Путешествие в мир логики
рабочая программа на тему

Мокшанова Алла Бенедиктасовна

Путешествие в мир логики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_logiki.docx45.36 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования города Москвы

 «Дворец творчества детей и молодёжи имени А. П. Гайдара»

                                                     

                                

                

Принята на заседании педагогического совета …

от «___»________________20___г.

Протокол № __________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор …..…

__________________(инициалы, фамилия)

Приказ № __________от

«___»_____________________20__ г.

                         

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

«Путешествие в мир логики».

                              Направленность программы: социально-педагогическая  

                              Уровень программы: ознакомительный

                              Возраст обучающихся: 3-4 года

                              Срок реализации программы: 1 год.

        

Автор-составитель программы:

 Мокшанова Алла Бенедиктасовна,

педагог дополнительного образования

                                                         

 

                                                              Москва- 2017 г.

        

                                                   

                                                 Раздел 1.  Пояснительная записка

              1.1.  Направленность дополнительной общеразвивающей программы: социально-

                педагогическая.

              1.2.  Уровень усвоения программы: ознакомительный.

              1.3.  Актуальность и педагогическая целесообразность программы:          

Нередко подготовка детей к школе сводится к обучению их счету, чтению, письму. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений и навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствуют желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Есть великая формула  ”дедушки” космонавтики К.Э.Циолковского: ”Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым и, наконец, стал открывать истины никому еще не известные”. Это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. В этом  и есть новизна программы  ”Путешествие в мир логики” . Программа имеет  социально-педагогическую направленность.

3-4 года – это очень важный возраст в жизни детей. Ребенок пробует быть самостоятельным, неумело, но требовательно заявляет о праве на собственное решение, выбор. Дошкольный возраст – это возраст, когда эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Принципиально важно, чтобы новые знания входили в жизнь детей не как теория, а как знакомство с интересными явлениями окружающего мира, как ”открытие” закономерных связей и отношений этого мира. Весь процесс обучения должен быть настроен на как можно более раннее возникновение “почему?”. С появлением этого вопроса открывается новая эра в развитии ребенка. Возникает новый  интерес к процессу, к причине, первые “открытия“, первые собственные выводы и удивление, и горящие глазенки, и желание узнать “еще и еще”. Здесь закладывается мотивационная база дальнейшего развития личности, формируется познавательный интерес, желание узнать что-то новое, проявляется интеллектуальная активность. Умственное и личностное развитие детей включает в себя развитие всех психических функций: восприятия, внимания, памяти, мышления, речи. При этом особое значение имеет развитие фантазии, воображения, творческих способностей. Именно творчество, умение придумывать, создавать новое наилучшим образом формирует личность ребенка, развивает у  него самостоятельность и познавательный интерес.

Программа «Путешествие в мир логики» ориентирована на использование развивающих игр, как основа её практической реализации. Актуальность заключается в том, чтобы помочь «домашним детям» психологически адаптироваться к новой среде, создание благоприятной атмосферы, где бы ребёнок чувствовал себя комфортно. Педагогическая целесообразность программы - в её игровой методике, благодаря которой желание ребёнка научиться чему бы то ни было, возникает естественно, как бы само собой и постепенно перерастает в устойчивый познавательный интерес.

Данная программа разрабатывалась на основе следующих документов:

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-фз от 29.12.2012);

- Концепция развития дополнительного образования детей (утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р);

- Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 г. № 1008);

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций ДО детей»;

- Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц. защиты РФ от 8.09.2015 № 613н);

- Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ);

- Приказ Департамента образования города Москвы № 922 от 17.12.2014 «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014–2015 учебном году»;

- Приказ Департамента образования г. Москвы от 7 августа 2015 г. № 1308 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922»;

- Приказ Департамента образования города Москвы от 08.09.2015 № 2074 «О внесении изменений в приказ Департамента образования города Москвы от 17 декабря 2014 г. № 922».

           1.4. Цель программы: привитие ребёнку мотивации для познания им  окружающего мира.

            1.5. Задачи программы:

            Учебные:

- формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчеству.

- формирование приёмов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация).

      Развивающие:

- развитие творческих способностей, воображения.

- развитие речи.

- тренировка памяти, мышления.

      Воспитательные:

- воспитание интереса к процессу обучения.

- воспитание доброжелательности, усидчивости.

Эти задачи решаются в комплексе. Новый  материал  на занятиях вводится на основе принципа деятельности, то есть не дается детям в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Каждый ребенок продвигается вперед в своем темпе.

1.6.Категория обучающихся: дети 3-4 года. Зачисление осуществляется при желании ребёнка по заявлению его родителей (законных представителей)

1.7.Срок реализации программы - 1 год (36 часов).

1.8.Формы организации образовательной деятельности и режим занятий:

     Занятия проводятся в одновозрастных группах, численный состав группы -8-10 человек.

            Режим занятий: Программа рассчитана на 36 занятий. Занятия  проводятся 1 раз в неделю, продолжительность 25-30 минут. Занятия проводятся на внебюджетной основе.

           1.9. Планируемые результаты освоения программы:

            По окончании учебного года дети будут знать и уметь:

  1. - в простейших случаях выделять и объяснять признаки сходства и различия двух предметов (по цвету, форме, размеру).
  2. -уметь продолжить ряд, составленный из предметов или фигур с одним изменяющимся признаком, умение самостоятельно составлять подобные ряды.
  3. - сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, раскладывать до пяти предметов в возрастающем порядке.
  4. -уметь в простейших случаях находить общий признак совокупности предметов, “лишний” элемент.
  5. - считать в пределах пяти.
  6. - сравнивать совокупности предметов путем составления пар, выражать словами, каких предметов больше (меньше), поровну.
  7. -уметь правильно устанавливать пространственно – временные отношения, находить последовательность событий и нарушение последовательности.
  8. - распознавать простейшие геометрические фигуры, находить в окружающей обстановке предметы похожие по форме.
  9. -уметь показывать правую и левую руки, предметы расположенные справа и слева от неживого объекта.

           Допускается корректировка программного содержания занятия, количество установленных для каждого цикла учебных часов, последовательности изучения тем в зависимости от конкретных условий работы, особенностей детей, успешности освоения ими программного материала.

        Раздел 2. Содержание программы.

                                                   2.1. Учебный (тематический) план.

Названия  раздела (модуля), темы

Теория

Практика

Всего учебных часов

Форма аттестации

1

Введение

1

-

1

Открытое занятие

2

Сравнение предметов и совокупностей:

- цвет и оттенки цветов

- ширина

- высота

- длина

- размер

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

3

Количественный и порядковый счет, цифры 1 – 5.

- понятие “пара”

- “столько же”

- “больше, меньше”

1

2

3

1

1

2

1

1

2

4

Пространственно – временные представления:

- “раньше - позже”

- “сначала - потом”

- “справа - слева”

1

1

2

1

1

2

1

1

2

5

Геометрические фигуры и тела:

- круг и шар

- квадрат и куб

- треугольник и пирамида

- прямоугольник

- овал

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

6

Итоговое занятие

-

2

2

Итого:

      17

   

19

36

        2.3.Содержание учебного (тематического) плана:        

Тема 1.Введение в программу. Первые «открытия». Техника безопасности.(1 час)

Тема 2.Сравнение предметов и совокупностей. (10 часов)

Теория (5ч). Формирование представлений о свойствах предметов: цвет, форма, размер. Выделение признаков сходства и различия.

Практика (5ч). Непосредственное сравнение по длине, ширине, высоте. Объединение предметов по общему признаку. Выделение части совокупности, нахождение ”лишних” элементов.

Игры и упражнения: ”Зоопарк”, ”Магазин”, ”Мамины бусы”, ”В гостях у Мишутки”, ”Прогулка в лес”, ”Поезд”, “Четвёртый лишний’’.

Тема 3.Количественный и порядковый счет. Цифры 1 – 5.(7 часов)

 Теория (3ч). Знакомство с понятием ”один” и ”много”. Сравнение совокупностей по количеству предметов путем составления пар. Равенство совокупностей. Формирование представлений о понятиях ”столько же”, ”больше”, ”меньше”. Прямой счет в пределах пяти.

 Практика (4ч). Поиск и составление закономерностей. Поиск нарушения закономерности.

 Игры и упражнения: “Больше - меньше”, “Кто следующий?”, “Разноцветные фонарики”, “Найди пару”, “Магазин”, “Дети и конфеты”, “Что сначала – что потом”.

Тема 4. Пространственно – временные представления.(6 часов)

 Теория (3ч). Формирование пространственных отношений: на – над – под; слева – справа – посередине; вверху – внизу; снаружи – внутри; за – перед. Ориентировка в пространстве по заданному направлению. Временные отношения: раньше – позже, вчера – сегодня – завтра.

 Практика (3ч). Установление последовательности событий. Представление о частях суток (утро, день, вечер, ночь).

 Игры и упражнения: “День - ночь”, “Найди игрушку”, “Что когда бывает”, “Найди свое       место”, “Куда пойдешь, то и найдешь”, “Запоминай-ка”.

Тема 5. Геометрические фигуры и тела.(10 часов)

Теория (5ч). Знакомство с геометрическими фигурами и телами: круг, шар, квадрат, куб, треугольник, пирамида, прямоугольник, овал.

Практика (5ч). Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Игры и упражнения: “Домино”, “Что у Вас?”, “Украсим ковер”, “Гаражи”, “Разложи коробки”, “Что изменилось?”

Тема 6. Итоговое занятие. (2часа)

Теория и практика

Итоговое занятие за первое полугодие: «В стране математических сказок» (сказка «Колобок»). Контроль знаний по пройденным темам. Сюжетная линия – Колобок встречается со сказочными героями, которые хотят его съесть, но ребята, выполнив все задания, спасают его.

  Итоговое занятие за второе полугодие: «В стране математических сказок» (сказка «Репка»).       Контроль знаний по базовым разделам программы. Сюжетная линия – герои сказки считают друг друга, встают по росту, делят репку между собой.

                           Раздел 3.Формы контроля и  оценочные материалы        

Для осуществления контроля за усвоением программного материала проводятся итоговые занятия в 1-ой половине года и в конце учебного года. В течение года темы программы могут корректироваться. 

При работе по программе «Путешествие в мир логики» используются следующие методы:

 словесные: (объяснение, рассказ, беседа, загадки), наглядные: (показ, демонстрация наглядных пособий), практические: (рисование, конструирование), игровые: (дидактические игры, упражнения, задания).

Формы организации занятий:

 фронтальная работа с демонстрационным материалом; самостоятельная  работа с раздаточным материалом; постановка и разрешение проблемных ситуаций; элементы театрализованной деятельности. Развитие восприятия идет через зрительные, слуховые, тактильные, двигательные ощущения, что обеспечивает полноценное формирование картины окружающей действительности.

             Раздел 4.Организационно – педагогические условия реализации программы

     4.1. Учебно – методическое обеспечение и информационное обеспечение программы

  1.  Магнитная доска с набором плоскостных фигур
  2.  Наборное полотно для предметных картинок.
  3.  Панно “Фантазия”.
  4.  Цветные мелки, карандаши.
  5.  Магнитики.
  6.  Наборы геометрических фигур, тел.
  7.  Счетные палочки.
  8.  Мелкий раздаточный материал.
  9.  Игрушки, кубики, пирамидки.
  10.   Мячи и веревка.
  11.   Бумага
  12.   Конструктор

                       4.2. Материально – технические  условия реализации программы.

1)  Просторное помещение для занятий

2)  Столы и стулья

3)  Дидактические и лекционные материалы

4)  Наглядно-дидактический материал

5)   Методические разработки игр

6)   Практический курс по развитию математических представлений у детей   3-4 года;

      Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е.

7)   Разработки тем занятий

8)   Тематическое планирование

9)   Магнитофон; ноутбук

                                             Список использованной литературы:                                

  1. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс] - http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon (Дата обращения 06.06.2016)
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 №273 – ФЗ (ред. от 31.12.2014, с изм. от  02.05.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.03.2015).
  3. Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 №1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей» [Электронный ресурс] - http://government.ru/docs/14644/ (Дата обращения 06.06.2016).
  4.  Винокурова Н. К. “Развиваем способности детей”, М., 2002 г., 100 стр.
  5.  Зайцев В. В. «Математика для детей дошкольного возраста», М., 1999 г., 134 стр.
  6.  Ильина М., Парамонова Л., Головнева Н., “Тесты для детей”, С.-П., “Дельта”, 1999 г.
  7.  Петерсон Л. Г., Кочемасова Е., Образовательная программа и пути ее реализации “школа 2100”. М. Баласс, 1999 г., 90 стр.
  8. Программа развития воспитания детей “Детство”, С.-П., Акцидент, 1999 г.,157 стр.
  9.  Смоленцева А. А. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием», М., 1987 г., 99 стр.
  10. Тихомирова Л. Ф., “Логика для дошкольников”, Ярославль, 2004 г., 135 стр.
  11. “Энциклопедия воспитания и развития дошкольников”, Ярославль, 2001 г., 300 стр.

Интернет – ресурсы:                        

  1. http://infourok.ru/
  2. http://dop-obrazovanie.com/
  3. http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/http://www.chessm.ru/
  4. http://uroki-online.com/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в страну "Логика"

Урок (занятие) по психологии....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в стран иностранных слов" Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну иностранных слов"

Цель данного мероприятия в занимательной форме  показать разные уровни функционирования русского языка: как одного из мировых языков, как языка народов, населяющих Россию, как государственн...

Основы логики в 8 классе. Задания по логике

Материал для дистанционного занятия 10 мая 2013 года. Выполнить работу в электронной форме. Файл сохранить в рабочей папке....

презентация "Алгебра логики. Основные понятия алгебры логики"

Можно использовать как дополнение к уроку "Алгебра логики"...

Урок информатики по теме "Алгебра логики. Законы логики. Упрощение логических выражений"

Данный урок является продолжением серии уроков в 9 классе по теме "Алгебра логики". На нем ученики изучат основные законы формальной логики, законы исключения констант, а также законы алгебр...

Логико-математический анализ темы «Комбинаторика». Сравнительный анализ содержания и логики изложения материала в учебниках А. Г. Мордковича и Ю. Н. Макарычева

В данной статье реализован сравнительный анализ содержания и логики изложения материала раздела математики "Комбинаторика" в действующих учебниках А. Г. Макарычева и Ю. Н. Мордковича. В стат...

Логика, задачи на Логику, Загадка Эйнштейна

Основные определения Логики,детские задачи на Логику2 Загадки Эйнштейна...