"Виды технологий социокультурной адаптации"
методическая разработка на тему

Материал в помощь педагогам дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_tehnologiy_sotsiokulturnoy_adaptatsii.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

                                                           

Виды технологий социокультурной адаптации.

                                 

                                   

                                      Автор- составитель: Анисович Юрий Юрьевич

                                                            педагог дополнительного образования

                                                                            МБОУ ДО ДДТ МО Кавказский район

ст. Кавказская, 2017 г.

Переживание момента творения дает силу для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов. Образы художественного творчества отражают все виды подсознательных процессов, включая страхи, конфликты, воспоминания детства, мечты.  С этой точки зрения любое искусство будет иметь психотерапевтическую функцию по своей сущности, поскольку оно представляет собой такой способ познания действительности, при котором человек оказывается в роли творца.

Назначение технологий социокультурной адаптации:

  1. Актуализация потребности личности в саморазвитии.
  2. Помощь в изживании стереотипов прошлого опыта, затрудняющего творческую самореализацию личности.
  3. Приумножение возможностей и ресурсов личности при «проживании» различных моделей личностного развития.
  4. Интеграция возникающих ресурсов и гармонизация личностного развития.
  5.  Предоставление возможности человеку постичь полноту социального творчества.

Социальное творчество можно охарактеризовать следующими составляющими: повышенная активность в поиске выхода из проблемной ситуации; постоянная повышение компетентности; высокий уровень прочности здоровья (стрессоустойчивость, низкая утомляемость, адекватная самооценка, отсутствие чувства страха...); высокая степень зрелости, возможность пребывания в  состоянии «здесь и теперь»; мотивация достижения результатов, широкий диапазон приемлемых для личности  способов решения проблемной ситуации (отсутствие ощущения тупика).

Особенно зарекомендовали себя следующие виды технологий социокультурной адаптации:

  1. Арт-терапия
  2. Данстерапия
  3. Драматерапия
  4. Методика драматической психоэлевации (Куклотерапия)
  5. Интермодальная терапия творческим самовыражением
  6. Процессуально-ориентированная психология
  7. Аутентичное движение

Технологии арт-терапии одновременно имеют здоровьесберегающую, психотерапевтическую и адаптивную функции.

Средства арт-терапии дают возможность человеку символически выразить свои внутренние переживания, а также расширяют возможности нового видения ситуации. Это происходит в результате того, что человек рисуя, танцуя или играя, проживает заново значимое для него событие. Таким образом, он дает выход своим подавленным эмоциям, что способствует катарсическому высвобождению. Можно также добавить, что работа с арт-материалами (глиной, бумагой, красками и т.д.) дает богатый сенсорный опыт, что способствует получению невербальной информации о себе и окружающем мире, интеграции ощущений, чувств и мыслей. Арт-объект становится для человека олицетворением проблемы, с которой он может сделать все, что ему захочется, и таким образом получить контроль над своей проблемой и трансформировать её в объект, его удовлетворяющий.  

Эффективность применения искусства в контексте психолого-педагогической практики основывается на том, что этот метод позволяет экспериментировать с чувствами, исследовать и выражать их на символическом уровне. По мнению М.М. Бахтина, «Наиболее стабильные и одновременно наиболее эмоциональные элементы – это символы; они относятся к форме, а не содержанию».

Средствами искусства человек может не только выразить себя, но и узнать больше о себе и других людях. Строя отношения людей с людьми, владеющими языком звуков, красок, движений, то есть языком несловесного общения, человек получает новый опыт, который может облегчить общение с другими людьми. По мнению К. Роденстама, методики арт-терапии основываются на том предположении, что «внутреннее «Я» отражается в визуальных формах с того момента, как только человек начинает спонтанно писать красками, рисовать или лепить».

Арт-терапия – это воздействие на психоэмоциональное воздействие человека средствами искусства.

Метод арт-терапии основан на использовании искусства, как символической деятельности. В связи с этим метод арт-терапии имеет два механизма:

  • Предполагает воздействие искусства через символическую функцию реконструирование конфликтной, травмирующей ситуации и нахождения выходов через переконструирование этой ситуации.
  • Связан с природой эстетической реакции, позволяющей изменить реакцию переживания негативного аффекта и сформировать позитивный аффект, приносящий наслаждение.

 Данстерапия -   танцевальная терапия.

 Танцевальная терапия берет свое начало от творческого танца, но в отличии от последнего используется неструктурированные двигательные формы и спонтанно освобождающиеся чувства. Ведущими целями танцевальной терапии является расширение сферы осознания собственного тела и развитие его положительного образа, расширение и совершенствование социальных умений, исследования чувств.

Драматерапия – является наиболее универсальной формой и включает в себя элементы музыки, изобразительного искусства, танца и игры.

Драматерапия используется как для укрепления здоровья, так творческого самовыражения, так и для решения глубинных проблем человека. «Театр дает возможность отодвинуть переживания – с тем, чтобы поместить на любое расстояние и рассмотреть с различных точек зрения» (С. Дженингс, А. Минде).

Методика драматической психоэлевации (куклотерапия) (И.Медведева, Т.Шишова) напоминает психодраму только по формальным признакам: там также используются театральные средства.  Различие же состоит в следующем:

Во-первых, сценарий данной методики пишут сами ведущие, давая детям возможность экспромта (но только там, где считают необходимым); Во-вторых, проживание конкретных травмирующих ситуаций в представленной методике является лишь первым шагом. В данном подходе принято считать, что можно добиться гораздо больших результатов, облекая проблемы детей в иносказательные, метафорическую форму.

 Интермодальная терапия творческим самовыражением.

В основе интермодальной терапии творческим самовыражением лежит способность искусством реагировать на человеческие страдания и вызывать катарсис. Важной чертой этой терапии является ориентация на создание законченных работ.

Процессуально-ориентированная психология – процессуальная работа.

Процессуальная работа является формой психотерапии, в основании которой лежит древнее учение даосизма и знание о мудрости природы. Она с уважением относится к познанному и понимаемому миру и в то же время погружается в таинственные и неизвестные, сновиденческие измерения жизни.

Данное направление показывает, что задатки решений и огромные источники творчества обнаруживаются как раз там, где человек меньше всего ожидает их обнаружить.

Аутентичное движение – новое направление, включающее внутренние слушание; свидетельствование (сопричастность); отношение с неизвестностью; эмоциональную толерантность; катарсис.

Аутентичное движение может рассматриваться, как одна из форм профилактики синдрома сгорания, которая позволяет освобождаться от ненужного опыта, преобразовывать свою энергию и возвращаться к основам своего бытия.

Спектр новых технологий, основанных на психологии и одновременно на различных видах художественного творчества, философских направлениях, необычайно широк. Все эти технологии в той или иной мере помогут педагогу могут показать существенную помощь в работе с детьми в условиях увеличивающегося потока информации и общей тревожности окружающего мира.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад и презентация "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"

Материал содержит презентацию и текст доклада по теме "Досуг в системе социокультурной адаптации воспитанника детского дома"...

Методы и приемы социокультурной адаптации, применяемые в СПб ГБСУСО «Дом-интернат №5».

В статье представлен практический и методический опыт по развитию, коррекции и социализации детей с проблемами в интеллектуальном развитии, социокультурной адаптации а также опыт работы с родителями т...

ДОСУГ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

В докладе рассказывается об особенностях досуговой деятельности в школе-интернате....

Языковая и социокультурная адаптация иностранцев, проживающих в России

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!Предлагаем вашему вниманию проект «Создание основ комплексной системы языковой и социокультурной адаптации иностранных граждан, проживающих на территории Тамбов...

Технология Плейбек+ как средство социокультурной адаптации и социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних в условиях социально-реабилитационного центра

Проблема межличностных коммуникаций особенно остро стоит в подростковом возрасте, не дает гармонично развиваться и усугубляет подростковые проблемы, ее проявления могут вылиться в кризис внутрисемейны...