Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

Субботина Светлана Викторовна

Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynoe_delo.docx26.54 КБ
Файл muzeynoe_delo.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа основного общего    образования.

Внеурочная деятельность «Музейное дело»

для 5-8 классов.

Составила: Субботина С.В., учитель высшей категории

2016 год

Пояснительная записка.

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом  требований  гуманизации  образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

 Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

  Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

               Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

             Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                                    Актуальность программы.

              Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

             Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

             Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

      3. Формирование навыков работы с архивными документами.

      4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

      5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

      6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного формления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:  

- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

Актуальность   курса заключается в необходимости обучения школьников

 основам музейного дела.

Это связано:

  • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
  • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
  • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
  • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

 Ожидаемые результаты.

        появится интерес к истории своего Отечества и родного края.

        у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

        укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

        обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,

- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

 во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

 во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.

Программа рассчитана на 136 часов для обучающихся 5 – 8 классов. Данный курспредполагает как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.  

Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

Объём программы 136 часов, которые распределяются следующим образом:

5класс – 34 часа,

6класс – 34 часа,

7 класс – 34 часа,

8 класс – 34 часа.

     Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций   и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

           

                               Содержание программы.

1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

 История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея. 

2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

 Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

 Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

 Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

 Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

 3.  Поисково-исследовательская работа.

Разработка поиска по теме «История пионерской организации   школе п. Высокогорный»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;

 4. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

 5.  Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Мы гордимся историей школы»;

«Директора школы»;

«Выдающиеся выпускники школы».

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

  Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

   Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

  Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

  Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода.  Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.  

  Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

   Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

                                        Тематическое планирование

Темы занятий

Виды

деятельности

Количество часов

5

класс

6

класс

7 класс

8

класс

        

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

10

8

1

1

-

-        

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Заочное знакомство с историко-краеведческим музеем г. Ульяновска

 8

1

4

2

1

3.

Поисково – исследовательская работа.

Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

35

8

8

9

10

4.

Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

25

5

7

7

6

5.

Экспозиционная работа.

Проведение инвентаризации в школьном музее.

31

6

8

7

10

6

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа)

27

6

6

8

7

                              Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:

  • проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
  • экспонаты музея, включающие:

- фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,

- библиотечка книг и брошюр,

- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

- коллекция значков,

- памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,

-  тематические экспозиции;

2. Документация музея.

- паспорт музея,

- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

- акт приемки предметов на постоянное пользование,

- план работы музея.

3.Интернет – ресурсы.

Литература.

1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000



Предварительный просмотр:

Рабочая программа основного общего    образования.

Внеурочная деятельность «Музейное дело»

для 5-8 классов.

Составила: Субботина С.В., учитель высшей категории

2016 год

Пояснительная записка.

Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом  требований  гуманизации  образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

 Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

  Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

               Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

             Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                                    Актуальность программы.

              Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

             Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

             Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель:

-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

      3. Формирование навыков работы с архивными документами.

      4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

      5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

      6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного формления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:  

- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

Актуальность   курса заключается в необходимости обучения школьников

 основам музейного дела.

Это связано:

  • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
  • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
  • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
  • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

 Ожидаемые результаты.

        появится интерес к истории своего Отечества и родного края.

        у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

        укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

        обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,

- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,

- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

 во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

 во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.

Программа рассчитана на 136 часов для обучающихся 5 – 8 классов. Данный курспредполагает как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.  

Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

Объём программы 136 часов, которые распределяются следующим образом:

5класс – 34 часа,

6класс – 34 часа,

7 класс – 34 часа,

8 класс – 34 часа.

     Методы обучения

  1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
  2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций   и выставок музея.
  3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
  4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

           

                               Содержание программы.

1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

 История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея. 

2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

 Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

 Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

 Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

 Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

 3.  Поисково-исследовательская работа.

Разработка поиска по теме «История пионерской организации   школе п. Высокогорный»

Проведение поиска по конкретной теме:

- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

- сбор информации о последних пионерах школы;

- обработка и систематизация собранных материалов;

- организация научно-исследовательской работы;

 4. Учёт и хранение фондов

Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

Вспомогательные картотеки:

а) книга записи воспоминаний

б) книга фотофиксаций

в) журнал приёма исторических памятников

г) журнал учёта газетных материалов

д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

 5.  Экспозиционная работа.

Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

«Мы гордимся историей школы»;

«Директора школы»;

«Выдающиеся выпускники школы».

Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

 6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

  Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

   Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

  Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

  Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода.  Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.  

  Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

   Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

                                        Тематическое планирование

Темы занятий

Виды

деятельности

Количество часов

5

класс

6

класс

7 класс

8

класс

        

1.

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

10

8

1

1

-

-        

2.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

Заочное знакомство с историко-краеведческим музеем г. Ульяновска

 8

1

4

2

1

3.

Поисково – исследовательская работа.

Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

35

8

8

9

10

4.

Учёт и хранение фондов.

Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

25

5

7

7

6

5.

Экспозиционная работа.

Проведение инвентаризации в школьном музее.

31

6

8

7

10

6

Подготовка и проведение музейной экскурсии.

Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа)

27

6

6

8

7

                              Материально-техническое обеспечение учебного процесса

1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:

  • проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
  • экспонаты музея, включающие:

- фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,

- библиотечка книг и брошюр,

- октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

- коллекция значков,

- памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,

-  тематические экспозиции;

2. Документация музея.

- паспорт музея,

- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

- акт приемки предметов на постоянное пользование,

- план работы музея.

3.Интернет – ресурсы.

Литература.

1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Раз, два, три - делай, узнавай, твори"

Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый лоскуток в дело"

Цель программы: выявление и развитие творческих способностей у обучающихся, воспитание чувства бережливости, умение увидеть красивое вокруг себя.Задача: воспитание эстетического вкуса у обучающихся, н...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»  34 часа 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Игра - дело серьёзное»

Данная программа позволяет учащимся в игровой форме ознакомиться со многими интересными вопросами по предметам, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образован...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Рекламное дело"

Актуальность данной программы состоит - в формировании социальной деятельности учащихся. В содержании  рабочей программы сделан акцент на формировании информационной компетентности обучающих...