Игровое конструирование
рабочая программа на тему

Мокшанова Алла Бенедиктасовна

Игровое конструирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovoe_konstruirovanie.docx40.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Юго – Восточное окружное управление образования

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Центр развития творчества детей и юношества «Жулебино»

                                                    «УТВЕРЖДЕНО»

                                                    Учебно-методическим советом

                                                    ЦРТДиЮ «Жулебино»

(протокол №____ от____.____. 201__ г. )

«Игровое конструирование»

Адаптированная образовательная программа

для обучения детей 5 лет

в системе дополнительного образования

Срок реализации программы: 1 год

Составитель: Мокшанова Алла Бенедиктасовна,

педагог дополнительного образования

Центра развития творчества детей и

юношества «Жулебино»

Москва 2014 г.


Пояснительная записка

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью, создающей наиболее благоприятные условия для психологического и личностного развития ребенка, является игра. Игра – специфический, самоценный, добровольный вид деятельности, в котором человек осознает, переживает себя свободным, способным к самовыражению и развитию.  Для детей игра – это особая среда и модель освоения культуры, способ имитации взрослой жизни и адаптации к ней.  Известный специалист – культуролог, исследователь феномена игры И. Хейзинга убежден, что человеческая культура возникает и развертывается в игре, как игра.  Сохранить в педагогическом процессе игру - значит закрепить за ребенком   право на активное выражение чувства свободного выбора, без которого  невозможно становление личности.

Игра – основополагающий элемент творчества, изобретательства, конструирование.  Поэтому программа «Игровое конструирование», студии “Огоньки”, имеющая социально-педагогическую направленность, помогает пробуждать, усиливает стремление ребенка к познанию, увлекает и заинтересовывает  его.  Программа нацелена, прежде всего, на развитие мира человеческих эмоций, формирование поведенческих качеств и нравственных установок.

Дети делают множество открытий и создают интересный, порой оригинальный продукт в виде рисунка, конструкции, стихотворения и т.д. Новизна открытий и продукта субъективна и это – важная особенность детского творчества.

Термин «конструирование» произошел от латинского слова «construere», что означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов.

Программа «Игровое конструирование» носит многоаспектный характер: ее реализация развивает у детей тактильные ощущения, мелкую моторику, координацию движений пальцев, зрительно – пространственную ориентировку, концентрация внимания, память, цветоощущение, воображение, логическое мышление; формирует навыки анализа плоских и объемных геометрических фигур, навыки классификации, способствует мягкой социализации, творчеству, гибкости и самостоятельности мышления. Ребенок – прирожденный конструктор, изобретатель и исследователь.

Эти заложенные природой задатки особенно быстро реализуются и совершенствуются в конструировании, ведь ребенок имеет неограниченную возможность придумывать и создавать свои постройки, конструкции, проявляя при этом любознательность, сообразительность, смекалку и творчество.

Целью программы является: формирование и коррекция конструктивных представлений у детей дошкольного возраста.

Задачи программы:

   

Обучающие:

- формирование и развитие навыков проектирования и конструирования;

- формирование геометрических понятий.

Развивающие:

- формирование и развитие гибкости и самостоятельности мышления;

         - создание мотивационного пространства для детского творчества;

- формирование и развитие конструктивных навыков.

   

Воспитательные:

- формирование и развитие коммуникативных навыков;

- нравственное воспитание;

- воспитание гуманной, социально – активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.

Эти задачи решаются в комплексе. Новый  материал  на занятиях вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.

Программа «Игровое конструирование» рассчитана на 1 год обучения, с общим объемом часов 36. Занятие проводится 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут.  Наполняемость учебной группы 10-12 человек.

        Программа «Игровое конструирование» составлена с опорой на «Закон об образовании РФ», «Типового положения об учреждении дополнительного образования», «Устав ЦРТДиЮ Жулебино».

Учебно-тематический план

Наименование разделов и тем

Теория

Практика

Всего

1

Введение.  

1

-

1

2

2.1

2.2

2.3

Конструирование из строительного материала:

- по образцу;

- по условиям;

- по собственному замыслу.

2

2

2

2

2

2

4

4

4

3

3.1

3.2

Конструирование из деталей конструкторов:

- детское экспериментирование;

- сюжетное конструирование.

1

1

2

2

3

3

4

Конструирование из объемных форм.                                          

1

2

3

5

5.1

5.2

5.3

5.4

Плоскостное конструирование:

- счетные палочки;                                                                      

- плоские фигуры;

- схемы и карты;                                                                          

- мозаика.                                                                                      

1

1

1

1

2

2

2

2

3

3

3

3

6

Итоговое занятие                                                                                  

1

-

1

7

Тестирование

-

1

1

Итого:                                                                                        

15 часов

21 часов

36

часов

               

Содержание программы:

  1. Введение.

Знакомство с целью и задачами программы «Игровое конструирование».  Совместная игровая деятельность детей и родителей. Пробные конструкции.    

                       

  1. Конструирование из строительного материала.

История создания строительного материала. Ассоциативный ряд понятий. Классификация по форме, размеру, цвету.  Основные приемы соединения и конструирования. Геометрические формы в природе.  Графическое и конструктивное изображение различных форм, опирающееся на личный опыт ребенка.

  1.  - конструирование по образцу.

Знакомство с самим предметом как в целом, так и с частями. Определение формы этих частей и их пространственное расположение по отношению друг к другу.

Темы: Дома, Машины, Мосты, Гаражи.

  1.  - конструирование по условиям.

Обучение планированию  последовательности сооружения, подбирая детали по форме, размеру и устойчивости.

Темы: Транспорт, Микрорайоны, Арки, Дороги.

  1.  - конструирование по собственному замыслу.

Предварительное обдумывание конструкции, реализация замысла, рассказывание способов постройки.

Темы: Суда, Здания, Роботы, Животные.

Игры: «Отбери детали», «Башни», «Что изменилось?»,

       «Что получилось?», «Дострой конструкцию»,

       «Придумай робота», «Что можно построить?»,

       «Чудесный мешочек».

  1. Конструирование из деталей конструкторов.

Знакомство в игровой форме с историей изобретения LEGO. Изготовление конструкций на заданные и свободные темы. Использование самостоятельно изготовленных конструкций в игре. Формирование навыков правильного соединения. Игровая диагностика сложившихся геометрических и пространственных представлений о форме.

3.1. - детское экспериментирование.

Широкая ориентировочно- поисковая деятельность, нахождение вариантов решения одной  и той же задачи через воплощение разнообразных замыслов.

Темы: Городской транспорт, Архитектура, Дизайн, Люди мира.

3.2. - сюжетное конструирование.

Разыгрывание мотивированных ситуаций. Стихи, загадки, художественная литература.

Темы: Сказочные терема, Дача, Детский сад, Лес.

Игры: «Сложи узор», «Поиграем с компьютером»,

 «Построй такую же», «Сконструируй робота по памяти»,

  «Построй здание».

  1. Конструирование из объемных форм.

Куб, параллелепипед, призма, пирамида, шар, цилиндр. Основные признаки. Начальные представления об объеме. Аналогии из опыта работы. Графическое изображение и моделирование объемных форм.

Темы: Зоопарк, Сказка за сказкой, Лесная школа,

Космические станции, Суда.

Игры: «Конструкторские задачи»,  «Угадай, что это?», «Лабиринт»,

 «Собери такой же », «Что получилось? », «Придумай… ».

  1. Плоскостное конструирование.

Представления о пространственном расположении предметов: «справа», «слева», «верх», «низ», «между», «над», «под» и т.д. Формирование правильных пространственных представлений на основе игровых сред, рисунков и графических диктантов.

Анализ, сравнение, классификация предметов. Игровое моделирование. Представления о схематическом изображении планов, карт, схем.

Темы: Архитектура и дизайн, Мастерская художника,

Флора и фауна, Мир вокруг нас.

Игры: «Найди ошибку в чертеже», «Собери такой же»,

«Меняемся схемами», «Нарисуй план», «Анализ объекта»,

«Лего живопись», «Составь фигуру».

  1.  Итоговое занятие.

        Итоговое занятие за первое полугодие: «Веселые картинки».

        Контроль знаний по пройденным темам из базовых разделов.

        Сюжетная линия – Петрушка приносит коробку с сюрпризом. Дети         собирают по изображениям (аппликация, контуры) свою картинку,         такую как на конверте.

        Итоговое занятие за второе полугодие: «Микрорайон города».

        Проверка уровня сформированности мыслительных операций, познавательного процесса, способностей, навыков.

        Сюжетная линия – по чертежам дети строят дома, отгадывая из каких  деталей какой дом строится.

  1. Тестирование.

        Определение уровня усвоения программного материала.

        

        Формами фиксации прогнозируемых результатов являются: участие в  конкурсах, выставках, праздниках, игровых программах, итоговых         занятиях. Полученные путем наблюдения за детьми на занятиях результаты         анализируются и систематизируются посредством         мониторинга за определенный период (за первое и второе полугодие). В результате проведения исследования ребенку присваивается один из уровней освоения программы:

  • высокий (ребенок активен, может самостоятельно применить на практике знания, доводит работу до конца, способен сделать самостоятельный вывод, у ребенка высокая познавательная         потребность);

  • средний (ребенок часто активен на занятиях, время от времени         затрудняется самостоятельно применить их к ситуации, способность         сделать вывод неустойчива, ребенок опирается на помощь взрослого, иногда включается в деятельность частично-поискового характера по заданию педагога);

  • низкий (ребенок редко бывает активен на занятиях, не может         применить усвоенные знания на практике, редко включается в         выполнение творческих заданий, делает выводы только совместно со взрослым, у ребенка редко проявляется познавательная потребность, не включается в деятельность частично-поискового характера).

        Допускается корректировка программного содержания занятия, количество установленных для каждого цикла учебных часов, последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы, особенностей детей, успешности освоения ими программного материала.

К концу года дети компетентны в следующем:

  1. Умение детей отображать реально существующие объекты в конструировании.
  2. Придумывают поделки по ассоциации с образами из сказок, фильмов.
  3. Умение моделировать основные структурные и функциональные признаки: здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.
  4. Овладение детьми обобщенного способа анализа - определение в любом предмете основных частей, установление их пространственного расположения, выделение отдельных деталей в этих частях и т. д.
  5. Умение строить по образцу, собственному замыслу, готовым чертежам и схемам.
  6. Умение самостоятельно определять условия, ставить перед собой задачу и создавать оригинальные  конструкции, сложные по структуре, комбинаторике деталей.
  7. Умение сооружать совместные постройки разнообразной тематики.

Методическое обеспечение:

  1. Разработка тем занятий.
  2. Тематическое планирование.
  3. Дидактические и лекционные материалы.
  4. Методические разработки игр, упражнений.
  5. Досуговая деятельность.

Предметно – игровое оборудование

1.  Наборы строительных материалов: деревянные, пластмассовые, «Строим сами».

2.  Конструктор: «Геометрический узор».

3.   Набор кубиков «Сложи узор», «Кубики для всех».

4.   Рамки и вкладыши Монтессори.

5.   Рамки  Никитиных «Сложи квадрат».

6.   Уникуб.

7.   Объемные фигуры.

8.   Геометрическая мозаика.

9.   Конструктор «LEGO».

10. Наборы плоских геометрических фигур.

11. Тетради и карандаши.

12. Счетные палочки.

13. Фотографии моделей, выполненных детьми.    

Используемая литература:

  1. Л. А. Венгер «Мы строим дом», Дошкольное воспитание, 1988 г.
  2. С. И. Волкова; О.Л. Пчелкина «Математика и конструирование», М., Просвещение, 2004 г.

3.  А. Н. Давидчук «Развитие у дошкольников конструктивного творчества», 2-е изд., доп., -      М.,Просвещение, 1976 г.

4. В. А. Кайе «Конструирование и экспериментирование», М., 2009 г.

5. З.В. Лиштван; «Конструирование», М., Просвещение, 1981 г.

6.  Б.П. Никитин «Ступеньки творчества или развивающие игры», М., Просвещение, 1990 г.

7.  Л. А.Парамонова «Детское творческое конструирование», М., Истоки, 1999 г.

8.  Е.А. Флерина «Место и роль строительного материала в дошкольном учреждении», 3-е изд.  М.-Л., Госиздат, 1990 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Игровые технологии в процессе занятий физической культурой Игровые технологии в процессе занятий физической культурой

     Игровая деятельность на уроках физической культуры занимает важное место в образовательном процессе. Ценность игровой деятельности заключается в том, что она учитывает психо...

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Предмет: Физическая культура Тема урока: «Баскетбол» Тип урока: Комбинированный Форма урока: коллективная, парная, игровая Технологии: здоровьесберегающие, личностно-ориентированное обучение, блочно-модульные Методы: репродуктивный, игровой, сор

Предмет: Физическая   культураТема урока:  «Баскетбол»Тип урока:  КомбинированныйФорма урока: коллективная,  парная, игроваяТехнологии: здоровьесберегающие, личностно-ор...

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование" на тему: "Конструирование башни из кубиков. Понятие "много"

Здесь представлен конспект интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование"...

Методическая разработка урока по предмету «Математические представления и конструирование» для учащихся 8 класса на тему: «Конструирование по объемному образцу. Постройки на основе анализа образца».

Цель урока – закрепление знаний о геометрических фигурах и телах, закрепление умений конструирования с помощью счетных палочек.Задачи:коррекционно-образовательные:Закрепить понятия: квадрат, пря...

Рабочая программа ПМ.02 Конструирование швейных изделий 29.02.04 Конструирование,моделирование и технология швейных изделий

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности  среднего профессионального образования29.02.04 Конструировани...