Опыт взаимодействия отдела досуговой деятельности ЦВР "Академический" Санкт-Петербурга с коррекционными учреждениями
статья на тему

Фомина Елена Васильевна

В данной статье описывается конкретный опыт работы отдела досуговой деятельности с коррекционными учреждениями, особенности, на которые следует обратить внимание,  определенные формы проведения мероприятий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Также показаны разновидности игровых приемов, и какие могут быть сложности в их проведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт взаимодействия отдела досуговой деятельности

ЦВР «Академический» Санкт-Петербурга

с коррекционными учреждениями

Фомина Е.В., педагог-организатор

Государственное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

Центр внешкольной работы с детьми и молодежью

Калининского района Санкт-Петербурга

«Академический»

Центр внешкольной работы системно сотрудничает с коррекционными учреждениями. При этом мы исходим из позиции, исключающей любую дискриминацию детей, учитывая особые условия, необходимые детям, с особыми образовательными потребностями. Данная работа связана, в основном, с выездными мероприятиями. К сотрудничеству мы подключаем Молодежный Совет, представителей местной администрации Муниципальных образований, отдел социальной защиты населения администрации района.

У нас есть опыт проведения акций для слабослышащих подростков «Открытые сердца», мастер-классов по изготовлению праздничных открыток для воспитанников детского дома, акций, посвященных Всемирному Дню Толерантности «Шаг навстречу» для детей с проблемами опорно-двигательной системы и Дню милосердия.

В качестве примера можно привести реализуемый нами проект «Мой любимый город», посвященный Санкт-Петербургу, для учащихся начальных классов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната, в которой обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья (детский церебральный паралич и задержка психического развития). Проект направлен на организацию досуговой деятельности учащихся школы-интерната и развитие творческого взаимодействия с художественными коллективами Центра внешкольной работы.

В течение всего учебного года для учащихся проходят тематические мероприятия, разработанные педагогами-организаторами ЦВР. Первая встреча представляет собой познавательную игровую программу «Путешествие по Петербургу», во время которой ребята посещают заочные экскурсии по рекам и каналам нашего города, отвечают на вопросы «Капитана речного трамвайчика» по истории Петербурга, пробуют себя в роли городских архитекторов и художников. В программе звучат стихи в исполнении учащихся школы-интерната.

Вторая встреча посвящается празднованию Нового года – «Новый год в Петербурге». Ребята вместе с Дедом Морозом зажигают огни на Елке, принимают участие в играх Снегурочки и загадывают новогоднее желание. Конкурсы, забавы и вкусные подарки доставляют радость всем участникам праздника.

Темой третьей встречи являются «Сказки Петербурга». Веселый Паровозик доставляет ребят на станцию Лукоморье. Обычно участники программы успешно справляются с вопросами викторины по сказкам А.С. Пушкина, показывают инсценировки, читают отрывки из поэм и сказок, например, «Руслан и Людмила», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» и др. Все участники встречи с удовольствием играют с ведущим - Сказочным Паровозиком, и отгадывают загадки Кота Ученого.

По условиям проекта после каждой встречи учащиеся школы-интерната выполняют творческие работы, что позволяет лучше закрепить пройденную тему и отобразить яркие, интересные моменты встреч в рисунках, открытках, плакатах, сочинениях и фотографиях. Все творческие работы традиционно представляются на общей выставке.

Игровые приемы для детей с ограниченными возможностями носят специфический характер и значительно отличаются от обычных. Исключаются эстафеты, подвижные игры, отходит на второй план соревновательный принцип, но при этом усиливается акцент на творческую самореализацию ребенка, приобретение коммуникативных навыков.

В мероприятиях проекта используются такие игровые приемы, как:

  • активизация (ребята, сидя на местах, повторяют слова и движения за ведущим);
  • викторина, в которой надо выбрать правильный ответ из вариантов, предложенных на экране;
  • конкурсы с раздаточным материалом (например, конкурс «Угадай дерево»: ведущий говорит название дерева, а ребята должны поднять соответствующий ему листочек);
  • конкурс с  пазлами «Собери картину» и построение из кубиков башни или здания «Архитектурный ансамбль» - направлены на смекалку, сообразительность и творческую фантазию;
  • песни с повторением слов, рефрен;
  • загадки «доскажи словечко»;
  • театр-экспромт, в котором ребята передают состояние природы (море, ветер, деревья).

Наряду с художественными номерами коллективов ЦВР в программах используются художественные номера, подготовленные учащимися школы-интерната, что, безусловно, дает возможность для творческого самовыражения детей и создает атмосферу праздника.

Особое внимание в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья уделяется этическим вопросам. При разработке мероприятий соблюдается аккуратное отношение к определенным темам, затрагивающим семью, здоровье, допускается только корректное обращение к детям с учетом их права быть равноправными членами общества.

Во время заключительного мероприятия проекта награды и памятные подарки вручает глава Муниципального округа, а все родители посещают общую выставку творческих работ своих детей. На память об участии в проекте каждая семья получает памятный буклет.

Уже сейчас можно с уверенностью говорить о положительном результате реализации проекта. Итоги психологического анализа, проведенного специалистом, выявили высокий уровень мотивации и степень удовлетворенности участием, преобладание позитивного настроения, повышение уровня сплоченности коллектива. Участие в проекте способствует творческой реализации детей, получению новых знаний и приобретению новых друзей.

Бесспорна и польза от проекта для детей – учащихся ЦВР. Опыт встреч с учащимися интерната учит их быть более внимательными к людям, доброте и милосердию. Так мы на практике решаем задачу устранения ограничений в общении с детьми с особыми потребностями – как основную задачу инклюзивного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня».

МБДОУ «Детский сад «Мастерок» Опыт работы «Культурно-досуговая деятельность как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня». Учитель-л...

Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность

Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...

Применение ИКТ в культурно-досуговой деятельности учреждения дополнительного образования детей

«Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребенок усвоит их на лету».К.Д.Ушинский...

Проектная деятельность как метод взаимодействия учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

В данной статье представлен опыт работы по использованию метода проектирования в коррекционной работе учителя-логопеда....

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОТДЕЛЕ ФИЗКУЛЬТУРНО - ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление деятельности отдела – организация и проведение физкультурно – досуговой работы в Муниципальном бюджетном учреждении «Детско-юношеский центр физического развития и туризма «Вертикаль» с цел...

"Опыт выстраивания системы духовно-нравственного воспитания в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении"

Одним из важных положительных итогов происходящих в нашей стране перемен является начальное переосмысление обществом своего отношения к выстраиванию системы духовно-нравственного воспитания в образова...

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста

МБДОУ «ЦРР - д/с «Золушка»Взаимодействие учителя-логопеда с семьей в системе культурно-досуговой деятельности (из опыта работы с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста) Совр...