Дополнительное образование "В ритме вальса" 11 класс
рабочая программа (11 класс) на тему

Маршева Лариса Анатольевна

Дополнительное образование "В ритме вальса" 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon "В ритме вальса"115.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

           Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Посредством хореографического искусства осуществляется процесс творческого развития личности. Программа позволяет   ознакомиться с историей развития танца, практически овладеть основами «Фигурного вальса», что позволит учащимся выступать на различных мероприятиях. Занятия танцем формируют правильную осанку, совершенствуют координацию движений, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе.

           Групповая форма работы учащихся на занятии позволяет ребятам избавиться от излишней стеснительности, позволяет обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движений,  предоставить им возможность раскрыться в ином свете перед своими одноклассниками, сформировать крепкий и дружный коллектив.

        Программа рассчитана на преподавание «Фигурного вальса» 52 часа в год, в первом полугодии 2 часа в неделю, а во втором 1 час в неделю.Количество занимающихся в группе – 25 человек, возрастом 16-17лет. Выполнение нормативного объема учебного времени достигается сложением времени учебных занятий

При планировании работы а учитываются основные цели:

  • овладение учащимися основ  вальса;
  • ознакомление с историей развития этого танца;
  • формирование правильной осанки учащихся.

           Задачи:

  • в процессе обучения у учащихся развивать технические навыки в исполнении вальса;
  • использовать эстетические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства коллективизма, организованности;
  • обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций, культуру движения;
  • развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
  •  воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками;
  • развивать чувство ритма и координацию движения.

           

  Направленность программы  «Фигурный вальс» по содержанию является спортивно-оздоровительной, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.

         В  основу проекта обучения  фигурному  вальсу  были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
-
принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
-
принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
 -
принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.

            Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств человека для воспитания всесторонне-развитой личности и формированию у учащихся правильной осанки.

           Педагогическая целесообразность данного курса для старших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, сформировать нравственно - эстетические чувства и основы двигательных навыков.

 

Формы и методы работы.

      Форма занятий - групповые занятия, со всей группой одновременно.   Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме. Основное время отводится на практические занятия.

     

           Режим занятий    

          Расписание занятий строится из расчета одно  занятиe в неделю по 90 мнут. Образовательный процесс  строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.

  Планируемые результаты реализации программы:

 

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, терминологию бального танца;
  • структуру Фигурного вальса;
  • позиции рук, ног.

Должны уметь:

  • использовать полученные знания и навыки для участия в      композициях и постановках;
  • предлагаемый материал: воспринимать, запоминать, применять;
  • грациозно и органично двигаться, общаться с партнером;
  • соотносить свои движения с услышанной музыкой.

А так же избавляются от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретают общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Содержание программы:

В программный материал по изучению вальса входит: 

 • беседы об истории возникновения и развития вальса;

 • усвоение тренировочных упражнений на середине зала;

 • разучивание отдельных движений и комбинаций;

 • разучивание композиций.

Теоретическая часть:   

        История возникновения и развития вальса. Виды вальса. Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса. Позиции ног и рук. Линия танца.Подбор музыки для вальса.

Практическая  часть:

          Поклон и реверанс. Шаг вальса по линии танца. Маленький квадрат вальса с правой ноги. Большой квадрат вальса с правой ноги. Поворот партнерши под рукой. Положения в паре. «Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее).  Вальсовая дорожка (променад).  Разворот друг от друга с раскрытием. «Окошко». Раскрытия. Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене.  Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти. Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти. Маленький квадрат в паре. Большой квадрат в паре. Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук. Движения в паре вперед-назад. Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом. Движения в паре с поворотом (венский вальс). «Окошко» и смена мест. Раскрытия с поворотом партнерши под рукой. Шаги вальса по кругу.

Практическая часть

 Вспомогательно - тренировочные упражнения. Разминка. Вводные упражнения даются в начале урока и нацелены на подготовку двигательного аппарата к физическим нагрузкам: разогревание мышц и активизацию их восприимчивости. Независимо от выбранного комплекса, для каждого урока подбираются группы упражнений для всех частей тела: для рук, ног, мышечных групп живота, спины – различные приседания, наклоны, перегибания, вращательные движения для отдельных суставов и частей тела. Вторая задача этих упражнений – активизация дыхания. Педагог должен с самого первого занятия обращать внимание учеников на правильность дыхания при выполнении физических упражнений. Вдох на расслаблении, выдох на момент напряжения. Предлагается чередовать или объединять вспомогательно - тренировочные движения:

статистическая гимнастика (упражнения, выполняемые в основном без перемещения по залу)

динамическая гимнастика (упражнения, выполняемые с перемещением по залу)

тренировочные элементы джаз - танца для мышечного напряжения и расслабления.

          Разучивание техники танцевального комплекса. Для учащихся, не имеющих хореографической подготовки и не знакомых с терминологией, предлагаются элементарные понятия по предмету бальный танец. Знакомят с принятыми сокращениями, основными позициями ног в вальсе, позициями рук, положениями в паре. Изучают поклон и реверанс. Даются рекомендации начинающим.

 Основные движения бального танца - Фигурный вальс. Для освоения навыков исполнения вальса необходимо проучить с учащимися наиболее характерные движения фигурного вальса:

 Шаг вальса по линии танца

 Маленький квадрат вальса с правой ноги

 Большой квадрат вальса с правой ноги

 Поворот партнерши под рукой

 «Лодочка»

 Поворот в паре

 Вальсовая дорожка (променад)

 Раскрытия

 «Окошко»

 Вращение в паре вокруг правой оси

 Шаги вальса по кругу

Отработанные движения рекомендуется объединять в танцевальные комбинации.

 Углубленная работа над техникой и выразительностью пройденного материала. На уроках необходимо развивать полученные хореографические навыки. Обучать учащихся грациозно и органично двигаться, общаться с партнером, соотносить свои движения с услышанной музыкой.

  Постановочная работа. Составление танцевальных композиций или использование рекомендуемых композиций. Приведенный ниже репертуар не является догмой и может варьироваться с учетом уровня восприятия, эмоционального и физического развития, интересов учащихся, школьного возраста, для которого характерно личностное творческое самовыражение.

 Повторение и закрепление пройденного материала. Подготовка вальса для выступления. На этом этапе обучения идет закрепление пройденного материала. Совершенствование исполнительского мастерства. Проводятся репетиции и подготовка к показательным выступлениям.

Основные понятия бального танца.

Позиции ног в бальном танце:

1 п. - 1-я позиция - пятки вместе, носки разведены в стороны.  

2 п. - 2-я позиция - ноги на расстоянии ступни, носки разведены в стороны.

3 п. - 3-я позиция - ступня одной ноги приставлена к середине ступни другой ноги, носки разведены в стороны; впереди - правая или левая нога.

6 п. - 6-я позиция - пятки и носки сомкнуты, ступни параллельны.

5-я позиция так же, как и выворотное положение ступней, не

используется.

Основные позиции рук в вальсе.

Существует подготовительное положение и три основные позиции

рук (I, II, III).

В подготовительном положении руки свободно опущены вниз с мягко округленными локтями и запястьями. Кисти сближены, ладони обращены вверх.

В 1-й позиции обе руки округлены в локтях и запястьях и со сближенными кистями подняты перед собой на уровне диафрагмы, ладони обращены к корпусу.

Во 2-й позиции руки при слегка округленных локтях и запястьях раскрыты в стороны чуть впереди корпуса и несколько ниже линии плеч, ладони обращены вперед.

В 3-ей позиции обе руки в овальном положении подняты вверх несколько впереди корпуса со сближенными кистями, ладони повернуты вниз.

Основные движения

Вальс  

Основа вальса – кружение в паре, которое получается в результате четырех полных вальсовых поворотов.

Правый поворот

Правый поворот состоит из двух поворотов на 180°. Но это деление условное – кружение должно быть плавным и непрерывным. Первая половина поворота Исходное положение: ноги в III позиции, правая нога впереди.

Вальсовая дорожка (променад)

В данном варианте предлагается сочетать вальсовую дорожку вперед у партнера с правым вальсовым поворотом у партнерши.

 «Окошко»

Исходное положение — партнеры стоят лицом друг к другу, ноги в 3-й позиции. Партнер находится спиной, а партнерша лицом к центру зала. Партнер правой рукой держит кисть правой руки партнерши. Правые руки в 1-й позиции. Левые: у партнера за спиной, у партнерши — вытянута вниз. Движения партнерши выполняются аналогично движениям партнера. Затакт – подняться на полупальцах. 1 такт Раз – сделать шаг с правой ноги вперед навстречу друг другу; правые руки из 1-й позиции, не размыкаясь, переходят в 3-ю позицию. Два – вернуться в исходное положение. Далее (обычно) идет смена мест партнеров. 

Календарно-тематическое планирование

Тема занятия

Всего часов

1 год обучения

1

История возникновения и развития вальса.

2

2

Виды вальса. Музыкальный размер ¾. Прослушивание различных видов вальса.

2

3

Подбор музыки для танца. Вальсовый шаг без музыки.

2

4

Позиции ног и рук. Работа в парах.

2

5

Линия танца. Шаг вальса по линии танца.

2

6

Поклон и реверанс. Вальсовые шаги.

2

7

Вальсовая дорожка (променад).Положение рук в вальсе.

2

8

Маленький квадрат вальса с правой ноги.

2

9

Большой квадрат вальса с правой ноги.

2

10

Поворот партнерши под рукой.

2

11

Положения в паре.

2

12

«Лодочка» (представляет собой балансе по линии танца, а затем против нее).

2

13

Разворот друг от друга с раскрытием.

2

14

«Окошко».

2

15

Раскрытия.

2

16

Движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене.

2

17

«Променад» (вальсовое вращение дам и одновременное шоссе кавалеров).

2

18

Вращения в паре на носках вокруг своей оси.

1

19

Маленький квадрат в паре, удерживая руки под локти.

1

20

Большой квадрат в паре, удерживая руки под локти .

1

21

Маленький квадрат в паре.

1

22

Большой квадрат в паре.

1

23

Движения в паре вперед-назад, держась за кисти рук.

1

24

Движения в паре вперед-назад.

1

25

Движения в паре вперед-назад с медленным поворотом.

1

26

Движения в паре с поворотом (венский вальс).

1

27

«Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием.

1

28

«Окошко» и смена мест.

1

29

Раскрытия с поворотом партнерши под рукой.

1

30

I Комбинация: выход и поклон; «Лодочка» и разворот друг от друга с раскрытием; «Окошко» и смена мест.

1

31

II Комбинация: движение партнерши вокруг партнера стоящего на одном колене; раскрытия с поворотом партнерши под рукой и «Променад».

1

32

III Комбинация: маленький квадрат в паре; большой квадрат в паре; венский вальс и поклон.

1

33

I и II комбинация.

1

34

Разучивание всего вальса в целом.

1

35

Выступление на линейке, последний звонок.

1

ИТОГО

52ч.

Формой подведения итогов считать: выступление на последнем звонке и школьном выпускном вечере.

 Техническое обеспечение образовательного процесса

К техническим средствам обучения, которые могут и должны эффективно использоваться на занятиях «Фигурный вальс», относятся:

  • DVD-плеер;
  • цифровой фотоаппарат, цифровая камера (видеокамера);
  • компьютер и т.д.

Список литературы:

  1. ФГОС  Примерные программы начального образования. – «Просвещение»,  Москва,  2009.        
  2. ФГОС  Планируемые результаты начального общего  образования. – «Просвещение»,  Москва.  2009.        
  3. Захаров Р. Сочинения танца. - М.: Искусство,  1989.
  4. Музыка и движение. - М.: Просвещение, 1984.
  5. С.Казлаускас, Танцуем и играем, Шауляйский университет, 1997.
  6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  7. Громов Ю.И. Танец и его роль в воспитании пластической культуры актера. - СПб.: ИГУП, 1997.
  8. Гребенкин А.В.Сценическое  движение. Пособие для руководителей театральных студий и школ искусств. М.:, 2003.

  Информационные ресурсы:

Сайт: esta.nm.ru/dance/fw.html

http://chertkov.ucoz.ru/MetodMaterial/Muz/posobie.pdf

Сайт: www.valsis/ru (Учись танцевать вальс!)

     http://www.youtube.com/watch?v=GI37fUfGteY

     http://www.youtube.com/watch?v=Le16tzln_8Q

     http://4dancer.ru/index.php?nma=blog&fla=news&cat=20&ids=91

    http://tancor.spb.ru/f_waltz.htm

    http://www.youtube.com/watch?v=iHLZ_3Qup-Y

    http://www.4dancing.ru/blogs/060910/266/

    http://terpsihora.net/index.php/uroki/teoriya/131-pozitsii-ruk-i-nog-v- klassicheskom-tantse


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования для начальных классов коррекционной школы

Программа "Страна Вообразилия" направлена на развитие творческих способностей, на развитие внимания и воображения...

Кружок "Юный информатик" Программа дополнительного образования обучающихся 5 классов Срок реализации 1 год

Пояснительная запискак рабочей программе кружка«ЮНЫЙ ИНФОРМАТИК»Направленность программыI....

Программа дополнительного образования 3-4 класс«The world of English speaking children»

Целью дополнительной образовательной программы  является  развитие у школьников способностей использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций соврем...

Программа дополнительного образования 8-9 класс «The world of English»

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы состоят  в  то, что  она усиливает вариативную составляющую общего образования. При максимальном расширен...

Календарно тематическое планирование курса в системе дополнительного образования "алгебра 7 класс"

Данное планирование расчитано для подготовки учащихся для итоговой аттестации за курс 7 класса....

Презентация программы дополнительного образования детей 1 класса

Авторская программа "Глиняные сказки.  Обучение детей 1 класса лепке из глины." Методика , разработанная в данной програме позволяет донести до учащихся технологию изготовления изделия из глины н...

Программа дополнительного образования для старших классов на основе фитнес - аэробики

программа дополнительного образования  для старшеклассников составленная на основе программы   " Фитнес - аэробика"  О.С. Слуцкер,...