Программа "Пешеходный туризм"
рабочая программа

Харизова Юлия Олеговна

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению и туризму

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1.

Образовательная организация

МБУДО «Станция детского и юношеского туризма и экскурсий» Советского района

2.

Полное название программы

«Пешеходный туризм»

3.

Направленность программы

Туристско-краеведческая

4.

Сведения о разработчиках

4.1.

ФИО, должность

Харизова Ю.О., методист

5.

Сведения о программе:

5.1.

Срок реализации

3 года

5.2.

Возраст обучающихся

9-15 лет

5.3.

Характеристика программы:

- тип программы

- вид программы

- форма организации содержания и учебного процесса

дополнительная общеобразовательная программа

общеразвивающая

модульная

5.4.

Цель программы

Создание условий для социализации обучающихся через занятия краеведением, туризмом и музыкой

6.

Формы и методы образовательной деятельности

беседы, практические занятия, просмотр учебных фильмов, наблюдение, экскурсии

7.

Формы мониторинга результативности

наблюдение, зачет, контрольное занятие, тестирование, защита рефератов, презентация творческих работ

8.

Результативность реализации программы

- Диплом участника Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2013г.,  (Ансамбль «Альтернатива»);

- Диплом I степени Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2013г.,  (Ансамбль «Пятнашки»);

- Диплом лауреата III степени Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2013г.,  (Зайнуллов Радик);

- Диплом III степени городского фестиваля-конкурса кураистов «Яшь курайчылар», посвященного Году охраны окружающей среды РФ и Году экологии в РТ, 2013 г.,  (Ансамбль кураистов «Энже бартеклере»);

- Диплом лауреата XIII открытого молодежного фестиваля авторской песни «Времена не выбирают», 2013 г.,  (Каримова Камилла, Ефимова Юлия);

- Участие в XIII открытом молодежном фестивале авторской песни «Времена не выбирают», 2013 г.,  (Ансамбль «Альтернатива»);

- Диплом Лауреата  I степени Вокального  конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», Нижнекамск, 2014 г.,  (Файзуллина Анна);

- Диплом II степени V Всероссийского заочного вокального конкурса для детей и взрослых «Мелодинка», 2014 г.,  (Ансамбль «Пятнашки»);

- Участие в XIV открытом молодежном фестивале авторской песни «Времена не выбирают», 2014 г.,  (Ансамбль «Альтернатива»);

- Диплом II степени Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2014г.,  (Ансамбль бардовской песни);

- Диплом I степени Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2014г.,  (Ансамбль бардовской песни);

- Диплом II степени  районного  фестиваля-конкурса кураистов «Яшь курайчылар», посвященного Году культуры РФ, 2014 г.,  (Ансамбль кураистов «Кояш»);

- Диплом III степени Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2015г.,  (Группа «Пятнашки», трио);

- Диплом II степени Вокального конкурса обучающихся ДТДиМ им. И. Х. Садыкова «Прекрасен мир поющий», 2015г., ( Группа «Пятнашки»);

- Диплом  за I место  Всероссийского творческого конкурса «Новая школа» в номинации  «Фотография и видео», 2016 г., ( Нигматзянова Алиса);

- Диплом  за I место  Международного конкурса «Евроконкурс»,  Лучшая фото-работа, 2016г.,  (Иванов Роман);

- Диплом за  I место  Первенства СДЮТиЭ по велотриалу среди младших школьников, 2016г., (Сюняев Данил);

- Диплом за II место Первенства СДЮТиЭ по велотриалу среди младших школьников, 2016г.,  (Горячева Ксения);

- Участие в городской научно практической конференции учащихся «Наследники Великой Победы» «Ни шагу назад!», посвященной 75-летию Московской битвы 2016г.,  Моляшова Анна;

- Диплом за II место Первенства СДЮТиЭ по спортивному туризму в дисциплине «Веломногоборье», 2017 г.,  (Команда 6 «а» класса СОШ№101);

- Участие в соревнованиях  по спортивному ориентированию «Открытие сезона», Федерация спортивного ориентирования РТ, 2017г., (Костромина Ксения, Храмцов Данил, Кармеев Тимур, Игнатов Евгений);

- Диплом лауреата III степени городского конкурса исследовательских работ учащихся «Моя семья в истории страны», 2017 г., (Бадретдинова Ясмина, Пантелеева Аделина, Шакурова Дина);

- Участие в городской научно практической конференции школьников «Хроники Победы» посвященной беспримерному подвигу защитников отечества 2017 г. (Бадретдинова Ясмина, Пантелеева Аделина, Шакурова Дина, Белоусов Андрей, Марданова Азалия,  Игнатов  Евгений, Иванов Роман).

9.

Дата утверждения и последней корректировки программы

01.09.2018г.

10.

Рецензенты

Карунина А.А., Рахматуллина Г.Г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. Пояснительная записка

6

  1. Учебный план

11

  1. Учебно-тематический план 1 года обучения

11

  1. Содержание программы 1 года обучения

12

  1. Учебно-тематический план 2 года обучения

14

  1. Содержание программы 2 года обучения

15

  1. Учебно-тематический план 3 года обучения

17

  1. Содержание программы 3 года обучения

18

  1. Календарно-учебные графики:

- 1 год обучения

20

- 2 год обучения

25

- 3 год обучения

29

  1. Диагностический инструментарий

33

  1. Методическое обеспечение программы

33

  1. Условия реализации программы

34

  1. Список информационных ресурсов

34

  1. Приложения (методические разработки, диагностические материалы

37

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа относится к туристско-краеведческой направленности.

Дополнительная общеобразовательная программа по краеведению и туризму направлена на развитие творческих способностей, пропаганду здорового образа жизни и формирование интереса детей к истории родного края.

Любой вид путешествия обогащает человека новой информацией, развивает его интеллект. Педагогика использует информативность туризма. Аналитическое мышление может развиваться только под воздействием большого количества впечатлений, позволяющих сравнивать материал.

Как говорит Ю.С. Константинов: «Регулярные занятия туризмом и краеведением формируют духовный облик человека, его характер, жизненные ориентиры, отношение к другим людям, к родине, к природе, к труду. Одновременно происходит пробуждение чувства прекрасного, эстетического отношения к окружающему миру».

Сущность школьного краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися под руководством учителя в учебно-воспитательных целях определенной территории своего края. Краеведение развивает у учащихся наблюдательность, мышление, воспитание воли и других ценных качеств личности.

Последние годы Правительство Российской Федерации одной из важнейших задач считает оздоровление нации. Наша задача - как можно быстрее отвлечь подростков и молодёжь от вредных привычек.

Программа  предлагает  разнообразные виды деятельности учащихся, дети обучаются туристическим навыкам, правилам поведения в вынужденной автономии, оказанию первой медицинской помощи, знакомятся с историей, монументами и памятниками Великой Отечественной Войны своего района и края. 

Каждый человек наделен от природы  каким-либо талантом. И важно открыть этот талант как можно раньше. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. А развитию творческой фантазии и погружению в мир музыки способствует их приобщение к искусству.

Гитара – самый массовый музыкальный инструмент. Людей, играющих на гитаре хотя бы несколько аккордов, гораздо больше, чем играющих на любом другом инструменте. И, наверное, еще больше тех, кто хотел бы научиться играть на ней. Взять хотя бы аккомпанемент – он может быть очень разным.

Программа содержит занятия по профориентации учащихся. Они включают знакомство с профессиями, связанными с туристской деятельностью, игры и диагностические занятия, призванные помочь учащимся определить направленность своих интересов.

Актуальность программы связана с необходимостью прививать современным школьникам с малых лет любовь к родному краю, здоровый образ жизни и любовь к музыке.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал учащихся, способствует развитию целого комплекса умений, помогает реализовать потребность в общении.

Новизна программы заключается в личностно-ориентированном подходе, в применении здоровьесберегающих технологий.

Программа составлена с учетом национально-регионального компонента и профилактики здорового образа жизни.

Цель программы:

- создание условий для социализации обучающихся через занятия краеведением, туризмом и музыкой.

Задачи программы:

Обучающие:

-  изучение природы и животных родного края;

- обучение туристическим навыкам;

- овладение знаниями по оказанию первой медицинской помощи;

- ознакомление детей с дополнительными музыкальными инструментами;

- углубление знаний о памятниках и природоохранных местах Республики Татарстан.

Развивающие:

- развитие творческих и музыкальных способностей детей;

- развитие и пропаганда жанра авторской песни;

- развитие способности и желания к познавательной активности и самообразованию.

Воспитательные:

- воспитание любви к родному краю;

- формирование здорового образа жизни;

- формирование музыкальной культуры и художественного вкуса;

- воспитание интереса и любви к музыке;

- создание условий для социализации личности.

Данная программа основана на взаимосвязи процессов обучения, воспитания и развития учащихся. Основными принципами работы по программе являются:

- принцип доступности выражается в соответствии образовательного материала возрастным особенностям детей и подростков;

- принцип сознательности предусматривает заинтересованное, а не механическое усвоение воспитанниками знаний, умений и навыков;

- принцип наглядности выражается в демонстрации педагогом примеров вязания узлов, проведения перевязок, игры на инструментах и т.д.

Содержание занятий дифференцированно, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков. В программе отражены условия для индивидуального творчества, а также для раннего личностного и профессионального самоопределения детей, их самореализации и саморазвития. Теоретические и практические занятия проводятся с использованием наглядного материала.

Отличительной особенностью данной программы является объединение курсов краеведения, туризма, гитары и курая в один комплекс.

Программа личностно ориентирована и составлена так, чтобы каждый учащийся имел возможность свободно выбрать конкретный объект работы, наиболее интересный и приемлемый для него. В основу этой программы положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической самостоятельной деятельности  учащихся.

Возраст детей. Программа объединения рассчитана на детей от 9 до 15 лет. Программа может корректироваться в процессе работы с учетом возможностей материально-технической базы, возрастных особенностей учащихся, их способностей усваивать материал. Воспитанники, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. Занятия проводятся в группах и индивидуально, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Условия набора детей в коллектив: принимаются все желающие.

Сроки реализации: рассчитана на 3 года обучения.

Формы и режим занятий. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 часа, общим объемом 144 часа в год с 10-минутным перерывом между занятиями. Занятия проводятся на базе школ района.

При организации занятия органически сочетаются все формы работы с учащимися: коллективные, индивидуальные, групповые и т.д. Как правило, первый год обучения насыщен преимущественно фронтальной формой работы с учащимися, поскольку в учебном процессе преобладает изучение теоретической информации о крае, туризме и обучение основным приемам работы с инструментом.

Основная форма обучения – комплексное учебное занятие, включающее в себя вопросы теории и практики. На занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии, личной гигиены.

Формы учебных занятий: беседы, практические занятия, просмотр учебных фильмов, наблюдение, тренинг, экскурсии.

Ожидаемые результаты и способы их проверки

К концу 1 года обучения обучающийся должен знать:

- правила техники безопасности, требования к организации рабочего места;

- местонахождение и историю гражданских и природоохранных памятников;

- правила оказания первой помощи при ранениях и переломах;

- состав и назначение туристического оборудования;

- петь по памяти все песни из списка изученных;

- историю курая.

у учащихся будут развиты:

- навык постановки корпуса и рук во время игры;

- умение вязать основные узлы;

- начальный уровень беглости пальцев;

- навык наложения повязок.

К концу 2 года обучения обучающийся должен знать:

- географию, флору и фауну родного края;

- особенности спортивного туризма;

- основы туризма в зимний период;

- принципы автономного существования в лесу;

- правила оказания первой помощи при утоплении, электротравме, повреждении грудной клетки и позвоночника.

у учащихся будут развиты:

- навык определения лекарственных и ядовитых растений;

- умение накладывать повязки и шины;

- умение собрать походную аптечку.

К концу курса обучения обучающийся должен знать:

                - географию и топонимику края и города Казани;

                - охраняемые и исчезающие виды животных и растений;

                - особенности снаряжения для разных походных сезонов;

- основы оказания первой медицинской помощи при инсульте/инфаркте, повреждениях внутренних органов, сдавливании.

                - основы выживания в различных автономных условиях;

                - туристические и военные песни.

 у учащихся будут развиты:

                - умение собрать рюкзак и поставить палатку;

                - навык разведения костра;

                - умение транспортировать пострадавшего;

                - умение накладывать повязки и шины.

Формы подведения итогов: в программе предусмотрены два основных вида контроля: текущий и итоговый контроль. Текущий контроль проводится в следующих формах: наблюдение, беседа, зачет, контрольное занятие, тестирование, защита рефератов, презентация творческих работ.

Итоговое мероприятие в конце каждого учебного года проходит в форме тестирования. Такая форма контроля, как тестирование, позволяет наиболее объективно оценить знания детей, увидеть пробелы в знаниях и индивидуально подойти к проблемам каждого ребенка, документально зафиксировать результаты

Критериями выполнения программы служат:

- стабильный интерес учащихся к предмету;

- проявление самостоятельности в творческой деятельности.

Диагностика результата и контроль прохождения образовательной программы:

1. Интерес детей к предмету диагностируется путем наблюдений за ребенком на занятиях.

2. Развитие творческих способностей диагностируется через анализ и наблюдение поведения ребенка на занятиях.

3. Владение учащимися теоретическим материалом оценивается на практических занятиях.

Диагностика знаний, умений и навыков учащихся:

- входная: собеседование с ребёнком при записи в объединение;

- текущая: проверка уровня развития творческих способностей воспитанников в середине учебного года;

- итоговая: отслеживание уровня освоения программы, достижений обучающихся в конце учебного года.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

Название Раздела

Кол-во часов

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1

Введение

2

2

2

2

Краеведение

46

22

20

3

Туризм

94

112

114

4

Итоговое занятие

2

8

8

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1-й год обучения

№ п/п

Раздел

Тема

Виды занятий

Форма контроля

Теория

Практика

1

Введение

Введение

2

-

2

Краеведение

Введение в краеведение.

2

-

Текущий контроль

3

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей.

10

2

Текущий контроль

4

Краеведение

Волжско-Камский заповедник

6

-

Текущий контроль

5

Краеведение

Народности Татарстана

10

-

Текущий контроль

6

Краеведение

Природоохраняемые памятники РТ

8

2

Текущий контроль

7

Краеведение

Курай. История происхождения.

2

-

Текущий контроль

8

Краеведение

Национальные духовые инструменты.

2

-

Текущий контроль

9

Краеведение

Музыкальные произведения.

2

-

Этапный контроль

10

Туризм

Знакомство с миром профессий

2

-

Текущий контроль

11

Туризм

Введение в туризм.

2

-

Текущий контроль

12

Туризм

Виды походов

2

-

Текущий контроль

13

Туризм

Туристическое оборудование.

4

2

Текущий контроль

14

Туризм

Походная аптечка.

2

2

Текущий контроль

15

Туризм

Первая доврачебная помощь.

20

14

Текущий контроль

16

Туризм

Узлы.

2

4

Текущий контроль

17

Туризм

Ядовитые растения и грибы.

2

-

Текущий контроль

18

Туризм

Веревочный курс.

-

4

Текущий контроль

19

Туризм

Авторская песня.

2

-

Текущий контроль

20

Туризм

Гитара  в походных условиях.

4

-

Текущий контроль

21

Туризм

Туристическая песня.

6

8

Текущий контроль

22

Туризм

Военная песня.

4

8

Этапный контроль

23

Итоговое занятие

Тестирование

-

2

Итоговый контроль

Всего

96

48

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение. 

Инструктаж по технике безопасности. Проверка ЗУН.

II. Краеведение.

Тема II.1. Введение в краеведение. Что такое краеведение и что оно изучает.

Тема II.2. Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей.

Ансамбль Казанского Кремля, Национальный музей Республики Татарстан, Музей изобразительного искусства, Музей Г. Тукая, Национальная библиотека, Академия наук Республики Татарстан. История и культурная ценность.

Тема II.3. Волжско-Камский заповедник.

Географическое расположение, флора и фауна. ПДД.

Тема II.4. Народности Татарстана.

Национальный состав Республики Татарстан. Одежда и обычаи разных народов.

Тема II.5. Природоохраняемые памятники РТ.

Голубое озеро, Святой источник, Биляр, озеро Кабан. История, легенды, культурная и природная ценность, проблемы сохранения. Этапная контрольная работа.

Тема II.6. Курай. История происхождения.

Исторические сведения. Легенды.

Тема II.7. Национальные духовые инструменты.

Сравнение духовых инструментов разных народов.

Тема II.8. Музыкальные произведения.

Прослушивание музыкальных произведений в исполнении духовых инструментов.

III. Туризм

Тема III.1. Знакомство с миром профессий.

Диагностика профессиональных предпочтений. Знакомство с профессиями посредством игры «Лабиринт профессий».

Тема III.2. Введение в туризм.

Виды туризма. Цели и задачи.

Тема III.3. Туристическое оборудование.

Название и предназначение туристического оборудования. Снаряжение. Содержимое и сборка туристического рюкзака. Контрольный выход на природу.

Тема III.4. Походная аптечка.

Содержимое походной аптечки. Предназначение препаратов. ПДД.

Тема III.5. Первая  доврачебная помощь.

Правила оказания медицинской помощи. Наиболее распространенные ошибки при оказании первой помощи. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Виды кровотечения, виды ран и ранений, способы наложения повязок. Правила наложения жгута. Правила оказания помощи при переломах. Отравление, укусы насекомых и змей. Ожоги, обмороки, солнечный и тепловой удар. Лекарственные растения и правила пользования.

Тема III.6. Узлы.

Виды узлов. Основные узлы, для страховки и самостраховки, вспомогательные. Назначение, плюсы и минусы разных видов узлов, предназначение каждого.

Тема III.7. Ядовитые растения и грибы.

Виды, отличительные признаки.

Тема III.8. Веревочный курс.

Тренинги на сплочение коллектива. Занятие на улице.

Тема III.9. Авторская песня.

Определение термина. Особенности авторской песни.

Тема III.10. Гитара  в походных условиях.

Транспортировка, хранение, температурный режим, влажность. Уход за инструментом.

Тема III.11. Туристическая песня.

Разучивание туристических песен.

Тема III.12. Военная песня.

Разучивание военных песен, песен поисковиков.

IV. Итоговое занятие. Тестирование.

2-й год обучения

№ п/п

Раздел

Тема

Виды занятий

Форма контроля

Теория

Практика

1

Введение

Введение

2

-

2

Краеведение

География и рельеф края.

2

-

Текущий контроль

3

Краеведение

Климат и погодные условия.

2

-

Текущий контроль

4

Краеведение

Реки и озера Республики Татарстан.

4

-

Текущий контроль

5

Краеведение

Растительный мир РТ.

2

-

Текущий контроль

6

Краеведение

Животный мир РТ.

2

-

Текущий контроль

7

Краеведение

Охраняемые территории нашего края.

2

-

Текущий контроль

8

Краеведение

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры.

6

2

Этапный контроль

9

Туризм

Туристические возможности РТ.

4

-

Текущий контроль

10

Туризм

Особенности спортивного туризма.

2

-

Текущий контроль

11

Туризм

Профессии, связанные с туризмом.

2

-

Текущий контроль

12

Туризм

Специальное снаряжение.

2

4

Текущий контроль

13

Туризм

Организация походов.

8

4

Текущий контроль

14

Туризм

Туризм в зимнее время.

2

-

Текущий контроль

15

Туризм

Первая медицинская помощь.

8

12

Текущий контроль

16

Туризм

Автономное существование человека.

8

8

Текущий контроль

17

Туризм

Туристическая песня.

4

12

Текущий контроль

18

Туризм

Военная песня.

4

12

Текущий контроль

19

Туризм

Экскурсия к природоохранным памятникам

4

4

Текущий контроль

20

Туризм

Экскурсия: «Определение местных растений».

4

4

Этапный контроль

21

Итоговое занятие

Поход выходного дня

4

4

Итоговый контроль

Всего

78

66

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение. 

Инструктаж по технике безопасности. Проверка ЗУН.

II. Краеведение.

Тема II.1. География и рельеф края.

Рельеф Поволжья. История формирования и геологическое строение. Формы рельефа местной территории, особенности их происхождения и размещения, обозначение на карте.

Тема II.2. Климат и погодные условия.

Главные факторы, влияющие на местный климат. Исторические изменения климата. Приборы для метеорологических наблюдений. Температура воздуха, ее изменения в течение суток, месяца, по сезонам года. Осадки, их виды, распространение по сезонам года. «Рекордные» погодные показатели на территории РТ.

Тема II.3.  Реки и озера Республики Татарстан.

Равнинные реки. Численность и протяженность местных рек. Типы озер. Численность озер. Местные грунтовые воды (родники, колодцы). Пруды и водохранилища. Рациональное использование в хозяйственной деятельности человека местных поверхностных и грунтовых вод. Меры по экономному использованию и охране водных объектов района.

Тема II.5.  Растительный мир РТ.

Растительный мир лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Зависимость между местными формами рельефа, климатом и растительными группировками, их приспособленность к данным средам обитания. Местные лекарственные и ядовитые растения.

Тема II.6. Животный мир РТ.  

Животный мир лесной, лесостепной и степной зон: типичные представители природных зон, их приспособленность к местным условиям. Описание местных животных и определение их хозяйственного значения. Животные - синантропы, спутники человека.

Тема II.7. Охраняемые территории нашего края.

Понятие об охраняемых территориях. Классификация. Значение и примеры территорий.

Тема II.8. Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры.

Организация, проведение и обсуждение экскурсии.

III. Туризм

Тема III.1. Туристические возможности РТ.

Углубление знаний о своем крае, географическое положение и туристские возможности края. Население и культура, знатные люди республики. Исторические и культурные памятники, музеи, интересные природные уголки республики.

Тема III.2. Особенности спортивного туризма.

Понятие о спортивном туризме, его особенности. Организация, подготовка и проведение соревнований по пешеходному туризму.

Тема III.3. Профессии связанные с туризмом.

Ознакомление с профессиями: спасатель, геолог, гидролог, географ, топограф-геодезист, метролог, охотовед, биолог, журналист и др..

Тема III.4. Специальное снаряжение.

Особенности снаряжения для походов. Типы палаток; как подготовить палатку к походу, конструкция стоек, колышки, веревки, тенты, полог, подстилка, упаковка и переноска палаток. Сушка и проветривание палаток в пути. Состав и назначение ремаптечки. Специальное снаряжение для проведения краеведческих работ.

Тема III.5.  Организация походов.

Организация походов. Питание в пешеходном походе. Обеспечение безопасности в походе. Личная гигиена туриста.

Тема III.6. Туризм в зимнее время.

Одежда и обувь для зимних походов, типы лыж, установка и подгонка креплений, смоление и смазывание лыж, предметы походной постели (спальной мешок, коврик и надувной матрас, вкладыш, чехол для спального мешка). Альпеншток, его конструкция, изготовление, правила использования.

Тема III.7.  Первая  медицинская помощь.

Утопление, электротравма. Повреждения грудной клетки. Транспортировка при травмах позвоночника. Степени ожогов. Аптечка. Перевязка. Наложение шин.

Тема III.8.  Автономное существование человека.

Топография. Ориентирование на местности. Выживание в лесу. Пути преодоления страха. Добывание воды. Организация укрытия. Добывание пищи.

Тема III.9.  Туристическая песня.

Разучивание туристических песен.

Тема III.10.  Военная песня.

Разучивание военных песен, песен поисковиков.

Тема III.11.Экскурсия: «Определение местных растений».

Организация, проведение и обсуждение экскурсии.

IV. Поход выходного дня.

Организация, проведение и обсуждение похода.

3-й год обучения

№ п/п

Раздел

Тема

Виды занятий

Форма контроля

Теория

Практика

1

Введение

Введение

2

-

2

Краеведение

Топонимика Татарстана.

2

-

Текущий контроль

3

Краеведение

Улицы г. Казани.

4

Текущий контроль

4

Краеведение

Охраняемые растения РТ.

2

-

Текущий контроль

5

Краеведение

Охраняемые, редкие и исчезающие животные.

2

-

Текущий контроль

6

Краеведение

Охраняемые территории.

2

-

Текущий контроль

7

Краеведение

Экскурсия к природоохраняемым памятникам.

4

4

Этапный контроль

8

Туризм

Юный судья по спортивному туризму

4

-

Текущий контроль

9

Туризм

Техника и тактика пешеходного туризма.

4

2

Текущий контроль

10

Туризм

Организация похода

8

-

Текущий контроль

11

Туризм

Снаряжение.

4

2

Текущий контроль

12

Туризм

Узлы

-

8

Текущий контроль

13

Туризм

Преодоление естественных препятствий.

4

4

Текущий контроль

14

Туризм

Туризм в межсезонье.

2

-

Текущий контроль

15

Туризм

Первая медицинская помощь.

8

12

Текущий контроль

16

Туризм

Поисково-спасательные работы.

2

-

Текущий контроль

17

Туризм

Походы в зимнее время

8

4

Текущий контроль

18

Туризм

Юный судья по спортивному ориентированию

4

-

Текущий контроль

19

Туризм

Автономное существование человека.

12

8

Текущий контроль

20

Туризм

Туристическая песня.

-

8

Текущий контроль

21

Туризм

Военная песня.

-

6

Этапный контроль

22

Туризм

Поход выходного дня.

4

4

Итоговый контроль

Всего

82

62

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение. 

Инструктаж по технике безопасности. Проверка ЗУН.

II. Краеведение.

Тема II.1.  Топонимика Татарстана.

Понятие о топонимике. Примеры и трактовка мест, названий.

Тема II.2. Улицы г. Казани.

Знакомство с планом улиц. Количество, история и названия отдельных улиц.

Тема II.3. Охраняемые растения РТ.

Знакомство с охраняемыми растениями Татарстана.

Тема II.4. Охраняемые, редкие и исчезающие животные.

Знакомство с редкими животными и птицами края. «Красная» и «черная» книги.

Тема II.5. Охраняемые территории.

Охрана местных растений и животных. Эндемические, редкие и исчезающие виды растений и животных в районе (городе, селе). «Красная книга» РТ. Акклиматизация новых видов. Природные объекты и городская среда.

Тема II.6.Экскурсия к природоохраняемым памятникам.

Организация, проведение и обсуждение экскурсии.

III. Туризм

Тема III.1.Юный судья по спортивному туризму

Знакомство с должностью и обязанностями.

Тема III.2.Техника и тактика пешеходного туризма.

Понятие о технике и тактике пешеходного  туризма. Причины аварийности в пешеходных походах и их профилактика: роль объективных и субъективных факторов в возникновении аварийных ситуаций. Значение уровня подготовленности и снаряженности группы. Повторение основных правил организации и проведении походов.

Тема III.3. Организация походов.

Привалы и ночлеги. Физическая подготовка туриста.

Тема III.4. Снаряжение.

Личное снаряжение, одежда и обувь туриста в походе, типы рюкзаков, оборудование рюкзака. Прочие предметы личного снаряжения. Как готовить личное снаряжение к походу.

Тема III.5.Узлы.

Обучение вязке узлов для соединения верёвок разной и одинаковой толщины. Узлы с петлями.

Тема III.6. Преодоление естественных препятствий.

Правильное прохождение естественных препятствий. Техника безопасности.  Опасность отставания отдельных участников от группы. Движение в походе в зависимости от грунта, почвы, рельефа, погоды и других условий. Движение без дорого и троп. Характеристика естественных типичных препятствий при движении. Разведка, маркировка, выбор пути. Проверка, порядок и способ прохождения, виды и способы страховки, само- и взаимостраховки. Полиспаст: навешивание и использование.

Тема III.7.Туризм в межсезонье.

Правила поведения туристов в походах в период межсезонья. Требования к снаряжению, одежде, обуви. Личная гигиена. Поддержание экологического микроклимата.

Тема III.8. Первая  медицинская помощь.

Признаки инсульта, инфаркта. Поведение при катастрофе. Повреждения живота. Сдавливание. Транспортировка пострадавшего. Перевязка. Наложение шин. Сбор и заготовка лекарственных растений.

Тема III.9. Поисково-спасательные работы.

Знакомство с алгоритмом проведения поисково-спасательных работ.

Тема III.10. Походы в зимнее время.

Организация, проведение и обсуждение похода в зимний период.

Тема III.11. Юный судья по спортивному ориентированию

Знакомство с должностью и обязанностями.

Тема III.12. Автономное существование человека.

Выживание в пустыне, горах. Топография. Ориентирование на местности. Опасности разных природных условий. Виды костров. Разведение огня.

Тема III.13. Туристическая песня.

Разучивание туристических песен.

Тема III.14. Военная песня.

Разучивание военных песен, песен поисковиков.

IV. Поход выходного дня.

Организация, проведение и обсуждение похода.

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

1 год обучения

№п/п

Дата

Раздел

Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Форма аттестации, контроля

1

Сентябрь

Введение

Ознакомление с ТБ, правилами поведения на занятиях

Урок-беседа

2

-

2

Сентябрь

Краеведение

Введение в краеведение.

Урок-лекция

2

-

3

Сентябрь

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани. Ансамбль Казанского Кремля.

Урок-лекция

2

Опрос

4

Сентябрь

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей. Национальный музей РТ.

Урок-лекция

2

Опрос

5

Сентябрь

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей. Музей изобразительного искусства

Урок-лекция

2

Опрос

6

Сентябрь

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей. Музей Г. Тукая

Урок-лекция

2

Опрос

7

Сентябрь

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей. Национальная библиотека

Урок-лекция

2

Опрос

8

Сентябрь

Краеведение

Памятники гражданской архитектуры города Казани и ее окрестностей.

Урок-лекция

2

Контрольная работа

9

Сентябрь

Краеведение

Волжско-Камский заповедник.

Урок-лекция

2

Обсуждение

10

Октябрь

Краеведение

Волжско-Камский заповедник. Виды животных и растений

Урок-лекция

2

Обсуждение

11

Октябрь

Краеведение

Волжско-Камский заповедник. ПДД

Урок-лекция

2

Обсуждение

12

Октябрь

Краеведение

Народности Татарстана. Русские

Урок-беседа

2

Опрос

13

Октябрь

Краеведение

Народности Татарстана. Татары

Урок-лекция

2

Опрос

14

Октябрь

Краеведение

Народности Татарстана. Кряшены

Урок-лекция

2

Опрос

15

Октябрь

Краеведение

Народности Татарстана. Удмуртская

Урок-лекция

2

Опрос

16

Октябрь

Краеведение

Народности Татарстана. Мордва

Урок-лекция

2

Контрольная работа

17

Октябрь

Краеведение

Природоохраняемые памятники РТ. Голубое озеро

Урок-лекция

2

Опрос

18

Октябрь

Краеведение

Природоохраняемые памятники РТ. Святой источник

Урок-лекция

2

Опрос

19

Ноябрь

Краеведение

Природоохраняемые памятники РТ. Биляр

Урок-лекция

2

Опрос

20

Ноябрь

Краеведение

Природоохраняемые памятники РТ. Озеро Кабан

Урок-лекция

2

Опрос

21

Ноябрь

Краеведение

Природоохраняемые памятники РТ.

Практическое занятие

2

Контрольная работа

22

Ноябрь

Краеведение

Курай. История происхождения.

Урок-лекция

2

-

23

Ноябрь

Краеведение

Национальные духовые инструменты.

Урок-лекция

2

Реферат

24

Ноябрь

Краеведение

Музыкальные произведения.

Урок-лекция

2

-

25

Ноябрь

Туризм

Знакомство с миром профессий

Урок-лекция

2

-

26

Ноябрь

Туризм

Введение в туризм.

Урок-лекция

2

Кроссворд

27

Ноябрь

Туризм

Виды походов.

Урок-лекция

2

Обсуждение

28

Декабрь

Туризм

Туристическое оборудование. Название и предназначение оборудования.

Урок-лекция

2

Обсуждение

29

Декабрь

Туризм

Туристическое оборудование. Снаряжение.

Урок-лекция

2

Обсуждение

30

Декабрь

Туризм

Туристическое оборудование. Сборка рюкзака.

Практическое занятие

2

Сборка рюкзака.

31

Декабрь

Туризм

Походная аптечка.

Урок-лекция

2

-

32

Декабрь

Туризм

Походная аптечка. ПДД

Практическое занятие

2

Работа с карточками

33

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Правила оказания медицинской помощи.

Урок-лекция

2

Обсуждение

34

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Основные ошибки при оказании помощи.

Урок-лекция

2

Обсуждение

35

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца.

Урок-лекция

2

Обсуждение

36

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Виды кровотечения. Виды ран и ранений.

Урок-лекция

2

Обсуждение

37

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Способы наложения повязок. Правила наложения жгута.

Урок-лекция

2

Обсуждение

38

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Наложение повязок и жгута.

Практическое занятие

2

Обсуждение

39

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Наложение повязок и жгута.

Практическое занятие

2

Обсуждение

40

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Наложение повязок и жгута.

Практическое занятие

2

Обсуждение

41

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Правила оказания помощи при переломах.

Урок-лекция

2

Обсуждение

42

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Наложение шин и повязок на перелом.

Практическое занятие

2

Обсуждение

43

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Наложение шин и повязок на перелом.

Практическое занятие

2

Обсуждение

44

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь. Наложение шин и повязок на перелом.

Практическое занятие

2

Обсуждение

45

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь. Отравление, укусы насекомых и змей.

Урок-лекция

2

Обсуждение

46

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь. Ожоги.

Урок-лекция

2

Обсуждение

47

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь. Обморок, солнечный и тепловой удар.

Урок-лекция

2

Обсуждение

48

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь. Лекарственные растения и правила пользования.

Урок-лекция

2

Обсуждение

49

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Контрольная работа

50

Февраль

Туризм

Узлы. Виды узлов.

Урок-лекция

2

-

51

Февраль

Туризм

Узлы. Вязание узлов.

Практическое занятие

2

Вязание узлов

52

Март

Туризм

Узлы. Вязание узлов.

Практическое занятие

2

Вязание узлов

53

Март

Туризм

Ядовитые растения и грибы.

Урок-лекция

2

Обсуждение

54

Март

Туризм

Веревочный курс.

Практическое занятие

2

Веревочный курс.

55

Март

Туризм

Веревочный курс.

Практическое занятие

2

Контрольное занятие

56

Март

Туризм

Авторская песня. Знакомство с жанром авторской песни

Урок-лекция

2

-

57

Март

Туризм

Эксплуатация гитары в походных условиях.

Урок-лекция

2

Обсуждение

58

Март

Туризм

Эксплуатация гитары в походных условиях. ПДД

Урок-лекция

2

Обсуждение

59

Март

Туризм

Туристическая песня. История жанра.

Урок-лекция

2

-

60

Апрель

Туризм

Туристическая песня. Орлятский круг.

Урок-беседа

2

-

61

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Грушинский фестиваль».

Урок-беседа

2

-

62

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Алые паруса».

Практическое занятие

2

Разучивание песни

63

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Ты да я, да мы с тобой».

Практическое занятие

2

Разучивание песни

64

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Изгиб гитары».

Практическое занятие

2

Разучивание песни

65

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Подари мне рассвет».

Практическое занятие

2

Разучивание песни

66

Апрель

Туризм

Военные песни. Специфика военных песен

Урок-лекция

2

-

67

Апрель

Туризм

Военные песни. Выбор и прослушивание военных песен

Урок-беседа

2

Обсуждение

68

Май

Туризм

Военные песни. «Бери шинель, пошли домой»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

69

Май

Туризм

Военные песни. «Мальчишки зеленые»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

70

Май

Туризм

Военные песни. «Вспомните, ребята»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

71

Май

Туризм

Военные песни. «Последний бой»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

72

Май

Итоговое занятие

Контрольный урок

Практическое занятие

2

Тестирование

144

2 год обучения

№п/п

Дата

Раздел

Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Форма аттестации, контроля

1

Сентябрь

Введение

Ознакомление с ТБ, правилами поведения на занятиях

Урок-беседа

2

-

2

Сентябрь

Краеведение

География и рельеф края.

Урок-лекция

2

Обсуждение

3

Сентябрь

Краеведение

Климат и погодные условия.

Урок-лекция

2

Обсуждение

4

Сентябрь

Краеведение

Реки и озера Республики Татарстан.

Урок-лекция

2

Обсуждение

5

Сентябрь

Краеведение

Реки и озера Республики Татарстан.

Урок-лекция

2

Обсуждение

6

Сентябрь

Краеведение

Растительный мир РТ.

Урок-лекция

2

Обсуждение

7

Сентябрь

Краеведение

Животный мир РТ.

Урок-лекция

2

Обсуждение

8

Октябрь

Краеведение

Охраняемые территории нашего края.

Урок-лекция

2

Контрольная работа

9

Октябрь

Краеведение

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры. Подготовка.

Теоретическое занятие

2

Экскурсия

10

Октябрь

Краеведение

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры.

Практическое занятие

2

Экскурсия

11

Октябрь

Краеведение

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры.

Практическое занятие

2

Экскурсия

12

Октябрь

Краеведение

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры. Обсуждение результатов.

Урок-беседа

2

Экскурсия

13

Октябрь

Туризм

Туристические возможности РТ.

Урок-беседа

2

-

14

Октябрь

Туризм

Туристические возможности РТ. Популярные туристические маршруты

Урок-беседа

2

-

15

Октябрь

Туризм

Особенности спортивного туризма.

Урок-лекция

2

-

16

Октябрь

Туризм

Профессии, связанные с туризмом.

Урок-беседа

2

-

17

Ноябрь

Туризм

Специальное снаряжение.

Урок-лекция

2

Работа с карточками

18

Ноябрь

Туризм

Специальное снаряжение.

Урок-лекция

2

Работа с карточками

19

Ноябрь

Туризм

Специальное снаряжение.

Урок-лекция

2

Работа с карточками

20

Ноябрь

Туризм

Организация походов.

Урок-лекция

2

Обсуждение

21

Ноябрь

Туризм

Организация походов. Питание в походе.

Урок-лекция

2

Обсуждение

22

Ноябрь

Туризм

Организация походов. Обеспечение безопасности.

Урок-лекция

2

Обсуждение

23

Ноябрь

Туризм

Организация походов. Личная гигиена туриста.

Урок-лекция

2

Обсуждение

24

Ноябрь

Туризм

Организация походов.

Практическое занятие

2

Обсуждение

25

Ноябрь

Туризм

Организация походов.

Практическое занятие

2

Обсуждение

26

Декабрь

Туризм

Туризм в зимнее время.

Урок-лекция

2

Обсуждение

27

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Утопление, электротравма.

Урок-лекция

2

Обсуждение

28

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Повреждение грудной клетки.

Урок-лекция

2

Обсуждение

29

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Транспортировка при травме позвоночника.

Урок-лекция

2

Обсуждение

30

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Транспортировка при травме позвоночника.

Практическое занятие

2

Выход на местность

31

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Ожоги.

Урок-лекция

2

Обсуждение

32

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Туристическая аптечка.

Практическое занятие.

2

Сбор аптечки

33

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Перевязка.

34

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Перевязка.

35

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Наложение шин.

36

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Наложение шин.

37

Январь

Туризм

Автономное существование человека. Ориентирование на местности.

Урок-лекция

2

Работа с картами

38

Январь

Туризм

Автономное существование человека. Определение азимута.

Практическое занятие

Работа с картами и карточками.

39

Январь

Туризм

Автономное существование человека. Топография.

Урок-лекция

2

Работа с картами

40

Январь

Туризм

Автономное существование человека. Выживание в лесу.

Урок-лекция

2

Обсуждение

41

Февраль

Туризм

Автономное существование человека. Пути преодоления страха.

Практическое занятие

2

Обсуждение

42

Февраль

Туризм

Автономное существование человека. Пути преодоления страха.

Практическое занятие

2

Тренинг.

43

Февраль

Туризм

Автономное существование человека. Добывание воды и пищи.

Урок-лекция

2

Обсуждение

44

Февраль

Туризм

Автономное существование человека. Организация укрытия.

Практическое занятие

2

Обсуждение

45

Февраль

Туризм

Туристическая песня. Повторение пройденных песен.

Урок-лекция

2

Обсуждение

46

Февраль

Туризм

Туристическая песня. Подбор репертуара.

Урок-лекция

2

Обсуждение

47

Февраль

Туризм

Туристическая песня. «Глобус»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

48

Февраль

Туризм

Туристическая песня. «Глобус»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

49

Март

Туризм

Туристическая песня. «Ночная дорога»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

50

Март

Туризм

Туристическая песня. «Ночная дорога»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

51

Март

Туризм

Туристическая песня. «Гори, гора»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

52

Март

Туризм

Туристическая песня. «Гори, гора»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

53

Март

Туризм

Военная песня. Повторение пройденных песен.

Урок-беседа

2

Разучивание песни

54

Март

Туризм

Военная песня. Подбор репертуара.

Урок-беседа

2

Обсуждение

55

Март

Туризм

Военная песня. «А закаты алые».

Практическое занятие

2

Разучивание песни

56

Март

Туризм

Военная песня. «А закаты алые».

Практическое занятие

2

Разучивание песни

57

Апрель

Туризм

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры. Подготовка.

Теоретическое занятие

2

Обсуждение

58

Апрель

Туризм

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры.

Практическое занятие

2

Экскурсия

59

Апрель

Туризм

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры.

Практическое занятие

2

Экскурсия

60

Апрель

Туризм

Экскурсия к памятникам гражданской архитектуры. Обсуждение результатов.

Урок-беседа

Обсуждение

61

Апрель

Туризм

Военная песня. «Тучи в голубом»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

62

Апрель

Туризм

Военная песня. «Тучи в голубом»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

63

Апрель

Туризм

Военные песни. «Москвичи»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

64

Апрель

Туризм

Военные песни. «Москвичи»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

65

Май

Туризм

Экскурсия: «Определение местных растений». Подготовка.

Теоретическое занятие

2

Экскурсия

66

Май

Туризм

Экскурсия: «Определение местных растений».

Практическое занятие

2

Экскурсия

67

Май

Туризм

Экскурсия: «Определение местных растений».

Практическое занятие

2

Экскурсия

68

Май

Туризм

Экскурсия: «Определение местных растений». Обсуждение результатов.

Урок-беседа

2

Экскурсия

69

Май

Итоговое занятие.

Поход выходного дня. Подготовка.

Практическое занятие

2

Поход

70

Май

Итоговое занятие.

Поход выходного дня.

Практическое занятие

2

Поход

71

Май

Итоговое занятие.

Поход выходного дня.

Практическое занятие

2

Поход

72

Май

Итоговое занятие.

Поход выходного дня. Обсуждение результатов. Контрольный урок.

Урок-беседа

2

Поход

144

3 год обучения

№п/п

Дата

 Раздел

Тема

Форма занятия

Кол-во часов

Форма аттестации, контроля

1

Сентябрь

Введение

Ознакомление с ТБ, правилами поведения на занятиях.

Урок-беседа

2

-

2

Сентябрь

Краеведение

Топонимика Татарстана

Урок-лекция

2

Работа с картой

3

Сентябрь

Краеведение

Улицы города Казани

Урок-лекция

2

Работа с картой

4

Сентябрь

Краеведение

Улицы города Казани

Урок-лекция

2

Работа с картой

5

Сентябрь

Краеведение

Охраняемые растения РТ.

Урок-лекция

2

Обсуждение

6

Сентябрь

Краеведение

Охраняемые, редкие и исчезающие животные.

Урок-лекция

2

Обсуждение

7

Сентябрь

Краеведение

Охраняемые территории.

Урок-лекция

2

Обсуждение

8

Сентябрь

Краеведение

Экскурсия к природоохраняемым памятникам. Подготовка.

Урок-лекция

2

Экскурсия

9

Сентябрь

Краеведение

Экскурсия к природоохраняемым памятникам.

Практическое занятие

2

Экскурсия

10

Октябрь

Краеведение

Экскурсия к природоохраняемым памятникам.

Практическое занятие

2

Экскурсия

11

Октябрь

Краеведение

Экскурсия к природоохраняемым памятникам. Обсуждение результатов.

Урок-лекция

2

Экскурсия

12

Октябрь

Туризм

Юный судья по спортивному туризму

Урок-лекция

2

-

13

Октябрь

Туризм

Юный судья по спортивному туризму. Правила и регламент по виду спорта «Спортивный туризм»

Урок-лекция

2

Обсуждение

14

Октябрь

Туризм

Техника и тактика пешеходного туризма.

Урок-лекция

2

-

15

Октябрь

Туризм

Техника и тактика пешеходного туризма. Причины аварийности, их профилактика.

Урок-лекция

2

Обсуждение

16

Октябрь

Туризм

Техника и тактика пешеходного туризма. Правила организации похода.

Практическое занятие

2

Обсуждение

17

Октябрь

Туризм

Организация похода. Привалы и ночлеги.

Урок-лекция

2

Обсуждение

18

Октябрь

Туризм

Организация похода. Привалы и ночлеги.

Урок-лекция

2

Обсуждение

19

Ноябрь

Туризм

Организация похода Физическая подготовка туриста.

Урок-лекция

2

Обсуждение

20

Ноябрь

Туризм

Организация похода Физическая подготовка туриста.

Урок-лекция

2

Обсуждение

21

Ноябрь

Туризм

Специальное снаряжение.

Урок-лекция

2

Работа с карточками

22

Ноябрь

Туризм

Специальное снаряжение.

Урок-лекция

2

Работа с карточками

23

Ноябрь

Туризм

Специальное снаряжение.

Урок-лекция

2

Работа с карточками

24

Ноябрь

Туризм

Узлы

Практическое занятие

2

Вязание узлов.

25

Ноябрь

Туризм

Узлы

Практическое занятие

2

Вязание узлов.

26

Ноябрь

Туризм

Узлы

Практическое занятие

2

Вязание узлов.

27

Декабрь

Туризм

Узлы

Практическое занятие

2

Вязание узлов на сорость.

28

Декабрь

Туризм

Преодоление естественных препятствий. Виды препятствий.

Урок-лекция

2

Обсуждение

29

Декабрь

Туризм

Преодоление естественных препятствий. Техника безопасности.

Урок-лекция

2

Обсуждение

30

Декабрь

Туризм

Преодоление естественных препятствий.

Практическое занятие

2

Выход на местность

31

Декабрь

Туризм

Преодоление естественных препятствий.

Практическое занятие

2

Выход на местность

32

Декабрь

Туризм

Туризм в межсезонье.

Урок-лекция

2

Обсуждение

33

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Признаки инсульта и инфаркта.

Урок-лекция

2

Обсуждение

34

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Поведение при природной катастрофе.

Урок-лекция

2

Обсуждение

35

Декабрь

Туризм

Первая медицинская помощь. Поведение при техногенной катастрофе.

Урок-лекция

2

Обсуждение

36

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь. Повреждение живота. Сдавливание.

Урок-лекция

2

Обсуждение

37

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Перевязка.

38

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Перевязка.

39

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Наложение шин.

40

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Наложение шин.

41

Январь

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Транспортировка пострадавшего.

42

Февраль

Туризм

Первая медицинская помощь.

Практическое занятие

2

Транспортировка пострадавшего.

43

Февраль

Туризм

Поисково-спасательные работы.

Урок-лекция

2

-

44

Февраль

Туризм

Походы в зимнее время Особенности похода.

Урок-лекция

2

Обсуждение

45

Февраль

Туризм

Походы в зимнее время Особенности снаряжения.

Урок-лекция

2

Обсуждение

46

Февраль

Туризм

Поход в зимнее время. Подготовка.

Теоретическое занятие

2

Обсуждение

47

Февраль

Туризм

Поход в зимнее время

Практическое занятие я

2

Поход

48

Февраль

Туризм

Поход в зимнее время

Практическое занятие я

2

Поход

49

Февраль

Туризм

Поход в зимнее время. Обсуждение результатов

Урок-беседа

2

Поход

50

Март

Туризм

Юный судья по спортивному ориентированию

Урок-лекция

2

Обсуждение

51

Март

Туризм

Юный судья по спортивному ориентированию. Правила по виду спорта «Спортивное ориентирование»

Урок-лекция

2

Обсуждение

52

Март

Туризм

Автономное существование человека в горах.

Урок-лекция

2

Обсуждение

53

Март

Туризм

Автономное существование человека в пустыне.

Урок-лекция

2

Обсуждение

54

Март

Туризм

Автономное существование человека. Виды костров.

Урок-лекция

2

Обсуждение

55

Март

Туризм

Автономное существование человека. Ориентирование без компаса.

Урок-лекция

2

Обсуждение

56

Март

Туризм

Автономное существование человека.

Практическое занятие

2

Ориентирование без компаса.

57

Март

Туризм

Автономное существование человека.

Практическое занятие

2

Ориентирование без компаса.

58

Апрель

Туризм

Автономное существование человека. Опасности разных природных условий.

Урок-лекция

2

Обсуждение

59

Апрель

Туризм

Автономное существование человека. Опасности разных природных условий.

Урок-лекция

2

Обсуждение

60

Апрель

Туризм

Автономное существование человека.

Практическое занятие

2

Разведение огня.

61

Апрель

Туризм

Автономное существование человека.

Практическое занятие

2

Разведение огня.

62

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Школа-тренировка»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

63

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Весеннее танго»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

64

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Снег»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

65

Апрель

Туризм

Туристическая песня. «Три минуты тишины»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

66

Май

Туризм

Военная песня. «В землянке»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

67

Май

Туризм

Военная песня. «Весна 45-ого года»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

68

Май

Туризм

Военная песня. «На безымянной высоте»

Практическое занятие

2

Разучивание песни

69

Май

Итоговое занятие

Поход выходного дня. Подготовка.

Урок-лекция

2

Поход

70

Май

Итоговое занятие

Поход выходного дня.

Практическое занятие

2

Поход

71

Май

Итоговое занятие

Поход выходного дня

Практическое занятие

2

Поход

72

Май

Итоговое занятие

Поход выходного дня. Обсуждение результатов. Контрольный урок.

Урок-лекция

2

Поход

144

ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ

  1. Диагностика зон актуального и ближайшего развития (по П.И. Третьякову)
  2. Диагностика уровня усвоения системы знаний (по Г.А. Русских)
  3. Диагностика уровня обученности (по П.И. Третьякову)
  4. Дифференциально-диагностический опросник Е.Климова (тип профессии)

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  • Организация занятия в  объединении «Пешеходный туризм» отвечает следующим требованиям:

- цель занятия определена содержанием образовательной программы;

- учебный материал подобран в соответствии с целью и содержанием занятия;

- эффективное использование времени с учетом всех структурных элементов занятия;

- сочетание всех форм работы: коллективной, индивидуальной, групповой и т.д.

- соответствие методов и приемов обучения теме и содержанию занятия.

Методы и приемы

Для успешной реализации данной программы используются современные методы работы, которые  помогают сформировать у учащихся устойчивый интерес к данному виду деятельности:

- Словесные методы: рассказ, беседа, объяснение, метод примера.

- Наглядные методы: иллюстрации, демонстрация образцов, просмотр схем, карт, фотографий.

- Практические методы: участие в практических занятиях (вязание узлов, навешивание полиспаста, вязание усов самостраховки, определение признаков жизни, перевязка, пение и игра на инструменте), экскурсии, походы.

Основным методом изложения теоретических сведений на практических занятиях является рассказ.. Учитывая возрастные особенности детей, занятия проводятся по принципу «от простому к сложному». Для смены деятельности применяются элементы сюжетно-ролевой игры и динамические паузы, вводятся развивающие игры, способствующие активизации познавательного процесса (мышления, внимания, воображения).

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:

Техническое и материальное обеспечение:

Инструмент: гитара, курай; медиаторы; каподастр; ремень; веревки; карабины; обвязки; компас; перевязочный материал.

Материалы: тетради, нотная бумага; аудиоматериалы; видеоматериалы; карты; иллюстрации и наглядные пособия.

Материалы для контроля и определения результативности занятия: тесты, контрольные упражнения.

Развивающие и диагностирующие материалы: диагностические тесты, кроссворды.

Дидактические материалы (демонстрационные и раздаточные) журналы, буклеты, карточки.

В практике обучения используются материалы видеотеки.

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

Материалы и документы, с учетом которых составлена программа

        

  1. Закон «Об образовании» РТ и РФ.
  2. Положения «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Приложение к приказу МОиН РФ №1008 от 29.08.2013 г. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»).
  3. «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)» (направлены письмом Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242).
  4. Положение об учреждении  дополнительного  образования.
  5. Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
  6. Инструкции по ТБ.

Литература, используемая педагогом

  1. «Татарстан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.» / http://www.archive.gov.tatarstan.ru/_go/anonymous/main/?path=/pages/ru/1gau/910vistuplenie/02
  2. Андреев, М.В. Полевой палаточный лагерь «Снова в ПУТИ»: В помощь туристскому организатору летнего отдыха детей/М.В. Андреев, С.В. Андреева. - Пенза, 2007.
  3. Безопасность жизнедеятельности: обеспечение безопасности в туризме и туристской индустрии: Учебное пособие для студ. вузов, УМО учебных заведений.-Ростов на/Д: Феникс, 2009. - 277 с.
  4. Вяткин Л.А. В995 Туризм и спортивное ориентирование : учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Л. А. Вяткин, Е. В. Си- дорчук. — 5-е изд., испр. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 224 с.
  5. Голованов В.П. Педагогический потенциал детско-юношеского туризма.  Теория и практика дополнительного образования, 2010, № 9, стр. 8-10
  6. Казанцев, С. А. Особенности внимания у спортсменов-ориентировщиков / С. А. Казанцев. – М., 2003. – 31-38 с.
  7. Константинов, Ю.С. Туристско-краеведческая деятельность в школе: Учебно-методическое пособие/ Ю.С. Константинов, С.С. Митрахович. – М., 2011.
  8. Малкина-Пых И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – М.:Изд-во Эксмо, 2005. – 960 с.
  9. Маслов А. Г., Константинов Ю. С., Дрогов И. А. Полевые туристские лагеря. – М., 2000.
  10. Маслов А.Г., Константинов Ю.С., Латчук В.Н. Способы автономного выживания человека в природе Учеб. пособие. – М.: Академия, 2008. – 304 с. – Для студ. высш. пед. учеб. заведений.
  11. Михайлов Л. А., Старостенко А. В. Основы безопасности жизнедеятельности: Методика обучения: 5–6 классы: Пособие для учителя. – СПб., 2001.
  12. Молодан И. Автономное выживание в экстремальных условиях. Автономная медицина. – Яуза: Эксмо, 2015.
  13. Строев К. Ф. Краеведение. / http://school-kraevedenie.narod.ru/stroev/stroev0.htm
  14. Хусаинов З. А. Краеведение: учеб. Пособие для высш. учеб. Заведений / З. А. Хусаинов, 2012.

Литература для обучающихся

  1. Биржаков М. Б. Введение в ТУРИЗМ. – СПб.: Издательский Торговый Дом «Герда», 2000 – 192 с.
  2. География. 5-6 классы.  Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В. и др. 2-е изд. - М.: 2015. - 192 с.
  3. И. И. Махов, В. И. Махов. Туризм на уроках физической культуры (для 5 – 8 классов). - Учебное пособие, Белгород ИПК НИУ «БелГУ» 2012
  4. Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся. – М., 2000.
  5. Мухутдинов Р. С., Мухутдинова Н. Р. Авторская программа «Ансамблевое обучение игре на курае и гармонике-тальян». – НК, 2005.
  6. Спортивное ориентирование : учебное пособие / сост. Н. Н. Ключникова, Н. А. Чернова. – Ульяновск : УлГТУ, 2009. – 102 с.
  7. Словарь юного туриста - краеведа: Учебно-методичнское пособие/Под общ. ред. Ю.С. Константинова. -  М: АНО "ЦНПРО", 2014.
  8. Туризм и автономное существование: Учебно-методическое пособие. 2 год обучения. – Пенза, 2011.
  9. Электронное учебное пособие "Туризм и автономное существование" / В.В. Басалаев, О.Н. Маркова - Пенза, 2015


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

адаптированная программа "пешеходный туризм с элементами спортивного туризма"

в программе размещены все необходимые сведения для работы...

Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные технологии в обеспечении тренировочного процесса в спортивном ориентировании и туризме

Курсы повышения квалификации"Повышение профессиональной компетентности педагогов УДОД, ОДОД туристско-краеведческой направленности"(«Спортивное ориентирование для спортивного туризма. Информационные т...

Открытие республиканского проекта «Развитие детского туризма» - «Я выбираю туризм»

Открытие республиканского  проекта «Развитие детского туризма в Ч.Р. на 2012-2014 гг.» - «Я выбираю туризм»...

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10 Туризм

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Право в туризме» специальность 43.02.10  Туризм...

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм

Календарно-тематический план по общеобразовательной дисциплине "Право в туризме" по специальности 43.02.10 Туризм...