Факультативный курс Час чистописания
рабочая программа на тему

Блинова Ирина Павловна

Основоположник советской педагогики К.Д.Ушинский считал, что «всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Великий педагог, ставя красоту письма в одну линию со смысловой и орфографической его сторонами, тем самым утверждал, что чистописание в немалой степени содействуют правильному обучению ребенка.

Так как у детей уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, которая включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет могут быть слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Поэтому курс данной программы  способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chas_chistopisaniya_1klass.docx250.18 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

(ГБОУ НСО ОЦО)

Утверждаю:                                                                                   Рассмотрено и одобрено

директор ГБОУ НСО СОШ ОЦО                                               на заседании педсовета

_________________А.Ф.Головач                                               протокол №  1  от               г

Рабочая программа

«Час чистописания»

1 класс

2017-2018 учебный год

п.Тулинский

2017г


Согласовано:                                                                               Рассмотрено:

зам.директор                                                                                 на заседании МО                                                        

________________                                                                        протокол №   от                  г                        

Рабочая программа

Факультативного курса: «Час чистописания»

На  2017 – 2018  учебный год

Классы: 1

Учитель:  Блинова И.П.

Количество часов: в неделю – 1

Количество учащихся: не более 8 человек

 Всего: за год:33       1 четверть – 9;    2 четверть – 7;    

                                      3 четверть  - 9;    4 четверть –8;    

Плановых контрольных работ:

 Всего: за год: 0      1 четверть –0;      2 четверть –0;          

                                     3 четверть –0;      4 четверть – 0;  

Лабораторных работ:

Всего: за год: 0      1 четверть –0;      2 четверть –0;          

                                     3 четверть –0;      4 четверть – 0;  

Программа составлена на основе: 

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2013г.

Васина В.В. Праздник числа. М., 2007 г.

Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2014 г.

Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2011 г.

Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2010 г.

Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

Учимся писать. РОСМЭН – Пресс 2009 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Вся школьная программа. Письмо. РОСМЭН – Пресс 2008 г.

Рабочую программу составил: Блинова И.П.


Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Новосибирской области «ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ»

п.Тулинский

Пояснительная записка.

Основоположник советской педагогики К.Д.Ушинский считал, что «всякое толковое изложение на письме своих мыслей должно быть в то же время безукоризненным по правописанию и возможно чистым и красивым по чистописанию». Великий педагог, ставя красоту письма в одну линию со смысловой и орфографической его сторонами, тем самым утверждал, что чистописание в немалой степени содействуют правильному обучению ребенка.

Так как у детей уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Первоклассники часто испытывают серьёзные трудности с овладением навыков письма. Процесс овладения навыком письма имеет многокомпонентную психофизиологическую структуру, которая включает зрительный и звуковой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно-двигательного образа, каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений. Выполнение самого процесса письма осложняется тем, что у детей 6-7 лет могут быть слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движения, недостаточно развиты механизмы программирования сложно координированных двигательных действий, низка выносливость к статическим нагрузкам. Овладение навыком письма - длительный и трудоёмкий процесс, который не всем детям даётся легко.

Поэтому курс данной программы  способствуют развитию мелкой моторики и координации движения руки, формированию навыков анализа, сравнения, распознавания, а также зрительного восприятия, произвольного внимания.

Данная программа построена в трёх направлениях.

  1. развитие ручной умелости
  2. развитие пространственной ориентации на листе бумаги (в клетку и в линейку)
  3. Развитие графического умения.

Цель - данного курса является привить учащимся навыки в крупном отрывистом письме всех строчных, прописных букв и цифр с твердым усвоением правильного строения и способа их начертания.

Задачи:

  1. Развивать тонкую моторику, то есть координированные движения мелких мышц, составляющих кисть руки.
  2. Отрабатывать начальные графические навыки и правильную постановку руки.
  3. Научить менять направление линий при помощи тонких движений пальцев, а не поворачиванием листа.
  4. Развивать механизмы, необходимые для овладения письмом.
  5. Создавать условия для накопления двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
  6. Формировать внимание и контроль за собственными действиями.
  7. Научить анализировать образец, устанавливать принцип построения ряда на основе выделения его элементов.
  8. Стимулировать развитие интеллектуальных способностей, через развитие тонкой моторики.

Пространственные представления, общие направления на листе бумаги (слева - направо, сверху - вниз, вперёд - назад) формируются путём выполнения упражнений, представленных в данной программе.

Развитие графических умений формируется через штриховку, рисование, графические упражнения.

Ожидаемые результаты:

К концу обучения у детей предполагается формирование следующих умений:

- правильно держать ручку при письме

- ориентироваться в тетради: разграничивать широкую и узкую (рабочую) строки

-фиксировать границу и величину элементов

- запоминать конфигурацию букв

- знать и уметь выполнять разные виды штриховки

- при раскрашивании уметь фиксировать границы рисунков

- уметь по фрагментам продолжить узор.

Личностные результаты:

осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 высказывать своѐ отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Метапредметне результаты

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с материалом;учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД: оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста); слушать и понимать речь других; учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Программа «Час чистописания» ориентирована на младших школьников первого класса. Программа имеет два периода обучения подготовительный и букварный. Реализуется в группе не более 8 человек. Рассчитана на 33 занятия в год, которые проводятся во внеурочное время по 40 минут 1 раз в неделю.


Учебно-тематический план.

Тема и основное содержание занятия

Кол-во занятий

1

Диагностика определения уровня развития ручной умелости (мелкой моторики)

1

2

Лабиринт, безотрывное рисование спирали по контуру, уменьшающиеся и увеличивающиеся фигуры

4

3

Все виды штриховок и обводок

5

4

Знакомство с элементом - наклонная палочка

1

5

Написание прямых наклонных линий

2

6

Деление наклонной линии на две и три части. 

1

7

знакомство с элементом - наклонная палочка с петелькой

1

8

Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки.

2

9

Письмо крючковой линии.

1

10

письмо наклонной линии от середины строки вверх.

1

11

написание второй наклонной линии вниз, не отрывая руки

1

12

Завершение написания второго крючка

1

13

сравнительные характеристики элементов букв С, О, Э

1

14

сравнительные характеристики элементов букв И, Й, Ш, Ц, Щ

1

15

сравнительные характеристики элементов букв Г, Р, П, Т

1

16

сравнительные характеристики элементов букв А, Л, М, Я

1

17

сравнительные характеристики элементов букв З, Е, Ё

1

18

сравнительные характеристики элементов букв Д, Ю, Ф, В, Б

1

19

сравнительные характеристики элементов букв Х, Ж

1

20

Сравнительные характеристики элементов букв У, Ч

1

21

Точка, точка, запятая (работа по клеточкам)

1

22

сравнительные характеристики элементов букв Н, К

1

23

сравнительные характеристики элементов букв Ы, Ь, Ъ

1

24

Весёлая азбука

1


Литература

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Развиваем руки – чтоб учиться писать правильно и красиво. Академия развития, 2000 г.

Васина В.В. Занимательное азбуковедение. М., 2013г.

Васина В.В. Праздник числа. М., 2007 г.

Гуткина Н.И. Диагностика умственного развития детей. М., 2014 г.

Расскажи стихи руками. По мотивам англ. фольклора. М., 2011 г.

Учимся рисовать. Ярославль Академия холдинг. 2010 г.

Василькова Н. Прописи. Азбука. Раскраска. Материк – Альфа. 2002 г.

Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готовим руки к письму. РОСМЭН – Пресс. 2005 г.

Учимся писать. РОСМЭН – Пресс 2009 г.

Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л. Вся школьная программа. Письмо. РОСМЭН – Пресс 2008 г.


Рассмотрим более подробно составляющие основного алгоритма письма.

1. Написание прямых наклонных линий. На этом этапе встречаются следующие ошибки:

1) несоблюдение интервала между наклонными линиями. Это связано с незнанием нужного интервала как между элементами в буквах, так и между самими буквами. На самом деле интервал между наклонными линиями не должен быть стихийным («на глазок»), так как у малыша еще не развито боковое зрение, также не может быть указан интервал на ширину буквы (ни одной буквы еще не изучено) и уж тем более – на ширину пальчика;

2) несоблюдение параллельности наклонных линий. Вторая ошибка происходит оттого, что обучающийся все свои усилия сосредоточивает на той наклонной линии, которую он пишет, а не на той, которая уже написана (неразвитость бокового зрения и самоконтроля). Следовательно, на раннем этапе необходимо обучать школьника при написании каждой следующей линии смотреть на предыдущую. Письмо наклонной линии должно быть объяснено пишущим: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки и опускаюсь по наклонной линии вниз».

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

http://pandia.ru/text/78/281/images/image002_96.jpg

2. Деление наклонной линии на две и три части. В этой части алгоритма можно предложить ребенку сопоставить половину высоты наклонной линии с интервалом между линиями и подвести обучающегося к пониманию того, что они равны. Тем самым мы дадим ученику возможность самому определять интервал между наклонными линиями, а позднее – ширину буквы, равную половине ее высоты. Такие пропорции необходимо сохранять на протяжении всего периода обучения письму для «удобочитаемости». Нахождение третьей части наклонной линии даст нам возможность определить точное место соединений элементов и букв выше или ниже середины рабочей строки.

http://pandia.ru/text/78/281/images/image003_67.jpg

3. Выполнение закругления на нижней линеечке рабочей строки. На самом деле процесс закругления происходит на 1/10 высоты от нижней линеечки рабочей строки, но обучающиеся получают установку выполнять закругление, когда они коснутся ручкой рабочей строки. Проговаривание алгоритма удлиняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз и выполняю «качалочку».

4. Письмо крючковой линии. Анализируются три вида написания крючка. Внимание останавливается на среднем. (Следует отметить, что сам крючок выписывается путем деления угла между прямой наклонной и нижней линеечкой на две равные части, тогда при написании крючковой линии до середины рабочей строки мы получаем возможность наметить ширину прописываемой нами буквы, которая будет равна половине высоты наклонной линии или половине высоты буквы.) Алгоритм написания дополняется: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой линии до середины строки». Обязательно анализируются графические ошибки. Крючковая не должна быть выгнутой или вогнутой. Итак, написание крючка подвергается детальному анализу его мелких составляющих. Это позволит в дальнейшем избежать многих графических недочетов.

http://pandia.ru/text/78/281/images/image005_46.jpg

5. Письмо «секрета», т. е. прямой линии вверх параллельно первой наклонной. На письме, без тщательной проработки этого момента, два крючка могут соединяться следующими двумя путями.

Первый путь написания: с отрывом руки и приписыванием следующего элемента. В этом случае параллельность линий не выдерживается, так как перенести ручку в пространстве и начать новое движение с нужной точки чаще всего не представляется

Второй путь написания: с плавным поднятием вверх, при этом все время, удаляясь от наклонной линии. В этом случае в следующем элементе он чаще всего наклонную отводит влево, чтобы оставить просвет в нижней части, тем самым, получая графическую ошибку.

Правильный способ написания: письмо наклонной линии от середины строки вверх. Это позволяет не только задействовать боковое зрение для сохранения параллельности элементов, но и является существенным условием соблюдения стройности букв, а также приучает ребенка к дальнейшему безотрывному написанию (если обучающийся сразу учится правильно соединять элементы буквы и сами буквы в словах, то это позволит ему в будущем, во-первых, не выполнять лишние прописывания, во-вторых, при ускоренном письме не утратить его качество).

Далее наш алгоритм звучит так: «Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу наклонную линию вверх («секрет»)».

6. Письмо вниз по «секрету», т. е. написание второй наклонной линии вниз, не отрывая руки. При этом обращается внимание школьников на то, что обе линии, выполненные сверху вниз, обязательно должны быть параллельны. Между крючковой наклонной и второй прямой наклонной — просвет в нижней части строки («шалашик»).

7. Завершение написания второго крючка, т. е. второй крючковой линии. Ученики сами анализируют, как дописать к крючковой вторую параллельную линию. На этом этапе работы им важно задействовать боковое зрение (пишем наклонную, акцентируя внимание на предыдущей).

Завершается проговаривание алгоритма обучающимися:

«Ставлю ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии вниз, выполняю «качалочку», поднимаюсь по крючковой линии до середины строки, пишу «секрет», по «секрету» опускаюсь вниз, выполняю «качалочку» и поднимаюсь по крючковой до середины строки».

http://pandia.ru/text/78/281/images/image008_28.jpg

Итак, получен основной алгоритм письма. Буква и вобрала в себя все основные элементы, часто встречающиеся при письме.

На основе соединения двух крючков между собой показан принцип соединения элементов и букв между собой, наиболее часто используемый при письме. Рассмотрим это на примере превращения буквы и в наиболее употребительные при письме — строчные буквы.

http://pandia.ru/text/78/281/images/image009_25.jpg

Обучающийся видит все преобразования, убеждается, как важно научиться правильно писать и соединять два крючка. В процессе усвоения основного алгоритма важно познакомить школьников со средствами проверки правильности написанного. С этой целью вводятся следующие графические знаки: середина ( — ), одна треть сверху или снизу (х), просвет снизу, «шалашик» (•), просвет сверху, «гнездышко» (v).

Получить полный текст

 

Подписаться на рассылку!

http://pandia.ru/text/78/281/images/image010_22.jpg

При использовании алгоритма письма, после его осознания детьми через игровую ситуацию, через вовлечение их в посильную «исследовательскую» деятельность не только формируется и совершенствуется правильный графический навык, но и решается ряд общих развивающих задач.

Ведь процесс письма не является простым моторным актом, он помогает школьнику в развитии его познавательного интереса, речи, силы воли, осознанного отношения к выполняемой работе и ее результатам.

В букварный период значительное место уделяется подробному анализу буквы: обучающиеся находят в изучаемой букве уже известные элементы, разбирают все приемы соединений с последующими буквами, дают их словесное описание. Первоначально это осуществляется с помощью учителя, затем, при ознакомлении с новой буквой, ученики стараются сами составить ее алгоритм. Они учатся под проговаривание алгоритма учителем (графический диктант) записывать букву, самостоятельно комментировать написание не только букв, но и отдельных соединений и даже коротких слов.

Таким образом, используя известный алгоритм письма, ученики путем анализа, логических рассуждений, сравнений не только объясняют написание букв, но и усваивают правильный принцип безотрывного письма. Такое построение графической работы способствует активизации мыслительной деятельности ученика.

Мышление 6-7-летних детей носит наглядно-образный характер. Учитывая это, перед обучением начертанию буквы в памяти ученика следует сформировать четкий и дифференцированный зрительный образ буквы. Учащимся предлагается сравнить изучаемую печатную букву с письменной, также выделить в ней уже известные им элементы, вспомнить, в каких изученных буквах они уже встречались. Разобрать новые элементы, подумать, на что они похожи, постараться дать им название. Учитель предлагает свой вариант названия, с которым дети, как правило, соглашаются. Алгоритм буквы не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности педагога и детей. Это позволяет ребятам не заучивать алгоритм изучаемой буквы, а осознанно усваивать его. Время усвоения в каждом конкретном случае разное. Одни усваивают алгоритм в процессе ознакомления с новой буквой, другие – несколько позже, при этом принцип осознанности всегда должен оставаться ведущим.

Помимо отработки написания той или иной буквы, ученик должен уметь отличить правильно написанную букву от неправильно написанной и указать, в чем заключаются ошибки (если они есть) и как их устранить. Очень важно работу по анализу буквы проводить как можно раньше, так как ее результативность положительно сказывается на формировании правильного графического навыка. В букварный период следует уделять значительное внимание развитию графической зоркости, а не увлекаться скоростью письма.

Для лучшего осознания ребятами написания букв в их алгоритмах используются обозначения «качалочка», «секрет», «клюшка», «узелок» и др. Эти дополнительные обозначения понятны детям, легко запоминаются и успешно воссоздают в их сознании необходимые графические образы.

На третьем этапе основного алгоритма школьники учатся разворачивать ручку на месте, т. е. выполнять поворот на месте, но так, чтобы обязательно оставалось определенное закругление. Этот поворот на месте для краткости принято называть «качалочкой».

Подъем после крючковой наклонной линии по прямой наклонной вверх выполняется параллельно уже написанной слева наклонной линии (в основном алгоритме это пятый этап).

Этот подъем от середины строки вверх принято называть «секретом» (при возвратном движении эта линия в основном как бы «накрывается» сверху и становится невидимой). Этот элемент прописывается почти во всех буквах, в которых необходимо указать на параллельность элементов или их части. Элемент «клюшка» используется в тех случаях, когда в написании нижней части буквы следует задержаться на строке на ширину буквы.

Написание «узелка» обозначает выполнение кругового движения на месте против часовой стрелки.

Некоторые аспекты использования информационных технологий в обучении письму младших школьников.

Целесообразность применения информационных технологий в обучении различным предметам школьного цикла не вызывает сомнений. Эффективность такого обучения значительно повышается, если его использование будет не эпизодическим, а систематическим, на протяжении изучения всего курса. Основной проблемой такого интегрированного изучения предметов является то, что при разработке традиционных курсов не предполагалось использование информационной технологии.

К счастью, информационно-технологическая поддержка представленной методики обучения письму младших школьников  может быть реально осуществима.

Для обучения письму малышей в первую очередь важна наглядность процесса написания букв и их соединений.

Замечательно, если это традиционно сделает учитель на доске, но гораздо образнее, красочнее, эффектнее  написание букв, соединений  и слов можно реализовать на экране компьютера, используя современные программные средства.  

При этом сам процесс может быть оформлен в стиле уже готового дизайна с и действующими лицами прописей. На уроках учащийся, двигая «мышь», будет иметь возможность многократно повторять действия, ориентируясь на собственные потребности и способности.

Характерная особенность данной методики обучения письму – изучение основного алгоритма письма и написание каждой буквы по этому алгоритму.

С самого раннего возраста у детей происходит развитие алгоритмического и аналитического мышления, поскольку для каждой буквы ученик разрабатывает и реализует конкретный алгоритм ее написания и анализирует допущенные ошибки. Алгоритм не может навязываться учителем, он должен рождаться на уроке в совместной деятельности учителя и ребенка.

Одним из важнейших этапов обучения письму является приобретение и развитие навыка видения или узнавания составляющих элементов буквы  и их способа соединения. Применение различных вариантов компьютерных мозаик, выполненных на основе готовых заданий из прописей, бесспорно, будут полезны и внесут разнообразие в ход урока.

Прописи содержат большое количество заданий, которые могут быть оформлены в виде компьютерных игр. Игровые технологии,  пожалуй, самые эффективные у младших школьников.

Например, игра «Угадай букву» (узнать и  дописать букву)

http://pandia.ru/text/78/281/images/image011_19.jpg

 «Найди графические ошибки», «Ищи правильную букву», «Восстанови слово»,

«Найди пару каждому элементу», «Поле чудес» (выбери соответствующую букву).

http://pandia.ru/text/78/281/images/image012_15.jpg  http://pandia.ru/text/78/281/images/image013_12.jpghttp://pandia.ru/text/78/281/images/image014_12.jpg 

Разработка компьютерных видеоуроков обучения даст возможность применять методику при различных формах обучения детей (надомной, семейной, дистанционной). 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов «Систематизация курса математики 5-9 классов»

Программа факультативного курса по математике для учащихся 9 классов«Систематизация курса математики 5-9 классов»32 часаЦели: подготовить учащихся 9-х классов к Государственной итоговой аттестац...

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)...

Рабочая программа факультативного курса по русскому языку 9 класс "Практический курс речеведения"

Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентирова...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...

Программа факультативного курса "СПОСОБЫ ПОЛУЧЕНИЯ ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ С КРАТНОЙ С=С СВЯЗЬЮ В КУРСЕ ХИМИИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ" 10 класс

Данная разработка представляет собой курс факультативных занятий «Методы конструирования кратной С=С связи: промышленные и лабораторные способы получения алкенов» для учащихся 10 классов о...