Калмыцкий национальный музыкальный инструмент "ЛИМБА"
классный час на тему

Бембетова Надежда Олековна

Открытый урок с учениками 7"б" класса Большецарынской СОШ №1. Знакомство с калмыцким национальным музыкальным инструментом "ЛИМБА".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_instrumenty.docx33.56 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МКУ ДО «Большецарынская детская школа искусств»

Открытый урок по теме:

«Калмыцкий национальный музыкальный инструмент - ЛИМБА»

преподаватель : Бембетова Н.О., класс «лимба»

        

2017 г

Цель: познакомить учащихся с историей калмыцких народных музыкальных инструментов.

Задачи: рассказать об истоках создания народных инструментов, воспитать уважение к традициям и культуре своего народа.

Оборудование: музыкальные инструменты из различных материалов, интерактивная комплекс, записи звучания музыкальных инструментов, видео

Ход урока:

-Здравствуйте ребята! Меня зовут Бембетова Надежда Олековна – преподаватель класса «Лимба» Большецарынской детской школы искусств.

   Сегодня я вам хочу рассказать о музыкальной культуре калмыцкого народа и  тема нашего урока «Национальный калмыцкий инструмент Лимба». И в начале я вам расскажу красивую легенду.

 (звучит музыка, на экране  видео) :

В те далекие времена, Сарана – это было имя самой прекрасной девушки монгольской степи. Как –то раз повстречал  Бог Огня Барлас  ее и настолько понравилась ему она, что влюбился в нее безответно и стал всюду преследовать ее. Девушка была не рада поклоннику и всячески пыталась избегать встречи. Однажды он погнался за ней, но камышовые заросли скрыли ее от Барласа. Он почти догнал Сарану, протянул руку, чтобы схватить, но внезапно оказалось, что держит вовсе не прекрасную кисть возлюбленной, а лишь густой камыш. На свою беду , ослепленный от досады Барлас не догадался, что земля спрятала девушку от него и превратила в камыш. Схватил он эту охапку, решив, что тростниковые заросли скрыли от него прекрасную девушку и срезал их ножом. Слишком поздно понял Барлас, что на самом деле произошло. Раскаялся, собрал бережно все тростинки, стал лить слезы и бережно целовать их. В это время произошло чудо, его дыхание случайно проникло в камышовые срезы, и зазвучала музыка. Так и появился инструмент с легким и воздушным звучанием, как дуновение ветерка.

А со временем инструмент совершенствовался и изготавливался из разных материалов: бамбук, латунь, эбонит, а в 2016году  монгольские мастера стали изготавливать из высокотехнологичного материала Капронит.

(слайды с фото)
Лимба — один из самых древнейших  музыкальных инструментов степных кочевников.  Лимба изготавливается из различных материалов, поэтому для каждого вида инструмента существуют свои правила хранения и ухода. Безусловно, все инструменты должны иметь чехол.

 Для бамбуковых лимб при хранении необходимо учитывать влажность. При пересыхании инструмент имеет способность трескаться, что приводит его в неисправное состояние и ремонту такой инструмент не подлежит .

Латуневые лимбы не такие хрупкие как бамбуковые, но уступают им в звучании. Также просты в уходе. Мы чистим их с помощью шерстяной тряпочки и пасты гои. Хранить нужно в чехле.

Эбонитовая лимба самая простая в уходе. Ее не нужно чистить, увлажнять, только лишь иногда протирать. Звучит она приятнее, чем латунь, но уступает бамбуковым в звучании.  

Также нужно следить за состоянием пробки во всех инструментах. При недостаточной влажности пробки усыхают, и это приведет к искажению общего строя инструмента. Лимба  представляет собой бамбуковую трубку, закрытую в верхнем торце деревянной пробкой и снабженную рядом игровых отверстий. Отверстие для вдувания воздуха (дульце) расположено примерно в 2см. от закрытого конца. Затем расположено специальное отверстие, заклеиваемое тонкой  папирусной бумагой, что придают инструменту его индивидуальный тембр, который можно определить как "серебристый". Шесть игровых отверстий располагаются на середине инструмента между заклеяным отверстием и его левым открытым концом. Игровые отверстия в процессе исполнения прижимаются тремя средними пальцами правой и левой руки. Кроме того, у открытого конца на верхней и нижней сторонах трубки делают еще 2-4 отверстия для постройки инструмента. Диапазон лимбы  примерно 2 октавы. Звук лимбы очень сильный и пронзительный.

Основателем класса лимбы в Калмыкии стал мой преподаватель по специальности Манджиев Надбит Сергеевич. Он является автором книги «Школа игры на лимбе». На сегодняшний день класс лимбы функционирует в Элистинской Детской музыкальной школе №2, в Элистинской ДШИ №1, и в Элистинском колледже искусств. И в 2012 в нашей БДШИ был открыт класс лимба. И сейчас вам продемонстрирует свою игру на лимбе моя ученица Урусова Гиляна (Лауреат Республиканского конкурса «Молодые дарования Калмыкии», Дипломант Всероссийского конкурса «Жемчужина Калмыкии»)

(исполняет пьесы)

На начальном этапе обучения игры на инструменте очень важно соблюдать правильную постановку корпуса, брать правильно  дыхание и уделять особое внимание звукоизвлечению. Приступая к звукоизвлечению необходимо иметь представление о работе губного аппарата, взаимодействии таких исполнительских средств как амбушюр и язык, ознакомиться с понятием «атака». Амбушюр – совокупность мышц лица, управляющих губами при извлечении звуков на духовых инструментах. Главнейшие из этих мышц – мышцы смеха, растягивающие губы при улыбке, мускул, опускающий углы рта.

Струя воздуха, проходящая сквозь щель в губах, особенным образом сформировавшись, рассекается об острый край дульца и возбуждает колебание воздушного столба в инструменте. Качество звука во многом зависит от силы и гибкости губного аппарата.

- Вам понравилось звучание? Вы хотите попробовать? (поднимают руки, поднять 1-2 ребенка )

Первоначальный  этап обучения игре на лимбе следует проводить только стоя. При этом корпус нужно держать ровно, стоять свободно, но не расслаблено, плечи должны быть развернуты, ноги следует слегка расставить для большей устойчивости. Голову держать прямо, немного приподняв. Не следует ее отклонять в сторону, это может повлиять на постановку губного аппарата. Руки, согнутые в локтях нужно слегка развести в стороны. Это освободит грудную клетку при вдохе. При игре сидя ни в коем  случае нельзя допускать расслабленной посадки. Сидеть нужно на ½ стула, не облокачиваясь на спинку стула и не закидывая ногу на ногу. Держать лимбу надо в горизонтальном положении, не опуская правой ее части. Существуют три точки удержания или опоры при игре на лимбе. Первая – нижняя губа исполнителя. Вторая – захват корпуса лимбы большим пальцем и основанием указательного пальца левой руки в районе первого игрового отверстия. Третья – большой палец правой руки, который поддерживает инструмент снизу в районе четвертого игрового отверстия. Играют на лимбе указательным, средним и безымянным пальцами левой и правой руки. Инструмент нужно держать так, чтобы отверстие для вдувания находилось по центру губ. Не менее важно  знать, что каждый духовик, при звукоизвлечении как бы произносит слог «ТУ». Это называется атака звука.

Под атакой принято понимать момент возникновения звука.

- Попробуем?

Ученик (ца) пробует извлечь звук.

Сейчас ,ребята, немного поработаем. Я включу вам музыку, а  вы послушайте и расскажите о своих ассоциациях. (звучит музыка  1.30 -2.00 мин.)

Опрос детей.

И сразу же хочу задать вам вопрос  –  какие калмыцкие народные музыкальные инструменты вы знаете?

Отвечают дети. – Домбра!

 - да, правильно. Но также есть мало известные инструменты: морин хур, хучир, ятха,ечин, бишкур, биив, товшур. Конечно же, самый народный, распространенный инструмент - калмыцкая домбра. И есть такие замечательные строки о домбре.

«Җиңнич, мини хальмг домбрм!

Җилиг йөрәhәд дуулыч.

Җигтә сәәхн айсчинь

Җирhл байр нерәднә!»

- Ребята,  а есть ли среди вас играющие на инструменте? Эльзята, покажи свое искусство исполнения для своих одноклассников. (игра на домбре)

-Молодец, Эльзята! Давайте бурно поаплодируем ей.

-Ребята, а сейчас мы немножко отдохнем и выполним упражнение, с помощью которого поиграем на имитированной лимбе.

Физкультминутка.

Все на лимбе мы играем (руками изображаем игру на лимбе)

И на кнопки нажимаем (топаем ногами )

Гамма вверх (поднимаем руки вверх, тянемся на носочках)

Гамма вниз(опускаем руки вниз, приседая)

А сейчас всем поклонись!

-Молодцы, ребята, похлопайте себе за прекрасное дружное исполнение.

-Ребята, у нашей лимбы есть родственные инструменты в разных странах, республиках. Как, например, в Китае наша лимба называется ДИ, в Монголии ЛИМБ, в Бурятии ЛИМБЭ, в Туве ЛЕМБИ. И сейчас вашему вниманию предоставляю видео китайских исполнителей. (видео ) .А это монгольские исполнители (видео).Ребята, а вы слышали что-нибудь о молодежной организации «ИТКЛ»?сейчас я вам покажу видео наших молодых исполнителей.(видео)

-А теперь скажите мне, ребята, отличается ли звучание лимбы  у разных народов? Ведь музыка у всех разная. (ответы детей).

-Во всех мелодиях лимба звучит одинаково, единственное отличие – в названии.

-Дорогие ребята, я узнала, что вы самый активный, позитивный творческий класс ! вы принимаете активное участие в районных и республиканских мероприятиях. Я часто слышу ваши исполнения на концертах, т.к. часто встречаемся на концертных площадках. И предлагаю вам сейчас исполнить песню «Родная степь» под мое сопровождение. Сегодня у нас присутствуют гости, члены жюри, давайте преподнесем им музыкальный подарок!

(исполнение песни «Родная степь»)

- А теперь подведем итог урока. Сегодня мы с вами узнали многое  о калмыцком национальном  инструменте Лимба. И для закрепления темы я хочу провести небольшую викторину.

Викторина:

Вопросы:

1.Расскажу тебе, дружок, в древние века

Дунул тихий ветерок в трубку тростника

Человек услышал вдруг нежный мелодичный звук

И родился в тот момент музыкальный инструмент.

2.как звали героев легенды?

3.из каких материалов изготавливают лимбы?

4.как называется отверстие для вдувания?

5.

Дорогие ребята! Я надеюсь, что теперь вы сможете разбираться в калмыцких  музыкальных инструментах и  будете знать  не только домбру, но и другие калмыцкие народные музыкальные инструменты. На самом деле история калмыцких народных музыкальных  инструментов обширна, ведь музыкальная культура Калмыкии складывалась на протяжении многих веков Поделитесь своими знаниями с друзьями и родственниками. Ведь калмыцкое народное творчество многогранно и уникально!

 Спасибо за активное участие на моем уроке, и на память я вручаю вам всем скрипичные ключи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий "Зул - калмыцкий национальный праздник"

Обряд проведения  праздника "Зул"...

Калмыцкая национальная вышивка

Презентация калмыцкой национальной вышивки...

картотека калмыцких национальных игр

картотека калмыцких подвижных игр...

картотека калмыцких национальных игр на русском языке

картотека калмыцких национальных игр на русском языке...

конспект занятия по ознакомлению с калмыцкой национальной борьбой

Конспект открытого занятия по теме  «Калмыцкая национальная борьба «Бөк бәрлдән»Занятие направлено на формирование представления у обучающихся о калмыцкой национальной...

Внеурочное мероприятие"День национального калмыцкого костюма"

Внеурочное мероприятие для 5-7 классов с целью патриотического воспитания, бережного отношения к культурному наследию калмыцкого народа. Мероприятие проведено в рамках Года культурного наследия народо...

ТРАДИЦИОННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА В СИСТЕМЕ ДЕТСКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Рассматриваются традиции музыкальной культуры Белгородской области в системе детского музыкального образования в общеобразовательной школе. Описываются методы и приемы использования традиций музыкальн...