Использование интеллектуальных карт при освоении основ журналистики
статья на тему

Мурашова Елизавета Павловна
Данный метод используется для работы с юнкорами первого года обучения. Благодаря составлению интеллектуальных карт они проще запоминают теоретическую информацию, необходимую для подготовки журналистских материалов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование интеллектуальной карты при изучении основ журналистики на занятиях разновозрастного кружка

Педагоги дополнительного образования, по сравнению со своими коллегами-предметниками, имеют определённые трудности в работе с детьми. Если на урок в общеобразовательной школе ученик настраивается как на нечто должное (он знает, что у него есть обязанности: слушать учителя, выполнять задания на уроках и дома), то на занятиях кружка по интересам он не настроен много работать, выполнять серьёзные задания и воспринимать большой объём информации. В связи с этим основная задача педагога – преподнести информацию, необходимую для выполнения задач кружка так, чтобы она воспринималась и усваивалась учеником легко.

На занятиях юнкоровского кружка тоже не обойтись без теоретической информации: для того, чтобы ученик начал писать адекватные журналистские тексты, которые принципиальным образом отличаются от школьных сочинений, нужно иметь базовые представления о журналистике, о методах сбора информации, о правилах работы с источниками информации и о существующих жанрах. В этом случае педагогу-руководителю кружка может помочь «Метод интеллектуальных карт», который позволяет работать в рамках системно-деятельностного подхода, предусмотренного ФГОС.

Интеллектуальная карта – это способ изображения информации с помощью схем и диаграмм связи, используя который обучающийся может упорядочить материал и сконцентрировать внимание на нужной информации. Методика хороша тем, что ученик, систематизируя информацию, создаёт целостные образы, чем увеличивает запоминание материала и способность к его дальнейшему воспроизведению. Интеллектуальные карты можно использовать для запоминания информации и рефлексии как на отдельных уроках, так в рамках более длительных временных периодов. Например, в течение первого года обучения для целостного восприятия информации можно создать единую карту, которая будет дополняться на каждом занятии и позволит ученику лучше ориентироваться в полученной информации.

Процесс подготовки текста мы можем представить в виде дерева с большими и малыми веточками.  Сначала дерево садят — в виде семечки представим информационный повод, ту ситуацию, которая заставила юного журналиста обратиться к обозначенной в тексте теме, которая заставила его задуматься.

Затем дерево начинает расти:

  • появляется веточка «цель текста» (это первое, с чем должен определиться журналист — для чего он пишет, какие задачи он перед собой ставит, ему важно просто рассказать о мероприятии и герое или он хочет привлечь внимание к важной социальной проблеме?);
  • следующая веточка - «источники информации» - журналисту нужно определиться, к кому он должен обратиться и с кем пообщаться, откуда он может информацию взять;
  • затем — веточка «методы получения информации». Юнкор должен подумать, а как он может получить информацию по заявленной теме? Будет он наблюдать со стороны или сам станет участником события, будет он анализировать документы или общаться с людьми;
  • далее — веточка «жанр»: в зависимости от того, о чём и зачем мы пишем, как получаем информацию, журналист определяет, как будет структурирована информация в его тексте. Возможно, тема незначительна и информации мало — тогда он готовит небольшую заметку; если собеседник интересно рассказывает о себе или обосновывает свою позицию — можно сделать интервью. Если проблема требует серьёзного анализа и много комментариев экспертов — необходимо воспользоваться одним из аналитических жанров. Например, корреспонденцией или статьёй;

После того, как текст скомпанован и все веточки выросли, переходим к макушке дерева — к заголовку нашего текста, который должен не только информировать, о чём написал автор, но и привлекать внимание читателей.

Метод и подача информации в заданном образе будет интересна тем, кто учится в старших классах начальной школы или среднем звене – для старшеклассников, которые приходят на кружок, стоит придумать другие способы группировки данных. Так или иначе, если мы используем интеллектуальную карту для изучения основ журналистики в течение полугода или года, изменения в схему должны вноситься на каждом теоретическом занятии или сразу после него. Изучили, что такое тема и инфоповод – нарисовали семечко и выросшее из него дерево, узнали о новых методах сбора информации – нарисовали большую веточку и сделали несколько ответвлений. Важно соблюдать последовательность в изложении тем и контролировать, чтобы юнкоры не забывали дополнять свою интеллектуальную карту.

Используя данную методику, педагог-руководитель кружка юнкоров выполняет сразу несколько задач. Во-первых, он заранее структурирует информацию, которую будет преподносить своим ученикам. Во-вторых, последовательность, с которой ребята, посещающие кружок, будут получать информацию, будет восприниматься в виде «алгоритма работы с будущим текстом», и это поможет им без большого труда спланировать и подготовить будущие публикации. В-третьих, с помощью сформированного образа они легче запомнят информацию, а в-четвёртых — создавая интеллектуальную карту самостоятельно, ребята развивают своё креативное мышление.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование интеллектуальных карт на уроках русской литературы

Интеллектуальная карта — это замечательный инструмент, который помогает школьникам лучше понимать и запоминать понятия, информацию, ассоциировать, запоминать больше фактов, чем с обычными заметк...

Мастер - класс для педагогов "Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей"

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательны...

Презентация к мастер-классу для педагогов «Интеллектуальные карты как средство для освоения новых идей»

Каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей деятельности, которые были бы им интересны и наиболее эффективно решали педагогические, образовательные и воспитательны...