Конспект урока по ознакомлению учащихся с историей возникновения новогодней ёлки: "И вот она нарядная..."
план-конспект урока по теме

Андросова Светлана Валентиновна

Цель урока - познакомить учащихся с историей возникновения традиции украшать ёлку на Новый год и Рождество. На уроке используются наглядные, словесные, практические упражнения. Методы проверки знаний, приёмы сосредоточения и привлечения внимания детей, приём подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания и навыки. Тип урока - комбинированный. Уроку предшествовала предварительная работа - изготовление фигуры ангела из солёного теста. Урок состоит из теоретической и практической части.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc73.5 КБ
Office presentation icon prilozhenie_no1.ppt1.81 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  учреждение

дополнительного образования

«Детская школа искусств № 18»

Конспект урока на тему:

 

                                                             

                                                           

                                                                        Подготовила:

                                                                        преподаватель                                                                                      

                                                                       Андросова Светлана

                                                                        Валентиновна.

п. Лиман, 2017г.

Дата проведения: 01.12.2017г.

Место проведения: МКУДО «ДШИ №18»

Участники: учащиеся ДШИ

Возраст участников: 8-9 лет.

Цель урока: познакомить учащихся с историей Новогодней и Рождественской  ёлки.

Задачи:

Образовательная: 

познакомить учащихся с историей возникновения традиции украшать ёлку на Новый год и Рождество;

продолжить изготовление игрушки ангела из солёного теста.

Развивающая:

развивать исполнительские умения, внимание, применять имеющиеся знания на практике;  

обогатить словарь детей новыми понятиями и словами;

формировать информационную культуру.

Воспитательная:

Приобщить воспитанников к культуре и традициям Новогоднего и Рождественского праздников.

Форма занятия: занятие знакомство  с новым материалом.

Методы и приёмы: методы – наглядные, словесные, практические упражнения, метод проверки знаний. Приёмы - привлечения и сосредоточения внимания детей, приём обеспечения эмоционального интереса детей; приём подачи нового с опорой на имеющиеся у детей знания и навыки.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: фигурки ангелов из солёного теста, баночки с водой, баночки с клеем, влажные салфетки, кисти для клея, пайетки, ватные диски, ножницы, клеёнки для работы.

Материально-техническое обеспечение: медиапроектор, экран, ноутбук, музыкальная аппаратура, слайдовая презентация со звуковым сопровождением по теме занятия.

Музыкальное оформление: видеоклипы на песню «Ангел летит» в исп. группы «Непоседы», «Тихая ночь», «Рождественская ёлочка».

Предварительная работа: изготовление фигурки ангела из солёного теста, сушка, покраска. 

Практическая работа: оформление фигурки ангела крыльями, пайетками.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

III. Практическая работа.

IV. Физминутка.

V. Рефлексия, закрепление нового материала.

VI. Подведение итогов урока.

Ход занятия:

1. Организационный момент.  

1. Приветствие, контроль посещаемости.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Изучение нового материала.

Педагог. Ребята, ответьте, пожалуйста, на вопросы.

Скажите, какой праздник мы будем отмечать в скором времени? (Ответы детей).

А какой главный атрибут Новогоднего и Рождественского праздника? (Ответы детей).

Правильно это ёлочка? А как давно возникла традиция украшать ёлку? Кто это придумал? И почему украшают именно ёлку, а не другое дерево? (Ответы детей).

Педагог. Вы все знаете слова из песенки: «И вот она нарядная на праздник к нам пришла…». Вот сегодня мы с вами и узнаем, откуда пришла ёлочка. На нашем занятии мы познакомимся с историей Новогодней и Рождественской ёлочки.

Сейчас я предлагаю вам посмотреть презентацию и послушать историю о Новогодней и Рождественской ёлке.

Приложение №1

Презентация на тему: «История о Новогодней и Рождественской ёлочке».

2 слайд. Обычай встречать Рождество и Новый год у нарядно украшенной ёлки не принадлежит к числу коренных русских традиций. Задолго до того, как люди начали праздновать Рождество, жители Древнего Египта в декабре, в самый короткий день года приносили зеленые пальмовые ветви в свои дома как символ победы жизни над смертью.

3 слайд. В Средние века вечнозеленое дерево с красными яблоками было символом праздника Адама и Евы, отмечавшегося 24-го декабря.

4слайд.
История превращения ели в рождественское дерево до сих пор точно не восстановлена. Наверняка известно лишь то, что случилось это на территории Германии. В Германии еще до принятия христианской веры, ель почитали, как символ торжества над смертью, как средство, защищающее родной очаг от злых духов, холода и мрака. Именно здесь, у древних германцев, она и стала сначала новогодним, а позже — рождественским растительным символом.

5 слайд. А кто придумал наряжать ёлку и когда это было?

Считается, что это предводитель немецкой Реформации Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь, домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской.
В 18-19 веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам.

6 слайд.  Когда в России стали отмечать Новый год? 

7слайд. 20 декабря 1699 года вышел указ Петра Первого о праздновании Нового года.

8 слайд. И Новый год стали отмечать с 1 января 1700 года. До этого отмечали начало нового года 1 сентября. В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Тот, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек — яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило. Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в Европе. 

9 слайд. Процитирую слова из указа: «перед воротами учинить некоторые украшения из древ и ветвей сосновых, елевых и можжевелевых», «людям скудным каждому хоть по деревцу или ветке над воротами или над хороминой своей поставить», а также «учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится».

10 слайд. Правда, приживалась на Руси эта традиция очень долго, более 100 лет. Для многих людей символом Нового года (который до Петровской эпохи отмечали 1сенября) оставалась русская березка. Все, что было модно в Европе, сразу же перенимали в московской Немецкой слободе. Там ёлка быстро прижилась и именно в Москве 1818 году, великая княгиня Александра, супруга будущего императора Николая I, нарядила первую ёлку для своей семьи.

11-12 слайд. А в 1828 году, в своем дворце Петербурге, уже императрица Александра Федоровна устроила детский праздник, «Ёлку», без которого отныне стало невозможно представить себе празднование Рождества Христова.  При этом следует подчеркнуть, что елки и подарки были непременным атрибутом именно рождественских праздников, а не календарного начала Нового года.

13 слайд. Заготовка ёлок стала одним из доходных заработков для крестьян из пригородных деревень. За неделю до Рождества у Гостиных Дворов, на площадях и рынках начиналась бойкая торговля - «Ёлочные базары». Продавались деревья на любой вкус: от самых маленьких, которые можно было поставить на стол, до могучих красавиц, достойных украсить собой парадные залы дворца.


14 слайд. А вот в самих в крестьянских избах ёлки не прижились, считаясь пустой господской забавой. Народ продолжал традиционно праздновать святки, колядовать, петь рождественские песни и рядиться в козлиные, да медвежьи маски и вывороченные наизнанку тулупы. 

15 слайд. Праздничная рождественская идиллия продолжалась до 1914 года. Началась Первая мировая война, и Германия стала основным противником Российской империи. В эти годы Санкт-Петербург был переименован в Петроград. Пострадала и ёлка, которую Святейший Синод объявил «вражеской, немецкой затеей, чуждой православному русскому народу».

16 слайд. Впрочем, ёлку в России наряжать не перестали, с ней праздновали Рождество и в окопах, и в землянках во время войны.

17 слайд. После большевистской революции жизнь зимнего праздника складывалась еще более непросто. Декретом Совнаркома от 24 января 1918 года был введён новый стиль ведения календаря. Поскольку разница между старым и новым стилем составляла 13 суток, то Рождество сместилось с 25 декабря на 7 января, а Новый год с 1 января на 14 января. (Новый год по новому стилю продолжил датироваться с 1 января).

18 слайд. Новые власти всё ещё проводили ёлки для детей рабочих и крестьян.

19 слайд. Таким образом, Новый год по новому стилю стал отмечаться раньше Рождества. Нарушение календаря ломало жизнь с её традиционными православными праздниками. Ёлку стали ставить не на Рождество, а на Новый год. А венчать её не восьми или десятиконечной звездой, а пятиконечной, символом победы коммунизма.

С 1925 года началась борьба с религией, и в 1929 году отменили празднование Нового года.

20 слайд. В середине 30-х годов традиция Новогоднего праздника вернулась в страну. Можно сказать, что Новый год в Россию вернул И.В. Сталин: распоряжение партии и правительства «О праздновании Нового года в СССР» вышло в 1937 году. Тогда же прошла первая официальная Новогодняя ёлка, которая, которая состоялась в зале Дома Союзов. На верхушке праздничной ёлки красовалась знаменитая красная звезда. Лесная красавица вернулась после долгих лет забвения и уже навсегда вошла в нашу жизнь вечнозеленым чудом и волшебной сказкой.

21 слайд. Во время Великой Отечественной войны тоже традиции этого праздника не оставались в стороне. В детских садах малышам дарили «подарки»: кому конфеты, кому пряники. Другими словами, выбирали из полученной гуманитарной помощи то, что более или менее подходило на роль новогоднего подарка.

22 слайд.  Ветераны войны рассказывают, что на фронте не забывали про этот праздник и украшали ёлку тем, что было: проволокой, картоном, бинтами, ватой, гильзами и даже погонами.

23 слайд. В 1954 году впервые зажглась главная елка страны - Кремлевская, которая искрится и сверкает каждый Новый год. 

Педагог. Вот такая история Новогодней и Рождественской ёлочки. Что-то новое вы узнали? Что именно? Расскажите. (Ответы детей). В 18 веке люди украшали рождественские ёлки  фигурками ангелов. Их вешали на самую макушку ёлки. Ангелы это божественные существа, которые наделены безусловной любовью и безграничными возможностями, которые охраняют человека от зла. Принято считать по поверьям, что ангел приносит счастье, удачу, добро. Ангел – это спаситель человеческой души.

3. Практическая работа

Педагог. А теперь я приглашаю вас в мастерскую, чтобы завершить работу по изготовлению ангела для украшения ёлки.

Для изготовления крыльев вам понадобится ватный диск, ножницы, пайетки для украшения, клей и кисть.

Инструктаж по технике безопасности

При работе с режущими колющими предметами быть внимательными, хранить их в специально отведённом месте. Ножницы класть справа, лезвия должны быть сомкнуты, кольцами к себе. Передавать ножницы кольцами вперёд.

Технология изготовления:

  1. Свернуть диск пополам, и разрезать ножницами.
  2. Украсить пайетками платье и крылья ангела.
  3. Приклеить крылья к готовой фигурке.

  1. Физкультминутка. 

Предлагаю отдохнуть. Встаньте, пожалуйста. Повторяйте движения за мной.

Прилетели ангелочки, становились на носочки!

Вверх руками потянулись и друг другу улыбнулись.

Крылышки расправили, в стороны направили,

Наклонились до земли, словно тяжести несли.

Ножками потопали, ручками похлопали,

Полетели в высоту, чтобы там поймать звезду.

Глубоко вздохнули, плечи развернули,

Повели руками чуть над головами.

А теперь им всем пора делать добрые дела.

5.  Рефлексия.

Педагог.  Цель нашего урока: познакомиться с историей и  Новогодней и Рождественской  ёлки. И оформить фигурки ангелочков, выполненных на предыдущем уроке. Какие красивые и разные у каждого получились ангелочки.

Ребята, оставьте их на столах, а сами встаньте в круг. Я тоже сделала своего ангелочка на ёлку и принесла вам его показать. Давайте будем передавать его друг другу и поделимся своими впечатлениями от нашего занятия.

Что нового вы узнали на уроке?

Чему вы научились на уроке?

Что вам понравилось, запомнилось?

Какие эмоции у вас вызвало занятие, какое настроение?

Спасибо всем, и пусть ваш Ангел-Хранитель будет всегда рядом с вами!

6.  Итог занятия. Педагог оценивает работу учащихся и выставляет оценки.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История Новогодней и Рождественской ёлочки. Презентацию подготовила: преподаватель С.В. Андросова

Слайд 6

Когда в России стали отмечать Новый год?

Слайд 16

Ёлка в землянке. Новый 1917 год. Фото А.В.Мартынова.

Слайд 24

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Садовая земляника. Конспект урока биологии для учащихся 7 класса.

Коспект  урока  для учащихся 7 класса коррекционной школы VIII вида. Учебник З.А.Клепининой....

План-конспект урока:"Земляки, оставившие след в истории страны"

Разработка урока по краеведению. Знакомство с земляками,прославившими свой край....

Конспект урока по теме "Известные люди истории"

Урок-путешествие на машине времени для 6 класса...

План -конспект урока по обществознанию "Российский парламентаризм - история и современность" (урок по технологии проблемного обучения,ИКТ)

Цель урока: на основе документов, статей Конституции РФ 1993г., общения с депутатом районного Совета депутатов Ковылкинского муниципального р-на изучить деятельность, вопросы ведения и основные полном...

презентация об истории украшения новогодней ёлки

Прекрасный праздник новый год должен не только быть развлечением ,но и обучением,расширением знаний наших обучающихся. Кратко и ненавязчиво....

Конспект урока по теме "Современные взгляды на возникновение жизни на земле"

Повтоорительно-обобщающий урок с использованием дискуссионных форм обучения (технология Дебаты)...