Программа занятий по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников
рабочая программа

 

Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования «богатых» возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Так в возрасте 5-6 лет у детей закладываются базовые представления о звуке – его произношении и выделение в звуковом ряду, слове, так же идёт овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и ранней профилактики дислексии и дизграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.

Данная  программа представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение  которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Программа является авторской, составлена с учетом требований ФГОС ДО, опирается на основную образовательную программу «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_gramotey-ka.docx40.13 КБ

Предварительный просмотр:

«Утверждаю»

руководитель СП «Детский сад № 58 «Сказка»

МБОУ «Усть-Вельская СШ № 23»

________________ /И.С. Бригадина/

Принята

на педагогическом совете

СП «Детский сад № 58 «Сказка»

_______________ 201__ года, протокол №___

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА

ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ

 ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫХ К ШКОЛЕ ГРУПП  

К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

учителя-логопеда

Лукиной Т.А.

«Детского сада № 58 «Сказка»

СТРУКТУРНОГО  ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ                                                                                                         МУНИЦИПАЛЬНОГО  БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ

«УСТЬ-ВЕЛЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 23»

Содержание программы

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка…………………………………………………………… 3
  1. Актуальность …………………………………………………………… 3
  2. Цель. Основные задачи ………………………………………………… 4
  3. Принципы построения программы …………………………………… 6
  4. Целевые ориентиры освоения программы …………………………… 7

Содержательный раздел

  1. Учебно-тематический план ………………………………………………………  8

Организационный раздел

1. Организационные условия деятельности ……………………………………….. 16

2. Планируемые результаты ………………………………………………………… 16

Литература ……………………………………………………………………………. 17

Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  1. Актуальность

Обучение грамоте – это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Чтение и письмо – виды речевой деятельности, основой для которых является устная речь. Основой для обучения грамоте является общее речевое развитие детей. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду: развитие связной речи, словаря, грамматической стороны речи, воспитание звуковой культуры речи.

Следуя рекомендациям Л.С. Выготского – обучение грамоте нужно начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективным для использования «богатых» возможностей ребенка в освоении грамоты является возраст 5-7 лет, так называемый период «языковой одарённости» особой восприимчивости дошкольника к речи. Необходимо вовремя удовлетворять познавательный интерес ребенка и направлять его желание и волю на овладение важными для школьного обучения умениями.

Так в возрасте 5-6 лет у детей закладываются базовые представления о звуке – его произношении и выделение в звуковом ряду, слове, так же идёт овладение навыками звукового синтеза и анализа. Включается работа по знакомству с буквами – оптическое (зрительное) восприятие и кинестетическое (двигательное), при печатанье букв и их элементов, что требует от детей определенной тренировки, развития и зрелости психических и психомоторных функций. Данные компоненты являются базой для формирования навыков чтения и ранней профилактики дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста, что является актуальным в развитии детей данной возрастной категории.

Даннаяпрограмма представляет систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, лексико-грамматических категорий языка, развитие связной речи, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации. Этим и обусловлена значимость программы, применение  которой поможет детям осваивать основную образовательную программу; позволит своевременно, то  есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении всех  трудностей, которые являются причиной возникновения школьной дезадаптации.

Программа является авторской, составлена с учетом требований ФГОС ДО, опирается на основнуюобразовательнуюпрограмму«От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой и авторских технологий Бардышевой Т.Ю. и Моносовой Е.Н.

3

  1. Цель. Основные задачи

Цель: сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

Основные задачи:

  1. Формирование словаря и грамматического строя речи
  • расширять лексический запас в процессе изучения новых тем;
  • формировать понятия: «слова-предметы», «слова-действия», «слова-признаки», «предлог»; формировать умение задавать вопросы к этим словам;
  • активизировать процессы словообразования и словоизменения;
  • формировать навыки согласования прилагательных в роде, числе, падеже;
  • формировать навыки согласования числительных с существительными в роде и падеже;
  • обогащать словарь относительными, качественными и притяжательными прилагательными;
  • учить понимать многозначность слов;
  • формировать умение подбирать синонимы, антонимы и родственные слова;
  • учить дифференцированно использовать в речи простые и сложные предлоги;
  • формировать умение подбирать и объяснять значение слов.

  1. Развитие связной речи
  •  формировать понятие «предложение», дать представление о том, что первое слово в предложении начинается с заглавной (большой) буквы, в конце ставится точка;
  •  учить различать на слух слова в предложении, указывать их количество и последовательность, правильно согласовывать;
  •  упражнять в конструировании предложений по опорным словам, заданной графической схеме, в распространении предложений за счет введения однородных членов, предлогов;
  •  совершенствовать навыки составления рассказов описательного характера по лучевым схемам;
  •  формировать навыки составления повествовательных рассказов с опорой на вопросы и картинно-графические планы;
  •  формировать навыки составления повествовательного рассказа на основе событий заданной последовательности;
  •  формировать умение составлять сложноподчиненные предложения и употреблять их в рассказах;
  •  совершенствовать навыки пересказа текстов;
  •  учить составлять рассказы с элементами творчества.

4

  1. Формирование фонематического слуха и восприятия
  • формировать понятия: «звук», «речевые и неречевые звуки», «гласные (согласные) звуки», «твердые (мягкие) звуки», «звонкие (глухие) звуки», «слог», «слово»;
  • упражнять в умении давать характеристику звукам;
  • формировать понятие «буква», знакомить с графическим изображением букв;
  • формировать умение определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • формировать умение звуко-слогового, звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • учить пользоваться звуковой схемой слова;
  • закреплять навыки четкого произношения звуков;
  • упражнять в произношении слов сложной слоговой структуры;
  • формировать умение делить слова на части (слоги), определять их количество;
  • упражнять в чтении прямых и обратных слогов;
  • формировать правильную ритмико-интонационную и мелодическую окраску речи.

  1. Формирование общей, артикуляторной и мелкой моторики; графо-моторных навыков
  • уточнить и расширить знания об органах артикуляции; развивать артикуляторную моторику;
  • формировать осознание собственного тела и ориентировки в пространстве относительно его;
  • формировать общую моторику и координацию движений;
  • формировать умение ориентироваться на листе бумаги; работать в тетради в клеточку;
  • формировать мелкую моторику и графо-моторные навыки (обведение контуров предметов, букв; штриховки; печатание букв; зарисовывание схем предложений, слов).

  1. Формирование физиологического и речевого дыхания
  • учить правильному физиологическому (диафрагмальному) и речевому дыханию;
  • формировать фиксированный и форсированный выдох, упражнять в их сочетании.

  1. Развитие высших психических функций
  • развивать слуховое и зрительное внимание;
  • развивать слуховую и зрительную память;
  • развивать зрительное и слуховое восприятие;
  • развивать наглядно-действенное и словесно-логическое мышление;
  • формировать зрительно-пространственный гнозис и праксис.

  1. Воспитание правильного поведения
  • воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего;
  • воспитывать умение работать в парах, мини-группах;
  • воспитывать усидчивость, способность к самостоятельному выполнению заданий.

5

  1. Принципы построения программы

Программа опирается на системно-деятельностный подход, заложенный в основу ФГОС ДО и реализует его принципы:

  • Принцип субьектности воспитания (каждый ребенок – участник образовательных отношений – способен планировать действия, выстраивать алгоритм деятельности, предполагать, оценивать свои действия и поступки);
  • принцип учета ведущего вида деятельности (задания преподносятся в игровой форме, насыщены дидактическим материалом);
  • принцип преодоления зоны ближайшего развития и организации в ней совместной деятельности детей и взрослых (часть нового материала дети узнают в ходе совместной деятельности, не получая при этом четких инструкций педагога);
  • принцип обязательной результативности каждого вида деятельности (дети видят результаты своей деятельности, умеют применять полученные знания);
  • принцип высокой мотивированности деятельности (в начале каждого занятия дети мотивируются на выполнение заданий: решение проблемы, помощь герою и т.п.);
  • принцип обязательной рефлективности (при подведении итогов вопросы педагога направлены не только на пересказ детьми основных этапов занятия, но носят и проблемный характер);
  • принцип нравственного обогащения (оказание помощи) и социально-коммуникативное развитие (умение договариваться, работая в парах и микрогруппах; не мешать друг другу; не перебивая слушать высказывание педагога и других детей);
  • принцип сотрудничества (ненавязчивая организация деятельности детей и руководство ею);
  • принцип активности детей (для активизации детей педагог задает вопросы: «Как ты думаешь», «Что ты можешь предложить?» и т.п., отмечает конкретные заслуги каждого ребенка).

Так же в программе учтены общие дидактические принципы: гуманизации, научности, дифференциации и индивидуализации, системности, постепенности усложнения, перспективности, доступности, непрерывности образования (связь дошкольного образования с начальным образованием).

6

  1. Целевые ориентиры освоения программы

 

  • Ребенок различает на слух все звуки родного языка, четко их произносит.
  • Называет слова с определенным звуком, находит слова с этим звуком в предложении, определяет место звука в слове.
  • Различает звуки: гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные.
  • Владеет звуковым анализом и синтезом слов.
  • Знает буквы алфавита, как знаки обозначения звуков.
  • Читает открытые слоги.
  • Самостоятельно выполняет графические изображения букв алфавита.
  • Умеет делить слова на слоги.
  • Различает на слух слова в предложении, умеет составлять предложения по заданной схеме с предлогами и без предлогов, правильно их согласовывая.
  • Умеет составлять рассказы описательного и повествовательного характера, пересказывать короткие тексты.
  • Может изменять слова по родам, числам, падежам; подбирать синонимы, антонимы, родственные слова.
  • Ориентируется в пространстве и плоскости; выполняет графические задания на листе бумаги в клеточку.
  • Способен самостоятельно выполнять задания, работать в парах, микро-группах, анализировать качество выполнения своей работы и работы других детей.

7

Содержательный раздел

  1. Учебно-тематический план

Тема

Задачи

Количество занятий

1

Знакомство с язычком и его «домиком».

Знакомство с речевыми и неречевыми звуками

  1. Закрепить понятия «профессия», «логопед».
  2. Уточнить и расширить знания об органах артикуляции. Развивать артикуляторную моторику.
  3. Закреплять умение ориентироваться относительно своего тела.
  4. Учить правильному физиологическому дыханию (диафрагмальному),
  5. Познакомить с понятием «звук», речевыми и неречевыми звуками.
  6. Развивать графо-моторные навыки, умение ориентироваться на листе бумаги.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

1

2

Знакомство.

Слова-предметы.

  1. Уточнить и расширить знания об органах артикуляции. Развивать артикуляторную моторику.
  2. Закреплять умение ориентироваться относительно своего тела.
  3. Учить правильному физиологическому дыханию (диафрагмальному).
  4. Закрепить понятие «звук», какие звуки являются речевыми, какие – неречевыми; развивать фонематический слух.
  5. Познакомить с понятиями «слово», «слово-предмет».
  6. Формировать понятия о словах, обозначающих одушевленные (живые) и неодушевленные (неживые) предметы.
  7. Учить задавать вопросы к словам, обозначающим одушевленные и неодушевленные предметы.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

1

3

Слова-действия.

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Формировать понятия о словах-действиях.
  3. Учить задавать вопросы к словам-действиям. Формировать элементы диалогической речи.
  4. Продолжать развивать правильное физиологическое (диафрагмальное) дыхание, артикуляционную моторику.
  5. Развивать графо-моторные навыки, умение работать в тетради в клеточку.
  6. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

1

4

Слова-признаки.

  1. Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове (начало, середина, конец).
  2. Формировать понятия о словах-признаках.
  3. Учить задавать вопросы к словам-признакам.
  4. Расширять и обогащать словарь относительными и качественными прилагательными.
  5. Продолжать развивать правильное физиологическое (диафрагмальное) дыхание, артикуляционную моторику.
  6. Развивать графо-моторные навыки, умение работать в тетради в клеточку.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение слушать говорящего.

1

8

5

Слова-предметы.    

Слова-действия.

Слова-признаки.

  1. Закрепить понятия о словах-предметах, словах-действиях, словах-признаках.
  2. Продолжать развивать правильное физиологическое 1 (диафрагмальное) дыхание, артикуляционную моторику.
  3. Учить составлять описательные рассказы по лучевым схемам.
  4. Воспитывать слуховую память и слуховое внимание.
  5. Развивать графо-моторные навыки, умение работать в тетради в клеточку.
  6. Развивать фонематический слух; умение определять место звука в слове, дифференцировать понятия «слово» и «предложение».
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

6

Предложение из двух слов.

  1. Закрепить понятие о словах, обозначающих предметы и действия.
  2. Практически познакомить с понятием «предложение».
  3. Учить составлять предложения из двух слов, дифференцировать понятия «слово» и «предложение».
  4. Дать детям представление о том, что первое слово в предложении начинается с большой буквы, а в конце ставится точка.
  5. Формировать фиксированный выдох.
  6. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове.
  8. Воспитывать умение слушать логопеда и сверстников.

1

7

Предложение из трех слов.

  1. Учить составлять предложения из трех слов, используя  прямое дополнение, анализировать предложение.
  2. Формировать правильное употребление падежных окончаний именительного и предложного падежа имен существительных во множественном числе.
  3. Развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове.
  4. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  5. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  6. Развивать слуховое и зрительное внимание.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

8

Предложение со словами-признаками

  1. Закрепить понятие о словах, обозначающих признак.
  2. Закрепить понятие о предложении, учить составлять предложения из трех слов, используя слово-признак.
  3. Учить анализировать предложение.
  4. Закрепить умение правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе, использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы при изменении существительных.
  5. Продолжать формировать фиксированный выдох.

  1. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  2. Продолжать развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове.
  3. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

9

9

Предложения из

трех и более слов. Пересказ.

  1. Учить делить слова на части.
  2. Закрепить понятие о предложении, продолжать учить анализировать предложение.
  3. Закреплять умение составлять предложения из трех и более слов, выкладывать их схемы.
  4. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  5. Развивать общую и артикуляционную моторику.
  6. Упражнять в пересказывании коротких рассказов.
  7. Развивать фонематический слух. Умение придумывать слова на заданный звук.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

10

Предложения с предлогами НА, В, ПОД, К, ОТ.

  1. Учить составлять предложения и схемы предложений с предлогами В, НА, ПОД, К, ОТ.
  2. Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении.
  3. Продолжать учить делить слова на части.
  4. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  5. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  6. Развивать фонематический слух, умение придумывать слова с заданным звуком в начале и конце слова.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

11

Предложения с предлогами С, ИЗ, У, ЗА, НАД.

  1. Учить составлять предложения и схемы предложений с предлогами С, ИЗ, У, ЗА, НАД.
  2. Закрепить умение правильно согласовывать слова в предложении.
  3. Упражнять в делении слов на части.
  4. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  5. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  6. Развивать фонематический слух, умение придумывать слова с заданным звуком в начале, середине и конце слов.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

12

Гласные  звукии буквы А, О, У, И, Э, Ы.

  1. Познакомить с гласными звуками и буквами А, О, У, И, Э, Ы, понятием «гласный звук».
  2. Учить читать сочетания гласных букв.
  3. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам.
  4. Упражнять в делении слов на части.
  5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  6. Развивать общую и артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Развивать фонематический слух, умение придумывать слова с заданным звуком в начале, середине и конце слова.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

10

13

Согласные звуки и буквы М, Л.

  1. Формировать понятие «согласный звук», зрительный образ букв, обозначающих звуки: «М», «Л».
  2. Закреплять умение составлять предложения с предлогами по схемам
  3. Закреплять умение выделять согласные звуки в начале и конце слов.
  4. Учить выполнять звуковой анализ слов с помощью цветных маркеров, звукобуквенный анализ слогов.
  5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

14

Звуки «Н» и «НЬ». Буква Н.

  1. Познакомить со звуками «Н» и НЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Познакомить с понятиями «твердый». «мягкий» звук.
  3. Продолжать учить делить слова на части.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов с твердыми согласными звуками, учить выполнять звуковой анализ с мягкими согласными звуками, звуко-буквенный анализ слогов.
  5. Упражнять в умении печатать буквы в тетради в клеточку.
  6. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  7. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

15

Согласные  звуки «Б», «БЬ», «П», «ПЬ» и буквы Б, П. Звонкие и глухие согласные звуки.

  1. Закреплять понятие «согласный звук», «твердый», «мягкий» согласные звуки.
  2. Познакомить с понятиями «звонкий», «глухой» согласный звук.
  3. Формировать зрительный образ букв, обозначающих звуки: «Б», «БЬ» и «П», «ПЬ».
  4. Закреплять умение выделять согласные звуки в начале и конце слов, упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать учить печатать буквы в тетради в клеточку.
  6. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  7. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах.

1

16

Согласные звуки «Д», «ДЬ», «Т», «ТЬ» и буквы  Д, Т.

  1. Закреплять понятия «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» согласный звук.
  2. Формировать зрительный образ букв, обозначающих звуки: «Д», «ДЬ» и «Т», «ТЬ».
  3. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  4. Продолжать учить печатать буквы в тетради в клеточку.
  5. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах.

1

11

17

Согласные звуки «К», «КЬ», «Г», «ГЬ» и буквы  Г, К.  Деление слов на слоги.

  1. Закреплять понятия «звонкий», «глухой», «твердый», «мягкий» согласный звук.
  2. Формировать зрительный образ букв, обозначающих звуки: «Г» «ГЬ» и «К», «КЬ».
  3. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  4. Упражнять в составлении предложений по схемам.
  5. Продолжать учить печатать буквы в тетради в клеточку.
  6. Продолжать формировать фиксированный выдох.
  7. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах.

1

18

Звуки «В» и «ВЬ». Буква В.

  1. Познакомить со звуками «В», «ВЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Закреплять понятия «звонкий», «твердый», «мягкий» согласный звук.
  3. Упражнять в делении слов на части.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Формировать форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

19

Звуки «Ф» и «ФЬ». Буква Ф.

  1. Познакомить со звуками «Ф», «ФЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «глухой» согласный звук.
  3. Упражнять в делении слов на части, ориентировке на листе бумаги в клеточку.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Продолжать учить делить слова на слоги  и практически определять количество слогов в словах.
  7. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

20

Звуки «С» и «СЬ». Буква С.

  1. Познакомить со звуками «С», «СЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «глухой» согласный звук.
  3. Упражнять в составлении схем предложений, делении слов на части, ориентировке на листе бумаги в клеточку.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Развивать мышление, общую, артикуляционную и мелкую моторику, графо-моторные навыки.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

12

21

Звуки «З» и «ЗЬ». Буква З.

  1. Познакомить со звуками «З», «ЗЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «звонкий», согласный звук.
  3. Упражнять в составлении схем предложений,  делении слов на части, ориентировке на листе бумаги в клеточку.
  4. Упражнять в дифференциации звуков по твердости-мягкости, звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

22

Согласные звуки и буквы  Ж, Ш

  1. Познакомить со звуками «Ш», «Ж», формировать зрительный образ букв, обозначающих эти звуки; упражнять в умении составлять эти буквы из отдельных деталей.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «звонкий», «глухой» согласный звук, упражнять в звуковом анализе слов.
  3. Упражнять в умении делить слова на части и практически определять количество частей в словах.
  4. Упражнять в согласовании числительных с существительными.
  5. Упражнять в составлении предложений по схемам, ориентировке на листе бумаги в клеточку.
  6. Продолжать формировать форсированный выдох.
  7. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения, умение выслушать вопрос и дать полный ответ, договариваться и работать в парах.

1

23

Звуки «Х» и «ХЬ». Буква Х.

  1. Познакомить со звуками «Х», «ХЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «глухой» согласный звук.
  3. Упражнять в составлении схем предложений,  делении слов на части, уствновлении причинно-следственных связей.
  4. Упражнять в дифференциации звуков по твердости-мягкости, звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

24

Звук и буква Ц

  1. Познакомить со звуком «Ц», формировать зрительный образ буквы Ц.
  2. Упражнять в умении давать характеристику звукам.
  3. Упражнять в составлении схем предложений,  умении устанавливать причинно-следственные связи.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

13

25

Звук и буква Щ.

  1. Познакомить со звуком «Щ», формировать зрительный образ буквы Щ.
  2. Закреплять понятия: «мягкий», «глухой» согласный звук.
  3. Упражнять в составлении предложений по заданной схеме, делении слов на части, ориентировке на листе бумаги.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

26

Звук и буква Ч.

  1. Познакомить со звуком «Ч», формировать зрительный образ буквы Ч.
  2. Закреплять понятия: «мягкий», «глухой» согласный звук.
  3. Упражнять в составлении предложений по заданной схеме, делении слов на части, ориентировке на листе бумаги.
  4. Упражнять в звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов, умении согласовывать прилагательные с существительными разного рода.
  5. Продолжать формировать форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную и мелкую моторику
  7. Упражнять в умении давать характеристику звукам.
  8. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

27

Звуки «Р» и  «РЬ». Буква Р.

  1. Познакомить со звуками «Р», «РЬ», формировать зрительный образ буквы, обозначающей эти звуки.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «звонкий»,  согласный звук.
  3. Упражнять в составлении предложений с заданными словами по схеме,  делении слов на части.
  4. Упражнять в дифференциации звуков по твердости-мягкости, звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  5. Упражнять в умении сочетать фиксированный и форсированный выдох.
  6. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки, мышление
  7. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах, договариваться.

1

28

Звук и буква Й

  1. Познакомить со звуком «Й», формировать зрительный образ буквы Й.
  2. Закреплять понятия: «мягкий», «звонкий» согласный звук.
  3. Упражнять в составлении предложений и их схем, звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов, подборе слов-признаков к словам-предметам.
  4. Упражнять в умении сочетать фиксированный и форсированный выдох.
  5. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  6. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

14

29

Гласные буквы:

Я, Е, Ё, Ю

  1. Познакомить с буквами: Я, Е, Ё, Ю, формировать зрительный образ этих букв, понятие о том, что они служат для смягчения согласных.
  2. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «звонкий»,  «глухой» согласный звук, гласный звук.
  3. Упражнять в составлении предложений и их схем, звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов, подборе слов-признаков к словам-предметам.
  4. Упражнять в умении сочетать фиксированный и форсированный выдох.
  5. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  6. Воспитывать навыки организованного поведения.

1

30

Закрепление пройденного материала

  1. Закреплять понятия: «твердый», «мягкий», «звонкий»,  «глухой» согласный звук, гласный звук.
  2. Упражнять в составлении предложений и их схем, звуковом анализе слов, звуко-буквенном анализе слогов.
  3. Упражнять в умении сочетать фиксированный и форсированный выдох.
  4. Развивать общую, артикуляционную моторику, графо-моторные навыки.
  5. Воспитывать навыки организованного поведения, умение работать в парах.

1

15

Организационный раздел

  1. Организационные условия деятельности. Ожидаемые результаты

Данная  программа рассчитана на детей в возрасте 6-7 лет.

Продолжительность образовательного процесса по данной программе – 8 месяцев.

Формы занятий – подгрупповые, режим занятий – 1 (30 минут) подгрупповое  занятие  в неделю. Всего 30 занятий.

Структура каждого занятия построена на основе системно-деятельностного подхода:

  1. Введение в ситуацию (организация детей).
  2. Создание проблемной ситуации, постановка цели, мотивирование к деятельности.
  3. Проектирование решения проблемной ситуации.
  4. Выполнение действий.
  5. Подведение итогов, анализ деятельности.

Ожидаемым результатом по реализации данной программы будет создание предпосылок для формирования грамотного письма и профилактики различных видов дисграфии, так же создание предпосылок для формирования навыка чтения (правильность, наличие смысловой догадки, понимание прочитанного), профилактики дислексии.

Данная программа может быть рекомендована учителя-логопедам; воспитателям дошкольных образовательных организаций; педагогам дополнительного образования, работающих с детьми дошкольного возраста.

16

Литература

  1. Бардышева Т.Ю., Моносова Е.Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная группа. М: ООО Издательство «Скрипторий», 2011.
  2. Бортникова Е.Ф. Готовимся к школе. Тетрадь 1. – Екатеринбург: ООО «КнигоМир», 2011.
  3. Газатулина Д.Х. Русский язык в играх: Развитие внимания, памяти, фонематического слуха, мышления и воображения на занятиях по русскому языку. – СПб: «Акцидент», 1996.
  4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. – М.: ТЦ Сфера. 2011.
  5. Жукова Н.С. Букварь. - М: Издательство «Эксмо», 2009.
  6. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М: «Акалис» 1996.
  7. Медеева И.Г. Школа до школы. Тетрадь. Часть 1,2,3,4. – М: Издательство «Адонис», 2013.
  8. Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада/Под ред. Ф.А.Сохина. – М.:Просвещение, 1991.
  9. Созонова Н.Н.,Куцина Е.В.,Хрушкова Н.Г. Фонетические рассказы и сказки (для детей 5-7 лет). Тетрадь.Часть 1,2,3. – Екатеринбург: ООО «Литур-опт», 2013.
  10. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М: «Просвещение», 2010.
  11. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи: (Из опыта работы) /Под ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1983.

17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.

На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

Материалы по самообразованию на тему: «Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»

Материалы по самообразованию на тему:«Обучение грамоте старших дошкольников с ОНР»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...