КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ.9 КЛАСС.
рабочая программа (9 класс) на тему

Пияльцева Лидия Валерьевна

Календарно- тематическое планирование 9 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока

Всего часов

Дата проведения

план

факт

1

Развитие религии в Новое время (общая характеристика)

1

2

Развитие синтоизма

1

3

Развитие конфуцианства

1

4

Развитие буддизма. Буддизм - традиционная религия народов в России

1

5

Развитие иудаизма.

1

6

Развитие ислама. Основные исторические события

1

7

Ислам - традиционная религия народов в России.

1

8

Развитие христианства в Западной Европе.

1

9

Развитие римского католицизма в XVIII–XX вв.

1

10

Развитие протестантизма в XVIII–XX вв.

1

11

Развитие англиканской церкви в XVIII–XX вв.

1

12

Развитие других нехристианских конфессий в XVIII–XX вв.

1

13

Деструктивные религиозные секты и их опасность

1

14

Государственно-религиозные отношения в России в первой половине XVIII века..

1

15

Святые Русской православной церкви в XVIII веке..

1

16

Политика государства по отношению к Церкви во второй половине XVIII века.

1

17

Отношение государства и церкви в XIX веке.

1

18

        Святые земли русской XIX в. Миссионерская деятельность церкви.

1

19

Монастыри России в XIX веке..

1

20

Отношение интеллигенции к Церкви. Развитие атеизма

1

21

Православная интеллигенция XIX века.

1

22

История православия в Курском крае XVIII- XIXвв

1

23

Русская Православная Церковь на рубеже XIX – начала XX вв.

1

24

Идея необходимости возвращения к православию в трудах русских мыслителей XX в.

1

25

Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 году.

1

26

Русская православная церковь при Советской власти.

1

27

Новомученики и исповедники российские..

1

28

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны.

1

29

Новый этап борьбы против православной церкви после смерти  И.В. Сталина

1

30

Развитие русской православной церкви в 70–80 годы.

1

31

Трагические последствия борьбы с церковью в XX веке

1

32

Возрождение православной веры с конца 80-х годов XX века.

1

33

Русская православная церковь в наши дни.

1

34

История иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная.

1

Итого 34 уч часа

Основы православной культуры. 9 класс.

Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.

Место предмета в структуре основной образовательной программы

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

Цель курса: духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

    Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

    Познакомить учащихся с историей, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

    Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

    Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь

    Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.

Программно-организационные пособия

    Основы православной культуры: учебная программа. Научн. рук. В. М. Меньшиков, авторы: Л. П. Гладких, протоиерей Валентин Гребеньков, архимандрит Зиновий (А. А. Корзинкин), В. М. Меньшиков, С. Э. Наперстникова. — Курск: Курск. гос. ун-т., 2010.

Учебная литература для учащихся

    Христианство и религии мира. – 2-е изд. Под ред. В.М. Царева–М.: ПРО-ПРЕСС, 2010

    Княжеский А.И. Притчи: Учеб. пособие для 7–11 классов. – М.: МИРОС, 2010.

    Янушкявичюс Р.В., Янушкявичене О.Л. Основы нравственности: Учеб. пособие для школьников и студентов. 3-е издание. – М.: Про-Пресс, 2013.

Учебно-методическая литература для учителя

    Перевезенцев С.В., Епископ Зиновий (А.А. Корзинкин), Меньшиков В.М. От Руси языческой до Руси Святой. Основы православной культуры 9 класс. История русского православия от древнего времени до XVIII века. Курск-2013 г.

    Янушкявичене О.Л.Основы нравственности. Методическое пособие для учителя М.: ПРО-ПРЕСС, 2010

    Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. – М., 2011.

    Дополнительная литература для учителя и учащихся, иллюстративный материал

    Великие духовные пастыри России. – М.: Владос, 2010.

    Святые земли Русской / Сост. С.С. Бычков. – М.: Белый берег, 2012.

    . Дунаев М.М. Своеобразие русской религиозной живописи: Очерки о русской культуре XII–XX вв. – М.: Филология, 2010.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность изучения православной культуры в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях обусловлена насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях. Эта потребность находит выражение в практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распро­странение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстанов­ления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных ос­нов обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране.

Изучение православной культуры способствует реализации практически всех этих требований, особенно – обеспечения самоопределения личности в системе образования, создания условий для ее самореализации, формирования у обучающегося адекватной современ­ному уровню знаний картины мира, интеграции личности в национальную и мировую культуру. Последнее требование, выражающее одну из основных за­дач деятельности российской общеобразовательной школы – задачу социализа­ции учащихся в современном российском обществе и интеграцию в пространст­во российской культуры, не может быть адекватно реализовано без изучения православной культуры. Приобщение детей и молодежи к православным куль­турным ценностям, имеющим общенациональную значимость, яв­ляется необходимым условием формирования человека и гражданина, интегрированного в современное российское общество.

Определяющее значение изучение православной культуры имеет для реа­лизации государственной политики в решении задач воспитания гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре традиционной (национальной) религии как неотъемлемой части национальной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей (законных представителей) на получение образования в соответствии с ценностями своей нацио­нальной культуры, что обеспечивается как российским законодательством, так и признанными Российской Федерацией нормами и положениями международ­ного гуманитарного права.

Изучение православной культуры в светской школе будет способствовать защите и развитию национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального российского государства, содейст­вовать сохранению и укреплению единства федерального культурного и образова­тельного пространства, социальной и культурной интеграции российского обще­ства. Православное культурологическое образование учитывает фактическое по­ложение православной религии в Российской Федерации как традиционной рели­гии русского народа, о принадлежности или предпочтительном отношении к которой заявляют большинство россиян. Православие наложило яркий отпечаток на специфику просвещения и культуры как русского народа, так и других народов в составе Российского государства. Программа предусматривает специфику Курского и соответственно тех, в которых будет осуществляться. Это обеспечивается выделением специальных или свободных тем в программе.

Цель курса:

духовно-нравственное развитие ребенка посредством его приобщения к ценностям православной культуры.

Основные задачи курса:

1. Помочь каждому ребенку обрести подлинное понимание смысла жизни человека, своего предназначения и места в жизни, традиционного образа жизни.

2. Раскрыть основные религиозные понятия и представления православного христианства.

3. Познакомить учащихся с историей Ветхого и Нового Завета; историей христианской церкви, происхождением и особенно идеями других основных религий мира. Показать несовместимость тоталитарных сект с подлинной религией.

4. Изучить историю Русской Православной Церкви, раскрыть культурнообразующую и государствообразующую роль Церкви в истории России. Способствовать формированию интереса к истории православия, к образцам личного подвига благочестия. Воспитывать любовь и уважение к Родине, ее культуре, святыням.

5. Дать знания о Православной Церкви и православном храме. Раскрыть содержание и смысл православного искусства: архитектуры, иконописи, музыки, литературы и системообразующее значение для российской культуры. Сформулировать интерес у детей к систематическому изучению православного искусства.

6. Приобщить детей к нравственным устоям православной культуры на основе изучения текстов Священного Писания, фактов церковной истории, примеров из жизни святых и конкретных исторических лиц, образцов церковного и православного искусства. Помочь детям в раскрытии смысла высоких нравственных ценностей православного христианства, сформировать позицию неприятия циничного рационализма, жестокости, пошлости, алчности, хамства. Дать детям твердые нравственные ориентиры в образцах православной жизни на основе веры, надежды и любви. Научить быть отзывчивыми к сверстникам и старшим, развивать способность к сопереживанию, умению мирно разрешать конфликты.

7. Изучить круг основных православных праздников. Показать их тесную и органичную связь с народной жизнью

Средняя группа охватывает учеников с 5 по 9 классы. Этот период является переходным в жизни человека, поэтому в изучении курса очень важно сместить акценты в сторону морально-интеллектуального развития. Основой содержания становится история, что дает возможность изучения православной культуры не только в ее историческом развитии, но и в органичной связи с другими школьными предметами, особенно с историей. Изучение истории дает огромный и неопровержимый материал и для понимания истины православия и для более правильного уяснения моральной, эстетической, культурной сторон православной жизни.

Заметное место в изучении этого раздела должно занять знакомство с историей православия родного края: его монастырей и храмов, его святых, важнейших событий Курского края. При этом изучение не должно ограничиваться только изложением сведений, но предполагается посещение монастырей и храмов, святых мест, участие на доступном уровне в исследовательской краеведческой работе.

Требования к уровню подготовки ученика средней школы

Важнейшее, общее требование к подготовке ученика старших классов – целостное видение и представление православной культуры на уровне содержательных линий, соответственно возрастным возможностям учащегося старшего возраста, умение использовать полученные знания в рамках других учебных дисциплин, желание и потребность учащихся в формировании своей жизни согласно нравственным заповедям христианства.

В соответствии с этим учащийся должен:

1. По содержательной линии: «Православная христианская картина мира»: иметь понятие о православном видении мира, истории человечества и человеке.

2. По содержательной линии: «Православие и религии мира»: иметь целостное представление о главных религиях мира, о сектах и опасностях деятельности деструктивных сект для общества и человека.

3. По содержательной линии: «История православной религии и культуры»: иметь целостное представление об основных библейских событиях, истории православия и православной культуры.

4. По содержательной линии: «Письменная культура православия (православная словесность)»: иметь целостное представление о главных линиях развития духовной художественной литературы.

5. По содержательной линии: «Православный образ жизни»: иметь целостное представление о православном образе жизни человека, семьи, общества; об умении и желании жить в соответствии с этими нормами.

6. По содержательной линии: «Нравственная культура православия»: иметь целостное представление о мире этики, в том числе знать основные этические понятия: духовность, благодать, смирение, послушание, милосердие и т.д., знать о путях духовно-нравственного совершенствования.

7. По содержательной линии: «Художественная культура православия»: иметь целостное видение развития мировой и русской православной художественной культуры.

8. По содержательной линии: «Православие – традиционная религия русского народа»: иметь целостное представление о главных исторических событиях в России в контексте православного понимания русской истории. Уяснить ведущую роль православия в духовной жизни русского народа.

9. По содержательной линии: «Региональный (национально-региональный) компонент образования»: иметь целостное видение истории развития православия в Курском крае и его современное состояние

Рабочая программа составлена на основе учебной программы разработанной КГУ под руководством доктора педагогических наук В.М. Меньшикова, утвержденной постановлением коллегии Комитета образования Курской области от 9 июня 2006 г.

Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

 

Содержание тем  учебного курса

по разделам курса 9 класс

Раздел I. Религии мира (XVIII–XX) вв.13 ч

Новое время - возникновение понятия и его духовное содержание. Учение Церкви о развращении народов в «последние времена» после эпохи доминирования христианства. Развитие религии в Новое время (общая характеристика)

Развитие синтоизма

Развитие конфуцианства

Развитие буддизма. Буддизм - традиционная религия народов в России

Развитие иудаизма.

Развитие ислама. Основные исторические события

Ислам - традиционная религия народов в России. Развитие ислама в России. Современное состояние

Развитие христианства в Западной Европе. Рационализм. Секуляризация. Изменения в духовном мире западно-европейского человека XVIII века

Развитие римского католицизма в XVIII–XX вв.

Развитие протестантизма в XVIII–XX вв.

Развитие англиканской церкви в XVIII–XX вв.

Развитие других нехристианских конфессий в XVIII–XX вв.

Оккультизм. Сатанизм. Деструктивные религиозные секты и их опасность

Раздел II. История Русской Православной Церкви (XVIII–XIX) вв.

Государственно-религиозные отношения в России в первой половине XVIII века. Двойственный характер реформ Петра I. Петр I и Русская Православная Церковь. Проникновение протестантизма в Россию. Упразднение патриаршества, учреждение Духовной коллегии сената (Святейший Правительствующий синод).

Развитие православия в XVIII веке. Святые Русской православной церкви в XVIII веке: Димитрий Ростовский, Митрофаний Воронежский, Тихон Задонский и другие. Просветительская деятельность Церкви: Феофан (Прокопович), митрополит Платон (Левшин).

Политика государства по отношению к Церкви во второй половине XVIII века. Православие и русская культура в XVIII веке. Значение православия в жизни российского государства и русских людей. Православные воины: Ф.Ушаков, А.Суворов

XIX век и православие в России. Отношение государства и церкви в XIX веке. Личная вера русских императоров.

Святые земли русской XIX в.: прп. Серафим Саровский, митрополит Филарет. Миссионерская деятельность церкви: митрополит Иннокентий и др. Епископ Феофан Затворник, епископ Игнатий Брянчанинов.

Монастыри России в XIX веке. Оптина Пустынь как один из центров духовной жизни в России. Старчество как феномен русской религиозной жизни. Св. прп. Амвросий Оптинский.

Отношения народа к церкви. Отношение интеллигенции к Церкви. Развитие атеизма. В.Г. Белинский, Н.Г. Чернышевский и др.

Православная интеллигенция XIX века: Н.В. Гоголь, А.С. Хомяков,

Ф.М. Достоевский, К.Д. Ушинский, К.П. Победоносцев, В.С. Соловьев, Д.И. Менделеев и др.

История православия в Курском крае XVIII веке

Раздел III. История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века 12ч

Русская Православная Церковь на рубеже XIX – начала XX вв.:Обоснование идеологии необходимости возвращения к православию в трудах крупнейших русских мыслителей XX в.: Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, П.Б. Струве, С.Л. Франка, В.И. Вернадского и др. Молодежное православное движение.

общая характеристика.

Поместный Собор Русской православной церкви в 1917 году.

Развитие православной церкви в Курской губернии XIX – начала XX вв Русская православная церковь при Советской власти. Начало гонений и массовых репрессий православных христиан, русского народа. Патриарх Тихон. Скорбный путь патриарха. Православная церковь в годы гражданской войны

Гонения на церковь после гражданской войны. Подвиг мученичества Русской православной церкви. Новомученики и исповедники российские. Икона «Собор новомучеников российских». Свидетельства об этой эпохе.

Русская православная церковь в годы Великой Отечественной войны. Восстановление патриаршества. Патриарх Алексий (Симанский). Маршал Жуков и старец Нектарий. Частичное восстановление православной церкви в период войны и в послевоенное время

Новый этап борьбы против православной церкви после смерти И.В. Сталина

Развитие русской православной церкви в 70–80 годы. Поместный Собор Русской православной церкви 1988 года и празднование 1000-летия Крещения Руси

XX век. Трагедия русского православия. Трагические последствия борьбы с церковью для всех сторон жизни русского народа: экономической, социальной, духовной, нравственной, культурной

Русская православная церковь в наши дни. Необходимость восстановления полноты православной жизни. Пути преодоления религиозной катастрофы. Главные направления деятельности Русской православной церкви: духовная, миссионерская, социальная, образовательная. Роль православия в жизни нашего государства, общества, культуры, семьи, человека

История иконы Божией Матери «Знамение» Курская Коренная. Великие святые Курского края

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

тема

Количество часов

1

Раздел I. Религии мира (XVIII–XX) вв.

13ч

2

Раздел II. История Русской Православной Церкви. XVIII– XIX вв.

3

Раздел III. История Русской Православной Церкви. XXв- начало ХХI века

12ч

Требования к уровню подготовки учащихся.

$11.      Знать термины и понятия: Единобожие, Бог-Троица, Дух, духовная жизнь, творение человека, откровение, символ веры, Церковь Божия, Христианская церковь, Искупление, спасение. Знать притчи Библейских сюжетов.

$12.      Сопоставлять: мировоззрения религиозные и нерелигиозные: религия и наука: Бог и Творение; мир духовный и материальный; ересь, раскол, секта.

            3.Объяснять: мировоззрение личности, духовно-мировоззренческие основы культуры; Православная Христианская культура; духовная сущность грека и его последствия.

            4. Знать особенности культур: буддизма, иудаизма, мусульманства, католицизма, протестантизма.

          5. Соблюдать заповеди, правила поведения в храме.

Источники информации и средства обучения.

$11.      Библия.

$12.      Медушевский В.В. Основы духовно-нравственного воспитания и образования в школе. – M., 2001

$13.      Основы православной культуры. Учебная программа. - Курск: КГУ, 2006

$14.      Религии мира: Пособие для учащихся / Под ред. Я.Н.Щапова- М: Просвещение, 1994

$15.      Христианство и религии мира. - М.: Про-Пресс, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013-2014 учебный год

Рабочая программа по курсу "Основы мировых религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры" 4 класс 2013 2014 учебный год составлена Т.А. Корчагиной, учителем ОРКСЭ МБОУ СОШ...

Рабочая программа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Программа курса составлена с учётом «Базисного учебного плана» для образовательных учреждений Российской Федерации в 4-х классах ОУ - 1 час в неделю, за год 34 часа.Используется учебник: А.В. Кураев «...

Методическая разработка урока по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). Тема «Монастырь». 4 класс

Цель: формирование представления о монастыре и его историческом, культурном, морально-этическом значении, о нравственном выборе человека самоотверженно служить Богу, о таинстве посвящения в монахи....

Контрольная работа по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с вопросами контрольной работы по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")....

Календарно-тематическое планирование учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»). 4 класс

Предлагаю ознакомиться с тематическим планированием модуля «Основы православной культуры» учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...