Рабочая программа дополнительного образования объединения "Карусель"
рабочая программа (5, 6, 7, 8 класс) по теме

Пидшморга Валерий Васильевич

Дополнительная программа объединения «Акварель»  художественно – эстетической направленности.

         Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой личности, духовно богатой личности. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. В этом и заключается актуальность данной образовательной программы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

станицы Гривенской

                                                                                          УТВЕРЖАЮ:

                                                                                Директор МБОУ ДОД ДДТ

                                                                                ст. Гривенской

                                                                               ___________   Н.Г.Удовика

                                           

                                                                            протокол педагогического совета

                                                                             «____»___________2013г. №1

                                                   ПРОГРАММА

объединения «Карусель»

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ -  4 года

ВИД  ПРОГРАММЫ  МОДИФИЦИРОВАННАЯ

ВОЗРАСТ ОБУЧАЮЩИХСЯ -   7-15 ЛЕТ

ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПИДШМОРГА ВАЛЕРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

                                                              ст. Гривенская

2013 год

     ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

        

        Программа коллектива современного танца художественно – эстетической направленности.

        Танцевальное искусство с каждым годом приобретает всё большую популярность, становится одним из самых действенных факторов формирования гармонически развитой личности, духовно богатой личности. Танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному. В этом и заключается актуальность данной образовательной программы.

        Новизна данной программы заключается в том, что в ней  определены: содержание обучения, объём знаний, умений и навыков, которые должны приобрести воспитанники. Каждый раздел включает в себя теоретическую часть и практический материал, который даётся в порядке постепенного усложнения. Учитывая специфику предмета, программа строится по концентрическому методу ( по спирали ). Все разделы в начале изучаются на более простом материале, а затем, возвращаясь к этим разделам, используются более сложные танцевальные элементы и композиции. С каждым годом обучения сценические постановки композиционно более развёрнутые, отличаются большим разнообразием движений. Таким образом, соблюдается основной дидактический принцип – идти от простого  к сложному. Благодаря концентрическому методу большинство уроков носят комплексный характер и включают материал разных разделов.         

Педагогическая целесообразность программы определена тем, что данная программа ориентирует воспитанника на приобщение каждого ребенка к музыкально-художественной культуре, применение полученных знаний, умений и навыков хореографического творчества в повседневной деятельности, улучшение своего  результата, на создание индивидуального творческого продукта. Данная образовательная программа является модулем комплексной  программы  объединения «Карусель».

Цель: Приобщение учащихся к искусству хореографии. Развитие устойчивого интереса и сознательного отношения к занятиям современными танцами. Формирование у воспитанников социальной значимости и полезности танцевально-творческой деятельности.  

                                       Задачи 1 года обучения:

- в обучении: научить чувствовать музыку и уметь двигаться в характере и темпе музыки;

- в воспитании: воспитывать у детей такие качества, как усидчивость, аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма;

- в развитии: приобретение координации, слуховых и двигательных навыков.

                                       Задачи 2 года обучения:

- в обучении: формирование хореографических знаний, умений и навыков;

- в воспитании: воспитывать у детей чувство взаимопомощи, уважения к своим партнёрам;

- в развитии: развитие  у детей творческих способностей и художественного вкуса.

                                       Задачи 3 года обучения:

- в обучении: повысить уровень знаний, умений и навыков в исполнении современных танцевальных композиций;

- в воспитании: воспитывать у учащихся трудолюбие и стремится к выполнению поставленных задач;

- в развитии: развивать творческую фантазию и мышление.

                                      Задачи 4 года обучения:

- в обучении: повысить уровень синхронного, парного и ансамблевого мастерства;

- в воспитании: воспитывать стремление к дополнительному познанию и изучению хореографического мастерства;

- в развитии: развивать творческий потенциал, стремление к профессиональному исполнению современных танцев.

Отличительной особенностью данной  программы от уже существующих  программ является то, что главная роль в программе отведена современному танцу. Здесь используются стиль Марты Грэхем, сочетающей в себе «закрытые» позы с очень свободными и раскрепощёнными движениями, и стиль Каннингема, сочетает в себе элегантность и естественность движений, что создаёт впечатление плавного, раскованного танца.

        Возраст обучающихся рассчитан на учащихся 7-15 лет.

        Обучение проходит в два этапа:

Первый этап – подростковый возраст 7-11 лет.

Второй этап – юношеский возраст 12 - 15 лет.

        В младшем школьном возрасте происходит формирование учебной деятельности, в процессе которой младший школьник главным образом и приобретает психические способности: произвольность психических процессов, социальную позицию и некоторые другие важнейшие качества личности.

Подростковый возраст  -это период формирования своего «Я», самоконтроля, самообразования. Важными процессами этого возраста являются расширение жизненного мира личности, круга его общения, групповой принадлежности и типа людей, на которых она ориентируется.

        Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. «Открытие своего»  внутреннего мира- очень важное, радостное и волнующее событие, которое вызывает много восхищений и переживаний. Главным измерением времени самосознания юноши является будущее, к которому он себя готовит. Мечты о будущем занимают центральное место в его переживаниях.

Данная программа рассчитана на 4 года обучения.

        Учебная нагрузка 4 часа в неделю, 144 часа за учебный год.

        Режим занятий:

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа

В работе с детьми применяются различные формы обучения:

- всем составом коллектива. Изучение элементов классического экзерсиса, упражнений по диагонали, партерная гимнастика, изучение нового материала и т.д;

- групповая форма используется в постановочной работе;

- индивидуальная форма. Зачётные занятия.

К концу первого года обучения предполагается овладение воспитанниками следующих знаний, умений и навыков:

- исходные позиции ног, рук, положение рук в парах;

- движения рук, хлопки;

- виды шага;

- прыжки;

- танцевальные движения;

- поклон;

- построения: (колонна, шеренга, круг, диагональ);

- правильно пройти в так музыки, сохраняя красивую осанку;

- иметь навык лёгкого шага с носка;

- разбираться в музыкальных размерах 2/4, 3/4;

- иметь навыки актёрской выразительности;

- позиции рук и ног классического танца;

- элементы классического экзерсиса у станка и на середине зала;

- элементы партерной гимнастики;

- правильно и красиво исполнять выученные движения;

- исполнение композиций и сценических постановок.

        

К концу второго года обучения предполагается овладение  воспитанниками следующих  знаний, умений и навыков:

- специфику выполнения классического экзерсиса;

- разбираться в характере музыки и средствах музыкальной выразительности;

- слышать и понимать значения вступительных и заключительных аккордов;

- истоки народного танца;

- историю создания героического танца;

- выполнять элементы классического экзерсиса (комбинации) у станка и на середине зала;

- разновидности танцевальных шагов, бега, прыжковых движений;

- фигурные построения и перестроения;

- элементы историко-бытового танца;

- героический танец;

- танцевальные композиции и сценические постановки современного танца.

К концу третьего года обучения предполагается овладение  воспитанниками  следующих знаний, умений и навыков:

- специфику выполнения и значение классического экзерсиса;

- что такое этюд, композиция, сюжетный танец;

- особенности и манеру исполнения народного танца;

- стили современного танца;

- комбинации элементов классического экзерсиса;

- выполнять движения в характере музыки;

- переключаться из одного темпа в другой;

- прыжки, повороты, вращения;

- импровизацию на данное музыкальное произведение;

- элементы и музыкальные композиции;

- сценические постановки.

К концу четвертого года обучения предполагается овладение воспитанниками следующих знаний, умений и навыков:

- специфику выполнения и значение классического экзерсиса, терминологию;

- что такое этюд, композиция, сюжетный танец;

-  композицию народного танца «Кадриль»;

- стили и течения современного танца и нетрадиционной хореографии;

- комбинации элементов классического экзерсиса, сохраняя танцевальную осанку и выразительность;

- выполнять движения в характере музыки, переключаться из одного темпа в другой;

- прыжки, повороты, вращения;

- импровизацию на данное музыкальное произведение;

- элементы и танцевальные композиции;

- сценические постановки.

                           

                       

                    Формы подведения итогов реализации ДОП

                                       

                                       1-й год обучения

  №

            Тема

Какие знание, умения и навыки контролируются.

Сроки

Формы

проведения

Виды

контроля

  1.

Азбука музыкального движения.

Знать: музыкальные  размеры: 4/4, 3/4.

Уметь: двигаться в такт музыки, выполнять построения и перестроения (колонна, шеренга, круг, диагональ).

Ноябрь

Блиц-опрос

Рубежный

  2.

Элементы классического танца.

Знать: технологию выполнения экзерсиса у станка.

Уметь: выполнить экзерсис у станка и разминки на середине зала.

Февраль

Работа с карточками

Рубежный

  3.

Элементы народно-сценического танца.

Знать: истоки народных тем, сюжетов, движений, музыкальный характер танцев.

Уметь: выполнять элементы плясовых танцев.

Январь

Блиц-опрос

Рубежный

  4.

Элементы историко-бытового танца.

Знать: происхождение вальса и  его разновидности.

Уметь: исполнить вальсовую дорожку, вальсовый поворот, элементы фигурного вальса.

Апрель

Открытый урок.

Рубежный

  5.

Современный танец.

Знать: упражнения разминки и характер исполнения современных танцев.

Уметь: исполнить  танцевальные композиции.

Май

Отчётный

концерт

Итоговый

        

                                             

                                              2-й год обучения

  №

          Тема

Какие знания, умения и навыки контролируются.

    Сроки

Формы

проведения

Вилы

контроля

  1.

Азбука музыкального движения.

Знать: динамические оттенки музыки, характер музыкального произведения, начало и окончание музыкальной фразы.

Уметь: исполнить музыкально-ритмические этюды в рисунках.

Ноябрь

Обычное занятие.

Рубежный

  2.

Элементы классического танца.

Знать: технологию выполнения экзерсиса у станка и  на середине зала.

Уметь: выполнить элементы экзерсиса.

Апрель

Зачёт

Рубежный

  3.

Элементы историко-бытового танца.

Знать: особенности танца «Полонез».

Уметь: исполнить композицию танца.

 Март                                            

Опрос

Рубежный

  4.

Элементы народного танца.

Знать: характер и манеру исполнения русского и украинского танцев.

Уметь: выполнять разновидности танцевальных шагов, танцевальные элементы, перестроения по рисункам.

Апрель

Открытый урок

Рубежный

  5.

Современный танец.

Знать: особенности современного танца.

Уметь: динамично исполнять концертные танцевальные композиции.

Май

Отчётный

концерт

Итоговый


3-й год обучения

  №

          Тема

Какие знания, умения и навыки контролируются.

    Сроки

Формы

проведения

Виды

контроля

  1.

Азбука музыкального движения.

Знать: музыкальные размеры 4/4, 3/4, 2/4. Понятия о такте и затакте. Характер русской плясовой музыки.

Уметь: выполнять построения и перестроения из различных позиций, ритмические движения в рисунке, музыкально – ритмические этюды.

Ноябрь

Работа с карточками.

Рубежный

  2.

Элементы классического танца.

Знать: Технологию выполнения экзерсиса у станка.

Уметь:  выполнять экзерсис у станка и разминку на середине зала.

Февраль

Работа с карточками.

Рубежный

  3.

Элементы историко-бытового танца.

Знать: правила исполнения движений по третьей позиции ног. Уровень рук (сниженная вторая позиция, маленькая позиция).

Уметь: исполнить элементы историко-бытового танца «Полонез».

Январь

Блиц-опрос

Рубежный

  4.

Элементы народного танца.

Знать: образы русской народной хореографии, характер музыки и пляски скоморохов. Позиции  и  движения рук.

Уметь: исполнить русский переменный ход, поклон, припляс на тройном притопе.

Май

Блиц-опрос

Рубежный

 5 .

Современный танец

Знать: упражнения, разминки и экзерсис.

Уметь:  исполнить разученные танцевальные композиции.

Май

Отчетный

концерт

Итоговый

                                              4-й год обучения

  №

          Тема

Какие знания, умения и навыки контролируются.

Сроки

Формы

проведения

Виды контроля

  1.

Азбука музыкального движения.

Знать: музыкальные понятия: «такт» и «из-за такта», музыкальные размеры джазовых танцев.

Уметь передать в движении характер музыки и его ритмический рисунок. Выполнить построения и перестроения: «корзиночка», «цепочка» и т.д.

Ноябрь

Обычное занятие.

Рубежный

  2.

Элементы классического танца.

Знать: технологию выполнения экзерсиса у станка и  на середине зала.

Уметь: выполнять элементы экзерсиса

Декабрь

Обычное занятие

Рубежный

  3.

Элементы историко-бытового танца.

Знать: особенности танца «Менуэт».

Уметь: исполнить композицию танца.

Апрель

Открытый

урок

Рубежный

  4.

Элементы народного танца.

Знать: особенности манеры и движения рук в русском танце.

Уметь: выполнить танцевальные элементы и движения танца «Краковяк».

Апрель

Урок-концерт

Рубежный

  3.

Современный танец.

Знать: особенности современного танца.

Уметь: динамично исполнять танцевальные композиции на высоком полупрофессиональном уровне.

Май

Отчётный

концерт

Итоговый

 

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение ДОП.

           

                Учебно-методическое обеспечение программы ДОП.

    №

                                         Наименование

   1.

   2.

   3.

   4.

   5.

   6.

   7.

   8.

Таблица основных позиций рук и ног.

Журналы.

Альбомы.

Фотоматериалы.

Стенд « В мире танца».

Спецлитература.

Правила техники безопасности.

Музыкальный материал.

                   

                        Материально-техническое обеспечение ДОП:

  №

                                          Наименование

  1.

  2.

  3.

  4.

  5.

  6.

  7.

  8.

Светлый и просторный танцевальный зал, оборудованный станками и зеркалами.

Музыкальный центр.

Магнитофон.

Телевизор.

Видеомагнитофон.

Аудио и видео кассеты.

Наличие специальной формы для занятий.

Наличие костюмов для концертной деятельности.

           

                

                               УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН.

                                        1-й год обучения

               

             №

             Наименование  тем.

 

  Всего

Количество часов

теоретич.

занятия

практич.

занятия

 

    1.

     

     2.

   

     3.

     4.

     5.

     6.

Вводное занятие.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы народно-сценического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Современный танец.

     

       2

      12  

      20

 

      10

      18

      82

     

      2

      2

      3

      3

      3

      2

     

      -

     10

     17

      7

     15

     80

                                 

                                                               Итого

      144

      15

    129

                               

                                       2-й год обучения

 

    №

             

                 Наименование тем.

 

   Всего

Количество часов

теоретич.

 часов

практич.

часов

   

    1.

   

    2.  

    3.

    4.

    5.

    6.

Вводное занятие.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Элементы народного танца.

Современный танец.

       

      2

      12

      18

      14

       8

90

     

       2

       2

       2

       2

       2

3

-

10

16

12

 6

87

                                                             Итого:

      144

       13

131

                                       

                                          3-й год обучения

 

    №

             

                 Наименование тем.

 

   Всего

Количество часов

теоретич.

 часов

практич.

часов

   

    1.

   

    2.  

    3.

    4.

    5.

    6.

Вводное занятие.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Элементы народного танца.

Современный танец.

2

12

20

10

18

82

2

2

3

3

3

2

-

10

17

7

15

80

                                                             Итого:

144

15

129

                                       4-й год обучения

 

    №

             

                 Наименование тем.

 

   Всего

Количество часов

теоретич.

 часов

практич.

часов

   

    1.

   

    2.  

    3.

    4.

    5.

    6.

Вводное занятие.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Элементы народного танца.

Современный танец.

2

10

20

10

10

92

2

2

3

2

2

2

-

8

17

8

8

90

                                                             Итого:

144

13

131

                             

                                     СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА.

                                          1-й   год  обучения

Тема 1. Вводное занятие.  (2 часа )

        Теоретические занятия: История танцевального искусства, просмотр по хореографии. Планы и задачи на учебный год. Инструктаж по технике безопасности. Устав ДДТ. Ознакомление с конвенцией «О правах ребёнка».

Тема 2. Азбука музыкального движения. ( 12 часов )

        

        Теоретические занятия: Ориентировка в пространстве, координация слуховых и двигательных навыков. Понятия: «темп», «счёт в танце» - 2 часа.

        Практические занятия: Построение в линии, построение в рисунках, выделение хлопками начала и окончания музыкальной фразы, маршировка на месте, в повороте – 10 часов.

Тема 3. Элементы классического танца. ( 20 часов )

        

        Теоретические занятия: Положение корпуса, позиции рук и ног в танце, назначение элементов классического тренажа, технология его исполнения – 3 часа.

         Практические занятия: Позиция рук и ног, поклон, полупальцы, шаг с носка. Элементы классического тренажа – 17 часов.

Тема 4. Элементы народно-сценического танца. ( 10 часов )

        

        Теоретические занятия: Истоки народных тем, сюжетов, движений, их связь с образом жизни народов. Музыкальный характер танцев. Пляска.- 3 часа.

        Практические занятия: Ходы: простой, переменный, бег, подскоки, перескоки. Положение рук: открытое, закрытое, в паре. Наклоны и повороты корпуса, головы. Танцевальные элементы: припадания, ковырялочка, верёвочка, моталочка, молоточки, па де баск. – 7 часов.

Тема 5.  Элементы историко- бытового танца. ( 18 часов )

        

        Теоретические занятия: Вальс. Происхождение вальса. Различные стили вальсов. Классический и современный вальсы. – 3 часа.

        Практика: Вальсовая дорожка. Вальсовый поворот. Положение в паре. Элементы фигурного вальса. Танцевальная композиция фигурного вальса. – 15 часов.

Тема 6.  Современный танец. ( 82 часа )

        Теоретические занятия: Характер современного танца. Темп, динамика, динамические оттенки. – 2 часа.

        Практические занятия: Разучивание танцевальных композиций и музыкально-ритмических этюдов на заданные темы. – 80 часов.

                                       

                                 2-й год обучения

Тема 1. Вводное занятие. ( 2 часа )

        Теоретическое занятие: Инструктаж по технике безопасности. Расписание занятий. Задачи и содержание деятельности объединения. Перспективы.

Тема 2.  Азбука музыкального движения. ( 12 часов )

        

        Теоретическое занятие: Определение динамических оттенков музыки, характера музыкального произведения, начало и окончание фразы. Деление музыкального произведения на части. – 2 часа.

        Практическое занятие: Музыкальные игры, развивающие музыкальный слух и внимание воспитанников, ритмические движения, выделяющие музыкальные фразы, ритмические движения в рисунке, музыкально-ритмические этюды.- 10 часов.

Тема 3. Элементы классического танца. ( 18 часов )

        

        Теоретическое занятие: Специфика выполнения упражнений у станка. Эстетика, логика и техника выполнения комбинаций упражнений у станка. – 2 часа.

        Практическое занятие:

- деми плие, гран плие с подъёмом на полупальцы;

- батман тандю с пассе партер;

- батман тандю жете с поворотом на 360;

- ронд де жамб партер с деми плие, пор де бра;

- сор ле ку-де-пье с релеве;

- батман фраппе, пти батман фраппе;

- батман фондю с пор де бра;

- батман сутеню с поворотом на 180;

- батман девелоппе с деми плие;

- рон де жамб ан лер;

- гранд батман жете с пике;

- упражнения для растягивания.

Прыжки по позициям и с переменой позиций, верчение. – 16 часов.

Тема 4. Элементы историко- бытового танца. ( 14 часов )

        

        Теоретическое занятие: Характер  и манера исполнения историко-бытового танца «Полонез».- 2 часа.

        Практическое занятие: Разучивание учебной композиции историко-бытового танца «Полонез»: поклоны, ход, шен. – 12 часов.

Тема  5. Элементы народного танца. ( 8 часов )

        

        Теоретическое занятие: Знакомство с характером русского и украинского танцев, связь танцевальных движений с их образом жизни, манера исполнения. – 2 часа.

        Практическое занятие: Разновидности танцевального шага, усложнённые варианты «ковырялочки», «моталочки», верчения, присядки, комбинации из изученных движений, перестроения по рисункам, движения русского и украинского танцев. – 6 часов.

Тема 6. Современный танец. ( 90 часов )

        

        Теоретическое занятие. Разновидности современного танца .Музыкальное оформление и характер исполнения. Темп и ритмический рисунок. – 3 часа.

        Практическое занятие. Разучивание танцевальных композиций «Ретро», «Матросский танец», «Ура, каникулы ! », « Экспрессия». – 87 часов.

3-й год обучения

Тема 1. Вводное занятие.  (2 часа)

Теоретическое занятие. Инструктаж по технике безопасности. Задачи, содержание деятельности объединения.  Перспективы. Устав ДДТ.

Тема 2. Азбука музыкального движения. (12 часов)

Теоретическое занятие. Закрепление музыкальных размеров 4/4, 3/4, 2/4. Понятие о такте и затакте. Характер русской плясовой музыки. Тактирование. Выполнение упражнений и движений по диагонали.-  2 часа.

Практическое занятие. Построения и перестроения из различных позиций. Музыкальные игры, ритмические движения в рисунке, музыкально-ритмические этюды. - 10 часов.

Тема 3. Элементы классического танца.  (20 часов).

Теоретическое занятие. Гармоничность и содержательность движений классического танца. Правила выворотности ног во всех движениях (колени повернуты в сторону). Правила постановки руки, движения рук (пор де бра), их четкий рисунок, красота и выразительность. – 3 часа.

Практическое занятие. Повторение пройденного. Выдвижение ноги (батман тандю) назад из 1-й и 3-й позиций. Выдвижение ноги с полуприседанием, батман тандю, деми плие, из 1-й и 3-й позиций назад. Деми рон де жамб (в сторону, назад). Подъем на полупальцы – релеве в сочетании с полуприседанием (деми плие). Движение рук. Пор де бра (по А.Я. Вагановой), из подготовительного положения в 1-ю позицию, затем во 2-ю и опустить в подготовительное положение. – 17 часов.

Тема 4. Элементы историко-бытового танца (10 часов).

Теоретическое занятие. Правила исполнения движений по 3 позиции ног. Уровень рук (сниженная 2-я позиция, маленькая позиция). – 3 часа.

Практическое занятие. Маленькая позиция (ладони повернуты в низ). Па дегаже – перенос корпуса с оной ноги на другую по 3-й во 2-ю позицию с  последующей постановкой ноги назад и вперед. Па глиссе – одинарный скользящий шаг вперед. Па Полонеза вперед. Па Вальса. – 7 часов.

Тема 5. Элементы народного танца (18 часов).

Теоретическое занятие. Образы русской народной хореографии. Характер музыки и пляски скоморохов в опере Римского-Корсакова  «Снегурочка». – 3 часа.

Практическое занятие. Повторение пройденного. Русский переменный ход. Поклон. Припляс на тройном притопе. Позиции рук, движение рук (по Т.Ткаченко). Поочередное раскрытие рук во 2-ю позицию через 1-ю из положения на поясе с одновременным поворотом головы. -15 часов.

Тема 6. Современный танец.  (82 часа).

Теоретическое занятие. Особенности направлений современной музыки. Характерные элементы современных танцев, их четкость и динамика исполнения. Особенности нетрадиционной современной хореографии: «Хип-хоп»,  «Брейк-данс». – 2 часа.

Практическое занятие. Ритмические и темповые особенности импровизации. Танцевальная импровизация на заданный музыкальный материал. Подражание. Разучивание танцевальных фигур танцев «Хип-хоп», «Брейк-данс», «Диско», «Карнавал». Постановочная работа. – 80 часов.

                                    4-й год обучения.

Тема 1. Вводное занятие.  (2 часа).

Теоретическое занятие. Инструктаж по технике безопасности. Расписание занятий. Задачи и содержание деятельности объединения на предстоящий год.

Тема 2. Азбука музыкального движения.  (10 часов).

Теоретическое занятие. Повторение музыкальных понятий: «такт», «из-за такта». Музыкальные размеры джазовых танцев. – 2 часа.

Практическое занятие. Передача в движении характера музыки и ее ритмического рисунка. Дирижерский жест – тактирование руками музыкальных размеров – 2/4, 3/4, 4/4. Выделение сильной доли. Движение «из-за такта» - «и». Построение и перестроение. Построение «Корзиночка» из 2-х концентрических кругов. Построение «цепочки» и т.д. – 8 часов.

Тема 3. Элементы классического танца. (20 часов).

Теоретическое занятие. Закрепление правил исполнения классических элементов. Терминология. Выразительность рук в пор де бра, их четкий рисунок и выразительность. Эстетика, логика и техника выполнения комбинаций у станка. – 3 часа.

Практическое занятие. Повторение классических элементов разученных в течение 3-х учебных лет. Упражнения для растягивания. Верчение. – 17 часов.

Тема 4. Элементы историко-бытового танца.  (10 часов).

Теоретическое занятие. Музыкальный размер и особенности танца «Минуэт». Манера его исполнения – 2 часа.

Практическое занятие. Основные элементы и композиция танца «Минуэт». – 8 часов.

Тема 5. Элементы народного танца.  (10 часов).

Теоретическое занятие. Особенности манеры и движения рук в русском танце. Связь русских танцев с танцами других народов. – 2 часа.

Практическое занятие.  Припадание, припляс (па де баск), веревочка (простая), присядка «мячик», присядка с выдвижением ноги на каблук вперед и в сторону (для мальчиков). Положение рук с платочками в 3-й позиции для девочек. Движение рук: открывание рук в стороны с поворотом головы. Композиция танца «Краковяк». – 8 часов.

Тема 6. Современный танец.  (92 часа).

Теоретическое занятие. Повторение стилей и особенностей современной хореографии. – 2 часа.

Практическое занятие. Анализ характера танца и его основных фигур. Повторение ритмических и темповых особенностей импровизации. Импровизации на заданный музыкальный материал. Разучивание танцевальных композиций: «Брейк-данс», «Джазовая композиция», «Танец со стульями», «Белая лебедь», «Сердце – магнит» - подтанцовка. Постановочная и концертная деятельность. – 90 часов.

                   

                   МЕТОДИЧЕСКОЕ  ОБЕСПЕЧЕНИЕ  ПРОГРАММЫ.

                

Программа дана по годам обучения. На каждый год обучения предполагается усвоение учащимися определённого минимума знаний, умений и навыков по хореографии. Хотя программа разделена на отдельные тематические части, но в связи со спецификой занятий в коллективе современного танца, границы их несколько сглаживаются. Работа строится так, чтобы не нарушать целостный педагогический процесс, учитывая цели и задачи обучения и конкретные перспективы коллектива.

В реализации программы применяются следующие методы обучения:

1.пассивные: сообщения, показ, рассказ, беседы, прослушивание музыкального материала, просмотр видеоматериала.

2. активные: повторение изученного материала, разучивание и отработка новых элементов, импровизация.

        Дифференцированный подход к обучающимся с разным уровнем возрастного и физического развития в процессе обучения и воспитания – один из главных методов творческой деятельности. Активное участие в творческом процессе обучающихся (выбор музыкального материала, темы, импровизация танцевальных элементов и т.д.) способствует активизации учебного процесса.

        Движение является биологической потребностью организма ребёнка. Задачи программы постепенно усложняясь, оказывают влияние не весь психофизиологический облик обучающегося, создают правильные моторные привычки, укрепляют память, устойчивость, сосредоточённость и распределение внимания, стимулируют творческую фантазию. Технические трудности в исполнительстве непосредственно связаны с эмоциональным откликом на музыку, умением воспринимать её всем своим существом. Поэтому значительное место отводится заданиям, развивающим художественно-творческие способности учащихся, воображение, инициативу, самостоятельность. Которые достигаются такими способами, как: импровизация, практические занятия, тренинги, музыкально-пластические этюды. Для успешного усвоения материала разработаны комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей воспитанников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Основой хореографической подготовки обучающихся является изучение основных упражнений классического танца. Каждое занятие включает в себя обязательное выполнение элементов классического экзерсиса у станка и на середине зала.

        Элементы историко-бытового и народного танцев, их история, развитие, простейшие ходы и элементы даются в программе в общеразвивающем плане. Репертуар народного танца взят из расчёта региональных особенностей.

        На протяжении всего процесса обучения прослеживается связь современного танца с классическим, народным и историко-бытовым танцами.

Эффективным методом для осуществления контроля знаний является зачётная система, блиц-опрос, показ, концертная деятельность, открытый урок, отчётный концерт.

Для снятия физического напряжения, утомляемости происходит смена деятельности.

        Важнейшей задачей в работе с детьми, наряду с танцевальным обучением, является воспитание. На основе разностороннего взаимодействия, воспитываются в детях такие качества, как: патриотизм, интернационализм, коллективизм, товарищество, любовь к труду, дисциплинированность, чувство долга, честность и скромность. Наряду с индивидуальной работой проводятся массовые мероприятия: игры, конкурсы, экскурсии, праздники, викторины и т.д.        

         Разработаны беседы, расширяющие круг знаний воспитанников по истории танца, о видах и жанрах хореографического искусства: « История танца», « Народная музыка и танец», «Ритуальные танцы», «Особенности характерного танца», «Современная нетрадиционная хореография» и т.д.

        Предусмотрено проведение танцевально-игровых программ с использованием танцев различных жанров « Весёлый каблучок», « Шире круг», « Кавказские мотивы», «Кубань танцевальная» и т.д.

        Разработан  дифференцированный дидактический материал по темам программы, способствующий успешному изучению материала воспитанниками с разным уровнем восприятия.

                         Педагогическое обеспечение программы:

- соблюдение правил техники безопасности, норм санитарной гигиены;

- ведение учебно-воспитательного процесса в соответствии с современными требованиями педагогики и психологии, применяя творческий подход:

- музыкальный материал;

- программно-методический материал (образовательная программа, тематический план, план воспитательной работы);

- методическая литература.

        Занятия проводятся в светлом, тёплом, просторном танцевальном зале, хорошо проветренном, оборудованном зеркалами и станками.

        

        

             В ходе занятий применяются следующие дидактические пособия.

                                           

                                         1-й год обучения.

 №

          Тема занятий

Дидактический

материал

Наглядные

пособия

Раздаточный

материал

1.

2.

3.

4.

5.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы народно-сценического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Современный танец.

Слайды, иллюстрации.

Рисунки элементов разминки и станка.

Рисунки композиций и костюмов.

Фотографии, альбомы.

Музыкальные журналы

Плакат

Иллюстрации, костюмы, фонограммы

Костюмы, литература.

Костюмы, журналы, видео и аудио записи танцев и клипов. Плакаты и т.д.

Карточки с заданиями по жанру.

Карточки заданий по жанру.

 

        

                                            2-й год обучения

                           

        

 №

      Тема занятий

Дидактический

материал

Наглядные

пособия

Раздаточный

материал

 1.

2.

3.

4.

5.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Элементы народного танца.

Современный танец.

Слайды, иллюстрации, карточки.

Беседа.

Рисунки композиционного построения.

Фотографии, альбомы. Реферат.

Музыкальная литература, фонограммы.

Методичка по классическому танцу, специальная литература, рисунки элементов классического экзерсиса.

Костюмы, фотографии.

Костюмы, народный художественный календарь костюмов, литература по жанру и т.д.

Костюмы, видео и аудиозаписи, иллюстрации, журналы, плакаты и т.д.

Карточки заданий.

Карточки с заданиями для блиц-опроса.

Карточки с заданиями по жанру.

Карточки с заданиями по видам современного танца и т.д.

                                                 3-й год обучения

 №

      Тема занятий

Дидактический

материал

Наглядные

пособия

Раздаточный

материал

 1.

2.

3.

4.

5.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Элементы народного танца.

Современный танец.

Таблица оценки разученного материала, уровень освоения материала.

Беседа «Классический танец».

Рисунки композиционного построения.

Беседа «Народные коллективы Кубани».

Фотографии, альбомы.

Музыкальная литература.

Специальная литература.

Костюмы, фотографии.

Костюмы .

Костюмы, обувь. Видео записи, фонограммы.

Карточки с  заданиями.

Карточки с заданиями.

               

                           

                                               4-й год обучения

      Тема занятий

Дидактический

материал

Наглядные

пособия

Раздаточный

материал

 1.

2.

3.

4.

5.

Азбука музыкального движения.

Элементы классического танца.

Элементы историко-бытового танца.

Элементы народного танца.

Современный танец.

Слайды, иллюстрации, карточки.

Реферат.

Рисунки композиционного построения.

Беседа «Кубанский народный костюм».

Фотографии, альбомы. Реферат.

Музыкальная литература, фонограммы.

Методичка по классическому танцу, специальная литература, рисунки .

Костюмы, фотографии.

Костюмы хоровые и танцевальные.

Костюмы, видео и аудио записи, иллюстрации, афиши.

Карточки заданий.

Карточки с заданиями для блиц-опроса.

Карточки с заданиями по видам современного танца.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы используемой педагогом.

1. Бондаренко Л. Методика хореографической работы в школе и внешкольных заведениях. – Киев.: Издательство «Музыкальная Украина», 1985.

2. Ваганова А.Я. Основы классического танца. – Л.: Издательство «Искусство», 1980 ,

3. Воронин И. Историко-бытовой танец. – М.: Издательство «Искусство», 1999.

4. Лифиц И. В. Ритмика. - М.: Издательский центр «Академия», 1999.

5. Овечкина И.С. Система регионального непрерывного художественно-эстетического образования. – Краснодар, 1997.

6. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Музыка.- М.: Просвещение, 2000г.

           

     

         Список рекомендуемой литературы для детей и родителей.

 

1. Барышникова Т. Азбука хореографии. – М.: Издательство «Рольф», 2000.

                           

2.Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей. – М.: Издательство «Гном и Д», 2000.

3. Моррис Н. Музыка и танец / Нейл Морис. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Издательство Астрель», 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...

Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"

Программа дополнительного образования творческого объединения  «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»

Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....

Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.

Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...

Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)

Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....

Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов

Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...

Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»

Срок реализации программы (октябрь-май)   на учебный курс отводится 32 час  (из расчета 1 час  в  неделю)....