Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
рабочая программа
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.
Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПИТЛЯРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
«ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
Рассмотрено на педагогическом совете: Протокол №1 от 31.08.2020 г. | Согласовано Замдиректора по восп-ю и соц-ю ___________Н.С.Трушникова | Утверждено: Директор школы ________________Н.А.Горнова |
Рабочая программа по внеурочной деятельности
«Музейное дело»
5-6-7 класс
Общекультурное направление
Срок реализации – 1 год
Возраст обучающихся: 11-14лет
Составитель: учитель, Серасхова Э.П
2020-2021 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Музейное дело» для 5-6-7 классов составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12.2010 № 1897
Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.
Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций – краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».
Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.
Уникальная среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников, развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.
Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.
Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований гуманизации образовательного процесса.
Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.
Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.
Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.
Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.
Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего посёлка, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.
Актуальность программы.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.
Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.
Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.
Цель:
-Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.
Задачи:
1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.
2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.
3. Формирование навыков работы с архивными документами.
4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.
5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.
6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.
В процессе обучения у учащихся происходит:
- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;
- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;
- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии
Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников
основам музейного дела.
Это связано:
- во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, края;
- во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;
- в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;
- в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.
Ожидаемые результаты.
- появится интерес к истории своего Отечества и родного края
- у учащихся школы появится уважительное отношение к старшему поколению.
- укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни.
- обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.
При составлении программы курса учитывались такие моменты, как:
- направленность основной образовательной программы общего образования на формирование личности каждого школьника, владеющей творческими компетенциями, способной к успешной интеграции в современном обществе и к достойному выбору собственной жизненной и профессиональной позиции,
- требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы общего образования,
- системно – деятельностный подход как методологическая основа ФГОС,
- положение о единстве и взаимосвязи всех видов музейной деятельности,
- принципы: любой обучающийся должен хотя бы в общих чертах знать историю и теорию музейного дела, обладать навыками и умениями для ведения экспозиционной, собирательской, учетно - хранительской и просветительской работы, иметь целостное представление картины мира, максимальную ориентацию на творческое начало в любом виде деятельности, умения применять полученные знания на практике,
- четкое осознание позиции актуализации школьного музея как открытой системы, его специфики, связанной с тем, что он входит в структуру школы, отвечает ее потребностям, а потому правомерность существования и эффективность деятельности школьного музея определяются:
во-первых, степенью включенности в его работу учащихся,
во-вторых, использованием его материалов в учебно-воспитательном процессе всеми участниками образовательного процесса.
Программа рассчитана на 170 часов для обучающихся 5-6-7 классов. Данный курс предполагает, как теоретические, так и практические занятия в течение пяти лет, которые включают тематические и обзорные экскурсии по экспозициям школьного музея, организацию и проведение внеклассных мероприятий на базе школьного музея.
Программа включает в себя проведение индивидуальных и групповых занятий по организации поисковой работы, исследовательской деятельности, оформлению и представлению ее результатов.
Объём программы 170 часов, которые распределяются следующим образом:
5 класс – 68 часов,
6 класс – 34 часа,
7 класс – 68 часов
Методы обучения
- Словесный – передача необходимой для дальнейшего обучения информации.
- Наглядный – просмотр видеофильмов, слайдов, открыток, посещение экспозиций и выставок музея.
- Поисковый – сбор информации по интересующей теме.
- Исследовательский – изучение документальных и вещественных предметов из фондов школьного музея для развития мыслительной, интеллектуально-познавательной деятельности.
Содержание программы.
1. Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе.
История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско - краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.
2. Фонды музея. Научная организация фондовой работы.
Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея.
Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов.
Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов.
Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.
3. Поисково-исследовательская работа.
Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе»
Проведение поиска по конкретной теме
- сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе;
- сбор информации о последних пионерах школы;
- обработка и систематизация собранных материалов;
- организация научно-исследовательской работы;
4. Учёт и хранение фондов
Задачи учётно – хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов.
Вспомогательные картотеки:
а) книга записи воспоминаний
б) книга фотофиксаций
в) журнал приёма исторических памятников
г) журнал учёта газетных материалов
д) книга фиксации переписки музея с выпускниками и общественными организациями
Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах.
Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.
5. Экспозиционная работа.
Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа). Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.
6. Подготовка и проведение музейной экскурсии.
Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики.
Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы.
Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы.
Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии.
Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приемы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использования.
Отработка на экспозиции методики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приемов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий.
Составление вопросника и проведение тематической беседы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция; экскурси в фотографиях; обзорная экскурсия.
Тематическое планирование на 2020-2021 учебный год
№ | Темы занятий | Виды деятельности | Количество часов | 5 класс | 6 класс | 7 класс |
1. | Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | Знакомство с музеями разных профилей по кино – фото материалам, литературе | 19 | 10 | 4 | 5 |
2. | Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | Заочное знакомство с музеями с.Овгорт, г.Салехард, с.Мужи | 9 | 3 | 3 | 3 |
3. | Поисково – исследовательская работа. Работа над проектами. Участие в конкурсах | Знакомство с организацией, тематикой и направлениями деятельности школьного музея. | 65 | 30 | 10 | 25 |
4. | Учёт и хранение фондов. | Изучение документов о порядке сбора, учета и хранения музейных экспонатов, работа с определителями и каталогами музейных коллекций. | 20 | 5 | 5 | 10 |
5. | Инвентаризационная работа. | Проведение инвентаризации в школьном музее. | 20 | 5 | 5 | 10 |
6 | Экспозиционная работа: музейные экскурсии. | Разработка и проведение экскурсии по конкретной теме (сбор материала, проведение экскурсий) | 38 | 15 | 8 | 15 |
Итого | 170 | 68 | 34 | 68 |
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
1.Материально-техническое оснащение музея и его экспонаты:
проектор – 1, компьютер – 1, экран – 1, видеомагнитофон – 1, телевизор – 1.
- Разделы экспозиций школьного музея ФУК:
1.Этнография финно-угров
2.Предметы быта и ремесла народа ханты
3.Археология (Питлярское городище, Усть-Войкарское городище)
4.Геральдика финно-угорских народов
5.Игры и игрушки народа ханты
2. Документация музея.
- паспорт музея,
- книга учета поступления музейных экспонатов, книга учета посещений и отзывов
- акт приемки предметов на постоянное пользование,
- план работы музея.
3. Интернет – ресурсы.
Сайт школьного музея ФУК http://museum.pitlar-oz.ru/
Календарно - тематическое планирование
Внеурочная деятельность: «Музейное дело»
5-6-7класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата |
Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе. | 19 | ||
1 | История возникновения музейного дела. | ||
2-3 | Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. | ||
4 | Знакомство с положением о школьном музее. Профили школьных музеев | ||
5-6 | Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. | ||
7 | Знакомство с организацией и содержанием туристко - краеведческой работы в школе. | ||
8 | Основные направления деятельности школьного музея. | ||
Фонды музея. Научная организация фондовой работы. | 9 | ||
9 | Ознакомление с фондами музеев округа | ||
10 | Ознакомление с фондами школьного музея | ||
Поисково-исследовательская работа. | 65 | ||
11- | Разработка поиска по темам «Кувл», «Онтап», «Средство передвижения коренных народов Ямала» и др. к юбилею округа и района | ||
12-13 | Проведение поиска по конкретной теме: «Заклички у северных народов». Работа над темой | ||
14 | Запись и оформление исследовательской работы | ||
15 | Сбор экспонатов, связанных с историей школы, села. Продолжение работы над проектом (по выбору) | ||
16-17 | Сбор информации, обработка и систематизация собранных материалов. | ||
Учёт и хранение фондов. | 20 | ||
18 | Задачи учётно – хранительской работы. | ||
19 | Музейный предмет как источник научных знаний. | ||
20 | Типы и группы музейных предметов. | ||
21 | Шифровка. Оформление шифра экспонатов | ||
22 | Приём и выдача предметов | ||
Экспозиционная работа. | 10 | ||
23 | Требования к экспозиции. | ||
24-26 | Сбор материала для экспозиций | ||
26 | Подборка текстового материала к экспозиции | ||
27 | Оформление экспозиции | ||
28 | Составление текста экскурсии по созданной экспозиции. | ||
Подготовка и проведение музейной экскурсии. | 38 | ||
29-30 | Основные принципы подготовки и проведения экскурсий в школьном музее: | ||
31 | Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. | ||
32 | Типы и виды экскурсий. | ||
33 | Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее для детей ДО и школьников | ||
34 | Защита проектной работы. |
Литература.
1. Горшкова Г.И. Музей образовательного учреждения. Документы, рекомендации, библиография. – Архангельскск, изд-во Архангельского областного института переподготовки и повышения квалификации работников образования, 2004. – 94с.
2. Ланкова Н.М. Работа со школьниками в краеведческом музее: Сценарии занятий: Учеб.-метод, пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 224с.
3. Медведева Е.Б., Юхневич М.Ю. Музейная педагогика как новая научная дисциплина: культурно-образовательная деятельность музеев. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 85с.
4. Панкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников: Первые шаги в мир культуры: Учеб.-метод. пособие. – М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 160с.
5.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. пособие. – М.: Высшая школа, 2004. – 216с.
6. Хитьков Н.А. Школьный музей, его назначение и организация. – Киев, 1915.
7. Юхневич М.Ю. Педагогические, школьные, детские музеи дореволюционной России: Метод. Пособие. – М.,1990.
8.О деятельности музеев образовательных учреждений.
Письмо МО России №28 – 51 – 181/16 от 12.03.2003 г.- Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения, №2 (46)
9.Шляхтина Л.М., Фокин С.В. «Основы музейного дела» - СПБ,2000
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 6 класса " Учусь делать добро"
Рабочая программа разработана для учащихся 6 класса . В ней освещается работа тимуровского движения в классе....
![](/sites/default/files/pictures/2015/12/04/picture-720052-1449246140.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Раз, два, три - делай, узнавай, твори"
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/19/picture-533259-1416413461.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Каждый лоскуток в дело"
Цель программы: выявление и развитие творческих способностей у обучающихся, воспитание чувства бережливости, умение увидеть красивое вокруг себя.Задача: воспитание эстетического вкуса у обучающихся, н...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/22/picture-1059974-1537626879.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Музейное дело"
Программа "Музейное дело" по внеурочной деятельности для учащихся 5-9 классов...
![](/sites/default/files/pictures/2012/07/25/picture-97472.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности по обще-культурному направлению на тему: «Музейное дело» 34 часа 8 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/08/picture-646218-1436377952.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Игра - дело серьёзное»
Данная программа позволяет учащимся в игровой форме ознакомиться со многими интересными вопросами по предметам, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление об окружающем ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/15/picture-768699-1458064203.jpg)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Рекламное дело"
Актуальность данной программы состоит - в формировании социальной деятельности учащихся. В содержании рабочей программы сделан акцент на формировании информационной компетентности обучающих...