план - конспект открытого занятия по шахматам для 2 кл
план-конспект на тему

Ухинова Софья Базаровна

Занятие проведено в рамках муниципального конкурса "Сердце отдаю детям - 2017" для начинающей группы шахматистов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_po_shahmatam.docx16.19 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Шахматная доска» (Открытое занятие).

Цель:  Знакомство с шахматами, шахматной доской, ее особенностями.

Задачи:

1. Познакомить детей с особенностями шахматной доски, некоторыми терминами, используемыми в шахматах: поле, центр доски, горизонталь, вертикаль, диагональ.

2. Учить детей правильно чередовать цвета при

изготовлении макета шахматной доски.

3. Воспитывать интерес к игре в шахматы.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. (1 мин)

Здравствуйте, дети! Меня зовут _____, я тренер – преподаватель шахматного кружка «Белая ладья»

Педагог: Ребята, я хочу вам показать фрагмент телепередачи «Лучше всех» .Вы смотрели?( Михаил Осипов) Мальчику сколько лет? А вам? Кто мальчиком играл?(Сергей Карякин). А вы хотели бы научиться играть в шахматы? Как вы думаете, что будем делать сегодня на нашем занятии? Да,  я  сегодня пришла к вам, чтобы дать самый первый урок по шахматам. Начнем.

 Игра в шахматы пришла к нам из далекой, загадочной Индии, много веков назад и завоевала сердца многих людей

. Кто – нибудь знает, как играть в шахматы? С чего начнем?

Дети:  С шахматной доски.

Педагог: Верно, это шахматная доска. Что происходит на этом поле? На этом поле происходит бой между двумя королевствами  - их называем шахматная партия. Что вы видите на этой доске? а что заметили на доске?

Дети: на доске черные и белые клетки. Буквы, числа.

Педагог: первое правило, чтобы начать бой, надо правильно положить доску так, чтобы слева черное поле. Проверьте, правильно поставлена доска?

Игра «Собери доску». Полоски лежат.

Педагог: Правильно эти клетки в шахматах называются полями, на доске есть черные поля и белые поля, они располагаются определенным образом, кто скажет как именно.

Дети: По порядку, поочередно, белые и черные чередуются.

Педагог: А кто из вас сможет сосчитать, сколько на доске белых полей?

Дети: 32.

Педагог: А черных?

Дети: Тоже 32.

 Педагог: А каких полей больше черных или белых?

Дети: Одинаково, их равное количество, поровну, белых полей столько же, сколько и черных.

Педагог: Правильно. Белых – 32 и черных – 32, а всего 64 поля. Линии слева направо, называются Горизонталями, Они обозначены числами. а те линии, которые расположены сверху вниз – Вертикалями. Они обозначены буквами.  Сосчитайте, сколько вертикальных линий?

Дети: 8.

Педагог: А сколько горизонтальных?

Дети: 8.

Педагог: Кто сможет показать 1 вертикаль? А 3? А 6? И т. д. у доски один, потом у себя за партой.

Дети тренируются показывать сначала вертикали, потом горизонтали. На столе лежат полоски.

Педагог: Очень хорошо. Но есть на доске еще и другие линии: большие и маленькие, и они называются диагоналями. Проходят они наискосок, и они всегда одного цвета или белые или черные. Покажите самую длинную черную диагональ, самую длинную белую диагональ, самые короткие белые диагонали. Сколько их? Самые короткие черные диагонали. Сколько их?

Дети тренируются показывать диагонали.

Педагог: Черные и белые диагонали пересекаются в центре шахматной доски. Это Центральная площадь, из скольких полей она состоит?

Дети: Из четырех.

Педагог:: Сколько в центре белых полей?

Дети: 2.

Педагог: А черных?

Дети: 2.

Воспитатель: у вас  на столе бумажные расчерченные шахматные доски, только они какие-то странные, все белые. (Показывает заранее приготовленные расчерченные бумажные доски) Я прошу вас раскрасить  доски, правильно чередуя черные и белые поля. Справитесь? У доски один ребенок.

Дети: Да!

Дети раскрашивают свои маленькие шахматные досочки. ? 

Педагог: Отлично, все справились с заданием.

Итог урока: Подведем итоги. 1. Что нового вы узнали?

  1. Где родилась игра в шахматы?

  1. Зачем нужно научиться играть в шахматы? Шахматы тренируют ум, память и волю. И еще шахматные соревнования закаляют характер ребёнка.
  2. Вам понравилось занятие?
  3. Спасибо , ребята, вы мне очень понравились. Приходите к нам в кружок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого занятия по шахматам.

План-конспект открытого занятия по шахматам....

Конспект открытого занятия по шахматам

Конспект вводного занятия по шахматам для групп начальной подготовкиТема: “Сказочная страна шахмат” ( для группы начальной подготовки)Задачи.Заинтересовать учащихся начального этапа обучения, игрой в ...

ПЛАН – КОНСПЕКТ Открытого занятия отделения спортивного туризма по теме: «ПЛАНЫ И КАРТЫ, ПОНЯТИЕ О МАСШТАБЕ» с учащимися группы НП-2. Тренер-преподаватель Контора Андрей Владимирович

Дата проведения: 18 СЕНТЯБРЯ 2012 г. Время проведения: 12-20 – 13-50 Место проведения: МБОУ СОШ № 18 Вид труда: теоретическое/практическое занятие (работа с картами). Тема за...

ПЛАН - КОНСПЕКТ открытого занятия творческого коллектива «Палитра». ТЕМА занятия: «Введение в предмет».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ПЕЧАТНИКИ»                         ...

План-конспект открытого занятия "Создание игровых ситуаций на занятиях по обучению произношения и применение игр при развитии слухового восприятия"

Данный конспект поможет формировать произносительные навыки слабослышащих учащихся и закреплять их на материале слогов, слов и иллюстраций....

План-конспект открытого занятия «Ладья против коня» объединение «Шахматы»

План-конспект открытого занятия «Ладья против коня» содержит подробное пошаговое описание тематического занятия....