Социальная адаптация детей с ОВЗ средством кукольного театра.
статья (5 класс) на тему

Социальная адаптация детей с ОВЗ средством кукольного театра.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социальная адаптация детей с ОВЗ средством кукольного театра.

Подготовила Трошкина Тарика Николаевна

                                                                    учитель русского языка и литературы

                                                           ГБОУ РХ «Аскизская специальная

                                    школа - интернат».

У детей с ограниченными  возможностями здоровья процесс социализации затруднен. Во многом это связано с тем, что в настоящее время эти дети в основном воспитываются и обучаются школах – интернатах. Они с малых лет «изолируются» от общества, от здоровых сверстников.

Для развития творческих способностей детей с ОВЗ используются возможности  дополнительного образования — кружковые, секционные занятия, которые помогают восстановлению нарушенных функций организма.

Известно, что ни в какой другой деятельности ребенок не проявляет столько настойчивости, целеустремленности, неутомимости, как в процессе интересной игры, которой он отдается целиком.  Одним из видов творческих игр является кукольный театр,  который  позволяет решать не только учебно-воспитательные, но и коррекционные задачи: развивать точность координацию движений, речевые и неречевые средства общения, эмоционально-волевую деятельность. При этом специальная подготовка и талант значения не имеют. Важен непосредственно процесс творчества, а также особенности внутреннего мира ребенка.

Участие в кукольном театре помогает  воспитаннику скорректировать его негативные эмоциональные состояния, такие как тоска, гнев, страх, тревожность, передавая эти переживания в художественных образах. Принимая участие в кукольном кружке, дети могут высказывать свои мысли, поделиться радостью или тревогой, проявить о ком то заботу.

Приобщение ребенка к миру прекрасного обогащает его, раскрывает творческий потенциал. Создаются возможности не только художественного развития, но и для коррекции познавательной, эмоционально – волевой и личностной сфер ребенка. Театрализованные игры и упражнения стимулируют формирование потребностей в творческом взаимодействии с окружающими людьми. Дети совершенствуют навыки общения, учатся передавать основные эмоции мимикой, жестами, позой, понимать эмоциональное состояние другого человека, выражать свое настроение.

Дети участвуют в разных формах театральной деятельности, такие как речевые игры и упражнения (артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорки,  стихотворения, игры со словами); игры и этюды, направленные на развитие воображения и фантазии, умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми, на подготовку детей к действию в сценических условиях; работа над спектаклем.

Игра в кукольный театр развивает такие навыки и умения:

1. Мелкую и крупную моторику. Мелкая моторика развивается, когда ребёнок примеряет кукол на пальчики и ручки, когда изучает куклу, ощупывая каждую её деталь, когда учится управлять куклой во время спектакля, когда сам мастерит куклу для представления. Крупная моторика развивается тогда, когда ребёнок полностью задействован в постановке, и его задача — не просто привести куклу в движение, а уже быть полноценным участником представления (перемещаться «на сцене», управлять куклой, двигаться синхронно с другими участниками спектакля). Всё это помогает ребёнку более чётко координировать свои движения, гармонично управлять своим телом.

2. Память. Знакомство с героями, заучивание отдельных слов и целых ролей способствует развитию памяти у младших школьников. Ребёнок учится не только запоминать, но и выстраивать логические и речевые последовательности, так как кукольный спектакль — это определённая цепочка слов и действий.

3. Образное мышление. Ребёнку, участвующему в представлении кукольного театра, важно видеть полную картину действия. Очень важны репетиции спектакля, так как ребёнку трудно сразу запомнить ход пьесы.  На репетициях дети мысленно представляют свой ход действия, последовательность появлений героев, воображают звуковые и световые эффекты, представляют как им будут аплодировать зрители в конце спектакля.

4. Чувства уважения и такта, навыки общения. Когда ребёнок участвуют в связке с другими детьми, ему приходится встраиваться в общепринятые социальные рамки. Быть тактичным, уважительным по отношению к другим детям, сдерживать свои эмоции.

5. Творческие способности. Творчеством пронизан весь процесс создания кукольного представления. От идеи создания куклы до игры в спектакле, от сценарного плана до декораций. Дети с радостью принимают участие во всех видах игровой активности. Кукольный театр даёт возможность детям выплеснуть наружу свои эмоции и фантазию.

Кукольный театр развивает  способность сопереживать происходящее, создает соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребенка, повышает уверенность в себе. Кукольный театр — наиболее демократичный и самый доступный из всех видов искусства для детей. Он дает возможность решить большое количество современных проблем обучения, которые связаны с воспитанием, развитием личностных качеств, памяти, мышления, воображения.

Все это происходит благодаря тому, что кукольный театр очень близок детям. Играя в куклы, ребенок ощущает свободу и обретает раскованность, которая помогает в общении. Тем более, что куклы могут обучить главным урокам жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение занятий физической культуры, как средство социальной адаптации детей с тклонениями в развитии.

За последнее десятилетие произошло значительное ухудшение состояния здоровья учащихся образовательных учреждений, У них отмечается выраженный рост распространённости функциональных отклонений, хрониче...

Программа музыкальной психокоррекции как средство социальной адаптации детей с нарушениями зрения

Представлена система оздоровления и социальной адаптации детей с нарушениями зрения средствами музыкальной деятельности...

Социальная адаптация детей с ОВЗ средствами театрального искусства

В методической разработке рассмотрены особенности работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья и их адаптация в коллективе посредством театрального искусства....

Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта

Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....

МАСТЕР - КЛАСС ПО ТЕМЕ: «Развитие эмоционально-нравственной сферы ребёнка средствами кукольного театра» Для детей среднего школьного возраста, группы третьего года обучения.

Театр кукол! Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением жаждут дети встречи с ним!Сегодня кукла активно вводится в учебный процесс начальной школы и ДОУ. И это находит отражение в са...

Программа духовно-нравственного воспитания учащихся как средство социальной адаптации детей-мигрантов

В статье я делюсь опытом работы школы по адаптации учащихся, приехавших из других стран....

Игра как средство социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Игра комплексно воздействует на развитие личности ребенка, развивает интеллектуальные, духовные, нравственные, эстетические, трудовые качества, формирует личность в целом. Посредством игры ребенку пре...