доклад для педсовета "Воспитание и социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина в учащихся, посещающих кружок «Азбука выживания»»
статья (7 класс) на тему

Щемерова Татьяна Николаевна
В своей внеурочной работе «Азбука выживания» руководствуюсь принципом «Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области  выживания еще никогда не была так велика. Это обусловлено тем, что мир за последние 20 лет  стал нестабильным. Поэтому именно детей  жизненно важно научить  быть готовым к любой ситуации, и подготовка по выживанию является лучшим страховым полисом, который у них может быть. 
      В работе я использую не только традиционные формы проведения уроков, но и практикую нетрадиционные, учитывая при этом возрастные особенности учащихся.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx311.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                 МБОУ   «Краснопоймовская СОШ»

Выступление на педагогическом совете: 25.11.2015 г.

Доклад

на тему

«Воспитание и социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина в учащихся, посещающих кружок  «Азбука выживания»»

Подготовила руководитель :

Щемерова Т.Н.

2015-2016

      Сегодня школа вступила на путь модернизации. В процессе реформирования школы перед образованием была поставлена задача войти в мировую образовательную систему, не растеряв при этом лучшие черты российского, национального просвещения.

       В ходе реформы были достигнуты гуманизация образования, инновационность обучения. В современной школе делается упор на создание условий для развития ребёнка как свободной, ответственной личности.

Общеобразовательным учреждениям была предоставлена свобода выбора. Но был упущен тот факт, что школа, кроме обучающей функции, выполняет и воспитательную функцию, формируя активного, полезного для общества гражданина. И именно образовательные учреждения должны быть ориентированы на создание условий для становления гражданственности.

И сегодня на первый план выдвигается решение проблемы гражданского и

патриотического воспитания, становления личности, человека высокой нравственности и творческого гражданина.

     

     В своей внеурочной работе « Азбука выживания» руководствуюсь принципом « Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области  выживания еще никогда не была так велика. Это обусловлено тем ,что мир за последние 20 лет  стал нестабильным. Поэтому именно детей  жизненно важно научить  быть готовым к любой ситуации, и подготовка по выживанию является лучшим страховым полисом, который у них может быть.

      В работе я использую не только традиционные формы проведения уроков, но и практикую нетрадиционные, учитывая при этом возрастные особенности учащихся.

http://minevi.ru/nuda/scenarij-meropriyatiya-priurochennogo-k-okrujnomu-ekologichesk/1.png

       Я применяю разнообразные формы и методы работы в соответствии с

содержанием учебного материала, стремясь развивать творческие способности учащихся с учётом их индивидуальных особенностей. По мере возможности стараюсь создавать на уроках комфортную атмосферу для творческого и человеческого общения.

Направления деятельности:

  • Расширение информационного поля учащихся
  • Развитие способности критически мыслить, подвергать сомнению,

сравнивать аргументы, строить контраргументы;

  • Организация работы в духе уважения прав человека, толерантности,

как условия формирования правовой культуры;

  • Формирование умения вести дискуссию, высказывать и обосновывать

свою точку зрения, уметь слушать и слышать оппонентов;

  • Выработка у детей лидерских качеств.

       А теперь мне хотелось бы подробнее рассказать о тех формах уроков, которые я использую в своей практической деятельности.

Так, вовремя занятий по внеурочной деятельности «Азбуки выживания» для 5-6 классах чаще, чем в других классах провожу занятия в форме игры (или использую игровые ситуации).

       По моим наблюдениям, дети 11-12 лет с удовольствием работают с

дополнительной литературой, самостоятельно, часто приносят на занятия

энциклопедии, детские книги, содержащие материал  связанные с туризмом . Ребята в этом возрасте охотно делятся информацией с одноклассниками, любят рисовать, выражая в рисунке свои впечатления о прочитанном материале, по желанию готовят сообщения.

      В 7 классе я практикую проведение более сложных видов работ, которые

способствуют развитию познавательной активности и формированию

патриотических чувств. Например, таких, как занятие решения проблемных задач, заседание «круглого стола». В основе этих методов лежит принцип коллективного обсуждения вопросов и проблем, такие занятия призваны обеспечить развитие творческого мышления. Учащиеся приобретают опыт выступлений в роли докладчика или оппонента, овладевают умениями и навыками постановки и решения задач, учатся доказывать и опровергать, отстаивать свою точку зрения.

       Делают это они доказательно, привлекая дополнительный материал.

Используя в своей практике и такую форму работы, как лекция-беседа. Я

убедилась в том, что эта форма позволяет привлекать внимание учащихся к

наиболее важным вопросам темы, определяет содержание и темп изложения

учебного материала с учётом особенностей учащихся. Вопросы адресую всем

ребятам, но если я вижу, что кто-то не участвует в беседе, я предлагаю ответить на следующий вопрос данному ученику.

      Организуя процесс познания, даю возможность самостоятельно решить  проблему или разобраться с новой темой. Например, когда это связано с практическими занятиями:  по вязанию узлов, знание топографических знаков, умение ориентироваться по карте на местности, уметь применять  технику пешеходного туризма с  использованием туристического снаряжения или установка палатки. Я не забываю о том, что в ходе этой работы я способствую формированию у учащихся активной жизненной позиции, когда старшие помогают младшим , т.е. используем принцип преемственности или «один за всех и все за одного».

     Включение ребенка в качественно разные роли во множестве микроколлективов (палатка, туристская и судейская группы, класс, команда на соревнованиях, советы командиров и инструкторов и т.д.) делает возможным раскрытие для него своей индивидуальности, творческого потенциала, самореализации в проявлении компетентности и лидерских качеств.   

      На собственном опыте я убедилась в том, что внеклассная работа представляет благодатное поле деятельности, когда воистину раскрываются творческие способности ученика и учителя. Ты затрачиваешь много времени, усилий, чтобы подготовить и провести занятие кружка, но проходит небольшой промежуток времени, и ты убеждаешься в том, что все твои труды не пропали даром.

       Так уж сложилось, что из года в год объединяются ребята 5,6, 7- х классов для того, чтобы освоить азы  безопасного выживания в различных условиях, но и основам медицинских знаний  по оказанию первой медицинской помощи,  больше узнать об основных опасностях встречающиеся в туризме и в путешествиях.

Принимая участие в районных соревнованиях , туристических слетах ученики 6-8, 10  классов  показывают неплохие результаты в этапах  по экологии и краеведению. Учащиеся ведут поисковую и исследовательскую работу. Патриотические чувства я воспитываю у детей не только на примерах героического прошлого страны, но и активно изучая краеведческий материал.

        Работа в этом плане осуществляется  мной по трём основным направлениям:

  1. изучение истории семьи (семейный  архив),
  2. сбор информации о ветеранах  милиции и полиции нашего поселка;
  3. изучение истории родного края

 ( посещая краеведческие музеи в Луховицах , Коломне, Туле, Москве),

     4. изучение героических страниц истории Отечества ( посещение ветеранов ВОВ Кодратюка И.Н., Веселова Н.Ф., Медведевой Л.Г.).

        Занятия в кружке призваны побудить ребят задуматься о своём месте в этом мире, нравственных критериях, которыми следует руководствоваться в жизни.

      Важной составляющей деятельности учащихся является поисковая работа, направляя которую, я стараюсь придерживаться следующих требований:

  • Отбор личностно значимых для учащихся объектов, которые позволяют провести исследование на доступном для учащихся уровне;
  • Подбор содержания темы с учётом специфики знаний: увидел объект –

нашёл информацию о нём, оценил объект. Такой подход предполагает широкое использование принципа наглядности.

  • Применение знаний как на уроке, так и во внеурочной деятельности
  • Сочетание аудиторных и внеаудиторных занятий. Очень важно, чтобы

ученик умел смотреть и видеть, извлекать из объекта информацию и оценивать её.

        В поисковой работе я применяю различные методические приёмы (групповую работу, творческие мастерские). Закрепление материала осуществляю, создавая игровые ситуации и в ходе защиты проектов. Важным этапом поисковой работы является умение учащихся выступать публично.

     Дети приняли участие в двух Всероссийских конкурсах . За первый конкурс  в марте  2015г.« Скворечник» учащиеся получили диплом II степени в номинации « Мультимедийный – проект». На конкурс  « Эта служба и опасна, и трудна…» о ветеранах милиции мы подали заявку 11декабря 2015г.  в номинации « Презентация» и ждем результата.

      Развитие и  воспитание высоконравственного творческого гражданина предполагает активную практическую деятельность, позволяющую формировать нравственные качества учащихся. С учащимися 6-х и 7-х классов девизом нашей работы выбрали слова: «Мир и согласие в своей душе, в своей семье, в своём классе и школе, в городе и государстве – путь к миру и согласию на всей Земле».

Целями работы с группой я определила для себя так:

  • Формирование способностей к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
  • Формирование основ нравственного самосознания личности;
  • Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата;
  •  Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным и религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России;
  • Развитие доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
  •  Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
  •  Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологического воспитание);
    Ценности: родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.

     8. Воспитание ценностного отношения к прекрасному,       формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) 

Ценности: нравственный выбор, жизнь и смысл жизни, справедливость, милосердие, честь, достоинство, уважение родителей, уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувства долга, забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших, свобода совести и вероисповедования, толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация условий для социально-педагогической поддержки учащихся

Как строить пространство свободы? Как в нем действовать? Сразу же ответить на эти вопросы невозможно. Работа в системе поддержки начинает кардинально менять позицию взрослого – он становится ч...

Создание условий для социально-педагогической поддержки учащихся.

Сегодня образовательные учреждения и социум взаимообусловлены и взаимосвязаны. Педагогическое сообщество осознает необходимость "гибкой, конструктивной, продуманной воспитательной системы", актуальнос...

ШКОЛЬНАЯ ПРОГРАММА «СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ И РЕАБИЛИТАЦИЯ» (социально – педагогическая поддержка и защита прав обучающихся, оказание помощи семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)

Цель и задачи программы.Цель: профилактика асоциальных явлений среди несовершеннолетних.Задачи: - развитие социальной ответственности подростков.- оказание комплексной социальной психологической и пед...

Педагогический совет "Социально-педагогическая поддержка развития личности ребенка с ОВЗ"

Мои рекомендации, на что нужно обратить внимание:•интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников;• допрофессиональную подготовку детей с ОВЗ в целях обе...

Доклад на онлайн марафоне "Дайджест педагогических идей" на тему "Развитие одаренности и творческого потенциала учащихся при изучении физики"

  В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих и активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, пер...

Методическая разработка открытого урока тема: «Педагогическая поддержка обучения и развития творческих способностей обучающихся с ОВЗ через активную музыкально-творческую деятельность на уроке вокала»

Создавшаяся критическая ситуация выдвигает в числе первоочередных задач образовательной политики России: развитие инклюзивного образования в стране. Ключевым принципом инклюзивного обучения является с...

Методические рекомендации «Обучение педагогических кадров по персонификации социально-педагогической поддержки личностного развития обучающихся с проявлениями девиантного поведения»

Формирование системы профессионального развития педагогических кадров непосредственно связано с созданием системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, путем модернизации...