Главные вкладки

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе. Путешествие в Африку.
    план-конспект занятия на тему

    Потапова Татьяна Сергеевна

    На занятии дети вместе с Лисёнком и Ёжиком путешествуют по Африке. Знакомятся с жителями этого континента, выполняя различные интересные задания.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  АДМИНИСТРАЦИИ Г. КЛИМОВСКА  М. О.

    Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение

                                                      ц е н т р   р а з в и т и я  р е б ё н к а

    д е т с к и й  с а д  №  1 7  « Ч е  б у р а ш к а »

    Конспект занятия

    по подготовке к обучению грамоте

    в старшей группе

    «Путешествие в Африку»

    Составила и провела:

    Воспитатель

     МБДОУ №17 «Чебурашка»

    Потапова Т.С.

    Климовск

    2012 г.

    ЗАДАЧИ:

    • активизировать лексический запас по теме «Животные жарких стран»;
    • учить соотносить предложенное описание с объектом и чётко называть объект, учить отгадывать загадки;
    • развивать монологическую речь;
    • учить строить рассказ по опорным вопросам;
    • закреплять навык словоизменения;
    • развивать грамматический строй речи;
    • учить образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами во множественном числе;
    • развивать фонематические представления: учить понимать термины «звук» и «буква», учить соотносить звуки с буквами;
    • учить согласовывать движения с речью;
    • способствовать развитию мелкой моторики;
    • развивать тактильные ощущения;
    • развивать координацию движения;
    • воспитывать жалость, сочувствие и любовь к животным.

    СЛОВАРЬ:

    Африка, пустыня Сахара, жгутик, черепашонок.

    ОБОРУДОВАНИЕ:

    1. картинки с изображением животных жарких стран;
    2. звуковые квадратики;
    3. мешочки с песком, тазик с песком;
    4. цветная бумага, салфетки, ножницы, клей;
    5. запись мелодии песенки Красной Шапочки А.Рыбникова.

    ХОД ЗАНЯТИЯ:

    Организационный момент.

    -Посмотрите,  ребята, что-то Ёжик с Лисёнком совсем загрустили. Они мне сказали по секрету, что им холодно и они мечтают о лете.  Ребята, какое время года у нас сейчас на дворе? (зима) А как нам прямо сейчас можно оказаться  в самом тёплом времени года? (по волшебству) А вы бы хотели бы оказаться сию минуту в жарких странах? (да)

     

    Звучит песенка Красной Шапочки (минусовка)

    - Дети, вы узнали песенку и кто её поёт? (Красная Шапочка) Вспомните, куда можно прийти, по мнению героини, если долго-долго бежать по тропинке? (в Африку) А что это за страна? (там очень жарко, в Африке есть самая большая пустыня Сахара) А что  такое пустыня? (это когда много песка вместо земли) Ну что поедем в Африку? (да)

        Упражнение на релаксацию и координацию.

     

    - Представим, что мы в Африке, идём по бесконечным песчаным тропинкам.

    Дети (без обуви) бегут змейкой по мешочкам с песком.

    - А теперь оставим следы на песке.

    Дети подходят к тазу с песком и ладошками пробуют оставить след.

    - А кто ещё ходит по песку в Африке? (верблюды, львы, черепахи)

     

        Загадки о животных

    - Но ведь в жарких странах, и в Африке в том числе, живут и другие животные. Попробуй те их угадать.

    Он высокий и пятнистый,

    С длинной, длинной шеей,

    И питается он листьями –

    Листьями деревьев.   (жираф)

              Очень много силы в нём,

              Ростом он почти что с дом.

              У него огромный нос,

              Будто нос лет тыщу рос. (слон)

    Этот зверь усатый,

    Грозный полосатый.

    Он похож немножко

    На большую кошку. (тигр)

    В реках Африки живёт

              Злой зелёный пароход!

              Кто б навстречу не поплыл,

              Всех проглотит …  (крокодил)

     Кто один имеет рог?

     Отгадайте … (носорог)

              Удивляется народ:

              По реке бревно плывёт.

              У него большой живот.

              Кто же это? … (бегемот)

     Уж очень вид у них чудной:

     У папы локоны волной,

      А мама ходит стриженой.

      На что она обижена?... (лев и львица)

              Кто из всех зверей на свете

              Так заботится о детях?

              Носит в сумке детвору

              Австралийский … (кенгуру)

      Пёстрой лентой притворяясь,

      В зелени травы скользя,

      Извиваясь, изгибаясь,

      По земле ползёт … (змея)

              Этот зверь раскрашен броско

              В чёрно-белую полоску.

              Под степным высоким небом

              В Африке пасутся … (зебры)

       С визгом прыгают по веткам

       И резвятся, словно детки,

       На качелях из лианы

       Ввысь взлетают … (обезьяны)

       Физкультминутка  (2раза)

    Дети встают  в  круг

       Я – страусёнок молодой,

       Заносчивый и гордый.

       Когда сержусь, я бью ногой,

       Мозолистой и твёрдой.

    Дети ходят по кругу, сцепив руки за спиной, задрав кверху голову,

    Высоко поднимая ноги. При ходьбе поочерёдно совершают ударяющие движения ногами.

        Когда пугаюсь, я бегу,

        Вытягивая шею.

        А вот летать я не могу

        И петь я не умею.

    Бегут по кругу вытянув шеи, руки за спиной. Разводят руками.

          Игра «Назови детёнышей»

    - Как называются детёныши у …

        Слона – (слонята)

        Льва – (львята)

        Тигра – (тигрята)

        Лев – (львята)

        Верблюд – (верблюжата)

        Осёл – (ослята)

        Страус – (страусята)

        Кенгуру – (кенгурята)

           Беседа

    - Ребята, кто из этих животных живёт на земле, на деревьях, в воде? Какие птицы живут в жарких странах? Чем питаются обезьяна, попугай, верблюд, жираф? Почему носорога так называют? Кто из этих животных приносят пользу людям?

    - Мудрая Сова просила вам рассказать, что:

    • Кенгуру носит своих детёнышей в кармане на животе;
    • Черепахи и змеи, чтобы вывести детёнышей, откладывают яйца;
    • Тело черепахи и носорога покрыто прочным панцирем.

         Игра «Звуковые квадратики»

    - А сейчас приготовьте квадратики и отгадайте загадку.

          Живёт спокойно – не спешит,

          На всякий случай носит щит,

          Под ним, не зная страха,

          Гуляет … (черепаха)

    - Сложите из  звуковых квадратиков слово «ЧЕРЕПАХА». Сколько в нём слогов? (4 слога)  Как вы узнали? (сколько в слове гласных, столько и слогов) какой слог ударный? (слог –ПА-) в этом слове есть согласный звук, который может быть только мягким, что это за звук? (звук «Ч»)

    -  Как называют детёныша черепахи? (разные ответы) Это черепашонок.

         Пальчиковая игра – аппликация.

    - Мы сейчас из бумаги, салфетки и песка сделаем черепашонка. Это детёныш сухопутной черепахи, поэтому он будет жить в песке.

    1. Вырежем кружки трёх размеров.

    2. Скатаем из салфетки три комочка.

    3. Приклеим поочерёдно сначала комочек, затем большой кружок, потом комочек и средний кружок, наконец комочек и маленький кружок.

    4. Приклеиваем головку.

    5. А теперь клеем промажем вокруг животного,  возьмём песок и посыплем на клей.

          Личностное ориентирование.    

     

    - Скажите каким у вас получился черепашонок? (ответы детей) А вы знаете, что он ищет друзей? Я думаю , что в каждом из вас он найдёт настоящих друзей.

         Составление рассказа.

    - Попробуем придумать рассказ о том, как черепашонок искал друзей.

       Примерные вопросы:

    1. Где нашли малыша?

    2. Чем он занимался?

    3. Кого он встретил?

    4. Что с ними случилось?

    5. Как они сумели преодолеть трудности?

    Дети придумывают сюжет.

    Подводим итоги.

    - Интересно ли вам было на занятии? Что нового вы для себя узнали? С какими трудностями столкнулись.

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие игры и развлечения со словами. – Москва: ООО ИКТЦ Лада, 2006.
    2. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – Москва: Просвещение, 1991.
    3. Богуславская З.И., Смирнова Е.О. Развивающие игры. – Москва: Просвещение, 1991.
    4. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. Под редакцией Венгера Л.А. – Москва: Просвещение, 1973.
    5. Косинова Е.М., Гимнастика для развития речи. – Москва: ООО Библиотека Ильи Резника, ООО Эксмо, 2003.
    6. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. // Под редакцией Гербовой В.В. – Москва: Просвещение, 1983.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»

    Конспект  итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте  в старшей группе «Путешествие за солнечными лучиками»....

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук «Ш»- твёрдый согласный звук. Буквы Ш,ш.

    Краткое содержание: в данном занятии представлены коррекционно-развивающие, речевые и дидактические игры и упражнения, наглядный материал позволяющие познакомить детей с новым звуком и буквой, которая...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ТНР на тему: «Звуки П-Пь»

    Занятие по теме "Звуки П-Пь" в старшей группе компенсирующей направленности с персонажем Почтальон Печкин. Материал, включённый в задания способствует уточнению характеристики звуков П-Пь, а также диф...

    Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск

    Цели занятия:1.      Повторение букв.2.      Закрепление навыка послогового чтения.3.      Закрепление навыка звуко-буквенног...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

    Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

    Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе

    Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группеЦель: освоение звукового анализа слова.Задачи.1. Закрепить знание о звуках и буквах, умение различать гласные звуки и буквы гласных.2. Про...