Из опыта работы клуба "Музей на колесах"
статья (10, 11 класс) на тему

Матвеева Вера Владимировна

Опыт многих лет работы и сотрудничества с Музеем Мирового Океана города Калининграда был положен в основу создания курса внеурочной деятельности, клуба "Музей на колесах" для обучающихся10 и 11 классов. Наши школьники должны не только хорошо знать содержание основных изучаемых ими предметов, но и быть всесторонне развитыми личностями, в чем им и может помочь деятельность нашего клуба.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_muzey_na_kolesah.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

Клуб «Музей на колесах»

Внеурочная деятельность

МБОУ «Классическая школа» г. Гурьевска

Матвеева Вера Владимировна, учитель физики и астрономии

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования
предусматривает в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся внеурочную деятельность. Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает ее план. Опыт многих лет работы и сотрудничества с Музеем Мирового Океана г. Калининграда был положен в основу создания рабочей программы курса внеурочной деятельности «Клуб музей на колесах» для обучающихся 10 и 11 классов нашей школы.

Одной из самых актуальных задач современного общества является создание благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности, ориентированной на общечеловеческие, культурно-исторические, художественно-эстетические, духовные ценности.
Сегодня общество и школа обращаются к музею - хранилищу человеческого гения, имеющему огромный образовательный и воспитательный потенциал. Образование в музее, в отличие от школы, происходит в особой, эстетически значимой, информационно-насыщенной предметно-пространственной среде.

Музейный предмет, выступая в качестве источника информации о людях и событиях, способен воздействовать эмоционально, вызывать чувство сопричастности, так как роль исследователей выполняют дети под руководством взрослых. Сегодня музей становится средством адаптации человека к культурной среде и выступает антиподом миру компьютерных технологий и наступлению аудиовизуальных средств.
Образовательная цель курса: содействовать дополнительному образованию обучающихся в рамках сетевого взаимодействия с Музеем Мирового Океана г. Калининграда и другими музеями   в специфической форме - символическом акте встречи прошлого и настоящего, в диалоге музея и школьника, обладающего правом выбора и интерпретации увиденного и услышанного.

Прежде всего хочется рассказать о сотрудничестве с Музеем Мирового Океана в рамках лектория и выездных уроков-лекций по астрономии, которые проводил преподаватель Физико-технического института БФУ Верещагин Сергей в течение нескольких последних лет. Тематика лекций разнообразная и полезная для обучающихся не только профильного физико-математического класса, но и гуманитарного, обучающиеся из этого класса тоже состояли в клубе. Это лекции: «Происхождение и эволюция звезд», «Яркость звезд», «Эволюция и структура галактик», «Происхождение и эволюция Вселенной», «Космические расстояния» и другие.

Традиционными для нас являются мероприятия Всемирной недели космоса в октябре каждого года и Международного Дня космонавтики в апреле, которые также проводит Музей Мирового Океана. В эти дни мы принимаем участие в интерактивных играх на судне космической связи «Космонавт Виктор Пацаев», экскурсиях, лекциях и даже во встречах с космонавтами. Об областной акции «Вопрос космонавту» хочется сказать отдельно, несколько лет она проводилась под руководством ММО и Информационного центра по атомной энергии, огромный вклад в ее организацию внесла методист Березинская Ирина Николаевна. Сейчас акция не проводится, а она позволяла детям общаться с космонавтами экипажа МКС, задавать им вопросы и видеть их на экране. Эмоционально это имело огромное воздействие на школьников. Обучающиеся нашей школы два года подряд были в числе победителей, их вопросы оказались интересными для космонавтов, на них они отвечали почти в прямом эфире.

В планах нашего клуба всегда находится место для уникальных событий, которые происходят в мире науки. В марте 2015 года участвовали в ММО в занятии по астрономии «Затмения», стали свидетелями красивейшего астрономического события, частного солнечного затмения. Я была поражена реакции детей. Когда Луна закрыла частично Солнце, и оно нам послало удивительную «солнечную» улыбку, увидела на глазах детей слезы, так было велико их эмоциональное потрясение. Я знаю, что мои ученики, изучающие астрономию, хорошо выступающие на олимпиадах муниципального и регионального уровня, увлечены этой наукой в том числе благодаря нашим поездкам.

Традиционными для нашей школы, а значит и для клуба «Музей на колесах» являются экскурсии на НИС «Космонавт Виктор Пацаев», а самая значимая из них «Космическая одиссея», открывающая школьникам много тайн освоения космоса, дающая возможность испытать гордость за наших российских космонавтов.

В апреле 2015 г. мы приняли участие в БФУ им. И. Канта в открытой лекции лауреата Нобелевской премии, вице-президента РАН Жореса Ивановича Алферова. Тема лекции: «Эффективная генерация и преобразование света», посвященная Международному году света и световых технологий.

Около четырех тысяч жителей Калининграда и Калининградской области приняли участие в Фестивале популярной науки «Грани будущего: рисует Калининград» в апреле 2015 года. Наш клуб не мог остаться в стороне, мы разбились на несколько групп, чтобы побывать на многих мероприятиях и затем поделиться своими впечатлениями. Огромное наслаждение получили школьники, участвовавшие в БФУ им. И. Канта в лекции Артема Юрова, специалиста по теоретической физике, космологии, доктора физико-математических наук, проректора по науке, посвящённой фильму «Интерстеллар». За лучшие вопросы организаторы Фестиваля подарили книги от фонда «Династия», в том числе и нашим гимназистам. Ежегодно мы принимаем участие в этом ставшем популярном Фестивале науки.

В планирование работы клуба включены мероприятия «Кино и физика» с посещением кинотеатров Калининграда. Просмотр фильмов, таких, как «Интерстеллар», «Марсианин» сопровождался не только устным обменом впечатлениями, но желающие могли написать письменный отзыв, анализируя те физические явления и астрономические процессы, которые они обнаружили в фильме, даже найти несоответствия с наукой.  

Несмотря на годовое планирование работы клуба, в котором предусмотрено одно мероприятие в месяц с учетом его длительности, жизнь может внести свои коррективы, поэтому тема, место деятельности рассматриваются в двух вариантах по выбору. Таким образом вместо посещения кинотеатра в сентябре 2014 года мы побывали в научном центре «EXPERYMENT» в польской Гдыне, с удовольствием на практике увидели применение законов физики, астрономии и других естественных наук, а желающие вновь написали письменный отзыв. Кстати он имеет значение при выставлении зачета в зачетную книжку по итогам текущего полугодия. Такие поездки тоже являются традиционными для нашего Клуба и осенью 2017 года мы вновь планируем такую поездку.    

Однажды обстоятельства сложились так, что невозможно было организовать поездку в музей и мы со школьниками нашли выход: организовали виртуальное путешествие по 5 музеям города Калининграда по их выбору, то есть по единому предложенному плану надо было подготовить презентацию, своевременно прислать мне ее на электронную почту. Но был предложен и другой выход: самостоятельно побывать в любом заинтересовавшем музее, предоставить фотоотчет, причем тоже в строго установленное время. Как оказалось, такая форма работы очень дисциплинирует школьников, повышает их мотивацию и ответственность.

Наша группа побывала на мероприятии Всемирной недели космоса в октябре этого года, посвященном 60 - летию запуска первого ИСЗ, на вечерних астрономических наблюдениях.    

Я считаю, что было бы неправильным мне как учителю физики и астрономии подбирать экскурсии, лекции только по тематике физико-математических наук. Поэтому в план мероприятий в прошедшие годы вошли посещения выставок в Музее янтаря, художественной галерее. Одна из выставок в историко-художественном музее весной 2015 года произвела неизгладимое впечатление, мы впервые увидели шоколадные чудеса из знаменитого Музея шоколада «Nikolya», были представлены около 200 уникальных экспонатов. Шоколатье Николай Попов приготовил сладкий сюрприз, посвященный нашему городу и кёнигсбергскому романтику Гофману.

Я не представляю рабочую программу
курса внеурочной деятельности «Клуб музей на колесах», она имеется в утвержденном виде администрацией нашей школы. Посеянные мною семена дают свои замечательные всходы, они смогли создать особую среду для формирования у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, способствуя созданию благоприятных условий для формирования полноценной, здоровой личности. Мои выпускники сообщают мне о новых выставках в музеях, приглашают туда своих родственников и друзей. Наши школьники не только должны знать физику, математику, астрономию, но и быть всесторонне развитыми личностями, а в этом им великолепно может помочь внеклассная и внеурочная деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Индивидуальные целевые прогулки логопеда с детьми, как средство установления эмоционального контакта, накопления и закрепления сенсорного опыта (фрагмент опыта работы)

Данная статья является фрагментом опыта работы на тему : "Развитие восприятия и речи у детей с органическим поражением ЦНС в условиях дома ребенка". В ней идет речь о такой инновационной форме работы ...

Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)

Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...

Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"

В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...

Из опыта работы внеурочной деятельности кружка "Безопасное колесо" преподавателя-организатора ОБЖ Чаплыгиной Ж.В.

Аннотация Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения на улицах и дорогах города. Особую тревогу вызывает сл...

Из опыта работы. Подготовка к "Безопасному колесу"

Доклад с презентацией. Выступление на областном семинаре....