Конспект открытого занятия «Выразительное средство актера. Жест»
учебно-методический материал на тему

Конспект открытого занятия,цель которого познакомить обучающихся с особенностями выразительного средства актера – жестом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл at.k_otkr.zhest_.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия

«Выразительное средство актера. Жест»

                                                              Педагог дополнительного образования

                                                                   высшей квалификационной категории

детского театрального объединения

«Кукарямба»

 Протопопова  Марина Михайловна

                           

                               

1. Тема занятия: «Язык тела.  Жест»

2. Место проведения:  МБУ ДО «ДТДМ», концертный зал

3. Дата и время проведения: 

4. Контингент: группа 3 года обучения, возраст: 12-14 лет

5. Оборудование: сцена, стулья. Магнитофон.

6. Методы проведения: объяснения, метод тренировки, частично – поисковый, игра, упражнения.

7. Тип  занятия:  комбинированный.

8. Цель: Познакомить обучающихся с особенностями выразительного средства актера – жестом.

9. Задачи:

Обучающие задачи:

Обобщить и систематизировать представление  понятия «жест».

Уточнить  понятие «жест» через упражнения.

Закрепить  умения  размышлять о полученных знаниях,  анализировать собственные действия, состояния.

Развивающие задачи:

Развить познавательно-поисковый интерес, кругозор обучающихся.

Развить эмоциональную сферу и умение выражать эмоции через упражнения.

Развить умения пользоваться выразительными средствами актера – жестами.

Воспитывающие задачи:

Сформировать  навыки коллективного творчества в процессе группового общения через совместные  упражнения.

План

1. Организационный момент                                                           2 минуты

2. Мотивационно целевой   блок                                                     1 минута                                                                      

3. Основная часть                                                                                

3.1.  Повторение пройденного материала                                          7 минут

3.2. Изучение нового материала                                                          25 минут

3.3.Закрепление знаний                                                                        3 минуты

4. Подведение итогов                                                                          2 минуты

1.Организационный момент

Цель: настроить обучающихся  на работу, на  восприятие нового материала.

- приветствие группы;

- выяснение отсутствующих на занятии.

Педагог: Ребята, вы превосходно знаете, что приветствовать другу друга можно не только словами, но и всевозможными жестами и телодвижениями. Вспомните и изобразите эти жесты и движения в такт музыки. Игра «Приветствие»

Педагог: Мы поприветствовали друг друга, вижу, что  все настроились на занятие. И мы начинаем.

2.Вводно – мотивационный  блок

Цель: замотивировать обучающихся  в получении новых знаний.

Педагог. Сегодня мы продолжаем работать над основыми выразительными средствами актера.

- Я думаю, что по началу нашего  занятия вы уже поняли над каким выразительным средством мы будем работать сегодня?

- Жест! Скажите, какое  значение имеет жест  для актера?  (Ответы детей.)

- Какими должны быть актерские жесты? (Ответы детей.)

3. Основная  часть

3.1.  Повторение пройденного материала

Цель: настроить  к действию речевой  и психофизический  аппарат

обучающихся с помощью разминки.

Педагог.  Поднимаемся на сцену, занимаем свои места и по традиции начинаем тренировочную разминку. Упражнение «Ха!». Давайте вспомним, на что направлено данное упражнение?

(Ответы обучающихся).

 Описание упражнения «Ха!».

Упражнение  направлено на умение концентрировать свое внимание, на мышечный контроль, на настройку тела к действию. Обучающиеся находятся в группировке опущенной головой, касаясь пола руками в состоянии расслабления. Затем резко (по хлопку инструктора) отталкивается ногами и руками от пола, прыгают вверх с активным возгласом «Ха» и оказываются на носках с поднятыми вверх головой и руками, чувствуя напряженным все тело от концов пальцев до конца пальцев рук. Они стремятся ввысь, к солнцу, к небу и готовы к продолжению занятия.

 Педагог.  Упражнение «Снежки», на что направлено данное упражнение?

(Ответы обучающихся).

  Описание упражнения «Снежки».

 Данное упражнение наполняет энергией голосовой аппарат, так как активность тела передается органам дыхания и речи. Кроме того создает на занятиях великолепный рабочий тонус. Обучающиеся  играют в «снежки». При этом, на каждый бросок произносится счет от 1 до 10. Работают по схеме бросок – сила звука.

 Педагог.  Подскажите мне, пожалуйста, на что направлено упражнение «Переход»?

(Ответы обучающихся).

  Описание упражнения «Переходы».

 С помощью этого упражнения достигается мышечная свобода. Она выполняется в сфере воображения, но, прежде всего, обращается внимание на ощущения и действия ног. Обучающимся нужно пройти по «тонкому льду» из конца в конец сцены. Потом нужно так же по «горячему песку», (босиком «по болоту», «по сухим сучьям» и т.д.). Меняя предлагаемые обстоятельства, меняется логика поведения обучающихся. Их задача не только достичь мышечной свободы, но и поверив в вымысел, действовать подлинно.

3.2. Изучение нового материала

Цель: разобраться с обучающимися в понимании жеста как подлинного, целесообразного действия; прийти к пониманию существования жеста не ради жеста.

Педагог.  Как часто в жизни бывает бессильно слово или красноречивее слова — точный, выразительный жест.  Скажите, в каких ситуациях человек  вынужден пользоваться жестами?

(Ответы обучающихся).

Педагог.  Мы можем понимать друг друга без слов. А происходит это через телодвижение, через позу, через жест! Мы можем общаться с помощью жеста. Предлагаю вам в парах разыграть такую ситуацию.  Один из вас будет «местным жителем», другой - «иностранцем». Задача  для «иностранца»  – с помощью жестов спросить у «местного жителя» как ему попасть, например, в гостиницу? Задача «местного жителя»- с помощью жестов, используя свой тарабарский язык, объяснить маршрут. Итак, прошу всех разбиться на пары, определить, кто кем будет. Единственный запрет – нельзя заранее обговаривать свои задачи.  

Работа обучающихся в парах.

Педагог. Итак, вы только что доказали, что жест — это необходимый язык общения между людьми. Как вы думаете, от различных жизненных обстоятельств зависят наши жесты?

(Ответы обучающихся).

 Педагог. Предлагаю, вам  найти определенный жест в предлагаемых обстоятельствах:

- жарко,поблизости нет воды;  неожиданно пошел дождь – нет зонтика; сильный ветер, мороз, жду автобус, которого долгое время нет; и т.д.

Проходит индивидуальный показ обучающихся.

Педагог. Вы только что доказали, что от разнообразных  жизненных обстоятельств, зависит и наш жест.

3.3.Закрепление знаний 

Цель:  Проверить  степени усвоения материала

Педагог. Итак, давайте обсудим с вами:

- Какую роль играет жест в нашей повседневной жизни?

-Какую роль играет жест для актера?

(Ответы обучающихся).

Педагог. Молодцы! И для  закрепления  сегодняшних  знаний  на практике, я предлагаю знакомое всем упражнение «Пристройка». Скажите мне, пожалуйста, что должно быть в данном упражнении самым ярким и выразительным?

(Ответы обучающихся).

Педагог. Конечно же жесты!

На сценической площадке проводится упражнение «Пристройка».

Описание упражнения. «Пристройка». 

Обучающиеся сидят в зале. Выходит первый и занимает какую-то позу с определенно-выраженым жестом. Второй пристраивается  к первому с определенным жестом. Пара застывает в «стоп кадре», который должен прочитаться «зрителями»  как начала жизненной  истории или истории целиком. Первый садится на место, а третий пристраивается ко второму. Потом садится второй, а четвертый пристраивается к третьему и т.д. Обучающиеся любят такие задания, выполняют его с легкостью и удовольствием.

4. Подведение итогов.

Цель: Развивать способности к самоанализу.

Педагог.  Что нового узнали сегодня на занятии?

Что у вас получилось?

Что вызвало недовольство собой?

Ответы обучающихся.

 Педагог. На следующем занятии мы продолжим работу над выразительными средствами. Творческое задание остается для вас неизменным – наблюдать. Понаблюдайте, пожалуйста,  за жестами людей в жизни. Сегодня все были активными, яркими. Я благодарю всех! И прошу вас, ребята, пожелать  всем присутствующим   добрых дел и хорошего настроения, используя при этом,  всевозможные  жесты.

                          Список используемой литературы:

Гиппиус С.В. «Гимнастика чувств». Санкт – Петербург, «Прайм - Еврознак», 2009г.

Комякова Г.В. «О речевом воспитании детей и подростков». ЛГИК, 1988г.

Немеровский А.Б. «Пластическая выразительность актера». М, Искусство, 1987г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"

В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....

Занятие по актерскому мастерству:«Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Концентрация внимания на одном или нескольких объектах.Знакомство с дополнительными выразительными средствами актера....

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация» «Внимание, восприятие – как вспомогательные средства актера для развития творческих способностей»

Открытое занятие Студия театрального искусства «Импровизация»«Внимание, восприятие – как вспомогательные      средства актера для развития творческих способностей»...

Конспект открытого урока немецкий язык в 11 классе "Современные немецкие актеры"

Урок на тему "Современные немецкие актеры" дает возможность обучающимся познакомиться с немецкими актерами, их биографией и творчеством....

Конспект воспитательского занятия "Выразительные жесты" для старших подростков

На данном занятии обсуждается важная тема для подростков - жесты и их применение. Начинается занятие с просмотра эпизода из фильма «Бриллиантовая рука», где выясняют, нужно ли человеку зна...