Главные вкладки

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
    рабочая программа по краеведению (5 класс) на тему

    Субботина Светлана Викторовна

    Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл muzeynoe_delo.docx26.54 КБ
    Файл muzeynoe_delo.docx26.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа основного общего    образования.

    Внеурочная деятельность «Музейное дело»

    для 5-8 классов.

    Составила: Субботина С.В., учитель высшей категории

    2016 год

    Пояснительная записка.

    Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

    Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

    Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

    Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

    Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

    Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом  требований  гуманизации  образовательного процесса.

    Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

     Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

      Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

                   Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

                 Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                                        Актуальность программы.

                  Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

                 Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

                 Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

    Цель:

    -Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

    Задачи:

    1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

    2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

          3. Формирование навыков работы с архивными документами.

          4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

          5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

          6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного формления собранного материал.

    В процессе обучения у учащихся происходит:  

    - Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

    - Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

    - Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

    Актуальность   курса заключается в необходимости обучения школьников

     основам музейного дела.

    Это связано:

    • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
    • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
    • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
    • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

     Ожидаемые результаты.

            появится интерес к истории своего Отечества и родного края.

            у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

            укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

            обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

    При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

    - направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

    - требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

    - системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

    - положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,

    - принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,

    - четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

     во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

     во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.

    Программа рассчитана на 136 часов для обучающихся 5 – 8 классов. Данный курспредполагает как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.  

    Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

    Объём программы 136 часов, которые распределяются следующим образом:

    5класс – 34 часа,

    6класс – 34 часа,

    7 класс – 34 часа,

    8 класс – 34 часа.

         Методы обучения

    1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
    2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций   и выставок музея.
    3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
    4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

               

                                   Содержание программы.

    1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

     История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея. 

    2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

     Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

     Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

     Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

     Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

     3.  Поисково-исследовательская работа.

    Разработка поиска по теме «История пионерской организации   школе п. Высокогорный»

    Проведение поиска по конкретной теме:

    - сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

    - сбор информации о последних пионерах школы;

    - обработка и систематизация собранных материалов;

    - организация научно-исследовательской работы;

     4. Учёт и хранение фондов

    Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

    Вспомогательные картотеки:

    а) книга записи воспоминаний

    б) книга фотофиксаций

    в) журнал приёма исторических памятников

    г) журнал учёта газетных материалов

    д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

    Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

    Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

     5.  Экспозиционная работа.

    Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

    «Мы гордимся историей школы»;

    «Директора школы»;

    «Выдающиеся выпускники школы».

    Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

     6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

    Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

      Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

       Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

      Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

      Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода.  Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.  

      Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

       Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

                                            Тематическое планирование

    Темы занятий

    Виды

    деятельности

    Количество часов

    5

    класс

    6

    класс

    7 класс

    8

    класс

            

    1.

    Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

    Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

    10

    8

    1

    1

    -

    -        

    2.

    Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

    Заочное знакомство с историко-краеведческим музеем г. Ульяновска

     8

    1

    4

    2

    1

    3.

    Поисково – исследовательская работа.

    Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

    35

    8

    8

    9

    10

    4.

    Учёт и хранение фондов.

    Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

    25

    5

    7

    7

    6

    5.

    Экспозиционная работа.

    Проведение инвентаризации в школьном музее.

    31

    6

    8

    7

    10

    6

    Подготовка и проведение музейной экскурсии.

    Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа)

    27

    6

    6

    8

    7

                                  Материально-техническое обеспечение учебного процесса

    1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:

    • проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
    • экспонаты музея, включающие:

    - фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,

    - библиотечка книг и брошюр,

    - октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

    - коллекция значков,

    - памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,

    -  тематические экспозиции;

    2. Документация музея.

    - паспорт музея,

    - книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

    - акт приемки предметов на постоянное пользование,

    - план работы музея.

    3.Интернет – ресурсы.

    Литература.

    1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

    2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

    3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

    4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

    5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

    6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

    7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

    8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

    Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

    9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000



    Предварительный просмотр:

    Рабочая программа основного общего    образования.

    Внеурочная деятельность «Музейное дело»

    для 5-8 классов.

    Составила: Субботина С.В., учитель высшей категории

    2016 год

    Пояснительная записка.

    Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

    Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».    

    Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

    Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

    Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.  

    Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом  требований  гуманизации  образовательного процесса.

    Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

     Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика».  Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

      Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

                   Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

                 Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

                                        Актуальность программы.

                  Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.  

                 Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.  

                 Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

    Цель:

    -Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

    Задачи:

    1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

    2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

          3. Формирование навыков работы с архивными документами.

          4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

          5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

          6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного формления собранного материал.

    В процессе обучения у учащихся происходит:  

    - Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

    - Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

    - Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии

    Актуальность   курса заключается в необходимости обучения школьников

     основам музейного дела.

    Это связано:

    • во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
    • во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
    • в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
    • в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

     Ожидаемые результаты.

            появится интерес к истории своего Отечества и родного края.

            у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению.

            укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.

            обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

    При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:

    - направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,

    - требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,

    - системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,

    - положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,

    - принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,

    - четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:

     во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,

     во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.

    Программа рассчитана на 136 часов для обучающихся 5 – 8 классов. Данный курспредполагает как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.  

    Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов, подготовке публичных выступлений.

    Объём программы 136 часов, которые распределяются следующим образом:

    5класс – 34 часа,

    6класс – 34 часа,

    7 класс – 34 часа,

    8 класс – 34 часа.

         Методы обучения

    1. Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
    2. Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций   и выставок музея.
    3. Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
    4. Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности. 

               

                                   Содержание программы.

    1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

     История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея. 

    2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

     Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.

     Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.

     Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.

     Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

     3.  Поисково-исследовательская работа.

    Разработка поиска по теме «История пионерской организации   школе п. Высокогорный»

    Проведение поиска по конкретной теме:

    - сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;

    - сбор информации о последних пионерах школы;

    - обработка и систематизация собранных материалов;

    - организация научно-исследовательской работы;

     4. Учёт и хранение фондов

    Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.

    Вспомогательные картотеки:

    а) книга записи воспоминаний

    б) книга фотофиксаций

    в) журнал приёма исторических памятников

    г) журнал учёта газетных материалов

    д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями

    Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.

    Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

     5.  Экспозиционная работа.

    Знания о требованиях к экспозиции.   Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа):

    «Мы гордимся историей школы»;

    «Директора школы»;

    «Выдающиеся выпускники школы».

    Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

     6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.

    Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее.  Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.

      Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.

       Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.

      Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем   и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.

      Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода.  Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.  

      Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.

       Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Ветераны Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

                                            Тематическое планирование

    Темы занятий

    Виды

    деятельности

    Количество часов

    5

    класс

    6

    класс

    7 класс

    8

    класс

            

    1.

    Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.

    Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе

    10

    8

    1

    1

    -

    -        

    2.

    Фонды музея. Научная организация фондовой работы.

    Заочное знакомство с историко-краеведческим музеем г. Ульяновска

     8

    1

    4

    2

    1

    3.

    Поисково – исследовательская работа.

    Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея.

    35

    8

    8

    9

    10

    4.

    Учёт и хранение фондов.

    Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций.

    25

    5

    7

    7

    6

    5.

    Экспозиционная работа.

    Проведение инвентаризации в школьном музее.

    31

    6

    8

    7

    10

    6

    Подготовка и проведение музейной экскурсии.

    Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, подготовка рассказа)

    27

    6

    6

    8

    7

                                  Материально-техническое обеспечение учебного процесса

    1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:

    • проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
    • экспонаты музея, включающие:

    - фотоматериалы о создании и развитии поселка, школы, строительстве железной дороги,

    - библиотечка книг и брошюр,

    - октябрятская, пионерская и комсомольская атрибутика,

    - коллекция значков,

    - памятные сувениры, посвященные знаменательным датам,

    -  тематические экспозиции;

    2. Документация музея.

    - паспорт музея,

    - книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов

    - акт приемки предметов на постоянное пользование,

    - план работы музея.

    3.Интернет – ресурсы.

    Литература.

    1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.

    2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.

    3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.

    4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.

    5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.

    6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.

    7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.

    8.О деятельности музеев образовательных учреждений.

    Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)

    9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по предмету "Швейное дело, 5 класс", специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида

    Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) в 5 классе разработана на основе государственной программы "Швейное дело, 5 класс" для специальных (коррекционных) общеобразовате...

    Рабочая программа по переплётно – картонажному делу. 8 класс. Образовательная программа специальной (коррекционной) школы VIII вида.

    В рабочую программу входят следующие разделы: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, требования к уровню подготовки уч-ся, а также список литературы.  Также предлагается кал...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"

    Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Раз, два, три - делай, узнавай, твори"

    Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся,  воспитание  у  них  интереса  к  различным  видам  деятельности...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый лоскуток в дело"

    Цель программы: выявление и развитие творческих способностей у обучающихся, воспитание чувства бережливости, умение увидеть красивое вокруг себя.Задача: воспитание эстетического вкуса у обучающихся, н...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»  34 часа 8 класс...

    Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Игра - дело серьёзное»

    Данная программа позволяет учащимся в игровой форме ознакомиться со многими интересными вопросами по предметам, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем ...