ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. Педагог дополнительного образования детей и взрослых.
материал по теме

Притыкина Марина Николаевна

В целях проводимой модернизации образования в Российской Федерации Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08 сентября 2015 г. № 613-н утвержден профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых».

Обновленные цели системы российского образования создают новые требования к качеству педагогических работников, к уровню профессиональной педагогической деятельности в целом.

Необходимо развивать новые профессиональные качества педагогов дополнительного образования со стандартом профессиональной деятельности в области обучения, воспитания и развития.

Профессиональный стандарт должен стать системообразующим механизмом, который повысит качество работы педагогов дополнительного образования, создаст объективные требования к трудовым действиям, знаниям и умениям, необходимому уровню профессионального образования.

Профстандарт определит объем и направление подготовки, переподготовки или повышения квалификации, позволит объективно связать уровень профессионализма педагога дополнительного образования, его должностные обязанности и условия оплаты труда с результатами профессиональной деятельности (эффективный контракт). При этом профстандарт должен выступить в качестве базы для оценки квалификации и труда педагога дополнительного образования, а эффективный контракт в качестве инструмента соединения интересов педагогического работника и руководителя для решения задач образовательной организации.

 Необходимо констатировать, что при внедрении профессионального стандарта педагога дополнительного образования появляется ряд проблем, связанных с отсутствием в профессиональной деятельности педагогических работников четких принципов построения карьеры, включая ее основные ступени, связи между занятием соответствующей должности и требуемой для этого квалификацией (с точки зрения профессионального стандарта); отсутствием четкой и объективной взаимосвязи между квалификацией (профессиональным уровнем, уровнем владения компетенциями) педагогического работника, качеством и результатами его профессиональной деятельности и оплатой труда.

 

 Актуализированное понимание педагогами требований профстандарта – это отражение реальных потребностей системы дополнительного образования детей, механизма получения качества образования, инструмента обеспечения профессионального и карьерного роста, личностно-значимого подхода к собственной деятельности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Модель специалиста –

педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация

досуговой   деятельности   учащихся   в   процессе

реализации дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Планирование подготовки досуговых мероприятий.

2.Организация проведения досуговых мероприятий.

3.Проведение досуговых мероприятий

Цель

Формирование культурных традиций организации досуга (в

соответствии с выбранными направлениями деятельности).

Расширение культурного опыта обучающихся

и их

родителей(законных представителей) в организации досуга

Задачи

1.Определение  и   описание   традиционных  мероприятий  по

организации  досуговой  деятельности  (в  рамках  структурного

подразделений  в   соответствии  с   выбранным  направлением

деятельности) (форм,  периодичности, ожидаемых результатов) и

возможности

их   культурного

воспроизводства  в   семейном

воспитании.

2. Определение форм привлечения обучающихся  и их родителей

(законных  представителей)  в  процесс  подготовки  досуговых

мероприятий.

3.   Составление   и   обсуждение   с   родителями   (законными

представителями) и обучающимися планов организации досуговой

деятельности.

4.Обучение   родителей   (законных   представителей)   способам

организации  и  проведения досуговых  мероприятий  в  процессе

совместной деятельности.

5.Совместное

проведение

досуговых

мероприятий

с

обучающимися и их родителями (законными представителями).

6. Организация получения обратной связи от родителей по и тогам

проведения мероприятий.

7.Проведение анализа с привлечением родительского сообщества,

выход на совместное планирование досуговых мероприятий.

8. Обобщение опыта   и описание сформированных традиций в

организации досуговой деятельности.

Субъекты

Администрация образовательного учреждения

взаимодействия

педагоги дополнительного образования,

педагог-организатор,

родители (законные представители),

обучающиеся,

профильные учреждения


Ресурсы /Условия

1.Организационные.

2.Материального   –   техническое   оснащение   (по   профилю

деятельности).

3.Наличие помещения.

Результат

1. Наличие культурных традиций и системы в работе по

организации досуговой деятельности в процессе реализации

дополнительной общеобразовательной программы.

2. Активное участие родителей (законных представителей) в

планировании, подготовке и проведении досуговых мероприятий

3. Высокий уровень культуры проведения досуговых

мероприятий.

Критерии

1.Осведомленность обучающихся, родителей (законных

представителей) о системе досуговой деятельности  и традициях

проведения досуговых мероприятий в структурном подразделении

и в учреждении в целом.

2.Использование освоенных форм, способов деятельности в

организации досуговой деятельности вне учреждения.

3. Распространение опыта.

Культурные традиции  социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению и воспроизводящееся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Традиции присутствуют во всех социальных и культурных системах и являются необходимым условием их существования.


Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Обеспечение взаимодействия с родителями учащихся,

осваивающих дополнительные общеобразовательные

программы, при решении задач обучения и воспитания

Трудовые действия

1.Планирование взаимодействия с родителями (законными

представителями) учащихся, осваивающих дополнительную

общеобразовательную программу, при решении задач обучения

и воспитания.

2.Проведение родительских собраний, индивидуальных и

групповых встреч (консультации) с родителями (законными

представителями).

3.Организация совместной деятельности детей и взрослых при

проведении занятий и досуговой деятельности.

4.Обеспечение в рамках своих полномочий соблюдения прав

ребенка и выполнения взрослыми установленных обязанностей

Цель

1.Формирование ответственной активной позиции родителей в

вопросах   обучения   и   воспитания   ребенка    в   системе

дополнительного образования.

2.    Формирование    единых    требований    к    организации

педагогического  процесса  со  стороны  родителей  (законных

представителей)

и

педагогического   коллектива

(педагогов

дополнительного образования)

Задачи

1.Информирование  родителей  (законных  представителей)  о

реализующихся

в

ЦДОД

«Спутник р.п. Линево»

программах

дополнительного образования и педагогическом составе.

2.Изучение  запросов  родителей  на  услуги  дополнительного

образования.

3. Организация набора в группы с учетом запроса родителей и

детей.

4.Разработка системы взаимодействия с родителями, в том числе

форм работы и системы обратной связи.

5.  Планирование  и  организация  ситуаций  сотрудничества  с

родителями, предоставление    и возможности    активно

участвовать в развивающем процессе.

Субъекты

Администрация учреждения,

взаимодействия

педагоги дополнительного образования,

педагог- организатор,

родители

Ресурсы/условия

1.Помещение для организации работы.


2.

Профессионально – личностные ресурсы.

3.

Методическая поддержка (в случае необходимости).

Результат

1.Сформированное сообщество родителей обучающихся в

МКУДО ЦДОД «Спутник».

2.Эффективное взаимодействие педагогов и родителей

(законных представителей) по вопросам, связанным с освоением

обучающимися программ дополнительного образования.

3. Наличие единства требований в вопросах организации

образовательного процесса

Критерии

1.Активное участие родителей (законных представителей) в

мероприятиях, организуемых в МКУДО ЦДОД «Спутник»,

различных форм направленности, сотрудничество с

педагогическим коллективом.

2.

Отсутствие конфликтных ситуаций с родителями (законными

представителями), вызванных разницей требований к

педагогическому процессу и взаимодействию с обучающимися


Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Организация деятельности учащихся,

направленной на освоение

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Набор  на  обучение  по  дополнительной  общеразвивающей

программе.

2.Отбор

для

обучения

по

дополнительной

предпрофессиональной программе.

3.Текущий

контроль

и   помощь

учащимся   в

коррекции

деятельности и поведения на занятиях.

4.   Разработка   мероприятий  по  модернизации  оснащения

учебного

помещения,

формирование

его

предметно-

пространственной

среды,

обеспечивающей

освоение

образовательной программы.

Цель

1.Создание условий для эффективного овладения детьми

способов деятельности в выбранном направлении в соответствии

с потенциальными возможностями в процессе освоения

дополнительной общеобразовательной программы

Задачи

1. Проведение мероприятий по набору обучающихся на обучение

по дополнительной общеобразовательной программе (на основе

изучения запросов родителей в том числе).

2.Осуществление

педагогического

процесса, направленного на

освоение ребенком программы дополнительного образования.

3.Осуществление   текущего   контроля   и

оказание   помощи

учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях.

4. Создание условий, мотивирующих родителей на закрепление

у  детей   полученных  ЗУНов   и   формирующихся

УУД,  и

расширение культурного опыта детей в выбранном направлении.

5.   Формирование   предметно-пространственной   среды   в

учреждении,обеспечивающей    освоение    образовательной

программы.

6.   Обеспечение   возможности   участия    обучающихсяв

мероприятиях,  направленных  на  представление  результатов

обучения (конкурсах, выставках, соревнованиях и т.д.)

Субъекты

Администрация,

педагоги дополнительного образования,

родители,

иные субъекты социальной инфраструктуры,

связанные по

содержанию деятельности с реализуемым направлением

дополнительной общеобразовательной программы


Ресурсы /Условия

1.Помещение для организации занятий.

2. Материально – технические ресурсы.

3.Информационно – методические ресурсы.

4. Профессионально – личностные ресурсы педагога.

5.Ресурсы

социальной   инфраструктуры

по

направлению

деятельности.

Результат

1.Эффективное овладение детьми содержанием дополнительной

общеобразовательной программы и способами деятельности в

выбранном направлении в соответствии с потенциальными

возможностями.

2. Наличие ситуации творческого успеха у обучающихся.

Критерии

1.Высокие

результаты

освоения

дополнительной

общеобразовательной программы обучающимися по результатам

контрольно-диагностических   процедур    (индивидуально,   в

соответствии с потенциальными возможностями ребенка).

2.Результативное

участие

обучающихся

в

массовых

мероприятиях.

3. Высокая мотивация обучающихся  к занятиям по выбранному

направлению.


Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Педагогический

контроль  и  оценка  освоения дополнительной

общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Контроль и оценка освоения дополнительных

общеобразовательных программ, в том числе в рамках

установленных форм аттестации (при их наличии).

2.Анализ и интерпретация результатов педагогического

контроля и оценки.

3.Фиксация и оценка динамики подготовленности и мотивации

учащихся в процессе освоения дополнительной

общеобразовательной программы.

Цель

Создание

условий

для

своевременной

коррекции

образовательного

маршрута   учащихся   на

основе

фиксации

промежуточных

и

итоговых

результатов

освоения  детьми

содержания программы.

Задачи

1.Изучение профессиональной литературы по теме «Оценочные

процедуры»,  посещение  тематических  занятий  по  данному

вопросу, повышение квалификации, самообразование по данной

теме.

2.Разработка  оценочных процедур для реализуемой программы

дополнительного   образования   и   бланков   для   фиксации

полученных результатов.

3.Проведение

оценочных

процедур

в

соответствии

перспективным планом работы.

4.Фиксация результатов промежуточной и итоговой диагностики

в разработанных и утвержденных формах.

5. Коррекция образовательного

маршрута  учащихся

на основе

полученных данных.

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

обучающиеся,

методист,

родители (законные представители) обучающихся (в случае необходимости)

Ресурсы /Условия

1.Профессионально –личностные.

2.Методико-диагностические.

3.Материально-технические  (в   зависимости  от  направления

деятельности).


Результат

1.Получение объективной информации о результативности

освоения обучающимися дополнительных общеобразовательных

программ.

2.Своевременная коррекция образовательного маршрута

учащихся на основе фиксации промежуточных и итоговых

результатов освоения детьми содержания программы.

2.Эффективное освоение детьми программы дополнительного

образования.

Критерии

1.Наличие итоговых материалов по результатам проведения

оценочных процедур.

2.Внесение изменений и дополнений в ДОП и РДОП на основе

проведения оценочных процедур (в случае необходимости).

3.Достижение запланированных результатов по освоению

обучающимися дополнительных общеобразовательных

программ.


Модель специалиста – педагог дополнительного образования детей и взрослых

Функция

Разработка программно-методического обеспечения реализации

дополнительной общеобразовательной программы

Трудовые действия

1.Разработка дополнительных общеобразовательных программ

(программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-

методических материалов для их реализации.

2.Определение педагогических целей и задач, планирование

занятий и (или) циклов занятий, направленных на освоение

избранного вида деятельности (области дополнительного

образования).

3.Определение педагогических целей и задач, планирование

досуговой деятельности, разработка планов (сценариев)

досуговых мероприятий.

4.Разработка системы оценки достижения планируемых

результатов освоения общеобразовательной программы.

5.Ведение документации, обеспечивающей реализацию

дополнительной общеобразовательной программы (программы

учебного курса, дисциплины (модуля))

Цель

Создание современной актуальной базы программно –

методического обеспечения дополнительного образования.

Формирование образовательной среды (условий,в том числе

методического сопровождения), актуальной для современной

системы ДПО

Задачи

1.Изучение потребностей получателей образовательных услуг на

конкретные программы дополнительного образования.

2. Разработка проектов программно- методических комплексов по

выбранному направлению деятельности.

3.  Определение условий  эффективной  реализации  программы

дополнительного образования с учетом потребностей участников

образовательных

отношений

(родители

(законные

представители)

обучающихся,

педагогические

работник,

обучающиеся),   включаю  процессы  обучения  и

организации

досуговой деятельности

4.  Согласование  и  утверждение  программ  и  методических

материалов.

5.   Разработка   системы   оценки   достижения   планируемых

результатов освоения общеобразовательной программы.

6. Оформление и представление документации, обеспечивающей

реализацию дополнительной  общеобразовательной

программы

(программы учебного курса, дисциплины (модуля))

Субъекты

Педагоги дополнительного образования,

взаимодействия

методисты,

специалисты органов управления образованием,

экспертное сообщество (по профилю общеобразовательной

программы)


Ресурсы /Условия

1.Профессионально –личностные.

2.Методико-диагностические.

Результат

1.Наличие актуальной базы программно –методического

обеспечения дополнительного образования по реализующимся в

учреждении направлениям дополнительного образования.

Критерии

1.Соответствие программно-методического обеспечения

современным требованиям.

2.Подтвержденная оценка актуальности и эффективности

разработанных, реализующихся и планирующихся к реализации

программно-методических комплексов.




Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

«Педагог дополнительного образования детей и взрослых»

ОПРОСНИК

  1. Профессиональный стандарт – это:

  • это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе определенной трудовой функции

  • это уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника

Выберите правильный ответ

  1. Педагогическая деятельность в дополнительном образовани и детей и взрослых:

  • вид профессиональной деятельности

  • направление профессиональной деятельности

Выберите правильный ответ

  1. К основным целям педагогической деятельности в дополнительном образовании детей и взрослых относятся:

  • организация деятельности по усвоению знаний, формированию умений и компетенций

  • оказание образовательных услуг по основным общеобразовательным программам образовательными организациями (организациями, осуществляющими обучение)

  • создание педагогических условий для формирования и развития творческих способностей, удовлетворения потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, укреплении здоровья, организации свободного времени, профессиональной ориентации

  • обеспечение достижения учащимися нормативно установленных результатов усвоения дополнительных общеобразовательных программ

Выберите лишнее

  1. Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» содержит:

  • две обобщенные трудовые функции

  • три обобщенные трудовые функции
  • четыре обобщенные трудовые функции

Выберите правильный ответ

  1. Возможные наименования должностей, профессий, предусмотренные стандартом:

  • педагог дополнительного образования

  • старший педагог дополнительного образования

  • педагог

  • преподаватель

  • тренер-преподаватель

  • методист

  • педагог-организатор

Несколько вариантов

  1. Для этих должностей предъявляются требования к стажу педагогической деятельности не менее двух лет по должности педагог дополнительного образования (при наличии высшего образования – бакалавриат)

  • педагог – организатор

  • педагог дополнительного образования

  • методист

Несколько вариантов

  1. Обобщенными трудовыми функциями по профстандарту «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» являются:

  • преподавание по дополнительным общеобразовательным программам

  • организационно-методическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

  • педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных общеобразовательных программ

  • организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительных общеобразовательных программ

Несколько вариантов

  1. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования является трудовой функцией:

  • педагога дополнительного образования

  • педагога-организатора

  • методиста

Выберите правильный ответ

  1. Знание технологий проведения маркетинговых исследований необходимо специалисту:

  • педагог дополнительного образования

  • педагога-организатор

  • методист
  • организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

  • мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Выберите правильный ответ

  1. Организация досуговой деятельности не является трудовой функций и трудовым действием специалиста:

  • педагог дополнительного образования

  • педагога-организатор

  • методист

Выберите правильный ответ

  1. К какой трудовой функции педагога дополнительного образования относятся следующие трудовые действия: набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе; отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в комиссии); организация, в том числе и стимулирование и мотивация деятельности и общения учащихся на учебных занятиях; консультирование учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам); текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях

  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

Выберите правильный ответ

  1. Анализ и интерпретация результатов педагогического контроля и оценки является трудовым действием в рамках трудовой функции педагога дополнительного образования:

  • педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы

  • организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы

  • разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы

Выберите правильный ответ

  1. Обобщенная   трудовая   функция   «Организационно-методическое   обеспечениереализации дополнительных общеобразовательных программ» включает в себя следующие трудовые действия:

- организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования

- организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

- организационно-педагогическое обеспечение развития социального партнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

- мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ

Выберите правильный ответ

  1. Трудовая функция «Организация и проведение исследований рынка услуг дополнительного образования» включает в себя следующие трудовые действия:

  • организация разработки и (или) разработка программ и инструментария изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

  • организация и (или)проведение изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

  • организация экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению программно - методической документации

  • формирование предложений по определению перечня, содержания программ дополнительного образования детей и взрослых, условий их реализации, продвижению услуг дополнительного образования, организации на основе изучения рынка услуг дополнительного образования детей и взрослых

Несколько вариантов

  1. Мониторинг и оценка качества реализации педагогами дополнительных общеобразовательных программ не является трудовой функцией для:

  • педагога дополнительного образования

  • методиста

  • педагога-организатора

Выберите правильный ответ

  1. Организационно-педагогическое обеспечение реализации дополнительн ых общеобразовательных программ является обобщенной трудовой функцией для:

  • педагога дополнительного образования

  • методиста

  • педагога- организатора

Выберите правильный ответ

  1. Умение организовать подготовку, готовить и размещать информационно-рекламные материалы (листовки, буклеты, баннеры, презентации) является необходимым для:

  • педагога дополнительного образования

  • организационно- педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования

  • методиста

  • педагога-организатора

Выберите правильный ответ

  1. Организационно-педагогическое сопровождение методической деятельности педагогов дополнительного образования не является трудовой функцией:

  • педагога дополнительного образования

  • методиста

  • педагога- организатора

Несколько вариантов

  1. Разработка предложений по развитию дополнительного образования (направлению дополнительного образования) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, является трудовым действием педагога-организатора в рамках осуществления трудовой функции:

  • организация и проведение массовых досуговых мероприятий

  • организационно-педагогическое обеспечение развития социального п артнерства и продвижения услуг дополнительного образования детей и взрослых

  • организация дополнительного образования детей и взрослых по одному или нескольким направлениям деятельности

Выберите правильный ответ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Презентация "Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых"

В данной презентации представлены основные понятия, цели, задачи, составные части "Профессионального стандарта детей и взрослых"...

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых...

«Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования: содержание и внедрение»

     Практически все изменения в системе образования за последние годы происходят в инновационном режиме, что в определенной мере противопоставляется традиционному развитию....

Профессиональный стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых

Презентация позволяет ознакомится с ключевыми характеристиками профессионального стандрарта педагога дополнительного образования детей и взрослых (утвержденного в 2018 г.)....

Методические рекомендации по введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность

Методические рекомендациипо введению Профессионального стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» в образовательную деятельность...

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ

Совершенствование профессиональных компетенций педагогов дополнительного образования в условиях современного развития техносферы. Материал предназначен для слушателей курсов повышения квалификации- пе...