Методы арт-терапии на занятиях по хореографии.
статья по теме

Кубышкина Марина Анатольевна

В статье рассказывается о возможности использования методик арт-терапии на занятиях по хореографии. Арт-терапия может предложить разнообразные способы выражения чувств, эмоций обучающихся, которые они испытывают во время танца, движения под музыку, прослушивания музыки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_art-terapii_na_zanyatiyah_po_horeografii.docx43.14 КБ

Предварительный просмотр:

Методы арт-терапии на занятиях по хореографии.

Кубышкина Марина Анатольевна

2016 год

Содержание:

  1. Общая характеристика понятия «Арт-терапия».
  2. Как можно использовать создание рисунка на занятиях по хореографии?
  3. Мандала, как способ выражения чувств и эмоций от прослушивания музыки, движения под музыку.
  4. «Исповедь пациента» (фрагмент работы автора данной статьи по созданию и анализу собственной мандалы).
  5. Мандала или "Попытка начинающего арт-специалиста разобраться в исповеди пациента на примере его рисунка" (фрагмент работы автора данной статьи по созданию и анализу собственной мандалы).

  1. «Арт-терапия означает исцеление посредством творчества  через

выражение  человеком своего психо-эмоционального состояния.  Сам термин  был впервые употреблен Адрианом Хиллом в 1938 году при описании своих занятий изобразительным творчеством с туберкулезными больными в санаториях, поэтому только  в ХХ веке, основываясь на  научных исследованиях, искусству стали официально приписывать терапевтическую функцию» (3).

Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: живопись, графика, фотография, лепка. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество методик. Одна из трактовок международной классификации гласит, что терапия искусством представлена четырьмя направлениями: собственно арт-терапией (психотерапией посредством изобразительного творчества), драматерапией (психотерапией посредством сценической игры), танцевально-двигательной терапией (психотерапией посредством движения и танца) и музыкальной терапией (психотерапией посредством звуков и музыки) (3). В некоторых источниках (3, 6, 7) говорится также и о маскотерапии, сказкотерапии, оригами, цветотерапии, видеотерапии, песочной терапии, как о самостоятельных методиках.

Хореографическое искусство в настоящее время в арт-терапии приобрело  новый  смысл, новую роль. В данном случае мы можем говорить о танцетерапии (1).

«Танцевальная терапия -  психотерапевтическое использование танца как процесса, способствующего индивидуальному чувственному самовыражению,  что  дает возможность снять напряжение, избавиться от усталости, помочь замкнутым, необщительным обучающимся выявить у них творческие способности. Танцетерапия не только помогает в преодолении депрессивного состояния и повышения жизненного тонуса, но и предназначена для личностного роста, самопознания, поддержания психической и физической формы. В процессе занятий  используются   элементарные задания танцевальной игры – это  телесный тренинг (базовые упражнения и работа со всем телом), игра с движением (ритмическая игра), свободные упражнения (импровизация)» (3).

Был разработан и комплексный метод - артсинтезтерапия. Он основан на использовании сочетания живописи, стихосложения, драматургии и театра, риторики и пластики. Причем, количество методик все время увеличивается.

  1. Таким образом, сегодня можно уверенно говорить о возможности

использования на занятиях по хореографии тренингов из других методик арт-терапии, как о возможности сочетания художественной экспрессии с движением и танцем, музыкальным исполнением, драматической формой.

Живопись на уроках хореографии может пригодиться в процессе создания номера. Сначала учащиеся слушают музыку, использующуюся для создания танцевального номера, рисуют ее (свое ощущение музыки) на бумаге, рисуют свое настроение под эту музыку. Затем данная методика понадобится в процессе создания сценического образа, когда педагог дает задание учащимся нарисовать своего героя, свой образ в танце. Учащиеся также могут попробовать нарисовать свой эскиз костюмов.

Будет целесообразным упомянуть о так называемой «направленной визуализации и музыке».

«Направленная визуализация и музыка (НВМ) является новой психотерапевтической модальностью, разработанной Хелен Бонни и предполагающей использование музыки с тем, чтобы вызвать появление у пациента образных представлений, отражающих его переживания, и способствовать их последующему осознанию. При проведении НВМ-сессий используются специально подобранные сочетания музыкальных произведений, способствующие интеграции сознания и бессознательного. Психотерапевт подбирает такие сочетания музыкальных произведений, которые соответствуют характеру потребностей пациента. <…> Музыка вызывает такие переживания, которые напоминают опыт спонтанных визуализаций. Пациент достигает состояния релаксации, и затем в процессе прослушивания музыки у него спонтанно проявляются образные представления» (2, с. 101).

Процесс изображения на бумаге настроения или образа под музыку может быть заменен или преобразован в создание мандалы под музыку. 

  1. Мандала – это «циркулярное изображение, являющееся архетипическим  

символом психической целостности» (Там же, с.102). 

Современный человек обращается к архетипическому символу мандалы, передававшемуся во времена древних цивилизаций из поколения в поколение посредством религиозных ритуалов.

«Феномен мандалы не ограничивается религиозной и психотерапевтической практикой, но может также использоваться в качестве средства самопознания. Мандалы передают разные формы бытия, привычные и странные переживания, а иногда также опыт важных открытий. В отличие от дневника, представляющего собой линейный способ фиксации наблюдений, мандала является гештальтным способом отражения, пригодным для ретроспективного анализа» (2, с. 17).

Рисование мандал является интуитивным рисованием, которое доступно абсолютно любому человеку. Оно направлено на высвобождение и раскрепощение «себя», раскрытие внутреннего потенциала, обретение внутренней целостности и гармонии. 

«В психологической, развивающей работе с детьми и подростками мандалы возможно применять в следующих целях:

  •  в целях стабилизации эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал - раскрасок),
  •  в целях самоактуализации, самопознания личности,
  •  в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга),
  •   в целях изучения групповых социальных взаимоотношений (коллективное создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции),
  •  с целью обозначения и активизации конкретной тематики (например, раскрасить круг, символизирующий школу, семью, образ «Я», образ мира, «Дружба», «Любовь», «Гнев» и пр.),
  • в целях развития творческого мышления, развития произвольности поведения, снятия внутреннего напряжения, развития мелкой моторики руки, воспитания терпеливости и аккуратности, активизации ресурсов личности» (4).

В качестве одного из примеров соединения живописи, музыки и движения на уроке хореографии предлагается следующая форма работы.

Педагог включает музыку, предлагает учащимся занять удобную позу. Послушать звуки вокруг. Ощутить пространство, температуру. Затем прислушаться к звукам внутри самих себя. Ощутить своё тело. Пройтись мысленным взором по всем частям тела. Ощутить вес рук и ног. Сосредоточиться на своих чувствах. Ответить мысленно на вопрос: «Какие сейчас эмоции?». Попробовать определить, какого они цвета? Какой они формы? Снова сосредоточиться на ощущениях в теле, на дыхании. Открыть глаза, продолжая слушать музыку, приступить к созданию мандалы, с помощью карандашей и фломастеров изобразить те чувства, которые в себе увидели учащиеся.

Возможен вариант, в котором вместо описанной выше «медитации» под музыку, педагог предложит обучающимся импровизировать под музыку, танцевать в том настроении, образе, который возникает у ребенка при прослушивании конкретной музыкальной композиции. Затем учащийся пытается переложить свои чувства и эмоции на бумагу, в мандалу.

Рисование длится 10 – 15 минут. После выполнения задания, необходимо небольшое обсуждение с учащимися, которым предстоит ответить на вопросы нравится ли им их мандала, какое настроение, образы  они передали, какой для них была музыка, танец? (Инструкцию по созданию смотрите в пункте 5 данной статьи).

Важно, что педагог, решивший воспользоваться подобными разработками на своих занятиях, должен для начала изучить базовые сведения по арт-терапии. Возможно, стоит попробовать нарисовать мандалу и проанализировать ее.

Мой анализ собственной мандалы вылился в итоговую работу на курсах повышения квалификации, фрагменты которой частично включаю в статью.

  1. Предисловие или "Исповедь пациента".

Данная работа является плодом внутреннего путешествия автора, воплотившегося в  исследовании ее первой в жизни нарисованной мандалы. Так, подражая Джоанне Келлог (2, с.10), я начинаю свой анализ собственного же рисунка. Хочу также сразу предупредить, что я сознательно отказываюсь здесь от научного стиля изложения, вдохновленная статьей все той же Д.Келлог, и выбираю для написания слог, скорее ближе к художественному с элементами научного.

По первому образованию я учительница. Русский язык, литература, английский. Но "в силу имеющихся у меня способностей, помноженных на потребность в самовыражении и признании" (2, с.10) - второе образование получила в Театральной академии СГК им.Л.В. Собинова на факультете актерского мастерства. После окончания двух институтов судьба привела меня работать в школу - хореографом.

Я абсолютно уверена в том, что все случающиеся в нашей жизни события - последовательны, закономерны и жизненно нам необходимы. То есть, говоря народным изречением: "Все, что ни делается - к лучшему". Анализируя определенные события после, с точки зрения прошедшего времени, издалека, так сказать, холодным умом - всякий раз абсолютно точно понимаешь - зачем был дан тебе определенный эпизод. Сразу понять сложно, можно только догадываться, на уровне интуиции.

Возвращаясь к лирическому вступлению моего анализа - отмечаю, что тем же самым закономерным путем - через некоторое время работы в школе - мне были предложены курсы повышения квалификации - "Основы арт-терапии". Закономерность и "жизненная необходимость" в этих  курсах была мною предчувствована. В силу еще и природной тяги к "учению - свету",  я подала заявку.

Итак, первое занятие... Предвкушая неизведанно-новое, я старалась логически "добраться" до того - что же такое Арт-терапия. Art - с английского переводится как "искусство". Дословно получается - "Искусство-Терапия". Терапия мне требовалась. Семь лет подряд я получала высшие образования. Сначала три года в одном вузе, потом появился второй, в результате - два года одновременная учеба в двух вузах, а потом еще оставшиеся два года во втором институте, в театральном. В итоге семь лет беспрерывной занятости и ощущения собственной "нужности", ощущения, что не зря проживаешь жизнь. Бешеный ритм жизни, несмотря на спокойный ритм города Саратова. После окончания - переезд в другой город, большой и незнакомый мне ранее. В прекрасный город  - Санкт-Петербург. И вот, спустя семь лет беспрерывного бега - момент остановки, отсутствия четких указаний к действию и незнакомый город, в котором я не имела представления - куда бежать. В результате - страх, пассивность, молчаливое наблюдение и нерешительность. Всё это мое состояние тут же показало одно из первых занятий на курсах. Рисуночный тест Сильвер... Мною были выбраны Король и жалко-сгорбленный человек, сидящий на стуле. Я пририсовала ему шапку Шута. В итоге получились Король и Шут.  Оба моих героя в закрытых позах. Король в фиолетовом одеянии, черноволосый и чернобородый. Шут светловолосый, с цветной яркой шапкой, но в черной одежде. Здесь я пошла от своего личного ощущения о шуте: Шут - он же артист.  В большинстве российских театральных школах предпочитают черную форму для студентов, в подходе к телу артиста - как к его инструменту, лишь способу выражения.

Текст, который я написала к рисунку: "Король и шут в совместном одиночестве, бездействии... Вечером... в кабинете Короля".

В итоге, отвечая на вопросы "в кругу" - и услышав свои собственные ответы, я поймала себя на мысли, что эти король и шут - и есть я. Что я сама нахожусь непосредственно в таком же состоянии. А именно – в состоянии апатии, бездействия, пассивности, закрытости, нерешительности. Ведь мне необходимо было заняться поиском работы по специальности - в театре. Но было настолько страшно идти к режиссёрам и предлагать свою кандидатуру, что как только я думала об этом - внутри все холодело. На тот момент было уже около полугода, как я думала, что надо идти устраиваться в театр, но пойти не получалось. Всё это мое состояние "тихого страха"  и сопровождающей его пустоты я неожиданно для себя запечатлела в рисунке. В тот момент я поняла, что помочь прежде всего я должна себе, и, возможно, курсы по арт-терапии станут "сапогами для сапожника".

Поэтому теоретические занятия на курсах, практика, мои собственные попытки рисовать дома, словом, попытка самолечения с помощью изобразительных средств - было моим поиском дороги к свету, дороги к преодолению страхов. А кроме всего этого, мало ли куда еще может привести меня моя судьба! Тем более именно с педагогическим образованием такие арт-терапевтические знания точно пригодятся. В этом меня убедило еще и высказывание нашего педагога Александра Ивановича Копытина, который на первом занятии заметил, что по образованию он - психиатр. И что очень долгое время он занимался этим делом, а затем переквалифицировался в арт-тераревты. "Но Вы должны помнить, что психиатрия - это моё прошлое", - улыбаясь, отметил он, - "И я глубоко уверен, что то образование, которое человек получил первым, та профессия, которой он занимался долгое время - откладывается на всей его дальнейшей жизни, его мировоззрении и взглядах на другие профессии. Даже если он переквалифицировался в другую область, то все же будет смотреть на нее сквозь призму своего первого образования. Вот если человек - педагог, то это, наверное, надолго?"

  1.  Мандала или "Попытка начинающего арт-специалиста разобраться в исповеди пациента на примере его рисунка".

С понятием "мандала" я встретилась впервые на последнем занятии по арт-терапии. От самого слово "мандала"  повеяло, на первый взгляд, чем-то буддистским. Оказалось, что моя филологическая интуиция меня не подвела. Мандала, кратко говоря, - это рисунок, который использовался и в религии буддизма в том числе. А если точнее: "Мандала- сакральное схематическое изображение либо конструкция, используемая в буддийских и индуистских религиозных практиках" (5). Важной особенностью мандалы- является то, что это - изображение, заключенное в круг. "Само слово "мандала" в переводе с санскрита означает "круг". В словаре Уэбстера <...> "Мандала" - циркулярный образ, содержащий концентрические геометрические формы, образы или изображения божеств и т.д. и символизирующие в индуизме или буддизме вселенную, единство и целостность" (2, с. 6).  Как оказалось, мандала используется психологами, психотерапевтами, арт-терапевтами в своей практике - как отдельная техника, которая применяется в научных исследованиях состояний сознания и помогает в творческом выражении и самопознании пациента.

После изучения теории, нам было предложено Александром Ивановичем нарисовать свою мандалу. В инструкции по созданию было сказано: использовать лист, желательно, размером А 3, нарисовать круг, потом создать внутри круга центр и от него "творить" все, что захочется. За пространство круга выходить разрешалось, если таковое понадобится. Необходима сосредоточенность на себе, поэтому Александр Иванович попросил нас не переговариваться.

Каждый из нас устроился там, где ему удобно - кто со стулом, кто - на полу, и началось... Перед началом анализа хочу отметить, что выбираю определенную форму написания последующего текста. Ощущения  себя как пациента - буду записывать курсивом, а свой анализ - обычным шрифтом.

Первый же образ, который пришел мне в голову при слове круг - это кружащаяся в танце девушка, подол ее юбки развивается и от вращения принимает круглую форму. Девушка танцует фламенко, у нее ярко-красное платье, черные волосы, она кружится и в ее глазах окружающее ее пространство размыто, но при этом яркое и разноцветное. И хотя я примерно представляла себе - как обычно выглядят мандалы - все же решила не отказываться от такого своего немного неформатного варианта, похожего больше на обычный рисунок. Раз это первое, что появилось в моей голове, первое, что появилось именно в желании нарисовать, значит,  мое подсознание так хочет.

В итоге, в ходе создания появилась еще и гитара за внешней границей круга, которая как бы посылала ноты (образно - музыку) в сторону танцующей девушки, сами нотки располагались на юбке. Сам круг стал подолом юбки танцовщицы. Вокруг девушки - по внешней границе круга - мною было создано то самое размытое пространство, в форме разноцветных кругов, окружности или опоясывающих круг линий.

 Чтобы понять психологическое содержание данной мандалы - мне необходимо учитывать как особенности цвета, так и особенности формы.

В моём случае представлена третья стадия из тринадцати, разработанных Д.Келлог. Называется она "Лабиринт, спираль, вихрь". Келлог связывает спираль с пуповиной, опытом рождения человека - на уровне индивидуального опыта. "Все мы находились в период внутриутробного развития в связи с материнским организмом, и эта связь осуществлялась с помощью пуповины. Отчасти из-за этого в ситуациях сепарации мы испытываем тревогу" (2, с. 43).  Продолжая данную идею Келлог говорит о пути младенца по родовому каналу, который совершает те самые вращательные движения. Таким образом, мы можем говорить о том, что пациентка испытывает сейчас процесс большей сепарации, обособленности, отделения от родителей или людей, от которых она зависела. Возможно, она стремится в данный период жизни к достижению свободы, независимости. Также можно говорить о процессе социализации. Тем более об этом говорит и пространство вне круга, которое было полностью заполнено пациенткой в теплых тонах, что подтверждает открытость к внешним контактам, контактам с окружающим миром.

Я могу сказать, что последние несколько лет я несколько асоциальна, закрыта. Достаточно сложно схожусь с людьми, моя закрытость мешает мне легко заводить новых знакомых. В результате, около года назад я поставила себе цель менять эту черту характера, что даёт мне сейчас свои результаты: становится легче в преодолении страха общения. Это то, что касается социализации. Стремление или достижение большей независимости, отделения от родителей также присутствует. Ведь это мой первый год так называемой взрослой жизни, самостоятельного заработка, достаточного на проживание без постоянной родительской помощи, как было, например, в студенческие годы.

Говоря о пути рождения, о прохождении ребенка по родовому каналу - Келлог подводит ко второму варианту трактовки символа лабиринта. Лабиринт имеет два выхода. Один ведёт вглубь, в чрево лабиринта - к смерти. Второй выход ведёт к свету, к Пробуждённости. Такой вариант трактовки говорит о том, что пациентка находится в амбивалентном состоянии. Движение происходит, она продвигается, ищет путь, цель, но пока на неком интуитивном уровне, без четкого видения этого пути, этой цели. Это такое медленное продвижение по лабиринту, тоннелю, в конце которого еще не видно света. Некий путь в неизвестность. Такая характеристика особенно ценна в сравнении с первым рисунком пациентки, выполненным по тесту Сильвер. Первый рисунок говорил о бездействии, пассивности, апатии. Мандала, нарисованная через несколько месяцев, показывает, что мы уже можем наблюдать зачатки активности, пациентка начала осознавать необходимость изменений, пусть пока для нее не совсем ясных, и пусть пока она не уверенна - в ту ли сторону начато движение, но данное изменение уже заметно. Она стремится что-то найти и начала действовать.

Действие в моей жизни появилось. Я начала перебарывать страх и уже сходила на несколько кастингов и побывала в трех театрах по поводу устройства на работу. Думаю, лед тронулся. Мне по-прежнему сложно, страшно, но теперь я хотя бы осознаю, что действие уменьшает страх, а бездействие его порождает.

Далее приступим к анализу цвета мандалы. Большую ее часть занимает красный цвет - это практически весь круг мандалы - все платье, вся юбка. Трактовка каждого цвета двояка, каждый оттенок имеет как положительные, так и отрицательные значения. Поэтому при интерпретации - необходимо связывать значение цвета с формой мандалы. Красный цвет необходим для выживания, он символизирует здоровую кровь. Однако его избыток говорит об агрессии, разрушительных действиях. В данной ситуации красный цвет говорит, скорее, о той энергии, которая сейчас необходима пациентке, чтобы начать действовать, начать искать тот самый путь к свету. Ведь отсутствие красного цвета в рисунке совсем - говорит об упадке жизненных сил, о пассивности, о неумении настоять на своём. Это мы видели в первом рисуночном тесте Сильвер. Сейчас, в силу изменений - в мандале красный цвет в достаточном для активности количестве. Помимо этого, можно судить и о наличии некого напряжения, внутренней агрессии по отношению к самой себе, ведь пациентка недовольна своей неуверенностью, закрытостью. Она стремится это исправить, пересилить, то есть на данный момент находится в неком конфликте с самой собой, своими страхами.

Черный цвет присутствует в рисунке, но в небольшом количестве. Он в изображении цвета волос танцовщицы, в нотках на ее юбке и в кайме подола юбки. Черный цвет свидетельствует о так называемом отсутствии света - на уровне архетипической ассоциации с Тьмой - то есть об утрате веры и опоры. Но т.к. он представлен у пациентки в небольшом количестве - то свидетельствует лишь об остаточных явлениях прошедшей, возможно, депрессии. Важно то, что та самая кайма подола юбки танцовщицы - черная, то есть черным цветом обрисован первоначальный круг мандалы. Это ключ взаимодействия с миром, граница нашего Эго.  Черный здесь сигнализирует о некой удаленности или четкой границе между пациенткой и окружающими. То есть при всем ее стремлении к общению, контакту - она четко проставляет грань, границу между собой и другими людьми, она стремится к общению без открытости, обнажения души.

Гитара коричнего цвета с маленькими вкраплениями черного. Коричневый цвет говорит о возможном бессознательном послании, что "необходимо вновь проанализировать старые раны, которые все еще требуют нашего внимания, еще не исцелились и надо их пересмотреть" (8).

Танцовщица держит в руках синий веер. Темно-синий тон излучает силу воли и выносливость. У пациентки есть необходимые силы, о которых она, возможно, даже не подозревает для пути, поиска выхода из лабиринта. Так говорит ее бессознательное.

"Особым смыслом в изображениях мандалы обладают радужные переливы или множество цветов, расположенных в определенной последовательности. Они могут иметь как положительное, так и отрицательное содержание. Так, например, мандалы, в которых все цвета изображены без какого-либо порядка, могут отражать выраженные негативные переживания, связанные с утратой привычного чувства "я" (2, с. 71). Также подчеркивает внутреннюю борьбу, работу над своими страхами и промежуточным состоянием негативных переживаний по поводу собственной неуверенности.

На мои вопросы о том, можно ли использовать арт-терапию и психодраму, определенные приемы из них по отношению к самому себе - мои педагоги отвечали - можно, но действие будет гораздо меньше, нежели эти приемы будут применять по отношению к Вам специалисты, высок уровень субъективности, недальновидности по отношению к самому себе. В любом случае - дополнительные возможности для того, чтобы узнать себя получше, знания, позволяющие помочь прежде всего самому себе, а потом и другим - есть лучший подарок учителя - ученику.

Список литературы:

  1.  Гренлюнд Э., Оганесян Н. Танцевальная терапия. Теория, методика, практика, ISBN: 5-9268-0316-0 , Издательство: Речь, 2004г.
  2. Под ред. А.И. Копытина. Диагностика в арт-терапии: метод «Мандала». – М.: Психотерапия, 2014. – 4-е изд. – 144с.: ил.
  3. Мацаренко Т.Н.    Арт-терапия как инновационная технология преподавания хореографии. [Электронный ресурс]. URL: http://worldofteacher.com/5579-art-terapiya-kak- innovacionnaya-tehnologiya-prepodavaniya-horeografii.html (Дата обращения: 13-11-2016).
  4. Шевелёва Е. Практическая работа с детьми с использованием техники Мандалы. [Электронный ресурс]. URL: http://www.b17.ru/article/6018/ (Дата обращения: 13-11-2016)
  5.  Мандала. [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Мандала (Дата обращения: 13-11-2016).
  6. Методики арт-терапии. [Электронный ресурс]. URL: http://mirsovetov.ru/a/psychology/relations/art-therapy.html (Дата обращения: 13-11-2016).
  7. Что такое арт-терапия? [Электронный ресурс]. URL: http://joyjoyjoy.ru/chto-takoe-art-terapiya.html (Дата обращения: 13-11-2016).
  8. Цвет в мандалах. [Электронный ресурс]. URL: http://www.studfiles.ru/preview/2495662/ (Дата обращения: 13-11-2016).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проведения занятий по хореографии с использованием информационных технологий

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевал...

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"

Самообразование по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребёнка"...

Обобщение опыта «Арт- терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка»

Обобщение опыта по теме "Арт-терапия на занятиях по изобразительной деятельности как метод коррекции эмоциональной сферы ребенка" для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Включает...

Использование метода арт-терапии на занятиях кружка "Основы изобразительного и прикладного искусства

Статья на тему "Использование метода арт-терапии на занятиях кружка "Основы изобразительного и прикладного искусства". Основные принципы, методы и примерный план занятия....

Современные методы и приемы, используемые на занятиях по хореографии.

Использование современных методов и приемов на занятиях по хореографии....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО ХОРЕОГРАФИИ «УРОК ХОРЕОГРАФИИ КАК ФОРМА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ»

В зависимости от педагогических задач уроки хореографии можно классифицировать:• Обучающий• Тренировочный• Контрольный• Разминочный• ПоказательныйРасс...

Развивающие задания на коррекционных занятиях для детей с ТМНР с применением метода канис-терапии

Включая метод канис-терапия в  занятия необходимо помнить, что:Идеально если ребенку интересна собака.Можно работать если ребенок боится собаки.Набор инструментария и упражнений зависит от возмож...