Доклад: Внеурочная деятельность- необходимое условие для успешной социализации и развития обучающихся
методическая разработка на тему

Лопатина Любовь Владимировна

Внеурочная деятельность  в нашей школе  объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

image

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внеурочная деятельность  сегодня - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, выбираемая по желанию учеников и их родителей.

Модель организации внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности происходит  за счет ресурсов школы  и учреждения дополнительного образования детей (интеграция). За счет чего  расширяется выбор вариантов

( часов внеурочной деятельности)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лопатина Любовь Владимировна,

заместитель директора по  воспитательной работе 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

 учреждение «Средняя  общеобразовательная

                                                             школа №1 им. М.П.Кочнева г.Нерюнгри»

Доклад: Внеурочная деятельность- необходимое условие для успешной социализации и развития обучающихся

Внеурочная деятельность  в нашей школе  объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Внеурочная деятельность  сегодня - это неотъемлемая часть образовательного процесса в школе, выбираемая по желанию учеников и их родителей.

Модель организации внеурочной деятельности

Организация внеурочной деятельности происходит  за счет ресурсов школы  и учреждения дополнительного образования детей (интеграция). За счет чего  расширяется выбор вариантов

( часов внеурочной деятельности)

Модель линейная - распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года.

Виды и направления внеурочной деятельности. Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности: 

  1. игровая деятельность;
  2. познавательная деятельность;
  3. проблемно-ценностное общение;
  4. досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  5. художественное творчество;
  6. социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  7. трудовая  деятельность;
  8. спортивно-оздоровительная деятельность;
  9. краеведческая деятельность.

Задачи, решаемые внеурочной деятельностью

1.Обеспечить достижение личностных, метапредметных, предметных результатов основной образовательной программы

2. Снизить учебную нагрузку обучающихся

3. Обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе

4. Улучшить условия для развития ребенка

5. Учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

При организации внеурочной деятельности мы придерживаемся требований стандарта.

Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьников

  • Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделю
  • Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы
  • Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся
  • Аудиторных занятий не должно быть более 50%
  • Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты

Для реализации ФГОС определена модель организации  образовательного процесса с учетом внеурочной деятельности:

  • В 1-х классах-  это 5 дневная учебная неделя, во 2-6-х классах- 6 дневная учебная неделя.
  • Внеурочная деятельность реализуется  с понедельника по субботу.

Для организации и реализации внеурочной деятельности обучающихся 1-6-х классов в рамках Основной образовательной программы  МБОУ СОШ №1  разработана  Программа внеурочной деятельности.

Согласно новому Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Согласно учебного плана,  внеурочная деятельность в 1-6-х классах  реализуется по направлениям:

1-4е классы

Спортивно-оздоровительное направление: Кружок «Азбука здоровья».

Духовно-нравственное направление: Культура народов РС (Я), Музыка для всех, Кружок «Я- гражданин России».

Социальное направление: Основы безопасности жизнедеятельности, «Спасатели» ( детское движение).

Общеинтеллектуальное направление: Кружок «Мир деятельности», Кружок «Азбука информатики», Кружок «Интеллектуал».

Общекультурное направление: Кружок «Город мастеров».

5-6е классы

Спортивно-оздоровительное направление: Секция плавания, Шахматный клуб.

Духовно-нравственное направление: Студия  хореографии «Триумф».

Социальное направление: Часы психологии, Театр социальной миниатюры, «Искатели» ( детское движение).

Общеинтеллектуальное направление: Интеллектуальный клуб «Путешествие по странам и континентам»: английский язык, испанский язык, французский язык, немецкий язык.

Общекультурное направление: Кружок вокального пения, студия театр мод Карамелька

 Также  в нашей школе предоставляется спектр услуг по внеурочной деятельности: спортивные секции, студии, клубы, кружки ( 13 направлений).

 Особое внимание мы уделяем  включению детей в деятельность органов школьного самоуправления, взаимодействию с детскими общественными объединениями и организациями гуманистической направленности, социальными институтами.

Наличие лишь знаний и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения – конечно, немало, но все же не достаточно для появления гражданской идентичности. А вот если школьник приобретет опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде, и  тем более, в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.

 С целью успешной социализации обучающихся в  школе  созданы:

-  детское общественное объединение «Морская эскадра» имени А.И.Щетининой;

- ученическое самоуправление «Школьный парламент».

С 2015-2016 учебного года в школе реализуется образовательная программа дополнительного образования «Движение юных граждан Следопыты – Искатели» для 2-6 классов.

Для проведения занятий по направлениям внеурочной деятельности:

  • Составлен и утвержден график проведения занятий внеурочной деятельности.
  • Разработаны и утверждены  рабочие программы для проведения кружковой деятельности.
  • Заведены журналы учета проведенных кружковых занятий.

При планировании и организации внеурочной деятельности  мы придерживаемся единой  линии в плане преемственности содержания, таким образом, чтобы деятельность обучающихся имела свое продолжение в основной и старшей школе

        Все виды внеурочной деятельности обучающихся   ориентированы на воспитательные результаты.

   Школа работает по трём уровням результатов внеурочной  деятельности школьников:

1-й уровень – школьник  знает и понимает общественную жизнь;

2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь;

3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.

Внеурочная деятельность направлена на развитие воспитательных результатов:

  • приобретение учащимися социального опыта;
  • формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;
  • приобретение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

Внеурочная  деятельность способствует укреплению связи между семьей и школой.

Сотворчество учителей и родителей  во внеурочной деятельности  мы организуем   по  направлениям:

  •  участие родителей в организации различных форм совместной внеурочной работы с детьми;
  •  развитие сотрудничества с учителями и детьми в учебно-познавательной,  исследовательской  деятельности в школе и в домашних условиях и другое.
  • В школе вошло в традицию проводить ежемесячные  родительские  лектории по параллелям с участием психолога школы. Такая форма позволяет учитывать возрастные особенности обучающихся и работать во взаимодействии с родителями, привлекая их в работе в группах.

        Взаимосвязь результатов и  форм внеурочной деятельности

Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления образовательных эффектов этой деятельности (эффектов воспитания и социализации детей), в частности:

- формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;

- формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.

Система контроля и оценки результативности внеурочной  деятельности

Результаты внеурочной деятельности не являются предметом контрольно-оценочных процедур. С этой целью  используются разные технологии, в том числе и технология «Портфолио».

Портфолио –  результат личных достижений учащихся, который включает подборку детских работ, демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Портфолио представляет собой подборку личных работ ученика, в которые могут входить творческие работы, отражающие его интересы, лучшие работы, отражающие прогресс ученика в какой-либо области, продукты учебно-познавательной деятельности ученика – самостоятельно найденные информационно-справочные материалы из дополнительных источников, доклады, сообщения и пр.

Критериями  эффективности реализации направления   служат:

  • Уровень развития личности учащегося (нравственное развитие, социальная адаптированность, коммуникативные навыки и др.);
  • Степень сформированности классных коллективов;
  • Уровень воспитанности;
  • Уровень развития ученического самоуправления;
  • Охват учащихся системой внеурочной деятельности;
  • Удовлетворенность учащимися, педагогами и родителями внеурочной  деятельностью.

     

 Внеурочная  деятельность сопровождается  диагностической работой.

Педагогическая диагностика - это оценочная процедура, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива.

Сведение в единую матрицу результатов диагностики по определенным методикам, позволяет осуществлять мониторинг внеурочной  деятельности.

Мониторинг внеурочной деятельности - наблюдение, оценка и прогноз состояния внеурочной деятельности.

 Цель мониторинга внеурочной деятельности - выяснить, насколько организованная  внеурочная  деятельность  способствует позитивным изменениям в личности ребенка.

Проведение диагностического исследования эффективности внеурочной деятельности позволяет проследить динамику улучшения или ухудшения   качества, конкретизировать цели и  задачи на следующий образовательный период. 

Мониторинг занятости  обучающихся  1-6х классов во внеурочной деятельности

Название кружка

Начало года

Кол-во

(639)

%

«Азбука здоровья»  (1-4-е классы)

229

36

«Культура народов РС (Я)» (1-е классы)

42

7

«Я - гражданин России» (2-4-е классы)

134

21

«ОБЖ»  (1-4-е классы)

238

37

«Интеллектуал»  (2-4-е классы)

156

24

«Мир деятельности»  (1-4-е классы)

300

47

«Город мастеров»   (1-4-е классы)

224

        35

«Музыка для всех»  (1-2 классы)

128

20

«Азбука информатики»  (1-е классы)

44

7

Секция плавания ( 5 классы)

132

21

Студия  хореографии ( 5,6 классы)

45

7

Часы психологии( 5,6 классы)

33

5

Интеллектуальный клуб «Путешествие по странам и континентам» ( 6 классы)

53

8

Кружок вокального пения ( 5,6 классы)

29

5

Студия театр мод Карамелька (5,6 классы)

30

5

Театр социальной миниатюры, (5,6 классы)

40

6

Шахматный клуб. (5,6 классы)

60

9

Детское движение «Спасатели» «Искатели» (2-6 классы)

535

83

В целом по школе охват всеми видами внеурочной деятельности  ( включая и внешкольные учреждения)         1125 учеников школы  охват составляет 875 ( 78%)

В школе созданы условия для внеурочной деятельности обучающихся. Вся система работы школы по данному направлению призвана предоставить возможность:

  1. свободного выбора детьми направлений внеурочной деятельности, которые отвечают их внутренним потребностям;
  2. помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты, способности;
  3. стать активным в решении жизненных и социальных проблем, уметь нести ответственность за свой выбор;
  4. быть активным гражданином своей страны, способным любить и беречь природу, занимающим активную жизненную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, понимающим и принимающим экологическую культуру.

Список литературы:

  1. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор:

     пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.:      

     Просвещение, 2010.

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности

     гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.:

     Просвещение, 2009.

  1. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / (В.А. Горский, А.А. Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.) : под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.
  2. ФГОС ОО: организационно- методические  аспекты  реализации нового содержания образования школьников.  Под  общ. ред. Л.Л. Беляевой.- Хабаровск: ХК ИРО.-2012.-66с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...

Доклад на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ОВЗ: опыт, проблемы, перспективы" на тему: "Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ", 2016 год.

Данный материал содержит выступление на окружном семинаре "Введение и реализация ФГОС для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы" (2016 год)....

Доклад "Внеурочная деятельность обучающихся английскому языку в начальной школе в условиях реализации ФГОС общего образования".

С введением ФГОС общего образования внеурочная деятельность учащихся приобрело особую значимость в целях соблюдения целостности и последовательности образовательного процесса. Все принципы, которые бы...

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...

«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ С ОВЗ, КАК НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ ДЛЯ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ».

В своей работе с детьми ограниченными возможностями здоровья, развитие творческого потенциала происходит, как в урочное время, так и в неурочное,  через декоративно-прикладное творчество и художе...