Программа надпредметного курса "Мир деятельности"
рабочая программа (5, 6 класс) на тему

Минушкина Татьяна Владимировна

Программа надпредметного курса "Мир деятельности" для 5-6 классов. Срок реализации 2 года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия г. Болхова»

Рассмотрена на                                                                                     «Утверждаю»

Заседании МО учителей                                                                   Директор

филологического цикла                                                          МБОУ «Гимназия г. Болхова»

протокол № ___                                                                              ________________ Баева О. В

от ________________                                                              Приказ № _____ от _________________                                                      

Рассмотрена и рекомендована                

к утверждению              

Педагогическим советом гимназии                      

протокол № ___ от ______________.        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

надпредметного курса

 «Мир деятельности»

(5-6 класс)

Составитель: Минушкина Т.В.,

учитель русского языка и литературы

2015 г.

Пояснительная записка

В современном обществе  перед каждым педагогом и перед школой в целом стоит проблема формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условия безопасности, успешной самореализации и самовыражения каждого ученика.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, а с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» составлена на основе  нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
  2. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 № 1897;
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
  4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия г. Болхова».
  6. Устав МБОУ «Гимназия г. Болхова».

Цель программы:

формирование умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий; теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Курс, основанный на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам:

  • учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;
  • не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
  • развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
  • учиться более увлеченно и результативно.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивнаяформирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Технология проведения уроков реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации и включает в себя следующие шаги.

1. Мотивация к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности по «открытию» нового универсального знания.

С этой целью организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности в соответствии с принятыми нормами («надо»);

2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На данном этапе организуется подготовка мышления учащихся к новому шагу в учебной деятельности, самостоятельное выполнение ими пробного учебного действия и фиксирование индивидуального затруднения.

Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;

2) самостоятельное выполнение пробного учебного действия;

3) фиксирование учащимися своих индивидуальных затруднений в выполнении или обосновании пробного учебного действия.

Завершение этапа связано с организацией выхода учащихся в рефлексию пробного учебного действия.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) уточнить, какую конкретную задачу решали, то есть место затруднения;

2) выявить и зафиксировать в речи причину затруднения – назвать те знания, которых недостает для решения поставленной задачи и задач такого типа в целом.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, сроки, способ, средства).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), строят план достижения цели, определяют сроки, выбирают способ и средства. Этим процессом руководит учитель, используя подводящий диалог, побуждающий диалог, мозговой штурм и т.д.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе с помощью специально подобранных дидактических материалов осуществляется реализация построенного проекта. Полученное универсальное учебное действие фиксируется в языке вербально и знаково в форме эталона. Далее построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление во внешней речи.

На данном этапе учащиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием нового знания вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание на новое знание и осуществляют его самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется рефлексия хода реализации контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшее освоение новых знаний.

8. Включение в систему знаний.

На данном этапе уточняются существенные особенности нового знания, его роль и место в системе уже изученных знаний.

9. Рефлексия деятельности на уроке (итог урока).

На данном этапе фиксируется изученное знание и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся поставленная цель и результаты, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности.

Задачи надпредметного курса:

  • Расширить представления учащихся об универсальных учебных действиях;
  • Познакомить с основными правилами работы с информацией;
  • Познакомить с разными типами работы с текстом, игровыми технологиями;
  • Научить работать в парах и группах, взаимодействовать с разных позиций (автор, понимающий, критик);
  • Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
  • Научить публично представлять результаты работы;
  • Формировать универсальные учебные действия.

Общая характеристика кружка

Факультатив «Мир деятельности» носит практическую направленность, предполагает освоение учащимися основ формирования универсальных учебных действий, способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.

Содержание курса составляют сведения о различных видах работы с текстом, игровых технологиях, работе с разными источниками информации, что позволяет учащимся уже на начальном этапе овладевать необходимыми навыками по формированию универсальных учебных действий. В содержание программы внеурочной деятельности включены основные моменты учебной деятельности детей (целеполагание, анализ затруднений, работа с информацией, рефлексия). Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: словесно-иллюстративные методы, практические, наблюдение, сравнение, анализ и др.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра,  коллективные и индивидуальные  занятия, диалог, дискуссия, выступление, презентация и т.д.      

Место данного курса в учебном плане

Программа внеурочной деятельности имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер. Рассчитана на 2 года обучения (первый год - 34 часа, 1 час в неделю; второй год – 17 часов, 0,5 часа в неделю). Занятия по программе проводятся во внеурочное время.

Метапредметные результаты освоения курса «Мир деятельности»

Основные требования к метапредметным результатам учащихся:

Знать основную цель и результат учебной деятельности.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать правила поведения «автора», «понимающего» и «критика»  в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.

Уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.

Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.


Тематическое планирование надпредметного курса

 «Мир деятельности»

Первый год(5 класс)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Учиться… А что это значит?

1

1

2

Личностные качества ученика

1

1

3

Затруднение – мой помощник в учении.

1

1

4

Ставлю цель.

1

1

5

Работаем вместе.

10

3

7

6

Информация.

6

2

4

7

Работа с текстом.

6

2

4

8

Игровые технологии.

6

2

4

9

Рефлексия

1

1

10

Итоговое обобщение

1

1

Итого:

34ч.

Второй год(6 класс)

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

теория

практика

1

Ценности нашей жизни. Творчество и созидание

1

1

2

Диагностика

0,5

0,5

3

Работаем вместе: организатор

1

1

4

Работаем вместе: арбитр

1

1

5

Учимся дружно. Команда (командная работа)

1

0,5

0,5

6

Учимся дружно. Как не вступать в конфликт

1

0,5

0,5

7

Исследование как метод познания

2

1

1

8

Проекты и их реализация в учебной деятельности

2

1

1

9

Работа с текстом

3

1

2

10

Информация. Представление информации

2

1

1

11

Аналогия

1

1

12

Диагностика

0,5

13

Итоговое обобщение

1

1

Итого:

17ч.

Содержание программы надпредметного курса «Мир деятельности»

Первый год  (5 класс)

Тема 1. Учиться… А что это значит?

Знание, как общемировая ценность. Учитель и ученик. Мотивация в учебной деятельности. Самомотивация как значимая составляющая успеха учебной деятельности.

Тема 2. Личностные качества ученика.

Активность в учебной деятельности. Терпение в учебной деятельности. Честность в учебной деятельности. Доброжелательность. Вера в себя. Целеустремленность. Самокритичность. Ответственность. Уважение и терпимость к другим. Сотрудничество.

Тема 3. Затруднение – мой помощник в учении.

Что такое затруднение? Причина затруднения. Типы фиксации индивидуального затруднения. Как найти выход?

Тема 4. Ставлю цель.

Представление о цели в учебной деятельности. Алгоритм постановки цели. Не бывает цели без решения конкретных задач.

Тема 5. Работаем вместе.

Работа в парах (Чтение. Суммирование прочитанного в парах). Работа в группах (Кластер, карта ума, сводная таблица, «Зигзаг», «Идеал», «Фишбон»). Слушаю и слышу. Я – автор, я – понимающий, я – критик. Что такое диалог? Что такое дискуссия. Как не вступать в конфликт.

Тема 6. Информация.

Что такое информация. Поиск информации. Представление информации. Компьютерная обработка информации. Этические нормы работы с информацией.

Тема 7. Работа с текстом.

Кластер. «Бортовой журнал». Двучастный дневник. «Кольца Вена». «Мышление под прямым углом». «Фишбон», «Ключевые слова». «Плюс – Минус – Интересно». Разметка текста «INSERT».

Тема 8. Игровые технологии.

Можно ли учиться и играть? Игра "Часики". Игра «Барометр». Игра «Крестики – нолики».

Тема 9. Рефлексия.

«Экран рефлексии». «Шесть шляп мышления». «Шесть фигур мышления». «Гайд-парк». «Кольца Вена». «Плюс-минус-интересно». «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

 

Тема 10. Итоговое обобщение.

Второй год  (6 класс)

Тема 1. Ценности нашей жизни. Творчество и созидание

Ценностные ориентиры ученика. Ориентация на позитивное мышление. Творчество и созидание.

Тема 2. Диагностика

Диагностика сформированных умений.

Тема 3. Работаем вместе: организатор.

Структура коммуникации: организатор.

Тема 4. Работаем вместе: арбитр.

Новая роль в структуре коммуникации: арбитр. 

Тема 5. Учимся дружно. Команда (командная работа)

Как создать успех в коллективной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда. 

Тема 6. Учимся дружно. Как не вступать в конфликт.

Как правильно вести дискуссию. Как выйти из конфликтной ситуации. 

Тема 7. Исследование как метод познания

Что такое исследование. Как правильно вести исследование.

Тема 8. Проекты и их реализация в учебной деятельности.

Что такое проект. Структура проектирования: цель, план, сроки, средства, способ.  Проекты и их реализация в жизни и в учении. 

Тема 9. Работа с текстом

Работа с текстами. Конспектирование. Форматирование текста.

Тема 10. Информация. Представление информации.

Поиск и представление информации. Модели-помощники. Виды моделей: предметные, знаковые, графические, алгоритмы, блок-схемы. Презентации.

Тема 11. Аналогия.

Что такое аналогия. Аналогия в учебной деятельности.

Тема 12. Диагностика.

Диагностика сформированных умений.

Тема 13. Итоговое обобщение.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

2. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.

3. Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.

4. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайтеwww.sch2000.ru.

5. Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.

6. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.

7. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

8. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

9. Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.

10.  Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.

11. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

12. Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...” / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

13.  Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс

Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...

Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"

Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...

Введение в образовательную программу «Организаторы досуговой деятельности». Что изучает досуговая деятельность

Цель: Знакомство с досугом, как одним из видов творческой деятельности. Задачи:Познакомить детей с термином «досуг», принципами и методом досуга.Раскрыть один из методов досуга – игру.Развивать и...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»

Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС

Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»

Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...