методическая разработка "Круговое объемное вязание крючком"
методическая разработка по теме

методическая разработка "Круговое объемное вязание крючком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ ДОД Дивеевский районный Дом Детского творчества

Методическая разработка раздела  «Круговое объемное вязание крючком» дополнительной

образовательной программы «Вязание крючком»

Подготовила: педагог дополнительного образования Шимарова Светлана Сергеевна

с. Дивеево

2013г.


Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………….3
  2. Цели и задачи раздела………………………..……………………..5
  3. Психолого-педагогическое обоснование выбора раздела……….7
  4. Ожидаемые результаты освоения раздела…………………………9
  5. Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся……………………………………………………….10
  6. Учебно-тематический план и содержание раздела………………13
  7. Контроль знаний, умений и навыков в процессе обучения по разделу………………………………………………………………15
  8. Аналитический отчет об итогах обучения по разделу………….17
  9. Используемая литература …………………………………………19

 


1. Пояснительная записка

Сегодня учебно-воспитательный процесс в дополнительном образовании призван решать задачу воспитания социально-активной, творческой, способной к саморазвитию личности школьника. Основной путь формирования и развития творческих способностей детей – их включение в активную творческую деятельность с самого раннего возраста.

Развитию творческой инициативы, самостоятельности, приобретению навыков и опыта при изготовлении простых, а затем более сложных вязаных изделий способствует дополнительная образовательная программа  «Вязание крючком».

Вязание крючком издавна пользовалось большой любовью у рукодельниц. Это один из древнейших видов прикладного искусства. Вязание крючком очень разнообразно и по технике выполнения, и по назначению. Появившись как способ изготовления предметов одежды и отделки к ней, оно постепенно взяло на себя и задачи по оформлению интерьера. Клубок ниток и небольшой инструмент крючок таят в себе неорганичные возможности для творческого труда.

Вязание крючком - такой вид рукоделия, посредством которого легко заинтересовать детей прикладным творчеством, научить создавать красивые изделия, воспитывать художественный вкус.

Дополнительная образовательная программа «Вязание крючком»  рассчитана на три года обучения. Для работы по программе формируются постоянные группы численностью 8-12 человек в возрасте с 7 лет.

Программа первого года обучения направлена на овладение учащимися основными приемами вязания крючком и техникой вязания узоров и кружев. Второй год - на обучение детей вязания продольных и поперечных кружев, а также вязания в филейной и ирландской технике, особенностям кругового  объемного вязания. Третий год предполагает работу по обучению учащихся основам пестрого вязания, техники выполнения орнамента, брюггской техники, технологии изготовления вязаной одежды.

Особый интерес представляет раздел программы третьего года обучения «Круговое объемное вязание крючком». Раздел рассчитан на 58 часов и предполагает освоение как теоретических, так и практических аспектов в области вязания круговых объемных изделий: варежек, носков и шапочек.

Данный раздел интересен тем, что при обучении вязания объемных изделий, дети могут творчески применять все полученные знания ранее в области вязания различных узоров и выполнения техник вязания крючком. Детям, освоив программу за один год обучения, уже интересно создавать практичные вещи, которые пригодятся в повседневной жизни. К тому же, как уже было сказано, у них к этому времени уже есть достаточный багаж знаний в области вязания и сформированы основные навыки вязания крючком, на достаточном уровне развита усидчивость и внимательность, которые так необходимы для кропотливой работы при выполнении больших вязаных изделий.  


2. Цели и задачи раздела

Цель раздела - развитие творческих способностей и познавательной деятельности обучающихся через изучение приемов кругового объемного вязания крючком.

В процессе достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Образовательные:

  • Научить снимать мерки для расчета и вязания круговых объемных изделий;
  • Познакомить с основными правилами вязания круговых объемных изделий;
  • Научить вязать круговые объемные изделия (носки, варежки, шапочки);
  • Научить выполнять сборку и оформление  готового изделия.

2. Воспитательные:

  • Привить интерес к данному виду творчества;
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичное отношение к используемым материалам;
  • Воспитать творческого отношения к труду, развить эстетическое восприятие мира, художественный вкус.

3. Развивающие:

  • Развить творческие способности;
  • Развить произвольность психических процессов;
  • Развить образное мышление,
  • Развить воображение и фантазию;
  • Развить моторные навыки.

3. Психолого-педагогическое обоснование выбора раздела

Занятия по изготовлению вязаных вещей положительно влияют на психику ребенка,  стимулируют творческую деятельность, создают атмосферу здорового соперничества, формируют интерес к собственной личности, к познанию своих возможностей,  саморазвитию и  самовоспитанию.

При организации обучения в объединении учитываются психологические и возрастные особенности детей. Основной контингент объединения дети младшего школьного и подросткового возраста.

Для младших школьников характерно несовершенство регулирующей функции коры головного мозга, что проявляется в следующем: дети легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.    Поэтому при обучении детей активно используются приемы и методы, которые помогают активизировать их внимание и сосредоточиться, а также снять излишнее напряжение и снизить возбудимость.

Особенностью подросткового возраста является то, что в это время складывается  новый тип отношений с окружающими людьми. Подросткам  необходимы дружеские отношения со сверстниками, они  умеют наладить тесный социальный контакт, поддерживать отношения продолжительное время, им  необходимо чувствовать, что общение с ними тоже кому-то важно и интересно. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Основу составляют непосредственные эмоциональные отношения, которые превалируют над всеми остальными. Именно такие условия педагог старается создать в творческом объединении «Вязание крючком».

Одно из главных условий успеха -  подход к каждому ребенку. Чтобы осуществить такой подход, надо внимательно наблюдать за детьми в процессе их деятельности, отмечать, что характерно для каждого: что удается, а что нет, какие трудности возникают у ребенка в процессе работы, как он относится к занятиям, чему отдает предпочтение. Необходимо вызвать у детей интерес к занятиям, стремление овладеть техникой вязания только тогда будут развиваться их способности, создаваться реальные возможности для самораскрытия и самовыражения личности.


4. Ожидаемые результаты освоения раздела

После освоения раздела «Круговое объемное вязание крючком» в соответствии с поставленными целями и задачами будут достигнуты следующие результаты:

Учащиеся должны знать:

  • Правила поведения, правила техники безопасности;
  • Особенности кругового объемного вязания;
  • Особенности снятия мерок и особенности расчета для вязания носок, варежек, шапочек;
  • Последовательность выполнения деталей изделия;
  • Особенности сборки изделия.

Учащиеся должны уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятиях, правила техники безопасности;
  • Снимать мерки и выполнять расчет для вязания носок, варежек, шапочек;
  • Вязать носки, перчатки, варежки, шапочки;
  • Вязать по выкройке и по расчету;
  • Определять плотность вязания;
  • Гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;
  • Свободно пользоваться инструкционными, технологическими картами при вязании вещей;
  • Правильно соединять элементы между собой;
  • Выполнять заключительную отделку готовых изделий.

Кроме того, результатами обучения по данному разделу может стать дальнейшее развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения),  моторных навыков, творческих способностей,  а также таких качеств, как усидчивость, самостоятельность, трудолюбие.


5.    Обоснование используемых в образовательном процессе технологий, методов и форм организации деятельности обучающихся

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Дети младшего и среднего  школьного возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающей действительности и из сообщений педагога (объяснение, рассказы), а также в непосредственной практической деятельности.

Занятия проводятся в групповой и индивидуальной форме. К обучающимся применяется личностный подход: к тем, кто выполняет работу быстрее и лучше, предъявляются повышенные требования, а тем детям, которые не справляются с работой, оказывается помощь.

Работа в кружке должна быть пронизана атмосферой творчества. Важно, чтобы учащиеся сами продумывали узор и фасон изделия. Роль педагога в данном случае – направлять советами и мотивировать детей на создание оригинальных вещей.

Таким образом, в процессе реализации программы соблюдаются следующие педагогические принципы: последовательности и систематичности обучения, принцип единства группового и индивидуального обучения, принцип соответствия обучения возрастным и индивидуальным особенностям обучаемых, принцип творческой активности обучаемых, принцип доступности обучения при достаточном уровне его трудности, принцип наглядности.

Используются следующие методы обучения:

- словесный метод (беседа, лекция, объяснение, консультация, диалог);

- метод показа, или наглядный метод.

Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, журналов и книг, компьютерных презентаций, образцов изделий, показ различных приемов в практической работе.

Педагогические приемы:

- Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия). По каждой теме имеются наглядные пособия – образцы изделий, наличие интернет материала,  книги. Эти источники служат примером для работы. Ребенок может выполнить копию образца или внести в изделие изменения по своему желанию.

- Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование). Для того чтобы научить детей определенным умениям в начале идет показ педагога тех или иных операций, затем упражнение ребенка над этим действием.

- Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка, взаимооценка, участие в выставках., конкурсах  и т.д.). Педагог внимательно следит за работой каждого воспитанника, отмечает качественно выполненные операции, дает оценку работе каждого ученика. В конце занятия дети оценивают работы друг друга. Участие в выставках и конкурсах стимулирует  обучающихся к выполнению качественных, творческих работ.

- Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

- Свободного выбора, когда детям предоставляется возможность выбирать для себя  степень сложности задания. По каждой теме имеется несколько видов изделий, различающихся по степени сложности, оформлению, по размеру. Обучающийся может  выбрать изделие по-своему желанию.

Формы организации деятельности обучающихся.

Для того чтобы дети лучше усваивали темы раздела, занятие делится на три части:

1.Подготовительная часть.

Занятие начинается с подготовки рабочего места, повторения правил техники безопасности,  повторения пройденного материала.

2.Основная часть.

В основной части занятия педагог дает информацию по теме занятия, объясняет и показывает различные приемы и последовательность выполнения работ. Далее идет самостоятельная работа. Для предотвращения утомляемости в основной части занятия предусматривается физкультминутка. Осваивая темы учебно-тематического плана, ребёнок выполняет задания на доступном ему уровне сложности, в зависимости от индивидуальных способностей, возраста, интереса, наличия материала. На занятиях должно происходить раскрепощение личности школьника, освобождение его от страха перед ошибкой. Создание ситуации свободного выбора благоприятно во всех аспектах – обучающем, развивающем, воспитательном. Учитывая разновозрастной состав групп, педагог варьирует в выборе объектов труда. Дети младшего школьного возраста выполняют несложные изделия.

3.Заключительная часть

Заключительная часть занятия предусматривает анализ и обсуждение каждой работы.


6.    Учебно-тематический план и содержание раздела

Учебно-тематический план раздела «Круговое объемное вязание крючком»

Тема занятия

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Особенности кругового объемного вязания.

2

1

1

2

Снятие мерок и расчет для вязания носков. Способы вязания носков.

2

1

1

3

Вязание носков.

16

0

16

4

Снятие мерок и расчет для вязания варежек и перчаток. Алгоритм вязания варежек и перчаток.

2

1

1

5

Вязание варежек.

16

0

16

6

Головные уборы, связанные крючком. Особенности вязания шапочек.

2

1

1

7

Вязание шапочки.

16

0

16

8

Итоговое занятие.

2

1

1

Итого:

58

5

53

Раздел  начинается с темы «Особенности кругового объемного вязания». На этом занятии дети вспоминают особенности вязания круга и знакомятся с возможностями кругового объемного вязания крючком. Далее темы чередуются: теория, а затем практическое освоение приемов вязания. Например, сначала изучаются особенности снятия мерок и расчет для вязания носков, способы вязания носков, а затем дети практически осваивают основы их вязания. На практику отводится значительно больше времени, чем на теорию. Таким же образом проходит обучение вязания варежек и шапочек.

В начале каждого занятия дается инструктаж по технике безопасности при использовании колющих и режущих инструментов. На каждом занятии проводится коллективное обсуждение последовательности изготовления, определяются способы оформления работы. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.  

На занятиях проходят беседы по теме «Вязаная мода». Все беседы направлены на расширение кругозора, творческое развитие детей.  

На заключительном занятии раздела подводятся итоги обучения проводится выставка работ и викторина об особенностях кругового объемного вязания.

В процессе работы  предусматривается  индивидуальный,  разноуровневый подход к каждому ученику. Осваивая темы учебно-тематического плана,  ребёнок выполняет задания на доступном ему уровне сложности, в зависимости от индивидуальных способностей, возраста, интереса, наличия материала.

Ассортимент образцов,  компьютерные презентации, использование Интернет-ресурсов, книг способствуют развитию фантазии, творчества, внимания,  воображения детей.  


7. Контроль знаний, умений и навыков в процессе обучения по разделу

Важным моментом работы является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям и педагогу увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

На протяжении изучения раздела проводится текущий контроль. Он может быть: прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения; пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия; контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.

По окончании изучения раздела проводится итоговый контроль: теоретическая часть — в виде викторины (См. Приложение №1), практическая часть –  выставка работ учащихся.

Викторина на тему «Объемное круговое вязание крючком» состоит из 15 вопросов. За каждый правильный ответ присуждается 1 балл.

Уровни оценки теоретического задания (викторины):

- высокий – от 15до 12 баллов;

- средний – от 11 до 8 баллов;

- низкий – от 7 и менее баллов

О сформированности практических умений и навыков будет свидетельствовать правильное и аккуратное выполнение всех элементов вязания, творческий подход  к изготовлению изделий.

Уровни оценки практического задания (оцениваются работы, представленные на выставку):

- высокий – все элементы выполнены аккуратно и правильно, работа выполнена красиво эстетически оформлена;

- средний – работа  выполнена с незначительными ошибками;

- низкий – работа выполнено не полностью,  допущено много ошибок.

                


8. Аналитический отчет об итогах обучения по разделу

В объединении «Вязание крючком» по итогам обучения по разделу «Круговое объемное вязание» в 2012-2013 учебном году был проведен итоговый контроль. Участвовало  13  обучающихся в возрасте от  10  до  14 лет. Для проверки теоретических знаний была проведена викторина, для оценки уровня сформированности практических навыков была организована выставка работ обучающихся.

Результаты получились следующие.

Теоретическая подготовка:

Высокий уровень – 6 чел. (46%);

Средний уровень – 7 чел. (54 %);

Низкий уровень – 0 (0%) чел.

Данные результаты показывают отсутствие низкого уровня в теоретической подготовке обучающихся. Почти все дети показали высокие и средние результаты обученности.

Практическая подготовка:

Высокий уровень – 4 чел.

Средний уровень – 7 чел. (54%);

Низкий уровень – 2 чел.

Проанализировав данные результаты можно сделать вывод: обучающиеся в целом успешно справились с практической частью раздела «Круговое объемное вязание».

Полученные результаты свидетельствует о том, что проставленные цель и задачи раздела достигнуты, учебно-тематический план и содержание раздела составлены с учетом возраста детей.


Используемая литература:

  1. Журналы «Валя – Валентина» – М., Изд. дом «ОВА-ПРЕСС».
  2. Журналы «Вязание». – Нижний Новгород, ООО «Слог».
  3. Журналы «Вязание для взрослых». – М., Изд. дом «Ниола 21-й век»
  4. Журналы «Сабрина» - Нижний Новгород, ЗАО «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА».
  5. Максимова М.В. Азбука вязания. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1998.- 216 с.
  6. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации / авт.-сост. Л.В. Горнова и др. – Волгоград: Учитель, 2008. - 250 с.
  7. Терешкович Т.А. Учимся вязать крючком – Мн.: Хэлтон, 1999. – 336с.
  8. Мулыги А.Я. Рукоделие в школе. М., «Просвещение», 1971. – 173с.
  9. Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком: Научно-популярная литература, 1986. – 96 с.


Приложение №1

Викторина «Круговое объемное вязание»

1.Вставьте пропущенное слово:

 Круговое вязание – это вязание одним полотном, двигаясь по ……. в одном направлении.

2. Нарисуйте схему вязания круга.

3. Назовите виды шапок.

4. Назовите основные правила кругового вязания.

5. Какие изделия можно вязать в технике кругового вязания?

6. Какую пряжу необходимо подбирать для вязания варежек?

7. Какие мерки необходимо снять для расчета количества петель для вязания варежек и перчаток?

8. Как рассчитать количество петель для вязания варежек или носков?

9. Какую пряжу необходимо подбирать для вязания носков?

10. Какие мерки необходимо снять для расчета количества петель для вязания носков?

11. Расскажите о способах вязания пятки носка.

12. Нарисуйте схему вязания резинки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ. ИНСТРУКТАЖ ПО ОХРАНЕ ТРУДА Основные элементы вязания крючком.

Урок по технологии для 9 класса с применением метода интеллект – карт для  активизации  и развития информационно-познавательной и мыслительной деятельности обучающихся  по техноло...

Методическая разработка учебного занятия в кружке художественного вязания «Вязание крючком по схеме»

Данное занятие предназначено для учащихся 9 – 11 лет в рамках дополнительной общеобразовательной программы кружка художественного вязания «Искусница», 2-й год обученияЦель: Расширение знаний, умений и...

Презентация " Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при вязании крючком".

Содержит материал к уроку "Основы технологии вязания крючком. Техника безопасности при работе с крючком " 6 класс....

Конспект урока. Тема " История вязания крючком . Материалы и инструменты для вязания крючком. Правила ТБ при работе крючком."

Материал предназначен для знакомства  учащихся с историей возникновения вязания, как традиционного вида декоративно-прикладного искусства, для воспитания у подрастающего поколения интереса к исто...

Методическая разработка на тему: Вязание крючком для начинающих. Вязание прихватки - квадратного полотна.

В методической разработке краткое описание истории вязания крючком,инструменты и приспособления необходимые для работы, правила подбора и выбора материалов, основные виды петель и столбиков. Указана н...

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком»

Конспект открытого занятия «Вязание крючком. Основные приёмы вязания крючком» (1-ый год обучения)...

Вязание крючком: История возникновения вязания крючком

МБУ ДО «Дом  Детского Творчества»Кружок «Волшебные ниточки»  История возникновения вязания крючком Точный срок истории возникновения вязания крючк...