Летний отдых в системе ДОД
статья на тему

Стрикачева Елена Викторовна
А летом благодатная пора, чтобы закрепить любое действие, организуемое педагогом, которое представляет собой единство: социального значения объектов жизни, ценностей, преобразуемых в личностный смысл для ребёнка, а также функций, выводящих самого ребёнка на активное взаимодействие с окружающей действительностью. Пришли бы к нам дети, если бы у нас царила скука? Нет! Мы гордимся тем, что ЦДТ как магнит притягивает к себе и малышей, и школьников-подростков, и даже выпускников школ. А секрет этого в том, что в нашем Центре есть возможности, профессионализм, мысли и творчество, эксперимент, праздник, успех, сотрудничество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon letgiy_otdyh_v_sisteme_dod.doc93 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительное образование в системе летнего отдыха детей и подростков.

Мы всегда с удовольствием спешим на работу в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» Арзгирского района Ставропольского края - наш второй дом. Ведь каждый день прожитой жизни здесь – это поиск, творчество, масса интересного. Здесь окружают творческие, целеустремлённые коллеги, которые любят детей и отдают им всю душу, а воспитанники отвечают им взаимностью. 

С каждым годом к нам приходит всё большее кол-во детей, они с удовольствием занимаются в студиях, объединениях, клубе и достигают успеха. Многим из них  Центр  помог определиться с будущей профессией.

А летом благодатная пора, чтобы закрепить любое действие, организуемое педагогом, которое представляет собой единство: социального значения объектов жизни, ценностей, преобразуемых в личностный смысл для ребёнка, а также функций, выводящих самого ребёнка на активное взаимодействие с окружающей действительностью. Пришли бы к нам дети, если бы у нас царила скука? Нет! Мы гордимся тем, что  ЦДТ как магнит притягивает к себе и малышей, и школьников-подростков, и даже выпускников школ. А секрет этого в том, что в нашем Центре есть возможности, профессионализм, мысли и творчество, эксперимент, праздник, успех, сотрудничество.

Возможности

Наш Центр – это здание площадью 50м2.  В каникулярный период в нашем распоряжении имеются хореографический класс, 2 функциональных кабинета детской площадки, актовый зал для проведения массовых мероприятий, 2-3 кабинета - мастерских для работы цехов детского трудового объединения «Золотые руки». Есть библиотека. Все студии оснащены самым необходимым оборудованием тех. средствами для занятий. Мы стараемся в полной мере реализовать принципы доступности, качества и эффективности летнего отдыха, оздоровления и занятости детей в условиях села и нашего Центра.

Пространство каникулярных лагерей (осенних, весенних, летних) рассматриваем с позиций идеологии: ребёнок – мера всех ценностей.  

Считаем необыкновенно важным связь с национальными традициями, культурой, православием как источниками ценностных ориентаций, духовности. И воспитательная система «Совершенство», действующая до 2017года  отвечает этим требованиям. 

Смены носят следующую направленность: патриотическую, духовно-нравственную, физкультурно-оздоровительную. И в каждой из них ведущая идея - национальные истоки духовного воспитания человека:

- история славянской цивилизации, России, края, выдающиеся личности, исторические факты, события;

- русское искусство, литература, живопись, музыка, хореография;

- народные обычаи, праздники;

- народные спортивные состязания, игрища, забавы, потехи;

- начала собственной духовной истории и т.п.

Традиции пионерского лета в прошлом, но появились детские организации, в частности Арзгирская районная детская организация «Союз детей Ставрополья»   нашего региона, и Центр, став  его штабом, соответственно вырабатывает совместно с воспитанниками новые призывы, новые роли,  новые нормы. В каникулы приоритетными становятся программы деятельности детских отрядов экологов, вожатых, лидеров-организаторов, отряда «Милосердие».

Ежегодно услугами лагеря «Солнечная страна» Центра детского творчества в течение 3 смен пользуются от 148 до 198 детей. Ребята, хоть раз побывавшие здесь, стремятся вновь сюда попасть и, задолго до лета образовывается очередь.

 Структура его постоянно модернизировалась, в соответствии с заказами социума, и в итоге мы разработали оптимальную систему, включающую в себя детскую площадку «Алые паруса» и трудовое объединение «Золотые руки» (пошив постельного белья, изготовление деревянных изделий, картин, искусственных цветов).

За период с 2004 по 2008годы, а это  5 лет,  лагерь посетил 841 ребёнок. Из них 336  подростков работали в  детском трудовом объединении «Золотые руки», что позволило 15% из них определиться с профессией.

Профессионализм.

 Отрадно, что у нас создана команда единомышленников. В летний период в смене трудятся по 2 педагога-воспитателя, 2-3 мастера ДТО.  Каждый из них заслуживает массу теплых слов, все они трудятся творчески, самозабвенно, вкладывая в свое дело душу. Более трети коллектива - 14человек – педагоги высшей категории, 10 человек - 1 . Среди нас трудятся руководители объединений, имеющие звания «Почетный работник общего образования РФ», обладатели Почетных грамот СК.

 Сложилась система подготовки кадров: проводятся семинары для педколлектива, эффективно функционирует объединение «Вожатый». Важнейшее звено - начальник лагерной смены.

В Центре действует система подготовки начальников лагерных смен в ходе педсоветов, педмастерских, семинаров-практикумов, инструктивных совещаний, инструктажей, изучается инструктивно-методический материал, приветствуется преемственность,

Наша работа не замыкается только рамками Центра. Коллектив активно взаимодействует в рамках социальных проектов  с более чем 30 учреждениями и организациями.  На базе ЦДТ проходят семинары для  заместителей директоров, классных руководителей, начальников лагерных смен, где мы обмениваемся опытом. Многие коллеги зажглись нашими идеями. А мы этому только рады.

С большим мастерством администрация прорабатывает графики отпусков и планирует работу так, чтобы интересы ребят были во главе угла в дни каникул, а не только в учебные месяцы.

А грамотное методическое обеспечение образовательных и воспитательных программ позволяет улучшить учебно-воспитательный процесс. Программы лагерных смен пронизаны сквозными тематическими подпрограммами, апробированными коллективом ЦДТ. Программа каждой смены – система разных дел, встреч, событий, когда отдых превращается в праздник творчества и таланта, а оздоровление становится приоритетным напр. деятельности.

      Программа деятельности учреждения в каникулярный период  «Веселая пора» является составной частью программы воспитания в ЦДТ. Ее основными направлениями являются: патриотическое, экологическое, художественно-эстетическое, духовно-нравственное, оздоровительное, правовое и трудовое воспитание, а также работа по координации деятельности школ и внешкольных учреждений Арзгирского района в каникулярный период.

         Каждая смена проводится согласно подпрограммам: «Восхождение к истокам»,  «Овеянные славой символы державы», «Лето.ru», «Азбука этикета» и многих других.

      Образовательные программы, действующие в течение учебного года, адаптируются  к летнему периоду для работы в профильных сменах детского оздоровительного лагеря «Солнечная страна», что позволяет продолжить процесс развития творческих способностей детей и подростков в каникулярный период. В условиях лагерной смены ребёнок может реализовать любую программу и даже несколько, а также может их менять в зависимости от поиска интереса.

Многообразие реализуемых программ ещё один признак профессионализма  педагогического коллектива.

Мысль и творчество.

Вся работа в Центре начинается с мысли. «Мозговым центром» у нас является администрация и методотдел, которые в постоянном поиске инновационного, творческого.

 Педагогами Центра используются интерактивные технологии проектирования, где:

- воспитанник определяет цель деятельности – педагог помогает ему в этом;

- воспитанник открывает новые знания - педагог рекомендует источники знаний;

- воспитанник выбирает – педагог содействует; воспитанник активен -  педагог создаёт условия для проявления активности. А наши воспитанники очень активны.

   В Центре детского творчества в период летних каникул выработалась организационная структура детского самоуправления, реализуя права детей и способы их вовлечения в реальные социальные отношения. (Приложение №3).

      В первые дни жизни лагеря собирается общий сбор детей. Решением общего сбора избирается совет, который координирует деятельность лагеря на протяжении всего потока. В состав совета избираются представители детского трудового объединения «Золотые руки» и детской площадки. В свою очередь детская площадка «Алые паруса» и трудовое объединение «Золотые руки» создают свои малые советы, которые организуют жизнедеятельность детей и подростков в данных структурных подразделениях. 

Порой наши воспитанники очень удивляют нас изумительными картинами из кожи, ниток, соломы, работами из дерева, оригинальными хореографическими постановками, музыкальными номерами, представлениями театра, коллективными творческими делами. Здесь все дышит красотой: ребята учатся творить, получают основы многих видов искусства. Интерес ребят к моде побудил нас открыть театр Моды «Свой стиль». Девочки учатся не только шить красивые вещи, создавать имидж, но и получают возможность почувствовать себя моделью. Для многих арзгирских ребят хореографическое искусство было недосягаемой мечтой. Зато сейчас у нас есть детский образцовый коллектив на базе хореографической студии «Фантазия», есть ВИА, музыкальные  классы, студии прикладного искусства и т.д.

Поскольку мы принимаем всех желающих, в процессе обучения учитываются их личные особенности и используются различные методы обучения и воспитания, соответствующие их уровню развития, возможности и способности. Мы обучаем – то есть показываем ребёнку, что это возможно, а он обучается, значит, делает это возможным для себя.

Эксперимент.

Кем мечтают быть наши дети? Врачами, менеджерами, парикмахерами, дизайнерами… Интересы у них самые разнообразные и не раз меняются. Самоопределится с выбранной профессией, укрепить уверенность в мечте и даже немножко окунуться в мир дела, может быть всей жизни, уже не первый год помогает наш Центр, который является подрядчиком общественных работ по благоустройству, посильному ремонту. При поддержке службы занятости воспитанники  обустраивают территории, работают организаторами, вожатыми, изготовителями изделий. И это оправданная форма занятости подростков.

Отвечает запросам и интересам воспитанников и реализуемая в течение 3 лет форма «Час декоративно-прикладного искусства»: воспитанники детской площадки посещают работающие в летний период цеха «Аленький цветочек», «Свой стиль», «Волшебный узор», «Чудесная кисть», «Солнечный узор», где знакомятся с начальными навыками работы с деревом, изготовления искусственных цветов, соломенных панно, картин, и в конечном итоге становятся воспитанниками студий и объединений в соответствии с понравившимся направлением работы.

Праздник

Праздник- это здорово – скажет вам каждый ребенок. Поэтому мы в Центре и стараемся, чтобы праздников – ярких, незабываемых, у нас было как можно больше. Если вы спросите, кем в Арзгире проводится главный детский праздник – День защиты детей, каждый ответит – Центром детского творчества! И принимают участие в нём более 300 детей из пришкольных лагерей, детских садов, приюта.

В течение смены мы проводим  или участвуем в 1-2  театрализованных районных представлениях. Мы только радуемся тому, что нам оказывают честь проводить многие районные мероприятия. Свой вклад мы вносим в торжество по случаю выпуска из школ. Наш Центр – это еще и площадка для проведения районных конкурсов, зонального фестиваля ЮИД. Ежегодно в нашем Центре проводится более 150 мероприятий разного уровня.

Успех. 

Победы наших ребят – это и успех их педагогов. Нередко наши воспитанники выезжают «показать себя миру», участвуют в различных конкурсах и фестивалях. И не безуспешно… Копилка наград ежегодно солидно пополняется. И мы только рады тому, что таланты наших ребят и профессионализм педагогов высоко оцениваются. Ежегодно программы профильных смен ЦДТ принимали участие в районном конкурсе программ, занимая призовые места. В 2004 г. программа профильной смены отмечена Дипломом за участие в краевом конкурсе, в 2005 г. – Почетной грамотой краевого этапа конкурса программ.

Программа профильной смены «Возвращение к истокам», представляемая на данный конкурс заняла первое место в районном конкурсе летних тематических смен в 2007 году, а в 2008 году отмечена Дипломом IV степени краевого конкурса программ летних профильных смен.

Сотрудничество.

Глава администрации и его заместители, начальник отдела образования – частые гости в Центре. Они видят, сколько детей нас посещают, чем увлекаются.

Мы активно используем возможности районного центра и образовательных учреждений (Детско-юношеская спортивная школа, Центр детско-юношеского туризма и экскурсий музей, Дом культуры, стадион, Храм, кинозал, библиотеки). В целом сотрудничаем с более чем 30 учреждениями и организациями.

В конце лета проводится проблемно-ориентированный анализ организации и управления деятельностью лагеря с целью определения его дальнейшего развития, где обсуждаем  структуру занятости детей, уровень и характер взаимоотношений в детской и взрослой среде, реальную детскую самодеятельность, защищённость и комфортность ребёнка в рамках реализации программы летнего отдыха «Весёлая пора».  

Готовим почву на следующий год – прорабатываем маркетинговую стратегию лагеря на новый летний период.

Что хочет современный ребенок? Быть понятым, многому научиться, проводить интересный досуг и стать успешным в жизни. Запросов много и планов много. Коллектив нашего Центра гордится тем, что может удовлетворить многие детские потребности. Сила наша в том, что, аккумулируя небольшие финансовые средства, и в то же время, занимая активную жизненную позицию, мы ежедневно вершим небольшие педагогические подвиги.

Елена Викторовна Стрикачева,

педагог дополнительного робразования

муниципального казенного  учреждения

          дополнительного образования

         «Центр детского творчества» Арзгирского района

          Ставропольского края.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний отдых детей

Как правильно обустроить летний отдых детей, наполнить его важными, интересными и, конечно, полезными для ребенка занятиями?...

Урок-путешествие+презентация на тему "Летний отдых"(7 класс).

Дети в форме игры-соревнования совершают путешествие в Шотландию, к замку, где живёт шотландская королева....

Программа "Летний отдых обучающихся"

На базе Клёновской школы ежегодно функционирует летний оздоровительный лагерь (ЛОЛ "Островок здоровья"), где в течение июня отдыхают обучающиеся 1-5 классов. Программа "Летний отдых обучающихся" содер...

"Летний отдых ребенка"

Рекомендации родителям детей о значимости проведения летнего отдыха....

Летний отдых детей

Предлагаются формы  проведения занятий на кникулах...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА-ПУТЕШЕСТВИЯ «ЛЕТНИЙ ОТДЫХ»

Открытый урок в пятом классе на тему "Летний отдых"....

Летний отдых-лето с пользой

Ежегодно, в течение летних месяцев осуществляется работа по нескольким направлениям:летняя трудовая практика (отработка на пришкольном участке)летняя вечерняя занятостьлетняя площадка...