Психологическое сопровождение проектной деятельности младшего школьника
методическая разработка на тему

Стрикачева Елена Викторовна

На детей сейчас обрушивается масса информации. И очент важна роль учителя в сопровождении младших школьников в работе над проектами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihol_sopr_proekt_mlad_shkolnika.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическое сопровождение проектной деятельности младшего школьника

«Страшная опасность – это безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Безделье развращает, морально калечит человека – и ни что не может возместить того, что упущено в самой главной сфере – в сфере мысли».

В.А. Сухомлинский

Эти слова В.А Сухомлинского очень актуальны и в настоящее время, когда на ребенка буквально обрушивается поток различной информации и падает интерес учащихся к самостоятельному приобретению знаний. В связи с этим изменяется роль учителя в учебно-воспитательном процессе, повышаются требования к его профессиональной компетентности, мобильности, способности активизировать познавательную активность каждого ученика через формирование ключевых компетенций.

Центр детского творчества осуществляет многолетнюю инновационную деятельность, которая включает работу по многочисленным направлениям, объединённых темой «Развитие творческой индивидуальности в условиях Центра детского творчества». Накопленный опыт обеспечил преемственность, непрерывность обучения и разноуровневость обучающихся за счёт интеграции основного и дополнительного образования, что позволило создать комфортную обстановку для личностно-ориентированного развития около 1500 детей в стенах ЦДТ, 7-ми школ района, 3 детских садов.

        С 2000года наши выпускники студии «Свой стиль», «Волшебный узор» проходят аттестацию в форме практико-ориентированных проектов, которые предполагают: чёткую ориентированность на результат.

Результат - изделие, удовлетворяющее конкретную потребность и ориентация на определённую социализацию.SSS

В ЦДТ также разработаны творческие проекты: «Солдатский конверт», «Наследие веков минувших», «Мир на Нефтекумской земле» и другие, помогающие быть гибким, творческим, находчивым, способным воспринимать критику, уметь планировать, исследовать, экспериментировать и модифицировать, создавая при этом высококачественные объекты в ответ  на существующие потребности.

Проектная деятельность (ПД), на наш взгляд, подразумевает целенаправленное формирование основополагающих умений учебного SSSпроектирования: планирование своей деятельности по заданной теме, представление хода предстоящей работы, формулирование цели и задач для их выполнения, анализ полученных результатов, перенос проделанной работы в новые условия при планировании другими участниками проектной деятельности.

Метод проектов возник в 20-е годы  прошлого столетия в США. Его называли методом проблем, отражающим идеи гуманистического направления в философии и дидактике(авторы Дж.Дьюи и В. Килпатрик). SSSСуть метода- стимулирование интереса учащихся к постановке и решению новых проблем. Причем в рамках самостоятельного поиска, пусть и небольшого.

         Практика показывает, что педагоги не сразу включаются в проектную деятельность, т.к. сказывается недопонимание проектной деятельности как образовательного процесса, направленного на выработку самостоятельного целенаправленного стремления ученика выполнить работу. В начале внедрения такое использование метода проекта в учебном процессе обычно сводится к тому, что педагоги сами разрабатывали сценарии проектов, раздавали детям тексты для заучивания наизусть при «презентации», сдерживая тем самым включение  у самого ученика механизма поисковой деятельности, даже с минимальным  уровнем сложности.  

 Задачи учреждений образования лежат в области формирования компетентностей. Значение проектной деятельности младшего школьника заключается в том, что в процессе интересной ему деятельности он готовится к серьёзному учебному труду в основной школе.  Успешность обучения в среднем звене напрямую зависит от получения опыта элементарного исследования поставленной проблемы, проблемной ситуации, поиска информации по теме, мотивации к научно-поисковой деятельности.

 А проблемы проектного урока лежат больше в области психологии, чем педагогики. Но не всегда можно получит помощь специалиста.

Итак, оценка педагогом коллективной работы должна носить объективный характер и основываться на понятных для детей критериях: SSSлучшая идея (гипотеза), правильно составленный план действий, чётко и аккуратно выполненные операции по ходу работы, яркая и эмоциональная презентация проекта. Очень важен способ общения учителя с учениками в условиях проектного урока.  Учитель для обеспечения самостоятельной активности детей должен отдать  им инициативу в принятии решений, а сам стать наблюдателем (отчасти модератором), помочь   установить контакт, найти общий язык, заинтересовать определенной темой, воспринимать все  точки зрения  как одинаково ценные и значимые, и включаться в творческий процесс только в критических ситуациях.SSS Момент, когда учащиеся пытаются самостоятельно определить проблему изучения – особенно важен. Именно тогда возникает познавательная потребность – мотив, побуждающий ребёнка к дальнейшей интеллектуально – творческой деятельности. Для мотивации познавательных интересов учащихся можно использовать различные способы постановки учебной задачи проблемного характера: нестандартное начало урока, эпиграф, стихотворение, афоризм и другие.

С точки зрения многих традиционно работающих учителей подобное недопустимо. В то же время метод ученического проектирования в начальной школе хорошо реализуется на уроках ИЗО, технологии, информатике. На каждом из таких уроков ребёнок может поощряться призом: медалью, грамотой, открыткой, аплодисментами и т.п. Исходя из практики, предлагаю не «экономить» на призах и на каждом занятии и в каждой группе премировать наиболее отличившихся детей. Дети трепетно относятся к результатам своего труда и оценке работы группы. При этом если не отмечать добросовестную работу членов группы, то может произойти эмоциональный конфликт между ними и участниками группы, которые не хотят или плохо относятся к выполнению заданий(социальная леность). Основная задача педагога – разобраться в причинах нежелания ребёнка работать в данной группе и либо откорректировать его поведение, либо перевести его в другую группу, так как может сказываться эффект-подавление активности индивидуума другими участниками группы.

Ещё раз отмечу, что разделение на группы является весьма деликатным делом. Различные социотипы различаются между собой по склонностям и способностям к определённым видам деятельности. Поэтому желательно, чтобы в группе находились дети различной типологии: SSSкомандир и исполнитель, фантазёр и мыслитель, дипломат и артист и т.д.  В парной работе учеников важно учитывать возрастные и психологические личностные особенности, чтобы конфликт не перерос в межличностную вражду.

С психологической точки зрения главное - наблюдать рефлексию групповой работы во время презентации. Ребёнок считает, что его работа самая лучшая. Дети дольше раскрываются и лучше работают, когда их деятельность безотметочна. Поэтому надо грамотно подходить к оценке эстетичности работы-изделия учащегося. По результатам оценивания дети должны поощряться должным образом и на каждом уроке. Это пошагово формирует последовательность операциональной деятельности и позволяет создать устойчивую структуру проектной деятельности. Соответственно расширение спектра поощрений, их поступенность за хорошо выполненную проектную компетентностьSSS(медаль, сувенир, свидетельство, открытка, грамота и др.) позволяет мотивировать проектную деятельность, задать её высокий эмоциональный тон и вызвать желание продолжать работу.

Одной из наиболее существенных потребностей человеческого духа является потребность в любви и понимании.SSS Только в атмосфере принятия и могут родиться высокая самооценка и счастье. Но для этого мы должны сначала уяснить, кем на самом деле является ребёнок. Первое -  определение врождённого психологического типа личности ребёнка. Первичные сведения, вторичные контролирующие и уточняющие методики выявляют его склонности и способности к определённым видам деятельности. Определить эти психологические моменты помогут психологи образовательных учреждений, предоставив необходимые тестовые материалы.

 В настоящее время существует ряд вопросов, касающихся метода проектов.SSS Что нового даёт метод для развития познавательной деятельности? Какие новообразования возникают у детей в результате проектирования? Почему младшие школьники уже могут осуществлять проектную деятельность? Какими качествами должен обладать учитель? Как повысить мотивацию учителя и ученика к проектной деятельности?

Результаты мониторинга показывают реальную картину взаимоотношений учеников и учителей и общего отношения к проектной деятельности как к дополнительной нагрузке при декларируемой сверху тенденции к уменьшению домашних заданий и снижению сложности подачи материала.

Но экспериментально было подтверждено, что метод проектов позволяет решать задачи формирования проектно-исследовательской компетентности учащихся и может быть использован при решении учебно-воспитательных задач. Однако это связано с большими затратами времени и сил с обеих сторон, особенно при работе с младшими школьниками. Чтобы устранить эту проблему надо последовать принципу «либо новое содержание изучается с помощью известных способов деятельности, либо на известном содержании отрабатываются новые способы деятельности». Ведь если новыми являются и содержание, и способы деятельности, то образовательный процесс сильно тормозится, проявляясь в низком качестве усвоения знаний. Именно поэтому, прежде чем использовать учебные проекты на предметных занятиях для более эффективного их усвоения. Проектные умения (ЗУНы) и проектная деятельность должны быть освоены на уровне минимальной сложности. Проектные умения частично совпадают с общеучебными. Самое главное – у младшего школьника во время первых лет обучения должны быть сформированы: целеполагание, планирование, самоанализ, самоопределение, самовыражение, что заложено практически во всех школьных образовательных системах. Такому важному умению, как перевод проблемы в форме вопроса в учебную задачу, уделяется внимание только в развивающих системах обучения Л.В.Занкова, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова.

В то же время отдельные проектные умения - это далеко не проектирование. Их мало для осуществления проектной деятельности как эмоционально-личностного качества учащегося.SSS Надо выполнять целостные проекты, где отдельные умения применяются в определённой логической последовательности от этапа к этапу(пошагово), приводя к желаемому результату. Кроме того, проектная деятельность формируется как способность к формулированию и разрешению проблем, как личностных, внутренних, так и масштабных, затрагивающих интересы коллектива.

Итогом исследовательской работы и главным этапом обучения юного исследователя может быть выступление на детской конференции (пусть импровизированной, в классе на занятии, на родительском собрании, на воспитательном мероприятии т.д.). В отличие от «взрослой» конференции здесь необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого участника. Предлагается много форм подведения итогов: выставки, галереи, фото, видео презентации. Все работы независимо от их качества следует похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.

Как известно способности вырабатываются в деятельности и в ней же проявляются. Поскольку ни в одной из современных систем обучения младшего школьника ожидать полностью сформированных учебных умений и навыков не приходится, то нужны занятия, в основе которых лежит деятельность, позволяющая формировать общеучебные и проектные умения, а также проектную деятельность как целостную способность. А это и есть наша цель.

Предлагаю вам простейший тест помогающий определить отношение ребёнка к деятельности в той или иной ситуации и уровня тревожности «Мой день». Тематика его может быть самой разнообразной в соответствии с целью определения: то ли на уровне класса, то ли психологический комфорт, то ли ассоциативное мышление и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность младших школьников

Данная работа содержит методические рекомендации по организации проектной деятельности младших школьниковРекомендации адресованы классным руководителям начальных классов....

Мастер-класс "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики"

Мастер-класс для педагогов "Проектная деятельность младших школьников на уроках информатики". Проводила в рамках конкурса "Учитель года"...

Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "Перспективная начальная школа"

Статья о том, как организовать проектную деятельность младших школьников....

Презентация Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"

Презентация к статье "Организация проектной деятельности младших школьников средствами УМК "ПНШ"...

организация проектной деятельности младших школьников

Организация проектной деятельности учащихся становится все более популярной в современной образовательной практике. Ее возрождение связано с реформированием школьного образования, поиском продуктивных...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ             И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ...

Социально-психологическое сопровождение проектной деятельности в общеобразовательном учреждении.

Для ученика проект - это максимальное раскрытие своего творческого потенциала. Основной задачей психолого-педагогического сопровождения является создание благоприятного социально-психологических...