Подвижные игры в спортзале
методическая разработка (5 класс) на тему

Волков Андрей Викторович

Сборник подвижных игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el_sbornik_igr.docx91.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
гимназия № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Электронный сборник игр
по материалам семинара-практикума


«Реализация игровых технологий в объединениях физкультурно-спортивной направленности ОДОД»


Октябрь 2017 года

Санкт-Петербург

2017

«Реализация игровых технологий в объединениях физкультурно-спортивной направленности ОДОД»: Электронный сборник статей по материалам семинара-практикума- ГБОУ гимназия № 446 Колпинского района – Санкт-Петербург – 2017 - № 1 [Электронный ресурс] – Режим доступа –

Электронный сборник по материалам семинара-практикума  «Реализация игровых технологий в объединениях физкультурно-спортивной направленности ОДОД» содержит подборку подвижных игр с детьми разных возрастных категорий для использования педагогами на занятиях физической культуры как в объединениях ОДОД, так и на уроках.

Данный сборник будет полезен педагогам дополнительного образования, учителям физической культуры, педагогам групп продленного дня (для проведения подвижных игр с детьми на прогулке).

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВСТУПЛЕНИЕ                                                                

3

Грязнова Ольга Николаевна,

заведующий отделением дополнительного образования детей, педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга


СТАТЬЯ «ИГРА – СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»                                              

Шубина Елена Леонидовна,

педагог – психолог, педагог дополнительного образования  ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

7


ИГРЫ «ТРИ СВИСТКА», «ПЕРЕСТАВЬ КОНУСЫ», «НАЙДИ СООБЩЕНИЕ», «ДОГОНИ МЯЧ»

Аллахвердиев Фазиль Аллахвердиевич,

учитель физической культуры, педагог дополнительного образования ГБОУ  гимназии  № 446  Колпинского  района Санкт-Петербурга

11


ИГРА «ПОДВИЖНЫЕ КРЕСТИКИ-НОЛИКИ»

Бондаренко Иван Анатольевич,

педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 452 Колпинского  района Санкт-Петербурга

14


ИГРА «ЦЕНТР ВСЕЛЕННОЙ»

Власова Лариса Николаевна,

учитель физической культуры, методист ГБОУ  гимназии  
№ 446  Колпинского  района Санкт-Петербурга

15


ИГРЫ «ВИРУС», «ВИРУС ЦЕПОЧКОЙ», «КВИДДИЧ»

Волков Андрей Викторович,

педагог дополнительного образования  ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга.

16


ИГРА «ПЕРЕШАГНИ КРОКОДИЛА»

Двойносова Людмила Геннадьевна,

 педагог дополнительного образования ГБОУ начальная школа № 453 Колпинского  района Санкт-Петербурга

18


ИГРА «БАСКЕТБОЛ - СОБАЧКА»

Кашапова Клара Наильевна,

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии  

№ 446 Колпинского  района Санкт-Петербурга

19

ИГРА «ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ», «ВНИМАТЕЛЬНЫЙ САМУРАЙ», «КИТАЙСКАЯ СТЕНА»

Косарева Екатерина Леонидовна,

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии

№ 441 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

20

ИГРА «КОРШУН И НАСЕДКА», «ЗАЩИЩАЙ ТОВАРИЩА», ЭСТАФЕТА С ЭЛЕМЕНТАМИ БАСКЕТБОЛА

Козлова Юлия Владимировна,

педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 455 Колпинского  района Санкт-Петербурга

22

ИГРА «БЫСТРЫЙ ПОЧТАЛЬОН»

Листраткина Ируте Владо,

учитель физической культуры гимназии  № 446  Колпинского  района Санкт-Петербурга




25

ИГРА «БЫСТРЫЙ ПОЧТАЛЬОН»

Мельникова Елена Васильевна,

педагог дополнительного образования ГБОУ начальная школа № 453 Колпинского  района Санкт-Петербурга



26

ИГРА «РУКИ - КОЛЬЦА»

Шарова Мария Сергеевна,

педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии

 № 446 Колпинского  района Санкт-Петербурга

27

ИНТЕРАКТИВНАЯ МАСТЕРСКАЯ ПО СОЗДАНИЮ ИГР


28

ВСТУПЛЕНИЕ

                                                                 

Грязнова Ольга Николаевна,
заведующий отделением дополнительного образования детей,
педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга.
 

Добрый день, уважаемые гости, коллеги!

Почему выбрана форма проведения семинара как семинар- практикум?

Содержание программ обучения и образовательные технологии оказываются взаимосвязанными: если содержание «питает» развитие личности, то технологии «включают и запускают» её развитие.

В связи с этим возникают вопросы:

- как актуализировать уже имеющиеся у ребёнка знания и умения,

- как научить его размышлять и анализировать свой собственный опыт и достижения,

- как побудить его к самостоятельному обучению и как выбрать для этого эффективный способ?

Одним из вариантов решения этой проблемы -  использование в обучении интерактивных образовательных технологий.

При активных взаимодействиях педагог и обучающиеся общаются друг с другом в ходе занятия, и дети  здесь не пассивные слушатели, а активные участники занятия.

При реализации активных технологий, когда акцент делается на личность обучающегося, и коллективных форм работы, когда обучающийся находится во взаимодействии с другими участниками учебного процесса, происходит активизация мыслительных и эмоциональных процессов, развиваются творческие и физические способности, что обеспечивает дальнейшее формирование общекультурных компетенций.

В любой из образовательных технологий, применяемых педагогами дополнительного образования,  есть игровая составляющая.

Используя игровые технологии, дети во время занятий любого из объединений, «примеряют» роли и  проявляют себя в проблемных ситуациях по-разному.

Это  способствует эффективному усвоению знаний;

  формируются  и закрепляются практические умения и навыки, что позволяет решать задачи перехода от простого накопления знаний к созданию механизмов самостоятельного поиска;

- способствуют формированию способности справляться в практическом плане с определенными типами жизненных и, в дальнейшем, профессиональных задач и ситуаций;

-  формируют ценностные ориентации личности.

Конечно, результат существенно зависит от профессионализма педагога и  требует много времени на подготовку и проведение таких занятий.

Опыт интерактивных технологий востребован в практической жизни, особенно в ситуациях, характеризующихся неопределённостью и непредсказуемостью, когда приходится действовать не по готовым алгоритмам, а, сталкиваясь с новыми условиями, необходимо принимать нестандартные решения и прогнозировать их последствия.

ИГРА – СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

Шубина Елена Леонидовна, 
педагог – психолог,
педагог дополнительного образования  
ГБОУ гимназии № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга.

Игра начинается на пеленальном столике. Первое, чему учится ребенок — это «зеркальному общению». Всеми любимое: «Где наш малыш?» — одна из многих игр, понятных ребенку без слов. Он смеется, понарошку пугается, повторяет движения — так рождается взаимодействие, основа будущих социальных навыков.

Общаясь с малышом, который еще не научился даже сидеть, мама и папа учат его важнейшим сигналам, которые показывают, что идет игра: меняется выражение лица, голос, появляется улыбка или смешная гримаса. Те же сигналы мы используем, когда шутим.

Тем самым мы открываем дверь в мир игры.

ИГРА — ЭТО ЗАЛОЖЕННЫЙ ПРИРОДОЙ СПОСОБ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

В игре человек учится взаимодействовать с другими людьми и примерять на себя различные роли. Все крупные млекопитающие играют и используют определенные сигналы: и котята, и щенки, и детеныши шимпанзе...

Нетрудно понять, почему у наших детей период детства длится дольше, чем у других видов: им нужно очень многому научиться и мы, открывая  дверь в мир Игры, открываем дверь в мир Жизни. Удовольствие от жизни связано с удовольствием от игры, которое, в свою очередь, связано с удовольствием учиться и узнавать новое. 

Можно создать длинный список всего, что получает ребенок во время игры.

Ребенок учится проявлять и воспринимать эмоции, слушать других и формулировать свои мысли, проявлять сочувствие, оказывать помощь, а главное — фантазировать и придумывать новое.

В этот список можно добавить еще 100 пунктов.

Но ребенок играет не потому, что это полезно. Это знаем мы, взрослые, но едва ли дети прыгают через скакалку и думают «как здорово, я тренирую моторику».

 Дети играют, потому что это весело, и взрослые должны помочь им это почувствовать. 

Способность к игре есть у всех детей, и игры меняются в зависимости от окружения ребенка и культуры, к которой он принадлежит. От них зависит, как будет играть ребенок, насколько глубокой будет игра и насколько разнообразными будут сюжеты. 

СПОСОБНОСТЬ ИГРАТЬ ТАК ЖЕ ВАЖНА, КАК УМЕНИЯ  ХОДИТЬ ИЛИ ГОВОРИТЬ.

Умение понимать сигналы и социальные коды, которое закладывается в игре, необходимо для дальнейшего успешного функционирования в обществе.

Ведь, чтобы участвовать в процессе игры, ребенок должен усвоить основные ее правила. 

ОЧЕРЕДНОСТЬ. В игре нет того четкого регулирования очереди, как на приеме к врачу, — это гибкий порядок, вплетенный в процесс игры, в которой можно меняться игрушками, а одновременно и ролями. Но ребенок должен быть знаком с таким способом взаимодействия, иначе играть с кем-то ему будет трудно.

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ. Нельзя заставить кого-то играть, и, кроме того, нужно договориться, во что именно мы играем. На детских или на спортивных площадках часто случаются конфликты из-за того, что дети хотят играть по-разному — и тут им нужно помочь найти взаимопонимание. Это задача взрослых, но здесь важно не просто принять решение за детей, а подсказать занятие интересное всем или, например, придумать, как объединить все предлагаемые игры в одну. 

ОБОЮДНОСТЬ. В игре должны быть правила, принимаемые всеми участниками. Обычно они таковы: не ломать, не вредить, не причинять боль друг другу. Если ребенок что-то ломает — все, стоп, игра прекращается. Здесь тоже нужно вмешательство взрослых — чтобы установить границы.

Эти правила и есть своеобразные социальные коды игры, не владея которыми, ребенок не может взаимодействовать с другими детьми.

Когда ребенок только начинает играть, он находится на самом низком уровне, и если взрослые не будут поддерживать этот процесс, игра может на этом остановиться: он скажет «я больше не играю». 

 А неиграющие дети могут стать аутсайдерами в садике, а потом и в школе: их дразнят, у них могут возникать  психологические проблемы.

ЕСЛИ ДЕТИ НЕ ИГРАЮТ, В ЭТОМ ВИНОВАТЫ ВЗРОСЛЫЕ.

Такое случается, когда дети растут в условиях, которые не способствуют игре. Опираясь на выводы российских  психологов, по мнению которых, существует  пять причин, которые мешают детям играть: 

- взрослые не поддерживают детские игры; 

- в детских садах недостаточно предметов, которые можно по-разному использовать в игре;

- у детей нет возможности организовать пространство таким образом, чтобы мебель можно было использовать в игре;

- в школьном расписании нет места играм;

- учителя не понимают «шумных игр».

Многим взрослым кажется, что детские игры — это что-то само собой разумеющееся, но ребенок не начнет играть сам по себе. Ему нужна помощь взрослого, которая заключается не только в том, чтобы организовать пространство и морально подготовиться к возможному шуму и беспорядку.

 Самый лучший способ подтолкнуть ребенка к игре — это показать пример.

Не пытаться рассказывать, что и как делать, а самому сесть на пол, взять игрушки и начать играть.

Использование игровых технологий в физкультурно-спортивной направленности, с  точки зрения психологической целесообразности, состоит в интенсификации эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия.

Такие игры носят, как правило, интерактивный характер, т. е. подразумевают интенсивное взаимодействие между участниками.

Такие упражнения направлены, главным образом, на решение следующих задач:

· активизировать эмоциональные состояния участников (как правило, подразумеваются положительные эмоции, иногда также вызывается страх, который в свою очередь, будучи преодоленным, вызывает радость);

· сплотить группу (сплоченная группа, это положительное отношение участников друг к другу, получение удовольствия от занятия общим делом, высокая эффективность коллективной деятельности в целом);

· сформировать взаимное доверие участников;

· выработать готовность оказаться в ситуациях, подразумевающих высокую степень неопределенности, включающих элемент совместного риска;

· научить координировать не только свои, но и совместные действия, а значит и более эффективно достигать поставленных целей, организовывать конструктивную деятельность и расходовать силы на преодоление возникающих затруднений, а не переживания по их поводу;

· развить волевые качества занимающихся, а также их внимание и наблюдательность.

 ИНТЕРАКТИВНЫЕ БЛИЦ-ИГРЫ

Аллахвердиев Фазиль Аллахвердиевич,
учитель физической культуры,
педагог дополнительного образования ГБОУ  гимназии  № 446  Колпинского  района Санкт-Петербурга

1. Игра «Три свистка»

Краткая аннотация:

Игра предназначена для занимающихся от 12 лет и старше.Количество участвующих –от одного и более. Игра проводится в начале занятия, с целью повысить интерес,концентрацию внимания и эмоциональный фон привыполнениизанимающимисятрадиционной беговой разминки. Она привносит в беговую разминку разнообразие действий.

Содержание игры:

Ученики движутся (шагом, бегом) в колоннес  установленной (2 м)дистанцией. Им дается указание, что по одному свистку они поворачиваются кругом (на 180°)  и двигаются в обратном направлении, два свистка – поворачиваются на 360° и двигаются в первоначальном направлении, 3 свистка – двигаются в первоначальном направлении без задания. После 2-3 раз повторений, ученикам указывается, что те же действия выполняются, но со сдвигом на 1 цикл в сигналах: по одному свистку они двигаются без задания, два свистка –поворачиваются кругом (на 180°)  и движутся в обратном направлении, 3 свистка –поворачиваются на 360° и движутся в первоначальном направлении. Также после 2-3 раз повторений, ученикам указывается, что те же действия выполняются, но со сдвигом еще на 1 цикл: по одному свистку поворачиваются на 360° и двигаются в первоначальном направлении, двигаются без задания,два свистка –продолжают движение без задания,  3 свистка – на 180°  и двигаются в обратном направлении.

Тем, кто ошибается можно предлагать разные варианты поощрения в середине зала в виде приседаний, сгибания рук в упоре лежа и т.д.

Также можно отметить и самых внимательных занимающихся.

Используя подобный подход, можно предлагать иные задания на разные сигналы.

2. Игра «Переставь конусы»

Краткая аннотация:

Игра предназначена для занимающихся от 11  лет и более. Количество участвующих  - 2-3 команды по 5, 6 человек в каждой.  Цель игры- повысить эмоциональный фон и интерес к занятиям физкультурой. Игра также способствует развитию скоростных способностей занимающихся и может являться элементом подготовки к челночному бегу.

Содержание игры;

Команды стоят в колонну по одному. Перед каждой командой, на расстоянии 5 метров расставлены 5 конусов (или набивные мячи и другое) с  дистанцией 2 м. Ближний к командам конус  - это 1-й, далее 2-й и т.д. По сигналу  каждый участник команды бежит к расставленным конусам, меняет их местами: 3-й с 1-м,  4-й со 2-м, добегает до 5-го и, коснувшись его рукой, возвращается обратно к команде, передает эстафету следующему участнику. Тот также выполняет подобные действия.И так – до последнего участника команды.

За первый результат – 5 баллов, за второй – 4 балла, за третий – 3 балла. Штрафные баллы начисляются за каждую неверную смену мест конусови изымаются из результата команд.Побеждает команда, набравшая больше баллов.

3. Игра «Найди сообщение»

        Краткая аннотация:

Игра предназначена для занимающихся от 10  лет и более. Количество участвующих  - по одному представителю  от играющих команд (т.е., примерно от 2до 5 человек).  Цель игры - повысить эмоциональный фон и интерес к занятиям физкультурой, привнести новые для занимающихся игровые элементы. Игра также способствует воспитаниюответственности за командный результат.

Содержание игры;

Участники, по одному от каждой команды, встают у стартовой линии с интервалом 2-3м между собой. Передними, у каждогона расстоянии 5 метров расставлены 5 (и более) конусов с  дистанцией 2 м. Ближний к участнику  конус  - это 1-й, далее 2-й и т.д. Внутри одного из конусов у каждого участника закреплена бумажка (сообщение) и капитанам неизвестно в каком она конусе. По сигналу они бегут к конусам и поднимают любой (только один) из них. Если там нет сообщения, они должны вернуться к стартовой линии, вновь бежать к конусам и пытаться найти сообщение. Участник, нашедший записку,завершает свою миссию.  За 1-й результат дается 3 балла, за 2-й – 2 балла, за 3-й -1 балл.

4. Игра «Догони мяч»

        Краткая аннотация:

Игра предназначена для занимающихся от 9  лет и более. Количество участвующих  - от 6 человек и далее.  Цель игры - повысить эмоциональный фон и интерес к занятиям физкультурой.  Игра также может использоваться как специальная разминка при совершенствовании передач в баскетболе

Содержание игры;

Игра может использоваться для закрепления передач в баскетболе. Участники делятся  на 2 команды и располагаются в одной  окружности через одного человека, рядом друг с другом, с указанным интервалом. Два баскетбольных мяча находятся напротив друг друга, в руках у участников противоположных команд.  По сигналу мячи должны передаваться участнику своей команды в указанном направлении, указанным способом. Способы передачи могут быть разными для каждой команды. Задача – догнать мяч противоположной команды. Игру можно разнообразить изменением направления передач дополнительными сигналами.

Бондаренко Иван Анатольевич,

тренер-преподаватель
ГБОУ СОШ №452

Высшее образование ПГУПС и
НГУ им. П. Ф. Лесгафта,
футбольный арбитр КФА СПб.

Игра «Подвижные крестики-нолики»

Цель игры

Сплочение команды, повышение эффективности совместной деятельности, отработка быстроты реакции.

Количество игроков

2 (две) команды по 3 (три) человека в каждой команде.

Цель игры

Заполнить ряд по вертикали или горизонтали или диагонали своими фишками

Правила игры

Игроки располагаются у стартовой линии.
Через определенное расстояние (7 -10 метров) расположено игровое поле, а именно квадрат, состоящий
из 9 (девяти) позиций, отмеченных обручами, 3 на 3 (по принципу игры крестики-нолики).
У каждого игрока по фишке. У каждой команды
фишки своего цвета.


По сигналу
первые игроки команд начинают движение к игровому полю занять одну из позиций. Для этого необходимо в любую незанятую соперником позицию установить свою фишку.


Запрещено трогать и передвигать фишки соперника!

Фишки своей команды можно менять местами.


Каждое последующее действие выполняется по очереди следующим в команде игроком. Следующий игрок команды начинает движение от стартовой линии, как только предыдущий игрок его команды возвращается и пересекает стартовую линию.

Ход и результат игры

Игра состоит из трех партий. Команда, заполнившая ряд позиций (по горизонтали или вертикали или диагонали) своими фишками быстрее, побеждает. Завершением победы считается возврат игрока и пересечение стартовой линии!

Власова Лариса Николаевна,
учитель физической культуры, методист,
учитель высшей категории
ГБОУ гимназии № 446
Колпинского района Санкт-Петербурга.
Педагогический стаж 10 лет

 

Игра «Центр Вселенной»

Цель игры: развить скоростно-силовые качества, развить пространственную ориентацию

Возраст детей: для разного возраста.

Количество игроков: играть в эту игру могут разное количество человек (от 3 до 20 и более).

Описание игры:  Все становятся в круг, в центре стоит ведущий с мячом.
По команде ведущий подбрасывает мяч над собой, а игроки разбегаются в разные стороны. Как только в руках ведущего окажется мяч, и он  произнесёт слово «СТОП», все останавливаются и разворачиваются к ведущему. Ведущий обращается сначала к первому игроку, взглянув на расстояние до выбранного игрока  -  ведущий визуально определяет, сколько надо сделать до центра упражнений (многоскоки, ходьба гуськом, прыжки на одной ноге, шаги на длину стопы, гусеница, каракатица, приставной шаг и т.д.), чтобы запятнать его мячом.

Правила: по команде ведущего нужно сразу остановиться и развернуться к центру, не хитрить.

Результат: побеждает тот кто, выполнив все упражнения и, стоя на месте, сможет  уклонится от «пятнания»  мячом.

Волков Андрей Викторович,
педагог дополнительного образования  ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга.

Цель игр: снятие психо-эмоционального напряжения, активизация положительных эмоций, отработка быстроты реакций, развитие способности выявить слабые и сильные стороны участников в игре, развитие координацию движений при взаимодействии между игроками.

Игра «Вирус»

Возраст детей:

Младший школьный.

Описание игры:

Игра начинается с того, что выбирается ведущий (вирус), он поднимает руку вверх и по команде «старт» - бежит пятнать других участников игры. Остальные участники игры, должны убежать и избежать пятнания.  После первого успешного пятнания, тот, кого запятнали тоже поднимает руку и в игре участвуют два вируса. И так далее, до команды «стоп».

Правила:

Запрещено толкать других игроков и выбегать за территорию игровой площадки. Если игрока (вируса) другой игрок (вирус) случайно запятнал ещё раз, то первый перестает считаться вирусом и может опустить руку и спасаться от вируса снова.

Игра «Вирус цепочкой»

Возраст детей:

Младший школьный.

Описание игры:

Игра начинается с того, что выбирается ведущий (вирус), он поднимает руку вверх и по команде «старт» - бежит пятнать других участников игры. Остальные участники игры, должны убежать и избежать пятнания.  После первого успешного пятнания, тот, кого запятнали берёт за руку первого игрока и они начинают пятнать других игроков вместе, держась за руки. И так далее, до команды «стоп».

Правила:

Цепочка не должна разрываться, если пятнание было с разорванной цепочкой, то оно не считается.

Игра «Квиддич»

Возраст детей:

Средний, старший школьный.

Описание игры:

Игра начинается с того, что участники делятся на две команды. Мяч разыгрывается сбрасыванием. Участники игры, должны без потерь мяча передать броском из рук в руки участникам своей команды мяч 10 раз подряд.  При потере мяча или при ауте счет обнуляется. При успешной передаче 10 раз подряд, команда выигрывает один бал. Игру продолжает команда проигравшая бал. И так далее до команды стоп.

Правила игры:

Мяч можно передавать в любой последовательности участникам своей команды, только из рук в руки броском. Запрещено грубо отбирать мяч, отбирать мяч можно только перехватом броска.

Двойносова Людмила Геннадьевна,

 педагог дополнительного образования ГБОУ начальная школа №453 Колпинского района Санкт-Петербурга. Учитель 1 категории. Мастер спорта по художественной гимнастике.

 Руководитель детского танцевального коллектива «Карамелька».

Игра «Перешагни крокодила».

Цель: создать положительно эмоциональный настрой и развить координацию движений при взаимодействии в парах.

Количество игроков: 10 и более (чётное количество).

Правила. Исходное положение - учащиеся сидят по кругу парами  друг к другу лицом, ноги прямые и обязательно вместе  -  соединены игроки в парах стопами, руки в упоре сзади. Запрещается сгибать и расставлять ноги.

Ход игры. Первая пара встает на ноги и взявшись за руки двигается боком, приставным шагом, перешагивая через сидящие пары (крокодилов). Как только она перешагнула вторую пару, вторая пара встаёт и повторяет перешагивание через другие пары за первыми и т.д. Пара встаёт только тогда, когда все движущиеся пары их перешагнули. Первая пара садится в исходное положение, когда они перешагнут последнюю пару (она указывается в начале игры для ориентира).

То же самое выполняют все остальные пары.

Игра выполняется:  сначала без музыки, потом под музыку в медленном темпе, затем в быстром.

Усложнение - вместо перешагивания идёт перепрыгивание «козликом».

Варианты результатов и окончания игры:

  1. В игре нет проигравших и победителей.
  2. Кто совершает ошибки в игре, тот выбывает, выигрывают пары, оставшиеся в игре.
  3. Выигрывают пары, выполнившие игру без ошибок.

Кашапова Клара Наильевна,
педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга;  тренер-преподаватель
1 категории. Мастер спорта международного класса по лёгкой атлетике; многократный победитель и призер Чемпионатов России и Европы;
участница Олимпийских игр (1996, Атланта)

Игра «Баскетбол-собачка»

Цели и задачи игры:

  • развитие быстроты реакции;
  • развитие скорости;
  • развитие выносливости;
  • развитие координационных движений;
  • повышение положительного настроя и психо - эмоционального здоровья;
  • способствовать выработке организованности в групповых действиях.

Возраст детей: от 8 лет до 18 лет.

Описание игры: игра «Баскетбол-собачка» сочетает в себе элементы лёгкой атлетики, а также таких спортивных игр как баскетбол, регби.

Учащиеся делятся на две команды.

Игра начинается после сбрасывания судьёй-тренером мяча.

Игроки перемещаются по площадке, стараясь перехватить мяч. Задача игроков забить руками мяч в кольцо соперников, и помешать другой команде овладеть мячом и забросить его в свою корзину.

За каждое попадание мячом  в кольцо соперника, команда получает одно очко.

Правила:

  • игроки не имеют право совершать пробежки с мячом в руках;
  • игрок не может держать мяч в руках более пяти секунд;
  • в игре нет аутов.

Результат:

победителем становится команда, набравшая наибольшее количество очков.

* * *

Косарева Екатерина Леонидовна,  педагог дополнительного образования  ГБОУ гимназии № 441 Фрунзенского района. Высшая квалификационная категория.
Стаж тренерской работы 27 лет. 

«В своей работе использую адаптированные под свою специфику игры и игровые задания. Для меня важно, что бы в игре дети закрепили тот материал, который мы проходили на тренировке, отработали базовые элементы техники, потренировали внимательность, ловкость, выносливость, коммуникативные качества. Вот описание некоторых игровых заданий, которые я использую в своей работе».


Игра «Тише едешь – дальше будешь»

Цель игры: 
отработать базовые стойки, скоростные качества, устойчивость.


Количество игроков: 5-15 человек.


Ход и правила игры:
Все игроки становятся с одной стороны спортивного зала, водящий - с другой стороны, и поворачивается ко всем спиной.

Водящий произносит: "Тише едешь - дальше будешь».
В это время все игроки пытаются как можно дальше пробежать-пройти к финишу, на слове "СТОП" замирают в какой-либо стойке.

 После слова "СТОП" водящий оборачивается. Если он увидел движение какого-то игрока (кто не успел замереть, или остановиться из-за скорости разгона) или не качественно выполненную стойку - игрок отправляется на исходную линию и начинает игру сначала.


Окончание игры:
Побеждает тот, кто первым доберется до финиша и дотронется до водящего - он занимает его место, и игра начинается сначала.


Игра «Внимательный самурай»

Цель:
развитие внимания, быстроты реакции, закрепление базовой техники. 


Количество игроков: 5-15 человек.


Ход и правила игры:
Участники игры заранее договариваются: какое  число — какое действие обозначает.

 Например: 3 - защитное движение, блок; 13 - ударное движение рукой; 30 - ударное движение ногой.

Если водящий (тренер) говорит «три» — все игроки должны выполнить защиту, при слове «тринадцать» — ударное движение рукой, при слове «тридцать» — ударное движение ногой.

 Игроки должны быстро выполнить соответствующие движения.

Игра «Китайская стена»

Цель игры: развитие двигательных, коммуникативных способностей, ловкости, выносливости.


Количество игроков: 10 -15 человек.


Ход и правила игры: 

из игроков выбираются 2 «каменщика». Остальные — «кирпичики».

«Кирпичики» разбегаются по площадке, а «каменщики» начинают бегать за ними и пытаться осалить кого-то из «кирпичиков».

(Водящим можно выдать спортивные мягкие нунчаки или мягкие биты, тем самым в игре будет отрабатываться владение спортивным инвентарём).

Осаленного «кирпичика» каждый «каменщик» ведет в одно место и оставляет там. Следующего осаленного «кирпичика» «каменщик» ставит рядом с первым — образуется «стена».

Окончание игры:
Выигрывает тот «каменщик», у которого «стена» будет длиннее, т. е. он осалит больше «кирпичиков».


Примечание: осаленным «кирпичикам» нельзя убегать со своего места.

Козлова Юлия Владимировна,
педагог дополнительного образования ГБОУ СОШ № 455 Колпинского  района Санкт-Петербурга

Игра «Коршун и наседка»

Цель: Воспитание ловкости, меткости и координации. Воспитание умения работать в команде.

Кол-во игроков: от 3-х человек.

Правила: «коршун» и «наседка» не трогают друг друга руками. При разрыве колонны ига начинается заново.

Ход игры: из играющих выбирается один водящий- «коршун». Все остальные становятся в колонну, положив руки на пояс или плечи друг другу. Их называют «цыплятами», а впереди стоящего- «наседкой». У «наседки» свободны руки, она ими защищает «цыплят».  По команде «коршун» начинает ловить «цыплёнка» стоящего позади всех.  «Наседка» мешает ему преграждая путь. Колонна, стараясь не разорваться, отклоняется за ней в ту или иную сторону.  Игра начинается заново, если «коршун» поймал последнего «цыпленка», или колонна разорвалась(т.е. был отрыв 2-х рук от корпуса). В этом случае «коршун» становится «цыплёнком»,  «наседка» - «коршуном», новый впереди стоящий - «наседкой»

Результат: можно играть на время. В конце игры выделяем 2-х лучших игроков. Лучшую «наседку» (защитника) и лучшего «коршуна»(ловца)

Игра «Защищай товарища»

Цель и задачи игры: освоение передач мяча на месте и при встречном движении в игровых условиях; отработка навыков «опеки»;   воспитание ловкости, меткости и координации.

Кол-во игроков: от 6 человек.

Место: спортивный зал, площадка.

Инвентарь: мяч.

Правила: запрещается бросать мяч в лицо защитнику и мишени; заходить за линию круга; защитнику и мишени трогать друг друга руками. Игроки круга могут перебрасывать мяч меду собой, не совершая бросок по мишени не более 2-х раз.

Ход игры: игроки встают в круг диаметром 6-7 метров, в центре мишень и защитник. Задача игроков стоящих в кругу, «запятнать» мишень. Мишень спасаясь от мяча, бегает, прыгает, увёртывается, а защитник, защищая мишень, пытается поймать мяч, отбрасывает руками, ногами, всем корпусом.  Если мишень «запятнана», она становится в круг, тот кто запятнал - защитником, защитник - мишенью.

Результат: Выявляется лучший защитник и меткий игрок.

Эстафета с элементами баскетбола.

Цель и задачи: Отработка ведения мяча, работы от щита. Отработка точности передач. Воспитание скорости, ловкости и меткости.

Кол-во игроков: от 6 человек.

Место: спортивный зал, площадка.

Инвентарь: баскетбольные мячи (2 шт.), щиты (2шт.), фишки (если нет б/б разметки)

Правила: стартуют по команде. Запрещено «двойное ведение» и «пробежки». При обводке полукруга штрафного броска нельзя ногой или мячом наступать на линию полукруга. Если мяч не попал в щит даётся штрафной круг «обводки».

Ход эстафеты: участники делятся на две равные команда и встают в противоположных концах площадки. По команде первый стартует, ведя мяч к противоположному полукругу штрафного броска, обводит его и встаёт на линию штрафного броска. Выполняет бросок мяча в щит, совершает  подбор мяча и ведёт мяч к своей команде. На обозначенной точке совершает передачу ( вид передачи оговаривается заранее).

Результат игры: выигрывает команда, участники которой быстрее остальных закончат выполнение эстафеты.

Листраткина Ируте Владо,
учитель высшей категории,
учитель физического воспитания.
Стаж работы 29 лет.  

Цель игр: развитие скоростно-силовых (координационных) способностей.

Игра «Гонки на колесницах»

Содержание игры.

Участники разбиваются на пары, один из них колесница (встает на руки), второй направляющий, берет напарника за ноги. Все участники двигаются по кругу, в центре круга лежат прорезиненные колечки-колеса для колесниц (всегда на одно меньше чем пар, участвующих в игре). Участники двигаются по кругу друг за другом, по сигналу задача каждой пары, успеть добежать до центра и взять колечко - колесо.

Окончание.

Пара, которой не хватит колеса, выбывает и садится на скамейку. Участники, которые дойдут до конца и заберут последнее колесо, считаются победителями.

Игра «Атомы и молекулы»

Содержание игры.

        Все играющие с заданным заданием движутся по игровой площадке, в этот момент ведущий говорит: «Реакция идет по….», и называет любое число до 4-х, например, «Реакция идет по три»,  это значит, что игроки должны встать по трое и три раза выполнить комбинацию (упор лежа, отжимание, выпрыгивание с хлопком).

Окончание.

Игроки, которым не хватило партнеров, выбывают из игры.

Мельникова Елена Васильевна,
 педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории,
учитель физической культуры
1 квалификационной категории
   ГБОУ школы № 453.

Игра «Быстрый почтальон»

Цель игры: учить соблюдать правила игры, развивать ловкость, координацию движений, внимательность, скоростные качества.

Место проведения: спортивный зал.

Количество игроков: от 5-20человек.

Инвентарь: кубики по кол-ву игроков.

Материально-техническое оснащение: музыкальный центр, аудиозаписи на электронном носителе.

Содержание игры: игроки строятся в круг на расстоянии до 1 метра друг от  друга. Перед ними выставляются кубики. Включается музыка, и игроки начинают движение по кругу по часовой стрелке. В этой игре нет победителей и проигравших. Но, конечно, стать в этой игре самым быстрым почтальоном должен стремиться каждый! Нам понадобятся: кубики на число участников и музыкальное сопровождение. Содержание игры можно изменить введением различных исходных положений, из которых будут стартовать игроки. При отсутствии музыкального центра можно использовать свисток, хлопки в ладоши.

Правила: организатор игры, он же ведущий, выкладывает по кругу кубики по количеству участников. Затем, так же по кругу, ставит напротив кубиков участников. Потом берёт один кубик в руки. И по его команде включается музыка, а участники бегут по кругу до тех пор, пока музыка не выключится. Как только музыка выключается, каждый из участников хватает себе по одной посылке (кубику). Естественно, одному из играющих посылка не достанется, он выбывает из игры, получив кубик из рук ведущего. Дальше, игроки, оставаясь в порядках круга, кладут посылки, ведущий забирает одну, и игра начинается заново.

 

Результат: игра продолжатся до тех пор, пока не останется один человек с кубиком – он и будет самым быстрым почтальоном. В этой игре важна дисциплина.

* * *

Шарова Мария Сергеевна, 
педагог дополнительного образования ГБОУ гимназии № 446 Колпинского района Санкт-Петербурга

Игра «Руки-кольцо»

Цель игры: развитие ловкости, глазомера, реакции.

Возраст детей: 7 – 14 лет. 

Инвентарь:  мячи футбольные или баскетбольные. 

Правила и ход игры: все участники разбиваются на пары: один человек в паре – с мячом, другой - будет выполнять роль баскетбольного кольца. 

Участники в парах встают спина к спине, тот, что с мячом - смотрит в сторону стены. Расстояние от стены до пары 2 - 6 метров (расстояние от стены увеличиваем, если дети старше). По команде человек с мячом кидает мяч в стену и ловит после отскока, другой человек в паре в этот момент бежит от своего компаньона к противоположной стене. Как только пойман мяч кричим «Стой!» и тот, кто бежал, останавливается. Пара разворачивается лицом друг к другу. Участник, без мяча соединяет руки в кольцо, а тот, кто с мячом, должен попасть в это кольцо, при этом участники должны стоять на месте, за сделанный подшаг – пара проигрывает. Участник, который ловит мяч, может перемещать руки - кольцо, чтобы помочь себе поймать мяч, но должен все равно стоять на месте. 

Изначальное расстояние от стены до бросающего мяч,  должно быть большим пропорционально возрасту. Если пара успешно справляется, расстояние от стены можно увеличить.

ИНТЕРАКТИВНАЯ МАСТЕРСКАЯ

по созданию игр в группах

Игра «Подвижное пианино».

Цель: развитие  умения координировать совместные действия в команде.

Количество игроков: 8-16 человек.

Правила игры: игра выполняется в положении сидя (на скамейке, на стульях, в упоре сидя на коленях, в зависимости от помещения) либо в шеренгу, либо в кругу. Исходное положение - сидя, руки на коленях соседа, положение «пианино».

Ход игры: под музыку занимающиеся играют в «пианино» руками на коленях соседа по очереди.  Музыка закончилась, игроки встают и повторяют задание за водящим (одно упражнение на координацию, например  и.п. основная стойка, правая рука на голове, левая на животе или и.п. основная стойка, хват правой рукой за левое ухо, хват левой рукой за нос и т.п.) Музыка включается, дети садятся на свои места и продолжают играть в «пианино». Водящий сначала показывает простые задания на координацию, а потом постепенно их усложняет.

Результат игры: возможные варианты:

1. нет проигравших и нет победителей;

2. игроки,  допустившие ошибки выбывают из игры, выигрывают те, кто дольше всех продержался в игре;

3. побеждают игроки, кто не допустил ошибок.

 

Игра «Карусель»

Цель: игра на внимание и  развитие волевых качеств.

Количество игроков: 8-16 человек.

Описание игры: игра включает в себя бег с разной интенсивностью и задания, которые занимающиеся выполняют во время бега  по определенным сигналам (свистком).  В зависимости от длительности и скорости бега, а также дистанции между занимающимися, с помощью игры можно развивать общую и скоростную выносливость.  Соответственно, будут развиваться и волевые качества.

Ход игры: Предварительно (или непосредственно в движении колонной) занимающиеся рассчитываются  по 3, по 4 и т.д.и начинают бег  с заданной дистанцией между собой. Им дается пояснение, что рассчитавшись, они поделены на отделения (по 3, по 4 и т.д.) и игра будет проходить между участниками,в своем отделении. Сигналы свистком будут соответствовать их порядковому номеру: один свисток – для 1-х номеров, два – для вторых и т.д.

По «своему» сигналу занимающиеся должны  быстро оббежать свое отделение, занять место направляющего и продолжить движение в темпе своего отделения.  Очередность сигналов может быть различной. Это требует от участников постоянного внимания и сосредоточенности. Также можно   ускорять смену сигналов, дабы создать непрерывную смену направляющих – «карусель». Скорость общего движения и длительность бега также  варьируются. Тем самым развивается общая и скоростная выносливость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности в 3 классе по теме: "Подвижные игры народов России".Кружок "Подвижные игры".Направление спортивно оздоровительное.

        Данное занятие было проведено в рамках районного семинара по внеурочной деятельности в 3 классе по ФГОС....

Роль и значение подвижных игр. Подвижные игры как средства развития двигательных качеств.

Подвижная игра – одна из важнейших средств всестороннего развития детей младшего школьного возраста. Характерная ее возможность – комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенк...

План-конспект урока 1 класс Подвижные игры. Тема: Подвижные игры на развитие внимания, с элементами релаксационных упражнений.

Цель: Овладение  элементами релаксационных упражнений и техникой выполнения комплекса ОРУ, развитие двигательных качеств  в игровых упражнениях. Тип урока: обучающий. Форма организ...

Подвижная и спортивная игра с мячом: подвижные игры для учащихся 3 - 5-х классов.

laquo;Казаки». Подвижная  игра для  мальчиков  и девочек  3-5 классов  с  участием  15 и более игроков.  Двигательное содержание: ведение мяча и ловля ...

Подвижные игры в спортзале.

Игра «Центр Вселенной»Цель игры: развить скоростно-силовые качества, развить пространственную ориентациюВозраст детей: для разного возраста.Количество игроков: играть в эту ...

Подвижные игры для детей среднего школьного возраста. Подвижные игры как средство физического воспитания в средней общеобразовательной школе

Физическое воспитание подрастающего поколения составляет неотъемлемую часть коммунистического воспитания. Оно осуществляется в единстве с нравственным, умственным и эстетическим воспитанием, ведь цель...