Рабочая программа второго года обучения "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год
рабочая программа на тему

Перешеина Анна Олеговна

Рабочая программа второго года обучения в рамках образовательной программы "Программирование в ТРИКСтудии" за 2017-2018 учебный год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр детско-юношеского технического творчества и информационных технологий
Пушкинского района Санкт-Петербурга

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор ГБУ ДО
Центра детско-юношеского технического творчества и информационных технологий Пушкинского района Санкт-Петербурга

________________ Ковалев Д.С.

Приказ № __ от _________ 20__ года

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе

«Программирование в TRIK Studio»

2017 - 2018 учебный год

Год обучения: второй

Группа: № 1621б

Ф.И.О. педагога, реализующего программу:        Перешеина Анна Олеговна

Занимаемая должность:         педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2017

  1. Пояснительная записка

Цель программы

Целью программы является изучение основ программирования и формирование навыков применения базовых алгоритмических конструкций у обучающихся для решения определенных задач, связанных с заданием поведения робота (на примере конструктора TRIK).

Задачи программы второго года обучения

  • Обучающие:
  • продолжить более углубленное изучение робототехнического конструктора TRIK;
  • показать учащимся более интересное использование уже знакомых датчиков при разработке робототехнических моделей;
  • закрепить у учащихся понятия основных алгоритмических структур;
  • закрепить умение корректно применять алгоритмические конструкции при задании поведения робота;
  • закрепить знания о процессе разработки программ;
  • познакомить с понятиями «шум» и «калибровка» в рамках программирования простого учебного робота;
  • познакомить с понятием «регуляторы» и их видами на примере простого учебного робота (стандартной образовательной трёхколёсной тележки).
  • Развивающие:
  • способствовать продолжению развития логического мышления;
  • способствовать развитию более глубоких навыков программирования;
  • продолжить развивать образное мышление учащихся;
  • продолжить способствовать развитию внимательности и аккуратности.
  • Воспитательные:
  • продолжить формировать чувство ответственности при выполнении заданий и стремление к получению результата;
  • продолжить  формировать навыки самостоятельного решения задач;
  • продолжить  формировать навыки командной работы при решении задач;
  • продолжить воспитывать чувство самоконтроля.

Планируемые результаты второго года обучения

  • Предметные:

В результате изучения курса учащиеся должны знать:

  • дополнительный набор основных визуальных блоков среды TRIK Studio;
  • нетривиальное назначение ряда датчиков конструктора TRIK;
  • понятия «углы треугольников» и «координаты», используемые при разработке программ поведения робота;
  • понятия «разгон» и «торможение», используемые при разработке программ поведения робота;
  • базовые понятия ТАУ (шум, калибровка, регулятор).
  • Метапредметные:

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • уверенно применять основные алгоритмические конструкции при решении конкретных задач;
  • уверенно разрабатывать диаграммы поведения робота в среде визуального программирования TRIK Studio;
  • уверенно отлаживать написанную программу на 2d-модели робота;
  • уверенно решать классические задачи поведения робота (движение, езда в лабиринте, парковка);
  • решать задачи поведения робота с использованием соответствующих понятий из геометрии и физики
  • решать задачи поведения робота с наличием обратной связи (езда по линии, трасса, определение перекрестков).
  • Личностные:

В результате изучения курса  у учащихся будут сформированы:

  • начальные навыки в области программирования;
  • навыки работы в группе;
  • навыки самостоятельного решения задач;
  • начальные навыки командной работы и работы в паре при решении задач;
  • чувство ответственности при выполнении заданий и стремление к получению результата;
  • чувство самоконтроля.


  1. Содержание программы

Второй учебный год

Тема 1. Повторение. Базовые алгоритмы поведения робота.

Теория

  • Повторение основных блоков среды программирования TRIK Studio;
  • Повторение основных датчиков и составляющих конструктора TRIK;
  • Повторение понятий: таймер, энкодеры робота, логические операторы и операторы сравнения, переменные, подпрограммы, параллельные задачи;
  • Повторение основных алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл, переключатель;

Практика 

  • Решить практические задачи по пройденному материалу (составление алгоритмов при помощи блок-схем, прохождение лабиринта с несколькими датчиками, управление роботом кнопками панели и другие);
  • Разработать и решить собственную задачу по теме;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.

Тема 2. Геометрия в робототехнике.

Теория

  • Изучение основных блоков для рисования простых и сложных фигур в TRIK Studio;
  • Рисование на дисплее робота;
  • Рисование маркером робота в 2d-модели;
  • Понятие угла поворота, подобия геометрических фигур и системы координат;

Практика 

  • Решить практические задачи по пройденному материалу (рисование на дисплее робота, рисование на сцене при помощи маркера робота);
  • Разработать и решить собственную задачу по теме;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.

Тема 3. Физика в робототехнике.

Теория

  • Разгон и торможение робота;

Практика 

  • Решить практические задачи по пройденному материалу (танец в круге и путешествие по комнате);
  • Разработать и решить собственную задачу по теме;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.

Тема 4. Начальные понятия ТАУ.

Теория

  • Введение в ТАУ (шум, обратная связь);
  • Регуляторы: релейный, пропорциональный, пропорционально-дифференциальный;
  • Калибровка цвета и цветовые форматы;
  • Перекрестки;

Практика 

  • Решить практические задачи по пройденному материалу (движение робота по различным линиям с разным набором датчиков, движение по трассе с перекрестками);
  • Разработать и решить собственную задачу по теме;
  • Написать итоговую контрольную по теории в конце темы;
  • Сдать сделанные решения пройденных задач.
  1. Календарно-тематическое планирование

Второй год обучения.

№ занятия

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Теория

Практика

Всего

По плану

По факту

Тема 1. Повторение.
Базовые алгоритмы

8

10

18

1-2

Основные понятия конструктора TRIK и среды TRIKStudio.
Основные алгоритмические конструкции.

Операторы сравнения, логические операторы.

2

0

2

10.09.2017

3-4

Движение робота. Подпрограммы.

Датчики расстояния и света.

0,5

1,5

2

17.09.2017

5-6

Задача прохождения лабиринта с двумя датчиками.

Составление вспомогательных подпрограмм.

1,5

0,5

2

24.09.2017

7-8

Задача прохождения лабиринта с двумя датчиками.

Составление лабиринта и решение задачи.

0,5

1,5

2

01.10.2017

9-10

Параллельные задачи.

Управление роботом кнопками контроллера

0,5

1,5

2

08.10.2017

11-12

Алгоритмическая структура «выбор» (switch).

Применение на блок-схемах.

1,5

0,5

2

15.10.2017

13-14

Разработка и реализация собственной задачи.

0

2

2

22.10.2017

15-16

Повторение пройденного материала.
Теоретический опрос по пройденной теме.

0,5

1,5

2

29.10.2017

17-18

Разбор теоретического опроса.
Дорешивание задач по теме.

1

1

2

05.11.2017

Тема 2. Геометрия в робототехнике

8

12

20

19-20

О геометрии в целом.

Подобие треугольников. Угол поворота.

1

1

2

12.11.2017

21-22

Окружность.

Рисование маркером робота в 2d-модели.

1

1

2

19.11.2017

23-24

Многоугольники.

Рисование маркером робота в 2d-модели.

1

1

2

26.11.2017

25-26

Система координат дисплея.

Элементы для рисования на дисплее робота.

1,5

0,5

2

03.12.2017

27-28

Рисование на дисплее робота простых фигур.

1

1

2

10.12.2017

29-30

Рисование на дисплее робота сложных фигур.

1

1

2

17.12.2017

31-32

Разработка и реализация собственной задачи.

0

2

2

24.12.2017

33-34

Повторение пройденного материала.
Теоретический опрос по пройденной теме.

0,5

1,5

2

14.01.2018

35-36

Разбор теоретического опроса. Дорешивание задач по теме.
Повторение пройденного материала с прошлого полугодия (основные понятия, движение робота, рисование роботом).

1

1

2

21.01.2018

37-38

Внутренний конкурс (на рисование).

0

2

2

28.01.2018

Тема 3. Физика в робототехнике

5

7

12

39-40

О физике в целом и применительно к роботу.

Основные понятия.

1,5

0,5

2

04.02.2018

41-42

Разгон и торможение робота.

1

1

2

11.02.2018

43-44

Задача «Танец в круге».

1

1

2

18.02.2018

45-46

Задача путешествия по комнате.

1

1

2

25.02.2018

47-48

Разработка и реализация собственной задачи.

0

2

2

04.03.2018

49-50

Повторение пройденного материала.
Теоретический опрос по пройденной теме.

0,5

1,5

2

11.03.2018

Тема 4. Начальные понятия ТАУ

10

12

22

51-52

Введение в ТАУ
(шум, обратная связь). Регуляторы.

1,5

0,5

2

18.03.2018

53-54

Релейный регулятор.

1

1

2

25.03.2018

55-56

Задача езды по линии с разными регуляторами (релейный).

1

1

2

01.04.2018

57-58

Калибровка.

1

1

2

08.04.2018

59-60

Конкурс «Программирование в ТРИКСтудии»

0

2

2

15.04.2018

61-62

Пропорциональный регулятор.

1,5

0,5

2

22.04.2018

63-64

Задача езды по линии с разными регуляторами (пропорциональный).

1

1

2

29.04.2018

65-66

Пропорционально-дифференциальный регулятор.

1,5

0,5

2

06.05.2018

67-68

Перекрестки. Задача проезда по трассе с перекрестками.

1

1

2

13.05.2018

69-70

Разработка и реализация собственной задачи.

0

2

2

20.05.2018

71-72

Повторение пройденного материала.
Теоретический опрос по пройденной теме.

0,5

1,5

2

27.05.2018

ИТОГО

31

41

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по истории и обществознанию на 2017-2018 учебный год. Собственные презентации.

Часть РП по новым ФГОСам (от 5 до 7 класса), часть еще по старым......

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 7 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 9 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год

Рабочая программа по русскому языку 10 класс 2017-2018 учебный год...

Рабочая программа по ОБЖ для 5 классов 2017-2018 учебного года

Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 5 классов составлена в соответствии со следующими документами:Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...

Рабочая программа по ОБЖ для 6 классов 2017-2018 учебного года

Настоящая рабочая программа по ОБЖ для 6 классов составлена в соответствии со следующими документами:Закон  Российской Федерации от 29.12.2012 №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерац...