандаш.

Раздел IX. Итоговое занятие:

Организация выставки творческих работ воспитанников, просмотр и обсуждение творческих работ; педагогическое наблюдение; викторина, тестовое задание; подведение итогов участия в конкурсах; награждение, вручение дипломов.


Второй год обучения

Раздел I. Вводное занятие. Техника безопасности:

Теоретические сведения: Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: решение кроссворда, составление схем для вышивки изонитью.

Зрительный ряд: презентация «Инструменты»: «История Булавки», «Откуда пришёл утюг», булавки разных видов, образцы схем для вышивки изонитью.

Материалы: кроссворд «Инструменты», бумага, карандаши, линейки.

Раздел II. Виды декоративно-прикладного искусства:

Теоретические сведения: Роль народных промыслов в современной жизни. Декоративно-прикладное искусство, его виды: плетение и ткачество, вышивание; деревообработка (матрёшки, Хохлома, писанки), глиняный промысел (Дымковская, Каргопольская, Филимоновская игрушки, Гжель). Взаимосвязь различных видов ДПИ.

Практическая работа: выполнение «Дерева» в технике ткачества, аппликации матрёшки.

Зрительный ряд: репродукции, компьютерные слайды с изображением произведений народных промыслов.

Раздел III. Материаловедение

Теоретические сведения: Материалы (бисер, рубка, стеклярус, мононить) и инструменты (плоскогубцы). Основные свойства и качества. Устройство и работа ткацкого станка. Полотняное переплетение. Ткани животного происхождения (шерсть, шёлк).

Практическая работа: заправка станка, подбор натуральных тканей.

Зрительный ряд: слайды, образцы, мультимедийная презентация «Виды натуральных тканей».

Материалы: бисер, рубка, стеклярус, мононить, кусочки шерстяной ткани, шерсть не прядёная, веретено, клубок шерстяных ниток, воск.

Инструменты: плоскогубцы, булавки, ткацкий станок.

Раздел IV. Цветоведение.

Теоретические сведения: Понятие «цветоведение». Теплые и холодные цвета. Основные характеристики цвета (тон, насыщенность, светлота).

Практическая работа: создание цветов разных по тону, насыщенности, светлоте.

Зрительный ряд: цветовые таблицы-слайды.

Материалы: краски, кисти, палитры, листы бумаги.

Раздел V. Бисероплетение:

  1. Параллельное объёмное плетение. Формирование навыков плетения в технике объемного параллельного плетения.
  2. Плетение сетки. Формирование навыков плетения сетки. Оплетение новогодних шаров, пасхальных яиц.
  3. Плетение на станке. Формирование навыков плетения на станке. Понятия: «ритмический ряд», «орнамент».
  4. Техника “Бисерный мех. Формирование навыков плетения в технике «Бисерный мех»

Теоретические сведения: Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления объемных игрушек из бисера и бусинок. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.

Практическая работа: Выполнение игрушек. Оплетение новогодних шаров, пасхальных яиц. Украшение их бисерным мехом. Плетение на станке закладок, фенечек.

Зрительный ряд: схемы, образцы, фотографии, слайды, технологические инструкции.

Материалы: бисер, бусины, стеклярус, рубка, мононить, нити, новогодние пластмассовые шары, деревянное яйцо, станок для бисероплетения.

Инструменты: иглы, ножницы, плоскогубцы.

Приспособления: игольница, крышка или ткань – салфетка, воск.

Раздел VI. Изонить.

Теоретические сведения: технология составления схем для вышивания в техники изонити используя углы и окружности.

Практическая работа: самостоятельное составление схем, вышивание изонитью по составленным схемам, рисункам. Выполнение угольных форм по круговому движению.

Зрительный ряд: образцы, схемы, иллюстрации, наглядные пособия.

Материалы: картон, нитки, бумага, простой и цветные карандаши.

Инструменты: ножницы, иглы.

Раздел VII. Дизайн и основы композиции.

Теоретические сведения: Понятие о композиции. Основные законы композиции декоративно-прикладного изделия. Свойства и качества композиции (композиционное равновесие, симметрия, асимметрия). Декорирование творческих работ. Роль выразительных средств построения декоративного произведения (форма, цвет, фактура).

Практическая работа: Составление композиции. Оформление работ.

Раздел VIII. Аппликация.

Теоретические сведения: Отделочные материалы (тесьма, ленты, кружево, шнур). Использование их в аппликации. Техника драпировки ткани, выполнения скалок, применение их в аппликации.

Практическая работа: Изготовление эскиза изделия. Изготовление деталей изделия. Соединение деталей изделия с основой. Художественное оформление изделия.

Зрительный ряд: иллюстрации, слайды, образцы, схемы, технологические карты.

Материалы: ткань, картон, листы бумаги, пуговицы, кисть, клей.

Инструменты: ножницы, иглы, карандаш.

Раздел IX. Итоговое занятие:

Организация выставки творческих работ воспитанников, просмотр и обсуждение творческих работ; собеседование, викторина, кроссворды, заочное путешествие; подведение итогов участия в конкурсах, награждение, вручение дипломов.

Базовый Уровень

Третий год обучения

Раздел I. Вводное занятие. Техника безопасности:

Теоретические сведения: Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты, мультимедийная презентация «Инструменты в картинах художников».

Практическая работа: составление вспомогательной таблицы определения номера (размера) бисера.

Материалы: бисер, бусины, стеклярус, блестки, нити, застежки, леска.

Инструменты: иглы, ножницы.

Раздел II. Особенности и различия традиций народов России.

Теоретические сведения: Традиционные костюмы народов России (северных; южных; народов европейской части; Сибири и Алтая). Особенности мотивов народных орнаментов в оформлении одежды и предметов домашнего обихода. Характерные черты костюмов отдельных народов, их отличие от русской традиционной одежды. Представление об образном, стилевом, силуэтном, цветовом решении костюма. Народные обычаи, традиции, праздники. Приобщение к традициям своего народа. Понятие о связи традиционного костюма с образом жизни, нравственными ценностями, обычаями народа. Бисер и аппликация в народном костюме. История русского народного костюма.

Практическая работа: просмотр слайдов с изображением народных костюмов, выполнение аппликации «Народный костюм», выполнение изделия (закладка, браслет) с национальным орнаментом по выбору.

Зрительный ряд: народная музыка; народные пословицы, поговорки, загадки, слайды с изображением народных костюмов.

Материалы: бисер, бусины, стеклярус, нити, застежки, леска; бумага белая и цветная, гофрированная бумага, клей.

Инструменты: иглы, ножницы.

Раздел III. Материаловедение.

Теоретические сведения: Отделочные материалы. Ткани искусственного происхождения. Их основные свойства и качества.

Практическая работа: составление таблицы «характеристика волокон»

Материалы: кусочки разнообразной ткани, тесьма, шнуры, кружева.

Раздел IV. Гармония цвета.

Теоретические сведения: Цветовая гамма. Колорит. Гармония цвета. Гармоничное сочетание цветов. Воздействие цвета. Законы композиции. Закон цельности и соразмерности. Характеристика восприятия цвета.

Практическая работа: изготовление индивидуального пособия «цветовой круг» для подбора сочетания цветов в изделиях из бисера.

Зрительный ряд: таблицы-слайды, произведения художников конца ХIХ и ХХ веков с ярко выраженным состоянием и фактурной живописью – слайды.

Материалы: альбом для рисования, краски, кисти, палитра.

Раздел V. Бисероплетение:

  1. Кирпичный стежок. Формирование навыков плетения кирпичным стежком.
  2. Техника «мозаичное плетение». Выполнение мозаичного (плотного) жгута.
  3. . Техника плетения мозаикой по диагонали (косое плетение).

Теоретические сведения: Техника выполнения низания кирпичным стежком, мозаикой, и мозаикой по диагонали (косое плетение), используемый материал. Анализ образцов, чем схемы похожи в чём отличие, плотность плетения. Составление схем.

Практическая работа: плетение изделий в технике низания кирпичным стежком, мозаикой, и мозаикой по диагонали (косое плетение). Выполнение украшений (1-2) из цепочки и листиков, снежинок в технике косого плетения. Закрепление замочков.

Зрительный ряд: схемы украшений, образцы, фотографии, технологические инструкции.

Материалы: бисер, бусины, колокольчики, стеклярус, рубка, замочки леска, нити, деревянное яйцо, станок для бисероплетения.

Инструменты: иглы, ножницы.

Приспособления: игольница, крышка или ткань – салфетка, воск.

Раздел VI. Проектная деятельность «От замысла к воплощению».

Теоретические сведения: Выбор темы по желанию, обсуждение темы, подготовка сообщения. Примерные темы:

  • Огонь друг, пожар враг.
  • Дерево (сезонное)
  • Подарок маме.
  • Зимняя сказка.
  • Новогодний сувенир.
  • Подарок защитникам Отечества.
  • Масленица.
  • Экология. Творчество. Дети.
  • День рождения.
  • Подводный мир.
  • Большое космическое путешествие.
  • Кладезь России. Народная игрушка.
  • Россия начинается с тебя.

Практическая работа: Определение темы по выбору. Разработка эскиза. Выбор техники и материала. Работа над проектом. Презентация и защита проекта.

Раздел VII. Итоговое занятие:

Организация выставки творческих работ, проведение собеседования, тестирования, подведение итогов участия в конкурсах, защита творческих проектов, награждение, вручение дипломов.

Четвёртый год обучения:

Раздел I. Вводное занятие. Техника безопасности:

Теоретические сведения: Введение в образовательную программу. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и инструменты. Классификация длины бус: виды установленной длины их название.

Практическая работа: низания бус по общепринятой классификации длины ожерелий.

Материалы: бисер, бусины, стеклярус, блестки, застежки, леска.

Инструменты: иглы, ножницы.

Раздел II. Проектная деятельность «От замысла к воплощению».

Теоретические сведения: Выбор темы по желанию, обсуждение темы, разработка схем, подборка материала, подготовка сообщения. Примерные темы:

  • Огонь друг, пожар враг.
  • Золотая осень.
  • Дерево (сезонное, счастья, жизни)
  • Подарок маме.
  • Зимняя сказка.
  • Новогодняя фантазия.
  • Новогодний сувенир.
  • Рождество.
  • Подарок защитникам Отечества.
  • Масленица.
  • Великие Победы России.
  • Экология. Творчество. Дети.
  • День рождения.
  • Большое космическое путешествие.
  • Кладезь России. Народная игрушка.
  • Территория мира и согласия.
  • Россия начинается с тебя.

Практическая работа: Определение темы. Разработка эскиза. Выбор техники и материала. Работа над проектом. Презентация и защита проекта.

Раздел III. Итоговое занятие:

Организация выставки творческих работ, проведение собеседования, тестирования, подведение итогов участия в конкурсах, защита творческих проектов, награждение, вручение дипломов.


IV. Методическое обеспечение программы

№  п/п название раздела

год обучения

НАИМЕНОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

папка

  1. Вводное занятие

I

Конспект занятия «В гостях у принцессы Иголочки», правила техники безопасности. Рабочие тетради для схем по бисероплетению, рабочие папки.

«Сказка о принцессе иголочке», «Сказки об инструментах» «Истории рассказанные инструментами» (иглой, игольницей, ножницами, напёрстком); брошюры «Это интересно знать» I – II выпуски.

«Осень»

диск

II

Конспект занятия, правила техники безопасности,  мультимедийные презентации: «История про булавку», «Откуда пришёл утюг»

III

Конспект занятия, правила техники безопасности, мультимедийная презентация «Инструменты в картинах художников».

  1. История развития видов декоративно-прикладного творчества

I

Конспекты занятия, мультимедийные презентации: «История, рассказанная бусинкой», «Аппликация», «Изонить или нитяная графика», «Превращение пугвицы», «Матрёшка – народная игрушка». Картины, выполненные в технике изонити, аппликации из ткани, изделия из бисера, народные сказки.

«Осень», «Зима», «Весна»

диск

II

Репродукции, компьютерные слайды изделий народных промыслов;

Мультимедийные презентации: «История развития ткачества», «Золотая Хохлома»,  «Подарок к Пасхе – писанки», «Народные промыслы – России», «Дымковская игрушка», «Городецкая роспись», «Синие цветы Гжели»

III

Особенности и различия традиций народов России

Народная музыка, народные пословицы, поговорки, загадки, слайды с изображением народных костюмов; книга «Лица Столицы»;

Мультимедийные презентации: «Костюмы народов мира», «Особенности и различия традиций народов России»;

Коллекция кукол в национальных костюмах.

  1. Материаловедение

I

Мультимедийные презентации: «Процесс получения льняного волокна и ткани», «Хлопчатобумажные ткани», «Чудесный мир бусинок», образцы бусин

«Зима», «Весна»

диск

II

Образцы ткани, Мультимедийная презентация «Виды натуральных тканей»

III

Образцы отделочных материалов: тесьмы, шнуров, кружев.

  1. Цветоведение

I

Таблицы-слайды цветоведения: хроматические цвета, ахроматические цвета, основные цвета, составные цвета, дополнительные цвета, контрастные цвета, промежуточные цвета, цветовой круг; Мультимедийная прзентация «Цвет основа живописи»

Диск

II

Таблицы-слайды цветоведения гармоничного сочетания цветов

III

Таблицы-слайды цветоведения: оттенки-полутона; слайды произведений художников XIX и XX веков.

  1. Бисероплетение

I

Конспекты и планы занятий; технологические инструкции: параллельное плетение, игольчатое плетение «Плетение семейки – руки человечков», Петельное плетение «Плетение осеннего дерева», крестообразное плетение «Цепочка». Рабочие тетради.

Раздаточные карточки-схемы: виноград, ужик, полевые цветы, цветные карандаши, весёлая семейка, 2-х крылая бабочка, осеннее дерево, снежинка, маленькая елочка, Ддед Мороз, Снегурочка, Рождественский Ангел, снеговик, подснежник, кораблик, самолёт, моряк, мимоза, незабудки, ракета, рыбки, русалка, водоросли, ящерица, лягушка, гусеница, 4-х крылая бабочка.

Мультимедийные презентации по темам: «Винограда»; «Снежинка»; «Дед Мороз и другие…»; презентация-слайды «Превращение бабочки»; «История, рассказанная бусинкой».

Сказки народов мира, «Добрый дедушка – сказание о деде Морозе», аудио записи.

«Осень» «Зима», «Весна»

диск

II

Конспекты и планы занятий, технологические инструкции: объёмное параллельное плетение, плетение сеточки. Образцы. Схемы для плетения на станках. Рабочие тетради.

Раздаточные карточки-схемы: виноград, смородина, долька арбуза, перчик, крокодил, черепаха, корзинка, божья коровка, собака терьер, осьминог, рыбки, «Дерево счастья», ажурные бабочки.

Мультимедийные презентации: по теме: «Дерево счастья» - «Уральские самоцветы»; слайды фруктов, овощей, обитателей морей, насекомых.

«Осень»

«Зима» «Весна»

диск

III

Технологические инструкции: крестообразное плетение «Плетение полотна», «Мозаичное плетение», схемы изделий в техниках косого плетения, мозаичного плетения, кирпичным стежком. Рабочие тетради.

«Зима»

«Осень»

«Весна»

6. Изонить

I

Углы «Острый угол» (морковь, гриб); «Тупой угол» (крыша, зонт, ёлка); «Прямой угол» (парус), «Смежные углы» (звезда, фонарь, снежинка), «Закладки», «Парусник»

Окружности: «Новогодний шарик», «Снеговик», «Неваляшка», «Тюльпаны» «Сердечко»

Мультимедийная презентация «Изонить или нитяная графика»

«Осень»

«Зима»

«Весна»

диск

II

Слайды, наглядные картины, схемы видов выполнения некоторых элементов.

7.   Дизайн и основы композиции

I

Слайды классических видов дизайна, произведений декоративно-прикладного искусства разных эпох

Диск

II

Слайды произведений декоративно-прикладного искусства

8.Аппликация

I

Образцы, технологические карты: «Сезонное дерево», лекала, детали аппликаций;

Мультимедийные презентации: «Аппликация», «Превращение пугвицы», «Звёздное небо», «Матрёшка – народная игрушка».

«Осень»

диск

II

Иллюстрации, слайды, образцы, эскизы, чертежи

9.Проектная деятель-ность

III

Примерные темы проектных работ, журналы, примерные эскизы; образцы

«Осень», «Зима», «Весна»

10.Итоговое занятие

Сценарии, подборка стихов; аудио записей; игр в командах, в круге, с бумагой; перевёртыши (пословицы, поговорки, названия книг, строчек из песен и стихов), «зимняя фантазия», «Весенний день», «Масленица» Загадки, ребусы, тесты, кроссворды. 

Мультимедийные презентации: «Своя игра «Новогодняя», «Народная игрушка – Матрёшка»

«Зима», «Весна»

Рекомендательный список музеев, выставок Москвы и Подмосковья к образовательным программам по изобразительному и художественно-прикладному творчеству



Список литературы для педагога:

  1. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1999г.
  2. Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М.: Книголюб, 2003г.
  3. Ашиков В. «Азбука мира», «Дошкольное воспитание», №1, №3, №5, 2004г.
  4. Ашиков В. «Азбука мира», «Дошкольное воспитание», №10, № 2,2005г.
  5. Ашиков В. «Азбука мира», «Дошкольное воспитание», №2, №4, №5,  2006г.
  6. Гусакова Н.Н., Техника изонити для дошкольников, Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2005г.
  7. Добрых рук мастерство, сборник 2-е издание, переработанное и дополненное, составитель и научный редактор Богуславская И.Я. – Л.: «Искусство», 1981г.
  8. Заикина А., Заикин М., Заикин С. Поиграем на листе бумаги. Серия: «Через игру – к совершенству». М.: «Лист», 1999г.
  9. Закржевская Е.Д, Марсаль С.В., 110 увлекательных поделок из пуговиц, Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005г.
  10. Зимина А.Н. Народные игры с пением. Практическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений, учителей начальной школы, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: «Издательство ГНОМиД», 2000г.
  11. Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство маленьким) Учебно-наглядное пособие. Автор-составитель Курочкина Н.А. – СПб.: «Детство-Пресс», 2005г.
  12. Иванова К.В., Рыбаков В.А. Сами с усами. Весёлый словарь фазеологизмов для ребят и их родителей. Серия: «В мире слов». – М.: «Лист», 1998г.
  13. Игры, ребусы, загадки для младших школьников. Популярное пособие для родителей и педагогов./Сост. Т.И. Линго; худож.: Г.В. Соколов, В.Н. Куров. – Яросоавль: Академия развития, 2006г.
  14. Ильина М.В. Развитие невербального воображения. – М.: Прометей; Книголюб, 2003г.
  15. Леонова О.В., Рисуем нитью ажурные картинки, Санкт-Петербург, «Литера», 2005г.
  16. Лунина Г.В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М.:ЦГЛ, «ЭЛИЗЕ ТРЕЙДИНГ», 2004.
  17. Ляукина М.В., Стильные штучки из бисера, Москва, «АСТ- ПРЕСС», 2006г.
  18. Маерова К., Дубинская М. Русское народное прикладное искусство. - М., 1990.
  19. Митителло К. Аппликация: техника и искусство. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002г.
  20. Моя Родина – Россия. Книга четвёртая. Народы. Костюмы. Праздники. – М.: Школьная пресса, 2010г.
  21. Орнаменты народов мира: Практическое пособие/Сост., сопроводит. Текст С.Ю. Афонькина, Е.Ю. Афонькиной. – СПб.: Кристалл, 1998г.
  22. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. – М.: Знание, 1984г.
  23. Попова О.С., Каплан Н.И., Королёва Н.С., Работнова И.П., Чирков Д.А., Федотова Л.В. Народные художественные промыслы/Попова О.С., Королёва Н.С., Чирков Д.А. и др. под общ. Ред. О.С. Поповой. – М.: Лёгкая и пищевая промышленность, 1984г.
  24. Рукоделие, редакционная группа. – М.: АО «Асцендент», 1994г.
  25. Синицына Е.И. Умные загадки. – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1999г.
  26. Синицына Е.И. Умные занятия – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1998г.
  27. Синицына Е.И. Умные пальчики. – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1998г.
  28. Синицына Е.И. Умные сказки – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1999г.
  29. Синицына Е.И. Умные слова. – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1999г.
  30. Синицына Е.И. Умные стихи – М.: «Лист». Серия: «Через игру – к совершенству». 1998г.
  31. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - Обнинск: Титул,1996.
  32. Интернет ресурсы.

Список литературы для детей:

  1. Балакшин Р.А. Добрый дедушка, сказание о деде Морозе. – М.: Издание Сретенского монастыря, 2002г.
  2. Джин Уэллс, Пейзажи из ткани, изысканная аппликация. – М.: Мой Мир, 2007г.
  3. Коллекция идей, подборка журналов для умелых ребят.
  4. Лица столицы. Авторский коллектив. – М.: Издательский дом «Собеседник», 2007г.
  5. Лена-рукоделие, подборка журналов, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА»
  6. Мальт В.С., Стеклянная история, Москва, «Детская литература», 1977г.
  7. Утевская П.В.. Рассказы о стеклянной ниточке, Москва, «Детская литература», 1968г.
  8. Чудесные мгновенья, подборка журналов по бисероплетению. ЗАО «АСТРЕЯ», издатель «Агентство Дистрибьютор Прессы»
  9. Энциклопедии для детей.
  10. Энциклопедия для самых маленьких (для детей младшего школьного возраста), Москва, ООО «Издательство АСТ», 2000г.

Список литературы для родителей:

  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. КАК? – Издание 3-е, исправленное и дополненное – М.: «ЧеРо», 2003г.
  3. Медведева И.Я., Шишова Т.Л., Разноцветные белые вороны. – М.:»Семья и школа», 1996г.
  4. Филипчук Г. Знаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей: Пер. с польск. – 4-е изд., доп. М.: Прогресс, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Личная программа по декоративно-прикладному искусству

Личная программа по декоративно-прикладному искусству в начальной школе....

Развлекательно- диагностическое мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии декоративно-прикладной направленности.

Развлекательно- диагностическое  мероприятие для детей дошкольного возраста посещающих студии флористики, художественной вышивки, керамики. По результатам мероприятия происходит выявление у...

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"

Рабочая программа студии декоративно-прикладного творчества " Фантазия"...

конспект занятия в студии декоративно-прикладного творчества "Альтернативные виды живописи"

конспект занятия по дополнительной образовательной общеразвивающей программе "Вдохновение"...

Дополнительная общеобразовательная программа студия «Декоративно-прикладное искусство»

Студия «Декоративно-прикладное искусство» авторская программа по изучению различных видов прикладного и художественного искусства. На первых годах обучения школьники изучают основы несколь...

Тема: «Роль проектной деятельности в студии декоративно прикладного искусства.»

Использование метода проектов на занятиях по направлению «Своими руками» развивает активное самостоятельное мышление воспитанника, его творческие, интеллектуальные, коммуникативные умения....

Календарно-тематический план студии «Декоративно-прикладное искусство»

Календарно-тематический план студии «Декоративно-прикладное искусство»....