Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.
статья на тему

Белослудцева Ирина Рафаиловна


Данная статья предназначена для тех, кто интересуется вопросами дополнительного образования школьников на примере кружка по топонимике родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_detey._opyt_problemyperspektivy.odt21.06 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование детей: опыт, проблемы, перспективы.

   Образование связывают с двумя процессами: обучением и развитием, но в их взаимосвязи  с культурой. Таким образом, образование соединяет в себе различные планы жизни человека. И человек в процессе образования постепенно осваивает эти пласты.

   На сегодняшний момент возрастает интерес к нестандартному мышлению. Но деятельность на уроке не всегда способна предоставить достаточные условия для развития творческого потенциала школьников. Поэтому вопрос о дополнительном образовании является сегодня особенно актуальным, так как оно направлено

на удовлетворение тех потребностей в обучении, которые расширяют и углубляют знания учеников, например, по русскому языку, выходя далеко за его пределы. По своему значению дополнительное образование никак не уступает основному и даже имеет преимущество, потому что в данном случае ученики выбирают сами, согласно своим интересам, вид деятельности, которое основано на желании. Конечно, школа дает значимое общее образование, но именно кружковая работа способствует многогранному развитию личности ребенка.

    Итак, дополнительное образование связано со свободой выбора, отсутствием жестких рамок. Работа детей в кружке «Топонимика Приморского края», который ведется в нашем учебном заведении, - место, где каждый ребенок может получить психологическую и эмоциональную разгрузку. Здесь меняется статус ученика, он учится общаться со сверстниками, коллективной деятельности, становится более ответственным, получает удовольствие от участия в работе кружка. Многолетний опыт работы с учениками и общения с их родителями позволяет сделать вывод, что активное участие детей в работе кружка, бесспорно, доставляет им огромное наслаждение, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему занятости детей.

    Топонимика – важнейший элемент лингвокраеведческой работы. Она служит прекрасным средством стимулирования интереса к изучению прошлого и настоящего своего края путем установления связей между географическими особенностями местности, историей, языком

народа и отражением этих факторов в географических названиях. Приобщение учащихся к

лингвокраеведческой работе не только способствует нравственному воспитанию подростков, но и расширяет их кругозор, содействует углубленному усвоению знаний по таким предметам, как история, география, лингвистика. Ученики приобретают навыки общения со словарями, справочниками, знакомятся с терминами топонимики, опираясь на знания, полученные по другим предметам. Изучение топонимики – это не дань моде, а требование времени. Сколько можно быть Иванами, не помнящими родства? Приморье – край, где мы родились,живем, трудимся. Это по-настоящему богатейшая и самобытная территория. Топонимы Приморья отражают историю его заселения. Изучение,сохранение местных топонимов – это новые структуры, вписанные в историю родного края.

  Первым этапом работы с учащимися в данном направлении является анкета «Знаешь ли

ты топонимику родного края?»

1. Что изучает топонимика?

а) словарный запас языка;

б) значение, происхождение, изменение географических названий;

в) слова неясного смыслового выражения.

2. Что такое топонимика?

а) слова, для понимания которых требуется перевод на русский язык;

б) слова ясного смыслового выражения;

в) собственные названия отдельных географических мест.

3. Интересует ли тебя происхождение названий местных географических объектов?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

4. Знаешь ли ты происхождение географических названий родного края?

а) да;

б) нет;

в) затрудняюсь ответить.

5. Хотелось ли тебе узнать больше о топонимике?

а) да

б) нет;

в) не знаю.

   Анкеты чаще всего показывают, что дети, к сожалению, слишком мало знают о родном крае, о его истории, но стремятся узнать больше.

   История края, его культура, особенности – благодатный материал для воспитания патриотизма наших детей. Именно человек – главное богатство любой страны. От того, сможем ли мы воспитать, выучить, подготовить к жизни такого человека, который станет образованным,гуманным, зависит будущее нашей страны. Исследовательская работа сама по себе очень интересна, но, если она связана с историей Приморья, – это вдвойне интересно и познавательно. Мы с ребятами ищем значения гидронимов, ойконимов, оронимов Приморья в литературных источниках, архивных материалах, в походах по родным местам. Работа с местным топонимическим материалом вызывает интерес учащихся, стремление расширить свои познания в краеведении. Обращение к местному материалу, местному языковому наследию – один из способов приобщения детей к национальной духовной культуре. Наше Приморье многонационально, помимо коренного населения (удэге, нанайцы, орочи, тазы), здесь издавна живут народы Поволжья (татары, мордва, чуваши) и ряд других. Но все же преобладают восточно-славянские народы. В связи с этим в течение нескольких лет в нашем городе проводится городской открытый фестиваль «Многонацио-

нальное Приморье», в котором принимают активное участие и члены нашего топонимического кружка. Это и конкурс электронных презентаций «Приморье – территория многонационального общения», и конкурс докладов «Коренные народы Приморья: быт, культура, традиции, обычаи, национальная кухня и костюм», и викторина «Многонациональное Приморье: люди и события».

     Японское море, Тихий океан, приморские реки и озера являются одним из главных достояний нашего края. Поэтому много работы посвящено этим гидронимам. Ученики исследуют их, например, используя следующую топонимическую карточку:

1. Топоним.

2. Этимология топонима.

3. Топооснова (имя, фамилия, географический термин), легший в основу топонимов.

4. Легенды, предания, объясняющие происхождение топонимов (если таковые есть).

5. Топонимика в контексте употребления в повседневной речи.

    Более творческие школьники вот уже несколько лет принимают активное участие в международных конкурсах сочинений о море на русском языке, в котором постоянно занимают призовые места, что говорит об их глубоком интересе к выбранной теме. Участвуют в Открытых межрегиональных историко-патриотических конкурсах «Морская слава России», что проводится Центром

Национальной славы России.  В преддверии САММИТа АТЭС члены нашего топонимического кружка принимали активное участие в конкурсе «Мой город». Лучшая работа была помещена в сборнике, изданном администрацией г. Владивостока. Это уже второй выпуск, в котором опубликова-

ны рефераты наших ребят.

     Так как члены топонимического кружка уже несколько лет занимаются краеведческой работой и выступают на конференциях и конкурсах, они были отмечены дипломом Общества изучения Амурского края за вклад в развитие краеведения в Приморском крае, поисково-исследовательскую работу.

    Подводя итоги, можно сделать вывод, что краеведческая работа данного топонимического

кружка эффективно влияет на воспитание патриотизма у школьников. Ученики постепенно

приходят к осознанию того, что «мой» край –это неотъемлемая частица нашей Родины. Дети

неравнодушны к образованию и хотят, чтобыоно было более личностно-ориентированным.

Базовое образование одно не в состоянии решить эту проблему. Поэтому так важно умело

использовать возможности дополнительного образования. Через ошибки и находки ученики

открывают мир и обретают свое место в нем. Результатом такой работы может стать как хобби, так и будущая профессия.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Горбова М.А. Патриотическое воспитание сред-

ствами краеведения. – М.: Глобус, 2007. – 214 с.

2. Касимова Т.А., Яковлев Д.Е. Патриотическое

воспитание школьников. – М.: Айрис-пресс, 2005. –

64 с.

3. Рублева О.Л. Ономастика в школе: учебное посо-

бие для учителей и учащихся средней школы. – Вла-

дивосток: Изд-во ПИППКРО, 2005. – 151 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Защита на научно-методическую конференцию "Современное образование: опыт, проблемы, перспективы"

Добрый день! Вашему вниманию я представляю свою работу «Кружковая работа по изо и технологии, как средство развития творческого потенциала учащихся»....

Доклад на Республиканской научно-практической конференции "Здоровьесберегающее образование:опыт, проблемы, перспективы развития"по реализации проекта "Спортивная суббота в школе"

Доклад "Реализация проекта " Спортивная суббота на базе МОУ "Акчеевская СОШ " (Республиканская научно-практическая конференция)...

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

"Стань творцом и тогда каждый новый шаг в твоей профессиональной деятельности станет открытием мира души ребенка"...

Реализация ФГОС общего образования на уроках физической культуры: опыт, проблемы, перспективы

Управление любым процессом предполагает осуществление контроля, т.е. определенной системы проверки эффективности его функционирования. Крайне необходим он и для успешного протекания процесса обучения....

ПЛАН проведения коллегии отдела образования по теме: «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»

ПЛАНпроведения   коллегии отдела образования по теме: «Современное дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы»...

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная реклама региональной системы дополнительного образования детей Краснодарского края»

Выступление на межрайонном семинаре «Дополнительное образование детей – актуальные вопросы и лучшие практики»: «Опыт участия в краевом конкурсе «Лучшая социальная ре...