программа для внеурочной деятельности "Музейное дело"
рабочая программа (7, 8 класс) на тему

Духанина Анна Викторовна
Рабочая программа кружка «Музейное дело» для учащихся средней общеобразовательной школы на базе школьного музея.Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynoe_delo.docx39.7 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа совхоза им. Ленина»

Рабочая программа кружка

«Музейное дело»

кружок

12-15 лет, 7-8 классы          

Возраст,               класс

2016-2017 учебный год – 1 год

Срок реализации программы

Составитель: Духанина Анна Викторовна,

                               Педагог дополнительного образования

Поселок совхоза им. Ленина

2016

I. Пояснительная записка.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Школьный музей своей программой внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России. Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего села, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                       Рабочая программа кружка «Музейное дело» для учащихся    средней общеобразовательной школы совхоза имени Ленина составлена на основе:

  • «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования»;
  • Сборника  методических материалов для руководителей школьных музеев  Московской области (Под общей редакцией Н.С. Чекмаревой; Составители: Г.Л. Зинченко, С.Е. Мироненко. Министерство  Образования  Московской  области Центр развития творчества детей и юношества, 2005 г.)
  • Преподавание основ музейного дела в школе Малиновская М.В., Стрелкова Г.Г /дополнительное образование, УЦ «Преспектива», М., 2011г./
  • Элективные курсы по истории 8-11 класс; Н.И. Дорожкин; М. «Вако» 2010 г.

Программа рассчитана на 1часа в неделю, 37 часов.

Программа дополнительного образования соответствует примерным требованиям, предъявляемым к образовательным программам дополнительного образования детей, опубликованных в приложении к письму ДепартаментаМолодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.06 № 06-1844.

Программа «Музейное дело» предполагает организацию деятельности обучающихся от простого собирательства предметов и артефактов к описанию конкретных экспонатов и событий, самостоятельному исследовательскому поиску и, наконец, к овладению элементарными навыками основ научной музейной работы. Программа предполагает изучениеметодики исследовательской, фондовой, культурно-образовательной и экспозиционной работы.

   При реализации программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов истории, обществознания, литературы, географии и т д.

   В условиях партнерского общения обучающихся  и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом.

Актуальность программы.

      Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:  

        Воспитать патриота неравнодушного к прошлому и настоящему   своей Родины через деятельность школьного музея, содействовать       повышению эффективности учебно – воспитательной работы.

Задачи программы:  

  • Формирование представления об историческом времени  и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
  • Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
  • Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.
  • Научить воспитанника самостоятельно понимать язык предметов и пользоваться этим языком.
  • Развить у воспитанника умение выделять в предметном мире наиболее интересные документальные сведения определенного периода истории, беречь и ценить их.
  • Сформировать научные и профессиональные интересы.
  • Воспитать музейную культуру.

Музейная педагогика дает возможность:
- осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;
- сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;
- раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;
- попробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку;
- объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;
- организовать интересные уроки и дополнительные, факультативные и внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее и школе.

Направления деятельности:

• Работа с музейной аудиторией, направленная на формирование ценностного отношения к культурному наследию и привитие вкуса к общению с музейными ценностями.
• Развитие способности воспринимать музейную информацию, понимать язык музейной экспозиции.
• Воспитание эмоций, развитие воображения и фантазии, творческой активности.
• Создание в музее условий, при которых работа с аудиторией протекала бы более эффективно.
• Использование и популяризация новых технологий музейного образования в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников и педагогов дополнительного образования. 

Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности - дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности - ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности - вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности - воспитание у детей социально - значимых качеств, развитие их как членов общества.

Адресность Обращение к определенной социальной группе: детям и подросткам (ориентация на индивидуальность).

Возраст занимающихся: 12-15 лет.

Группа- разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Ожидаемые результаты

  • Предполагается, что учащийся научится самостоятельно выделять памятники истории и культуры, независимо от времени их происхождения и от места, где они находятся.
  • Разовьется наблюдательность, зрительная память, воображение, ассоциативное мышление.
  • Сформируется широкий кругозор и профессиональные интересы в области музееведения.
  • Появится интерес к истории своего отечества и родного края.
  • У учащихся  школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.
  • Укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

II. Учебно-тематический план.

Темы

Количество  часов

Дата проведения

всего

теоретическое занятие

практическое занятие

1.

Вводное занятие. О чём рассказывает музей.

1

1

1

3.09

2

Типология музеев

2

1

10.09

3

Музеи Москвы, Московской области и Ленинского района.

1

17.09

4

Роль музеев в жизни человека.

1

1

24.09

5

Основные социальные функции музеев

2

1

1.10

6

Свидетели истории.

Ваши помощники в поисковой работе.

1

8.10

7.

Поисково-исследовательская и научная деятельность музея.

2

1

15.10

8

Как работать с газетами, журналами, книгами.

1

22.10

9.

Учёт и хранение собранных документов и вещей  (на примере школьного музея).

1

1

29.10

10.

Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее(на примере школьного музея).

1

1

5.11

11.

Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно  провести экскурсию.

1

1

12.11

12

Забота о ветеранах – наш священный долг.

2

1

19.11

13.

Как записывать воспоминания.

1

26.11

14

Выставочная деятельность музея. Классификация выставок.

1

1

3.12

Ключи к тайнам Клио (Часть 2).

15-16

Исторические  источники как средство познания исторического прошлого.

2

1

1

10\17.12

17

Интерпретации исторического источника.

1

1

24.12

18

Многообразие вспомогательных дисциплин.

1

1

14.01

19-20.

Кладовая земли раскрывает свои секреты.

2

1

1

21\28.01

21

В мире рукописей.

1

1

4.02

22-23

Монеты рассказывают.

2

1

1

11\18.02

24

«С гербом, где писан знатный род».

2

1

25.02

25

Геральдика Московской области, Ленинского района и поселения совхоза им. Ленина.

1

4.03

26

Геральдика Московской области, Ленинского района и поселения совхоза им. Ленина.

1

1

11.03

27-28

Подготовка и проведение итогового мероприятия

4

2

2

18\25.03

29-37

Резерв. Посещение музеев, выставок.

8

Апрель

май

каникулы

Всего:

37

III. Содержание программы

       В программе сочетаются системы работы с предметами, явлениями, ситуациями. Предполагается усложнение занятий в плане усвоения. Программа включает:

• изучение истории музееведения в России (Московской  обл.);

• ознакомление с основами музейного дела;

• практическое применение полученных знаний на базе школьного музея: организационная работа - составление плана работы музея, учетно-фондовая работа (заполнение инвентарной книги, составление карточек научного описания), научно-пропагандистская деятельность (разработка тематики экскурсий, проведение экскурсий

1. Вводное занятие.Что такое история. Историческая терминология. О чём будет рассказывать школьный музей. Его основныеразделы. Знакомство со школьным музеем. История его создания, экспозиции, выставочные экспонаты. Типы и виды музеев: краеведческие, боевой славы, исторические и др. ; государственные, частные, муниципальные, школьные.

 2.Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Возникновение и становление музеев, их роль в жизни человека. Понятие «социальный институт». Основные социальные функции музеев. Социальная функция школьного музея. Школьный краеведческий музей на современном этапе развития. Структура краеведческого школьного музея и деятельность его подразделений.

     3.Свидетели истории. Газеты, журналы, книги – важные источники сведений о родном селе, районе, области, о героях Вов, ветеранах ВОВ, тружениках тыла. «Свидетельства и свидетели истории».

     4. Ваши помощники в поисковой работе. Где и как собирать материалы для музея. Основные источники, используемые для сбора материала для музея:  книги, брошюры, в которых рассказывается о Великой Отечественной войне, дневники, планы, фотографии, стенгазеты, боевые листки, воспоминания участников войны, тружеников тыла, детей, вещественные памятники ( символы, атрибуты).

      5.Поисково- исследовательская и научная деятельность музея. Музеикак современные научные и поисково - исследовательские центры. Основные направления научно-исследовательской деятельности: разработка научной концепции музея; комплектование фондов; изучение музейных предметов и коллекций; хранение и охрана фондов; реставрация, музейная педагогика, исследования в области истории, теории и методики музейного дела.

     6. Как работать с газетами, журналами, книгами. Работа с каталогами в школьной библиотеке. Подготовка списка необходимой литературы. Изучение текста. Составление выписок. Как делать ссылки на источники.

7.Учёт и хранение собранных документов и вещей. Книга учёта (инвентарная книга). Какие сведения необходимо в неё вносить. Как хранить собранные материалы.

8. Оформление результатов поиска и создание экспозиции в музее. Оформление альбома, создание презентаций, музейной выставки (отбор и размещение собранных материалов, составление пояснительных текстов).

     9. Как подготовить доклад, выступление, презентацию и правильно провести экскурсию. Знакомство с правилами и требованиями к проведению экскурсий. Посещение экскурсий в школьном музее. Самостоятельное проведение экскурсий в музее по разработанной теме для младших школьников.

 10.Забота о ветеранах – наш священный долг. Связь следопытского поиска с тимуровской работой. Какую помощь можно оказать ветеранам.

     11.Как записывать воспоминания. Беседы, анкетирование участников войны, тружеников тыла и других участников и свидетелей изучаемых событий. Подготовка к беседе. Составление вопросов. Как вести себя во время встречи. Запись рассказов и воспоминаний. Использование технических средств.

     12.Исторические  источники как средство познания исторического прошлого.  Что такое исторический источник? Классификация исторических источников.

  1. Письменные;
  2. Вещественные;
  3. Лингвистические;
  4. Этнографические;
  5. Устные.

Поиск и выявления источников. Основные методы и принципы научной критики.

13. История музейного дела в России. Коллекционирование (конец 17 – первая половина 19 в.) Первые музеи в России. Кабинеты и галереи конца 17 – первой четверти 18 в. Кунсткамера учебных и научных учреждений. Иркутский музеум. Коллекционирование в России в конце 18 – первой половине 19 в.

    14. Многообразие вспомогательных дисциплин.

  1. Археология
  2. Археография
  3. Генеалогия
  4. Геральдика
  5. Дипломатика
  6. Кодикология
  7. Метрология
  8. Нумизматика
  9. Ономастика
  10. Палеология
  11. Сфрагистика
  12. Фалеристика
  13. Хронология
  14. Эпиграфика.

15. Объекты исследования. Особенности приемов исследования. Роль и место в исторической науке.

16. Выставочная деятельность музея. Классификация выставок. Термины «выставка» и «выставочная деятельность музея». Задачи и функции выставки школьного краеведческого музея. Классификация выставок. Организация выставок в школьном краеведческом музее (стационарные, переносные или выездные).

   17. . Подготовка и проведение итогового мероприятия.Подведение итогов обучения. Проверка знаний, умений и навыков обучающихся; подготовка докладов, оформление экспозиций и выставок)            

IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы.

   Занятия нацелены на формирование у школьников устойчивого интереса к музееведческой деятельности. Необходимо организовать посещение детьми самых разных музеев, знакомство с приемами экспонирования, атрибутикой  и художественным оформлением.

Значительное количество занятий направлено на практическую деятельность -самостоятельный  творческий поиск, совместную деятельность обучающихся и родителей. Создавая свой творческий исследовательский проект (выставку, тематико-эксозиционный план, маршрут экскурсии, научно-исследовательскую работу), школьник тем самым раскрывает свои способности, самовыражается и самореализуется в общественно-полезных и личностно значимых формах деятельности.

Методы обучения

1. Словесный - передача необходимой для дальнейшего обучения информации.

2. Наглядный - просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.

3. Поисковый - сбор информации по интересующей теме.

4. Исследовательский - изучение документальных и вещественных предметов из фондов музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.

Средства обучения:

научный и практический опыт музеев мира, богатства музейных экспонатов и достижения цивилизаций.

Программа реализуется в следующих формах:

• мероприятия - беседа, лекция, экскурсия, культпоход;

• творческие дела - участие в конференциях, мероприятиях школы, оформление экспозиций музея школы.

Условия для реализации программы

Наличие в образовательном учреждении музея любого профиля.

Методические комментарии

Раздел № 1. История музейного дела. Должны оперировать понятиями: музей, коллекция, экспонат, экспозиционный зал, выставка, музейный фонд, архив, опись.

Раздел № 2. Фондовая деятельность в музее. Должны оперировать понятиями: музейный фонд, памятник (документальный, изобразительный, архитектурный, вещественный), книга учета, акт приемки-сдачи, карточка научного описания. Должны уметь самостоятельно составить акт, заполнить книгу учета, составить карточку научного описания, комплектовать фонд по средствам связи с учреждением, населением, коллекционерами или другими музеями.

Раздел № 3. Экспозиционная деятельность. Должны оперировать понятиями: экспозиция, экспозиционный комплекс, этикетка, витрина, диорама. Должны знать: методы построения экспозиции (систематический, тематический, ансамблевый), виды текстов (ведущий, объяснительный, этикетаж). Должны уметь самостоятельно составить: тематико-эспозиционный план, аннотации, оформить экспозиционный комплекс. Раздел

№ 4. Экскурсионная деятельность. Должны уметь оперировать понятиями: экскурсия, экскурсовод. Должны уметь самостоятельно составить и провести экскурсию.


Формы организации работы с музейной аудиторией:

• лекции;
• экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение школьных музеев и музеев города и области;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.

Прогнозируемые результаты:

  1. В обучающей сфере: приобретение учащимися глубоких знаний по истории школы, города, умений свободно ориентироваться в исторических событиях и фактах, связывать эти факты с историей России в целом, видеть неразрывную связь истории школы, родного края с историей России.
    2) В воспитательной сфере:  воспитание у учащихся чувства уважения к истории школы, родного края, гордости за его славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость, достижение учащимися высокого уровня патриотического сознания, основанного на знании и понимании истории края.
    3) В развивающей сфере: достижения учащимися высокого уровня умений и навыков по самостоятельной работе по профилю музея, выработка этих умений в процессе поиска, научно-музейной обработки, учету, описанию, классификации предметов музейного значения, учений по организации и проведению экскурсий по экспозициям музея, по проведению мероприятий по профилю музея на внутришкольном (выставки, конкурсы, тематические часы) и межшкольном (семинары, конкурсы) уровнях; развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по профилю музея; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления в сфере исторического знания, и вообще – в сфере развития высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.

V. Список литературы:

  • Приоритетный национальный проект «Образование» - http: //mon.gov.ru/pro/pnpo
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» - http: //mon.gov.ru/dok/akt/6591
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы  - http: //mon.gov.ru/press/ news/8286
  • Емельянов Б.В. Экскурсоведение /.Емельянов Б.В. - М.,2000.
  • Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Кудриной Т.А..-М.,1985.
  • Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное иосновное образование/(Горский В.А, Тимофеев А.А.); под ред. Горского В.А.-М.:Просвещение,2010г.
  • Столяров Б.А.Основы экскурсионного дела/Столяров Б.А., Соколова Н.Д.-СПб.,2002.
  • Элективные курсы по истории. М. «Вако», 2010
  • Альманах «Отечество», выпуск 7, 2001 г.
  • Журналы «Патриот Отечества», №2, 2004 г., №8, 2009 г.
  • Журналы «Воспитание школьников», 2000 -2008 гг.
  • Музееведение. – М., 1998г.
  • Интернет-ресурсы.

СОГЛАСОВАНО                                                              

Руководителем ШМО                                                          

_____________________________        

Протокол  ШМО №____ от  «___»          _________2016г                       

СОГЛАСОВАНО

Зам.  директора по ВР

______________        О.В.Сукманова

от  «___»   ____________2016г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками"

Рабочая программа составлена на основе авторской программы Просняковой С.Н....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Делаем сами своими руками" 3 класс

Рабочая программа составлена на основе авторской Просняковой...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Раз, два, три - делай, узнавай, твори"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый лоскуток в дело"

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей у обучающихся, воспитание чувства бережливости, умение увидеть красивое вокруг себя.Задача: воспитание эстетического вкуса у обучающихся, н...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»  34 часа 8 класс...