Программа дополнительного образования "Этот огромный мир"
методическая разработка на тему

Федорова Юлия Валентиновна

Прорамма дополнительного образования детей, имеющая своей целью создание школьного журнала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 371

с углубленным изучением русского, английского и французского языков

Московского района Санкт-Петербурга

Отделение Дополнительного Образования Детей

Программа рассмотрена                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на педагогическом совете                                                                  директор 371 школы

" 30" августа 2013 г.                                                                            ______________ Сильева Н.А.

                                                                                                              "30" августа  2013 г

Образовательная программа

«Этот огромный мир»

Возраст детей: 10-18 лет

Срок реализации: 1 год

Составитель:

педагог

дополнительного образования

Федорова Ю.В.

Санкт-Петербург

2013 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений. Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, развитие культуры презентации. Эти умения учащихся могут успешно развиваться в процессе создания журнала на иностранном языке.

Данная программа разработана на основе материалов Ваторопиной Е.В., учителя английского языка МБОУ СОШ № 67 с углубленным изучением отдельных предметов города Екатеринбурга: «Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке», «Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке», «Школьный журнал на английском языке как средство повышения мотивации и познавательной активности учащихся» и является модифицированным вариантом проекта по созданию школьного журнала «TeenLife» на английском языке того же автора.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность образовательной программы

Использование проектных методов в обучении иностранным языкам стимулирует учебную деятельность школьников: повышает их мотивацию и творческую активность, т.к. является эффективным способом развития творческих способностей участников проекта, приобретения ими коммуникативных умений – развития умения работать в команде, расширения общего кругозора учащихся. В процессе проектной деятельности эти знания, умения и навыки обогащаются и шлифуются. Проектная работа нравится школьникам, потому что она дает им дополнительную возможность проявить себя, позволяет им выбрать ту форму деятельности, которая им по душе. Она объединяет ребят, так как чаще всего они работают группами, помогая друг другу, во время выбора и обсуждения темы, подбора литературы и материалов, составления плана, проведения опроса, подбора оформления, написания работы, создания презентации и т.д. В процессе работы по созданию журнала не только формируется иноязычная компетенция, но и расширяются знания учащихся в области журналистики. Создание школьного СМИ и использование для этого иностранных языков, изучение основ журналистики и тренировка языковых навыков – в этом, на наш взгляд, оригинальность и новизна данной идеи.

Одним из самых актуальных и увлекательных аспектов любой деятельности в наше время для обучающихся является использование современных информационных технологий. Таким образом, реализация данной программы сможет повысить мотивацию и познавательную активность учащихся при изучении иностранных языков.
           Отличительной особенностью данной программы от вышеупомянутого проекта является использование не только английского, но и русского, французского и немецкого языков (т.е. всех языков, изучаемых в ГБОУ № 371 на разных уровнях), а также тематическая направленность, которая предполагает освещение в создаваемом журнале не только вопросов непосредственно школьной жизни, но и как можно более широкое знакомство с культурой стран изучаемых языков.

Программа имеет культурологическую направленность.

Уровень освоения программы – общекультурный

Цель программы: Развитие коммуникативной и информационно-коммуникационной компетенций обучающихся в процессе создания журнала на иностранных языках.

Задачи программы:

Обучающие:  

  • Познакомить с основами журналистской деятельности
  • Познакомить с основными жанрами журналистики
  • Научить грамотному и свободному владению устной и письменной речью (сбор материала в беседах с людьми и подача его в газету в определенном жанре).
  • Научить написанию текстов в соответствии с основными жанрами и с учетом правил (грамматических, стилистических и др.) выбранного языка
  • Научить собирать и систематизировать информацию
  • Научить пользоваться оригинальными (на иностранных языках) источниками информации
  • Расширить словарный запас, а также навыки и умения во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме;
  • Научить пользоваться реалиями, особыми оборотами речи, специфическими правилами речевого общения, характерными для страны изучаемого языка, то есть своеобразие в языке, которое свидетельствует о влиянии обычаев, культуры;
  • Научить вести дискуссию, восполнять в процессе общения недостаточность языковых знаний, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке;

Воспитательные задачи

  • Приобщить учащихся и повысить их интерес к культурам стран изучаемых языков.
  • Мотивировать изучение иностранного языка, сделав учащихся центральной фигурой учебного процесса.
  • Способствовать формированию коммуникативной культуры в процессе групповой работы.
  • Создать условия для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребёнка, владеющего словом, слышащего и понимающего партнера по совместной работе.
  • Способствовать формированию толерантного отношения к культуре и истории России и зарубежных стран, разных народов.

Развивающие задачи

  • Содействовать развитию образного видения и творческого мышления; раскрывать качества личности: терпение, целеустремленность, трудолюбие, стремление к совершенству, творческому росту; пробудить интерес учащихся к процессу созидания.
  • Содействовать развитию у учащихся стремления к поиску информации, к расширению своей эрудиции, к самообразованию.
  • Развивать интерес к национально-культурным особенностям России и зарубежных стран, их истории, обычаев, традиций, достопримечательностей, биографий известных людей в процессе создания материалов для журнала. 

Условия реализации программы

        Программа предназначена для детей 10-18 лет (учащихся 4-11 классов), изучающих хотя бы один иностранный язык и желающих попробовать себя в той или иной сфере журналистской деятельности, и не предусматривает никакого специфического или конкурсного отбора детей.

        Продолжительность реализации программы – 1 год. Но специфика программы (создание журнала) предполагает возможность неоднократного её освоения по желанию учащегося с целью повышения своей квалификации в выбранной сфере деятельности.

Основные (теоретические) занятия проводятся в разновозрастных группах по 12-15 человек. Для практической работы программа предусматривает работу в малых группах, а также смену состава групп для выполнения различных заданий. Это обусловлено особенностями деятельности по созданию журнала, предполагающей такие виды работы как сбор информации, её обработка, обсуждение материала, создание иллюстраций, обсуждение и создание макета журнала и т.д. В идеале предполагается выпуск одного номера журнала в триместр, но, как в любой творческой работе, возможны изменения, как в сторону уменьшения, так и в сторону увеличения количества выпусков.

Режим занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. Кроме этого предполагается и самостоятельная внеаудиторная работа учащихся по поиску и сбору материалов.

Ожидаемые результаты:

в результате освоения программы учащиеся должны:


- уметь (на своем возрастном уровне) собирать, обрабатывать, анализировать информацию и создавать журналистские произведения разных жанров (интервью; репортажи, заметки) на родном и иностранном языках;
- освоить первоначальные навыки обращения с доступным техническим оснащением;
- познакомиться с основами компьютерной грамотности, получить навыки набора текста на компьютере, работы с офисными приложениями;
- освоить первоначальные навыки планирования, редактирования, корректировки, верстки номера журнала:
- быть ориентированными на творческий подход в любом виде журналисткой деятельности;
- знать особенности профессии журналиста:  этику поведения, о права и обязанности;
- знать виды информации, методы сбора информации (наблюдения, работа с документами, интервью, беседа, опрос, анкетирование);
- уметь составлять вопросы для беседы, опроса, анкетирования на родном и иностранном языках;

- уметь написать газетную заметку, репортаж на родном и иностранном языках;
- уметь составить фоторепортаж.

В конце обучения каждый учащийся должен  подготовить не менее 2 учебных материалов по выбранному жанру, выступить в качестве организатора по сбору или оформлению материала в одном из выбранных направлений.

        Формы подведения итогов:

  • анализ и обсуждение выполненных заданий;
  • выпуск готового номера журнала;
  • участие в ежегодной заключительной конференции Школьного научного общества;
  • участие в конкурсах, фестивалях и конференциях различного уровня.

.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Разделы и темы

Количество часов

теория

практика

всего

1.

Журналистика как вид деятельности и профессия

2

2

2.

История возникновения журналистики

2

2

3.

Основные жанры журналистики

2

8

10

4.

Понятие информации. Информационные жанры

2

6

8

5.

Методы сбора информации

2

6

8

6.

Изучение общественного мнения/социология

2

2

4

7.

Литературное редактирование

4

10

14

8.

Выразительные средства языка

6

10

16

9.

Разновидности рифмы

4

6

10

10.

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

6

6

12

11.

Школьная пресса

2

2

12.

Фотокорреспонденция в школьной прессе

2

6

8

13.

Журнал как вид СМИ

2

2

14.

Школьный журнал

10

36

46

Итого:

48

96

144

        Непосредственная работа над созданием школьного журнала разделяется на 2 этапа.

I этап. Организационно-подготовительный:

Распределение между учащимися обязанностей редактора, помощников редактора, репортеров, журналистов, дизайнеров для создания школьной редколлегии (выявление личностного фактора приемов и средств мотивации учащихся для создания таких условий, когда у ребят возникает возможность и готовность самостоятельно распределить данные обязанности). Разрабатывается структура журнала, формулируется тематика разделов, подразделов и рубрик, определяются области поиска информации и формы ее подачи (в качестве источника информации могут выступать энциклопедии школьной библиотеки, учебники, электронные энциклопедии, Интернет-ресурсы и т.д.).

II этап. Деятельностный этап:

Сбор, освоение  и обработка информации. Перевод информации в электронный вид: работа в текстовом редакторе; создание и обработка графических изображений; обработка статистических данных с помощью электронных таблиц; создание Web-страниц и публикация на школьном сайте с привлечением Web-анимации и т.д. Создание макета журнала.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Разделы и темы

Теория

Практика

1.

Журналистика как вид деятельности и профессия

Что такое журналистика и кто такой журналист. Из чего состоит журналистская деятельность. Слово – оружие журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Имидж журналиста. Профессиональная этика журналиста.

2.

История возникновения журналистики

Краткий экскурс в историю и развитие журналистики с Древнего Рима  до нашего времени

3.

Основные жанры журналистики

Характеристика основных жанров журналистики: письма, послания, фельетона, аналитического обзора, интервью, заметки, репортажа, очерка и т.д.

«Проба пера» в каждом жанре и, в результате – выбор  «своего» жанра

4.

Понятие информации. Информационные жанры

Толкование слова «информация». Современное понятие информации. Особенности журналистской информации.  Основные информационные жанры: заметка, новости, сенсация.

Написание работы в каждом из информационных жанров

5.

Методы сбора информации

Основные методы сбора информации: наблюдение,  работа с документами и другими источниками, интервьирование, опрос, анкетирование. Интервью: специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы.

Подготовка и проведение личностного интервью с интересным человеком.

Подготовка и проведение опроса или анкетирования

6.

Изучение общественного мнения/социология

Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников.

7.

Литературное редактирование

Особенности редакторской правки-вычитки и её отличия от корректорской правки-вычитки. Правка-сокращение. Правка-обработка. Правка-переделка. Литературная запись как вид литературной работы. Логические основы редактирования.

Редактирование материалов своих «коллег»

8.

Выразительные средства языка

Стилистические фигуры: фигуры мысли и фигуры слова. Антитеза. Оксюморон. Риторический вопрос и риторическое обращение. Умолчание. Удвоение. Инверсия. Параллелизм. Градация. Троп. Эпитет. Метафора. Сравнение. Гипербола. Ирония.

Анализ материалов периодических изданий с точки зрения использования выразительных средств языка.

Написание небольших тренировочных эссе

9.

Разновидности рифмы

Абсолютная рифма. Абстрактная рифма. Авторифма. Авторская рифма. Акустическая рифма. Ассонансная рифма. Базовая рифма и т.д.

Написание тренировочных работ с использованием различных видов рифм

10.

Искусство оформления и моделирования в печати и возможности компьютерного дизайна

Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности Фиксирование информации от руки. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Размещение материала в газете.

Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом.

Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьного журнала.

11.

Школьная пресса

Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации. Обсуждение особенностей стенгазеты.

12.

Фотокорреспонденция и иллюстрации в школьной прессе

Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в журнале. Рисование и обсуждение рисунков для школьного малотиражного журнала. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему.

Создание своего фоторепортажа на заданную тему.

Иллюстрирование статьи или заметки.

13.

Журнал как вид СМИ

Понятие об особенностях школьного малотиражного журнала. Обсуждение и сбор возможных материалов для будущего номера школьного малотиражного журнала.

14.

Школьный журнал

Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте. Понятие о рубриках. Обсуждение различных рубрик. Составление рубрик школьного малотиражного журнала. Обсуждение созданного материала.

Сбор материалов, подготовка, создание макета и выпуск школьного журнала

Формирование коммуникативных компетенций

в процессе работы над журналом

Цели обучения

иностранному языку

Основные задачи, решаемые

в процессе работы над журналом

Языковая коммуникативная компетенция

Знания лексики, грамматики и фонетики и умение применить эти знания во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме.

Расширение словарного запаса, развитие навыков и умений во всех видах речевой деятельности: аудировании, чтении, говорении, письме.

Речевая коммуникативная компетенция

Способность использовать языковые формы (лексические единицы, грамматические структуры, фонетику) в зависимости от ситуации общения. Ситуация общения обусловлена задачей общения, темой общения, социальной и коммуникативной ролями, а также местом общения.

Развитие умений пользоваться реалиями, особыми оборотами речи, специфическими правилами речевого общения, характерными для страны изучаемого языка, то есть своеобразие в языке, которое свидетельствует о влиянии обычаев, культуры.

Интернет-технологии позволяют максимально быстро создать языковую среду и войти в неё.

Социокультурная коммуникативная компетенция

Знания национально-культурных особенностей стран изучаемого языка, норм речевого и неречевого поведения и умение строить свое поведение в соответствии с этими знаниями в реалистичных или реальных ситуациях общения.

Изучение национально-культурных особенностей России и зарубежных стран, их истории, обычаев, традиций, достопримечательностей, известных людей в процессе создания материалов для журнала. Обсуждение материалов с членами редколлегии и читателями.

Компенсаторная коммуникативная компетенция

Умение выстроить логичное по содержанию и форме собственное высказывание, равно как и умение понять смысл высказывания других участников коммуникации.

Развитие умений вести дискуссию, способность восполнять в процессе общения недостаточность языковых знаний, а также речевого и социального опыта общения на иностранном языке. Формирование знаний структуры статьи, заметки, интервью. Знакомство с особенностями школьной прессы.

Учебно-познавательная коммуникативная компетенция

Способность использовать наиболее эффективные стратегии для достижения успеха в ситуации общения.

Получение навыка работы с научно-популярной литературой; развитие исследовательских навыков; изучение основ журналистики; практическое применение знаний в области информационных и компьютерных технологий.

Ученик учится анализировать информацию, обобщать, сопоставлять факты, делать выводы.

ЛИТЕРАТУРА

Литература для педагога:

Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

Е.П. Прохоров.  Наглядное пособие по курсу «Основы журналистики». – М.: ИМПЭ
им. А.С.Грибоедова, 2002.

Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.пособие для студ.пед.вузов /Е.С.Полат, М.Ю.Бухаркина, М.В.Моисеева, М.В.Перов/ - М.: Академия, 2001.

Ваторопина Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке // Сборник работ по материалам VIII Всероссийского заочного конкурса педагогов "Образовательный потенциал России".  Обнинск – Москва, 2012.

Ваторопина Е.В. Формирование коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы над школьным журналом на английском языке // Информационно-образовательная среда для обучения иностранному языку в г. Екатеринбурге. – Екатеринбург: МБУ ИМЦ "Екатеринбургский Дом Учителя", 2012.

Ваторопина Е.В. Школьный журнал на английском языке как средство повышения мотивации и познавательной активности учащихся. // Материалы VIII региональной научно-практической конференции «Результативность обучения предметам филологического цикла в условиях реализации ФГОС», Екатеринбург

Литература для учащихся:

Колесниченко А.В. Прикладная журналистика. Учебное пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2008.

Цвик В.Л. Введение в журналистику. Учебное пособие.- Изд. 2-е, доп. и переработанное. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2000.

Е.П. Прохоров.  Наглядное пособие по курсу «Основы журналистики». – М.: ИМПЭ
им. А.С.Грибоедова, 2002.

В.В.Онуфриев. Словарь разновидностей рифмы. rifma.com.ru

Журналисткий словарь. scribd.comdoc/71271499/Журналистский-словарь


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

    В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное  значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ "ПАЛИТРА" (интегрированные уроки ИЗО и ДПИ) Автор – разработчик: Топилина Юлия Геннадьевна, педагог дополнительного образования Возраст обучающихся –7-18 лет Срок реализации программы – 3 года

Данная образовательная программа отличается от аналогичных программ в некоторых важных аспектах. Прежде всего, особенностью программы является то, что ведущей формой её реализации является совместная ...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) «Музыкальная шкатулка»

Дополнительная общеразвивающая программа по музыке для детей с отклонениями в умственном развитии. В ней подробно описаны этапы, разделы программы и ее актуальность для данной категории детей....

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) военно-патриотической направленности «Патриоты Отечества»

Возраст детей 12-16 летКак известно, патриотическое воспитание неразрывно связано с другими видами воспитания – нравственным, гражданским, демократическим, правовым, экологическим. Муниципальное ...

«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»

Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...